Курсовая работа по предмету "Банковское дело"


Лизинг как форма инвестиционной деятельности банка


Курсовая работа на тему:



Лизинг как форма инвестиционной деятельности банка



Содержание


Введение. 3


Глава 1. Особенности деятельности банков на финансовом рынке России. 5


1.1 Инвестиционная деятельность как составляющая часть финансового рынка 5


1.2 Инвестиционные банки как участники финансового рынка. 7


1.3 Формирование и разработка объема банковских услуг. 11


Глава 2. Лизинг как вид инвестиционной деятельности. 15


2.1 Определение, сущность и функции лизинга. 15


2.2 Управление рисками при лизинговых операциях. 19


Глава 3. Эффективность лизинговых операций банка. 23


Заключение. 29


Список использованной литературы.. 31


Введение


Банковская система РФ – одна из сфер в экономике, которая находится под пристальным вниманием как государственных институтов, которые устанавливают правила осуществления деятельности в этой области, так и тех, кому она необходима для нормального функционирования.


Вместе с кардинальными изменениями, произошедшими на постсоветском пространстве, слово «банк» вошло в жизнь практически каждого человека.


С одной стороны, это связано с развитием малого бизнеса в стране, когда создается множество мелких самостоятельных хозяйствующих субъектов, и каждой из них требуется как минимум ведение банковского счета. Зачастую кроме данной услуги небольшие частные фирмы нуждаются в финансировании, т.е. в получении банковских кредитов, а также в других услугах.


С другой стороны, для крупного бизнеса банки и другие кредитные организации необходимы как организации, с помощью которых можно организовать сложные операции на финансовых рынках, связанные с банковским обслуживанием крупных внешнеторговых сделок, с осуществлением особых специфических форм финансирования, с проведением эмиссионных и других операций с ценными бумагами.


Для населения важное значение имеет широкое внедрение безналичных расчетов в современных формах, как например, применение банковских карт при расчетах работодателей по заработной плате с сотрудниками, их применение в сфере торговли и предоставления услуг, а также использование банковских карт в расчетах через Интернет. Насыщение рынка различными товарами, увеличение спроса населения на товары длительного пользования привели к росту спроса на банковские кредиты для целей потребления.


Огромную роль в развитие банковской системы играет усиливающаяся конкуренция на рынке банковских услуг. Именно конкуренция вынуждает банки уделять первостепенное внимание развитию, совершенствованию и модернизации с применением современных достижений в области высоких технологий, а также повышению качества обслуживания. Качество обслуживания напрямую зависит от спектра банковских услуг, поэтому важно сделать их востребованными, доступными, отвечающими возрастающему уровню жизни и соответственно уровню требований, а также высокому ритму жизни современного человека.


Лизинговые сделки являются частью новой сферы банковских услуг.


Этим обосновывается актуальность выбранной темы.


Цель предлагаемой курсовой работы – раскрыть особенности инвестиционной деятельности банков.


Предметом исследования является осуществление лизинговых операций с привлечением банка как одного из участников сделки.


Теоретической базой исследования явились труды отечественных и зарубежных авторов по выбранной тематике, а также нормативно-правовые акты Российской Федерации.



Глава 1. Особенности деятельности банков на финансовом рынке России


1.1 Инвестиционная деятельность как составляющая часть финансового рынка


Инвестиции являются основой современной экономики. Инвестирование в значительной степени определяет экономический рост государства, занятость населения и составляет существенный элемент базы, на которой основывается экономическое развитие общества. Инвестиционная деятельность представляет собой один из наиболее важных аспектов функционирования любой коммерческой организации.


В современном экономическом лексиконе инвестиции определяют как:


- процесс
вложения капитала в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности организации;


- имущество, вкладываемое
в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности организации;


- активы,
приносящие инвестиционный доход. [5, 210]


В первом значении категория «инвестиции» применяется в экономике (на микро - и макроуровнях). При этом основной характеристикой инвестиций является отказ от потребления экономических ресурсов с целью роста капитала в будущем.


На макроуровне инвестиционная деятельность – это деятельность государственных структур, связанных с инвестированием стратегически важных отраслей экономики, развитие которых вызовет общий подъем экономики страны.


Инвестиционная деятельность на микроуровне - это деятельность организации, связанная с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением собственного строительства, расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки; с осуществлением финансовых вложений
(приобретение ценных бумаг других организаций, в том числе долговых, вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, предоставление другим организациям займов и т.п.) [8, 115]


Инвестиционная деятельность осуществляется либо в форме отдельных инвестиционных проектов, либо в форме инвестиционной программы, входящей в бизнес-план предприятия.


Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства РФ, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.


Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса.


Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.


У инвестиций, как и у любого товара, в условиях рынка имеется спрос и предложение. Характер спроса и предложения инвестиций может регулироваться. Допустим, большая часть денежных средств аккумулируется населением в высоколиквидной форме, т.е. денежные средства могут быть быстро обращены в наличные, а спрос предъявляется на долгосрочные, низколиквидные финансовые средства. В такой ситуации регулирование сбережений для инвестиций может осуществляться созданием условий для владельцев сбережений, повышением ставки банковского процента. Кроме того, нужно создать систему перераспределения и комбинирования финансовых ресурсов с тем, чтобы максимально обеспечить спрос на них. Такой путь требует создания коммерческих инвестиционных банков (посредников), управляющих движением финансовых ресурсов и разрешающих противоречия спроса и предложения на рынке финансовых ресурсов.


Управление инвестициями - специфическая экономическая функция, которая выполняется определенной группой экономических агентов. Чем шире процесс инвестирования в государстве, тем большую роль играют коммерческие банки. Государственные же учреждения выполняют функцию регулятора процесса инвестирования - создания наиболее благоприятных условий, стимулирующих инвестиционный процесс в стране.


Проблема привлечения инвестиций в реальный сектор экономики России является одной из наиболее актуальных. Поэтому существует необходимость развития системы инвестиционных банков для осуществления эффективного перетока капиталов в отечественной экономике.


1.2 Инвестиционные банки как участники финансового рынка


К банковскому сектору капитала относят коммерческие банки, сберегательные банки, инвестиционные банки, ипотечные банки, специализированные банки, банковские дома.


Инвестиционные банки - это финансово-кредитные учреждения, специализирующиеся на финансировании и кредитовании инвестиций, а также осуществляющие деятельность в качестве финансовых посредников. Инвестиционные банки осуществляют вложение капиталов в промышленность, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли экономики. При этом инвестиции могут быть как в форме вложений в ценные бумаги (финансовые инвестиции), так и в форме непосредственных вложений в основной и оборотный капитал (реальные инвестиции). [6, 302].


Нужно отметить, что инвестиционный банк – это особое кредитно-финансовое учреждение, специализирующееся на организации выпуска ценных бумаг и торговле ими. Инвестиционный банк не выполняет ряда традиционных банковских операций (например, инвестиционные банки не принимают вклады, не осуществляют расчетно-кассового обслуживания клиентов). Основой формирования средств инвестиционного банка является выпуск собственных акций и получение кредитов коммерческих банков.


Однако российским законодательством в настоящее время не предусмотрено разграничение деятельности банков на собственно банковскую и инвестиционную. Но необходимо отметить, что в настоящее время широко обсуждается вопрос о разделении банковской (привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности открытия и ведения банковских счетов физических и юридических лиц) и инвестиционной деятельности.


Важной активной операцией коммерческих банков является их инвестиционная деятельность, в процессе которой банки выступают в качестве инвестора, вкладывая ресурсы в ценные бумаги или приобретая права по совместной хозяйственной деятельности. Такими ценными бумагами могут быть простые и привилегированные акции, облигации, государственные долговые обязательства, векселя. Например, активные операции банка с векселями включают: учетные (дисконтные) и переучетные операции, кредитные, операции по акцепту, инкассированию, выдаче вексельного поручительства и др. Операции с фондовыми бумаги включают операции с ценными бумагами, которые котируются на бирже.


Совершая инвестиции в ценные бумаги, банки руководствуются, прежде всего, целью получения дохода.


На доходность инвестиционной деятельности банков влияют следующие факторы: состояние экономики; структура кредитно-финансовой системы; степень развития рынка ценных бумаг; разработанность нормативно - законодательной базы, регулирующей выпуск и обращение ценных бумаг, профессионализм участников фондового рынка; структура портфеля ценных бумаг, которая в свою очередь зависит от изменений дивидендов по акциям, процентов по облигациям, векселям.


В настоящее время в России инвестиционные банки все активнее осуществляют деятельность в качестве финансовых посредников. Указанная деятельность оказывает влияние на инвестиционные процессы косвенным образом, поскольку банки в данном случае не осуществляют инвестиции, а занимаются обеспечением организации инвестиционного процесса. Наличие высоко профессиональных и надежных посредников - необходимое условие формирования эффективного рынка инвестиций.


Услуги инвестиционного банка как финансового посредника необходимы инвестору в следующих случаях:


- инвестор намерен осуществить реальные инвестиции. Банк может выступить в качестве профессионального консультанта и предоставить информацию о наиболее выгодных направлениях размещения средств клиентов;


- инвестор намерен приобрести ценные бумаги при первичном размещении или на вторичном рынке ценных бумаг. В данном случае банк может выступить в качестве брокера;


- владелец ценных бумаг передает в доверительное управление банку ценные бумаги на основании договора доверительного управления;


- банк может принять на себя обязательство разместить ценные бумаги от имени эмитента или от своего имени, но за счет и по поручению эмитента - андеррайтинговые услуги. [9, 121]


Достаточно перспективным направлением деятельности инвестиционных банков является деятельность в качестве андеррайтера. В странах с развитой рыночной экономикой, в которых существует разграничение банковской деятельности на банковскую и инвестиционную, андеррайтинговые услуги являются исключительной компетенцией инвестиционных банков.


Интересное направление деятельности инвестиционных банков в части привлечения инвестиций - выдача гарантий и авалирование векселей предприятий реального сектора экономики.


Клиентам, имеющим средства для инвестиций (вложений), которым не потребуется немедленное изъятие вложенных денег, банки предлагают высокие процентные ставки с широким выбором инвестиционных счетов. Чем больше инвестируемая сумма и длительнее предупредительный период для уведомления об изъятии, который устанавливается владельцем счета, тем выше соответствующая процентная ставка.


Банку, осуществляющему операции по предоставлению средств, субъекты инвестиционной деятельности предъявляют следующие документы:


- титульные списки вновь начинаемых проектов с разбивкой по годам;


- государственные контракты (договоры подряда) на весь период реализации инвестиционных проектов с указанием формы расчетов;


- сводные сметные расчеты стоимости проектов;


- заключение государственной вневедомственной экспертизы по проектной документации;


- уточненные объемы капиталовложений и строительно-монтажных работ.


В настоящий период очень незначительна доля инвестиций, обеспечиваемых за счет кредитов коммерческих банков. Вследствие длительной, высокой инфляции кредитные вложения банков направлялись главным образом на краткосрочные операции. В настоящее время номинальная ставка инвестиционного кредита находится на уровне 50-80%, так как в реальном выражении она отрицательна. Если снижение кредитных ставок коммерческого и инвестиционного кредита будет происходить более быстрыми темпами, чем инфляция, то банковское финансирование инвестиционных проектов может возрасти.


Для стратегического и тактического управления инвестиционной деятельностью в структуре банка создаются специальные фондовые отделы, которые разрабатывают:


- основные цели инвестиционной политики;


- примерный состав и структуру инвестиций;


- приемный уровень качества и сроки погашения ценных бумаг;


- основные требования к диверсификации структуры портфеля инвестиций;


- механизм корректировки состава портфеля;


- порядок доставки и хранения, механизм страхования;


- расчет потенциальных прибылей;


Численность работников фондового отдела зависит от величины портфеля ценных бумаг, выполняемых отделом, реализующим функции купли/продажи ценных бумаг, а также от типа и качества самих ценных бумаг, участвующих в формировании портфеля и его диверсификации.


1.3 Формирование и разработка объема банковских услуг


Финансовые услуги банка -
это новый вид банковских услуг, получивших наибольшее распространение в постсоветский период. Финансовые услуги включают трастовые, лизинговые и факторинговые, которые предоставляются различным клиентам, а также продажу пенсионных планов. [9, 87]


Многие банки столкнулись с необходимостью поиска новых подходов к повышению доходности своих операций. Частичное разрешение данная проблема получила не только за счет увеличения числа предлагаемых клиентам услуг, но и качественной переоценки структуры операций с клиентами, снижение удельного веса ссудосберегающих операций и увеличение объемов операций с ценными бумагами, проводимых банками за счет клиентов и в их пользу. Быстрое развитие получили нетипичные ранее для коммерческих банков операции - лизинг и факторинг, проектное финансирование, консультационные услуги. К указанному типу услуг можно отнести и услугу, связанную с доверительным управением портфелем инвестиций клиентов.


Рынок банковских услуг
состоит из совокупности возможных потребителей банковских услуг со схожими потребностями в отношении конкретной банковской услуги и готовностью этими услугами воспользоваться. Чтобы определить целевой рынок банковских услуг, обычно рассматривают три возможности. [17, 239]


Первая возможность
состоит в том, чтобы применить к конкретной банковской услуге возможности массового маркетинга, т.е. исходить из перспективы массового спроса конкретной банковской услуги без каких-то групп клиентов. Такую возможность в условиях достаточной концентрации банков в регионе предоставить трудно, но в принципе возможно там, где нет жесткой конкуренции со стороны банковских структур.


Тактика массового маркетинга опирается на использование одного базового плана маркетинга, реклама практически безадресная – она лишь информирует об услуге коммерческого банка. Расходы на рекламу и реализацию банковских услуг, как правило, при массовом маркетинге высоки – более всего из-за широты возможной клиентской базы.


Главная цель массового маркетинга – максимизировать объем реализуемых банковских услуг. Для удачного его использования необходимо, чтобы большая совокупность потенциальных клиентов банковской системы испытывала потребность в одиноковых свойствах банковских услуг – оформлении счета в банке, заключении депозитного договора и т. д. В условиях массового маркетинга весьма непросто убедить клиентов не иметь дела с конкурентами.


Вторая возможность
связана с признанием неоднородности рынка банковских услуг, с наличием групп потребителей со схожими потребностями, приоритетами и т. д. В этом случае возникает альтернатива в политике банка – ориентироваться на какую-то группу потенциальных клиентов с концентрацией усилий именно на этой приоритетной группе. Тогда усилия по рекламе, реализации банковских услуг не будут расплывчаты – они получат четкую адресность и будут гораздо эффективнее. Банк найдет свою «нишу» и может максимизировать свою прибыль за счет обслуживания специализированной группы клиентов, став специалистом в конкретном направлении банковской деятельности и опережая за счет этого своих конкурентов.


Поскольку сегментация рынка банковских услуг нацеливает банк на узкую и специфическую группу клиентов, банку потребуется столь же специализированный план маркетинга, в котором при ограниченных ресурсах на рекламу и организационные проблемы закладывается более высокая прибыль и эффективность.


Третью возможность
формирования целевого рынка банковских услуг можно связывать с использованием множественной сегментации, когда ориентиры в рыночной политике банка расширяются на 2-3 группы потребителей банковской услуги с подбором для них отличительной услуги по пассивным и активным кредитным операциям.


Есть два типа маркетинговой стратегии, связанной с поиском целевых рынков среди массы банковских клиентов. Банк может идти от продукта, то есть выбрать определенный вид услуг и на основе имеющейся у него информации о клиентах определить, кто нуждается в этой услуге. Второй путь – это путь от потребностей клиента.


Сегменты рынка банковских услуг выделяются по самым различным признакам:


- применительно к каждому конкретному виду банковских услуг ( трастовым, ссудным, депозитным, ипотечным, лизинговым и т.д.);


- в зависимости от типа клиента ( физические лица, предприятия, общественные организации, банки-корреспонденты, иностранные компании и т.д.);


- с учетом экономического состояния потенциального клиента (богатые клиенты, клиенты со средним достатком, пенсионеры и т.д. – для физических лиц; в зависимости от объемного показателя – объема реализации, размера организации, привлекательности вида продукции и т.д. – для предприятий);


- географический признак используется чаще всего при формировании сети филиалов и для учета специфики предпочтений жителей разных регионов;


- с учетом стереотипов поведения разных групп возможных клиентов.


Развитие общества в целом и отдельных хозяйствующих субъектов базируется на расширенном воспроизводстве материальных ценностей, обеспечивающем рост национального имущества и соответственно дохода. Одним из основных средств обеспечения этого роста является инвестиционная деятельность, включающая процессы вложения капиталов или инвестирование, а также совокупность практических действий по реализации инвестиций.


Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что деятельность инвестиционных банков носит многоплановый характер. В связи с этим формирование системы инвестиционных банков является весьма важным моментом в обеспечении стабильности национальной экономики.


Глава 2. Лизинг как вид инвестиционной деятельности


2.1 Определение, сущность и функции лизинга


Лизинг – это вид предпринимательской деятельности, предусматривающий инвестирование лизингодателем временно свободных или привлеченных финансовых ресурсов в приобретение имущества с последующей передачей его лизингополучателю на условиях аренды. [15, с.39].


До настоящего времени единого установившегося понятия лизинг
не существовало. В известной степени это является следствием различных взглядов на многогранные возможности этого инструмента.


Подавляющее большинство специалистов сходится во мнении, что лизинг — это специфическая форма имущественных взаимоотношений партнеров, возникающая в результате приобретения в собственность имущества одним из контрагентов (собственник) и последующем предоставлением этого имущества во временное пользование другому контрагенту (пользователю) за определенную компенсацию. [15, с.47].


Специфика лизинга заключается в том, что в рамках этой операции одновременно соединились экономический, правовой и технический аспекты, являющиеся, как правило, признаками самостоятельных коммерческих операций.


Этапы лизинговой сделки состоят в следующем:


- предоставление имущества во временное пользование;


- лизинговые платежи;


- приобретение имущества в собственность;


- выбор имущества и продавца.


В российском законодательстве предусмотрены следующие особенности лизинговых операций:


1) право выбора объекта лизинга и продавца лизингового имущества принадлежит лизингополучателю, если иное не предусмотрено договором;


2)лизингодатель приобретает в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставляет лизингополучателю имущество во временное владение и пользование;


3)лизинговое имущество используется лизингополучателем только в предпринимательских целях;


4) лизинговое имущество приобретается лизингодателем у продавца лизингового имущества только при условии передачи его в лизинг лизингополучателю;


5) лизинговое имущество передается продавцом непосредственно лизингополучателю;


6) риск случайной гибели или случайной порчи имущества переходит к лизингополучателю в момент передачи ему этого имущества;


7) сумма лизинговых платежей за весь период лизинга должна включать полную стоимость лизингового имущества в ценах на момент заключения сделки;


8) лизинг может быть как внутренним, когда все субъекты лизинга являются резидентами РФ, так и международным, когда один или несколько субъектов лизинга являются нерезидентами согласно законодательству РФ;


9) имущество, переданное в лизинг, в течении всего срока действия договора лизинга является собственностью лизингодателя;


10) лизингополучатель вправе предъявить продавцу требования, вытекающие из договора купли-продажи лизингового имущества;


11) лизингодатель не отвечает перед лизингополучателем за выполнение продавцом требований договора купли-продажи;


12) лизингополучатель не может расторгнуть договор купли-продажи лизингового имущества лизингополучателем по истечении или до истечения срока договора;


13) по соглашению сторон в договоре лизинга может предусматриваться ускоренная амортизация лизингового имущества с коэффициентом не выше 3 с последующим уведомлением об этом налоговых органов.


С экономических позиций имущество передается в лизинг на определенный срок (срок лизинга) с условием его возвращения, за что собственник получает вознаграждение (лизинговые платежи). Таким образом, соблюдены все условия кредитных отношений: срочность, возвратность и платность. Учитывая, что основу лизинговой операции составляет передача имущества, а не денежных средств, присутствует признак инвестиционных отношений.


С правовой точки зрения лизинговая операция основана на отделении права собственности на имущество от права его использования. Таким образом, налицо признаки арендных отношений. И даже предоставление права выкупа имущества пользователем по окончании срока действия договора не изменяет существа отношений.


Технический аспект лизинговой операции заключается в том, что собственник, приобретая имущество для передачи в лизинг, как правило, не участвует в определении технико-технологических параметров имущества и в выборе продавца. Это является прерогативой пользователя с соответствующим перераспределением ответственности.


Все эти аспекты лизинга в значительной степени предопределяют сложность конструирования лизинговых операций.


Банки одними из первых оценили потенциал лизинга. Изначально он предоставлялся лишь как дополнительный, более гибкий инструмент кредитования, в определённых случаях более удобный как для банка, так и для заёмщика. Лизинговые сделки применялись при финансировании нестандартных проектов, привлекательных для банка, но не соответствовавших требованиям его кредитной политики. Главную роль для принятия решения банком в пользу финансирования таких проектов играет обусловленное лизинговой схемой наличие дополнительного обеспечения в виде самого объекта лизинга. Лизинговое финансирование удобнее и для многих заёмщиков, прежде всего благодаря большей доступности такого финансирования, налоговым льготам и возможности по желанию как учитывать объект лизинга на своём балансе, так и выставлять на балансе лизингодателя. Лизинг теперь не просто услуга банка, это и дополнительный способ привлечения клиентов в банк. Есть примеры, когда лизинговый бизнес становится основным направлением деятельности. Так, у банка «Авангард» инвестиции в лизинговой сделке составляют около 40% кредитного портфеля. Весьма заметными участниками рынка являются такие созданные при российских банках компании, как «Промсвязьлизинг», «Балтийский лизинг», «Альфа-Лизинг», «КМБ-Лизинг» и др. [20, 164]


Конкурентное преимущество на российском рынке заключается в гибкости подхода к клиентам. Многие крупные банки рассматривают лизинг как проектное финансирование, при котором практически нет стандартных условий.


«Авангард-лизинг» практикует передачи в лизинг не просто отдельных видов техники, а целых имущественных комплексов. По сути, это долгосрочное финансирование довольно масштабных размеров, при котором банк гарантирует себе доход, а все предпринимательские риски несут клиенты.


Банки иначе, чем другие организации, оценивают философию лизингового бизнеса. При анализе проекта по созданию новой компании банк может посчитать его перспективным, если даже у клиента менее 10% собственных средств для его реализации. Банк целиком закупает работающую компанию. Во всех реестрах он регистрируется не как акционер, а как собственник этого имущества. Конечно, всё оборудование нельзя считать ликвидным. Однако, если с бизнесом клиента что-то случается, банк не сталкивается с непростыми процедурами банкротства. Имущество остаётся в его собственности, и он может заново начать бизнес с новыми людьми. Если же у клиента всё хорошо, то через некоторое время, выплачивая лизинговые платежи, он получит всё имущество в собственность.




2.2 Управление рисками при лизинговых операциях


Лизинговые операции являются рискованными, как и другие банковские операции.


Все риски, с которыми сталкиваются лизинговые компании в процессе своей деятельности, можно разделить на две большие группы:


- общие – риски, с которыми сталкиваются все предприятия;


-специфические – риски, связанные только с лизинговой деятельностью.


Под общие попадают следующие категории рисков: политические, макроэкономические, юридические и налоговые.


К специфическим рискам лизинговой деятельности можно отнести проектные риски, риски, связанные с предметом лизинга, финансовые риски и риск неуплаты лизинговых платежей.[18, 168]


Способы уменьшения рисков в лизинговой деятельности необходимо применять при формировании портфеля лизинговых проектов.


Выделяется несколько подходов к формированию данного портфеля:


- отраслевой,


- «по типу имущества»,


- территориальный подход,


- подходы по типу предприятий и объему финансирования.


В процессе управления рисками рекомендуется принимать во внимание, по крайней мере, следующие условия разрешения рисков:


¬ предлагаемая операция (проект) отвечает целям и задачам лизингодателя (направления бизнеса, список приоритетных клиентов);


- оборудование,необходимое претенденту на лизинг, должно быть ликвидным;


- адекватно определены и поняты характер, цели и содержание предлагаемого инвестиционного проекта;


- определены варианты и альтернативы проекта;


- проект технологически осуществим, политически и социально приемлем, экономически эффективен, обеспечен в организационно-административном, материально-техническом, кадровом, правовом, информационно-маркетинговом аспектах;


- основные проблемы и риски, способные повлиять на реализацию проекта, выявлены, предложены способы их разрешения; риски являются приемлемыми;


- проект разбит на поддающиеся управлению модули;


- квалифицированно определен комплекс предстоящих работ;


- ответственность за различные элементы проекта распределена адекватно и в увязке со структурой оператора проекта; схемы информационного обмена между исполнителями проекта продуманы и являются обоснованными;


- схема жизненного цикла проекта должна быть ясной и понятной;


-проект имеет надежное финансовое и договорно-правовое обеспечение;


- предлагаемые механизмы контроля и система отчетности не вызывают возражений;


- предложен надежный механизм (способ) отслеживания рисков, связанных с проектом.[11, с.105]


Политические и юридические риски тесно связаны между собой. При осуществлении международных лизинговых сделок целесообразно использовать следующие способы управления юридическими и политическими рисками:


- анализ особенностей политической ситуации и налогового законодательства страны пребывания лизингополучателя;


- увеличение рисковой премии пропорционально предлагаемой величине рисков;


- межправительственные соглашения по гарантиям инвестиций.


Снижение рисков недополучения лизинговых платежей, своевременного возврата предмета лизинга и неэффективного использования основных средств достигается возможностью контролировать деятельность лизингополучателя.


В соответствии со статьей 37 Закона о лизинге лизингодатель имеет право контролировать соблюдение лизингополучателем условий договора лизинга и других сопутствующих договоров. Цели и порядок инспектирования должны специально оговариваться в договоре лизинга и других сопутствующих договорах. При этом лизингополучатель обязан обеспечить лизингодателю беспрепятственный доступ к финансовым документам и предмету лизинга.


В соответствии со статьей 38 Закона о лизинге лизингодатель имеет право осуществлять финансовый контроль за деятельностью лизингополучателя в части, относящейся к предмету лизинга, формированием финансовых результатов деятельности лизингополучателя и выполнением лизингополучателем обязательств по договору лизинга.


Договором лизинга должны быть предусмотрены цели проведения финансового контроля и порядок его проведения. В соответствии с п. 3 ст. 38 Закона о лизинге лизингодатель имеет право направлять лизингодателю в письменной форме запросы о предоставлении информации, необходимой для осуществления финансового контроля, а лизингополучатель обязан удовлетворять такие запросы.


Предмет лизинга может быть застрахован от рисков утраты (гибели), недостачи или повреждения с момента поставки имущества продавцом и до момента окончания срока действия договора лизинга. Страхование предпринимательских рисков осуществляется по соглашению сторон договора лизинга и не обязательно. Лизингополучатель в случаях, определенных законодательством РФ, должен застраховать свою ответственность за выполнение обязательств, возникающих вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в процессе пользования лизинговым имуществом.


В случае не перечисления лизингополучателем лизинговых платежей, более чем двух раз подряд по истечении установленного договором лизинга срока платежа, их списание со счета лизингополучателя осуществляется в бесспорном порядке путем направления лизингодателем в банк или иную кредитную организацию, в которых открыт счет лизингополучателя, распоряжения на списание с его счета денежных средств в пределах сумм просроченных лизинговых платежей. Бесспорное списание денежных средств не лишает лизингополучателя права на обращение в суд.


Лизингодатель вправе потребовать досрочного расторжения договора лизинга и возврата в разумный срок лизингополучателем имущества в случаях, предусмотренных законодательством РФ и договором лизинга. В этом случае все расходы, связанные с возвратом имущества, в том числе расходы на его демонтаж, страхование и транспортировку, несет лизингополучатель.


Особенности оценки эффективности проектов, предусматривающих использование имущества на условиях лизинга должны быть отражены при формировании денежных потоков инвестиционной и операционной деятельности за счет учета лизинговых платежей, возможности ускоренной амортизации и т.д.


Глава 3. Эффективность лизинговых операций банка


Схемы формирования себестоимости и цены различаются по разным формам реализации товаров: продажа в собственность; кредит; аренда; лизинг (аренда с последующим выкупом в собственность).


Лизинг с денежным платежом предполагает, что все платежи по договору лизинга производятся в денежной форме.


Платежи по договору лизинга с компенсационным платежом осуществляются в форме поставки товаров, произведенных на лизинговом оборудовании, или в форме оказания встречной услуги, выполнения работы.


Лизинг со смешанным платежом характеризуется сочетанием денежных и не денежных методов оплаты.


При использовании кредитной схемы продажи покупатель самостоятельно за счет полученных от банка средств оплачивает стоимость приобретаемого имущества. Сумма платежей по кредиту состоит из суммы кредита и процентов за пользование заемными средствами. Основная сумма кредита может погашаться как в течение срока кредита, так и разовым платежом по окончании кредитного договора. При расчете затрат на кредит принимается принцип ускоренной амортизации, в результате чего сумма годовых амортизационных отчислений увеличивается в три раза. Кроме того, предусматривается более высокий процент налога.


При обосновании цены за аренду или лизинговые услуги компании следует учитывать всю сумму собственных расходов, включая налоги и прибыль. Прибыль рассчитывается в процентах от общей стоимости имущества, – это «маржа», уровень которой колеблется от 3 до 7 процентов годовых затрат, при среднем размере авансового платежа равном 20-30% стоимости имущества.


Если лизингодатель является организацией – плательщиком НДС, то сумма лизингового платежа содержит налог на добавленную стоимость. Значит, согласно ст. 169 НК РФ лизингодатель ежемесячно выставляет лизингополучателю счета – фактуры и предъявляет к уплате суммы НДС со стоимости услуг по договору лизинга, оказанных в текущем месяце, не позднее 5 числа месяца, следующего за истекшим, оформляет счет – фактуру на сумму лизингового платежа (письма МНС России от 21.05.2001 №ВГ – 6 – 03/ 404, Минфина России от 08.02.2005 №03 – 04 – 11 /21).


Важнейшими факторами, влияющими на величину платежа на погашение банковского кредита и лизингового платежа, являются сроки соответствующих договоров и процентные ставки за пользование заемными средствами.


Рассмотрим несколько схем лизинговых платежей, которые предлагает ООО «Региональная лизинговая компания 21век» своим клиентам, например, для приобретения в лизинг автомобиля «БМВ».


Были оговорены следующие условия сделки:


Стоимость автомобиля (предмета договора) – 700000 рублей,


Аванс 20% (140 тыс. руб.),


Ставка по кредиту– 16%,


Срок 5 лет,


Комиссия лизинговой компании -2%,


НДС -18%,


Налог на имущество - 2,2%.





Пример. Расчет лизинговых платежей по договору финансового лизинга с уплатой аванса при заключении договора


Применяя механизм ускоренной амортизации, норма амортизационных отчислений принимается в размере 20% и составит 140 тыс. руб. в год.


Таблица 3.1


Расчет среднегодовой стоимости имущества, тыс. руб.






































период
Стоимость автомобиля на начало года
Сумма амортизационных отчислений
Стоимость автомобиля на конец года
Среднегодовая стоимость автомобиля
1 год 700 140 560 630
2 год 560 140 420 490
3 год 420 140 280 350
4 год 280 140 140 210
5 год 140 140 0 70

Плата за используемые лизингодателем кредитные ресурсы на приобретение имущества рассчитывается по формуле:


ПК = КР * СТк / 100 (3.1)


Где, ПК – плата за используемые кредитные ресурсы


КР - кредитные ресурсы


СТк – ставка за кредит, в % .


При этом необходимо учесть, что в каждом расчетном году плата за используемые кредитные ресурсы соотносится со среднегодовой суммой непогашенного кредита или со среднегодовой стоимостью имущества – предмета договора:


КРт =
Q
* (ОСн + ОСк) / 2 (3.2)


Где, КРт - кредитные ресурсы, используемые на приобретение имущества, плата за которые осуществляется в расчетном году,


Q – коэффициент, учитывающий долю заемных средств в общей стоимости приобретаемого имущества. Ели для приобретения используются только заемные средства, значение коэффициента = 1. В нашем примере Q имеет значение 0,8 (так как 20% были собственные средства банка).


Таблица 3.2


Расчет платы за кредитные ресурсы















































Период

Исходные КР,


тыс. руб.


Q

Расчетные


КР,


тыс. руб.


СТк, %

ПК,


тыс. руб.


1 год 630 0,8 504 16 80,64
2 год 490 0,8 392 16 62,72
3 год 350 0,8 280 16 44,8
4 год 210 0,8 168 16 26,88
5 год 70 0,8 56 16 2,56
Всего
217,6

Расчет комиссионного вознаграждения банка производится по следующей формуле:


КВ = СТв * (ОСн + ОСк) / 2 (3.3)


Где, СТв – ставка комиссионного вознаграждения, %.


Таблица 3.3


Расчет комиссионного вознаграждения



































Период

КР,


тыс. руб.


СТв, %

КВ,


тыс.руб.


1 год 504 2 10,08
2 год 392 2 7,84
3 год 280 2 5,6
4 год 168 2 3,36
5 год 56 2 1,12
Всего
28

Размер налога на добавленную стоимость определяется по формуле:


НДС = Вт * СТп / 100 (3.4)


Где, Вт – выручка от сделки по договору лизинга,


СТп – ставка налога, %.


В сумму выручки включаются: амортизационные отчисления (АО), плата за используемые кредитные ресурсы (ПК), сумма вознаграждения лизингодателю (КВ) и плата за дополнительные услуги лизингодателя (здесь учитывается налог на имущество).


Таблица 3.4


Расчет налога на имущество



































Период

КР,


тыс. руб.


СТи, %

НИм,


тыс.руб.


1 год 504 2,2 11,09
2 год 392 2,2 8,62
3 год 280 2,2 6,16
4 год 168 2,2 3,70
5 год 56 2,2 1,23
Всего
30,8

Таблица 3.5


Расчет НДС

































































Период

АО,


тыс. руб.


ПК,


тыс. руб.


КВ,


тыс.руб.


НИм,


тыс.руб.


Вт

СТп,


%


НДС
1 год 140 80,64 10,08 11,09 241,81 18 43,53
2 год 140 62,72 7,84 8,62 219,18 18 39,45
3 год 140 44,8 5,6 6,16 196,56 18 35,38
4 год 140 26,88 3,36 3,70 173,94 18 31,31
5 год 140 2,56 1,12 1,23 144,91 18 26,08
Всего
700
217,6
28
30,8
976,4
18
175,75

Таблица 3.6


Расчет общего размера лизингового платежа, тыс.руб.





































Период
Вт
НДС
Лизинговый платеж
1 год 241,81 43,53 285,34
2 год 219,18 39,45 258,63
3 год 196,56 35,38 231,94
4 год 173,94 31,31 205,25
5 год 144,91 26,08 170,99
Всего
976,4
175,75
1152,15

Общий размер лизингового платежа составил 1152,15 тыс. руб.


Общий размер лизингового платежа за минусом аванса:


1152,15 – 140 = 1012,15 тыс. руб.


Ежегодный лизинговый платеж с учетом аванса составит:


1012,15 / 5 лет = 202,43 тыс. руб.


Рассчитанная сумма ежегодного лизингового платежа предприятия в размере 202,43 тыс. руб., приведенная выше, и комиссионное вознаграждение банка в размере 28 тыс. руб. составит доход банка от осуществления данной лизинговой сделки.


Заключение


Подведя итог вышесказанному, можно сделать заключение, что лизинговые операции выгодны и банку, и клиенту. Для банка предмет сделки – объект собственности, за эксплуатацию которого полностью отвечает клиент. Будучи собственником, банк определяет условия оплаты, устанавливает процент за пользование привлеченными арендатором средствами банка. В дальнейшем банк определяет и условия реализации предмета лизинговой сделки. Для предприятия арендатора необходимость привлечения к сделке банка вызвана в основном отсутствием финансовых ресурсов для приобретения основных средств. Также с помощью лизинга предприятия-арендаторы могут применять передовую технику в условиях быстрого морального износа. Лизинг стимулирует эффективное использование основных средств и полностью исключает наличие не установленного оборудования, его нерациональное использование.


Группа по развитию лизинга МФК считает, что в связи с повышением внутреннего спроса на лизинговые услуги и благоприятными изменениями в законодательной налоговой базе доля лизинга в общем объёме инвестиций может возрасти до 5%.


Отношение лизинговых платежей, полученных компаниями в 2006г. к профинансированным ими средствам за год составило 56,4%. Этот показатель говорит о том, что в течение 3-4 предшествующих лет лизинговые сделки реально финансировались компаниями, а не использовались в качестве «серой» схемы, когда сумма аванса лизингополучателя сразу покрывает большую часть сделки.


Однако, несмотря на благоприятный налоговый режим лизингового бизнеса, который позволял по сравнению с обычным банковским кредитованием экономить, по различным оценкам, до 40% совокупных расходов, этот кредитно-инвестиционный механизм имел значительные недостатки в виде правовых противоречий, заложенных в российском законодательстве того времени.


С 1998 по 2005г. нормативная правовая база, регулировавшая лизинговые отношения, несколько ухудшилась. Это объясняется не только принятием в 1998г. противоречивого и чрезмерно детализированного Закона о лизинге, но и попытками Банка России усилить контроль над потоками капитала, приходящими и уходящими из страны, а также непоследовательным применением многочисленных нормативных актов о бухучёте и налогообложении лизинговых сделок финансовыми и контролирующими органами.


К общим проблемам, сдерживающим развитие лизинга в России, относятся:


- противоречия между положениями Закона о лизинге и методическими рекомендациями и нормативными документами, принятыми ранее;


- слабая осведомлённость экономических субъектов, особенно предприятий, обо всех преимуществах лизинговых операций;


- инертность, слабость финансовых институтов, не желающих проводить дополнительную работу по внедрению лизинговых операций (предпочтение отдаётся обычно кредиту);


- объективные трудности при прогнозировании лизингового процента, лизинговой премии;


- недостаток специалистов, владеющих всеми тонкостями проведения лизинговых операций;


- неразвитость вторичных рынков оборудования;


Несмотря на недостатки развития лизингового бизнеса в России, в ближайшие годы следует ждать бурного (до 30 – 50%) роста лизинга в России.



Список использованной литературы


1. Абашина А.М., Симонова М.Н., Талье И.К. Кредиты и займы. Москва, Изд. «Филин», 1997, - 128с;


2. Акуленок Д.Н., Буров В.П., Морошкин В.А. и др. Бизнес-план фирмы. Комментарий методики составления. Реальный пример. – М.: Гном-Пресс, 1997. – 88с.


3. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 240с;


4. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 480с;


5. Бланк И.А. Управление инвестициями предприятия. – К.: Ника - Центр, 2003. – 480с;


6. Жуков Е.Ф, Максимова Л.М., Печникова А.В. Деньги. Кредит. Банки. Москва, ЮНИТИ, 2002, - 623с;


7. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебник. –Мн.: Новое знание, 2004. – 635с;


8. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование. Москва. Финансы, ЮНИТИ, 2000.- 413с;


9. Колесников В.И.. Банковское дело. Москва, Финансы и статистика, 1996. –476с;


10. Овсийчук М.В, Сидельникова Л.Б. Методы инвестирования капитала. Москва. Буквица, 1996. –128с;


11. Основы антикризисного управления предприятиями: Учеб.пособ. под ред. Н.Н. Кожевникова. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.- 496с;


12. Основы предпринимательского дела. Под ред. Ю.М. Осипова. Москва. Изд. БЕК, 1996. – 476с;


13. Перекрестова Л.В., Романенко Н.М. Финансы и кредит. Москва. Изд. центр «Академия», 2004.- 288с;


14. Четыркин Е.М. Финансовый анализ производственных инвестиций. – М.: Дело, 1998. – 256с;


15. Финансовый менеджмент: Учебник/ под ред. Н.И.Берзона. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 336с;


16. Финансы, денежное обращение и кредит. Под ред. Л. А. Дробозиной. Москва, Финансы, ЮНИТИ. 1997.- 473с;


17. Финансы, денежное обращение и кредит. Под ред. М. В. Романовского, Москва, Юрайт - Издат. 2004, - 544с;


18. Управление финансами (Финансы предприятий): Учебник/ под ред. А.А. Володина. – М.: Инфра – М, 2006. – 504с.


19. Четыркин Е.М.. Методы финансовых и коммерческих расчетов. Москва. Изд. «Инфра-М», 1995. – 320с;


20. Экономика переходного периода. Под ред. В.В. Радаева, А.В. Бузгалина. Москва. Изд. МГУ. 2005. – 410с.


21. Янковский К.П. Инвестиции. – СПб.: Питер, 2006. – 224с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Развитие внимания у младших школьников
Курсовая работа Пути достижения конкурентного преимущества продукции на рынке
Курсовая работа Обстоятельства, смягчающие наказание
Курсовая работа Порядок осуществления государственного кадастрового учета земель на уровне муниципального образования
Курсовая работа Характеристика методов управления
Курсовая работа Формирование программы лояльности клиентов
Курсовая работа Совершенствование организационной структуры системы управления предприятием
Курсовая работа Учет выбытия основных средств
Курсовая работа Методы стимулирования сбыта товаров
Курсовая работа Особенности функционирования рынка труда России в современных условиях
Курсовая работа Управление финансовыми ресурсами предприятия
Курсовая работа PR политических партий в современной России
Курсовая работа Организация управленческого учета на предприятии
Курсовая работа Исследование ценностных ориентаций в подростковом возрасте
Курсовая работа Хроническая обструктивная болезнь легких