Содержание
Введение
1. Трудовое развитие личности старшеклассника
1.1 Психология и трудовое воспитание
1.2 Психологические особенности трудовой деятельности
1.3 Становление экономической компетентности у старших школьников
2. Исследование формирований ориентаций старшеклассников
2.1 Формирование гуманистических ориентаций
2.2 Формирование нравственных ценностей в новом информационном пространстве
2.3 Духовность как ценностная ориентация старшеклассников лицея
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Список сокращений
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Введение
Что же такое ценностные ориентации? «Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного. По мнению философии, ценностные ориентации, эта главная ось сознания обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов Философский энциклопедический словарь. М., 2001. С.732..». «Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры ее социальности… Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции; противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций - признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности…»
“Ценностные ориентации - это, прежде всего предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизненно организующих начал и не готовность или готовность вести себя в соответствии с ними… Ценностные ориентации, следовательно задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) через реализацию собственного «проекта жизни Всемирная энциклопедия: Философия / Глав. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.: Минск, 2001. С.1199».
Говоря образно, это пора смятений, открытий, утверждений, проверок и утрат. В это время самые светлые убеждения, вынесенные из детства, проходят суровые испытания. Оптимизм уступает место трезвой оценке. Сила неприятия в оценках сильнее, чем стремление и умение создавать свое, главный стимул поведения к деятельности - доверие и справедливая мера вознаграждения, подкрепляющее чувство собственного достоинства и независимость от окружающих. Сильное желание самовыражения, ирония как средство самозащиты.
Л.И. Божович подчеркивала, что выражая определенные отношения между людьми, нравственные нормы реализуются в любой деятельности, которая требует общения.
Усвоение юношей нравственного образа происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. Но усвоение этого нравственного образа не всегда проходит гладко. Совершая различные поступки, подросток больше поглощен частным содержанием своих действий. В результате он приучается вести себя соответственно данному частному образу, но не может осознавать его обобщенный нравственный смысл.
Процессы эти весьма глубинные, поэтому часто изменения, происходящие в области нравственности, остаются незамеченными ни родителями, ни учителями.
Нравственные убеждения возникают и оформляются, только в переходном возрасте, хотя основа для их возникновения была заложена гораздо раньше. В убеждении находит свое выражение более широкий жизненный опыт, проанализированный и обобщенный с точки зрения нравственных норм, и убеждения становятся специфичными мотивами поведения к деятельности школьников.
Одновременно с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность, позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему позицию. Особенно важным для подростка является мировоззренческий поиск, который включает в себя социальную ориентацию личности, т.е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.
Обзор результатов научных исследований социологов по поводу трагедийного положения значительных слоев молодежи: роста преступности, алкоголизма, наркомании, проституции, массовой безработицы, бессмысленности существования - очень часто обвиняют в сгущении красок, излишней катастрофичности и т.д. «Потерянное поколение», «поколение пепси», «поколение Х», «поколение некст» - вот такие ярлыки "приклеены" молодежи массовым обыденным сознанием. СМИ запускают такую информацию, например, что профессия проститутки престижнее у молодежи профессии дипломата, или что многие преступления в среде подростков совершаются из-за голода, или молодежь вообще ленива по своей природе Так ли это?!
1.Труд и развитие личности старшеклассника
1.1 Психология и трудовое воспитание
Как и в любом другом деле, в процессе воспитания есть еще не использованные резервы. Над их вскрытием работают педагогические коллективы, социологи. Особая роль в этом отношении принадлежит психологической науке.
В психологических знаниях в обобщенном виде отражены уже познанные психологические закономерности обучения и воспитания, формирования личности ребенка на различных возрастных этапах в условиях различных видов деятельности (игра, учение, труд), существенные связи в сфере педагогических и психологических явлений.
Прежде всего, здесь следует выделить проблему главного психологического «ядра» в трудовой подготовке школьников. Такое «ядро», как показали исследования Т.В. Кудрявцева, Э.А. Ферапоновой и других психологов, составляют формирование обще трудовых умений интеллектуального характера, умение выполнить задачу не только индивидуально, но и в условиях совместного труда, развитие положительной мотивации труда школьников, их творческой способностей и других качеств личности, важных для профессионального самоопределения школьников. Поскольку творчество является наиболее значительным проявлением человека.
Особенно важным в трудовом обучении школьников являются мотивы, побуждающие детей трудиться. Именно с мотивами связано формирование отношения к труду как главной ценности.
Психика работающего человека, особенно его отношение к труду, очень заметно проявляется в продуктах его деятельности. Как школьник реагирует на неудачи и успехи в труде, на оценку качества его работы, когда его личные интересы сталкиваются с общественными.
Наиболее распространенными методами исследования психологических проблем трудового воспитания являются наблюдение, эксперимент, опрос, тесты с помощью наблюдения изучаются важные в любом виде труда черты характера: самостоятельность, внимательность, аккуратность и ряд других.
Богатым источником психологических знаний является эксперимент. Однако его использование связано с большими трудностями. Во-первых, изменение в личности происходит постепенно, а исследователь не всегда располагает временем. Во-вторых, изменения в личности являются функцией не одного, а многих факторов, действующих в условиях трудового воспитания.
В результате проведенного эксперимента было установлено, что общественная мотивация трудовой деятельности усиливает интерес старшеклассников к труду. Другая разновидность эксперимента предполагает самооценку через сравнение себя с другими. Результаты этого сравнения человеку небезразличны: он ими доволен или недоволен, успокаивается или начинает беспокоиться. Эту методику применяли для изучения отношения испытуемого к своим достижениям в трудовой деятельности, а также для выявления сдвигов в этом отношении при переходе к другим видам деятельности, например от учебной к трудовой. Для этого предлагается сравнить свои успехи с успехами других учащихся. Таким образом, каждый оценивает не только других, но и самого себя. Эта самооценка проводится не прямо, а косвенно. На основе ответов определяются ранговые места по самооценке.
Для выявления основных тенденций в исследуемом поведении (например, типичных мотивов трудовой деятельности или выбора профессии, престижности различных профессий среди детей одного и того же возраста и др.) широко используется анкетирование, успех которого зависит от компетентности составителя анкеты в изучаемой проблематике. Например, при изучении основных мотивов трудовой деятельности старшеклассников с помощью закрытой анкеты составляют перечень наиболее распространенных побуждений к труду.
Для психологического изучения личности школьника широко применяется метод обобщения независимых характеристик, предложенный психологом К.К. Платоновым. Он предусматривает сбор и обобщения сведений о личности, получаемых различными лицами при наблюдении за ней в различных видах деятельности. В различных условиях общие свойства и качества личности (моральные качества, черты характера, темперамент) проявляются по-разному, поэтому сведения собираются от различных лиц. Оценки этих людей будут различны. Это является достоинством данного метода, позволяющим более полно охарактеризовать личность, определить ей зону ближайшего развития.
В чем конкретно состоит развивающая роль труда. Предмет, орудие и условия труда являются богатейшим источником знаний о существенной части окружающей действительности. Эти знания являются основным звеном в мировоззрении человека. Высокие требования к человеку предъявляют социальные условия труда. В различных детских трудовых объединениях труд носит коллективный характер и осуществление связано с включением школьника в широкую и сложную систему производственных, нравственных и других отношений.
Включение старшеклассника в коллективный труд способствует усвоению им названных отношений, превращению их из внешних во внутренние. Это происходит под влиянием господствующих норм поведения, общественного мнения, организации взаимопомощи и взаимной требовательности и действия таких социально-психологических феноменов, как внутригрупповая внушаемостью
Важной производной этих социально-психологических факторов является формирование ответственности за результат труда коллектива. Исследования показали, что большинство старшеклассников - членов бригад готовы отвечать за результаты звена своего труда. У школьника во всех видах труда формируется важное качество личности - практичность, позволяющее свободно ориентироваться на производстве и в быту. Участвуя в коллективном труде, индивид познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может. Дети, как показали психологические исследования, плохо знают себя, свои возможности, свое положение в коллективе. Но в результате трудовой деятельности происходят существенные изменения. Прежде всего, изменяется отношение ребенка к себе, а затем отношения коллектива и педагогов. Велика роль труда в развитии мышления. По мере овладения трудовыми навыками развиваются его новые формы: техническое, практическое, логическое.
1.2 Психологические особенности трудовой деятельности старших школьников
Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда. Труд школьника имеет свою специфику. Прежде всего труд учащихся отличается от труда взрослых тем, ради чего он организован. Детский труд организуется, прежде всего, с воспитательными целями. Формирование у школьника психологической готовности к труду происходит в таких видах деятельности как: игра, учение, бытовой и производительный труд, техническое творчество.
Как показывают наблюдения, выпускник учебных заведений практически и психологически не готовы к участию в производственном труде.
Для изучения ценностных ориентаций старшеклассников, мотивов, интересов, склонностей иногда применяют проективный метод (тест на завершение незаконченных предложений, изображений и др.).
В основе этих методик лежит несознательная склонность человека к проекции, то есть к приписыванию другим людям собственных черт, стремлений и интересов.
Активное участие самого школьника в учении, труде, а также в преобразовании своей личности - важнейшая цель обучения и воспитания. Учет роли самого ребенка в формировании его личности необходим еще потому, что у него есть свои потребности, стремления и интересы. Несовпадение планов взрослых и детей объясняет трудности в воспитании. Поэтому основная задача педагога состоит в том, чтобы роль самовоспитания в формировании личности была как можно большей.
Оптимальным периодом для самовоспитания является старший школьный возраст, когда у детей свого рода «расположенность к самовоспитанию». В этом возрасте перед подростком стоит ряд жизненно важных вопросов: «Кем быть?», «Куда пойти?», и другие, происходит переоценка ценностей. Подросток готов изменить себя, готов к самовоспитанию.
Одним из видов самовоспитания является профессиональное самовоспитание. Это стремление юношей и девушек к усовершенствованию своей пригодности к той или иной профессии.
Как показали исследования психологов, представление у школьников о будущей профессии смутное: слабы представления о трудностях, социальной значимости. Важной предпосылкой самовоспитания является адекватная оценка своего соответствия требованиям профессии. В этом старшеклассники испытывают трудности потому, что у некоторых не сформирована самооценка своих способностей и своей профессиональной пригодности. Чтобы ученики правильно оценивали свои способности, необходимо проводить психологические факультативы, на которых рассказывать учащимся, как выбирается профессия, какую роль в этом играют интересы, склонности и способности человека, о критериях оценки своих возможностей, о роли и способах самовоспитания Кожеурова Н.С. Роль идеала в становлении жизненной позиции молодежи (теоритический аспект) // Культура. Политика. Молодежь: Сб. науч. ст. - М., 2001. - Вып 4, ч.1. - .147-165. .
Психологический аспект деятельности педагога при воспитании средствами труда состоит в воздействии личным примером, в управлении воздействием среды на личность, а также управлении трудовой деятельностью личности. Педагог согласовывает содержание и формы труда с педагогическими целями, направляет трудовую деятельность таким образом, чтобы она требовала от учеников проявления тех или иных качеств, оценивает эффективность воспитательных воздействий. Роль педагога состоит также в помощи ученику повысить свой авторитет у сверстников.
В трудовом обучении многие учащиеся добиваются более значительных результатов, чем в общеобразовательных предметах. В связи с этим у ребенка возникает потребность в признании. Если он добивается повышения своего авторитета, то его активность повышается и в других видах деятельности. И одна из главных задач педагога сформировать и направить эту активность.
Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем школьном возрасте. Учитель должен поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. Под влиянием этого интереса будет развиваться самопознание. Труд является важнейшим фактором, влияющим на ценностные ориентации старшеклассников. Главной развивающей функцией труда является переход от самооценки к самопознанию. Кроме того, в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию в обществе.
1.3 Становление экономической компетентности у старших школьников
Неуклонно происходящие изменения в обществе привели к изменению понятия образованности. Все в большей степени его определяют нормы, ценностные ориентации личности, способность адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, что, в свою очередь, обусловливает все возрастающие потребности общества в совершенствовании экономического образования, направленного на формирование экономического мышления, экономической компетентности, развитие предприимчивости, инициативы, способности принимать нестандартные решения в экономической деятельности. Анализ обсуждаемой темы мы начали с изучения понятия «компетентность» в целом. В литературе «компетентность» трактуется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, осведомленность, правомочность, авторитетность, полноправность». Отсюда -- «компетентный» в своем деле человек означает «осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе, авторитетный, полноправный, обладающий кругом полномочий, способный». В педагогической литературе толкование терминов «компетентность» и «компетенция» обнаружено не было. Это свидетельствует о том, что компетентность специалиста в психолого-педагогическом контексте приобретает особую актуальность. Вопросы экономической компетентности специалиста привлекают внимание не только отечественных ученых, но и зарубежных. Так, например, в американской теории «компетентного работника» важнейшим компонентом его квалификации становится способность быстро и бесконфликтно приспосабливаться к конкретным условиям труда, а также к той экономической и политической ситуации, которая действует на данный момент времени. Большое место отводится разработке методов и способов формирования экономически компетентного работника в той или иной области современного производства. Не менее важной для нашего исследования является концепция «интегрированного развития компетентности», разработанная совместно шведскими и американскими учеными. Они определяют «экономическую компетентность» как сумму знаний, умений и навыков в широком смысле, приобретаемых в процессе школьного и внешкольного образования.
Развитие экономической компетентности личности происходит и обусловливается всем процессом образования и является интеграцией интеллектуальных, моральных, социальных, эстетических, политических и экономических аспектов знаний. Мы считаем, что все содержание школьного образования (учебные программы, учебники и т.д.) должно быть разработано с позиций широкого понимания экономической компетентности, включающей знания из разнообразных сфер жизнедеятельности человека, необходимые для формирования умений и навыков осуществления собственной деятельности. Формирование экономической компетентности у старшеклассников включает разносторонние знания, управление и разрешение проблемных ситуаций, возникающих в учебном процессе и жизни детей, выявление ценностных ориентаций, мотивов, интересов. Развитие экономической компетентности у учащихся старших классов является также личностным образованием, промежуточным этапом на пути к самостоятельному выбору будущей профессии. Это отражает не только глубину познаний экономики у детей, но и помогает повысить уровень умений, навыков, совершенствовать личностные качества учащихся. В соответствии с выше сказанным, мы предполагаем, что становление экономической компетентности у старшеклассников в общеобразовательной школе должно происходить следующие этапы Ваторпин А.С. Политические ориентации студенчества: Социол. исслед. // Социол. исслед. - 2000. - №6. - С.39-43. .
Первый этап -- экономическая подготовка школьников, передача им базовых знаний о личной, семейной экономике, подготовка к производственно-экономической деятельности в условиях разных видов собственности, многообразия форм организации труда, ознакомление с основами социально-экономической защиты молодежи в условиях формирующихся рыночных отношений.
Второй этап -- углубленная подготовка в школах (лицеях, гимназиях) определенного контингента учащихся, проявляющих интерес к финансово-экономической сфере деятельности и предполагающих дальнейшее обучение в высших учебных заведениях экономического профиля.
Третий этап -- предпрофессиональная или начальная профессиональная подготовка старшеклассников в области экономики и бизнеса. Выделенные этапы и их показатели являются необходимыми для нас в целях выделения уровней сформированности экономической компетентности. Понятие «уровень» выражает диалектический характер процесса развития, позволяющий познать предмет во всем многообразии его свойств, связей и отношений. Начальный уровень развития характеризуется как возникновением новой системы на основе ей предшествующей в виде определенных предпосылок -- разрозненных компонентов. На следующем уровне происходит возникновение внутри существующей системы определенного единства компонентов более высокого уровня. На высоких уровнях в результате происшедших изменений происходит замена одной системы другой, развитие новой возникшей системы. В этом заключаются методологические позиции в понимании сущности процесса развития и его уровней.
В содержании экономической компетентности старшеклассников мы выделяем коммуникативный компонент (направленность на изучение предмета, как средство личностного и профессионального общения, знание предмета и применение полученных практических навыков); дидактический компонент (умение решать задачи, разрешать проблемные ситуации, применение творческого подхода к деятельности); рефлексивный компонент (развитие личности, выбор своей будущей профессии). При становлении экономической компетентности у старшеклассников необходимо учитывать некоторые особенности их развития. Поскольку сейчас уже никого не удивит тот факт, что в подростковом периоде приобретение знаний уже нередко выходит за пределы учебной программы, осуществляется самостоятельно и целенаправленно. С возрастом эта тенденция увеличивается.
Отчетливо выделяются две группы. У значительной части подростков появляется устойчивая склонность к умственной работе и стремление овладеть новыми знаниями и умениями. У некоторых подростков объем знаний гораздо больше требуемого по школьной программе. Во многом сходна с такими учащимися обычно существующая группа способных, но плохо работающих в классе и дома подростков, у которых склонность к интеллектуальной деятельности, вдумчивость, умение долго и сосредоточенно работать, увлеченность познавательно-продуктивной деятельностью проявляются не при усвоении содержания учебных предметов. У таких подростков ценные качества личности формируются не при усвоении школьных знаний, а в самостоятельной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьных программ. Оптимальные условия для развития личности складываются тогда, когда приобретение знаний становится для старшеклассников субъективно необходимым и важным для настоящего и подготовки к будущему, и когда разные виды занятий насыщаются задачами познавательного и продуктивно-творческого характера, ведут к самообразованию и самосовершенствованию. Именно у учащихся старших классов появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и профессиональных намерений, идеала и самосознания. Учение приобретает личностный смысл и превращается в самообразование. Именно в подростковом возрасте учение в школе может стать деятельностью формальной, когда у подростка преобладают сильные внеучебные интересы, а познавательные -- слабые или отсутствуют. Только одно абстрактное понимание необходимости учения в школе -- недостаточный для подростка стимул к работе. Позиционные мотивы (например, стремление быть в классе в числе лучших учеников и тем самым занимать иное положение по сравнению с остальными) обладают большей побудительной силой. Однако отношение к отметке как к главному в учении при отсутствии интереса к усваиваемым знаниям ведет к распаду учебной деятельности. Учение превращается в неинтересный, тяжелый труд, а знания имеют формальный характер. Поэтому при внедрении какой-либо учебной программы, идеи, проекта должны учитываться все личностные особенности учащихся. Таким образом, процесс становления экономической компетентности у старшеклассников способствует развитию интеллектуальной, мотивационной, предметно-практической сфер личности, а также развитию личности в целом.
2. Исследование формирований ориентаций старшеклассников
2.1 Формирование гуманистических ориентаций
Система гуманистических ценностей - важнейший компонент культуры и культурной жизни. Она возвышает человека, приобщает его к миру духовности. Благодаря гуманистическим ценностям человеческое существование выходит за рамки материальных потребностей и интересов, за рамки того, что необходимо для жизни, и того, что выгодно, удобно, эффективно в данный момент времени. Именно благодаря приобщению к миру ценностей, жизнь отдельного человека приобретает смысл.
Личностные ценности представляют внутренний мир человека, являясь выразителем стабильного, абсолютного, неизменного. Формируясь, как и потребности, В индивидуальном опыте субъекта, личностные ценности отражают, кроме динамических аспектов самого индивидуального опыта, инвариантные аспекты социального и общечеловеческого опыта, присваиваемого индивидом.
Анализ литературных источников, опыта практической деятельности позволяют утверждать, что главными несущими элементами системы отношений человека к социальному миру служат гуманистические ценностные ориентации. Они определяют социальное взаимодействие людей, борьбу и согласование их интересов, требований и экспектаций, задают критерии, используемые для оценки общества, регулируют поведение человека, определяя стратегию социальной жизни личности. Поэтому очевидно, что изучение структуры гуманистических ценностных ориентаций личности и выявление путей их развития выступают объектом социально-педагогического исследования. Тем более это важно для определения системы ценностей молодого поколения в новых социальных условиях, что позволит выделить структуру жизненных установок и на их основе дать описание того «ядра», которое объединяет внутри себя основные идеи, представления, эмоции.
Гуманистические ценностные ориентации - это широкая система ценностных отношений личности, поэтому они проявляются как избирательно-предпочтительное отношение не к отдельным предметам и явлениям, а к их совокупности, выражая общую направленность индивида на те или иные виды социальных ценностей.
Гуманистические ценностные ориентации в нашем исследовании определяются как интегрирующее звено в структуре личности, через которое снимаются противоречия субъект объектных отношений, благодаря познанию окружающего мира и своей собственной сущности. Как духовно и социально детерминированная система, гуманистические ценностные ориентации составляют основу активности личности и являются механизмом самоорганизации ее внутреннего мира, самоопределения и самореализации личности Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопр. психологии. - 2000. - №4. - С.29-37..
Как отмечают педагоги и искусствоведы, формирование и развитие гуманистических ценностных ориентаций является особенно важным в юношеском возрасте, т.к. в этот период происходит становление ценностей, определяющих смысл жизни взрослого человека.
В рамках задач нашего исследования мы исходим из понимания гуманистических ценностных ориентаций как интегрального свойства личности, объединяющего в своей структуре мысли, чувства, переживания, готовность к действию.
Гуманистические ценностные ориентации формируются в деятельности учащихся, включенных в организуемый воспитательный процесс, как проявление субъективности в формах нравственной активности и самостоятельности школьников. Для гуманистических ценностных ориентаций характерно, что они возникают не только при наличии объекта, но сами «заставляют» личность искать объект ценностей. Как результат осознания личностью этих ценностей возникают мотивы, выступающие как психологическая причина поведения.
Изучение курса мировой художественной культуры без использования в школьных программах материала по художественной культуре края, на наш взгляд, не позволит в полной мере формировать духовно-нравственную личность, ее гуманистические ценностные ориентации. Использование материала художественной культуры края будет иметь не только образовательно-пропедевтическое значение как подготовка к восприятию курса мировой и отечественной, художественной культуры, но и окажет положительное влияние на формирование исторического мышления детей, открыв интересный материал из прошлого и настоящего города, края. Через художественную культуру региона связь времен оказывается более конкретной. Это станет возможным, если сами факты региональной, художественной культуры будут открыты учащимся в определенном социально-историческом процессе. Активные методы обучения, спектр которых значительно возрастает (проблемная дискуссия, лекция, анализ конкретных ситуаций, работа в постоянных и динамических парах, ролевая игра и т.д.), приучают учащихся самостоятельно получать новые знания и опыт не путем пассивной фиксации получаемой информации, а в ходе творческой деятельности, на основе собственных усилий, собственного опыта.
Опережающее задание - это программа деятельности, которая задается до начала изучения раздела или крупной темы, в тот момент, когда формулируется проблема раздела или темы. Опережающее задание выполняет функции мотивации, привлечения внимания и регулирования активности учащихся, функции управления интеллектуальной и эмоциональной деятельностью, обеспечения обратной связи. Важно, чтобы группы для выполнения самостоятельных исследовательских и др. заданий, в том числе и малые группы, формировались на уроке на основе самостоятельного выбора учеников. Такого рода приемы эффективны в 9 классах, а в 10-11 классах их значение повышается. Все эти развивающие методики становятся эффективными и целесообразными для применения не столько сами по себе (их ценность в качестве развивающих, мотивирующих, индивидуализирующих и креативных факторов сама по себе бесспорна), сколько они разворачиваются в контексте личностно значимых проблемных «полей» обучения.
Задача педагога, прежде всего, заключается в том, чтобы пробудить в подрастающем человеке желание окунуться в мир богатых чувств, эмоций, переживаний, мыслетворчества, помочь ему открыть этот мир, увидеть его красоту, а не только добиться какого-либо знания об искусстве. Особое значение в освоении художественной культуры старшеклассниками имеет наличие у них способности к рефлексии, которая в значительной степени влияет на « выстраивание» растущим человеком личностного, идеального плана восприятия, оценки, действий, поведения.
Ученые-искусствоведы отмечают, к началу юношеского возраста (как правило) у школьников снижается склонность к непосредственной творческой деятельности, но появляется база для возникновения устойчивой потребности в восприятии искусства. Именно у учащихся 9-11 классов появляется возможность осуществить непосредственное знакомство с произведениями искусства, рассчитанное в более раннем возрасте преимущественно на чисто эмоциональное восприятие, соединить его с элементами рациональной оценки, обеспечив тем самым полноценное восприятие искусства. Это в свою очередь призвано мотивировать в дальнейшем стремление школьников к творческой деятельности на более высоком уровне.
В результате диагностического исследования выделены пять уровней гуманистических ценностных ориентаций учащихся: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего и высокий. Опытно-экспериментальная работа показала, что в экспериментальной группе произошли значительные позитивные изменения в формировании гуманистических ценностных ориентаций школьников (прил. А). До начала эксперимента ведущими терминальными ценностями учащихся были материально обеспеченная жизнь, любовь, развлечения, свобода, здоровье, наличие хороших и верных друзей и счастливая семейная жизнь, что свидетельствует о том, что главным в жизни для человека является направленность на бытовую (развлекательную и материальную) сторону жизни. После окончания нашей работы в экспериментальной группе существенно изменились ценностные ориентации, приобретая гуманистическую, эстетическую, саморазвивающую направленность: активная деятельная жизнь, творчество, развитие, наличие хороших и верных друзей, интересная работа, красота природы и искусства.
С повышением сопричастности к искусству происходит интенсивное обогащение круга учебных интересов, существенно возрастает доля школьников, успевающих по всем предметам, возрастает их потребность в трудовых достижениях. Чем теснее приобщены учащиеся к художественной культуре, тем менее подвержены они стереотипам культурного поведения. Можно сделать вывод, что учащиеся, характеризующиеся более развитыми художественными интересами, обнаруживают большую активность, а также широкую сферу интересов (прил. Б).
Полученные в ходе исследования данные позволили сформулировать следующие выводы:
Гуманистические ценностные ориентации являются важнейшим компонентом культуры и культурной жизни общества, придавая смысл жизни каждому старшекласснику, а наличие освоенной системы гуманистических ценностей, воплощенной в художественной культуре, подтверждает общее положение социализации школьника. Исследование процесса формирования гуманистических ценностных ориентаций школьников выявило их основополагающую роль в становлении творческой, саморазвивающейся личности, познавательной самостоятельности и активности старшеклассника в учебно-воспитательной деятельности общеобразовательной школы.
2.2 Формирование нравственных ценностей старшеклассников в новом информационном пространстве
Развитие новых информационных технологий обеспечивает прогрессивное развитие образовательно-воспитательных методик. Вместе с тем в условиях информационного развития общества приобретает особую актуальность процесс формирования нравственных ценностей старшеклассников при максимально полном использовании возможностей информационной культуры в развитии личности. Об этом свидетельствуют прогнозы, предопределяющие информационные аспекты развития человечества в XХI веке.
Формирование системы нравственных ценностей школьников теснейшим образом связано с воспитанием личности, с её социализацией. Решающая роль в этом процессе отводится как семье, так и образовательным учреждениям, но не менее важным представляются окружающая индивида общественная среда, массовая культура в целом.
Глобальная информатизация всех сфер человеческой жизни несет в себе не только позитивные моменты. Исследователи отмечают опасность снижения нравственных ориентиров в условиях масштабного увеличения информационных потоков без должного критического осмысления. Особенно это касается формирующейся личности, в частности старшеклассника. Последний, имеет необходимые знания и возможности для получения разнообразной информации, но зачастую не может отобрать необходимую. Таким образом, и это признается большинством общественности, информационный бум играет скорее негативную роль в развитии личности. Позитивное влияние на личность старшеклассника нового информационного пространства сдерживается рядом противоречий, связанных с: возникновением когнитивного диссонанса, развивающегося как следствие несоответствия между получаемыми в школе установками и внешней информацией; отсутствием защитных механизмов, оберегающих личность старшеклассника от некорректного вмешательства, навязывания каких-либо нежелательных позиций; недостаточной сформированностью нравственных ценностей и отсутствием эффективных методов соответствующей работы в школе; все более укрепляющимися идеями о том, что новая информационная среда негативно сказывается на нравственном развитии личности Киприянова Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности // Обществознание в школе. - 1999. - №2. - С.50-52..
Вышеперечисленные противоречия пересекаются в важнейшей на сегодняшний день педагогической проблеме, связанной с необходимостью поиска путей нравственного становления личности в условиях новой информационной реальности.
В настоящее время вопросы, связанные с формированием у учащихся старших классов системы нравственных ценностей в контексте информационного взрыва изучены недостаточно, что и обусловливает актуальность темы исследования.
Формирование нравственных ценностей у старшеклассников рассматривается как непрерывный процесс, включающий развитие интеллектуально-нравственного сознания и духовно-нравственного поведения как открытой социально-педагогической системы общеобразовательной школы, взаимодействующей со всеми социальными заведениями, участвующими в нравственном становлении личности школьника. Ведущей идеей исследования является положение о том, что в новом информационном пространстве многоступенчатый процесс формирования нравственных ценностей будет эффективным, если базируется на системном взаимодействии социально-педагогического, социально-нравственного и духовно-нравственного подходов.
Социально-педагогический подход, состоит в организации поэтапного принятия решений, посредством которых рационально сочетается удовлетворение собственных предпочтений старшеклассника и потребностей общества.
Социально-нравственный подход, предполагает определение путей для оптимального решения задач, которые ставит общество и государство перед формирующейся личностью старшеклассника.
Духовно-нравственный подход, способствует реальной оптимизации процесса формирования у развивающейся личности школьника индивидуального стиля в культуросообразной образовательной среде.
В современных условиях создание культуросообразной образовательной среды в наибольшей степени зависит от формирования толерантного информационного пространства. Именно в нем происходит
интеллектуальное, духовно-нравственное и эстетическое развитие личности. Важным источником данного процесса является целенаправленная работа по отбору тематики и содержания культурологического
материала в свете общечеловеческих нравственных, культурных и других ценностей, которая должна осуществляться, прежде всего, в контексте идеи личностно-ориентированного воспитания старшеклассников
Коптев-Дворников В.Е. Молодежная субкультура и Церковь: Православные ценности близки психотипу подрастающего поколения // Независимая газ. - 2002. - 17-18 мая. - С.2.
.
Структурно-функциональный анализ процесса формирования системы нравственных ценностей (доброта, благородство, скоромность, трудолюбие, гражданская активность и др.) старшеклассников в новом информационном пространстве позволяет выделить концепцию педагогической деятельности, построенную на принципах личностной ориентации педагогического процесса, как основу воспитательных воздействий на учащегося в конкретных исторических условиях и на перспективу.
2.3 Духовность как ценностная ориентация старшеклассников лицея
Проанализированы подходы к понятию «духовность», которые являются необходимыми для формирования высококультурной личности. Приведены результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций лицеистов.
В настоящие время российское образование, как и общество в целом, вступило в новый этап своего развития. Этот период напрямую связан с переменами менталитета общества и личности, а также изменением ценностных ориентаций, в первую очередь, у подрастающего поколения.
Измененная система ценностей приводит к необходимости осмысления такого базового компонента, как духовность. Именно духовность является той поступательной сущностью человека, которая обеспечивает ему полноценное развитие и саморазвитие, усвоение социального опыта с целью преобразования собственной природы. Выступая стержневым компонентом личностной системы ценностей, духовность, по мнению Л.П. Буевой, становится «показателем существования определенной иерархии ценностей, целей и способностей» Буева Л. П. О ценностях духовной культуры. - СПб., 2000.
Направленность современного образования на формирование духовных ценностей у детей и подростков способствует созданию условий к укреплению базовых общечеловеческих ценностей. Для более четкого представления определенных человеческих условий, стимулирования духовного развития человека обратимся к уточнению понятия «духовность». Само по себе оно многогранно. И все же существует ряд определений, позволяющих выделить базовые критерии и признаки духовности.
В исследовании Л. Степаненко «Философия и история образования» подчеркивается, что философское понятие «духовность» включает в себя прежде всего устремленность к возвышенному, идеалам, высшим ценностям, нравственным императивам. Такую позицию мы находим в работе И.М. Ильичевой, где духовность рассматривается как «постоянный возврат человека к человеческому в себе» и как способность создавать внутренний мир, мир индивидуальных смыслов Степаненко Л. М. Философская история образования. - М., 2000. Опираясь на индивидуальные смыслы, личность получает возможность преодолевать жестокость жизненных ситуаций, проблем. Именно в этот период появляется готовность подняться из состояния повседневности в сферу достойного, истинно человеческого.
Здесь можно говорить уже о духовном саморазвитии личности, что связано, в первую очередь, с умениями преодолевать одномерности духовного мира, приобретать все новые духовные ценности. Это и есть процесс формирования нравственной самостоятельной, духовно богатой личности. Ядром же духовности считается сформированная система ценностей. Термином «ценность» обозначается природное свойство человека в его отношении к миру, окружающем его людям, к самому себе, в котором присутствует оценка субъекта, проявление избирательности, предпочтения по отношению к другим объектам. Осваивая ценности, человек приобретает такие свойства, которые характеризуют его как активную личность, субъект жизнедеятельности.
Разрабатываемые концептуальные основы духовного развития в процессе образования юношества решают, прежде всего, задачи интеграции знаний о духовной сфере человека и ее развития, о ценностях как фундаментальных основах человеческой культуры. В связи с этим отметим, что актуальной проблемой педагогики на современном этапе является определение в содержании образования его аксиологически ценностных аспектов, создающих в образовательном пространстве условия для развития у учащихся гуманистических ценностных ориентаций. Таким образом, результат воспитания духовности усматривается в развитии позитивных гуманистически ориентированных чувств и их тенденций к высшему проявлению, духовному развитию личности ребенка.
В контексте вышесказанного на базе лицея-интерната было проведено изучение исследования ценностных ориентаций старшеклассников. Данные для научной рефлексии были получены с помощью использования u1090 таких комплексных методов, среди которых: наблюдение, беседа, «незаконченные предложения», эссе на тему: «Я в мире человек». Респондентам предлагалась серия незаконченных предложений, состоящих из одного или нескольких слов, с тем, чтобы они завершили их по своему усмотрению. Предложения формировались таким образом, чтобы была возможность стимулировать лицеистов на ответы, относящиеся к определенным исследовательским задачам. Эта работа позволила выявить наличие у подростков проблем духовного самоопределения, ожидания психолого-педагогической помощи со стороны взрослых, возможности раскрытия внутреннего мира личности старшеклассника лицея.
Результаты диагностики ценностных ориентаций лицеистов свидетельствуют о довольно высоком уровне осознания значимости общечеловеческих ценностей в процессе жизнедеятельности во всех социальных сферах. Однако отметим, что полученные результаты могут быть широко интерпретированы в зависимости от выбранного предмета исследования. Особое значение приобретает тот факт, что ценности, относящиеся к области духовной сферы личности, не смогли занять ведущих мест по результатам диагностики. ?Так, «уверенность в себе», характеризующаяся внутренней гармонией, свободой от внутренних противоречий и сомнений была поставлена на 4 место (в общей выборке);?свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) - 5 место; ?«красота природы и искусства», которая связана с переживанием прекрасного в природе и искусстве - 10 место.
Наиболее значимыми для лицеистов явились: здоровье - 1; материально обеспеченная жизнь - 2; общественное признание - 3. Такие данные свидетельствуют о превалировании тех ценностей, которые смогут способствовать укреплению социального положения, основанного на материальном превосходстве и общественном признании. Это положение во многом отражает особенности u1089 социальной стратификации современного российского общества, подчеркивает кризис духовного развития подрастающего поколения.
На основании вышеизложенного отметим, что проблема развития ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте является на современном этапе одной из актуальных. В структурной иерархии диспозиций личности ценностные ориентации занимают высший уровень, так как ценности играют важную роль в изменении личностных пространств в период ранней юности. Данные диагностического исследования показали, что подросток нуждается в косвенной помощи взрослого при формировании ценностных ориентаций на этапе ценностного самоопределения. Однако эффективность в значительной мере определяется характеристиками взаимодействия, предполагая преодоление авторитарности и выработку новых конструктивных стилей равноправного общения. Потребность в установлении ценностей в качестве жизненных ориентиров претерпевает существенные трудности в период ценностного, духовного кризиса в обществе. Развитие ценностных ориентаций предполагает освоение культурного опыта, что делает наиболее важными в этом отношении содержательный компонент ряда предметных блоков в образовательном пространстве лицея. Ильичева И. М. Психология диагностики. - СПб., 2003.
Выявленные особенности ценностного ряда старшеклассников лицея позволяют сделать вывод о необходимости проводить коррекционную работу как со старшеклассниками, так и методов взаимодействия и обучения педагогов лицея.
В заключение отметим, что развитие духовности старшеклассников, основанное на приоритете общечеловеческих ценностей, становится той платформой, на которой происходит становление личности, способной гуманно функционировать в социуме, целесообразно преобразовывающей действительность на принципах творческой реализации внутреннего потенциала.
Заключение
В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, этики, морали, религии. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. Чаще всего период перехода от подросткового к юношескому возрасту приходится на старшие классы школы. Переход от детства к взрослости и связанная с ним необходимость самоопределения и выбора жизненного пути после око нчания школы осложняется тем, что для старшеклассников остается актуальным проблема формирования самосознания (центрального новообразования подросткового возраста). Важнейшими детерминантами процесса формирования личности старшеклассника, регулирующими процесс включения его в социум и содержание системы его ценностных ориентаций, являются потребность в общении и потребность в обособлении.
Общение в этот период приобретает ряд специфических черт: расширение круга контактных групп, в которые включается старшеклассник, и в тоже время, большая избирательность в общении, которая проявляется в частности, в четкой дифференциации групп общения на товарищеские, с достаточно широким составом членов и ограниченной интенсивностью общения внутри них, и дружеские, с которыми старшеклассник идентифицирует себя и которые он стремится использовать как стандарт для самооценки и как источник ценности. Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Мудрик связывают переход от подросткового к раннему юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности. Общение способствует включению личности в социум, в группу, что дает ощущение собственной защищенности, сопричастности к жизни группы, чувство эмоционального благополучия и устойчивости, значение которого особенно велико для старшеклассников, так как именно в этом возрасте возрастает роль понимания, сопереживания, эмоционального контакта в общении. Обособление личности позволяет ей персонифицировать себя, осознать свою индивидуальность.
Современный период развития психологии характеризуется напряженным вниманием исследователей к смысловой сфере человека, в том числе ценностным ориентациям. Ценностные ориентации относятся к наиболее сложным социально-психологическим образованиям личности, оказывающим существенное влияние на все стороны жизни человека. Выражая сознательное отношения ко всем явлениям действительности, они определяют его позицию по отношению к другим людям, обществу и самому себе, во многом обуславливая направление и содержание развития личности. Формирование ценностных ориентаций, как известно, интенсивно происходит в раннем юношеском возрасте - этапе, являющемся значимым для становления мировоззрения, поиска в смысле жизни, самоопределения в обществе. Это позволяет предположить, что кардинальные сдвиги в жизни общества должны повлечь за собой существенные изменения в ценностных ориентациях современных старшеклассников.
Проводилось сравнительно-историческое исследование ценностных ориентаций подростков и юношей, полностью повторяющее эмпирическую схему работ, проведенных в лаборатории научных основ детской практической психологии. Психологического института РАО в 70 - 80х Лукин В. Гадкие лебеди: Жизненные ценности современной молодежи // Культура. - 2001. - №16. - С.4. . годов прошлого века проявляются как в отношении терминальных, так и инструментальных ценностей (прил.В).
Современные старшеклассники среди терминальных отдают предпочтения таким ценностям, как «любовь», «наличие хороших верных друзей». В конце прошлого века эти ценности имели средний рейтинг. Напротив, в 70-80е годы, доминировала такая ценность, как «счастье других», а сегодня относится к наименее значимым. Подобная тенденция, хотя и в менее яркой форме, проявилась в отношении таких терминальных ценностей, как «творчество», «красота природы и искусства».
Среди инструментальных ценностей современные юноши и девушки выделяют «образованность» и «рационализм», занимающее у старшеклассников 70-80х годов прошлого века одно из последних мест.
Такие первостепенные инструментальные ценности для старшеклассников прошлого века, как «высокие запросы» и «непримиримость к недостаткам», в настоящее время занимает одно из последних мест.
Незначимыми сегодня являются и такие инструментальные ценности, как «аккуратность», «исполнительность», имевшее в конце ХХ века рейтинг несколько выше среднего. Современные данные характеризуются также значительно большей индивидуальной вариативностью результатов.
Можно сделать вывод, что современные старшеклассники ориентированы на терминальные ценности межличностного общения, реализуемые в ближайшем окружении, в то время как их сверстники прошлого столетия - на общественно значимые и гуманистические ценности. Преобладающие сегодня инструментальные ценности характеризуют тип «современного предпринимателя», в то время как ценности 70 - 80х годов характеризуют тип «исполнителя»
Таким образом, существенные сдвиги в жизни общества отражаются на формировании ценностных ориентаций современных старшеклассников, что проявляется в преобладании ценностей, связанных с индивидуальной, личной жизнью конкретного человека, а также в значительной вариативности индивидуальных систем ценностных ориентаций.
Глоссарий
№ п/п |
понятие |
содержание |
|
1 |
2 |
3 |
|
1 |
Мировоззрение |
Взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека. |
|
2 |
Подростковый возраст (отрочество) |
Период онтогенеза (от 10-11 до 15 лет), соответственный переходу от детства к юности |
|
3 |
Юность |
Период развития человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни |
|
4 |
Ценность |
Абстрактный или общий принцип относительно моделей поведения в рамках определенной культуры или общества, рассматривается как очень значимый в процессе социализации |
|
5 |
Инструментальные ценности |
Используемые для достижения обычных целей, рассматриваются личностные положительные черты, которыми должен обладать человек (вежливый, ответственный, способный и т.д.) |
|
6 |
Терминальные ценности |
Ценные сами по себе, к чему стоит стремиться в жизни (комфортная жизнь, внутренняя гармония, признание, уважение, надежная семья, и т.д.) |
|
7 |
Компетентность |
Психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, исходящее из чувства собственной успешности и полезности, что дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружением |
|
8 |
Самооценка |
Ценность, которая приписывается отдельным качествам индивида, оценка своих возможностей качеств и места среди других людей |
|
9 |
Нравственность |
Принципы или модели поведения, которые являются проявлениями принципов, оцениваемые с точки зрения их правильности и неправильности |
|
10 |
Ценностные ориентации |
Важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий предпочтения или стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных ценностей |
|
Список использованных источников
1. Философский энциклопедический словарь. М., 2001. С.732.
2. Всемирная энциклопедия: Философия / Глав. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.: Минск, 2001. С.1199
3. Кожеурова Н.С. Роль идеала в становлении жизненной позиции молодежи (теоритический аспект) // Культура. Политика. Молодежь: Сб. науч. ст. - М., 2001. - Вып 4, ч.1. - .147-165.
4.Ваторпин А.С. Политические ориентации студенчества: Социол. исслед. // Социол. исслед. - 2000. - №6. - С.39-43.
5.Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопр. психологии. - 2000. - №4. - С.29-37.
6.Киприянова Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности // Обществознание в школе. - 1999. - №2. - С.50-52.
7. Коптев-Дворников В.Е. Молодежная субкультура и Церковь: Православные ценности близки психотипу подрастающего поколения // Независимая газ. - 2002. - 17-18 мая. - С.2.
8. Буева Л.П. О ценностях духовной культуры. - СПб., 2000
9. Степаненко Л.М. Философская история образования. - М., 2000
10. Ильичева И.М. Психология диагностики. - СПб., 2003.
11. Лукин В. Гадкие лебеди: Жизненные ценности современной молодежи // Культура. - 2001. - №16. - С.4.
Список сокращений
Пи РАО - психологический институт Российской Академии Образования
И т.д. - и так далее
Т.е. - то есть
Прил. - приложение
Спб - справочное пособие
Т.к. - так как
СМИ - Средства Массовой Информации
И др. - и другое
Приложение А
Распределение учащихся на группы в зависимости от уровня сформированности ценностных ориентаций (в % к числу опрошенных)
Уровни ценностных ориентаций |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
|||
До эксперимента |
После эксперимента |
До эксперимента |
После эксперимента |
||
Низкий |
22,5 |
Не выявлено |
21,4 |
19,9 |
|
Ниже среднего |
26,1 |
14,7 |
27,0 |
26,5 |
|
Средний |
38,5 |
35,7 |
40,3 |
41,6 |
|
Выше среднего |
8,7 |
36,2 |
7,9 |
8,5 |
|
Высокий (творческий) |
4,2 |
13,4 |
3,4 |
3,5 |
|
Приложение Б
Сфера интересов учащихся (в % к количеству опрошенных)
Сферы интересов |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
|||
До эксперимента |
После эксперимента |
До эксперимента |
После эксперимента |
||
Общение в семье |
2,9 |
8,7 |
2,7 |
4,0 |
|
Телевидение |
20,3 |
5,8 |
20,0 |
16,0 |
|
Музыка классическая |
2,9 |
5,8 |
4,0 |
4,0 |
|
Музыка популярная |
14,5 |
5,8 |
13,3 |
12,0 |
|
Литература классическая |
2,9 |
7,2 |
2,7 |
5,3 |
|
Литература развлекательная |
11,6 |
4,3 |
12,0 |
12,0 |
|
Компьютер |
10,1 |
7,2 |
9,3 |
12,0 |
|
Спорт |
10,1 |
11,6 |
10,7 |
8,0 |
|
Живопись |
2,9 |
11,6 |
4,0 |
4,0 |
|
Театр |
2,9 |
10,1 |
2,7 |
4,0 |
|
Общение с природой |
1,4 |
8,7 |
2,7 |
4,0 |
|
Общение с друзьями |
17,4 |
13,0 |
16,0 |
14,7 |
|
Приложение В
Методика ценностные ориентации М. Рокич
Терминальные ценности |
Инструментальные ценности |
|
активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); |
аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; |
|
жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); |
воспитанность (хорошие манеры); |
|
Здоровье (физическое и психическое) |
высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); |
|
интересная работа; |
жизнерадостность (чувство юмора); |
|
красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); |
исполнительность (дисциплинированность); |
|
любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); |
независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); |
|
материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); |
непримиримость к недостаткам в себе и других; |
|
наличие хороших и верных друзей; |
образованность (широта знаний, высокая общая культура); |
|
общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); |
ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); |
|
познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); |
рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); |
|
продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); |
самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); |
|
развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); |
смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; |
|
развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); |
твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); |
|
свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); |
терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); |
|
счастливая семейная жизнь; |
широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); |
|
счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); |
честность (правдивость, искренность); |
|
творчество (возможность творческой деятельности); |
эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); |
|
уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). |
чуткость (заботливость). |
|
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Государственная политика в сфере социальной защиты населения |
Курсовая работа | Глагол в русском языке |
Курсовая работа | Инвестиции в инновационном процессе |
Курсовая работа | Фирма как субъект рыночных отношений |
Курсовая работа | Создание нового товара и маркетинговая деятельность |
Курсовая работа | Урок как основная форма организации обучения технологии |
Курсовая работа | Вспашка зяби однолетних трав под возделывание ячменя на глубину 20-24 сантиметров |
Курсовая работа | Анализ товарных запасов |
Курсовая работа | Конкурентоспособность товара, её оценка |
Курсовая работа | Система образования в Республике Казахстан |
Курсовая работа | Классификация предприятий общественного питания |
Курсовая работа | Игротерапия как средство развития межличностных отношений у старших подростков |
Курсовая работа | Модели оценки опционов |
Курсовая работа | Оценка финансовой устойчивости предприятия |
Курсовая работа | Прибыль фирмы, ее формирование, распределение и использование |