Курсовая работа по предмету "Программирование, программное обеспечение, СУБД"


Вычисления определенного интеграла с помощью ф. – лы Симпсона на компьютере

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУРСОВАЯ РАБОТА
“Программа приближенного вычисления определенного интеграла с помощью ф – лы Симпсона на компьютере” Выполнил: студент ф – та ЭОУС – 1 – 12 Валюгин А. С. Принял: Зоткин С. П. Москва 2001 Введение
Определенный интеграл от функции, имеющей неэлементарную первообразную, можно вычислить с помощью той или инойприближеннойформулы. Для решения этой задачи на компьютере, среди прочих, можно воспользоватьсяформулами прямоугольников, трапеций или формулой Симпсона. В данной работе рассматривается именно последняя. Рассмотрим функцию y = f(x). Будем считать, что на отрезке [a, b] она положительна и непрерывна. Найдем площадь криволинейной трапеции aABb (рис. 1). рис. 1
Для этого разделим отрезок [a, b] точкой c = (a + b) / 2 пополам и в точке C(c, f(c)) проведем касательную к линии y = f(x). После этого разделим [a, b] точками p и q на 3 равные части и проведем через них прямыеx = p и x = q. Пусть P и Q –точки пересечения этих прямых с касательной. Соединив A с P и B с Q, получим 3 прямолинейные трапеции aAPp, pPQq, qQBb. Тогда площадь трапеции aABb можно приближенно посчитать по следующей формуле
I » (aA + pP) / 2 * h + (pP + qQ) / 2 * h + (qQ + bB) / 2 * h, где h = (b – a) / 3. Откуда получаем I » (b – a) / 6 * (aA + 2 * (pP + qQ) + bB)
заметим, что aA = f(a), bB = f(b), а pP + qQ = 2 * f(c), в итоге получаем малую фор – лу Симпсона
Малая формула Симпсона дает интеграл с хорошей точностью, когда график подинтегральной функции мало изогнут, в случаях же, когда дана более сложная функция малая формула Симпсона непригодна. Тогда, чтобы посчитать интеграл заданной функции нужно разбить отрезок [a, b] на n частей и к каждому из отрезков применить формулу (1). После указанных выше действий получится“большая” формула Симпсона, которая имеет вид,
где Yкр = y1 + yn, Yнеч = y3 + y5 + … + yn – 1, Yчет = y2 + y4 + … + yn – 2, а h = (b – a) / n.
Задача. Пусть нужно проинтегрировать функцию f(x) = xі(x - 5)І на отрезке [0, 6] (рис. 2). На этом отрезке функция непрерывна и принимает только неотрицательные значения, т. е. знакопостоянна. рис. 2
Для выполнения поставленной задачи составлена нижеописанная программа, приближенно вычисляющая определенный интеграл с помощью формулы Симпсона. Программа состоит из трех функций main, f и integral. Функция main вызывает функцию integral для вычисления интеграла и распечатывает на экране результат. Функция f принимает аргумент x типа float и возвращает значение интегрируемой функции в этой точке. Integral–основная функция программы: она выполняет все вычисления, связанные с нахождением определенного интеграла. Integral принимает четыре параметра: пределы интегрирования типа float, допустимую относительную ошибку типа float и указатель на интегрируемую функцию. Вычисления выполняются до тех пор, пока относительная ошибка, вычисляемая по формуле | (In/2 – In) / In | ,
где In интеграл при числе разбиений n, не будет меньше требуемой. Например, допустимая относительная ошибка e = 0. 02 это значит, что максимальная погрешность в вычислениях будет не больше, чем In * e = 0. 02 * In. Функция реализована с экономией вычислений, т. е. учитывается, что Yкр постоянная, а Yнеч = Yнеч + Yчет, поэтому эти значения вычисляются единожды. Высокая точность и скорость вычисления делают использование программы на основе формулы Симпсона более желательным при приближенном вычислении интегралов, чем использование программ на основе формулы трапеции или метода прямоугольников. Ниже предлагается блок – схема, спецификации, листинг и ручной счет программы на примере поставленной выше задачи. Блок – схема позволяет отследить и понять особенности алгоритма программы, спецификациидают представление о назначении каждой переменной в основной функции integral, листинг - исходный код работающей программы с комментариями, а ручной счет предоставляет возможность проанализировать результаты выполнения программы. Блок – схема программы ДА НЕТ Спецификации Имя переменной Тип Назначение n int Число разбиений отрезка [a, b] i int Счетчик циклов a float Нижний предел интегрирования b float Верхний предел интегрирования h float Шаг разбиения отрезка e float Допустимая относительная ошибка f float (*) Указатель на интегрируемую фун - цию s_ab float Сумма значений фун – ции в точках a и b s_even float Сумма значений фун – ции в нечетных точках s_odd float Сумма значений фун – ции в четных точках s_res float Текущий результат интегрирования s_pres float Предыдущий результат интегрирования Листинг программы #include #include /* Прототип фун – ции, вычисляющей интеграл */ float integral(float, float, float, float (*)(float)); /* Прототип фун – ции, задающей интегрируемую фун – цию */ float f(float); main() { float result; result = integral(0, 6, . 1, f); printf("%f", result); return 0; }

/* Реализация фун – ции, задающей интегрируемую фун – цию */ float f(float x) { /* Функция f(x) = xі(x - 5)І */ return pow(x, 3) * pow(x - 5, 2); } /* Реализация фун – ции, вычисляющей интеграл */
float integral(float a, float b, float e, float (*f)(float)) { int n = 4, i; /* Начальное число разбиений 4 */
float s_ab = f(a) + f(b); /* Сумма значений фун – ции в a и b */ float h = (b – a) / n; /* Вычисляем шаг */ float s_even = 0, s_odd; float s_res = 0, s_pres; /* Сумма значений фун – ции в нечетных точках */ for (i = 2; i s_even += f(a + i * h); } do { s_odd = 0; s_pres = s_res; /* Сумма значений фун – ции в четных точках */ for (i = 1; i s_odd += f(a + i * h); } /* Подсчет результата */ s_res = h / 3 * (s_ab + 2 * s_even + 4 * s_odd); /* Избегаем деления на ноль */ if (s_res == 0) s_res = e; s_even += s_odd; n *= 2; h /= 2;
} while (fabs((s_pres - s_res) / s_res) > e); /* Выполнять до тех пор, пока результат не будет удовлетворять допустимой ошибке */ return fabs(s_res); /* Возвращаем результат */ } Ручной счет Таблица константных значений для n = 8 Имя переменной Значение a 0 b 6 e . 1 s_ab 216 h . 75 Подсчет s_even i a + i * h f(a + i * h) s_even 2 1. 5 41. 34375 41. 34375 4 3 108 149. 34375 6 4. 5 22. 78125 172. 125 Подсчет s_odd i a + i * h f(a + i * h) s_odd 1 . 75 7. 62012 7. 62012 3 2. 25 86. 14158 93. 7617 5 3. 75 82. 3973 176. 159 7 5. 25 9. 044 185. 203 Подсчет s_res т f(x) dx s_res = h / 3 * (s_ab + 2 * s_even + 4 * s_odd) Абсолютная ошибка 324 325. 266 1. 266


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Особенности внимания у детей с задержкой психического развития
Курсовая работа Государственное регулирование занятости
Курсовая работа Производительность труда, ее измерение и резервы роста на предприятии
Курсовая работа Учет и анализ материально-производственных запасов
Курсовая работа Наследование по завещанию
Курсовая работа Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
Курсовая работа Оценка рыночной стоимости объекта недвижимости
Курсовая работа Эксплуатация почтовой связи
Курсовая работа Аудит основных средств
Курсовая работа Доказательство и доказывание в уголовном процессе
Курсовая работа Сюжетно-ролевые игры в детском саду
Курсовая работа Приемы работы над развитием связной речи младших школьников
Курсовая работа Анализ производительности труда на предприятии
Курсовая работа Оценка эффективности инвестиционных проектов
Курсовая работа Твердые токсичные отходы промышленности