2
Урок - «клеточка» педагогического процесса.
В нем, как солнце в капле воды, отражаются
все его стороны. Если не вся, то значительная
часть педагогики концентрируется в уроке.
М. Скаткин
Переход на новые учебники в школах Республики Беларусь особенно сильно высветил одно из противоречий -- современного образования -- противоречие между фактическим, «знаниевым» характером учебного материала, его огромным объемом и нежеланием, невозможностью учащихся усваивать этот материал. «Учение ради учения» уже не актуально. Время предъявляет школе другие требования. Учебные предметы должны решать современные задачи образования: сохранение здоровья детей, развитие их способностей, что должно обеспечить адаптацию в постоянно меняющихся условиях, успех в жизни. Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук -- не в силах преподавателей. Куда важнее дать детям «не рыбу, а удочку», научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение.
С изменением задач изменяется и характер преподавания дисциплин. Важнейшим становится вопрос «Как учить?», а уже затем -- «Чем учить?». Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенции. [16]
В настоящее время основное обучение школьников происходит на уроке. К отличительным признакам урока относят работу с постоянной группой учащихся (классом) по твердому расписанию, в строго ограниченное время, при обязательной работе учащихся под руководством учителя.
В уроке современной школы взаимодействуют все основные элементы учебно-воспитательного процесса: его цели, содержание, средства, методы и формы организации обучения. Творческий подход к уроку предполагает хорошее знание его нормативных начал.
Любая технология, будь она производственной, сельскохозяйственной или педагогической, характеризуется совокупностью (сочетанием, соединением) каких-либо компонентов; логикой, последовательностью компонентов; методами, приемами, действиями.
Поиск новых методов и форм организации обучения породили новый термин в методике обучения -- «современный урок», который противопоставляется традиционному уроку (табл. 1).
Требования педагогической науки к уроку, к эффективности педагогического процесса постоянно возрастают и изменяются. Наряду с нетрадиционными уроками в школьной практике используются нетрадиционные технологии обучения. [4]
Актуальность работы состоит в том, что в настоящее время происходит переход на новые (нетрадиционные) технологии обучения в связи с изменениями условий существования и развития общества.
Цель работы: рассмотреть и изучить игровые методы в обучении в современной школе.
Задачи:
1. Рассмотреть использование нетрадиционных технологий обучения в современной школе и критерии их отбора.
2. Раскрыть понятие игровых технологий в обучении.
3. Показать основные разновидности деловых обучающих игр.
4. Изучение опыта работы по исследуемой теме.
Таблица 1.
Различия современного и традиционного уроков
При-знаки |
Традиционный урок |
Современный урок |
|
Цель урока |
Цель урока связана только с усвоением знаний и умений. Развитие и воспитание идет спонтанно, попутно с получением знаний |
Четкая целенаправленность урока на формирование качеств личности Мотивация учения (цель-мотив-деятельность-результат) |
|
Содер-жание урока |
Как можно больше разнообразной информации. Подробное изложение материала один раз |
Выделение главного (генерализация материала) Многократная вариативная проработка главного |
|
Сред-ства обуче-ния |
Максимальное количество разнообразных средств на уроке |
Учебный комплекс - минимум необходимого в сочетании |
|
Мето-ды обуче-ния |
Ориентация на сообщение готовых знаний Заучивание материала Ориентация на среднего ученика Слабая обратная связь Контроль только со стороны учителя |
Организация познавательной деятельности учащихся Осмысление материала Дифференцированный подход Оперативная обратная связь Само- и взаимоконтроль |
|
Формы органи-зации обуче-ния |
Четкое разграничение форм обучения (урок, семинар, зачет) и этапов урока (проверка знаний, изложение материала, закрепление, задание на дом) Преимущественно индивидуальная или фронтальная работа учащихся Громоздкие домашние задания. Основная тяжесть проработки материала перенесена на домашнюю работу |
«Гибридные» формы урока (урок-семинар, урок-зачет) Взаимное проникновение этапов урока Групповая или коллективная работа учащихся Усвоение 80-90% учебного материала на уроке за счет его многократной и вариативной проработки |
|
Объект исследования: процесс обучения в современной школе.
Предмет исследования: игровые методы обучения в школе.
Методы исследования: анализ педагогической и психологической литературы, эксперимент, беседа, наблюдение, анкетирование.
1.1 Использование нетрадиционных технологий обучения в
современной школе
Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология -- на науке. С искусства все начинается, технологией -- заканчивается, чтобы затем все началось сначала.
В. Беспалько
Любая технология, будь она производственной, сельскохозяйственной или педагогической, характеризуется совокупностью (сочетанием, соединением) каких-либо компонентов; логикой, последовательностью компонентов; методами, приемами, действиями.
Наряду с отдельными нетрадиционными уроками в школьной практике иногда используют новые технологии обуче-ния, которыми пытаются заменить традиционное объяс-нительно-иллюстративное обучение.
Любые образовательные концепции и системы требу-ют для своей реализации определенной системы действий. Если эта система достаточно вариативна и гибка, ее чаще всего называют методической, если же она задается в бо-лее или менее жесткой алгоритмической последователь-ности с расчетом на получение гарантированного резуль-тата, ее именуют технологией.
Если проанализировать любую технологию обучения, то можно заметить, что в них используются широко из-вестные методы обучения. Но особенность технологии в том, что все это соединено вместе, завязано в жесткую, строгую систему.
В каждой технологии обучения должны быть отраже-ны следующие важнейшие особенности:
- наличие диагностических целей, обеспечивающих предсказуемость итогов работы;
- наличие строгой последовательности педагогических действий, ведущих от целей к результатам (алгоритм);
- наличие системы контрольных заданий, адекватных целям;
- гарантия достижения результатов заданного уровня обучения, воспроизводимость этих результатов.
Только наличие всех указанных признаков позволяет утверждать, что мы имеем дело с настоящей технологией обучения. Если какие-то признаки отсутствуют, то перед нами не технология обучения, а методика более или менее близкая к технологии. [10]
Актуальность освоения педагогами современных образовательных технологий (СОТ), которые непосред-ственно относятся к учебно-воспитательному процессу в школе (к уроку), обусловлена рядом проблем и противо-речий практики:
- недостаточной «знаниевой» подготовкой многих вы-пускников школ. Об этом свидетельствуют контрольные ра-боты, вступительные экзамены и др.;
- неудовлетворительной социализацией выпускников школ. Социокультурная и экономическая ситуация в стра-не такова, что она требует для успешной жизнедеятельнос-ти человека многих новых компетенций и способностей (де-лать ответственный выбор, принимать решения, решать проблемы, ставить цели своей деятельности и планировать ее, работать в коллективе, вести диалог и др.);
- недейственной мотивациошюй основой учебно-позна-вательной деятельности школьников. Ведущим мотивом уче-ния для большинства из них является страх. Ставка на внешнюю мотивацию, на силовое решение педагогических проблем оказывается неэффективной;
- психологическим дискомфортом, прессингом, кото-рый испытывают многие учащиеся на учебных занятиях, и др.
Для понимания сущности технологического подхода важно ввести различение между методиками традиционно-го обучения и технологиями обучения. Для этого сравним их по шести позициям (табл. 2). [16]
Таблица 2.
Сравнение технологий обучения с традиционной практикой
Позиция для сравнения |
Традиционная практика обучения |
Технология обучения |
|
Обязательно ли предварительное проектирование? |
Нет, поскольку учителю тема хорошо знакома, он проводил урок по данной теме уже много раз |
Да. Педагог, освоив технологию, может воспользоваться готовым проектом урока |
|
На каких основаниях строится? |
На традиции, на интуиции педагога, на методе проб и ошибок, на личностных качествах |
На научных (в основе каждой из технологий обучения лежат одна или несколько научных теорий) |
|
Возможности передачи и заимствования другими педагогами |
Ограничены |
Больше, поскольку наука универсальна и объективна |
|
Способ целеполагания |
Через деятельность учителя или изучаемое содержание |
Через действия учащихся, являющиеся ожидаемым результатом урока |
|
Контроль |
Эпизодический (учащиеся опрашиваются по разным темам в разные дни) + итоговый |
«Встроенный» в процесс, обеспечивающий обратную связь: все учащиеся опрашиваются по всем учебным элементам |
|
Гарантирует ли результат? |
Далеко не всегда |
Да. Если не так, то технология пока не освоена, или для ее применения нет соответствующих условий |
|
2.2 Критерии отбора технологий обучения
Большинство существующих технологий обучения сориентированы на репродуктивное усвоение материала. Алгоритмизация педагогических процедур плохо совмес-тима как с творчеством учителей, так и с творчеством учеников. В строгом смысле слова так называемые игро-вые технологии, проблемное обучение, развивающее обу-чение, технологии педагогических мастерских, коллек-тивное обучение, обучение в сотрудничестве и т.д. техно-логиями обучения не являются. Хотя все перечисленное часто и относят к педагогическим технологиям.
Учитель сей-час поставлен перед сложным выбором: или пытаться ос-ваивать все возможные технологии и быть дилетантом в каждой из них, или сосредоточить свое внимание на ка-кой-либо одной технологии и постепенно достигать в ней совершенства. Полезнее и надежнее для будущих резуль-татов обучения задавать стандартную технологию обуче-ния, не отнимая у учителя права модернизировать ее или переходить на другую технологию.
Глубокий смысл педагогических технологий заключа-ется в сведении к минимуму педагогических экспромтов в практическом преподавании и переведении его на путь предварительного проектирования и последующего вос-произведения проекта в классе. Нужна некоторая унифи-кация и стандартизация деятельности учителей, которая дала бы возможность получать высокие и стабильные ре-зультаты в массовой практике.
Важным является также вопрос о критериях выбора технологий для конкретного класса, предмета, учителя, поскольку эта проблема недостаточно разработана как в теории, так и на практике. Часто выбор технологии для освоения или внедрения в учебное заведение происходит спонтанно, без учета ее возможностей и условий ее при-менения.
Существует несколько классификаций технологий. Для осмысления сущности технологий и их различий удобной оказалась их дифференциация на пред-метно ориентированные (знаниевые, обучения) и личностно ориентированные (способностные, учения). [16]
Технологии обучения можно классифицировать:
- по уровню применения: общепедагогические, частно-методические (предметные), локальные (модульные);
- по организационным формам: коллективный способ обучения, групповое обучение, индивидуализированное обучение и пр.;
- по доминирующему методу обучения: программиро-ванное обучение, модульное обучение, обучение на осно-ве опорных схем-конспектов, игровое обучение и пр.;
- по характеру общения между учителем и учеником: технология сотрудничества, личностно-ориентированная и т.п.
Число различных техноло-гий необозримо. Открывается ничем не ог-раниченный простор для произвольного выбора и по-строения учебно-воспитательного процесса. (табл. 3)
Таблица 3.
Технологии обучения и критерии их отбора
Критерий |
Технология |
|
Обеспечение подготовки выпускников для поступления в вузы |
Модульная технология обучения, интегральная образовательная технология, технология поэтапного формирования умственных действий, технология полного усвоения, вузовская технология в школьном варианте |
|
Обеспечение подготовки учеников к последующей научной деятельности |
Обучение как исследование, проектное обучение |
|
Обеспечение умений работать с информацией |
Информационные технологии на основе компьютера, телекоммуникационные технологии |
|
Обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей |
Проблемное обучение, метакогнитивные дискуссии, герменевтические, семиотические, логические тренинги, технология педагогических мастерских |
|
Обеспечение условий для развития коммуникативных способностей |
Кооперативное обучение, игровые технологии, технологии педагогических мастерских, коллективной мыследеятельности |
|
Обеспечение внутренней мотивации учащихся на учебную деятельность |
Все личностно ориентированные технологии |
|
Переход учителей на более совершенные технологии обучения -- процесс нелегкий и небыстрый. Это объясня-ется сугубо творческим характером педагогической дея-тельности, которую невозможно описать как простой про-изводственный процесс конвейера.
Каждый автор и исполнитель привносит в педаго-гический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. Одна и та же технология может осуществлять-ся различными исполнителями более или менее добросо-вестно, точно по инструкции или творчески. Конечно, ре-зультаты будут различными, однако близкими к некото-рому среднему значению, характерному для данной техно-логии. Таким образом, технология работы опосредуется свойствами личности, но только опосредуется, а не опре-деляется.
При освоении новаций следует иметь в виду, что нель-зя учить детей по методикам и технологиям, взаимоис-ключающим друг друга, нельзя детей погружать в смы-словое поле, наполненное противоречивыми установками и требованиями. Бессистемные фрагменты нового накла-дываются на традиционные способы обучения, ввиду чего существующая система разрушается, но ничего взамен не создается.
Пока не существует таких тех-нологий, которые имели бы неоспоримые преимущества перед остальными и гарантировали бы высокое качество обучения всех без исключения школьников. Если бы такие технологии существовали, то они, несомненно, заняли бы приоритетное положение в практической работе учителей. Однако этого пока не происходит. [4]
2.1 Понятие игровых технологий
Человек играет только тогда,
когда он в полном значении слова человек,
и он бывает вполне человеком лишь тогда,
когда он играет.
Ф. Шиллер
Игру как метод обучения, передачи опыта старших по-колений младшим люди использовали с древности. Широ-кое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсифика-цию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освое-ния понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зар-ница», «Орленок», КТД и др.).
Понятие «игровые педагогические технологии» вклю-чает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра облада-ет существенным признаком -- четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим ре-зультатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помо-щи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учеб-ной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направле-ниям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в каче-стве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. [5]
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педаго-гических игр.
В первую очередь следует разделить игры по виду де-ятельности на физические (двигательные), интеллектуаль-ные (умственные), трудовые, социальные и психологические. [6]
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обоб-щающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применя-емых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, ими-тационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
И, наконец, специфику игровой технологии в значи-тельной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Рис. 1. Классификация педагогических игр (по Г.К. Селевко)
Классификационные параметры игровых технологий:
По уровню применения: все уровни.
По философской основе: приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: психогенные.
По концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлек-торные + гештальт + суггестия.
По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + + СУМ + СЭН + СДП.
По характеру содержания: все виды + проникающие.
По типу управления: все виды -- от системы консуль-таций до программной.
По организационным формам: все формы. По подходу к ребенку: свободное воспитание. По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие. [8]
По направлению модернизации: активизация. По категории обучаемых: массовая, все категории.
Спектр целевых ориентации:
- Дидактические: расширение кругозора, познаватель-ная деятельность; применение ЗУН в практической дея-тельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие обще-учебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
- Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих устано-вок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общитель-ности, коммуникативности.
- Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазий, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные реше-ния; развитие мотивации учебной деятельности.
- Социализирующие: приобщение к нормам и ценнос-тям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия. [11]
Концептуальные основы игровых технологий
* Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, само-регуляции, самореализации.
* Игра -- форма психогенного поведения, т.е. внут-ренне присущего, имманентного личности (Д.Н. Узнадзе).
* Игра -- пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Вы-готский).
* Игра -- свобода личности в воображении, «иллюзор-ная реализация нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев).
* Способность включаться в игру не связана с возрас-том человека, но в каждом возрасте игра имеет свои осо-бенности.
* Содержание детских игр развивается от игр, в кото-рых основным содержанием является предметная дея-тельность, к играм, отражающим отношения между людь-ми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
* В возрастной периодизации детей (Д.Б. Эльконин) осо-бая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей де-ятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста. [9]
Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своим ведущими видами деятельности (младший школьный возраст -- учебная деятельность, средний -- обще-ственно полезная, старший школьный возраст -- учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а про-должают включать ее в процесс.
Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жиз-ни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, откры-вает у себя наличие переживаний и начинает ориентиро-ваться в них.
У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культур-ного выражения, что позволяет ребенку включаться в кол-лективную деятельность и общение.
В результате освоения игровой деятельности в до-школьном периоде формируется готовность к общественнозначимой и общественнооцениваемой деятельности ученья. [13]
Технология развивающих игр Б.П. Никитина
Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особен-ностями.
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конст-руктора-механика и т.д. В своих книгах Никитин пред-лагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушка-ми, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. и т.п.
Предметные развивающие игры лежат в основе строи-тельно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде мо-дели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух - трехлетнему малышу до непосиль-ных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обу-чения где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.
Решение задачи предстает перед ребенком не в абст-рактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.
В развивающих играх -- в этом и заключается их главная особенность -- удалось объединить один из основ-ных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоя-тельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволил раз-решить в игре сразу несколько проблем, связанных с раз-витием творческих способностей:
- развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
- их задания-ступеньки всегда создают условия, опере-жающие развитие способностей;
- поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;
- развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любимые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свобод-ного и радостного творчества. [5]
Для младшего школьного возраста характерны яр-кость и непосредственность восприятия, легкость вхожде-ния в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятель-ность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушка-ми, появляются неимитационные игры.[18]
В игровой модели учебного процесса создание проблем-ной ситуации происходит через введение игровой ситуа-ции: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет иг-ровое моделирование, часть деятельности учащихся проис-ходит в условно-игровом плане.
Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр -- по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и со-участника общего действия.
Итоги игры выступают в двойном плане -- как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая фун-кция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной моде-ли принадлежит заключительному ретроспективному обсуж-дению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и ре-зультаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, спо-собствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие чис-ловых представлений, обучение счету, и игры, развивающие па-мять, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю. [2]
Результативность дидактических игр зависит, во-пер-вых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обыч-ными дидактическими упражнениями.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, фор-мирующие умение выделять основные, характерные призна-ки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивает-ся умение отличать реальные явления от нереальных; груп-пы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту ре-акции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному со-держанию обучения, помогает активизировать учебный про-цесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов -- забота каждого учителя начальной школы.
В отечественной педагогике имеется ряд таких игро-вых технологий («Сам Самыч» В.В. Репкина, «Мумми-тролли» томских авторов, персонажи «Волшебника Изум-рудного города», «Приключений Буратино» и т.д.), встро-енных в основное содержание обучения. [9]
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модифи-кации деловых игр: имитационные, операционные, роле-вые игры, деловой театр, психо- и социодрама.
Имитационные игры. На занятиях имитируется дея-тельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т. д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (ка-бинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержание, описание структуры и назначения имитируемых процес-сов и объектов.
Операционные игры. Они помогают отрабатывать вы-полнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделиру-ется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.
Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются так-тика поведения, действий, выполнение функций и обязан-ностей конкретного лица. Для проведения игр с исполне-нием роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, меж-ду учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».
«Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь опыт, знания, навы-ки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки -- на-учить подростка ориентироваться в различных обстоятель-ствах, давать объективную оценку своему поведению, учи-тывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятель-ность, не прибегая к формальным атрибутам власти, при-казу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанно-сти действующих лиц, их задачи.
Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «ис-полнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором испытывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
Технология деловой игры состоит из следующих этапов. Этап подготовки. Подготовка деловой игры начина-ется с разработки сценария -- условного отображения си-туации и объекта. В содержание сценария входит учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание характеристик действующих лиц.
Далее идет ввод в игру, ориентация участников и эк-спертов. Определен режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и вы-бора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведуще-му и экспертам за консультацией. Допускаются предвари-тельные контакты между участниками игры. Но правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность нарушать этику поведения.
Этап проведения -- процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход, Только ведущий может корректировать действия участни-ков, если они уходят от главной цели игры. В зависимос-ти от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, ди-агност, аналитик.
Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.
Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне; инициатор, осторожный критик, консерватор. [12]
Таблица 4.
Технологическая схема деловой игры
Этап подготовки |
Разработка игры |
- разработка сценария - план деловой игры . - общее описание игры - содержание инструктажа - подготовка материального обеспечения |
|
Ввод в игру |
- постановка проблемы, целей - условия, инструктаж - регламент, правила - распределение ролей - формирование групп - консультация |
||
Этап проведения |
Групповая работа над заданием |
- работа с источниками - тренинг - мозговой штурм - работа с игротехником |
|
Межгрупповая дискуссия |
- выступления трупп - защита результатов - правила дискуссии - работа экспертов |
||
Этап анализа и обобщения |
- вывод из игры - анализ, рефлексия - оценка и самооценка работы - выводы и обобщения - рекомендации |
||
Методологические позиции: методолог, критик, мето-дист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.
Социально-психологические позиции: лидер, предпочи-таемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, от-вергаемый.
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учи-тель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошиб-ки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета. [15]
2.2. Разновидности и возможности использования учебных деловых
игр
Деловая игра является формой воссоздания предмет-ного и социального содержания будущей профессиональ-ной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирования профессиональных проблем, реальных про-тиворечий и затруднений, испытываемых в типичных про-фессиональных проблемных ситуациях.
На этапе разработки деловой игры следует реализовать следующие психолого-педагогические принципы: 1) прин-цип имитационного моделирования содержания профес-сиональной деятельности, конкретных условий и динамики производства; 2) принцип воссоздания проблемных ситуа-ций, типичных для данной профессиональной деятельности через систему игровых заданий, содержащих некоторые противоречия и вызывающих у учеников состояние за-труднения; 3) принцип совместной деятельности участников в условиях взаимодействия имитируемых в игре производ-ственных функций специалистов; 4) принцип диалогическо-го общения и взаимодействия партнеров по игре как необхо-димое условие решения учебных задач, подготовки и приня-тия согласованных решений; 5) принцип двуплановости игровой учебной деятельности. Деловая игра решает «серьезные» задачи по развитию личности специалиста; обучае-мые усваивают знания, умения в контексте профессии, при-обретают и профессиональную компетенцию и социальную компетенцию (навыки взаимодействия в коллективе про-изводственников, навыки профессионального общения с людьми и управления ими). Но эта «серьезная» деятель-ность реализуется в игровой (частично азартной) форме, что позволяет обучаемым интеллектуально и эмоциональ-но «раскрепоститься», проявлять творческую инициативу. [3]
Учебные деловые игры (цель которых -- сформиро-вать определенные навыки и умения учащихся в их ак-тивном творческом процессе) по уровню сложности мож-но разделить на следующие разновидности.
1. Имитационные упражнения -- они отличаются от деловой игры меньшим объемом и ограниченностью ре-шаемых задач (например, кто лучше может пользоваться едиными нормами и расценками?). Цель имитационных упражнений -- предоставить возможность учащимся в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, ак-центировать внимание на каком-либо важном понятии, категории.
2. «Анализ конкретных производственно-профессио-нальных ситуаций» -- обучаемые знакомятся с ситуаци-ей, с совокупностью взаимосвязанных фактов и явлений, характеризующих конкретное событие, возникающее пе-ред специалистом в его профессиональной практике и требующее от него соответствующего решения; ученики предлагают свои решения в той или иной ситуации, ко-торые коллективно обсуждаются.
3. «Разыгрывание ролей» -- ученики получают ис-ходные данные по ситуации, а затем берут на себя испол-нение определенных ролей. Исполнение ролей происходит в присутствии других учеников, которые потом оценивают действия участников ситуации, принимаемые ими самосто-ятельные решения в зависимости от условий сценария, действий других исполнителей и в зависимости от ранее принятых собственных решений, т. е. при разыгрывании ролей нельзя полностью предсказать ситуации, в которых оказывается тот или иной исполнитель; этот метод обуче-ния используется для выработки практических професси-ональных и социальных навыков.
4. Полномасштабная деловая игра, имитирующая профессиональную деятельность и последствия принима-емых профессиональных решений (часто с использовани-ем ЭВМ для расчета и анализа близких и отдаленных по-следствий принимаемых решений). [10]
Деловую игру как форму контекстного обучения сле-дует выбирать прежде всего для решения следующих пе-дагогических задач:
- формирование у обучаемых целостного представле-ния о профессиональной деятельности и ее динамике;
- приобретение проблемно-профессионального и соци-ального опыта, в том числе и принятие индивидуальных и коллективных решений;
- развитие теоретического и практического мышле-ния в профессиональной сфере;
- формирование познавательной мотивации, обеспече-ние условий появления профессиональной мотивации.
Таким образом, не любое содержание профессиональ-ной деятельности подходит для игрового моделирования, а лишь то, которое содержит в себе проблемность и не мо-жет быть усвоено индивидуально.
Положительное в применении учебных деловых игр:
- как правило, учащиеся испытывают удовольствие, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения;
- происходит подготовка к профессиональной дея-тельности, формируются знания, умения, т. е. учащиеся учатся применять свои знания;
- послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний;
- достигаются комплексные педагогические цели: по-знавательные, воспитательные, развивающие. Познаватель-ная эффективность: в процессе деловой игры учащиеся знакомятся с диалектическими методами исследования вопроса (проблемы), углубляют знания, осваивают профес-сиональные функции на личном примере.
Воспитательная функция: в процессе проведения де-ловой игры формируется сознание принадлежности к коллективу, закрепляются взаимосвязи при решении кол-лективных задач, а коллективное обсуждение общих вопросов формирует критичность, сдержанность, уважение к другому мнению, внимание к коллегам. Развивающая эффективность: в процессе деловой игры развиваются логическое мышление, способность поиска ответов на по-ставленные вопросы, речь и речевой этикет, умение уча-ствовать в дискуссии и эффективно общаться. [14]
Отрицательные моменты в проведении учебных дело-вых игр: высокая трудоемкость подготовки к занятию (для преподавателя); не все преподаватели владеют умени-ем проводить деловые игры; большая напряженность для преподавателя, так как он сосредоточен на непрерывном творческом процессе и должен быть одновременно и акте-ром (обладать актерскими данными) и режиссером в те-чение всей игры; сами учащиеся могут быть не готовы к работе с использованием деловой игры; деловые игры тре-буют много времени и порой специального изменения рас-писания занятий.
Можно сделать следующие выводы.
1. Деловые игры следует использовать только там, где они действительно необходимы. Это получение целостного опыта будущей профессиональной деятельности, разверну-той во времени и пространстве.
2. К разработке игры следует подходить системно и учитывать ее влияние на другие виды работы со студента-ми, а также реакцию других преподавателей, которая мо-жет быть неадекватной.
3. В деловой игре нужна предметная и социальная компетентность участников, поэтому следует начинать подготовку к ней с анализа конкретных производственных ситуаций и разыгрывания ролей. Следует также до игры формировать у студентов культуру дискуссии.
4. Структурные компоненты деловой игры (ДИ) долж-ны сочетаться таким образом, чтобы она не стала ни тре-нажером, ни азартной игрой.
5. Игра должна строиться на принципах саморегули-рования. Преподаватель действует перед игрой, до начала учения, в конце и при анализе игры. Это требует большой подготовительной работы, теоретических и практических навыков конструирования ДИ.
6. Режим работы студентов в процессе ДИ не уклады-вается в рамки традиционного поведения их на занятии и должен быть подчинен логике моделируемого производ-ственного процесса.
7. В вузе наиболее приемлемы компактные ДИ, рассчи-танные на 4 часа практических занятий. Их лучше прово-дить на последних часах последнего дня учебной недели, учитывая их эмоциональный заряд. [16]
Разработку деловой игры начинают с создания двух мо-делей -- имитационной и игровой, которые будут встроены в ее сценарий. Таким образом, первый принцип ДИ реали-зуется на начальном этапе ее разработки. Имитационная модель -- это прототип модели, она задает предметный кон-текст деятельности специалиста в учебном процессе.
Игровая модель задает социальный контекст и пред-ставляет собой работу участников ДИ с имитационной моделью.
Имитационная модель получает свое воплощение в следующих структурных компонентах: цели, предмет игры, графическая модель взаимодействия участников, система оценок. Компоненты игровой модели -- сцена-рий, правила, цели, роли и функции игроков.
Объектом имитации обычно выбирается наиболее ти-пичный фрагмент профессиональной деятельности, требу-ющей системного применения разнообразных умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся за период, предшествующий игре.
Различают три способа: детерминированный, спонтан-ный, смешанный. Последний из них, сочетающий алгорит-мизацию с учетом вероятностного характера событий, наи-более присущ деловой игре.
Графическая модель ролевого взаимодействия участни-ков отражает количественный и качественный состав участников, их связи, взаимодействия, пространственное расположение игроков и оказывает большую помощь ве-дущему и участникам игры.
Комплект ролей и функций игроков должен адекват-но отражать профессиональные и социально-личностные отношения, характерные для того фрагмента профессио-нальной деятельности, который моделируется в игре. Иногда для стимулирования игровой ситуации вводятся игровые роли (скептик, энтузиаст и т. д.). Чем выше про-фессиональный уровень разработчика, тем удачней будет комплект ролей. Сложным моментом в разработке игры является четкое определение функций игроков. Их нуж-но составлять обобщенно и дополнять инструкциями, в которых в словесной форме, с помощью таблиц или в виде алгоритма даются права, обязанности и возможные дей-ствия игроков. [1]
Правила игры отражают характеристики реальных процессов и явлений, существующих в прототипах модели-руемой реальности в упрощенном варианте. Кроме того, существует второй план игры -- правила чисто игрового характера: если их не соблюдать, игра перестанет быть иг-рой, превратившись в занятие тренажерного типа.
Требования к правилам игры сводятся к следующим положениям:
- правила содержат ограничения, касающиеся техно-логии игры, регламента игровых процедур или их элемен-тов, ролей и функций преподавателей-ведущих, системы оценок;
- правил не должно быть слишком много, не более 5--10, они должны быть представлены аудитории на пла-катах или с помощью технических средств;
- характер правил должен обеспечивать воспроизве-дение реального и делового контекстов игры;
- правила должны быть связаны с системой стимули-рования и инструкциями игрокам.
Как перечень основных правил можно привести соблю-дение регламента, использование носителей информации, применение активных форм представлений информации, вопросы дискуссионного характера. [7]
Система оценивания обеспечивает контроль принима-емых решений и самоконтроль, предполагает содержатель-ную оценку, обеспечивает соревновательный характер игры, позволяет оценивать деятельность и личностные качества участников игры, а также успешность работы игровых групп. Система должна строиться прежде всего как система самооценки играющих, а затем -- как систе-ма оценки преподавателем-ведущим.
Разбор игры преподавателем и рефлексия ее участни-ков по поводу их навыков на заключительном обсужде-нии несут основную обучающую и воспитательную на-грузку. Заключительная часть игры -- это не столько под-ведение итогов, сколько анализ причин, обусловивших фактические ее результаты.
Методическое обеспечение игры предполагает наличие следующих материалов: проспект и параметры игры, на-бор реальной и игровой документации. Степень детализа-ции методических рекомендаций зависит от сложности объекта имитации, контингента и других причин.
Техническое обеспечение ДИ. Различают ручные и ма-шинные игры, однако между ними нет четкой грани; речь идет о степени использования ЭВМ в игровом процессе.
Однако в сценарии должны быть четкие указания о при-менении ЭВМ и ТСО. Технические средства выбираются в зависимости от целей и содержания игры и выполняют только функции, без которых нельзя обойтись или кото-рые выполняются вручную хуже и медленнее. [17]
14. Педагогическое творчество в школе (из опыта учителей России) / Под ред. В.Ф. Кривошеева -- М., изд-во НИИ школ МО РСФСР, 1992. -- 114 с.
15. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. -- М.: Народное образование, 1996.
16. Столяренко В.А. Педагогаческая психология -- Мн. ,2000.
17. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. -- М., 1985. - 163 с.
18. Яновская. М.Г. Творческая игра в воспитании младше-го школьника. -- М., 1974.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |