Курсовая работа
По педагогике
"Воспитательная система класса"
І. Введение
В современном мире остро стоит проблема воспитания подрастающего поколения. Как известно, воспитание не заканчивается в семье. Школа порой является главным воспитателем детей. Ошибается тот, кто думает, что основная функция школы - образовательная. Изучая различные предметы, ученик усваивает правила хорошего тона, нравственные нормы, учится общаться и соответствовать окружающим его людям.
В этой курсовой работе мы рассмотрим воспитание в школе как ключевой момент развития ребенка.
Современная школа не может существовать без воспитательной системы. Многие школы перенимают системы выдающихся педагогов, другие - разрабатывают свои собственные. В рамках большой школьной воспитательной системы, или концепции, могут выделяться и более мелкие, такие как воспитательные системы отдельных классов.
Воспитание, как известно, относится к социально-обусловленным процессам. На выбор целей, принципов, содержания и способов организации процесса воспитания существенное влияние оказывает политическая, экономическая, социокультурная ситуация в развитии государства и общества. Происходящие в России изменения в государственной и общественной жизнедеятельности детерминируют перемены в практике воспитания детей.
В образовательном учреждении, в классе, в частности, воспитательная работа уже не может рассматриваться как набор определенных мероприятий, добавочных по отношению к урочной деятельности. Сегодня воспитание должно быть понято не как однонаправленная задача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, но и как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия.
Воспитание в таком смысле направлено на выработку у подрастающего человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем.
ІІ. Понятие воспитательной системы
Существуют различные определения понятия "воспитательная система". Рассмотрим некоторые из них.
Воспитательная система -- комплекс воспитательных целей, людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности, отношений, возникающих между ее участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности ВС. Создается для реализации педагогических целей и обеспечения развития личности учащихся.
Воспитательная система - развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: исходной концепции (совокупности идей, для реализации которых она создается); деятельности, обеспечивающей реализацию концепции; субъектов деятельности, ее организующих и в ней участвующих; отношений, интегрирующих субъектов в некую общность; среды, освоенной субъектами; управления, обеспечивающего интеграцию всех компонентов системы в целостность. Основная ее цель - личностное развитие школьников. Воспитательная система разворачивается из педагогической системы, выступающей ее основой. Воспитательная система - открытая система, взаимодействующая с социальным, природным, культурным окружением образовательного учреждения. Воспитательная система не статична: в ее развитии существует прошлое, настоящее и будущее. В ней действуют как механизмы сохранения и воспроизводства сложившихся способов жизнедеятельности, так и механизмы дезорганизации и обновления системы. Источниками развития воспитательной системы являются противоречия между тенденциями упорядоченности и хаоса - в форме противоречий между системой и личностью, традициями и инновациями (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова).
Ученые называют также черты воспитательной системы:
v Воспитательная система - это система социальная. Ее ядро - люди и их потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, действия, отношения. Функционирование воспитательной системы осуществляется в соответствии с законами общественного развития.
v Воспитательная система - это система педагогическая. Ее функционирование связано с реализацией целого ряда педагогических задач, для решения которых используются разнообразные формы, приемы и методы педагогической деятельности. Результаты решения задач свидетельствуют об эффективности воспитательной системы.
v Воспитательная система - это система ценностно-ориентированная. Любая воспитательная система ориентирована на определенные ценности. В современной педагогической науке и практике признаны педагогически нецелесообразными идеи построения воспитательного процесса на основе антигуманных ценностей и авторитарного стиля отношений между педагогом и ребенком и взят курс на моделирование, построение и исследование воспитательных систем гуманистического типа.
v Воспитательная система - это система целостная. Нередко ее называют организмом, как бы подчеркивая, что она состоит из органов-компонентов, взаимосвязь и взаимодействие которых позволяет системе функционировать как единое целое и обладать системными интегративными качествами.
v Воспитательная система - это система открытая. Она имеет множество связей и отношений с окружающей социальной и природной средой, которые обеспечивают функционирование и развитие системы.
v Воспитательная система - это система целенаправленная. Ее невозможно представить без цели. При отсутствии целевых ориентиров воспитательная деятельность теряет свой смысл, ведь ее сущностной характеристикой является целенаправленность.
v Воспитательная система - это система сложная и вероятностная. Сложность воспитательной системы обусловлена большим количеством элементов и связей между ними, полиструктурностью и качественной сложностью самой системы и ее составляющих компонентов. Будущее сложных систем трудно предсказать, поэтому прогнозы носят вероятностный характер.
v Воспитательная система - это система саморазвивающаяся и самоуправляемая. Внутри системы скрыта способность к преодолению противоречий развития усилиями самих участников педагогических процессов, способность к самоуправлению: постановке целей, проектированию нового состояния системы воспитания и этапов его достижения, корректировке образовательно-воспитательных процессов, объективному анализу их хода и результатов, выдвижению новых перспектив и т.д.
Как мы можем видеть, воспитательная система - понятие сложное, включающее в себя множество компонентов. Характеризуя внутреннее строение воспитательной системы, ученые высказывают разные точки зрения о составе компонентов системы. Это объясняется сложностью и полиструктурностью системного образования, а также существующим различием мнений исследователей о том, какие компоненты (элементы) системы следует считать основными, наиболее важными. Академик Л.И. Новикова и ее коллеги относят к числу таких элементов:
а)цели, выраженные в исходной концепции;
б) деятельность, обеспечивающую достижение целевых ориентиров;
в) субъекта деятельности, ее организующего и в ней участвующего;
г) рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;
д) среду системы, освоенную субъектом;
е) управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
ь Основные воспитательные системы
В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся друг от друга видом, местонахождением, временем существования, моделью, основанной на определенном учении, путями внедрения и др. Охарактеризуем некоторые конкретные воспитательные системы. Остановимся на воспитательных системах наших соотечественников.
ь Понятие ВСК
Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющих собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Цель воспитательной системы - содействовать развитию нравственной, интеллектуальной, активной личности, способной к самопознанию и саморазвитию.
Задачи:
Содействовать обогащению духовного мира, формированию мировоззрения, развитию познавательной активности.
Создать условия для проявления и развития творческого потенциала учащихся.
Формировать коммуникативные умения и навыки, способность адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях.
ь Основные компоненты ВСК
Важно определить, какие компоненты являются составляющими системы. В научно-методической литературе выделяют 5 наиболее существенных и важных:
1. Индивидуально-групповой
2. Ценностно-ориентационный
3.Функционально-деятельностный
4. Пространственно-временной
5. Диагностико- аналитический
Моделируя воспитательную систему класса, классный руководитель должен знать : с кем он работает, что хочет получить от своей работы, сколько времени займет у него достижение поставленных задач и в каком жизненном пространстве он будет работать, а также он должен суметь вовремя скорректировать свою деятельность и грамотно оценить результаты своей работы.
Необходимо сказать и об этапах развития воспитательной системы класса:
1. Проектирование системы.
Преобладает деятельность по изучению интересов, потребностей и других личностных характеристик членов класса, проектированию желаемого образа класса, определению перспектив жизнедеятельности коллектива.
2.Становление системы.
Уделяется внимание укреплению межличностных отношений, формированию чувства "мы", апробирование форм и способов совместной деятельности, взращиванию традиций коллектива.
3.Стабильное функционирование системы.
Активно развивается самоуправление, система начинает соответствовать проектному замыслу ее создателей, доминирующий вид совместной деятельности формирует индивидуальность("лицо") классного коллектива, жизнь классного коллектива строится на основе традиций, сохраняемых и поддерживаемых большинством в коллективе.
4. Завершение функционирования системы.
Для четвертого этапа характерны две тенденции : первая - постараться сделать так, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием всего школьного коллектива, вторая -искать новые идеи, формы, способы обновления жизнедеятельности в классе.
Итак, перейдем к моделированию отдельных элементов воспитательной системы класса.
Ш ПЕРВЫЙ КОМПОНЕНТ воспитательной системы класса - ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОЙ КОМПОНЕНТ.
В создании, управлении и развитии воспитательной системы класса участвуют:
-классный руководитель
- учащиеся класса
- родители учащихся
- педагоги и другие взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности коллектива.
Главная роль отводится классному руководителю. Его жизненные ценности, педагогические воззрения, позиции, интересы и увлечения являются одним из существенных системообразующих факторов.
Но, еще Макаренко говорил, что ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на свой собственный страх и риск и на свою ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, точного единого подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса.
Ш ВТОРОЙ КОМПОНЕНТ воспитательной системы класса ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ.
Воспитания без цели не бывает, т.к. характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремленность, целенаправленность.
Приоритетные задачи работы:
- формирование творческой личности учащихся, обладающей интеллектуальной, этической культурой.
- способствовать воспитанию трудолюбивой и любознательной личности ребенка, знающего историю и традиции своего края и уважающего живущих рядом людей;
- создание условий для общения и совместной деятельности старшего поколения с младшим, помощь окружающим людям;
- интеллектуальное развитие школьников, организация их познавательной деятельности, развитие любознательности учащихся;
- сплочение классного коллектива, удовлетворение досуговых потребностей учащихся;
-выработка готовности к самостоятельной жизни и труду, подготовка к инициативной деятельности в разных сферах;
- развитие навыков поискового мышления;
- формирование экологической культуры;
- воспитание у детей патриотических чувств гражданина России;
- укрепление здоровья учащихся, валеологическое воспитание, физическое развитие и совершенство;
- способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации, анализе жизнедеятельности в классе.
На пути к достижению целевых ориентиров и перспектив происходят изменения в жизнедеятельности классного сообщества, построении воспитательного процесса. Постоянно появляются нормы и правила, которые принято соблюдать в данном сообществе и детьми и взрослыми. Они не только регламентируют поведение, деятельность, общение членов классного коллектива, но и заметно влияют на выбор способов организации воспитательного процесса. Эти нормы и правила, отражающие ценностные ориентации классного коллектива, определяют и принципы построения воспитательной системы класса.
Основные принципы воспитания:
- принцип приоритета интересов и потребностей школьников и их родителей;
- принцип общечеловеческого развития на основе национальных, религиозных, местных традиций
- принцип индивидуализации и дифференциации;
- принцип гуманизма и демократизации жизнедеятельности коллектива класса;
- принцип интеграции воспитательно-образовательных усилий семьи, школы;
-принцип сотворчества детей и взрослых;
- принцип открытости и доброжелательности;
- принцип равенства всех участников воспитательного процесса;
принцип ответственности, взаимопомощи, взаимовыручки.
Ш ТРЕТЬИМ КОМПОНЕНТОМ воспитательной системы класса является ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ. Он складывается из таких элементов, как:
o Системообразующий вид деятельности, формы, методы, организации совместной деятельности и общения.
o Основные функции воспитательной системы класса.
o Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью класса.
Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей. Основу данного компонента составляют совместная деятельность и общение членов данного коллектива.
Ш Четвертый компонент - пространственно-временной.
Он состоит из таких элементов:
o Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда.
o Связи и отношения класса с другими общностями детей и взрослых, место и роль класса в воспитательном пространстве ОУ.
o Этапы становления и развития воспитательной среды:
§ 1 этап - этап проектирования системы; (5 класс)
§ 2 этап - этап становления систем; (6-7 класс)
§ 3 этап - этап стабильного функционирования системы; (8-9 класс)
§ 4 этап - этап завершения функционирования системы (10-11 класс)
Ш Пятый компонент - диагностико-аналитический, включает в себя следующие элементы:
o Критерии эффективности воспитательной системы.
o Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы.
Необходимость включения диагностико-аналитического компонента в перечень основных компонентов системы можно объяснить тем, что при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности ребенка и формирования классного коллектива ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей сложной и трудоёмкой деятельности, проводимой по моделированию и построению воспитательной системы класса.
ь Структурная модель воспитательной системы
Аналитико-диагностическая деятельность
o тестирование
o анкетирование
o микроисследования
o педагогически направленное наблюдение
Профессиональная ориентация
o профессиональная диагностика (тестирование, анкетирование)
o профессиональное просвещение (беседы, встречи, экскурсии)
o профессиональное консультирование (работа с психологами, педагогами)
Работа с семьёй
o изучение воспитательного потенциала семьи
o психолого-педагогический всеобуч родителей
o вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
o индивидуальная работа с родителями
Ценностно-ориентированная деятельность
o классное самоуправление
o анкетирование
o тематические классные часы
o изучение о правах ребёнка
o посещение музеев, выставок, театров, библиотек
Дополнительное образование
o вовлечение в факультативы, кружки
o организация кружков
o творческие отчёты
Интеллектуально-познавательная деятельность
o познавательные классные часы
o экскурсии
o участи в предметных неделях, олимпиадах, конкурсах, НПК
Спортивно-оздоровительная деятельность
o тематические классные часы
o участие в спортивных мероприятиях
o экскурсионно-туристическая работа
o пропаганда физической культуры
Свободные общения
o дискотеки
o вечера отдыха
o игры
Механизм жизнедеятельности классного коллектива.
Системообразующий фактор воспитательной системы - ценностно-ориентировочная деятельность, способствующая личностному, профессиональному, практическому самоопределению.
Главными элементами механизма воспитательной системы выступают формы, методы и приемы поддержки личностного саморазвития.
Педагогические средства:
o Диагностические (наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование),
o Организационные (организация органов ученического самоуправления, регулирование ответственности),
o Мобилизационн-побудительные (актуализация, убеждение),
o Коммуникативные (взаимопонимание, доверие, согласие),
o Формирующие (формирование сознания, проектирование и создание проблемных ситуаций),
o Координирующие и коррекционные (выработка единых требований, правил, корректирование действий),
o Совершенствования (средства повышения педагогом собственной компетентности).
Особую роль в реализации данного замысла воспитательной системы играет самоуправление учащихся.
Развитие навыков самоуправления осуществляется через систему постоянных поручений.
Каждый ученик отвечает за работу одного из секторов, координирует и направляет работу которых совет класса.
Практическая деятельность в составе одного из 5 секторов способствует становлению самостоятельной и творческой личности.
Сектор внутренних дел.
o Ответственный за учебу.
o Старший дежурный.
o Ответственный за проверку дневников, учебников.
o "Диспетчер" по расписанию.
o Казначей.
o Мастер трудовых дел.
o Ответственный за состояние растений.
o Ответственный за проведение генеральных уборок.
Сектор здоровья и спорта.
o Ответственный за формирование команд.
o Ответственный за участие в общешкольных конкурсах "Самый спортивный класс", "Самый здоровый класс".
o Ответственный за учет спортивных достижений уч-ся.
o Ответственный за учет пропусков, заболеваемости уч-ся.
Сектор культуры и досуга.
o Организатор досуга.
o Сценарист.
o Ди-джей.
Сектор заботы.
o Ответственные за проведение акций: милосердия, "Поздравьте, пожалуйста".
o Ответственный за питание.
Пресс-сектор.
o Летописец.
o Журналист.
o Редактор.
o Фотограф.
o Ответственный за "Почту радости".
Для расширения сфер деятельности классного коллектива возможно создание ещё одного структурного элемента самоуправления - сектора временных поручений, где каждый может получить новое поручение.
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
o Познай себя - это интересно!
o Сотвори себя - это необходимо!
o Утверди себя - это возможно!
o Прояви себя - это реально!
Правила жизни в классном коллективе:
o Настойчивость в учёбе, труде, спорте.
o Относиться к окружающим, помня золотое правило: не делай людям того, чего не желаешь себе.
o Относиться к людским недостаткам терпимо.
o Хочешь иметь успех - выгляди так, как будто ты его имеешь.
o Добросовестно относиться к учёбе.
o Не опаздывать в школу и не пропускать занятия!
o Добросовестно относиться к своим поручениям.
o Не отказывать в помощи одноклассникам.
o Соблюдать порядок и чистоту в классе и школе.
o Нужно жить весело, содержательно, быть активным, творчески подходить к любому делу.
o Дорожите дружбой, помните - мы коллектив!
Основные виды деятельности.
o познавательная
o игровая
o творческая
o спортивная
o коммуникативная (общение)
o досуг
o допрофессиональная
Основные формы деятельности
o классные часы
o конкурсы
o экскурсии
o поисковая деятельность
o благотворительные мероприятия
ь Примерный план ВСК
Примерный план описания воспитательной системы класса
1) Класс - его наименование и тип (общеобразовательный), год его создания, количество учащихся, девочек , мальчиков.
2) Классный руководитель-фамилия, имя, отчество, образование, пед.стаж, продолжительность работы с данным классом, наличие званий и наград, увлечения, интересы.
3) Цель воспитательной системы:
· Как формулируется
· Кто участвовал в ее выдвижении
· Интересы и потребности учащихся и родителей
· Соответствие поставленной цели выдвинуты школой задачам воспитания
Схема анализа воспитанности детей
· Принципы построения воспитательной системы
4) Коллектив класса и особенности его развития
5) Родители учащихся, их активность и включенность в жизнедеятельность класса
6) Воспитательный процесс, содержание и способы построения деятельности, общения и отношений в классе:
· Приоритетный вид деятельности
· Другие виды деятельности
· Взаимосвязь учебно-познавательной и внеурочной деятельности (в каких формах проявляется)
· Отношения в коллективе, наличие лидеров, наличие органов самоуправления, комфортность и защищенность ребенка в коллективе
· Стиль, формы и способы работы классного руководителя, "изюминки" во взаимодействии педагога с детьми и их родителями, владение различными методиками диагностики и умение проанализировать свою работу.
7) Внутренняя и внешняя среда как жизненное пространство коллектива:
· Учебный кабинет
· Место и роль в общешкольном коллективе.
8) Репутация класса, наличие символики, наличие традиций, трудности и проблемы в создании классной воспитательной системы, перспективы развития ВС.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |