Курсовая работа по предмету "Физкультура и спорт"


Физическая культура в вузе

Рскомрыболовство Астраханский Государственный Технический Университет ДФБ-12 Экономический факультет. Кафедра физвоспитания. по физкультуре НА ТЕМУ “Физическая культура в вузе”. ИСПОЛНИТЕЛЬ: Глазунов В. А. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: _____________ Астрахань 1999г. Cодержание Оглавление 1 Что такое физкультура и спорт? 2
Направления использования средств физической культуры и спорта 4 Формы физического воспитания студентов 6 Программное построение курса физического воспитания 7
Формы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы 8 Физкультурно-спортивные клубы 8
Группы здоровья, общей и специальной физической подготовки 9 Спортивные секции 10
Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебных отделениях 12 Зачётные требования и обязанности студентов 16 Медицинское обеспечение физкультуры и спорта в вузе 17 СПОРТИВНЫЙ КЛУБ 20 Цель, задачи и содержание работы спортивного клуба 20 Права и обязанности клуба и его членов 22
Органы управления и финансовая деятельность спортивного клуба 24 Планирование, организационная и учебно-спортивная работа 25 Взаимодействие спортивного клуба с администрацией, общественными организациями вуза, кафедрой физического воспитания 27 Контроль, учет, отчетность. 30 Литература 33 Что такое физкультура и спорт?
Физическая культура и спорт —средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни. Физическая культура —часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на поддержание здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Физическая культура —самое широкое, собирательное понятие. Она включает все достижения, накопленные в процессе общественно-исторической практики: уровень здоровья, спортивного мастерства, науки, произведений искусства, связанных с физическим воспитанием, а также материальные (технические) ценности (спортивные сооружения, инвентарь и т. д. ).
Под физической культурой понимают совокупность всех присущих данному обществу целей, задач, средств, форм мероприятий, способствующих физическому развитию и совершенствованию людей. Сюда входят физическое воспитание, спорт и т. п. Физическое воспитание —это педагогический процесс, который направлен на совершенствование форм и функций организма человека, формирование двигательных навыков, умений связанных с ними знаний, а также на воспитание физических качеств. Физическое воспитание связано с другими сторонами воспитания— нравственной, эстетической, производственной, трудовой. Спорт —доминирующая форма проявления физической культуры, это слово часто употребляют в качестве синонима к понятию“физическая культура”. Спорт может рассматриваться как система результатов физической культуры, поскольку этот термин обозначает стремление к физическим достижениям на основе норм и правил, тренировок и соревнований.
Термин “спорт”употребляется применительно к различным областям в зависимости от того, какие цели ставит перед собой занимающийся или кто участвует в тех или иных спортивных занятиях. Это детский и юношеский спорт, массовый спорт (спортивные занятия во время отдыха, в свободное от учёбы время), а также спорт высоких достижений—любительский и профессиональный (юниоры и взрослые спортсмены). Обострение конкуренции на международной спортивной арене сделало спорт одной из активных сфер человеческой деятельности.
Физическая культура объективно является сферой массовой самодеятельности. Она служит важнейшим фактором становления активной жизненной позиции. В ряде исследований установлено, что у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие“престижных установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики, У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость”, выдержка, им в большей степени свойствен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих повести за собой коллектив. Этой группе студентов в большей степени присущи чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль. Эти данные подчеркивают основательное положительное воздействие систематических занятий физической культурой и спортом на характерологические особенности личности студентов. Воспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать сверхвозможное для себя, удивить окружающих своими возможностями. Но для этого со времени рождения нужно постоянно и регулярно выполнять правила правильного физического воспитания. Основным этапом в воспитании этих качеств является образовательный период в жизни человека (7-25 лет), в течение которого происходит закрепление нужного учебного материала для его дальнейшего применения в жизни (высокопроизводительного труда).
Направления использования средств физической культуры и спорта Конкретные направления и организационные формы использования массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий в условиях высших учебных заведений зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, а также от имеющейся спортивной базы, традиций вуза и других условий. Можно выделить гигиеническое, оздоровительно-рекреативное (рекреация—восстановление), общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное, лечебное направления.
Гигиеническоенаправление предполагает использование средств физической культуры для восстановления работоспособности и укрепления здоровья как в условиях общежитии, так и дома: утренней гигиенической гимнастики, закаливающих процедур, правильного режима труда, отдыха и питания в соответствии с требованиями гигиены, оздоровительных прогулок, бега, спортивных игр, плавания, ходьбы на лыжах и других физических упражнений.
Оздоровительно-реакреативное направление предусматривает использование средств физической культуры и спорта при коллективной организации отдыха и культурного досуга в выходные дни и в период каникул в целях послерабочего восстановления и укрепления здоровья. К средствам этого направления относятся туристские походы, экскурсии, подвижные игры, спортивные мероприятия, которые могут быть организованы на базе студенческих общежитии, в домах отдыха, оздоровительно-спортивных лагерях, строительных отрядах, во время учебной практики и т. д.
Общеподготовительное направление обеспечивает всестороннюю физическую подготовленность и поддержание ее в течение многих лет на уровне требований и норм комплекса ГТО соответствующей возрастной ступени. Средствами подготовки по этому направлению являются виды упражнений, входящих в комплекс ГТО: утренняя гигиеническая гимнастика, легкая атлетика, плавание, лыжный спорт, туризм, игры и др. Для планомерной работы по этому направлению организуются группы ГТО и специальные секции, проводятся спортивные соревнования.
Спортивноенаправление предполагает специализированные систематические занятия одним из видов спорта в учебных группах спортивного совершенствования, в спортивных секциях спортивного клуба или индивидуально; участие в спортивных соревнованиях с целью повышения или сохранения определенного уровня спортивного мастерства.
Профессионально-прикладное направление определяет использование средств физической культуры и спорта в системе НОТ и для подготовки к работе по избранной специальности с учетом особенностей получаемой профессии.
Лечебное направление заключается в использовании физических упражнений, закаливающих факторов и гигиенических мероприятий в системе лечебных мер по восстановлению здоровья или отдельных функций организма, сниженных или утраченных в результате заболеваний или травм. Средствами являются рациональный режим жизнедеятельности, естественные факторы природы, закаливающие процедуры, лечебный массаж, механотерапия, трудотерапия и широкий круг разнообразных физических упражнений. Применение средств физической культуры в лечебных целях должно сопровождаться систематическим врачебным контролем и строгим учетом индивидуальных особенностей занимающихся. Формы физического воспитания студентов
Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.
Учебные занятияявляются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания. Самостоятельные занятия студентов физической культурой, спортом, туризмом способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания. Эти занятия могут проводиться во внеучебное время по заданию преподавателей или в секциях.
Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание. Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры физического воспитания и активном участии профсоюзной организации вуза. Программное построение курса физического воспитания
Содержание курса физического воспитания регламентируются государственной учебной программой для вузов“Физическое воспитание”.
Учебный материал программы предусматривает решение задач физического воспитания студентов и состоит изтеоретического и практического разделов. Содержание теоретического раздела программы предполагает овладение студентами знаний по основам теории и методики физического воспитания. Теоретические знания сообщаются в форме лекций, систематических бесед, на практических занятиях, а также путём самостоятельного изучения студентами учебной и специальной литературы.
Лекционный курс в объёме 20 часов рассчитан на два года обучения и состоит из восьми тем. Первые четыре темы в объёме 10 часов читаются на первом курсе, а четыре последующие темы в таком же объёме - на втором курсе.
Практический раздел программы содержит учебный материал для всех учебных отделений, который направлен на решение конкретных задач физической подготовки студентов. В содержание занятий всех учебных отделений включаются разделы: гимнастика, лёгкая атлетика, плавание,
лыжный спорт (для бесснежных районов — марш-бросок или велосипедный спорт), туризм, спортивные игры, стрельба.
В содержание практических занятий всех отделений включается также материал по профессионально-прикладной физической подготовке, который определяется каждым вузом применительно к профилирующим специальностям.
Наряду с учебным материалом для всех учебных отделений программа включает материал для специального учебного отделения и материал по видам спорта для учебного отделения спортивного совершенствования.
Программа определяет особенности обучения в каждом учебном отделении с учётом направленности их работы.
Формы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы В высших учебных заведениях получили распространение такие формы организации физкультурно-оздоровительной работы, как физкультурно-спортивные клубы по интересам; группы здоровья, общей физической подготовки и ГТО, специальной физической подготовки; спортивные секции; индивидуальные занятия. Физкультурно-спортивные клубы
Физкультурно-спортивные клубы (ФСК) создаются при спортивном клубе вуза и решают следующие задачи: вовлечение студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников, а также членов их семей в регулярные, преимущественно самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом; утверждение в коллективе вуза здорового образа жизни и на этой основе укрепление здоровья занимающихся, повышение уровня их общей работоспособности. ФСК осуществляют также функцию пропаганды физической культуры, спорта, здорового образа жизни в высшем учебном заведении. Создание ФСК оформляется постановлением правления спортивного клуба. В ФСК могут вступить студенты, аспиранты, преподаватели и сотрудники, а также члены их семей, желающие заниматься соответствующим видом физических упражнений, допущенные врачом к физкультурно-оздоровительным занятиям.
Работа ФСК строится на основе добровольности, самодеятельности, широкой творческой инициативы физкультурной общественности, выборности руководящих органов клуба, их отчетности перед членами клуба и правлением спортивного клуба вуза. В клубах создается неформальная атмосфера товарищества, основанная на принципиальности и дисциплине. Высшим органом физкультурно-спортивного клуба является общее собрание его членов, на котором открытым голосованием сроком на два года избирается совет клуба, осуществляющий непосредственное руководство его работой. Главным пропуском в клуб является интерес к тому или иному виду физических упражнений, виду спорта. По решению членов клуба, особенно аспирантов, преподавателей, сотрудников и членов их семей, при клубах могут создаваться абонементные платные группы, работающие на основе самоокупаемости. Группы здоровья, общей и специальной физической подготовки
В дополнение к физкультурно-спортивным клубам или в тех вузах, где нет условий для их организации, при спортивном клубе вуза создаются физкультурно-оздоровительные группы трех видов: группы здоровья, группы общей физической подготовки (ОФП) и группы специальной физической подготовки (СФП).
Организация, направленность и содержание занятий этих групп значительно различаются.
К группам здоровья относятся группы утренней гигиенической гимнастики (зарядки), реабилитационной (восстановительной) гимнастики и лечебной гимнастики. Группы общей физической подготовки (ОФП) и ГТО организуются из лиц, отнесенных по результатам медицинского освидетельствования к основной или подготовительной медицинским группам, одного пола, однородные по возрасту и физической подготовленности.
Занятия в этих группах 2—3 раза в неделю проводят преподаватели, имеющие высшее или среднее физкультурное образование, а также общественные инструкторы спортивного клуба, прошедшие соответствующую подготовку.
Занятия проводятся с широким использованием разнообразных средств физического воспитания и включают виды легкой атлетики, плавания, лыжного спорта, гимнастики, входящие в комплекс ГТО, а также общеразвивающие физические упражнения, бег на коньках, подвижные и спортивные игры и др. Реализация программы занятий может осуществляться последовательно, когда занятия одним видом физических упражнений через некоторое время сменяются другим видом, или комплексно, когда в одном занятии присутствуют различные виды физических упражнений. Практический опыт показывает, что комплексные занятия более эффективны. С помощью целесообразно подобранных для каждого занятия упражнений и применения соревновательно-игрового метода можно повысить эмоциональность занятий, что позволяет добиться от занимающихся максимального проявления их физических способностей.
Наряду с разнообразными упражнениями в процессе занятий можно большее внимание уделять совершенствованию в каком-либо одном виде спорта с учетом интересов и пожеланий занимающихся, возможностей преподавателей и условий материальной базы. Такой подход поможет привить интерес к занятиям спортом.
Занятия групп ОФП и ГТО рекомендуется проводятся преимущественно на открытом воздухе (в лесопарке, на дорожках здоровья, на спортивных площадках, на стадионе). На занятиях используется разнообразный спортивный инвентарь и оборудование: гимнастические стенки, скамейки, перекладины, палки, вертикальные и горизонтальные лестницы, гантели, эспандеры, резиновые амортизаторы, лыжи, коньки и др.
Для определения эффективности занятий применяются функциональные пробы, дающие представление об уровне работоспособности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, антропометрические индексы, показывающие изменения в физическом развитии, и выполнение контрольных нормативов (тестов), характеризующих степень развития физических качеств (силы, быстроты движений, ловкости, гибкости, выносливости). Важны также показатели самоконтроля: самочувствие, настроение, сон, аппетит и др. В группы специальной физической подготовки зачисляются лица, отнесенные по результатам медицинского освидетельствования к основной или подготовительной медицинской группе. Количественный состав группы—20—25 чел. Занятия поручается проводить квалифицированным специалистам, имеющим высшее или среднее физкультурное образование, а также общественным инструкторам спортивного клуба, имеющим специальную курсовую подготовку и являющимся квалифицированными спортсменами по данному виду спорта. Занятия проводятся 2—3 раза в неделю продолжительностью 50—90 мин и больше. Спортивные секции
Большое место в жизни коллектива физической культуры вуза занимает учебно-тренировочная работа в различных спортивных секциях спортивного клуба. Спортивные секции рекомендуется создавать прежде всего по таким видам спорта, которые лучше всего обеспечивают разностороннюю физическую подготовку, повышают уровень физической и умственной работоспособности человека, укрепляют здоровье. Это легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, гимнастика, спортивные игры и др.
Во многих случаях к занятиям в спортивных секциях допускаются лица, не имеющие спортивного разряда, но обладающие достаточной разносторонней физической подготовкой и желающие заниматься тем или иным видом спорта, культивируемым в вузе.
Учебные группы спортивных секций организуются по тем видам спорта, для которых в вузе имеется материальная спортивная база и возможность обеспечить занятия квалифицированным тренерским составом. Комплектуются они по полу и по уровню спортивной квалификации занимающихся (по наличию спортивных разрядов и званий). Число занимающихся в группе и количество часов учебных занятий в неделю на одну группу зависят от спортивной подготовленности занимающихся и регламентируются постановлениями вышестоящих спортивных и профсоюзных организаций. Занятия проводят специалисты по физическому воспитанию, имеющие высшее или среднее физкультурное образование. Для проведения занятий с группами новичков, III и II спортивных разрядов допускаются тренеры спортивного клуба, имеющие специальную курсовую подготовку и являющиеся квалифицированными спортсменами по данному виду спорта не ниже I спортивного разряда. Одним из показателей эффективности занятий в спортивных секциях является динамика спортивных результатов.
Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебных отделениях Основным принципом при определении содержания работы в разных учебных отделениях является дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу. Его сущность заключается в том, что учебный материал формируется для каждого учебного отделения с учётом пола, уровня физического развития, физической и спортивно-технической подготовленности студентов. Учебно-воспитательный процесс в отделениях проводится в соответствии с научно-методическими основами физического воспитания. Программный материал на учебный год распределяется с учётом климатических условий и учебно-спортивной базы.
Занятия организуются по циклам, каждый из которых по своему содержанию должен быть подготовительным к следующему циклу.
Для проведения практических занятий по физическому воспитанию на каждом курсе создаются три учебных отделения: подготовительное, спортивного совершенствования и специальное. Каждое отделение имеет особенности комплектования специфические задачи. Основой для решения этих задач служит система организационных форм и методов обучения. Эта система объединяет традиционные методические принципы и приёмы физической подготовки с новейшими методами организации передачи и усвоения материала, предусматривает чёткую регламентацию соотношения объёма и интенсивности физической нагрузки, последовательности обучения, чередования различных видов и форм учебной работы.
Первым критерием распределения студентов по учебным отделениям являются результаты их медицинского обследования, которое проводится на каждом курсе в начале учебного года. После прохождения обследования врач определяет состояние здоровья, физическое развитие каждого студента и распределяет его в одну из медицинских групп: основную, подготовительную или специальную.
Вторым критериемявляется уровень физической и спортивно-технической подготовленности, который определяется на первых занятиях после проверки состояния физической и спортивно-технической подготовленности по контрольным упражнениям и нормативам программы по физическому воспитанию.
В результате медицинского обследования и контрольных проверок физической и спортивно-технической подготовленности, наподготовительное учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые по состоянию здоровья, уровню физического развития и подготовленности к основной и подготовительной медицинским группам. Распределение по учебным группам этого отделения проводится с учётом пола и уровня физической подготовленности. Численный состав каждой учебной группы в этом отделении должен составлять 12-15 человек.
В подготовительном учебном отделении учебный процесс направлен на разностороннюю физическую подготовку студентов и на развитие у них интереса к занятиям спортом. Студенты подготовительной медицинской группы занимаются отдельно от студентов основной медицинской группы.
В методике проведения занятий в этих группах очень важен учёт принципа постепенности в повышении требований к овладению двигательными навыками и умениями, развитию физических качеств и дозированию физических нагрузок. Содержание практических занятий в этом отделении состоит из программного материала, обязательного для всех учебных отделений, профессионально-прикладной физической подготовки, а также из различных средств, направленных на овладение спортивными навыками и привитие студентам интереса к занятиям спортом. Теоретические занятия направлены на приобретения студентами знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания, на формирование у студентов сознания и убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.
Учебные группы отделения спортивного совершенствования. В них зачисляются студенты основной медицинской группы, выполнившие контрольные упражнения и нормативы, необходимые для зачисления в соответствующую группу отделения спортивного совершенствования. На специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу.
Учебные группы этого отделения комплектуются с учётом пола, характера заболевания и функциональных возможностей организма студентов. Численность учебной группы составляет от 8 до 15 человек на одного преподавателя. Учебный процесс по физическому воспитанию в специальном учебном отделении преимущественно направлен на: укрепление здоровья, закаливание организма, повышение уровня физической работоспособности;
возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии; ликвидацию остаточных явлений после перенесённых заболеваний; приобретение необходимых и допустимых для студентов профессионально-прикладных умений и навыков.
Занятия для студентов, зачисленных на это отделение, являются обязательными и проводятся на всём периоде обучения в вузе в объёме 4 часов в неделю. Программа курса этого отделения включает теорию, практический программный материал, обязательный для всех учебных отделений, профессионально-прикладную физическую подготовку, а также специальные средства для устранения отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии. На теоретических занятиях особое внимание уделяется вопросам врачебного контроля, самоконтроля и методики физического воспитания с учётом отклонений в состоянии здоровья студентов. Общая и профессионально-прикладная физическая подготовка проводятся с учётом функциональных возможностей студентов. Главное в этой подготовке - овладение техникой прикладных упражнений, устранение функциональной недостаточности органов и систем, повышение работоспособности организма. Большое значение в учебных занятиях этого отделения имеет реализация принципов систематичности, доступности и индивидуализации, строгая дозировка нагрузки и постепенное её повышение.
Несмотря на оздоровительно-восстановительную направленность занятий в специальном отделении, они не должны сводиться только к лечебным целям. Преподаватели должны стремиться к тому, чтобы студенты этого отделения приобрели достаточную разностороннюю и специальную физическую подготовленность, улучшили своё физическое развитие и в итоге были переведены в подготовительное учебное отделение.
Учебные группы всех учебных отделений закрепляются за преподавателями физического воспитания на весь период обучения. Если у студентов специального и подготовительного учебных отделений в процессе учебных занятий улучшились состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, то они на основании заключения врача и решения кафедры по окончании учебного года (или семестра) переводятся в следующую медицинскую группу или учебное отделение. Если в результате болезни или других объективных причин наблюдается ухудшение состояния здоровья, то студенты переводятся в специальную медицинскую группу в любое время учебного года. Зачётные требования и обязанности студентов
Программой предусмотрена сдача студентами зачётов по физическому воспитанию. Зачёт проводится в виде собеседования преподавателя с каждым студентом. В ходе собеседования определяется степень овладения студентом теоретического программного материала. К зачёту допускаются студенты, полностью выполнившие практический раздел учебной программы, т. е. выполнившие все запланированные практические контрольные упражнения и нормативы. Контрольные упражнения и нормативы по оценке физической подготовленности студентов выполняются только в условиях спортивных соревнований.
Сроки и порядок выполнения контрольных требований, упражнений и нормативов определяются учебной частью вуза совместно с кафедрой физического воспитания на весь учебный год и доводятся до сведения студентов.
К выполнению зачётных требований, упражнений и нормативов допускаются студенты, регулярно посещавшие учебные занятия и получившие необходимую подготовку. Отметка о выполнении зачёта по физическому воспитанию вносится в зачётную книжку студентов в конце каждого семестра. В процессе прохождения курса физического воспитания каждый студент обязан:
систематически посещать занятия по физическому воспитанию (теоретические и практические) в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием; повышать свою физическую подготовку и выполнять требования и нормы и совершенствовать спортивное мастерство;
выполнять контрольные упражнения и нормативы, сдавать зачёты по физическому воспитанию в установленные сроки; соблюдать рациональный режим учёбы, отдыха и питания;
регулярно заниматься гигиенической гимнастикой, самостоятельно заниматься физическими упражнениями и спортом, используя консультации преподавателя; активно участвовать в массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятиях в учебной группе, на курсе, факультете, в вузе; проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять самоконтроль за состоянием здоровья, физического развития, за физической и спортивной подготовкой;
иметь аккуратно подогнанные спортивный костюм и спортивную обувь, соответствующие виду занятий.
Возрастное воспитание складывается не только из тренировки и развития их в “образовательный” период жизни (7 –25 лет), но и в дальнейший период (для людей среднего и пожилого возраста) , что является вторым этапом в жизни человека при воспитании физических качеств . Медицинское обеспечение физкультуры и спорта в вузе
Медицинское обеспечение —одно из решающих условий рационального использования средств физической культуры и спорта, высокой эффективности учебно-тренировочных занятий, массовых оздоровительных физкультурных и спортивных мероприятий. Оно способствует реализации принципа оздоровительной направленности системы физического воспитания и осуществляется в виде врачебного контроля.
Врачебный контроль —раздел медицины, призванный исключить условия, при которых могут проявляться отрицательные воздействия физкультурных занятий и мероприятий на организм занимающихся, содействуя наилучшему использованию средств физической культуры и спорта для укрепления здоровья, повышения функциональных возможностей и общей работоспособности организма, достижения высоких спортивных результатов. В его задачу входит оценка здоровья, физического развития и функционального состояния организма, а также изучение изменений, возникающих в нем под влиянием систематических занятий физкультурой и спортом. Врачебный контроль в вузе обеспечивает медицинское наблюдение за динамикой здоровья студентов в течение всего периода обучения в вузе и проводится в следующих формах:
регулярные медицинские обследования студентов, занимающихся физической культурой;
врачебно-педагогические наблюдения за студентами во время занятий по физическому воспитанию (в т. ч. физкультурно-оздоровительных мероприятий и соревнований);
санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;
санитарно-просветительская работа, пропаганда здорового образа жизни. Врачебный контроль за физическим воспитанием студентов вузов России осуществляется врачами, работающими во врачебно-физкультурных кабинетах районных поликлиник и здравпунктов вузов под организованно-методическим руководством врачебно-физкультурных диспансеров.
Принято различать первичное, повторное и дополнительное медицинское обследование студентов. Первичное обследование проводится на первом курсе до начала занятий физическими упражнениями. Оно включает опрос, врачебный осмотр, определение физического развития, функциональные пробы, подсчет пульса и измерение артериального давления в покое и после мышечной работы. В большинстве случаев такое обследование оказывается достаточным для заключения о состоянии здоровья. Однако иногда появляется необходимость в уточнении некоторых данных, в связи с этим студенту назначается консультация специалистов (хирурга, окулиста, ревматолога и др. ), а также дополнительное клинико-инструментальное обследование. Например, для уточнения изменений со стороны сердца первичный врачебный осмотр дополняется консультацией ревматолога, рентгеноскопией грудной клетки и регистрацией электрокардиограммы. В конечном итоге на основании всех выполненных исследований и наблюдений врач определяетсостояние здоровья студента, уровень его физического развития, степень приспособленности (адаптации) к физическим нагрузкам и медицинскую группу. На основе данных медицинского обследования студенты распределяются на 3 медицинские группы: основную (лица без отклонений в состоянии здоровья), подготовительную (лица с недостаточным физическим развитием или подготовленностью) и специальную(лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья и требующие ограничения физических нагрузок). Занятия физическими упражнениями проводятся с этими студентами по специальным учебным программам. Повторное врачебное обследование студенты проходят в на 2, 3, 4 и 5-м курсах в начале учебного года. Во время повторного медицинского обследования вновь оценивается состояние здоровья, определяется динамика физического развития и функционального состояния студента, обсуждается возможность изменения медицинской группы. Кроме того, результаты повторного медицинского обследования используются для корректировки учебного процесса по физическому воспитанию. Они позволяют выявить дефекты в методике и организации учебных занятий, способствуют совершенствованию последних. Дополнительные медицинские обследования проводятся после перенесенных заболеваний при наличии неблагоприятных субъективных ощущений, при ухудшении основного заболевания и во всех других случаях по направлению преподавателя по физическому воспитанию.
Как уже указывалось, при любом медицинском обследовании прежде всего определяется состояние здоровья. При этом под здоровьем понимается форма жизнедеятельности, которая обеспечивает человеку оптимальную деятельность и адекватные условия существования в окружающей среде, полноценное участие в общественной и трудовой жизни. Полноценное здоровье определяется у 84—90 % студентов. У остальных выявляются заболевания, ограничивающие трудоспособность. Врачебно-педагогические наблюдения представляют собой совместное наблюдение врача и преподавателя за состоянием студентов непосредственно в процессе занятий физической культурой и спортом. Они проводятся до, во время и после окончания занятий. Различают текущий и этапный врачебно-педагогический контроль. Текущий контроль дает возможность оценить здоровье студента в каждый конкретный момент времени, выявить реакцию организма на то или иное упражнение или занятие в целом, определить качества приспособления к учебно-тренировочным нагрузкам. Результаты текущего контроля могут использоваться для анализа объема и интенсивности отдельных упражнений и занятий в целом, а также для оценки моторной плотности занятий, эффективности выбранных нагрузок и целесообразности их последовательности в занятии. Эти результаты имеют также немаловажную роль при решении вопроса о допуске студентов к вневузовским (в т. ч. межвузовским) спортивным мероприятиям. СПОРТИВНЫЙ КЛУБ
Основным звеном самодеятельного физкультурного движения в нашей стране является коллектив физической культуры. Такие коллективы создаются на заводах, фабриках, стройках, в учреждениях, учебных заведениях, колхозах, совхозах. Внеучебную работу по физической культуре и спорту среди студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников вузов проводит Всесоюзное добровольное физкультурно-спортивное общество профсоюзов (ВДФСО). Высшей формой организации коллектива физической культуры является спортивный клуб. Это звание присваивается коллективам решением ВДФСО профсоюзов за достигнутые показатели в массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работе, к которым относятся, в частности, наличие спортивной базы, оздоровительно-спортивного лагеря, а также массовое привлечение молодежи и трудящихся к занятиям физической культурой и спортом. Коллективы физической культуры вузов имеют высокие показатели в этой работе, поэтому они, как правило, носят звание“Спортивный клуб”. Спортивный клуб высшего учебного заведения является первичной организацией ВДФСО профсоюзов. Он осуществляет всестороннюю деятельность по развитию физической культуры и спорта, среди студентов, аспирантов, преподавателей, сотрудников высшего учебного заведения и членов их семей на демократической основе, в условиях широкой гласности, творческой инициативы и самодеятельности, выборности его руководящих органов и их отчетности перед коллективом. В своей практической деятельности спортивный клуб руководствуется постановлениями Госкомспорта РФ, Госкомитета РФ по народному образованию, совета ВДФСО профсоюзов и другими нормативными документами. Цель, задачи и содержание работы спортивного клуба
Цель деятельности спортивного клуба в вузе — содействие воспитанию всесторонне развитых специалистов, готовых к высокопроизводительному труду по избранной профессии и защите Родины, способных использовать и внедрять физическую культуру и спорт в учебно-производственную деятельность, организовывать здоровый образ жизни. Спортивный клуб высшего учебного заведения решает следующие задачи: вовлечение студенческой молодежи, аспирантов, преподавателей, сотрудников высшего учебного заведения и членов их семей в систематические занятия физической культурой и спортом;
воспитание физических и морально-волевых качеств, укрепление здоровья и снижение заболеваемости, повышение уровня профессиональной готовности, социальной активности всех членов коллектива высшего учебного заведения; взаимодействие с ректоратом, деканатами факультетов и общественными организациями высшего учебного заведения по формированию у студентов необходимых профессиональных знаний, умений, навыков и качеств, высокой гражданственности и нравственности;
организация и проведение массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий; создание спортивных любительских объединений, клубов, секций и команд по видам спорта;
пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни, организация содержательного досуга, привлечение широких масс физкультурников и спортсменов высшего учебного заведения к массовым общественно-политическим мероприятиям. Спортивный клуб осуществляет свою работу в непосредственном контакте с ректоратом, деканатами факультетов и общественными организациями, комитетом ДОСААФ, кафедрой физического воспитания высшего учебного заведения и выполняет следующие функции:
осуществляет внедрение физической культуры и спорта в учебную и трудовую деятельность, быт и отдых студентов, преподавателей и сотрудников вуза; пропагандирует здоровый образ жизни, формирует знания и навыки личной и общественной гигиены, самоконтроля, оказания первой помощи; ведет борьбу по преодолению вредных привычек;
создает необходимые организационно-методические условия для занятий различными формами и видами физической культуры и спорта в соответствии со сложившимися в высшем учебном заведении традициями, профилем подготовки специалистов, интересами членов коллектива; внедряет новые формы и методы физического воспитания, передовой опыт и достижения науки; рационально и эффективно использует материальную базу;
ведет подготовку членов клуба к выполнению нормативов комплекса “Готов к труду и обороне СССР”, массовых спортивных разрядов; проводит работу по физической реабилитации студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, привлекает их к участию и проведению массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
всемерно развивает общественные начала в массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работе; организует обучение, повышение квалификации и использование в практической деятельности общественных физкультурных кадров: физкультурных организаторов, председателей курсовых и факультетских советов, спортивных судей, общественных инструкторов и тренеров, председателей бюро спортивных секций и др. ;
способствует созданию детско-подростковых любительских объединений по спортивным интересам, детско-юношеских спортивных школ; оказывает помощь общеобразовательным школам, профтехучилищам, сельским коллективам физкультуры в организации массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы;
принимает непосредственное участие в организации работы летних и зимних оздоровительно-спортивных лагерей и распределении путевок в них; организует и проводит учебно-тренировочный процесс в спортивных секциях, группах, сборных командах, клубах по спортивным интересам;
разрабатывает и реализует календарные планы массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий, обеспечивает безопасность их проведения;
обеспечивает контроль за учебно-тренировочным процессом в секциях спортивного клуба по подготовке студентов-спортсменов высшей спортивной квалификации, способствует созданию необходимых условий для роста их спортивного мастерства;
регистрирует, ведет учет рекордов и спортивных достижений, формирует сборные команды по видам спорта высшего учебного заведения и обеспечивает их участие в спортивных соревнованиях; участвует в подготовке допризывной и призывной молодежи к военной службе; организует совместно с органами здравоохранения медицинский контроль за состоянием здоровья занимающихся физической культурой и спортом в секциях и группах спортивного клуба; обеспечивает рациональное и эффективное использование материально-технической базы— спортивных сооружений, инвентаря и оборудования, загородных оздоровительно-спортивных лагерей, зон отдыха; силами членов клуба организует строительство и ремонт простейших сооружений, уголков и комнат здоровья; организует работу баз и пунктов проката спортивного инвентаря; организует и проводит массовые спортивные соревнования, смотры-конкурсы на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди учебных групп, факультетов, курсов, кафедр и других подразделений вуза; всемерно способствует развитию самодеятельности и самоуправления в физкультурном движении; поощряет тренеров, преподавателей и физкультурный актив, добившихся высоких показателей в работе;
готовит предложения по развитию физической культуры и спорта для комплексного плана социального развития высшего учебного заведения; .
вовлекает новых членов в ВДФСО профсоюзов, организует и ведет сбор членских взносов;
ведет делопроизводство, в установленном порядке представляет в соответствующие организации необходимую информацию о развитии и состоянии физической культуры и спорта в высшем учебном заведении;
составляет текущие и перспективные планы развития массовой физкультурно-оздоровительной и учебно-спортивной работы, сметы расходов клуба. Права и обязанности клуба и его членов Права и обязанности спортивного клуба. Спортивный клуб:
в установленном порядке приобретает и выдает для пользования членам клуба спортивное имущество, арендует спортивные сооружения; в пределах своей компетентности осуществляет подбор и расстановку физкультурных кадров; имеет флаг, эмблему, спортивную форму, штамп, бланк; решает финансовые вопросы согласно утвержденной смете;
проводит массовые соревнования, спартакиады (универсиады), учебно-тренировочные сборы; в соответствии с утвержденным порядком направляет команды и отдельных спортсменов на соревнования; вносит предложения в профком и ректорат о поощрении физкультурного актива, отдельных тренеров и спортсменов за высокие показатели в развитии массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, награждает грамотами, памятными подарками и денежными премиями в установленном порядке; присваивает первый, второй, третий и юношеские спортивные разряды, судейские категории —до первой включительно, а физкультурному активу, окончившему специальные семинары, —звание общественного инструктора (тренера) и выдает соответствующие значки и удостоверения;
представляет физкультурников, спортсменов, тренеров-преподавателей, общественный актив и других работников к присвоению почетных званий; вносит в ректорат, общественные организации высшего учебного заведения, вышестоящие спортивные организации предложения по улучшению деятельности в области физической культуры и спорта. Спортивный клуб периодически отчитывается за свою деятельность перед профсоюзным комитетом, коллективом высшего учебного заведения, областным (районным, городским, краевым) советом ВДФСО профсоюзов. При необходимости спортивному клубу может быть предоставлено право юридического лица. В этом случае по ходатайству профсоюзного комитета высшего учебного заведения в установленном порядке открывается отдельный текущий счет.
Члены спортивного клуба, их права и обязанности. Членом спортивного клуба может быть каждый студент, аспирант, преподаватель, сотрудник высшего учебного заведения и члены их семей. Прием в члены спортивного клуба проводится правлением клуба или советом физкультуры факультета. Вступившим в члены спортивного клуба выдается членский билет ВДФСО профсоюзов. Члены спортивного клуба имеют право:
участвовать в работе собраний и конференций спортивного клуба; избирать и быть избранными в руководящие органы клуба и ВДФСО, повышать квалификацию по избранному разделу физкультурно-общественной деятельности;
заниматься физической культурой и спортом в учебных группах, секциях, командах клуба и ВДФСО; выступать за свой спортивный клуб в соревнованиях, участвовать в физкультурных праздниках; пользоваться спортивными сооружениями и инвентарем клуба и советов ВДФСО профсоюзов. Члены спортивного клуба обязаны: участвовать в работе клуба, выполнять все решения руководящих органов и своевременно уплачивать членские взносы; совершенствовать свою физическую подготовку и спортивное мастерство, готовить себя к производительному труду и защите Родины; вести здоровый образ жизни, выполнять рекомендованный в комплексе ГТО недельный двигательный режим, решительно избавляться от вредных привычек; показывать пример организованности и дисциплинированности на учебных занятиях, соревнованиях, в быту и труде; вести активную борьбу с нарушителями общественного порядка;
активно участвовать в проведении массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий клуба и общества;
оказывать практическую помощь товарищам по клубу в повышении физической подготовленности и спортивного мастерства; бережно относиться к имуществу клуба, спортивному инвентарю и спортивной форме; регулярно проходить медицинский осмотр, вести самоконтроль за состоянием своего организма, соблюдать личную и общественную гигиену; иметь собственную тренировочную форму для занятий.
Органы управления и финансовая деятельность спортивного клуба Высшим органом управления спортивного клуба является общее собрание (конференция) членов клуба (делегатов факультетских физкультурных организаций), созываемое один раз в два-три года в сроки отчетов и выборов в профсоюзных организациях. Собрание правомочно при участии в его работе не менее половины членов клуба (делегатов).
Спортивный клуб осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом Всесоюзного добровольного физкультурно-спортивного общества профсоюзов.
Повседневное руководство работой спортивного клуба осуществляется правлением (президиумом), которое избирает из своего состава председателя, заместителя председателя, секретаря и распределяет обязанности между другими членами правления (президиума). Правление (президиум) работает по утвержденному плану, регулярно собирается для обсуждения и решения текущих вопросов.
На каждом факультете (курсе), кафедре, в подразделений высшего учебного заведения создается физкультурная организация, члены которой на общем собрании открытым голосованием избирают сроком на один год совет физической культуры. Совет физической культуры работает под руководством профсоюзного бюро факультета, кафедры, подразделения и правления (президиума) спортивного клуба. В каждой профсоюзной группе избирается физкультурный организатор, работающий под руководством совета физической культуры.
В спортивном клубе, факультетских (курсовых), кафедральных и других физкультурных организациях для проведения учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий создаются спортивные секции и команды по видам спорта. В каждой спортивной секции выбирается бюро (в командах—капитаны), которое работает под руководством совета физической культуры факультета, кафедры, подразделения и правления спортивного клуба. Планирование, организационная и учебно-спортивная работа
Четкое планирование является непременным условием успешной деятельности коллектива физической культуры. Спортивный клуб разрабатывает перспективный план своей работы по всем разделам и календарный план массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований на один год. Перспективные планы согласовываются кафедрой физического воспитания и утверждаются профкомом вуза. На основе перспективного плана составляются детализированные планы на семестр, месяц, на период каникул и учебной практики. Годовые планы разрабатываются с учетом результатов выполнения планов предыдущих лет. Календарные планы размножаются и направляются во все подразделения вуза: факультеты, кафедры, отделы, службы и т. д. , где доводятся до сведения всех спортсменов, физкультурников, активистов, а также вывешиваются на спортивном стенде. По такому же принципу составляются планы работы спортивных советов факультетов, бюро спортивных секций, физкультурно-спортивных клубов по интересам и по другим разделам работы спортивного клуба. В практической работе спортивный клуб с особым вниманием должен относиться к планированию отдельных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий массового характера, назначению ответственных за их подготовку и проведение.
К организационной работеотносится: прием в члены ВДФСО профсоюзов и сбор членских взносов; проведение общих собраний членов физкультурного коллектива, профсоюзно-комсомольского и спортивного актива, заседаний правления спортивного клуба; совершенствование структуры руководства студенческим спортивным активом, создание секторов по разделам работы; руководство работой спортивных советов факультетов, студсоветов общежитии, бюро спортивных секций, клубов по интересам, общественных инструкторов и судейских коллегий, физоргов курсов, групп, кафедр и других подразделений; проведение семинаров и инструктивных занятий с физкультурным активом; проверка выполнения планов работы в советах коллективов физкультуры факультетов и отдельных подразделениях вуза; разработка предложений по улучшению деятельности спортивного клуба и вынесение их на заседания профсоюзного комитета; расширение массовости и совершенствование работы среди аспирантов, преподавателей и сотрудников; создание организационных комиссий по проведению спортивных праздников, массовых кроссов и других крупных массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий и руководство их работой; осуществление постоянной связи с администрацией вуза, факультетов, других подразделений, с кафедрой физического воспитания, профкомом и другими общественными организациями, районными и городскими советами ВДФСО профсоюзов и спорткомитетами (рис. 2). Учебно-спортивная работа включает следующие разделы:
организация групп, клубов по интересам, спортивных секций по всем формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, культивируемой в вузе, и проведение в них учебно-тренировочных занятий; подбор и утверждение преподавателей, тренеров и общественных инструкторов для проведения учебно-тренировочных занятий; обеспечение всех видов занятий программами, учебными и наглядными пособиями; составление расписания учебно-тренировочных занятий; контроль за качеством учебно-тренировочного процесса; разработка и утверждение на правлении клуба положений о проведении спортивных соревнований и смотров-конкурсов на лучшую постановку работы среди факультетов и подразделений; утверждение, судейских коллегий для проведения соревнований внутри института; организация и проведение соревнований в учебных группах, на курсах, факультетах, в общежитиях, подразделениях и между ними, соревнований с открытым стартом, по программе комплекса ГТО и др. ; проведение квалификационных соревнований на личное и командное первенство спортивного клуба; организация и проведение комплексной спартакиады между факультетами, общежитиями и подразделениями вуза; утверждение составов сборных команд клуба, контроль за их подготовкой и выступлениями в соревнованиях; утверждение результатов проведенных соревнований, спартакиад, матчевых встреч с участием сборных команд разного уровня; обсуждение результатов выступления факультетских команд и сборных команд вуза на внутривузовских соревнованиях и на соревнованиях городского, областного и т. д. масштаба; контроль за успеваемостью студентов-спортсменов.
Взаимодействие спортивного клуба с администрацией, общественными организациями вуза, кафедрой физического воспитания
Спортивный клуб, укрепляя здоровье студентов, воспитывая у них жизненно важные морально-волевые качества, внедряя здоровый образ жизни, способствует повышению качества подготавливаемых вузом специалистов. Однако спортивный клуб полностью выполнить свои функции может только при тесном взаимодействии и совместной работе с ректоратом, хозяйственным и другими подразделениями вуза, с деканатами факультетов, общественными организациями вуза и факультетов, кафедрой физического воспитания. Ректорат безвозмездно представляет спортивному клубу помещения и спортивные сооружения, оборудование, инвентарь и спортивную форму для проведения учебно-тренировочного процесса, выделяет дотацию на питание при проведении спортивных сборов и оздоровительно-спортивных лагерей. На ученом совете вуза обсуждаются и решаются принципиальные вопросы совершенствования массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы. Хозяйственная часть и другие подразделения обеспечивают транспорт, ремонт помещений и другие работы. В организационном укреплении коллектива физической культуры на факультете большое значение имеет повседневная помощь деканата. Наиболее актуальные вопросы массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы на факультете в необходимых случаях декан выносит на рассмотрение ученого совета факультета и добивается их решения. К ним относятся: утверждение плана работы факультетского спортивного совета по организации спартакиад и смотров-конкурсов на лучшую постановку физкультурной работы, проведение массовых соревнований в учебных группах, на курсах и в общежитии, спортивных вечеров и праздников. Большую помощь спортивному клубу и подчиненным ему звеньям оказывают деловая связь и постоянный контакт с общественными организациями. На этом уровне решаются вопросы планирования и практического проведения мероприятий. Руководители общественных организаций содействуют успешному внедрению физической культуры и спорта в вузе и на факультетах, организации и проведению массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Они принимают участие в создании советов коллективов физкультуры, через спортивные советы направляют деятельность физкультурных организаторов в учебных группах, привлекают всех студентов к систематическим занятиям физической культурой и спортом, участию в массовых мероприятиях, внедряют среди студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников здоровый образ жизни, оказывают советам коллективов физкультуры практическую помощь в проведении учебно-воспитательной работы среди физкультурников и студентов-спортсменов.
Особо тесная совместная работа объединяет спортивный клуб с кафедрой физического воспитания. Кафедра выполняет непрерывный учебно-воспитательный процесс, решающий задачи физкультурного образования, разностороннего физического развития, оздоровления и совершенствования спортивного мастерства студентов на всем протяжении их обучения, воспитания у них организаторских и инструкторских (тренерских) навыков проведения самостоятельной работы по физической культуре и спорту в вузе, на производстве, на отдыхе.
Студенческие спортивные клубы при активном участии кафедр физического воспитания создают спортивные секции и команды в учебных группах, на курсах, факультетах и в вузе, заботятся о воспитании и пополнении рядов спортсменов-разрядников, о подготовке общественных физкультурных кадров, проводят массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия, туристские походы, слеты, спортивные вечера, праздники. Кафедра использует свои возможности для подготовки актива, инструкторов и спортивных судей; участвует в работе факультета общественных профессий, что способствует формированию положительного отношения к физической культуре и спорту у будущих специалистов народного хозяйства.
Таким образом, совместная деятельность спортивного клуба с администрацией, общественными организациями и кафедрой физического воспитания способствует оздоровлению студентов, повышению спортивного мастерства студентов-спортсменов, расширению массовости физкультурной работы в вузе. Она поднимает на новый уровень организующую роль спортивного клуба и его актива, позволяет ему и советам коллективов физкультуры факультетов более эффективно решать вопросы проведения массовой физкультурной, организационно-пропагандистской работы, спортивных соревнований и мероприятий по оздоровлению студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава и сотрудников вуза. Контроль, учет, отчетность.
Контроль за реализацией решений и планов как метод управления осуществляет следующие задачи: обеспечение выполнения принятых решений и планов, своевременная помощь их исполнителям, устранение недостатков, исправление ошибок, выявление передового опыта работы, и лучших подразделений и работников коллектива физической культуры. В процессе контроля всесторонне оценивается деятельность структурных подразделений спортивного клуба, намечаются конкретные меры по улучшению работы. Учет и отчетностьвыполняют функцию обмена необходимой информацией между структурными подразделениями системы управления спортивного клуба. Объективная и своевременная информация служит целям планирования, контроля, оперативного управления и выработки обоснованных управленческих решений. В области физической культуры и спорта существует единая система учета и отчетности, которая включает три самостоятельных, но тесно связанных между собой вида учета: оперативный, бухгалтерский и статистический. Оперативный учеторганизуется для получения информации о повседневной деятельности подразделений спортивного клуба и его актива. Цель его—эффективное руководство коллективом физической культуры, текущее планирование работы и контроль за отдельными сторонами его деятельности. Оперативный учет подразделяется на предварительный, текущий и итоговый. Бухгалтерский учет—это вид учета для коллективов физической культуры (спортивных клубов), имеющих самостоятельный текущий счет в банке. Он отражает все хозяйственные и денежные операции, связанные с движением материальных и финансовых ценностей, обеспечивая их сохранность. Статистический учет включает данные, характеризующие цифровые показатели состояния работы в коллективе физической культуры. Они помогают правильно оценить количественную и качественную стороны деятельности спортивного клуба. Информация для статистического учета собирается с помощью оперативного и бухгалтерского учета. На основании обработанных и подвергнутых анализу статистических данных составляется статистический отчет коллектива физической культуры. Таким образом,
Целью физического воспитания в вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов. В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач: воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;
сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения; всесторонняя физическая подготовка студентов;
профессионально –прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности;
приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей;
совершенствования спортивного мастерства студентов - спортсменов; воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.
Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности.
Физическая подготовка студентов является одной из главных задач высших учебных заведений.
Общее руководство физическим воспитанием и спортивно-массовой работой среди студентов, а также организация наблюдений за состоянием их здоровья возложены на ректора, а конкретное их проведение осуществляется административными подразделениями и общественными организациями вуза. Непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным планом и государственной программы возложена на кафедру физического воспитания вуза. Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с кафедрой и общественными организациями. За всё время обучения в вузе осуществляется наблюдение за состоянием здоровья студентов, поликлиникой или здравпунктом вуза проводится регулярное медицинское обследование. Литература
1. Деманов А. В. Краткий курс лекций по предмету “Физическая культура” (методическое пособие). Астрахань 1999 г. 2. Ильинич В. И. Студенческий спорт и жизнь. Москва 1995 г.
3.  Массовая физическая культура в вузе. Под ред. В. А. Маслякова, В. С. Матяжова. Москва 1991 г.
4.  Физическое воспитание студентов и учащихся. Под ред. Н. Я. Петрова, В. Я. Соколова. Минск 1988 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада
Курсовая работа Производные финансовые инструменты и их функциональная роль в экономике
Курсовая работа Сроки и исковая давность в Гражданском праве РФ
Курсовая работа Социальное страхование
Курсовая работа Государственное регулирование внешнеторговой деятельности
Курсовая работа Процедура банкротства в целях финансового оздоровления предприятия
Курсовая работа Залог как мера пресечения
Курсовая работа Налог на доходы физических лиц
Курсовая работа Потребительское поведение
Курсовая работа Антимонопольная политика государства
Курсовая работа Правовые основы социальной защиты беспризорных и безнадзорных детей на примере Подразделения по делам несовершеннолетних г. Тында
Курсовая работа Окрашивание волос - способ "Мелирование"
Курсовая работа Валютная система Российской Федерации
Курсовая работа Экономическая теория налогообложения и налоговая политика государства
Курсовая работа Уголовное преследование