Курсовая работа по предмету "Экономико-математическое моделирование, эконометрика"


Математическое моделирование экономики

Задача оперативного планирования производства
Бригада из 3 рабочих обслуживает такое же количество станков ( за каждым рабочим закреплен свой станок ). Бригада выпускает 5 типов деталей, причем номенклатура выпускаемой бригадой продукции ежедневно меняется. Известны следующие показатели: количество деталей каждого типа, выпускаемых за час каждым рабочим и материальные затраты каждого рабочего в течение одного часа при выпуске деталей каждого типа ( различия между рабочими в показателях связаны как с различной квалификацией рабочих, так и с тем, что на участке могут быть станки различных типов ). Необходимо так распределить между рабочими задания на текущий день, чтобы суммарные затраты были минимальными. При этом каждому рабочему дается такое задание на день, выполнение которого не требует времени, превышающего продолжительность смены, и дневное задание бригады должно быть полностью выполнено в требуемой номенклатуре деталей. Дано: n - число рабочих n - число станков m - число типов деталей
b1, b2, .... , bm - количество деталей, которое необходимо изготовить (задано) lij - количество деталей j-го типа, выпускаемых за час i-м рабочим (задано) i = 1, .... , m j = 1, .... , n
cij - материальные затраты i-го рабочего при выпуске детали j - го типа i = 1, .... , n j = 1, .... , m
xij - время работы i - го рабочего над деталью j - типа (не известная) P = T, i = 1, .... , n , j = 1, .... , m xij 0 T = 8 (час. ) n = 3, m = 5 Фонд вре Тип детали 1 2 3 4 5 мени рабо № рабочего ты рабочего 1 0, 1 0, 2 0, 09 0, 4 0, 35 8 2 0, 2 0, 15 0, 1 0, 5 0, 4 8 3 0, 3 0, 25 0, 15 0, 6 0, 3 8 № детали 1 2 3 4 5 № рабочего 1 2 5 3 4 3 2 3 4 6 8 4 3 5 3 7 9 5 bj 40 35 38 30 28
Время работы рабочего ограничено: его максимальная продолжительность показана в последней графе таблицы.
Известно, что за смену рабочие выпускают 40 деталей 1-го типа, 35 деталей 2-го типа, 38 деталей 3-го типа, 30 деталей 4-го типа, 28 деталей 5-го типа. Возможно, что выпуск указанного количества деталей не исчерпает полностью все ресурсы времени работы оборудования и предприятие сможет выпустить сверхплановую продукцию.
В таблице приведены также затраты времени на производство единицы продукции для каждого рабочего, а также количество деталей выпускаемых за час одним рабочим. Необходимо определить, какие изделия, в каком количестве и по каким вариантам изготовления выпускать, чтобы при соблюдение всех условий и ограничений выпуск каждого типа изделий был максимальный.
Составим математическую модель задачи. Пусть х1 - выпуск изделий 1 по способу 1, х2 - выпуск тех же изделий по способу 2, х3 - их выпуск по способу 3, х4 - по способу 4, х5 - по способу 5, х6 выпуск изделий 2 по способу 1 и т. д. , т. е. до х10, х11 - выпуск изделий 3 по способу 1 и т. д. , т. е. до х15. Сформулируем неравенства, относящиеся к ограничением во времени работы рабочих: x1 + x2 + x3 + x4 + x5 Ј 8 x6 + x7 + x8 + x9 +x10 Ј 8 x11 + x12 + x13 + x14 + x15 Ј 8
Составим ограничение по выпуску. Общий выпуск изделий 1 равен 2x 1 + 3x6 + 5x11. Условие о том, что выпуск этих изделий должен быть равен 20, записывается так: 2x 1 + 3x6 + 5x11 = 20 По изделиям 2, 3, 4 и 5 подобные условия имеют вид: 5x2 + 4x 7 + 3x12 = 15 3x3 +6x8 +7x13 = 18 4x4 + 8x9 + 9x14 = 10 3x5 + 4x10 +5x15 = 8
В целевую функцию входят все неизвестные с коэффициентами, представляющие собой время на выпуск одной детали конкретным рабочим. Для х1 этот коэффициент равен 0, 1, для х2 = 0, 2, для х7 = 0, 15 и т. д. Таким образом
P = 0, 1x1 + 0, 2x2 + 0, 03x3 + 0, 4x4 + 0, 35x5 + 0, 2x6 + 0, 15x7 + 0, 1x8 +0, 5x9 +0, 4x10 + 0, 3x11 + 0, 25x12 +0, 15x13 + 0, 6x14 + 0, 15x15 max Математическая модель задачи принимает вид: x1 + x2 + x3 + x4 + x5 Ј 8 x6 + x7 + x8 + x9 + x10 Ј 8 x11 + x12 + x13 + x14 + x15 Ј 8 2x 1 + 3x6 + 5x11 = 20 5x2 + 4x 7 + 3x12 = 15 3x3 + 6x8 + 7x13 = 18 4x4 + 8x9 + 9x14 = 10 3x5 + 4x10 + 5x15 = 8 xij і 0
P = 0, 1x1 + 0, 2x2 + 0, 03x3 + 0, 4x4 + 0, 35x5 + 0, 2x6 + 0, 15x7 + 0, 1x8 +0, 5x9 +0, 4x10 + 0, 3x11 + 0, 25x12 +0, 15x13 + 0, 6x14 + 0, 15x15 max
Полученная модель задачи решается симплексным методом с предварительным сведением задачи к канонической форме в виде: P = (1) T, i = 1, .... , n (2) , j = 1, .... , m (3) xij 0 T = 8 (час. ) n = 3, m = 5
где k - число балансовых переменных х1, j = n +1, .... , n + k, добавление которых в левые части ограничений типа неравенств превращает их в равенства. При этом в ограничения типа =, со знаком (-). Ниже, в таблице TAB. XLS приведена каноническая форма задачи. Балансовые переменные х16, х17 и х18 - вводятся в соответствующие неравенства ( P = (1’) T, i = 1, .... , n (2) , j = 1, .... , m (3’)

где М - сколь угодно большое положительное число (в данном случае выбрано М = 1000).
В таблице (TAB. XLS) приведена М-задача, в которой ищется минимум целевой функции. Искусственные переменные добавляются соответственно в 4, 5, 6, 7, 8 уравнения системы ограничений (см. TAB. XLS) под номерами х19, х20, х21, х22 и х23. Таблица (TAB. XLS) представляет собой задачу (1’) -(2) - (3’). Последняя строка таблицы (TAB. XLS) является строкой оценок, а последний столбец - столбец условий выбора разрешающего элемента для пересчета симплексной таблицы (TAB. XLS). Формулы пересчета таблицы (TAB. XLS) приведены там же.
Ниже приведена программа Макрос позволяющая автоматически производить пересчет симплексной таблицы (макрокоманды). Решение задачи о загрузки оборудования приведено в таблице (Итоговый).
Анализ полученных результатов: Как видно из таблицы (Итоговый), где приведено оптимальное решение задачи о загрузке оборудования, можно сделать следующую интерпретацию решения: х4 = 10, 0 - выпуск изделия 1 по способу 4 за 10, 0 минут.
х6 = 16, 67 - выпуск изделий 2 по способу 1 за 16, 67 минут. х10 = 9, 5 - выпуск изделий 2 по способу 5 за 9, 5 минут. х12 = 15, 0 - выпуск изделий 3 по способу 2 за 15, 0 минут. х13 = 6, 86 - выпуск изделий 3 по способу 3 за 6, 86 минут.
х7 = 1, 3367 - выпуск изделий 1 по способу 1 за 0, 667 часа.
Остальные переменные, не перечисленные выше, являются свободными переменными и полагаются равными нулю.
Максимально возможный фонд времени полностью не выработан, оставшееся время равно: 15, 91 (мин. )


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Маркетинговые исследования потребителей туристского продукта
Курсовая работа Расчет и проект пункта послеуборочной обработки и хранения зерна на
Курсовая работа Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов предприятия (ООО "Кумертауский электродный завод")
Курсовая работа Влияние индивидуальных особенностей личности на организационное поведение
Курсовая работа Проектирование подсистем оперативного управления производством
Курсовая работа Рынок труда и политика занятости
Курсовая работа Производительность труда и пути ее повышения
Курсовая работа Деятельность органа федерального казначейства и его территориальных органов
Курсовая работа Финансовые услуги коммерческих банков
Курсовая работа Интегрированные уроки как одно из средств повышения активности учащихся на уроках в старших классах
Курсовая работа Вирусы и природа их происхождения
Курсовая работа ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Курсовая работа Конкуренция и ее роль в рыночной экономике
Курсовая работа Организация работы вагоносборочного участка ремонтного депо пассажирских вагонов
Курсовая работа Педагогический рисунок