ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Методика обучения работе с бумагой и картоном в начальной школе
Научный руководитель
доктор педагогических наук, профессор,
Тагариев, Р.З.
«___» ___________ 2009 г.
Бирск 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Технология и методика обучения учащихся начальных классов
1.1 Методика обучения технологии учащихся начальных классов
1.2 Методика обучения учащихся начальных классов работе с бумагой и картоном
1.3 Инструменты, приспособления и инвентарь уроков трудового обучения
Глава 2. Методика проведения уроков технологии по работе с бумагой и картоном в 1 классе
2.1 Перспективно-тематический план
2.2 Развернутые сценарии уроков технологии
2.3 План-конспект уроков
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Актуальность. В системе образования особое место занимает начальная ступень обучения, в которой закладывается фундамент будущих знаний. Переход к рыночным отношениям, который обусловил коренные изменения в обществе, требует нового подхода к воспитательным функциям общеобразовательной школы и естественно, совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Значение и функции начальной школы в системе непрерывного образования определяются не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и, в первую очередь, непреходящий, неповторимой ценностью этой ступени в становлении и развитии личности ребенка. В связи с этим основной функцией начальной ступени является формирование интеллектуальной, эмоциональной, деловой коммуникативной готовности учащихся к активно-деятельному взаимодействию с окружающим миром.
Вопросами трудового обучения и воспитания учащихся школ занимались такие видные ученые, как Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, А.В.Луначарский, С.Л.Рубинштейн.
Трудовое обучение - обязательное условие и составная часть обучения, воспитания и развития ребенка на начальной ступени общеобразовательной школы реализуется средствами разнообразной урочной и внеурочной деятельности учащихся. Цель трудового обучения - воспитание личности учащихся на основе формирования трудовой деятельности.
Объект исследования - учебный процесс в контексте раздела «Работа с бумагой и картоном»
Предмет исследования - применение методов и приемов обучения учащихся начальных классов работе с бумагой и картоном.
В связи с актуальностью данной проблемы была определена цель курсовой работы - изучить методику работы с бумагой и картоном в начальной школе.
Гипотеза: трудовое обучение учащихся технологии по работе с бумагой и картоном будет эффективным если:
- учитель будет владеть современной теорией и практикой трудового обучения учащихся начальных классов.
- создана хорошая материальная база для процесса трудового обучения.
- труд будет рассматриваться как средство развития личности учащихся.
В соответствии с целью были намечены следующие задачи исследования:
- проанализировать существующие педагогические подходы к применению технологии по работе с бумагой и картоном;
- определить роль и место данного педагогического объекта в структуре образовательного процесса обучения технологии;
- разработать методические материалы, позволяющие показать значимость процесса технологии по работе с бумагой и картоном в обучении учащихся начальных классов .
Методы исследования:
- анализ теоретических источников по теме исследования;
- наблюдение, беседа;
- анализ работы учащихся.
Теоретическая значимость работы заключается в определении гностической сущности методики технологии по работе с бумагой и картоном, которые могут быть использованы в процессе обучения и конкретизации развития творческих способностей учащихся начальных классов.
Практическая значимость: разработанная методика технологии, перспективно-тематический план и развернутые сценарии и план - конспекты уроков по работе с бумагой и картоном могут быть использованы в работе учителей, студентов - практикантов, а так же руководителями кружков дополнительного образования и родителей.
Глава 1. Технология и методика обучения учащихся общеобразовательных школ
1.1 Методика обучения технологии
Технология, с позиций социализации учащихся, занимает ключевое место в системе общего образования. По базисному учебному плану (далее БУП) ее изучение начинается в начальной школе, продолжается на ступени основного общего образования и завершается на базовом или профильном уровне на старшей ступени общего образования. Обеспечивает в системе общего образования формирование у школьников технологической компетентности. Способствует развитию способностей к созидательной, преобразовательной деятельности, подготовке к решению практических задач.
В системе начального обучения трудовая деятельность является одним из важных факторов развития ребенка: нравственного, умственного, физического, эстетического.
Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважения к людям труда и другие ценные качества, способствующие усвоению требований жизни и утверждению в ней.
Целью курса технологии в начальных классах - развитие творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Эта цель обуславливает следующие задачи:
- развитие сенсорных и умственных способностей, нравственное, эстетическое, экономическое и экологическое воспитание;
- формирование склонностей и интересов, воспитания поведения учащихся;
- формирование у учащихся практических навыков художественной обработки различных материалов, конструирования и моделирования, обращение с простейшими орудиями труда; развитие творческой самодеятельности, элементов технического мышления;
- целенаправленного и систематического формирования умений, навыков планирования трудовых действий, самостоятельного и взаимного контроля оценки своего и чужого труда, самообслуживания и др.
Программой трудового обучения в начальной школе предусмотрено знакомство учащихся с различными видами труда, а именно:
- сельскохозяйственными трудом;
- бытовым трудом;
- основами художественной обработки различных материалов;
- трудом самообслуживания;
- техническим трудом и техническим моделированием.
Деятельностный подход к построению процесса обучения технологии (труду) является основной характерной особенностью этого учебного предмета. Это способствует формированию у младших школьников не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.
Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов (деталей конструктора) и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета технологии являются: практико-ориентированная направленность содержания обучения; применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач; применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
В процессе обучения технологии в начальной школе реализуются следующие цели:
· развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
· освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
· овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
· воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом 2004 г. учебный предмет «Технология (Труд)» изучается во всех классах начальной школы, тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и преемственность в обучении между начальным и основным звеном образования.
В новом федеральном компоненте государственного стандарта по технологии для начального общего образования выделены следующие содержательные линии, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: общетрудовые знания, умения и способы деятельности, технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности), домашний труд, практика работы на компьютере.
Особое место в содержании курса трудового обучения занимает раздел «Основы художественной обработки различных материалов», он включает в себя овладение учащимися простейшими способами и приемами работы с различными материалами (глина, песок, металл, древесина, природные материалы, кожа, мех и др.), имеет направленность на приобщение детей к различным видам народных промыслов, развитие творческих способностей и эстетическое воспитание младших школьников.
В процессе изучения курса технологии у детей формируется понятие о технологии, как:
* мастерстве, умении выполнять интересные творческие задания;
* процессе превращения ненужных материалов и сырья в нужный продукт;
* способах преобразования человеком того, что дает ему природа для жизни;
* способах создания условий для комфортной (удобной) жизни;
* науке о преобразовании материалов, сырья и энергии в необходимый продукт.
В начальных классах учащиеся знакомятся с технологическими процессами изготовления различных изделий, учатся находить рациональный и кратчайший путь к решению учебных и жизненных практических задач. Это дает возможность быстро перейти от репродуктивного к продуктивному, творческому обучению, а также сформировать умения и навыки, необходимые для дальнейшего технологического образования.
В начальных классах учащиеся впервые знакомятся с новым видом работ - проектной деятельностью. Свой первый творческий проект ребята выполняют на основе приведенного в учебнике примера творческого проекта.
1.2 Методика обучения школьников технологии по работе с бумагой и картоном
Большинство уроков труда в начальных классах посвящены работе с бумагой и картоном. Бумага и картон сами по себе - кладовые фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.
Изготовление игрушек, поделок из бумаги и картона - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. На важность использования бумаги в деятельности ребенка обращал внимание А.С. Макаренко. Он указывал, что материалы (бумага глина, дерево, и т.д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру… В игрушке - материал есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».
Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, постепенно рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими, это очень важно.
Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Труд с бумагой и картоном оказывает большое внимание на умственное развитие учащихся, на развитие их мышления, внимания. Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения.
Труд по изготовлению поделок из бумаги и картона способствует развитию личности учащихся, воспитанию их характера. Изготовление игрушки требует определенных волевых усилий. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Бумага и картон - самые распространенные и доступнее в обработке материалы. В процессе работы с ними учащиеся получают представление об их производстве, видах, свойствах, об использовании в быту и технике, о профессиях людей, связанных с получением бумаги и картона и их обработкой.
Формирование у учащихся практических умений по обработке данных материалов осуществляется в процессе изготовления изделий. С дошкольного периода детям известны приемы резания бумаги ножницами, соединения деталей клеем. В начальной школе учащиеся расширяют знания и осваивают умений по разметке деталей из бумаги и картона сгибанием по шаблону, с Помощью измерительных инструментов, приемы резания картона ножом, различные способы оформления изделий аппликацией, окрашиванием, с использованием других видов материалов.
Бумага и картон - материалы, при работе с которыми закладываются основы графической грамотности. Учащиеся получают общее представление о техническом рисунке, эскизе, чертеже, учатся понимать простейшие чертежи (эскизы) и выполнять по ним разметку.
В основу программ по обработке бумаги и картона положена определенная последовательность практических заданий, которые включают в себя группы изделий, сходные по конструктивным особенностям и технологическим операциям. Младшие школьники изготавливают следующие виды изделий: игрушки, открытки, сувениры, панно, дидактический материал простейшие наглядные пособия, блокноты, книжки-малютки др.
Развитию технического мышления школьников способствует включение в различные этапы урока наблюдении; с последующим, обобщением опыта, решение задач по совершенствованию технологического процесса изготовления предложенного учителем изделия или его конструкции с последующим внесением, изменений в технологический процесс.
Данный раздел; может быть расширен по усмотрению учителя за счет времени, отведенного на дополнительные виды работ, например на ремонт и переплет книг, работу с папье-маше и другие виды обработки бумаги и картона, доступные младшим школьникам.
Раздел учебника «Мы работаем с бумагой» предусматривает проведение уроков, на которых школьники узнают о производстве бумаги, ее свойствах и видах; приобретут новые навыки ее обработки; познакомятся с новыми элементами графической грамоты.
В 1 классе учащиеся проделали и ряд опытов и наблюдений. Выясняют, что бумага, как древесина и ткань, является волокнистым материалом; учатся определять направление волокон в бумаге, использовать знание ее свойств при выполнении практических работ.
Пополнение и систематизация знаний учащихся о бумаге и картоне, их отличительных свойствах способствует специально организуемые учителем наблюдения, беседы, простейшие опыты и лабораторные работы. Подобная, пусть еще очень элементарная, исследовательская деятельность учащихся по изучению свойств обрабатываемых материалов помогает детям более сознательно подходить к процессу конструирования и изготовления изделий, выбор материалов для практических работ, правильному использованию этих материалов при изготовлении деталей изделий.
В процессе всей этой познавательной деятельности учащихся узнают, что человек научился придавать различным материалам нужные ему свойства, например: делать бумагу более или менее плотной или гладкой. Свойства бумаги обычно классифицируется, объединяясь в группы по разным признакам. В вопросах ознакомления младших школьников с важнейшими элементарными свойствами бумаги и картона нет необходимости в усвоении подробной и точной классификации всех свойств, равно как можно допустить и некоторые упрощения в определениях и практических характеристиках этих свойств.
В 1 классе учащиеся знакомятся с понятиями «чертеж», «линия чертежа» при выполнении работ в технике оригами. Узнают названия и назначения некоторых линий, умеют их распознавать.
Разметка простейших графических изображений на уроках технологии в 1-4 классах производится с помощью карандашей, линейки, угольника, чертежного циркуля.
Цель изучения этой темы - научить детей анализировать геометрическую форму плоской детали, выполнять графические построения на глаз и от руки, повторить и закрепить простейшие правила нанесения размеров на чертежи, этапы построения эскизов.
Обучение учащихся приемам анализа геометрической формы плоских деталей базируется на знаниях детей о форме плоских геометрических фигур, полученных в дошкольных учреждениях.
В работе с бумагой и картоном предусмотрено учитывает соблюдение правил безопасности труда с учениками техники работы с доской, простым карандашом, линейкой, ножницами, иголкой, кисточкой. Организация рабочего места и выполнение требований личной гигиены.
Большое место в организации трудовой деятельности учащихся на уроках по работе с бумагой и картоном и выработке навыков трудовой культуры занимают «Правила рабочего человека»:
- каждый работает за своим рабочим столом;
- прежде чем начать работу, правильно подготовить рабочее место;
- во время работы держи рабочее место в порядке;
- береги инструменты и материалы;
- всегда думай, как сделать работу лучше, быстрее и аккуратней;
- кончил работу - убери рабочее место быстро и аккуратно.
Повседневная работа учителя по данным «Правилам» повышает познавательные и воспитательные результаты уроков труда.
Перечень основных трудовых умений, знаний и навыков учащихся 1 класса при работе с бумагой и картоном:
- должны уметь читать технические рисунки изделий и эскизы разверток. Размечать, разрезать ножницами, сгибать, склеивать, сшивать нитками. Отделывать изделия красками, аппликациями. Подготовить рабочее место и соблюдать «Правила рабочего человека».
- должны знать виды бумаги, ее применение в различных отраслях хозяйства, основные свойства (толщина, прочность, цвет, отношение к влаге). Технические рисунки и эскизы разверток, работа по шаблону. Инструменты и приспособления для работы с бумагой (линейка, угольник, ножницы). Правила техники безопасности и пользования ими.
1.3 Инструменты, приспособления и инвентарь уроков трудового обучения
Программы и методические пособия к урокам трудового обучения учитывают разнообразные условия, в которых работают учителя, они предполагают на выбор варианты изделий и работ, которые выполнимы в обычных классах. Однако это в определенной мере ограничивает развитие трудового обучения, которое полностью соответствовало бы возрастным возможностям учащихся и современным требованиям научно-технического прогресса.
В принципе материальное оснащение уроков трудового обучения должно, с одной стороны, удовлетворять гигиеническим нормам и эстетическим требованиям, с другой - наилучшим образом способствовать формированию у детей представлений, умений, привычек и внутреннего стремления самостоятельно выполнять требования трудовой культуры.
В практике существует несколько направлений в решении вопросов комплектования и хранения инструментов, приспособлений и материалов. Одни педагоги хранят все инструменты в специальных шкафах или на стеллажах, комплектуя каждый вид на весь класс. Перед уроком трудового обучения в зависимости от вида труда, содержание работ учитель вместе с дежурными раскладывает необходимые на данный урок инструменты и материалы.
Оборудование для работы бумагой и картоном на уроках технологии: основное конечно бумага и картон, линейка (250Х30), угольник, циркуль, карандаш простой, ножницы (тупоконечные), нож переплетный малый с укороченным клинком, шило канцелярское с укороченной иглой, гладилки, подкладной лист, кисточки и баночка для клея, кисть для покраски, пресс переплетный, игла канцелярская, фальцлинейка.
Бумага и картон -- самые доступные материалы. Сортов бумаги очень много. Они отличаются друг от друга прочностью и плотностью, толщиной, гладкой или шероховатой поверхностью, цветом и другими качествами. В кружке наибольшее применение найдут следующие сорта бумаги:
Газетная бумага -- наиболее дешевая и распространенная. Она имеет слегка шероховатую поверхность, быстро изнашивается и трется на изгибах, сильно впитывает клей и всякую влагу. Но для многих работ газетная бумага имеет то преимущество, что она прочно склеивается в несколько слоев. Поэтому, например, бумажные трубки лучше всего делать из газетной бумаги, эта же бумага наиболее пригодна и для изделий из папье-маше.
Писчая бумага в изделиях применяется чаще всего. Она проклеена, поэтому прочнее газетной, хорошо окрашивается, меньше боится влаги, имеет гладкую (глазированную) поверхность. Из писчей бумаги можно делать различные модели, ею хорошо оклеивать картон. Нужна она и для переплетных работ.
Чертежная бумага -- самая прочная и плотная. Поверхность ее шероховатая, клеить ее труднее, чем писчую бумагу, зато лучше и легче раскрашивать.
Цветная альбомная бумага особенно необходима для работ в кружке. Ею почти всегда можно заменить писчую. Альбомная бумага бывает гладкая и шероховатая, разной плотности и цветов. Этим сортом бумаги часто оклеивают самодельные переплеты книг и другие картонные изделия. Однако для оклейки лучше все же применять специальную переплетную бумагу, которая окрашена только с одной стороны и имеет глянцевую поверхность.
Цветная глянцевая бумага более пригодна для оклейки коробок, а для оклейки книжных переплетов -- мраморная, с пестрым узорчатым или полосатым рисунком.
Папиросная бумага, тонкая, прозрачная, также будет полезна для некоторых работ.
Толстую бумагу, если 1 квадратный метр ее весит больше 250 граммов, называют картоном.
Сорта картона можно различить по его цвету.
Белый картон легко резать, но он очень непрочный, ломкий, часто расслаивается. Изделия из него для прочности обычно оклеивают бумагой. Этот картон сильно впитывает клей и коробится. Пользоваться им следует только для мелких изделий и для переплетов небольших брошюр.
Желтый картон гораздо прочнее белого, гибкий, хорошо режется, не коробится от клея. Он применяется для всевозможных работ.
Серый картон прочнее белого и желтого, но его трудно резать, так как нож быстро тупится о песчинки, которых много в массе этого картона. Серый картон хорош для изготовления больших вещей, когда требуется особенная прочность.
Цветной картон -- тонкий, гибкий и с глянцевитой поверхностью разных цветов, легко обрабатывается и имеет красивый вид. Из него хорошо делать аккуратные небольшие вещи, папки и переплеты брошюр. Оклеивать такой картон не приходится.
Желательно, чтобы учащиеся располагали для своих работ несколькими сортами бумаги и картона.
Для работ с бумагой и картоном на уроке технологии инструменты потребуются очень несложные.
Основной инструмент -- это нож. Наиболее удобен специальный переплетный или сапожный нож, наглухо насаженный на рукоятку, не складывающийся. Лезвие ножа, а особенно конец его, должно быть хорошо наточено. Хороший нож для работ с картоном можно сделать из обломка полотна слесарной ножовки.
Кроме ножа, потребуются ножницы -- обыкновенные швейные или изогнутые; линейка -- металлическая, в крайнем случае из пластмассы, Деревянная линейка пригодна для разметки, но неудобна при резке бумаги или картона.
Учащиеся могут сами сделать полезное приспособление для разглаживания складок на сгибах бумаги -- гладилку, или косточку. На рисунке 1 (7) изображены гладилки разной формы. Гладилку выстрагивают ножом из дубовой или буковой дощечки или же вытачивают напильником из кусочка органического стекла, из ручки старой зубной щетки, поломанной расчески, толстого целлулоида. Поверхность гладилки делают с обеих сторон немного выпуклой посредине, края -- тонкие, но не острые, а слегка закругленные. Готовую гладилку зачищают шкуркой и на точильном бруске.Чтобы при резке бумаги и картона не портить крышку стола, на нее кладут подрезную доску. Длина доски -- не менее 45 сантиметров, ширина -- 30--35 сантиметров. Подрезную доску лучше всего взять не сосновую, а березовую или липовую. Поверхность доски тщательно строгают, делают гладкой и ровной. У одного длинного края ее прибивают невысокий упор -- гладко выстроганную рейку. Подрезную доску можно заменить прямоугольным куском фанеры.
Разметка простейших графических изображений на уроках технологии в 1-4 классах производится с помощью карандашей, линейки, угольника, чертежного циркуля.
Рис. 1. Инструменты и приспособления для работы с бумагой и картоном:
1 -- ножи (внизу самодельный, из полотна ножовки); 2 -- ножницы; 3 -- линейка металлическая; 4 -- кисти для клейстера и клея; 5 -- подрезная доска; 6 -- кругорез; 7 -- гладилки.
Простые карандаши имеют различную твердость и соответствующую этому маркировку: Т, 2Т, 3Т - твердые карандаши; ТМ - карандаши средней твердости; М, 2М, 3М - мягкие карандаши.. Для разметки деталей из бумаги и картона лучше использовать карандаши средней твердости, а для древесины и ткани - твердые карандаши.
Чертежи следует вначале выполнять в «тонких линиях» - карандашом Т, а затем производить необходимую обводку более мягкими карандашами М, 2М. При работе карандаш нужно немного наклонять в сторону движения и плотно прижимать его к боковой стороне шаблона (трафарета) или линейки.
Желательно, чтобы на уроках технологии учащиеся использовали для разметки и построения графических изображений деревянные или пластмассовые линейки. Металлические линейки предназначены в основном для слесарных работ по металлу и, кроме того, имеют шкалу на нижней части, что может запутать детей. Наиболее удобная длина линейки - 30 см, так как она соответствует габаритным размерам листов цветной и альбомной бумаги.
Угольник также должен быть пластмассовым или деревянным.
Типичные ошибки учащихся начальных классов при работе с линейкой и угольником: дети часто измеряют не от нулевого деления, а от единицы или от левого конца линейки; во время работы прижимают линейку не в середине, а с краю, при этом она сдвигается.
Линейку при проведении прямых линий удобнее всего располагать горизонтально, так как при этом хорошо видны все риски и цифры на ней. При вертикальном расположении тень от нее может закрывать точки разметки, деления уменьшаются в перспективе, а цифры недостаточно хорошо видны. Горизонтальные линии проводят слева направо, а вертикальные и наклонные - снизу вверх. Карандаш немного наклоняют в сторону движения руки.
Глава 2. Методика проведения уроков технологии по работе с бумагой и картоном в 1 классе
2.1 Перспективно-тематический план
При разработке календарных планов по каждому классу учитель должен опираться на основные требования реформы общеобразовательной и профессиональной школы, в которых сказано, что, для совершенствования содержания образования необходимо:
- предельно четко изложить основные понятия и ведущие идеи учебных дисциплин, обеспечить необходимое отражение в них новых достижений науки и практики;
- коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе; усилить политехническую направленность содержания образования; больше уделять внимания практическим и лабораторным занятиям, показу технологического применения законов физики, химии, биологии и других наук, создавая тем самым основу для трудового обучения и профессиональной ориентации молодежи;
- по каждому предмету и классу определить оптимальный объем умений и навыков, обязательных для овладения учащимися.
В методическом отношении возможны различные варианты планирования уроков трудового обучения, но при этом внимание учителя должно концентрироваться на том, чтобы с первых уроков начать продвижение детей в овладении целым комплексом программных знаний и умений, имеющим первоначальное политехническое значение. Любой урок при всем разнообразии методов его проведения должен обеспечить на каждом этапе выполнение всего или какой-то части комплекса требований программы трудового обучения.
При подготовке к занятиям планирование уроков трудового обучения занимает центральное место. Все методические, теоретические и практические задачи решаются учителем при составлении календарного плана на учебный год. В качестве примера приведем фрагмент из календарного плана (табл.1).
№ урока |
Тема и краткое содержание урока |
Образовательная цель урока |
Развивающая цель урока |
Воспитательная цель урока |
Тип урока |
Методы обучения |
Инструменты и приспособления |
Наглядность, ТСО |
Литература |
|
1. |
Аппликация «Полярная ночь». просмотр видеофильма. Беседа. Анализ образца. Правила техники безопасности. Гимнастика для пальчиков. Выполнение работы. Итог урока. |
познакомить с таким природным явлением, как северное сеяние, учить приёмам сгибания и складывания бумаги; учить выполнять аппликацию из цветной бумаги, закрепить знание свойств бумаги и картона; учить пользоваться ножницами, работатьс шаблонами. |
развивать умение вырезать детали, экономно расходуя бумагу, умение пользоваться клеем, развивать мелкую мускулатуру рук, воображение. |
воспитывать чувство прекрасного, расширять кругозор. |
урок изучения нового материала |
словесный, наглядный, практический |
видеомагнитофон, видеофильм «Северное сияние», картон, цветная бумага, цветной картон, клей, простые карандаши, ножницы, кисточка для клея, цветные карандаши, фломастеры. |
образец аппликации, картины ночных пейзажей, опорная схема, шаблоны деталей аппликации. |
Цирулик Н.А, Проснякова Т.Н. «Умные руки. Художественная обработка материалов», 1 класс |
|
2. |
Аппликация «Сбор урожая». Звучит аудиозапись. Беседа. Анализ образца. Правила техники безопасности. Гимнастика для пальчиков. Выполнение работы. Итог урока. |
закрепить знания о сезонных изменениях, учить выполнять аппликацию из цветной бумаги, закрепить знание свойств бумаги и картона; учить пользоваться ножницами, работать с шаблонами. |
развивать умение вырезать детали, экономно расходуя бумагу, умение пользоваться клеем, развивать мелкую мускулатуру рук, воображение |
воспитывать чувство прекрасного, и бережное отношение к природе. |
урок совершенствования и развития знаний, умений, навыков и способов действий |
словесный, наглядный, практический |
видеомагнитофон, видеофильм «Северное сияние», картон, цветная бумага, цветной картон, клей, простые карандаши, ножницы, кисточка для клея, цветные карандаши, фломастеры. |
образец аппликации, картины ночных пейзажей, опорная схема, шаблоны деталей аппликации. |
Цирулик Н.А, Проснякова Т.Н. «Умные руки. Художественная обработка материалов», 1 класс |
|
3. |
Изготовление игрушек -- елочных украшений. Беседа. Анализ образца. Правила техники безопасности. Гимнастика для пальчиков. Выполнение работы. Физкульт-минутка. Итог урока. |
Изготовление ёлочных украшений-игрушек, закреплять умения и навыки работы с бумагой: складывание, сгибание, резание. |
развивать внимание, воображение, творческие способности, развивать умение вырезать детали, экономно расходуя бумагу. |
Воспитание бережливости, аккуратности, внимания, коллективизма, привитие эстетического вкуса, любви к прекрасному, проявлять творчество в украшении своей поделки. |
урок совершенствования и развития знаний, умений, навыков и способов действий |
словесный, практический, наглядный. |
Цветная бумага, ножницы, клей, шаблоны, образцы готовых игрушек, мягкие игрушки зверят, искусственная ёлка, магнитная доска, магниты, берестяной кузовок. |
Таблицы “Правила работы с бумагой”, “Правила работы с ножницами”, “Игрушки-вертушки”, “Правила гигиены труда”, лозунг - девиз урока “Работать надо дружно!”, гирлянда - флажки “С Новым годом! ”, изображение старичка Лесовичка |
Цирулик Н.А, Проснякова Т.Н. «Умные руки. Художественная обработка материалов», 1 класс |
|
4. |
Формирование представлений о способе изготовления и оформления новогодней полумаски, закрепить навыки обработки разных видов бумаги, познакомить с приемами оформления полумаски. |
развивать абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, воображение, внимание, творческие способности детей. |
воспитывать положительные морально-волевые качества ребенка: инициативность, самостоятельность, предприимчивость. |
урок совершенствования и развития знаний, умений, навыков и способов действий |
словесный, практический, наглядный |
дырокол, цветной картон, тесьма, обрезки цветной бумаги, блестки, клей ПВА, простые карандаши, ножницы, кисточка для клея. |
таблицы “Звездочка обдумывания”, “Правила работы с ножницами”, стенд “Виды масок”, словарное слово “личина”: карточки слов “товар”, “реклама”, “бизнесмен”, “доход”, “спрос”, шаблоны: полумаски, цветы, звезды |
Цирулик Н.А, Проснякова Т.Н. «Умные руки. Художественная обработка материалов», 1 класс |
||
Изготовление новогодней полумаски. Сценка. Беседа. Анализ образца. Правила техники безопасности. Гимнастика для пальчиков. Выполнение работы. Итог урока. |
||||||||||
5. |
Аппликация. Мозаика «Бабочка». просмотр слайдов. Беседа. Анализ образца. Правила техники безопасности. Гимнастика для пальчиков. Выполнение работы. Итог урока. |
познакомить с понятием «мозаика» и техникой ее выполнения, учить выполнять аппликацию в технике мозаики из цветной бумаги, закрепить знание свойств бумаги и картона; учить пользоваться ножницами. |
развивать умение вырезать детали, экономно расходуя бумагу, умение пользоваться клеем, развивать мелкую мускулатуру рук. |
воспитывать чувство прекрасного, расширять кругозор. |
урок изучения нового материала |
словесный, практический, наглядный. |
видеомагнитофон, видеофильм «Северное сияние», картон, цветная бумага, цветной картон, клей, простые карандаши, ножницы, кисточка для клея, цветные карандаши, фломастеры. |
образец аппликации, картины ночных пейзажей, опорная схема, шаблоны деталей аппликации. |
Цирулик Н.А, Проснякова Т.Н. «Умные руки. Художественная обработка материалов», 1 класс |
|
6. |
Аппликация «Морская звезда». Отгадывание загадок. Беседа. Анализ образца. Правила техники безопасности. Гимнастика для пальчиков. Выполнение работы. Итог урока. |
учить выполнять работу в технике мозаики, ознакомить с морскими звездами, учить продолжать пользоваться технологическими картами, ножницами и клеем. |
развивать умение ровно вырезать детали, экономно расходуя бумагу, развивать мелкую мускулатуру рук, воображение. |
воспитывать аккуратность, дисциплинированность, эстетический вкус. |
комбинированный |
словесный, практический |
магнитофон, аудиозаписи песен о дружбе, цветная бумага, альбомный лист, клей, простые карандаши, ножницы, кисточка для клея. |
образец панно, технологические карты. |
Цирулик Н.А, Проснякова Т.Н. «Умные руки. Художественная обработка материалов», 1 класс |
|
7. |
Аппликация. Мозаика «Осеннее дерево». Беседа. Анализ образца. Правила техники безопасности. Гимнастика для пальчиков. Выполнение работы. Итог урока. |
закрепить теоретические знания о мозаике, учить выполнять аппликацию в технике мозаики из цветной бумаги, учить пользоваться ножницами. |
развивать умение вырезать детали, экономно расходуя бумагу, умение пользоваться клеем, развивать мелкую мускулатуру рук, воображение. |
воспитывать чувство прекрасного, и бережное отношение к природе. |
урок совершенствования и развития знаний, умений, навыков и способов действий |
словесный, практический, наглядный. |
цветная бумага, картон, клей, простые карандаши, ножницы, кисточка для клея, тряпочка для рук. |
карта поэтапного выполнения работы, иллюстрации деревьев в различные времена года. |
Цирулик Н.А, Проснякова Т.Н. «Умные руки. Художественная обработка материалов», 1 класс |
|
8. |
Оригами. Панно «Скоро лето» Эмоциональный настрой. Беседа. Анализ образца. Правила техники безопасности. Гимнастика для пальчиков. Выполнение работы. Итог урока. учить выполнять работу в технике оригами, учить пользоваться технологическими картами. |
развивать умение вырезать детали, развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, внимание, творческие способности детей. |
воспитывать дружеское отношение друг к другу. |
урок изучения нового материала |
словесный, практический |
магнитофон, аудиозаписи песен о дружбе, цветная бумага, альбомный лист, клей, простые карандаши, ножницы, кисточка для клея. |
образец панно, технологические карты. |
Цирулик Н.А, Проснякова Т.Н. «Умные руки. Художественная обработка материалов», 1 класс |
||
9. |
Оригами. Аппликации «Яблочко». Беседа. Анализ образца. Правила техники безопасности. Знакомство с условными обозначениями. Гимнастика для пальчиков. Выполнение работы. Итог урока. |
учить выполнять аппликации в технике оригами, закрепить знание свойств бумаги и картона; учить выполнять разметку деталей, пользоваться ножницами. |
развивать умение вырезать детали, экономно расходуя бумагу, развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление. |
воспитывать бережное отношение к природе, расширять кругозор. |
урок изучения нового материала |
словесный, практический, наглядный. |
картон, цветная бумага, цветной картон, клей, простые карандаши, ножницы, кисточка для клея. |
образцы аппликаций, иллюстрации гусениц. |
Цирулик Н.А, Проснякова Т.Н. «Умные руки. Художественная обработка материалов», 1 класс |
|
10. |
Коллективное панно - «Птицы на кормушке». Беседа. Анализ образца. Правила техники безопасности. Гимнастика для пальчиков. Выполнение работы. |
Закреплять приёмы сгибания и складывания бумаги; Сделать птиц в технике оригами; обобщить и дополнить знания детей о птицах; |
Развивать глазомер, точность выполнения изделия |
Воспитывать любовь к птицам, бережное отношение к ним, желание помочь; |
урок совершенствования и развития знаний, умений, навыков и способов действий |
словесный, наглядный, практический |
ПК, мультимедиум, картон, бумаги, клей ПВА, простые карандаши, ножницы, кисточка для клея. |
слайды о птицах, инструкционные карты, кроссворд на плакате, шаблон кормушки для птиц |
Цирулик Н.А, Проснякова Т.Н. «Умные руки. Художественная обработка материалов», 1 класс |
|
Итог урока. |
||||||||||
2.2 Развернутые сценарии уроков технологии
УРОК № 1
Раздел программы: Работа с бумагой и картоном
Тема: Оригами. Аппликации «Яблочко»
Класс: 1 класс
Время работы: 45 минут
Цели урока:
Образовательная: учить выполнять аппликации в технике оригами, закрепить знание свойств бумаги и картона; учить выполнять разметку деталей, пользоваться ножницами.
Развивающая: развивать умение вырезать детали, экономно расходуя бумагу, развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, расширять кругозор.
Тип урока: урок изучения нового материала
Основной метод проведения урока: словесный, практический, наглядный.
Оборудование: картон, цветная бумага, цветной картон, клей, простые карандаши, ножницы, кисточка для клея.
Дидактический материал к учебному занятию: образцы аппликаций, иллюстрации гусениц.
Место проведения: класс
Ход урока
I. Организационный момент. (4 мин)
1. Организация рабочего места
2. Вводная часть
а) Беседа
У. Посмотрите на иллюстрации. Кого вы видите? (Гусениц.)
Учитель показывает фотографии гусениц.
У. Каких гусениц вы видите? Дети описывают гусениц по иллюстрациям.
У. Где можно встретить гусениц? (На деревьях, кустарниках, цветах)
Чем питаются гусеницы? (Листьями деревьев.)
3. Дополнительный материал
У. Гусеница - это личинка бабочки. Она интенсивно питается, растет и линяет. После нескольких линек превращается в куколку, а затем в бабочку. Многие гусеницы вредители садов и огородов, лесов и парков.
4. Постановка целей и задач урока
У. Откройте страницу 24. Рассмотрите образцы поделок, которые на ней изображены. Что вы видите? (Аппликация «Яблочко», «Последний листок»)
Сегодня на уроке вы будете выполнять одну из этих аппликаций пo вашему желанию.
II. Работа над темой (12 мин)
1. Анализ образца
У. Какие материалы потребуются для выполнения этих аппликаций? (Цветная бумага; картон для основания.)
Какие инструменты потребуются при работе? (Ножницы)
Каким клеем вы будете пользоваться? (Клеем ПВА или «карандашом)
Какие детали, имеющиеся для двух разных аппликаций выполняются одинаково? (Гусеница - аппликация «Яблочко» и забор - аппликация «Последний листок».)
2. Правила техники безопасности
Дети повторяют основные правила безопасной работы ножницами и клеем.
3. Знакомство с условными обозначениями
У: Откройте учебник на странице 25.
Какие условные знаки, принятые в оригами, вы видите; (Складывание «горкой» , складывание «долиной», «складка», «перевернуть» .)
Как вы думаете, почему у этих знаков такое название?
III. Гимнастика для пальчиков (2 мин)
Пальчик наш привык к порядку,
Утром делает зарядку:
Раз наклон и два наклон -
Вот как ловко скачет он.
Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают мизинец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Упражнение повторить 2-3 раза.</ p>
IV. Ход выполнения работы (20 мин)
1. Выполнение аппликации
1. Подготовить основание для работы, используя цветной картон.
2. Выполнить разметку деталей.
3. Вырезать полоску и свернуть ее «гармошкой».
4. Отрезать уголки, согласно выбранной аппликации.
5. Обвести шаблоны и вырезать детали.
6. Разложить детали на основании. Приклеить.
2. Практическая часть
Самостоятельная работа учащихся. Индивидуальная помощь учителя.
V. Физкультминутка (2 мин)
Время для проведения физкультминутки учитель определяет по работоспособности класса.
Все привыкли мы к порядку;
Устали -сделаем зарядку:
Раз наклон и два наклон -
А потом впёред поклон.
Мы немного отдохнем
И работать все начнем.
VI. Практическое использование работы (2 мин)
В качестве подарка, для оформления кабинета.
VII. Итог урока (3 мин)
1. Беседа
У. Какую технику вы использовали при изготовлении аппликации?
Что нового узнали?
Чему научились?
2. Выставка работ
УРОК № 2
Раздел программы: Работа с бумагой и картоном
Тема: Аппликация «Морская звезда»
Класс: 1 класс
Время работы: 45 минут
Цели урока:
Образовательная: учить выполнять работу в технике мозаики, ознакомить с морскими звездами, учить продолжать пользоваться технологическими картами, ножницами и клеем.
Развивающая: развивать умение ровно вырезать детали, экономно расходуя бумагу, развивать мелкую мускулатуру рук, воображение.
Воспитательная: воспитывать аккуратность, дисциплинированность, эстетический вкус.
Тип урока: комбинированный
Основной метод проведения урока: словесный, практический
Оборудование: магнитофон, аудиозаписи песен о дружбе, цветная бумага, альбомный лист, клей, простые карандаши, ножницы, кисточка для клея.
Дидактический материал к учебному занятию: образец панно, технологические карты.
Место проведения: класс
Ход урока
I. Организационный момент (5 мин)
1. Организация рабочего места
2. Вводная беседа
а) Отгадывание загадок
Они есть на небе...
Сверкают, горят:
Ночью их видно.
А днем не видать. (Звезды)
Спустилась она
С высокого неба.
В море живет
И по дну ползет. (Морская звезда)
3. Дополнительный материал
У. Во всех морях и океанах нашей планеты обитают морские животные, которые люди называют морскими звездами. По своему внешнему виду они, действительно, напоминают пятиконечную звезду: Морских звезд насчитывают около 500 видов. Морские звезды - хищники. Они охотнее всего поедают моллюсков и поэтому считаются злейшими врагами устриц. Рот у морских звезд находится на нижней части тела. Лучи - их очень подвижны и достигают 30 см, на каждом из которые расположены присоски. Когда звезда ползет, то один из лучей приподнят и выставлен вперед, чтобы смотреть, ведь на каждом из лучей у морской звезды расположен глаз. Эти животные окрашены в яркий цвет и обитают в морях на глубине 300-400 м.
Дети рассматривают иллюстрации с изображением морских звезд.
Просмотр отрывка из видеофильма «Подводный мир» о разновидностях морских звезд.
4. Постановка целей и задач урока
У. Сегодня на уроке вы должны выполнить аппликацию морской звезды, стараясь передать форму и цвет этих животных.
II. Работа над темой (7 мин)
1. Анализ образца
У. Посмотрите на готовые образцы (с. 19) с использованием поролоновой губки и без нее.
Какой материал нам потребуется для ее выполнения?
(Картон для основания, цветная бумага, кусочки цветного поролона.)
Какие инструменты будем использовать на уроке? (Ножницы)
2. Правила техники безопасности
Дети повторяют основные правила безопасной работы с ножницами и клеем.
III. Ход выполнения работы (5 мин)
1. Выполнение аппликации-мозаики из цветной бумаги.
1) Обвести шаблон морской звезды со страницы 46 учебника и вырезать.
2) Обвести полученный шаблон на цветном листе.
3) Приклеить к основанию.
4) Нарвать цветную бумагу на маленькие кусочки.
5) Нанести клей ПВА по контуру морской звезды
6)Приклеить кусочки цветной 6умаги.
2. Выполнение аппликации, с использованием поролона
1) Обвести шаблон морской: звезды со страницы 46 учебника и вырезать.
2) Обвести полученный шаблон на цветном листе.
3) Нарисовать и вырезать из цветной бумаги камни и водоросли.
4) Разложить детали на основании.
5) Приклеить детали к основанию.
6) Доработать аппликацию, используя черный фломастер.
7) Нарезать поролон различных цветов мелкими кусочками.
8) Нанести клей ПВА по контуру морской звезды.
9) Разложить кусочки цветного поролона, прижимая их к основанию пальцами.
IV. Гимнастика для пальчиков (2 мин)
Звезды на небе сверкали.
Вдруг в морскую воду упали.
А на дне морском они
Быстро - быстро вдруг пошли.
Дети ставят руки на локти и поднимают кисти рук вверх, потрясывая пальчиками. Затем опускают руки на парты, ставят на подушечки пальцем и как бы шагают по очереди и правой и левой рукой одновременно. Упражнение повторить 2-3 раза.
V. Работа над темой (15 мин)
1. Практическая часть
Самостоятельная работа учащихся по опорными схемам. Индивидуальная помощь учителя.
VI. Физкультминутка (2 мин)
Время для проведения физкультминутки учитель определяет по работоспособности класса.
Волны по морю гуляют
(Руки в стороны, опускают и поднимают руки)
Морских животных подгоняют.
Рыбы плавниками машут,
(Руки к плечам, движения вверх-вниз согнутыми руками)
Морские звезды на дне пляшут.
(Руки на пояс, присесть и встать.)
VII. Практическое использование работы (3 мин)
Аппликация может являться в качестве подарка для друга, пособием на уроках окружающего мира или природоведения поместить на стену как картину и т.д.
VII. Выставка работ (2 мин)
VIII. Гимнастика для глаз (2 мин)
У: Посмотрите на самую яркую морскую заезду. Не поворачивая головы, переведите взгляд на голубую, красную и т.д.
IХ. Итог (3 мин)
У.Какие материалы вы использовали на уроке для выполнения работы?
Какой этап урока вам оказался самым интересным? Почему?
УРОК № 3
Раздел программы: Работа с бумагой и картоном
Тема: Изготовление новогодней полумаски
Класс: 1 класс
Время работы: 45 минут
Цели урока:
Образовательная: Формирование представлений о способе изготовления и оформления новогодней полумаски, закрепить навыки обработки разных видов бумаги, познакомить с приемами оформления полумаски.
Развивающая: развивать абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, воображение, внимание, творческие способности детей.
Воспитательная: воспитывать положительные морально-волевые качества ребенка: инициативность, самостоятельность, предприимчивость.
Тип урока: урок совершенствования и развития знаний, умений, навыков и способов действий
Основной метод проведения урока:
Оборудование: дырокол, цветной картон, тесьма, обрезки цветной бумаги, блестки, клей ПВА, простые карандаши, ножницы, кисточка для клея.
Дидактический материал к учебному занятию: таблицы “Звездочка обдумывания”, “Правила работы с ножницами”, стенд “Виды масок”, словарное слово “личина”: карточки слов “товар”, “реклама”, “бизнесмен”, “доход”, “спрос”, шаблоны: полумаски, цветы, звезды;
Место проведения: класс
Ход урока.
I. Организационный момент. Постановка темы урока. (3 мин)
· Сегодня специально для вас я приготовила сюрприз. (В класс входит ученица, на лице у нее маска).
· Эту девочку вы хорошо знаете. Кто это? (Дети пытаются отгадать, кто перед ними).
· Почему такой простой вопрос вызывает у вас затруднение? (Затрудняемся ответить, так как на девочке маска, она скрывает лицо).
· А хотите узнать? (Ученица снимает маску).
· Вы догадались, что сегодня на уроке будем изготавливать? (Изготавливать маску).
· Сегодня вы не только сами сделаете маску, проявив фантазию и свои творческие способности, но и узнаете много интересного.
II. Актуализация знаний. (6 мин)
Для чего нужна маска? (Маска нужна для защиты лица, для того чтобы не узнавали, для маскарада).
Маска имеет свою историю. В России ее использовали в театрах и называли личиной, так как накладывали на лицо, и она помогала представить какой-либо персонаж. И сейчас мы можем видеть на сцене театра, на занавесе две маски: трагическая (грустная) и комическая (веселая). Они являются символом театра. В России масками (личинами) пользовались, главным образом, скоморохи - бродячие певцы, музыканты, акробаты, комедианты. Они веселили народ на ярмарках.
В Древней Греции, откуда театр взял начало, маска заменяла грим.
Но маску использовали и в жизни, и совсем не для праздников - под ней скрывали свои лица пираты и искатели приключений. Такую маску изготавливали из папье-маше в Древней Индии, а затем в Японии.
В Западной Африке маски своеобразные: там их вырезают из стволов деревьев высотой до трех метров и весом до 16 кг. Такие деревянные маски зачастую выполняли и роль оберегов - оберегали, охраняли от злых сил и болезней.
- Где сегодня применяют маску и людям каких профессий она необходима? (Во время ответов детей учитель обращает внимание на стенд, на котором показаны разные виды масок: респиратор - для штукатуров-маляров, шлем - для вратаря, повязка - для врача и так далее).
- Сегодня мы будем говорить о масках праздничных, карнавальных. Как вы думаете, почему? (Приближается Новый год).
- Маска является одним из атрибутов новогодних праздников.
Учитель демонстрирует две маски, изготовленные в разные годы.
-Раньше маски делали из картона и папье-маше. Сейчас в современной технологии применяют новые материалы - различные полимеры. Раньше маски изготавливали на больших предприятиях, сейчас чаще всего их производством занимаются частные предприниматели - бизнесмены. Каждый из них должен так поставить свое дело, чтобы оно приносило доход, окупало его затраты.
- Поднимите руку, кто из вас хотел бы изготовить карнавальную маску.
- Мы будем изготавливать полумаску.
- В чем отличие маски от полумаски? (Скрывает часть лица, человеку легче общаться).
III. Анализ будущего изделия с опорой на “Звездочку обдумывания”(4 мин)
В тетрадях сделайте эскиз своего оформления маски.
Проанализируйте эскиз своего изделия, опираясь на “звездочку обдумывания”.
Несколько учащихся анализируют эскизы по факторам, влияющим на выполнение изделия, его качества.
Учитель помогает учащимся анализировать свое изделие наводящими вопросами. .
- К концу нашего урока должно получиться изделие, - какое? (Полумаска).
- Подумайте и решите, где вы будете использовать полумаску? (на празднике в школе, дома, сюрприз для родителей, подарить другу).
- Из каких частей состоит полумаска? (из основы и завязки).
Основу маски вы сделаете по шаблону. Для крепления маски используем шляпную резинку, закрепляя ее в отверстиях.
-Какие материалы и инструменты будут использованы для изготовления полумаски? (цветной картон - для основы; цветная бумага, блестки, тесьма - для оформления; дырокол - сделать отверстия; ножницы).
- Вспомните и восстановите по опорным словам правила работы с ножницами (правая часть таблицы по мере ответов открывается).
“..концами вверх” |
Не держи ножницы концами вверх. |
|
“… в открытом виде” |
Не оставляй ножницы в открытом виде. |
|
“…в сторону товарища” |
Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами в сторону товарища. |
|
“… за пальцами левой руки” |
При работе следи за пальцами левой руки. |
|
- Можем ли мы изменить форму полумаски? Как? (При оформлении можно увеличить размер полумаски или сделать ее объемной).
- Цветовое решение выберите сами.
Показ учителем образцов полумасок.
- Помните: изделие цениться своей простотой, оно должно быть интересным, оригинальным.
В ходе обсуждения будущего изделия учитель стимулирует поиск детей, помогает отобрать и обосновать рациональные идеи.
IV. План работы. Планирование трудовых действий. (7 мин)
- Закройте глазки, представьте, какую бы полумаску вы хотели изготовить.
-Подумайте, чем будет являться полумаска, изготовленная для продажи? (Товаром)
При затруднении ответа на вопрос можно использовать ребус.
- Что нужно сделать, чтобы товар пользовался спросом? (Разрекламировать его).
- Зачем нужна реклама? (Привлечь покупателя, чтобы узнали о товаре)
- Придумайте к своей полумаске название и рекламу к ней.
Зачитывается план работы.
План
1. Заготовить все материалы.
2. Разметить очки, вырезать.
3. Отрезать тесьму.
4. Приклеить, соединить очки и тесьму (Собрать).
5. Украсить полумаску по собственному желанию.
- Приступаем к работе. Я уверена, что у вас все получиться.
V. Практическая работа. (17 мин)
В процессе выполнения учитель осуществляет контроль за правильностью и качеством выполнения работ. При необходимости оказывает помощь, которая выражается в пояснении, напоминании, конкретизации фактов.
В конце практической работы учитель может надеть на себя маску и прочитать рекламную фразу, этим дать импульс детям для создания своей рекламной фразы.
Моя маска лучше всех
Вызывает в классе смех.
- Вы сейчас улыбнулись - вот и еще одно назначение маски.
VI. Презентация изделий. (3 мин)
Самооценочная и оценочная деятельность учащихся осуществляется с опорой на алгоритм.
- Кто хочет рассказать о своей полумаске, зачитать рекламные фразы к ней?
Алгоритм
1. Прочность.
2. Надежность.
3. Композиционная завершенность.
4. Удобство в использовании.
5. Оригинальность.
6. Цветовое решение.
7. Личная и общественная потребность в изделии.
Одноклассники отмечают лучшие и оригинальные находки в оформлении полумаски.
VII. Подведение итогов. (5 мин)
Обыгрывание масок.
- Давайте поиграем. Наденьте полумаски, покажите друг другу (Звучит музыка).
- На лесной полянке росли цветы (выходят дети в полумасках цветов). Все они были очень красивы, казалось, они улыбаются каждому. Поэтому посмотреть на них прилетали бабочки (выходят дети в полумасках бабочек), и даже из леса прилетел ворон. Наступает ночь. На небе появляются яркие звезды. Выходит звездочет. И всем предсказывает веселый Новый год.
- Поздравьте друг друга с Новым годом.
Наступает Новый год.
Что он людям принесет?
У каждого, кто трудится,
Кто честен, добр и смел,
Пускай желанье сбудется,
Чего б он не хотел.
2.3 План-конспект уроков технологии
УРОК № 1
Раздел программы: Работа с бумагой и картоном
Тема: Аппликация «Полярная ночь»
Класс: 1 класс
Время работы: 45 минут
Цели урока:
Образовательная: познакомить с таким природным явлением, как северное сеяние, учить приёмам сгибания и складывания бумаги;
учить выполнять аппликацию из цветной бумаги, закрепить знание свойств бумаги и картона; учить пользоваться ножницами, работать с шаблонами.
Развивающая: развивать умение вырезать детали, экономно расходуя бумагу, умение пользоваться клеем, развивать мелкую мускулатуру рук, воображение.
Воспитательная: воспитывать чувство прекрасного, расширять кругозор.
Тип урока: урок изучения нового материала
Основной метод проведения урока: словесный, практический, наглядный.
Оборудование: видеомагнитофон, видеофильм «Северное сияние», картон, цветная бумага, цветной картон, клей, простые карандаши, ножницы, кисточка для клея, цветные карандаши, фломастеры.
Дидактический материал к учебному занятию: образец аппликации, картины ночных пейзажей, опорная схема, шаблоны деталей аппликации.
Место проведения: класс
Ход урока
1. Организационный этап (1 мин);
2. Мотивационный этап (2 мин);
3. Сообщение темы и цели урока (1 мин);
4. Этап актуализации знаний (3 мин);
5. Изучение нового материала (11 мин);
6. Этап применения нового материала (22 мин);
7. Подведение итогов урока (3 мин);
8. Домашнее задание (2 мин).
УРОК № 2
Раздел программы: Работа с бумагой и картоном
Тема: Аппликация «Сбор урожая»
Класс: 1 класс
Время работы: 45 минут
Цели урока:
Образовательная: закрепить знания о сезонных изменениях, учить выполнять аппликацию из цветной бумаги, закрепить знание свойств бумаги и картона; учить пользоваться ножницами, работать с шаблонами.
Развивающая: развивать умение вырезать детали, экономно расходуя бумагу, умение пользоваться клеем, развивать мелкую мускулатуру рук, воображение.
Воспитательная: воспитывать чувство прекрасного, и бережное отношение к природе.
Тип урока: урок совершенствования и развития знаний, умений, навыков и способов действий
Основной метод проведения урока: словесный, практический, наглядный.
Оборудование: видеомагнитофон, видеофильм «Северное сияние», картон, цветная бумага, цветной картон, клей, простые карандаши, ножницы, кисточка для клея, цветные карандаши, фломастеры.
Дидактический материал к учебному занятию: образец аппликации, картины ночных пейзажей, опорная схема, шаблоны деталей аппликации.
Место проведения: класс
Ход урока
1. Организационный этап (1 мин);
2. Мотивационный этап (2 мин);
3. Сообщение темы и цели урока (1 мин);
4. Подготовка к выполнению трудового задания (6 мин);
5. Проверка готовности рабочих мест (3 мин);
6. Самостоятельное выполнение учащимися трудового задания (27 мин);
7. Подведение итогов урока (3 мин);
8. Домашнее задание. Уборка рабочих мест. (2 мин).
УРОК № 3
Раздел программы: Работа с бумагой и картоном.
Тема: Изготовление игрушек -- елочных украшений.
Класс: 1 класс
Время работы: 45 минут
Цели урока:
Образовательная: Изготовление ёлочных украшений-игрушек, закреплять умения и навыки работы с бумагой: складывание, сгибание, резание.
Развивающая: развивать внимание, воображение, творческие способности, развивать умение вырезать детали, экономно расходуя бумагу.
Воспитательная: Воспитание бережливости, аккуратности, внимания, коллективизма, привитие эстетического вкуса, любви к прекрасному, проявлять творчество в украшении своей поделки.
Тип урока: урок совершенствования и развития знаний, умений, навыков и способов действий
Основной метод проведения урока: словесный, практический, наглядный.
Оборудование: Цветная бумага, ножницы, клей, шаблоны, образцы готовых игрушек, мягкие игрушки зверят, искусственная ёлка, магнитная доска, магниты, берестяной кузовок.
Дидактический материал к учебному занятию: Таблицы “Правила работы с бумагой”, “Правила работы с ножницами”, “Игрушки-вертушки”, “Правила гигиены труда”, лозунг - девиз урока “Работать надо дружно!”, гирлянда - флажки “С Новым годом! ”, изображение старичка Лесовичка.
Место проведения: класс
Ход урока
1. Организационный этап (1 мин);
2. Мотивационный этап (2 мин);
3. Сообщение темы и цели урока (1 мин);
4. Подготовка к выполнению трудового задания (6 мин);
5. Проверка готовности рабочих мест (3 мин);
6. Самостоятельное выполнение учащимися трудового задания (27 мин);
7. Подведение итогов урока (3 мин);
8. Домашнее задание. Уборка рабочих мест. (2 мин).
УРОК № 4
Раздел программы: Работа с бумагой и картоном
Тема: Изготовление новогодней полумаски
Класс: 1 класс
Время работы: 45 минут
Цели урока:
Образовательная: Формирование представлений о способе изготовления и оформления новогодней полумаски, закрепить навыки обработки разных видов бумаги, познакомить с приемами оформления полумаски.
Развивающая: развивать абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, воображение, внимание, творческие способности детей.
Воспитательная: воспитывать положительные морально-волевые качества ребенка: инициативность, самостоятельность, предприимчивость.
Тип урока: урок совершенствования и развития знаний, умений, навыков и способов действий
Основной метод проведения урока: словесный, практический, наглядный
Оборудование: дырокол, цветной картон, тесьма, обрезки цветной бумаги, блестки, клей ПВА, простые карандаши, ножницы, кисточка для клея.
Дидактический материал к учебному занятию: таблицы “Звездочка обдумывания”, “Правила работы с ножницами”, стенд “Виды масок”, словарное слово “личина”: карточки слов “товар”, “реклама”, “бизнесмен”, “доход”, “спрос”, шаблоны: полумаски, цветы, звезды;
Место проведения: класс
Ход урока
1. Организационный этап (1 мин);
2. Мотивационный этап (2 мин);
3. Сообщение темы и цели урока (1 мин);
4. Подготовка к выполнению трудового задания (6 мин);
5. Проверка готовности рабочих мест (3 мин);
6. Самостоятельное выполнение учащимися трудового задания (27 мин);
7. Подведение итогов урока (3 мин);
8. Домашнее задание. Уборка рабочих мест. (2 мин).
УРОК № 5
Раздел программы: Работа с бумагой и картоном
Тема: Аппликация. Мозаика «Бабочка»
Класс: 1 класс
Время работы: 45 минут
Цели урока:
Образовательная: познакомить с понятием «мозаика» и техникой ее выполнения, учить выполнять аппликацию в технике мозаики из цветной бумаги, закрепить знание свойств бумаги и картона; учить пользоваться ножницами.
Развивающая: развивать умение вырезать детали, экономно расходуя бумагу, умение пользоваться клеем, развивать мелкую мускулатуру рук.
Воспитательная: воспитывать чувство прекрасного, расширять кругозор.
Тип урока: урок изучения нового материала
Основной метод проведения урока: словесный, практический, наглядный.
Оборудование: видеомагнитофон, видеофильм «Северное сияние», картон, цветная бумага, цветной картон, клей, простые карандаши, ножницы, кисточка для клея, цветные карандаши, фломастеры.
Дидактический материал к учебному занятию: образец аппликации, картины ночных пейзажей, опорная схема, шаблоны деталей аппликации.
Место проведения: класс
Ход урока
1. Организационный этап (1 мин);
2. Мотивационный этап (2 мин);
3. Сообщение темы и цели урока (1 мин);
4. Этап актуализации знаний (3 мин);
5. Изучение нового материала (11 мин);
6. Этап применения нового материала (22 мин);
7. Подведение итогов урока (3 мин);
8. Домашнее задание (2 мин).
Урок № 6
Раздел программы: Работа с бумагой и картоном
Тема: Аппликация «Морская звезда»
Класс: 1 класс
Время работы: 45 минут
Цели урока:
Образовательная: учить выполнять работу в технике мозаики, ознакомить с морскими звездами, учить продолжать пользоваться технологическими картами, ножницами и клеем(Приложение 1,2).
Развивающая: развивать умение ровно вырезать детали, экономно расходуя бумагу, развивать мелкую мускулатуру рук, воображение.
Воспитательная: воспитывать аккуратность, дисциплинированность, эстетический вкус.
Тип урока: комбинированный
Основной метод проведения урока: словесный, практический
Оборудование: магнитофон, аудиозаписи песен о дружбе, цветная бумага, альбомный лист, клей, простые карандаши, ножницы, кисточка для клея.
Дидактический материал к учебному занятию: образец панно, технологические карты.
Место проведения: класс
Ход урока
1. Организационный этап (1 мин);
2. Сообщение темы и цели урока (2 мин);
3. Опрос учащихся по изученному материалу (3 мин);
4. Изложение нового материала (10 мин);
5. Вводный инструктаж (2 мин);
6. Вводное выполнение приемов практической работы (5 мин);
7. Самостоятельная практическая работа учащихся (16 мин);
8. Текущее инструктирование учителя (3 мин);
9. Подведение итогов урока (3 мин);
УРОК № 7
Раздел программы: Работа с бумагой и картоном
Тема: Аппликация. Мозаика «Осеннее дерево»
Класс: 1 класс
Время работы: 45 минут
Цели урока:
Образовательная: закрепить теоретические знания о мозаике, учить выполнять аппликацию в технике мозаики из цветной бумаги, учить пользоваться ножницами.
Развивающая: развивать умение вырезать детали, экономно расходуя бумагу, умение пользоваться клеем (Приложение 2), развивать мелкую мускулатуру рук, воображение.
Воспитательная: воспитывать чувство прекрасного, и бережное отношение к природе.
Тип урока: урок совершенствования и развития знаний, умений, навыков и способов действий
Основной метод проведения урока: словесный, практический, наглядный.
Оборудование: цветная бумага, картон, клей, простые карандаши, ножницы, кисточка для клея, тряпочка для рук.
Дидактический материал к учебному занятию: карта поэтапного выполнения работы, иллюстрации деревьев в различные времена года.
Место проведения: класс
Ход урока
1. Организационный этап (1 мин);
2. Мотивационный этап (2 мин);
3. Сообщение темы и цели урока (1 мин);
4. Подготовка к выполнению трудового задания (6 мин);
5. Проверка готовности рабочих мест (3 мин);
6. Самостоятельное выполнение учащимися трудового задания (27 мин);
7. Подведение итогов урока (3 мин);
8. Домашнее задание. Уборка рабочих мест. (2 мин).
УРОК № 8
Раздел программы: Работа с бумагой и картоном
Тема: Оригами. Панно «Скоро лето»
Класс: 1 класс
Время работы: 45 минут
Цели урока:
Образовательная: учить выполнять работу в технике оригами, учить пользоваться технологическими картами.
Развивающая: развивать умение вырезать детали, развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, внимание, творческие способности детей.
Воспитательная: воспитывать дружеское отношение друг к другу.
Тип урока: урок изучения нового материала
Основной метод проведения урока: словесный, практический
Оборудование: магнитофон, аудиозаписи песен о дружбе, цветная бумага, альбомный лист, клей, простые карандаши, ножницы, кисточка для клея.
Дидактический материал к учебному занятию: образец панно, технологические карты.
Место проведения: класс
Ход урока
1. Организационный этап (1 мин);
2. Мотивационный этап (2 мин);
3. Сообщение темы и цели урока (1 мин);
4. Этап актуализации знаний (3 мин);
5. Изучение нового материала (11 мин);
6. Этап применения нового материала (22 мин);
7. Подведение итогов урока (3 мин);
8. Домашнее задание (2 мин).
8. Домашнее задание.
УРОК № 9
Раздел программы: Работа с бумагой и картоном
Тема: Оригами. Аппликации «Яблочко»
Класс: 1 класс
Время работы: 45 минут
Цели урока:
Образовательная: учить выполнять аппликации в технике оригами, закрепить знание свойств бумаги и картона; учить выполнять разметку деталей, пользоваться ножницами.
Развивающая: развивать умение вырезать детали, экономно расходуя бумагу, развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, расширять кругозор.
Тип урока: урок изучения нового материала
Основной метод проведения урока: словесный, практический, наглядный.
Оборудование: картон, цветная бумага, цветной картон, клей, простые карандаши, ножницы, кисточка для клея.
Дидактический материал к учебному занятию: образцы аппликаций, иллюстрации гусениц.
Место проведения: класс
Ход урока
1. Организационный этап (1 мин);
2. Мотивационный этап (2 мин);
3. Сообщение темы и цели урока (1 мин);
4. Этап актуализации знаний (3 мин);
5. Изучение нового материала (11 мин);
6. Этап применения нового материала (22 мин);
7. Подведение итогов урока (3 мин);
8. Домашнее задание (2 мин).
УРОК № 10
Раздел программы: Работа с бумагой и картоном
Тема: Коллективное панно - «Птицы на кормушке».
Класс: 1 класс
Время работы: 45 минут
Цели урока:
Образовательная: Закреплять приёмы сгибания и складывания бумаги;
Сделать птиц в технике оригами; обобщить и дополнить знания детей о птицах;
Развивающая: Развивать глазомер, точность выполнения изделия;
Воспитательная: Воспитывать любовь к птицам, бережное отношение к ним, желание помочь;
Тип урока: урок совершенствования и развития знаний, умений, навыков и способов действий
Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический
Оборудование: ПК, мультимедиум, , картон, бумаги, клей ПВА, простые карандаши, ножницы, кисточка для клея.
Дидактический материал к учебному занятию: слайды о птицах, инструкционные карты, кроссворд на плакате, шаблон кормушки для птиц
Место проведения: класс
Ход урока
1. Организационный этап (1 мин);
2. Мотивационный этап (2 мин);
3. Сообщение темы и цели урока (1 мин);
4. Подготовка к выполнению трудового задания (6 мин);
5. Проверка готовности рабочих мест (3 мин);
6. Самостоятельное выполнение учащимися трудового задания (27 мин);
7. Подведение итогов урока (3 мин);
8. Домашнее задание. Уборка рабочих мест. (2 мин).
Заключение
Трудовое обучение в начальных классах ставит целью сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, т.е. учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя.
В задачу учителя входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении изделия, поделки, сколько в обеспечении условий, при котором потенциал учащегося будет использован полностью. Для этого учителю необходимо помнить об особенностях деятельности учащегося на уроке труда, включающей в себя как равнозначные интеллектуальный и моторный компоненты. То есть на уроке должна быть организованная часть, направленная на обеспечение понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в поделку, причем на теоретическую часть урока должно отводится втрое меньше времени, чем на практические действия.
Актуальность данной проблемы особенно значима в деятельности учителей начальных классов, ответственных во многом за духовное, умственное, нравственное, эстетическое развитие учащихся.
В результате практической работы стало очевидным, что процесс выполнения работ с бумагой и картоном очень увлекательный. У ребенка формируется особое видения мира природы, его изучение и собственное преобразование.
Методика работ с бумагой и картоном в школе имеет свою особенность, специфичность в подборе технологий, материалов инструментов. Знание основ теории и практики данного вида работ учителем, позволяет ему грамотно планировать, творчески и увлекательно строить педагогический процесс.
На основе анализа литературы и практического опыта учителей была разработана система уроков, в которой отражены особенности работы с бумагой и картоном в 1 классе по трудовому обучению. В систему включены различные темы видов работ с бумагой и картоном, например: составление аппликации, оригами, мозаики, и которые могут быть использованы в работе учителей начальных классов, студентов - практикантов.
Список литературы
1. Адаменко, А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков М., 2003. - с. 38-40.
2. Алексеев, В.Е. Организация технического творчества учащихся М. 2004., - с. 23-38.
3. Бабанский, Ю.К. Педагогика М, Просвещение, 2004. - с. 33-37.
4. Баранов, С.П. Принципы обучения. М, 2005. - с. 44.
5. Ильина, Т.А. Педагогика школы. М, 2002. - с. 18-22.
6. Казанский, Н.Г. Дидактика. М, 2004. - с.33.
7. Каиров, И.А. Педагогическая энциклопедия. М, 2004. - с. 122.
8. Кокеткин, П. П. и др. Комский, Д.М. Основы теории творчества. Екатеринбург, 2003. - с. 28-45.
9. Крутецкий, В.А. Психология - М., 2004.- с. 11-28.
10. Лаврушина, А.А. Обучение технологии через творческое проектирование// Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы III региональной научно-практической конференции.- Ульяновск: ИПК ПРО, 2004. - с.119-120.
11. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности - М, 2004. - с. 66.
12. Махмутов, М.И. Современный урок. Вопросы теории - М, 2002. - с. 37-40.
13. Основы педагогического мастерства. Подласый, И.П. Педагогика. В 2 кн. - М, 2002. - с.98-104.
14. Онищук, В.А. Урок в современной школе - М, 2002. - с. 58-60.
15. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие.
16. Пожидаева, С.П. Курсовые и выпускные квалификационные работы на факультете технологии и предпринимательства (методические рекомендации). - Бирск: гос. соц-пед. Акад., 2007.- с. 43.
17. Скакун, В.А. Методика производственного обучения. Ч. 1-2 - М, 2002.
18. Скаткин, М.Н. Дидактика средней школы - М, 2003. - с. 17-24.
19. Цирулик, Н.А, Проснякова, Т.Н. «Умные руки. Художественная обработка материалов», 1 класс
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Техника безопасности на уроках технологии
На уроках трудового обучения детям приходится иметь дело с режущими инструментами, неправильное обращение с которыми сопряжено с порезами и ранениями. Травмы возможны не только при резке и прокалывании материалов, но и при выполнении ряда других трудовых операций, например, при варке клея, выпиливании и др.
Строгое выполнение правил техники безопасности служит надежной гарантией предупреждения несчастных случаев. Поэтому знание правил обращения с инструментами и приспособлениями - обязательное условие для учителя и учащихся. С первых занятий необходимо знакомить учащихся с правилами техники безопасности и требовать неукоснительного их выполнения.
Правила "техники безопасности можно подразделить на общие, относящиеся к любым работам, и частные, касающиеся отдельных работ.
Общие правила техники безопасности
1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.
2. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.
3. Употребляй инструменты только по назначению. Не просверливай ножницами отверстия. Не забивай кусачками и плоскогубцами гвозди. Для вытаскивания гвоздей пользуйся не кусачками, а клещами.
4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.
5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.
6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить инструменты и оборудование навалом.
7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.
9. Не разговаривай во время работы.
10. Выполняй работу внимательно, не отвлекайся.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Правила обращения с ножницами
1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.
2. При работе внимательно следи за направлением резания.
3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держи ножницы лезвиями вверх.
5. Не оставляй ножницы с открытыми лезвиями.
6. Не режь ножницами на ходу.
7. Не подходи к товарищу во время работы.
8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.
9.Во время работы удерживай материал левой рукой таи, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.
Правила безопасной работы с клеем
1. При работе с клеем пользуйтесь кисточкой, если это требуется.
2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Производные финансовые инструменты и их функциональная роль в экономике |
Курсовая работа | Сроки и исковая давность в Гражданском праве РФ |
Курсовая работа | Социальное страхование |
Курсовая работа | Государственное регулирование внешнеторговой деятельности |
Курсовая работа | Процедура банкротства в целях финансового оздоровления предприятия |
Курсовая работа | Залог как мера пресечения |
Курсовая работа | Налог на доходы физических лиц |
Курсовая работа | Потребительское поведение |
Курсовая работа | Антимонопольная политика государства |
Курсовая работа | Правовые основы социальной защиты беспризорных и безнадзорных детей на примере Подразделения по делам несовершеннолетних г. Тында |
Курсовая работа | Окрашивание волос - способ "Мелирование" |
Курсовая работа | Валютная система Российской Федерации |
Курсовая работа | Экономическая теория налогообложения и налоговая политика государства |
Курсовая работа | Уголовное преследование |
Курсовая работа | Анализ эффективности использования основных фондов |