Курсовая работа по предмету "Ботаника"


Анализ реализации продукции растениеводства на примере СПК "Колхоз "Красавский"

СОДЕРЖАНИЕ


Введение


1. Теоретические основы реализации сельскохозяйственной продукции


1.1 Понятие и условия реализации сельскохозяйственной продукции


1.2 Каналы и пути реализации сельскохозяйственной продукции в условиях рынка


2. Анализ современного состояния производства и реализации продукции растениеводства в СПК "Колхоз "Красавский"


2.1 Организационно–экономическая характеристика хозяйства


2.2 Анализ производства и реализации продукции растениеводства


2.3 Анализ финансовых результатов от реализации продукции растениеводства


2.4 Влияние каналов реализации на финансовые результаты от продажи растениеводческой продукции


3. Основные направления и резервы увеличения эффективности сбыта продукции растениеводства


3.1 Резервы увеличения производства и реализации продукции растениеводства


3.2 Резервы роста прибыли и уровня рентабельности от продажи продукции растениеводства


3.3 Пути повышения эффективного сбыта продукции в хозяйстве


Выводы и предложения


Список литературы


Приложение


ВВЕДЕНИЕ


Современное состояние рынка сельскохозяйственной продукции характеризуется увеличением рыночных каналов в структуре сбыта продукции. Развитие рынка на селе идет по пути постепенной переориентации аграрного сектора с реализации продукции заготовительным организациям на альтернативные каналы, включая продажу на рынках, через собственную торговую сеть и предприятия общественного питания, по бартеру и другие. Принципиальные просчеты в организации взаимоотношений сельского хозяйства с перерабатывающими отраслями, а также агросервиса и агроснабжения, заставляют сельских производителей заниматься переработкой продукции непосредственно в хозяйствах.


Появление на рынке сельхозпродукции новых форм реализации, перераспределение объемов продаж между существовавшими ранее и новыми каналами свидетельствуют о качественных изменениях.


Проблемы реализации сельхозпродукции достаточно подробно отражены в российской и зарубежной экономической литературе. Идеи оптимизации сельского хозяйства и реализации его продукции волновали А. Смита, Д. Рикардо, Т, Мальтуса и последующих выдающихся экономистов.


Внесен вклад в разработку проблем реализации М. И. Туган-Барановским, А. В. Чаяновым, Е.Е. Слуцким. Современные проблемы реализации сельхозпродукции освещены в работах ученых-экономистов Г.В. Савицкой, И.А. Минакова, Н.А. Волковой, О.А. Столярова, В.П. Грузилова, Н.Я. Коваленко, М. Колесова, А.Д. Шеремета и ряда других (их работы отражены в списке литературы).


Целью курсового проекта является экономический анализ реализации продукции растениеводства, выявление резервов увеличения производства и реализации продукции растениеводства, резервы увеличения прибыли и рентабельности, наметить пути повышения эффективности сбыта продукции растениеводства.


В соответствии с целью необходимо решение следующих задач:


1. рассмотреть условия и каналы реализации сельскохозяйственной продукции


2. изучить организационно –экономическое состояния анализируемого хозяйства


3. провести анализ производства и реализации продукции растениеводства


4. проанализировать финансовые результаты от реализации продукции растениеводства


5. изучить влияние каналов реализации на финансовые результаты от продажи продукции растениеводства


6. рассчитать резервы увеличения производства и реализации продукции растениеводства, резервы увеличения прибыли и уровня рентабельности


7. наметить пути повышения эффективного сбыта продукции в хозяйстве


Предметом исследования является реализация продукции растениеводства в исследуемом хозяйстве.


Объект исследования -СПК "Колхоз "Красавский" Лысогорского района Саратовской области.


Методы исследования: монографический, сравнения, рассчетно-графический метод.


При написании курсового проекта были использованы следующие источники информации: бухгалтерская финансовая отчетность предприятия, труды ученых –экономистов, методические пособия.



1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ


1.1
Понятие и условия реализации сельскохозяйственной продукции


Рынок сельскохозяйственного сырья и продовольствия
это сфера обмена товарами сельского хозяйства и других отраслей АПК. Его возникновение тесно связано с ликвидацией монополии государства на закупку сельскохозяйственной продукции и продовольствия по «твердым» ценам, с широким развертыванием продажи продукции непосредственно самими производителями. При его формировании государство должно широко использовать методы экономического регулирования, обеспечить паритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.


Полноценно функционирующий рынок сельскохозяйственного сырья и продовольствия представляет собой совокупность нескольких составляющих — специализированных рынков, рыночной инфраструктуры и рыночного механизма. Отсутствие или недостаточное развитие хотя бы одной из них приводит к снижению эффективности продвижения товара от производителя к потребителю, а следовательно, и к снижению рентабельности всего агропромышленного производства.


Рынку сельскохозяйственного сырья и продовольствия свойственны определенные особенности,
вытекающие из особенностей самого агропромышленного производства [2]:


1. Зависимость предложения сельскохозяйственной продукции от погодных условий, которые ограничивают возможности контроля со стороны сельского товаропроизводителя за количеством и качеством продукции. Это необходимо учитывать как самим производителям, так и государственным регулирующим организациям.


2. Наличие гарантированного спроса на сельскохозяйственную продукцию, поскольку она удовлетворяет самые насущные потребности населения. В определенной степени эта особенность аграрного рынка компенсирует отрицательное влияние предыдущей.


Сельскохозяйственные предприятия могут использовать ее для повышения эффективности свой деятельности. Для этого им нужно не производить из года в год одни и те же продукты, а маневрировать ассортиментом, развивать производство новых, пользующихся спросом товаров, чтобы повысить свою конкурентоспособность и найти новые источники дохода.


3. Большой объем поставок скоропортящихся видов продукции усиливают потребность, с одной стороны, в хранилищах (прежде всего для овощей, картофеля, плодов), с другой, — в максимально сжатых сроках реализации. Это необходимо, чтобы избежать значительных потерь выращенного урожая, а следовательно, и снижения доходности производства.


4. Концентрация потребления сельскохозяйственной продукции в городах, особенно в крупных, вызывает необходимость ее сбыта через различного рода посредников. Это приводит к потерям определенной доли дохода товаропроизводителей; они вынуждены делиться с посредниками частью стоимости конечной продукции.


Рынок сельскохозяйственного сырья и продовольствия имеет также ряд особенностей, которые не позволяют сделать цены на нем полностью свободными. Это связано с обязанностями государства как гаранта продовольственного обеспечения страны, с необходимостью учета природно-экономических условии производства и высокой капиталоемкостью отраслей АПК. Нужна разветвленная и гибкая система ценового регулирования, включающая определение целевых цен, обеспечивающих доходность, достаточную для покрытия текущих затрат и расширения производства; установление гарантированных (защитных) цен, которые могут быть ниже целевых цен и использоваться тогда, когда рыночные цены опускаются ниже их уровня; введение механизма залоговых операции и соответствующих квот на гарантированные закупки продукции.


Создание федеральных и региональных продовольственных фондов необходимо также для осуществления товарных инвестиций в случаях, когда необходимо вмешательство государства с целью ликвидации дефицита продовольствия, стабилизации и понижения уровня цен, обеспечения свободы перемещения продукции внутри страны.


Общий объем произведенной продукции на предприятии, в отрасли и т.д. за определенный период времени называется валовой продукцией.


Валовая продукция сельского хозяйства включает продукцию растениеводства и животноводства. В валовую продукцию растениеводствавходят валовые сборы сельскохозяйственных культур с учетом побочной продукции, стоимость посадки многолетних насаждений, стоимость выращивания молодых многолетних насаждений и прирост незавершенного производства. Валовая продукция животноводствавключает готовую продукцию, не связанную с убоем животных (молоко, шерсть, яйца), приплод, прирост выращенного молодняка и взрослого скота, а также побочную продукцию.


Валовая продукция сельского хозяйства учитывается в натуральном и стоимостном выражении. В натуральных показателях она определяется по отдельным видам продукции.


Валовая продукция сельского хозяйства определяется по методу валового оборота. Это значит, что при расчете суммируется продукция, произведенная за определенный период всеми подразделениями независимо от того, использовалась ли она затем внутри предприятия для дальнейшего производства или была реализована на сторону.


Валовая продукция — важный экономический показатель; он характеризует общий объем производства, необходим для определения удельного веса отраслей АПК в совокупном общественном продукте, отраслевой структуры производства, роли отдельных категорий хозяйств в производимой продукции. Вместе с тем он имеет ряд недостатков, которые не позволяют с его помощью объективно оценить результаты хозяйственной деятельности предприятия. Во-первых, валовая продукция включает затраты материальных ресурсов и не дает представления об объеме вновь созданного (добавленного) продукта. Во-вторых, валовая продукция сельского хозяйства, рассчитанная как сумма ее объема по растениеводству и животноводству, допускает повторный счет (корма, произведенные в предприятии и потребленные в том же году, будут учтены дважды: как часть продукции растениеводства и как часть затрат продукции животноводства). В-третьих, при оценке валовой продукции в текущих ценах ее действительная стоимость искажается, поскольку нетоварная часть продукции оценивается по себестоимости, которая может быть как ниже, так и выше сложившихся рыночных цен. В-четвертых, показатель валовой продукции, исчисленный в сопоставимых ценах, не отражает качества продукции.


Товарной продукциейназывается часть валовой продукции, предназначенная для реализации. Продукция, фактически отпущенная за пределы отрасли (предприятия) и оплаченная потребителем или торгующей организацией, называется реализованной(оба показателя рассчитываются в действующих ценах). Однако как на практике, так и в литературе эти выражения часто употребляются как синонимы; под товарной продукцией нередко понимают реализованную, представленную денежной выручкой. В отчетно-статистических материалах сельскохозяйственных предприятий товарная продукция не указывается.


Необходимо различать товарную продукцию предприятия в целом и по отраслям. Основными показателями, характеризующими товарность предприятия, отрасли и отдельных видов продукции, являются уровень товарности и общий объем товарной продукции; в сельском хозяйстве используются также показатели выхода товарной продукции в расчете на единицу земельной площади и на голову скота.


При определении уровня товарности отдельных видов продукции (зерна, сахарной свеклы, молока и т. д.) объем валовой и реализованной продукции исчисляют в натуральном выражении, а при его определении по отрасли или предприятию в целом применяют стоимостные показатели. В этом случае важно, чтобы валовая и реализованная продукция рассчитывалась в единых ценах (например, в сопоставимых).


Уровень товарности — это отношение реализованной продукции к валовой, выраженное в процентах.


Уровень товарности сельскохозяйственного производства по категориям хозяйств существенно различается. Наиболее высок он в сельскохозяйственных предприятиях, самый низкий — в домашних хозяйствах. Это естественно, поскольку сельхозпредприятия производят продукцию в основном для продажи, а домашние хозяйства — для удовлетворения потребностей семьи в продуктах питания. Вместе с тем за последние годы уровень товарности производства на сельскохозяйственных предприятиях также снизился.


К основным направлениям роста уровня товарности сельскохозяйственного и перерабатывающего производств относятся [5]:


· увеличение выпуска валовой продукции за счет повышения урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности скота, повышения выхода конечной продукции из сырья (сахара, подсолнечного масла, сока и т.д.).


· улучшение качества семян и кормов, экономное их расходование;


· сокращение потерь продукции и сырья в процессе производства, хранения, транспортировки;


· повышение качества продукции;


· организация эффективной маркетинговой службы на предприятиях АПК.


В современных условиях уровень товарности агропромышленного производства в значительной степени определяется конъюнктурой рынка, предложением и спросом.


В условиях рыночной экономики конкурентоспособность любого предприятия, его устойчивое положение на рынке в значительной степени определяются качеством выпускаемой продукции.


Качество продукции— это совокупность свойств, характеризующих ее способность удовлетворять потребность, обусловленную ее назначением. Покупатель считает качественной продукцию, которая ему нужна; один и тот же товар может получить высокую оценку рынком при использовании для одних целей и низкую — для других. Так, увеличение содержания белка в ячмене повышает его кормовую ценность, но снижает его ценность как сырья для пивоварения.


Решение проблем, связанных с качеством продукции, прежде всего зависит от организации и технологии стандартизации [3].


Стандартизация— это деятельность, направленная на разработку и установление норм, правил, характеристик технологии производства и качества продукции, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену; она выражается в разработке, опубликовании и применении стандартов.


Стандарт— нормативный документ, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и утвержденный соответствующим органом (Госкомстат России, министерства, отдельные предприятия), в котором устанавливаются общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации. Таким объектом могут быть продукция, услуги и процессы.


Стандарты на продукцию определяют требования, которым должна отвечать продукция по показателям товарного качества; в них также регламентируются методы его измерения, контроля и испытания. Стандарты подразделяются на обязательные и рекомендуемые. Обязательные предназначены для неуклонного выполнения; рекомендуемые (перспективные) стандарты отличаются тем, что в них закладываются не только уже применяемые на производстве параметры качества, но и подлежащие освоению в перспективе. Эти стандарты ориентируют производителя на более высокие требования к качеству продукции, которые станут общепринятыми через несколько лет.


Стандарты, используемые в сельском хозяйстве, можно условно разделить на следующие группы:


· стандарты на сельскохозяйственную продукцию, устанавливающие требования к ее качеству, порядок сдачи заготовительным и реализующим организациям;


· стандарты на продукцию, используемую в сельскохозяйственном производстве (удобрения, техника, материалы и т. п.);


· технические стандарты на типовую технологию механизированного возделывания, уборки, товарной обработки, упаковки, транспортирования и хранения сельскохозяйственной продукции.


Управление качеством— действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях поддержания необходимого уровня ее качества. Объектами управления в данном случае, как правило, являются технологические процессы (обработка почвы, посев, уход за растениями и т.д.), от которых зависит качество получаемой продукции.


Выработка управленческих решений производится путем сопоставления информации о фактическом состоянии технологического процесса с характеристиками, предусмотренными нормативной документацией (стандартами, техническими условиями, производственными заданиями и др.). Необходимо обеспечить производство продукции, которая отвечает требованиям потребителя, соответствует применяемым стандартам и техническим условиям, позволяет получать прибыль.


Существенный элемент системы управления качеством — сертификация;сертификат или знак соответствия подтверждает, что товар или услуга соответствует определенным стандартам или другим нормативным документам. С помощью сертификации осуществляется конечная оценка качества производимой продукции.


Сертификация может носить обязательный или добровольный характер. Обязательная сертификация осуществляется на основе законов и законодательных положений; она подтверждает соответствие товара обязательным требованиям стандартов. Добровольная сертификация проводится в тех случаях, когда строгое соблюдение требований существующих стандартов или другой нормативной документации на продукцию не предусмотрено [24].


1.2
Каналы и пути реализации сельскохозяйственной продукции в условиях рынка


Экономическая эффективность отраслей АПК в значительной степени зависит от организации сбыта продукции, выбора каналов ее реализации. Большинство производителей предлагают свою продукцию потребителю через посредников, что позволяет сократить объем работ, связанных с реализацией товара.


Канал реализации продукции— это совокупность юридических и физических лиц, которые выступают как посредники или участники сбыта, принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар на его пути от производителя к потребителю.


Каждому виду реализуемой продукции соответствует свой канал сбыта и организационная форма торговли. В зависимости от количества посредников выделяют каналы реализации нулевого уровня, одно-, двух-, трехуровневые и так далее.


Канал нулевого уровнясостоит из производителя, непосредственно продающего свой товар потребителям. Наиболее распространенный способ прямой продажи — это торговля через собственные магазины.


Одноуровневый каналвключает одного посредника; обычно это предприятие розничной торговли.


Двухуровневый каналвключает двух посредников (оптовая и розничная торговля), трехуровневый— трех (оптовая, мелкооптовая и розничная торговля).


Основная часть продукции растениеводства (зерно, подсолнечник, сахарная свекла и т. д.) и промышленной продукции реализуется через оптовую торговлю.


Роль посредника в продвижении товаров к конечному потребителю берет на себя система оптовой и розничной торговли.


Оптовая торговля— это совокупность юридических и физических лиц, которые приобретают и хранят товары, а затем перепродают их (розничным торговцам или другим оптовикам). Оптовые закупки сельскохозяйственной продукции осуществляют заготовительные организации, товарные биржи, перерабатывающие предприятия; это позволяет товаропроизводителям быстро сбывать свою продукцию в местах ее производства.


Розничная торговля— это предпринимательская деятельность, связанная с продажей товаров конечным потребителям для личного (семейного) использования. В этой сфере работают как крупные фирмы, так и многочисленные частные предприниматели. Наибольшее распространение получила оптовая торговля через биржи, аукционы, ярмарки.


С экономической точки зрения товарная биржа— это организованный в определенном месте, регулярно действующий по установленным правилам оптовый рынок, на котором совершается торговля товарами по образцам и стандартам или контрактами на их поставку в будущем. Результатом проведения торгов на бирже является заключение сделок между продавцами и покупателями.


Биржевая сделка— это соглашение о взаимной передаче прав и обязанностей в отношении товара, допущенного к обращению на бирже, получившая отражение в биржевом договоре (контракте), заключенном участниками в ходе биржевых торгов. Такие сделки принято делить на две группы: с реальным товаром и без него.


Простейший вид сделки с реальным товаром — сделка с немедленной поставкой (или с коротким сроком поставки). Это сделки на наличный товар, то есть товар, находящийся во время торгов на складе биржи или ожидаемый в этот день к прибытию.


Другая разновидность сделок с реальным товаром — форвардные (срочные) сделки; в этом случае взаимная передача прав и обязанностей происходит немедленно, но поставка товара (исполнение договора) переносится на определенную дату в будущем.


Сделки без реального товара делятся на фьючерсные и опционные.


Фьючерсные сделкипредставляют собой взаимную передачу прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара. Отличительная особенность такой сделки то, что ее объектом выступает не товар, а биржевой контракт. Фьючерсные сделки характерны для сельскохозяйственных бирж; они могут заключаться задолго до сбора урожая.


Опционные сделки— логическое продолжение фьючерсных. Владелец (приобретатель) опциона получает право купить или продать некоторое число фьючерсных контрактов по оговоренной заранее цене в течение некоторого срока в будущем. Такие контракты в основном используются для страхования рисков, связанных с фьючерсной торговлей.


Биржевая торговля в рыночной инфраструктуре развитых стран занимает свое определенное место; через эту систему обычно проходит не более 5—10 % всего объема товаров, но этого достаточно для выявления цен на рынке. Оптовые продовольственные рынки обеспечивают реализацию 20—25 % товаров, а основная их масса (65—75 %) продается производителями через различные посреднические организации коммерческим структурам и потребителям сырья.


До недавнего времени преобладающую роль в реализации сельскохозяйственной продукции играли государственные закупки. Закупка
это форма организованного приобретения государством сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия у товаропроизводителей (поставщиков) для последующей переработки или реализации потребителю (покупателю) на взаимовыгодных условиях. Кроме того, существует система поставок сельскохозяйственной продукции и продовольствия в федеральный и региональные фонды. С появлением на рынке разнообразных торгово-закупочных структур реализация продукции по государственным каналам резко сократилась.


Весьма эффективными являются прямые связитоваропроизводителей с предприятиями перерабатывающей промышленности и торговли; они позволяют снизить потери сельскохозяйственной продукции на стадиях ее производства, транспортировки, переработки и хранения. Кроме того, значительно сокращаются сроки доставки продукции потребителю, повышается ее качество, уменьшаются затраты на реализацию.


Чаще всего сельскохозяйственные товаропроизводители реализуют свою продукцию в федеральный и региональный продовольственные фонды, перерабатывающим предприятиям, работникам хозяйства в счет оплаты труда, через собственные торговые точки, торговые биржи, аукционы, кооперативные заготовительные организации, по контрактам, прямым связям и на основе бартерных сделок. В сложившихся экономических условиях успешная реализация продукции отраслей АПК во многом зависит от уровня развития и характера функционирования сельскохозяйственных рынков[15].



2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА В СПК "КОЛХОЗ "КРАСАВСКИЙ"


2.1 Организационно-экономическая характеристика хозяйства


Изучаемое предприятие является сельскохозяйственным производственным кооперативом (СПК). Сельскохозяйственный производственный кооператив создается гражданами и юридическими лицами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участи членов кооператива.


Полное наименование - сельскохозяйственный производственный кооператив «Колхоз «Красавский». Расположен в Лысогорском районе Саратовской области. Основными видами деятельности является растениеводство и животноводство.


Учредительным документом производственного кооператива является его Устав, утверждаемый общим собранием его членов.


Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов.


Исполнительными органами в СПК "Колхоз "Красавский" являются правление кооперативом и председатель кооператива. Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива. Кроме председателя в состав правления по должности входит главный бухгалтер. Председатель кооператива, правление кооператива избираются общим собранием членов кооператива из числа членов кооператива на срок не более 5 лет. Председатель кооператива является членом правления кооператива и возглавляет его.


Срок деятельности кооператива не ограничен.



Таблица 1- Состав и структура основных фондов СПК "Колхоз "Красавский"






















































































Виды основных средств 2007 г. 2008 г. 2009 г.
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Здания 24769 37,7 24211 33,0 24226 32,6

Сооружения и передаточные


устройства


6824 10,4 6824 9,3 6824 9,2
Машины и оборудование 21269 32,4 27750 37,3 25518 34,3
Транспортные средства 1607 2,4 1652 2,3 1552 2,1
Производственный и хозяйственный инвентарь 2399 3,7 2399 3,3 2399 3,2

Скот:


рабочий


176 0,3 187 0,3 303 0,4
продуктивный 8103 12,3 9736 13,3 12030 16,2
Другие виды основных средств 534 0,8 534 0,7 548 0,7
Итого 65681 100 73293 100 74400 100

Из таблицы 1 видно, что основную долю в структуре основных фондов занимают машины и оборудование 25518 тыс.руб. и здания 24226 тыс.руб. Также, значительную долю имеют продуктивный скот 12030 тыс.руб., сооружения и передаточные устройства 6824 тыс.руб., производственный и хозяйственный инвентарь 2399 тыс.руб., транспортные средства 1552 тыс.руб. В величине, составе и структуре основных фондов произошли как благоприятные, так и неблагоприятные изменения. Увеличилась доля активной части фондов: рабочего и продуктивного скота. Наблюдается постоянное увеличение в первую очередьпроизводственных фондов сельскохозяйственного назначения. Кроме того, на предприятии сложилась структура основных фондов, соответствующая производственной деятельности хозяйства: высока доля ОПФ с.-х. назначения: зданий, машин и оборудования, продуктивного скота (83,1 % в 2009 г.). Эти категории важны для с.-х. предприятия.


Анализ земельных ресурсов представлен в таблице 2.



Таблица 2- Состав и структура земельных угодий в СПК "Колхоз "Красавский"






































































Виды угодий 2007 г. 2008 г. 2009 г.
га

Удель-


ный вес,


%


га

Удель-


ный вес,


%


га

Удель-ный вес,


%


Общая земельная площадь, всего 10017 100 10017 100 9950 100

в том числе:


сельскохозяйственные угодья


9231 92,2 9231 92,2 9164 92,1

из них:


пашня


6148 64,1 6148 64,1 6213 67,8
пастбища 3083 30,3 3083 30,3 2951 32,2
несельскохозяйственные угодья 786 7,8 786 7,8 786 7,9

из них:


дороги (км)


66 8,4 66 8,4 66 8,4
прочие земли 221 2,2 221 2,2 221 2,2

Из данной таблицы видно, что в отчетном году общая земельная площадь хозяйства сократилась на 67 га. Это произошло в основном за счет сокращения земель сельскохозяйственного назначения и пастбищ. При этом увеличилась площадь пашни. Размер несельскохозяйственных угодий не изменился. Наибольший удельный вес в структуре земельных угодий имеет пашня -6213 га (67,8%), пастбища -2951 га (32,2%). Несельскохозяйственные угодья -786 га (7,9%), дороги -66 км (8,4%), прочие земли -221 га (2,2%). Такая структура свидетельствует о рациональном использовании земельных ресурсов.


Доля сельскохозяйственных угодий очень высока – 92,1%, а распределение земельных ресурсов внутри них соответствует специализации хозяйства и позволяет успешно удовлетворять потребности производства.


Производственная специализация предприятия определяется по основным товарным отраслям и продуктам, обеспечивающим наибольшую выручку от реализации.


Рассмотрим структуру выручки за реализованную товарную продукцию в СПК "Колхоз "Красавский".



Таблица 3- Структура выручки за реализованнуюпродукцию в 2007-2009 гг.






























































































































2007 г. 2008 г. 2009 г.

Показатель


Выручка от


реализации,


тыс. руб.


Структура, %

Выручка от


реализации,


тыс. руб.


Структура, %

Выручка от


реализации,


тыс. руб.


Структура, %

Зерновые и зернобобовые – всего


4715 57,7 7406 58,7 5560 53,0
Пшеница 2516 53,4 4271 57,7 2866 51,5
Просо 344 7,3 183 2,5 300 5,4
Ячмень- всего 250 5,3 131 1,8 346 6,2
Прочие зерновые и зернобобовые - - - - 400 7,2
Прочая продукция 353 4,3 619 4,9 1015 9,7
Всего по растениеводству 8178 22,7 12610 27,8 10487 30,3
Молоко 16018 59,9 20538 65,1 19727 87,6
Продажа крупного рогатого скота на мясо и племя 10743 40,1 10996 34,9 2790 12,4
Итого по скотоводству 26761 96,0 31534 96,3 22517 93,2
Лошади 262 0,9 182 0,6 135 0,6
Продукция животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде 849 3,0 1026 3,1 1498 6,2
Всего по животноводству 27872 77,3 32742 72,2 24150 69,7
Всего по хозяйству 36050 100 45352 100 34637 100

Коэффициент специализации равен 0,1, что говорит о слабовыраженной специализации хозяйства. Основную долю товарной продукции составляют молоко 19727 тыс.руб., зерновые и зернобобовые всего 5560 тыс.руб. и продажа крупного рогатого скота на мясо и племя 2790 тыс.руб. В отчетном году было налажено выращивание прочих зерновых и зернобобовых культур. На основе данных таблицы 3 можно сделать вывод о молочном с развитым производством зерновых и зернобобовых культур направлении специализации.


От обеспеченности процесса снабжения, производства и сбыта готовой продукции персоналом и эффективности его использования зависят объем и своевременность выполнения сельскохозяйственных работ, полнота использования техники и как результат – объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей. Рассмотрим обеспеченность предприятия кадровыми ресурсами в целом и по категориям работников. Данные таблицы также позволяют ознакомиться с динамикой фонда оплаты труда в течение 3 лет, изменение трудовых затрат в различных отраслях производства.


Таблица 4- Численность и заработная платаработников организации














































































































Показатели


2007 г. 2008 г. 2009 г.

численность,


чел.


ФОТ, тыс.


руб.


численность, чел.

ФОТ,


тыс.


руб.


численость, чел.

ФОТ, тыс.


руб.


По предприятию – всего 208 13368 190 16420 174 17078
в том числе
Работники, занятые в производстве, всего 192 12605 178 15635 161 16132
из них
Рабочие постоянные 136 9408 124 11503 106 11945
в том числе
Трактористы-машинисты 24 2108 20 2433 28 3164
Операторы машинного доения, дояры 20 1691 20 2068 19 2049
Скотники КРС 29 2796 19 3392 19 2440
Работники коневодства 1 23 1 44 1 59
Работники свиноводства 4 270 3 237 3 267
Служащие 54 3131 52 4073 50 4101
из них
Руководители 10 1029 11 1285 10 1109
Специалисты 18 1214 18 1483 15 1282

В период 2007-2009 гг. на предприятии происходило уменьшение численности работников с одновременным увеличением фонда оплаты труда. В отчетном году произошло увеличение численности трактористов-машинис-тов на 8 человек. При этом сократилась численность постоянных рабочих на 18 человек за счет сокращения операторов машинного доения на 1 человека, служащих на 2, руководителей на 1 человека и специалистов на 3 человека.


Таблица 5- Финансовые результаты деятельности предприятия, тыс.руб.






























































Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Выручка от реализации продукции 40893 47130 42374
Себестоимость реализованной продукции 32098 41711 44335
Валовая прибыль 8795 5419 -1961
Прибыль (убыток) от продаж 8775 5419 -1961
Проценты к получению - - -
Проценты к уплате 1061 1439 2376
Прочие доходы 4445 7004 12459
Прочие расходы 4687 3184 5256
Прибыль (убыток) до налогообложения 7472 7800 2866
Иные платежи из прибыли 46 230 284
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 7426 7570 2582

В течение анализируемого периода предприятие стабильно получало прибыль. В отчетном году показатель чистой прибыли значительно ниже показателей предыдущих лет. Это обусловлено существенным возрастанием в отчетном году себестоимости продукции -44335 тыс.руб., процентов к уплате -2376 тыс.руб., прочих расходов -5256 тыс.руб., иных платежей из прибыли -284 тыс.руб. и уменьшением выручки от реализации продукции -42374 тыс.руб. Увеличение суммы прочих доходов до 2376 тыс.руб. не оказало существенного влияния на финансовые результаты деятельности в 2009 году.


Итак, анализ обеспеченности предприятия ресурсами показал, что наличие земельных, трудовых финансовых ресурсов позволяет предприятию успешно решать производственные задачи


2.2 Анализ производства и реализации продукции растениеводства


Объем производства сельскохозяйственной продукции – один из основных показателей, характеризующих деятельность сельскохозяйственного предприятия. От его величины зависит объем реализации продукции, а значит, и степень удовлетворения потребности населения в продуктах питания, а промышленности –сырье. От объема производства продукции зависят также уровень ее себестоимости, сумма прибыли, уровень рентабельности, финансовое положение предприятия, его платежеспособность и другие экономические показатели.


На объем производства продукции растениеводства существенное влияние оказывает размер и структура посевных площадей. Рассмотрим и проанализируем размер и структуру посевных площадей в СПК "Колхоз "Красавский".


Таблица 6 -Размер и структура посевных площадей





























































































Наименование


культур


Посевная площадь, га Структура посевных площадей, %
2007 г. 2008 г. 2009 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Зерновые-всего, 2829 2431 2673 55,5 46,2 46,6

в том числе:


озимые зерновые


1130 1153 911 40,0 47,4 34,1
яровые зерновые 1296 967 1467 46,0 39,8 54,9
зернобобовые 403 311 295 14,2 12,8 11,0
Подсолнечник 712 774 694 14,0 14,7 12,1
Многолетние травы 635 667 1214 12,5 12,7 21,2
Однолетние травы 425 792 525 8,3 15,1 9,1
Кукуруза на силос и зеленый корм 492 478 529 9,7 9,1 9,2
Силосные культуры - 120 100 - 2,3 1,7
Вся посевная площадь 5093 5262 5735 100 100 100

В отчетном году по сравнению с предыдущим годом произошло увеличение посевной площади на 473 га и она составила 5735 га. Это произошло в основном за счет расширения посевной площади под яровыми зерновыми на 500га, многолетними травами на 547 га и кукурузой на силос и зеленый корм на 51 га. При этом существенно сократилась посевная площадь под озимыми зерновыми на 242 га, зернобобовыми на 16 га, подсолнечником на 80 га, однолетними травами на 267 га и силосными культурами на 20 га.


Основную долю в структуре посевной площади хозяйства занимают зерновые -2673 (46,6%), в том числе яровые зерновые -1467 га (54,9%), озимые зерновые -911 га (34,1 %), зернобобовые -295 га (11,0 %) и многолетние травы -1214 га (21,2 %). Доля кукурузы на силос и зеленый корм составила 529 га (9,2 %), однолетних трав – 525 га (9,1 %), силосных культур -100 га (1,7 %).


Урожайность сельскохозяйственных культур –основной фактор, который определяет объем производства продукции растениеводства.


Таблица 7 –Валовой сбор и урожайность сельскохозяйственных культур в СПК "Колхоз "Красавский"

















































































































Наименование культур Валовой сбор, ц Урожайность, ц/га
2007 г. 2008 г. 2009 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Зерновые и зернобобовые,


в том числе:


26225 36645 30612 16,91 15,07 15,38
озимые зерновые 21999 23925 19440 19,46 20,75 21,34
яровые зерновые 14226 10327 8262 14,05 10,68 8,39
зернобобовые - 2393 2910 - 7,69 9,86
Подсолнечник 5393 6762 5780 7,5 8,7 8,3

Многолетние травы-всего,


в том числе:


на сено 13714 10789 9633 28,75 29,89 27,44
на семена 8000 16723 6120 - - -
на зеленый корм 39 76 199 - - -

Однолетние травы -всего,


в том числе:


на сено 2428 5904 9947 56,46 24,60 33,38
на семена 24446 25698 5488 - - -
на зеленый корм 140 - - - - -
Кукуруза на силос и зеленый корм 48311 31435 67551 161,2 65,76 127,70


Анализ таблицы 7 показывает сокращение в отчетном году валового сбора зерновых и зернобобовых до 30612 ц, подсолнечника до 5780 ц, многолетних трав на сено до 9633 ц и на семена до 6120 ц, однолетних трав на семена до 5488 ц. Существенно уменьшился валовой сбор озимых зерновых до 19440 ц и яровых зерновых до 8262ц. При этом произошло увеличение валового сбора зернобобовых -2910 ц, многолетних трав на зеленый корм -199 ц, однолетних трав на сено -9947 ц и кукурузы на силос и зеленый корм -67551 ц.


В 2009 году наблюдается рост урожайности продукции зерновых и зернобобовых до 15,38 ц/га, в том числе озимых зерновых -21,34 ц/га, зернобобовых -9,86 ц/га; однолетних трав на сено -33,38 ц/га и кукурузы на силос и зеленый корм -127,70 ц/га. Снизилась урожайность таких видов продукции, как яровые зерновые -8,39 ц/га, подсолнечник -8,3 ц/га, многолетние травы на сено -27,44 ц/га.


Объем производства продукции растениеводства зависит от размера посевных площадей и урожайности сельскохозяйственных культур. Рассмотрим влияние этих факторов на изменение производства валовой продукции.


Таблица 8 –Влияние урожайности и размера посевных площадей на изменение производства валовой продукции в СПК "Колхоз "Красавский"
































































Вид


продукции


Площадь


посева, га


Урожайность, ц/га Валовой сбор, ц Отклонение 2009 г. от 2007 г., ц
2007 г. 2009 г. 2007 г. 2009 г.

2007


г.


2009


г.


Всего в том числе за счет

площади


посева


урожайности
Озимые зерновые 1130 911 19,46 21,34 21999 20640 - 1026 -4262 1713
Яровые зерновые 1296 1467 14,05 8,39 14226 8262 - 5964 -2403 -8303
Зернобобовые 403 295 - 9,86 - 2910 2910 - 2910
Подсолнечник 712 694 7,5 8,3 5343 5780 437 -135 555


Анализируя таблицу 8 можно сделать вывод, что снижение в отчетном году валового сбора озимых зерновых на 1026 ц произошло за счет снижения посевной площади на 1520 га, яровых зерновых до 9070 ц за счет уменьшения урожайности на 2,29 ц/га. На увеличение размера валового сбора подсолнечника на 437 ц повлияло повышение урожайности на 0,8 ц/га..


Товарной продукцией называется часть валовой продукции, предназначенная для реализации. Основным показателем, характеризующим товарность предприятия является уровень товарности. Уровень товарности –это отношение реализованной продукции и валовой, выраженное в процентах:



где ТП –реализованная продукция руб.;


ВП –валовая продукция, руб.


Рассчитаем уровень товарности продукции растениеводства для СПК "Колхоз "Красавский" за 3 года:





Уровень товарности в период 2007-2009 гг. составляет в среднем 80%. Это говорит о том, что основную долю произведенной продукции растениеводства предприятие реализует и лишь небольшую часть использует для собственных нужд. При этом наибольший уровень товарности наблюдался в 2008 году -103%, что свидетельствует о сокращении излишков запасов продукции растениеводства. Излишки запасов образовались из-за низкого уровня товарности продукции растениеводства, который в 2007 году составлял 62%.


Сельскохозяйственное предприятие может реализовывать свою продукцию по следующим направлениям: продажа продукции другим организациям и предприятиям, продажа продукции на рынке, по бартерным сделкам, продажа населению и в счет заработной платы работникам хозяйства.


Рассмотрим каналы реализации продукции растениеводства в СПК "Колхоз "Красавский".


Таблица 9 –Каналы реализации продукции растениеводства


































Каналы


реализации


Вид продукции

Удельный вес


в общем объеме


реализованной


продукции, %


зерновые и


зернобобовые,


тыс.руб.


подсолнечник,


тыс.руб.


всего


реализовано,


тыс.руб.


Организации,


рынки


3486 4560 8046 80
Работники предприятия 1059 - 1059 10
На оплату дивидендов 1006 - 1006 10
Всего: 5560 4560 10120 100

Хозяйство в отчетном году реализовывало продукцию растениеводства другим организациям, на рынках, работникам предприятия и на выплату дивидендов. Выручка за всю реализованную продукцию составила 10120 тыс.руб. Наибольший удельный вес в общем объеме реализованной продукции занимает продажа на рынках и другим организациям -80%. Выручка по данному каналу составляет 8046 тыс.руб.


2.3 Анализ финансовых результатов от реализации продукции растениеводства


Рассмотрим финансовые результаты от реализации продукции растениеводства СПК "Колхоз "Красавский"


Таблица 10 –Финансовые результаты от реализации продукции растениеводства





















































Вид продукции 2007 г. 2009 г.
Количество реализованной продукции, ц Полная себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. Выручка от реализации продукции, тыс.руб. Прибыль (+), убыток (-), тыс.руб. Уровень рентабельности, % Количество реализованной продукции, ц Полная себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. Выручка от реализации продукции, тыс.руб. Прибыль (+), убыток (-), тыс.руб. Уровень рентабельности, %
Зерно и зернобобовые, всего 13199 3454 4715 1261 37 18688 6040 5560 -480 -8
Подсолнечник 4862 2166 5172 3006 139 6127 3330 4560 1230 37
Итого Х 5720 9887 4267 Х Х 9370 10120 750 Х

Анализируя данные таблицы можно сделать вывод об ухудшении финансовых результатов деятельности предприятия в отчетном году по сравнению с базисным годом. Это обусловлено, прежде всего, получением убытка от реализации зерна и зернобобовых –(-480) тыс.руб. и уменьшением прибыли от реализации подсолнечника на 1776 тыс.руб. В 2009 году наблюдается значительный рост себестоимости зерна и зернобобовых на 2586 тыс.руб. и подсолнечника на 1164 тыс.руб.


Выявим влияние отдельных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты деятельности предприятия.



Таблица 11 –Факторный анализ объема реализации продукции растениеводства










































Вид


продукции


Объем про-изводства


продукции, ц


Объем реализации продукции, ц

Уровень


товарности,


%


Отклонение от


плана, ц


2007 г. 2009 г. 2007 г. 2009 г.

2007


г


2009 г. общее в том числе за счет

объема


производства


уровня


товарности


Зерно 36225 30612 13199 18688 36 61 5489 -2021 7653
Подсолнечник 5343 5780 4862 6127 91 106 1265 398 867

Анализ данных таблицы показывает, что в 2009 году произошло значительное увеличение объема реализации зерна -18688 ц и подсолнечника -6127 ц. Главным фактором, оказавшим влияние на объем реализованной продукции, является уровень товарности. В отчетном году он составил 61 % по зерну и 106 % по подсолнечнику.


Таблица 12 –Факторный анализ прибыли от реализации продукции растениеводства



Анализируя данные таблицы 12 можно сделать вывод об уменьшении в отчетном году суммы прибыли от реализации подсолнечника на 1776 тыс.руб. От продажи зерна хозяйство получило убыток -480 тыс.руб. Главным образом это обусловлено уменьшением средней цены реализации зерна -60 руб., подсолнечника 290 руб. и увеличением себестоимости 1 ц зерна и подсолнечника 61 руб. и 98 руб. соответственно.


Таблица 13 –Факторный анализ рентабельности продукции растениеводства













































Вид


продукции


Средняя цена


реализации 1ц, руб.


Себестои-мость


1ц, руб.


Рентабель-ность,


%


Отклонение от плана, %
2007 г. 2009 г. 2007 г. 2009 г. плановая условная фактическая общее за счет

цены


реализации


себестоимости
Зерно 357 297 262 323 36 13 - 8 - 41 - 20 - 21
Подсолнечник 1064 744 445 543 139 67 37 - 102 - 72 - 30

В отчетном году наблюдается значительное снижение уровня рентабельности по зерну на 41% и подсолнечнику на 102 %. Это обусловлено уменьшением средней цены реализации зерновых на 20 % и подсолнечника на 72 %, а также возрастанием себестоимости 1ц на 21 % и 30 % по зерну и подсолнечнику соответственно.


2.4 Влияние каналов реализации на финансовые результаты от продажи растениеводческой продукции


Определим финансовые результаты от реализации продукции растениеводства по каждому каналу реализации, используемом СПК "Колхоз "Красавский" в 2009 году.



Таблица 14-Реализация зерновых и зернобобовых культур










































Канал


реализации


Количество реализованной продукции, ц

Полная себестоимость


реализованной про-дукции, тыс.руб.


Цена реализации еди-ницы продукции, руб. Выручка от реализации продукции, тыс.руб. Прибыль (+), убыток (-), тыс.руб. Уровень рентабельности, %

Организации,


рынки


11736 3791 0,3 3486 -305 -8,0

Работники


предприятия


3564 1151 0,3 1059 -92 -7,9
На оплату дивидендов 3388 1094 0,3 1006 -88 -8,0
Всего: 18688 6040 Х 5560 -480 -8,0

Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что хозяйство реализует зерновые и зернобобовые культуры другим организациям, на рынках, работникам хозяйства и на оплату дивидендов. Основным каналом реализации является продажа другим предприятиям и сбыт на рынках. Выручка по данному каналу составляет 3486 тыс.руб., полная себестоимость -3791 тыс.руб., убыток – (-480) тыс.руб., уровень убыточности –(-8)%.


Существенное превышение показателя полной себестоимости продукции над выручкой обусловило отрицательные результаты от реализации зерновых и зернобобовых культур в 2009 году.


Таблица 15 –Реализация подсолнечника


















Канал


реализации


Количество реализованной продукции, ц

Полная себестоимость


реализованной про-дукции, тыс.руб.


Цена реализации еди-ницы продукции, руб. Выручка от реализа-ции продукции, тыс.руб. Прибыль (+), убыток (-), тыс.руб. Уровень рентабельности, %

Организации,


рынки


6127 3330 0,7 4560 1230 37

В отчетном году хозяйство осуществляло продажу подсолнечника только на рынках и другим предприятиям. Полная себестоимость реализованной продукции -3330 тыс.руб., выручка -4560 тыс.руб. Предприятие получило прибыль от реализации 1230 тыс.руб. Уровень рентабельности составил 37%.



3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СБЫТА ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА


3.1 Резервы увеличения производства и реализации продукции растениеводства


К важным задачам анализа хозяйственной деятельности относится выявление резервов увеличения производства продукции растениеводства. Хозяйственные резервы –это возможность улучшения производительно- финансовой деятельности предприятия посредством максимального использования имеющегося производственного потенциала, достижений научно –технического прогресса и передового опыта.


Таблица 16 –Классификация резервов

















Признак классификации Виды резервов
1. По месту образования

· внутрихозяйственные


· внешние


2. По времени использования

· текущие


· перспективные


3. По видам ресурсов

· живой труд


· основные и оборотные средства


4. По характеру влияния на


результаты производства


· образованный за счет экстенсивных факторов


· образованный за счет интенсивных факторов



Выявление резервов увеличения производства продукции растениеводства может осуществляться по следующим направлениям:


1. расширение посевных площадей


2. улучшение структуры посевных площадей


3. предотвращения гибели посевов


4. повышение урожайности культур


Рассчитаем резерв увеличения производства продукции за счет расширения посевных площадей для подсолнечника. Для этого выявленный резерв расширения посевной площади подсолнечника умножим на фактическую урожайность данной культуры.


Таблица 17 –Резерв увеличения объема производства продукции за счет более полного использования земельных ресурсов














Мероприятие Площадь, га Культура

Урожайность,


ц/га


Резерв увеличения производства продукции, ц
Раскорчевка кустарников 40 подсолнечник 8,2 328

При посеве подсолнечника на 40 га после проведенного мероприятия хозяйство возможно получит 328 ц.


Существенным резервом увеличения производства продукции растениеводства является улучшение структуры посевных площадей, т.е. увеличение доли более урожайных культур в общей посевной площади. Для расчета этого резерва необходимо разработать более оптимальную структуру посевов, а затем сравнить фактический объем производства продукции с возможным, который будет получен с той же фактической площади при фактической урожайности, но при улучшенной структуре посева.


Таблица 18 - Резерв увеличения объема производства продукции за счет улучшения структуры посевов



















































Наименование


культур


Структура посевов, % Посевная площадь, га

Фактическая


урожайность


в среднем за


3 года, ц\га


Объем производства при структуре посевов, ц
фактическая возможная фактическая возможная фактической возможной
Озимые зерновые 34,1 50,0 911 1336,5 20,4 18584,4 27264,6
Яровые зерновые 54,9 45,9 1467 1227, 11,04 16195,7 13546,1
Зернобобовые 11,0 4,1 295 109,6 8,8 2596 964,5
Зерновые -всего 100 100 2673 2673 - 37376,1 41775,2

Увеличив долю озимых зерновых на 15,9 % за счет уменьшения доли яровых зерновых и зернобобовых получили резерв увеличения объема производства 4399,1 ц.


Немаловажным резервом увеличения производства продукции является недопущение потерь при уборке урожая. Для определения этих резервов следует площадь погибших или вовремя не убранных посевов умножить на плановую или фактическую урожайность соответствующих культур.


Таблица 19 - Резерв увеличения объема производства продукции за счет ликвидации потерь при уборке урожая

















Наименование


культуры


Площади, убранные


позднее агротехнических сроков, га


Урожайность,


ц\га


Резерв увеличения выхода продукции, ц
Яровые зерновые 683 8,39 5730,4
Зерновые -всего 683 - 5730,4

После проведения мероприятий по ликвидации потерь при уборке урожая яровых зерновых выявленный возможный резерв составил 5730,4 ц.


Обобщим результаты проведенных расчетов резервов увеличения производства продукции растениеводства в таблице 20.


Таблица 20 –Резервы увеличения производства продукции




































Вид резерва Дополнительная продукция, ц

озимые


зерновые


яровые


зерновые


подсолнечник всего
Увеличение производства за счет:
а) более полного использования земель - - 328 328
б) улучшения структуры посевов 4399,1 - - 4399,1
в) ликвидация потерь при уборке - 5730,4 - 5730,4
Итого 4399,1 5730,4 328 10457,5

За счет проведения выше названных мероприятия хозяйство может получить дополнительный объем продукции, равный 10457,5 ц.


Резерв увеличения объема производства продукции определяется путем умножения среднего уровня товарности на прибыль, полученную от реализации единицы продукции.



Резерв увеличения объема продаж зерновых культур составляет:



Резерв уменьшения убытка от продажи зерновых культур равен -21ц.


Резерв увеличения объема продаж от реализации подсолнечника:



Резерв увеличения объема продаж подсолнечника составляет 161ц.



3.2 Резервы роста прибыли и уровня рентабельности от продажи продукции растениеводства


Основными источниками увеличения суммы прибыли являются увеличение объема реализации продукции, повышение цен и снижение себестоимости продукции.


Таблица 21 –Резервы роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции






















Вид продукции

Резерв увеличения


объема продаж, ц


Фактическая прибыль на единицу продукции в


отчетном периоде, руб.


Резерв увеличения


сумма прибыли, тыс.руб.


Зерновые и зернобобовые -21 -25,7 539,7
Подсолнечник 161 201 32361
Итого - - 32900,7

Выявленный резерв роста прибыли составляет 32900,7 тыс.руб.


Рассчитаем резерв повышения уровня рентабельности. Он определяется по формуле:



В качестве возможного уровня рентабельности возьмем показатели 2007 года, т.к. в этом году предприятие имело наилучшие результаты своей деятельности.


Резерв увеличения уровня рентабельности производства зерновых культур:




Выявленный резерв роста рентабельности составил 45 %.


Определим резерв роста рентабельности производства подсолнечника:



Резерв увеличения рентабельности равен 102%.


3.3 Пути повышения эффективного сбыта продукции в хозяйстве


В настоящее время предприятие реализует большую часть продукции другим организациям и на рынках.


Выбор каналов реализации сказывается на расходах и прибылях. Предприятие, берущее на себя все функции, должно их и оплачивать, соответственно оно и получает все доходы.


В настоящее время большинство производителей работают через посредников, которые доставляют товар на рынок и формируют канал распределения товаров (который также называют торговым каналом или маркетинговым каналом).


Канал распределения — это совокупность взаимозависимых организаций, которые делают товар или услугу доступной для использования или потребления.


Производители, прибегающие к услугам посредников, получают определенные выгоды. Обращение к посредникам объясняется их непревзойденной эффективностью в доведении товара до целевых рынков. Благодаря своим контактам, опыту, специализации и размаху деятельности посредники обычно предлагают производителям большую прибыль, чем они способны получить самостоятельно.


Роль канала распределения заключается в перемещении товаров от производителей к потребителям. Благодаря каналу устраняются разрывы во времени, месте и праве собственности, отделяющие товары и услуги от тех, кто хотел бы ими воспользоваться.


Эффективность сбыта продукции на рынке напрямую зависит от качества продукции. Поэтому необходимо осуществлять различные мероприятия по его улучшению.


Качество продукции зависит от множества факторов, в первую очередь от используемых производственных ресурсов — земельных, материальных и трудовых. В сельском хозяйстве земля — главное средство производства, и от плодородия почв зависит не только урожайность, но и качество получаемой продукции.


Не меньшее значение имеют качественные характеристики основных и оборотных средств. Использование семян высоких посевных кондиций прямо влияет на качество урожая, хорошие корма необходимы для получения молока и мяса соответствующих параметров, а из высококачественного сырья можно получить больше конечной продукции (сахара, подсолнечного масла и т. д.). Надежная, высокопроизводительная техника позволяет своевременно, в оптимальные сроки провести все агротехнические приемы, а следовательно, повысить качество продукции.


Многое зависит и от качественного состава трудовых ресурсов; квалификация работников в значительной степени определяет, насколько полно будут соблюдены требования технологии. Механизатор первого класса, как правило, выполняет сельскохозяйственные работы гораздо лучше, чем тракторист третьего класса. Это в конечном счете отражается на качестве продукции. Впрочем, в сложившихся экономических условиях качество выполненных работ в большей степени зависит от материального стимулирования; уровень оплаты труда необходимо теснее увязывать с этим показателем.


Качество сельскохозяйственной продукции в значительной степени определяется сортовыми особенностями возделываемых культур, породным составом скота и птицы.


Не следует упускать из виду и систему удобрений. Для каждого вида растений существуют оптимальные дозы внесения минеральных удобрений, обеспечивающие получение максимального урожая высокого качества. Внесение их в более высоких дозах не повышает урожайность и снижает качество продукции, при этом в плодах и овощах снижается содержание растворимых сухих веществ, а в картофеле — крахмала, повышается поражаемость их болезнями.


Управление качеством продукции должно быть системным, то есть включаться в определенную организационную структуру, связанную с маркетингом; это предполагает ее ориентацию на потребителя на всех этапах жизненного цикла продукции. Улучшение качества требует определенных затрат, но они, как правило, окупаются.



ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ


Проанализировав финансовое состояние СПК "Колхоз "Красавский", обеспеченность различными видами ресурсов, можно сделать вывод о существенном ухудшении финансового положения данного предприятия в отчетном году. Показатель чистой выручки отчетного периода значительно ниже уровня предшествующего периода. Возросла себестоимость произведенной продукции.


Хозяйство реализует произведенную продукцию по следующим направлениям: другим организациям, на рынках, работникам предприятия, на выплату дивидендов и доходов по паям, на переработку, использует для собственных нужд в качестве семян и кормов для животных. Основным каналом реализации продукции растениеводства является продажа другим организациям и на рынках. Прибыль от реализации подсолнечника составила 1230 тыс.руб., уровень рентабельности -37%. От реализации зерна хозяйство получило убыток -480 тыс.руб. при уровне убыточности -8%.


Основную долю в структуре выручки составляет реализация молока -19272 тыс.руб. и зерновых и зернобобовых культур -5560 тыс.руб., в том числе пшеницы -2866 тыс.руб.


Коэффициент специализации составляет 0,1, что говорит о слабовыраженной специализации. Тем не менее, можно сказать, что производство в хозяйстве имеет молочно –зерновую направленность.


В отчетном году произошло сокращение посевных площадей на 67 га. Доля сельскохозяйственных угодий очень высока – 92,1%, в том числе пашня -67,8 %, пастбища -32,2 %. Распределение земельных ресурсов соответствует специализации хозяйства и позволяет успешно удовлетворять потребности производства.


В величине, составе и структуре основных фондов произошли как благоприятные, так и неблагоприятные изменения. Наибольший удельный вес в структуре основных фондов предприятия имеют машины и оборудование (34,2 %) и здания (32,6 %). Увеличилась доля активной части фондов: рабочего и продуктивного скота. На предприятии сложилась структура основных фондов, соответствующая производственной деятельности хозяйства: высока доля ОПФ с.-х. назначения: зданий, машин и оборудования, продуктивного скота (83,1 % в 2009 г.).


Сократилась численность работников хозяйства. В отчетном году она составила 174 человека при росте фонда заработной платы на 658 тыс.руб. -17078 тыс.руб. При этом численность работников, постоянно занятых в сельскохозяйственном производстве равна 106 человек, фонд заработной платы -11945 тыс.руб.


Факторный анализ реализации продукции растениеводства показал:


1) увеличение объема реализации зерновых культур на 5489ц, подсолнечника на 1265ц;


2) уменьшение прибыли от реализации зерно на 1734 тыс.руб. и подсолнечника на 1776 тыс.руб.;


3) снижение уровня рентабельности по зерну на 41%, подсолнечнику –на 102%.


Главным образом, это обусловлено влиянием 2 факторов –уменьшением средней цены реализации и возрастанием себестоимости производимой продукции.


В заключение анализа деятельности были рассчитаны резервы увеличения производства и реализации продукции растениеводства, прибыли и рентабельности. Резерв увеличения производства составил 10457,5ц. Резерв увеличения реализации зерновых культур –(-21ц), подсолнечника -161ц. Резерв роста прибыли равен 32900,7 тыс.руб., в том числе за счет зерновых -539,7 тыс.руб., подсолнечника -32361 тыс.руб. Резерв роста уровня рентабельности по зерну -45%, по подсолнечнику -102%. Полученные результаты объясняются существенным увеличением себестоимости продукции и убытком от производственной деятельности хозяйства в 2009 году.


Для улучшения финансовых результатов хозяйству рекомендуется проведение мероприятий по снижению уровня себестоимости продукции растениеводства и увеличению суммы выручки от реализации продукции. Основным каналом реализации продукции является ее продажа другим организациям и на рынках. Главным фактором, определяющим цену продукции, является ее качество. Поэтому хозяйству необходимо провести соответствующие мероприятия по улучшению качества производимой продукции:


- регулярное обновление основных и оборотных средств, повышение квалификации работников


- соблюдение сроков сева, уборки урожая


- использование высоко кондиционных семян


- применение удобрений



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Абрютина М.С., Грачёв А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия М.: Дрофа, 2009 – 367 с.


2. Водянникова В.Т. «Экономика сельского хозяйства»: учеб. пособие для вузов/ под ред.– М.: КолосС,2007. – 390с.


3. Волкова Н.А., Столяров О.А., Костерин Е.М. Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий / Под ред. Н.А. Волковой. -М.: КолосС, 2005.-240с.: ил. –(Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений).


4. Григорьев В.В., Федотова М.А., Оценка предприятия. // Москва, Инфра – М, 2007 г.


5. Грузилов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия; Учебное пособие – 2-е изд. Доп.-М.; Финансы и статистика, 2005-208с.


6.Зимин Н.Е. Технико –экономический анализ деятельности предприятий АПК. М.: Колос, 2001.


7. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: ПБОЮЛ, 2003.


8. Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства. С основами аграрных рынков. Курс лекций. –М.: Ассоциация авторов и издателей. ТАНДЕМ: Издательство ЭКМОС, 2004.


9. Колесов М., Ушачев И.Г., Оглоблин Е. И др. Эффективность сельскохозяйственного производства // Экономика сельского хозяйства России –2006 -№8- С47


10. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: рабочая тетрадь для студентов дневной и заочной форм обучения специальностей 080109 –«Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080507 –«Менеджмент организации» / сост. А.А. Черняев, В.М. Трифонова, В.В. Кондак, Т.А. Лаврентьева: ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ». –Саратов, 2010. -45 с.


11. Кузнецов В.В. , Быкадаров В.П., Градинарова М.А. и др. Экономика сельского хозяйства: Учебники и учебное пособие – Ростов н/Д; "Феникс", 2005-352с.


12. Леонтьев В. Е. Финансовые ресурсы организаций (предприятий): Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. 2008. 89 с.


13. Макарец Л.И., Макарец М.Н. Экономика производства сельскохозяйственной продукции; Учебное пособие.- СПб; Издат. "Лань", 2006-224с.


14. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. Экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник. –Ростов н/Д: Феникс, 2005. -560 с. –(Высшее образование).


15. Минаков И.А. Экономика сельского хозяйства: Учеб. пособие для вузов. - М.: КолосС,2004.-328с.


16. Минаков И.А., Куликов Н.И., Соколов О.В. Экономика отраслей АПК. М.: КолосС, 2008-464.


17. Осколков М.Л. Экономика отраслей АПК; Учебное пособие / ТГСХА – Тюмень, 2006-265с.


18. Пелих А.С.Экономика предприятия, Ростов на Дону: Феникс, 2008– 416 с.


19. Попов Н.А. Экономика отраслей АПК. Курс лекций.-СМ; ИКФ "ЭКМОС", 2002-368с.


20. Ранцкий К.А. Экономика организаций М.: Дашков и Ко, 2008 – 1012 с.


21. Савицкая Г.В. Анализ производственно –финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий. М.: ИНФРА-М, 2010.-368.


22. Сафронова М.А. Экономика предприятия –М: Юристъ, 2002-608с.


23. Семин А.Н., Квашин В.А. Экономическая оценка технического потенциала сельского хозяйства// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий- №1- 2007. С.20-22


24. Сергеев И.В. Экономика предприятия, М.: Финансы и статистика, 2007 -304 с.


25. Чуев И.Н., Чечевицына А.Н. Экономика предприятия М.: Дашкова и Ко, 2008 – 416 с.


26. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. –М.:


ИНФРА-М, 2006. -415 с.


27. Хитер Кен. Экономика отраслей и фирм: учебное пособие для вузов/ Хитер Кен-М: Финансы и статистика, 2004-480с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Причины и виды безработицы в условиях рыночной экономики
Курсовая работа Синтаксический стилистический повтор как средство изобразительности в художественном тексте
Курсовая работа Проблема административной ответственности юридических лиц
Курсовая работа Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов, как средство развития сюжетных композиций
Курсовая работа Электроснабжение электромеханического цеха
Курсовая работа Анализ внешней среды фирмы
Курсовая работа Депозитные операции, их виды. Депозитная политика в кредитной организации (банке)
Курсовая работа Сложное предложение
Курсовая работа Формы обеспечения возвратности банковского кредита
Курсовая работа ВИЧ-инфекция и её профилактика
Курсовая работа Учет амортизации основных средств
Курсовая работа Учредительные документы юридического лица
Курсовая работа Правовое регулирование наследования отдельных видов имущества
Курсовая работа Организация транспортного обеспечения коммерческой деятельности торгового предприятия
Курсовая работа Купля-продажа жилых помещений