Курсовая работа по предмету "Физика"


Электрон в слое

Министерство Образования, Молодежи и Спорта Республики Молдова Государственный университет Молдовы Физический факультет Кафедра теоретической физики Курсовая Работа Тема: Электрон в слое. Руководитель работы: Климин С. Н. Работу выполнил студент 3-го курса: Радченко Андрей Кишинёв 1997 г. Микрочастица (электрон) в слое.
Собственно говоря, одномерная задача, которая сейчас будет рассмотрена, во многих учебных руководствах довольно подробно разобрана путём введения некоторых упрощений. Она состоит в следующем :
Микрочастица (электрон) движется вдоль оси x, и её движение полностью определяется следующим гамильтонианом : м -? 2/(2m)Ч¶2/¶x2 + U0 , x Щ п H = н -? 2/(2m0)Ч¶2/¶x2 , -a п о -? 2/(2m)Ч¶2/¶x2 + U0 , x > a
Где m - эффективная масса электрона в областях I , III ; m0 - эффективная масса электрона в области II. Запишем уравнение Шрёдингера для каждой области : м ¶2YI/¶x2 + 2m/? 2Ч(E - U0)YI = 0 , x Ј -a п н ¶2YII/¶x2 + 2m0/? 2ЧEЧYI = 0 , -a Ј x Ј a п о ¶2YIII/¶x2 + 2m/? 2Ч(E - U0)ЧYI = 0 , x і a Область I :
Общий вид решения уравнения Шрёдингера для 1-ой области записывается сразу : YI(x) = AЧexp(nЧx) + BЧexp(-nЧx).
Используя свойство ограниченности волновой функции, мы придём к тому что B = 0. Значит, YI(x) = AЧexp(nЧx).
Волновая функция для второй области тоже элементарно определяется : YII(x) = CЧexp(iЧkЧx) + DЧexp(-iЧkЧx). Функция состояния для третьей области выглядит так : YIII(x) = FЧexp(-nЧx). Где k = (2m0ЧE/? 2)1/2 n = (2mЧ(U0-E)/? 2)1/2.
Стратегия наших дальнейших действий будет состоять в следующем : Напишем систему из 4 уравнений, удовлетворение которых эквивалентно удовлетворению функциями граничным условиям.
В этой системе из 4 уравнений будут фигурировать неизвестные коэффициенты A, C, D и F. Мы составим линейную однородную систему относительно них. Ясно, что существование нетривиальных решений допускается только в случае когда детерминант системы равен нулю. Как выяснится чуть позже, из этого весьма полезного факта мы извлечём уравнение, корнями которого будут возможные уровни энергии.
Приступим к осуществлению первого пункта, т. е. запишем условия сшивания волновых функций : YI(x=-a) = YII(x=-a) YII(x=a) = YIII(x=a) YIў(x=-a)/m = YIIў(x=-a)/m0 YIIў(x=a)/m0 = YIIIў(x=a)/m А в наших определениях этих функций это выглядит так : AЧexp(-nЧa) = CЧexp(-iЧkЧa) + DЧexp(iЧkЧa)
m-1ЧAЧ nЧexp(-nЧa) = iЧkЧ/m0Ч(CЧexp(-iЧkЧa) - DЧexp(iЧkЧa)) CЧexp(iЧkЧa) + DЧexp(-iЧkЧa) = FЧexp(-nЧa) iЧkЧ/m0Ч(CЧexp(iЧkЧa) - DЧexp(-iЧkЧa)) = - n/mЧFЧexp(-nЧa). Теперь составим определитель : |exp(-nЧa) -exp(-iЧkЧa) -exp(iЧkЧa) 0 |
|m-1ЧnЧexp(-nЧa) -1/m0ЧiЧkЧexp(-iЧkЧa) 1/m0ЧiЧkЧexp(iЧkЧa) 0 | |0 exp(iЧkЧa) exp(-iЧkЧa) -exp(-nЧa) |
|0 1/m0ЧiЧkЧexp(iЧkЧa) -1/m0ЧiЧkЧexp(-iЧkЧa) 1/mЧnЧexp(-nЧa)|
Если теперь раскрыть этот определитель по обычным правилам и приравнять его к нулю, то мы получим следующее уравнение для уровней энергии:
((n/m)2 - (k/m0)2)ЧSin(2ЧkЧa) + 2ЧkЧn/(mЧm0)ЧCos(2ЧkЧa) = 0.
Это уравнение решается численным методом, а именно, методом Ньютона. Найдём неизвестные коэффициенты A, C, D, F для более полного описания волновой функции. Для этого воспользуемся некоторыми соотношениями, которые непосредственно вытекают из условий сшивания и условия нормировки.
C = FЧexp(-nЧa)Ч{exp(iЧkЧa) + exp(-3ЧiЧkЧa) Ч( iЧk/m0 - n/m)/(n/m + iЧk/m0)} D = CЧexp(-2ЧiЧkЧa)Ч( iЧk/m0 - n/m)/(n/m + iЧk/m0) A = exp(nЧa)Ч(CЧexp(-iЧkЧa) + DЧexp(iЧkЧa)) .
Поскольку A, C и D линейно зависят от F, то целесообразно ввести обозначения : A = RAЧF C = RCЧF D = RDЧF. RA, RC, RD - известные постоянные.
Таким образом, если мы каким-то образом узнаем константу F, то мы определим остальные константы A, C, D. А сделаем мы это с помощью условия нормировки. Действительно : YI(x) = FЧRAЧexp(nЧx) YII(x) = FЧ( RCЧexp(iЧkЧx) + RDЧexp(-iЧkЧx)). YIII(x) = FЧexp(-nЧx). I1 + I2 + I3 = 1 Где
I1 = |F|2Ч|RA|2ЧтQexp(2ЧnЧx)Чdx = |F|2Ч|RA|2Ч(2Чn)-1Чexp(2ЧnЧx) = = |F|2Ч|RA|2Ч(2Чn)-1Чexp(-2ЧnЧa)
I2 = |F|2Ч{ тL|RC|2Чdx + тL|RD|2Чdx + RCЧRD*ЧтLexp(2ЧiЧkЧx)Чdx + + RC*ЧRDЧтLexp(-2ЧiЧkЧx)Чdx } = |F|2Ч{ 2ЧaЧ(|RC|2 + |RD|2) + ((exp(2ЧiЧkЧa) - exp(-2ЧiЧkЧa))ЧRCЧRD*/(2ЧiЧk) + + iЧ((exp(-2ЧiЧkЧa) - exp(2ЧiЧkЧa))ЧRC*ЧRD/(2Чk) } I3 = |F|2ЧтWexp(-2ЧnЧx)Чdx = |F|2Ч(2Чn)-1Чexp(-2ЧnЧa) |F|2 = { |RA|2Ч(2Чn)-1Чexp(-2ЧnЧa) + 2ЧaЧ(|RC|2 + |RD|2) + ((exp(2ЧiЧkЧa) - exp(-2ЧiЧkЧa))ЧRCЧRD*/(2ЧiЧk) +
+ iЧ((exp(-2ЧiЧkЧa) - exp(2ЧiЧkЧa))ЧRC*ЧRD/(2Чk) + (2Чn)-1Чexp(-2ЧnЧa) }-1. Теперь, когда мы знаем F, нетрудно определить коэффициенты A, C, D, а значит и волновую функцию, характеризующую состояние электрона. Электрон в слоях
Задача, которая сейчас будет описана, характеризуется тем, что потенциал обладает пространственной периодичностью. Схематически это изображается так.
То есть, это ни что иное как одномерное движение электрона в периодическом поле. Графически это можно изобразить серией потенциальных барьеров или, как говорят, серией потенциальных ступенек.
Аналитически условие периодичности потенциала записывается весьма просто: U(x)=U(x+2a) (1)
Соотношение (1) записано в предположении, что ширина каждой потенциальной ямы равна ширине всякого потенциального барьера.
Ясно, что волновые функции, соответствующие областям I, III, удовлетворяют одному и тому же уравнению Шредингера: ¶2Y/¶x2 + 2m/? 2Ч(E - U0)Y = 0
следовательно эти функции отличаются только постоянным множителем, который называется фазовым множителем.
Этот фазовый множитель мы будем обозначать следующим образом: r = exp(i 2ak) Тогда Y(x+2ma) = Y(x)Чrm , где m=0, ±1, ±2, .... (2)
Оказывается, что достаточным для определения дискретного энергетического спектра (рассматривается только случай когда E Рассмотрим область I: Уравнение Шредингера для нее записывается в виде: ¶2YI/¶x2 + 2m2/? 2Ч(E - U0)YI = 0 , 0 > x > -a его решение выглядит просто: YI(x) = AЧexp(nЧx) + BЧexp(-nЧx). Где n = (2m2 (U0-E) /? 2)1/2 Рассмотрим область II: Уравнение Шредингера для нее записывается в виде: ¶2YII/¶x2 + 2m1/? 2ЧE YII = 0 , a і x і 0 его решение выглядит просто: YII(x) = CЧexp(iЧpЧx) + DЧexp(-iЧpЧx). Где p = (2m1E/? 2)1/2 Рассмотрим область III: ¶2YIII/¶x2 + 2m2/? 2Ч(E - U0)YIII = 0 , 2a > x > a его решение выглядит просто: YIII(x) = r (AЧexp(nЧx) + BЧexp(-nЧx)). Запишем граничные условия: YI(x=0) = YII(x=0) YII(x=a) = YIII(x=a) YIў(x=0)/m = YIIў(x=0)/m0 YIIў(x=a)/m0 = YIIIў(x=a)/m
Подставляя волновые функции в эту систему уравнений, мы получим некоторые связи между коэффициентами A, B, C, D: A+B=C+D
C exp(i p a)+D exp(-i p a) = exp(i 2 a k) (A exp(n a)+B exp(-n a)) (A-B) n/m2 = (C-D) i p / m1
(C exp(i p a)-D exp(-i p a)) i p / m1 = exp(i 2 a k) n/m2 (A exp(n a)-B exp(-n a)) Следуя приведённым выше соображениям, мы составим определитель : |1 1 -1 -1 |
|exp(iЧkЧ2a+nЧa) exp(iЧkЧ2a-nЧa) -exp(iЧpЧa) -exp(-iЧpЧa) | |n/m2 -n/m2 -iЧp/m1 iЧp/m1 |
|n/m2exp(iЧkЧ2a+nЧa) -n/m2Чexp(iЧkЧ2a-nЧa) - iЧp/m1Чexp(iЧpЧa) iЧp/m1Чexp(-iЧpЧa) | и приравняем его к нулю.
Результатом раскрытия определителя будет весьма громоздкое уравнение содержащее в качестве неизвестного энергию электрона.
Рассчитанные уровни энергии для различных эффективных масс приведены ниже. a=10; U=10; m1=4; m2=1 0. 1135703312666857 0. 6186359585387896 0. 2019199605676639 0. 3155348518478819 0. 05047267055441365 1. 263391478912778 0. 4544326758658974 2. 137353840637548 0. 808172718170137 2. 479933076698526 0. 4544326758658974 6. 168062551132728 5. 611693924351967 1. 820461802850339 1. 529165865668653 1. 023077302091622 a=10 U=10 m1=2 m2=1 0. 1032788024178655 0. 2324238959628721 0. 41331603936642 0. 6460490460448886 0. 930750939555283 1. 26759057783714 1. 656787195799296 2. 098624192369327 2. 593469359607937 3. 141805331837109 3. 744277072860902 5. 887485640841992 a=10 U=10 m1=1 m2=1 0. 05408120469105441 0. 2163802958297131 0. 4870681554965061 0. 86644533469418 1. 354969224117534 1. 953300729714778 2. 662383817919513 4. 418966218448088 7. 961581805911094 a=10 U=10 m1=0. 5 m2=1 0. 118992095909544 4. 249561710930034 1. 068004282376146 0. 4754473139332004 5. 78216724725356 2. 955345679469631 1. 895012565781256 a=10 U=10 m1=. 25 m2=1 0. 2898665804439349 4. 30026851446248 2. 479039415645616 1. 132264393019809


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Влияние подвижных игр для развития физических качеств у детей младшего школьного возраста
Курсовая работа Организация деятельности торгового предприятия на примере магазина "DENIM"
Курсовая работа Методика патриотического воспитания в начальной школе
Курсовая работа Формы обеспечения возвратности банковского кредита 2
Курсовая работа Управление затратами
Курсовая работа Романский и готический стили западноевропейского средневековья
Курсовая работа Право собственности
Курсовая работа Особенности профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях с учениками старших классов
Курсовая работа Современные формы и системы организации оплаты труда в организации
Курсовая работа Условия предоставления международного банковского кредита
Курсовая работа Усыновление (удочерение)
Курсовая работа Учет и анализ готовой продукции (на примере ЗАО "Рабочий")
Курсовая работа Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников
Курсовая работа Оптимизация численности персонала
Курсовая работа Оценка финансового состояния предприятия