Министерство образования Российской Федерации Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова Факультет управления КУРСОВОЙ ПРОЕКТ по управлению общественными отношениями Тема: "Лоббирование в Государственной Думе"
Выполнил студент 4 курса, отделения государственное и муниципальное управление Бусин Алексей Михайлович Научный руководитель Вертешин Алексей Иванович к. полит. н. , доцент кафедры ГиМУ Архангельск 2002 Содержание: Введение 3 1. Лоббирование 5 1. 1. Понятие 5 1. 2. Из истории: зарубежный опыт 7 1. 3. Деятельность по осуществлению лоббирования 9 1. 4. Уровни лоббизма и процесс лоббирования 11 2. Лоббирование сегодня 13 2. 1. Обзор российской практики 13 2. 2. Особенности и проблемы лоббизма в России 13 2. 3. Решение проблем российского лоббизма 15 Заключение 20 Список используемой литературы 21 Введение
По мере формирования российского общества в нашу политическую жизнь входят явления, объективно присущие демократическим процессам, выступающие их составной частью, атрибутом, признаком. Среди таких явлений можно выделить и лоббизм (лоббирование). “В настоящее время лоббизм всё больше понимается как необходимый и естественный инструмент взаимоотношений власти и общества”[i]. Лоббирование – такой же важный элемент демократического процесса в современной России, как, например, экономические преобразования в стране, реформа системы государственного управления и другие. Поэтому и теме лоббирования необходимо на современном этапе уделить больше внимания, так как она сегодня не достаточно на фоне остальных тем (например, указанных выше) представлена на рассмотрение общественности и представителям всех уровней власти. Само понятие лоббирование намного шире, чем тема данной работы. Но здесь оно будет рассмотрено как влияние, осуществляемое на органы государственной власти, в частности Государственную Думу. То есть это будет объектом курсового проекта. А в качестве предмета определим всё то, что сопровождает рассматриваемый процесс лоббирования: формы, методы, приёмы его осуществления и другие характеристики. Целью данной работы является всестороннее рассмотрение лоббирования, осуществляемого в Госдуме, как примера влияния заинтересованных сторон на органы государственной власти с целью достижения удовлетворения частных интересов. На основе поставленной цели целесообразно выделить следующие задачи: рассмотреть некоторые теоретические аспекты лоббирования, позволяющие понять, наиболее полно раскрыть суть данного явления; ознакомиться с осуществлением процесса лоббирования в отечественной и зарубежной практике и тем самым выявить положительные и негативные стороны тех или иных приёмов лоббирования; обозначить основной круг проблем, существующих в современной российской парламентской практике лоббизма. наметить способы решения существующих проблем с учётом сегодняшних реалий. 1. Лоббирование 1. 1. Понятие
Многие источники раскрывают понятие лоббирование (лоббизм) с разных сторон. Такое разнообразие взглядов на данное понятие позволяет нам сформировать наиболее полное (целостное, системное) представление о рассматриваемом явлении. Термин "лоббизм" произошел от английского lobby, что в переводе – вестибюль, холл. То есть помещение, “где депутаты парламента могут общаться с посторонними”[ii], “где простой смертный может отловить вышедшего из зала заседаний государственного мужа и попытаться убедить его поддержать тот или иной проект”[iii]. Этот термин обозначает также “разветвленную систему контор и агентств, монополий или организованных групп при законодательных органах, оказывающих давление (вплоть до подкупа) на законодателей и чиновников с целью принятия решений (определенных законопроектов, получения правительственных заказов, субсидий) в интересах представляемых ими организаций”[iv]. Большая советская Энциклопедия даёт практически аналогичное определение, но поясняет, что “при законодательных органах США”[v]. Этот факт лишний раз подтверждает, что “до 80-х годов у нас считалось, что лоббизма в государстве нет”[vi]. Вот какое определение термину лоббирование даёт Синяева И. М. в своей книге “Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности”: лоббирование – “это процесс влияния заинтересованных групп на принятие решений властными структурами”, – и дополняет, что это “один из основных приёмов” влияния со стороны различных заинтересованных сторон на полномочные структуры. Вышеназванные определения дают приблизительно одинаковое толкование понятия лоббирование. Иной подход к его определению встречается в статье В. А. Лепёхина “Лоббизм в России и проблемы его правового регулирования”. Автор утверждает, что общепринятое мнение о том, что лоббирование (лоббизм) – это, прежде всего давление на власть, неверно или – точнее – неполно. С его точки зрения, та власть, на которую оказывается давление, всего лишь власть “формальная” (политических институтов в их традиционном понимании – как лиц, принимающих решения), а реальной властью являются те самые силы, которые осуществляют процесс лоббирования. У Лепёхина мы встречаем следующее определение. Лоббизм – “не просто артикуляция (представление) интересов тех или иных групп (социальных, политических, экономических) в структурах власти, а процесс привидения формальной власти в соответствие с властью фактической”[vii]. И действительно, лоббизм (лоббирование) жестко связаны с политической властью. Очевидно, что лоббизма больше там, где больше реальной власти. Иными словами, лоббизм - своего рода признак власти, ее специфическая “отметина”. И наоборот, он не будет проявляться там, где власть отсутствует или где она выступает лишь в качестве номинальной силы. Трудно не согласиться с тем, что субъект, не обладающий реальной силой (влиянием), смог бы осуществлять лоббирование. Следовательно, определение Лепёхина В. А. , очевидно, более близко к реальному положению вещей. Перечисленные выше определения понятия лоббирование не исчерпывают всё многообразие данных определений. Но всё же остановимся на рассмотренных, так как в них представлены в той или иной степени разные позиции. Постараемся из данных определений вывести какое-то своё, попытаемся учесть особенности названных определений. Очевидно одно (и встречается во всех определениях): лоббирование – это процесс влияния. Зададимся вопросом, влияния кого на кого? Из вышеназванных определений следует, что это может быть влияние управляемой составляющей общества (граждане, юридические лица, их объединения), т. е. заинтересованных сторон на управляющую систему. Но мы узнаём также, что значимость управляющей системы может быть и не столь весомой, что управляемая и управляющая системы по своему содержанию могут меняться местами. Таким образом, это напрямую влияет на приёмы лоббирования. В данном случае речь уже не может идти о прошениях, убеждениях и прочих подобных приёмах заинтересованных сторон, а речь идёт об “управлении” в той или иной сфере. Но стоит признать также, что влияние в любом случае оказывается на официальные (в зависимости от тех или иных обстоятельств формальные) институты управления. Из определений видно также, что влияние обусловлено стремлением к достижению определённых целей. Итак, с учётом вышесказанного можно получить следующее определение. Лоббирование – это процесс влияния заинтересованных сторон на официальные (формальные) институты управления с целью достижения своих целей с использованием определённых приёмов лоббирования, которые зависят от распределения реальной власти между управляющей и управляемой системами в государстве. 1. 2. Из истории: зарубежный опыт
В данном случае история лоббирования и зарубежный опыт лоббирования – понятия равнозначные. Это связано, прежде всего, с тем, что в СССР существование данного явления официально не признавалось. Дело в том, что официально признавалось существование лишь двух классов (рабочих и крестьян) и прослойки (интеллигенции). Иначе говоря, ориентация была на социальную унификацию, что, в частности, выражалось в формировании единой новой общности “советский народ”. Только одна партия – КПСС – могла выражать общенародные интересы, защищать в наиболее полном объеме разнообразные стремления людей. В связи с этим история, а соответственно и опыт лоббирования в нашей стране, мягко говоря, незначительны. В этом отношении богата практика американского лоббизма. Лоббирование как термин слово со сложной судьбой. Отметим только, что “политический оттенок” это слово приобрело в XIX столетии в Америке”[viii] (США). Достоверно известно, что традиции лоббизма уходят своими корнями в годы президентства У. С. Гранта (1869-1877гг. ). Вечерами восемнадцатый американский президент и его команда после дневных “трудов праведных” имели привычку снимать стресс в одной из гостиниц, точнее, ее вестибюле, который назывался “лобби”. Там министры, а так же сенаторы встречались с разными людьми, выслушивали их просьбы и давали слово – зачастую небескорыстно, а за звонкую монету – выполнить их. Так термин “лоббирование” начал обозначать покупку голосов за деньги. В связи с серией крупных разоблачений сенаторов и следовавших за этим возмущений общественности, начиная с 1907 года, в США был принят ряд законодательных актов, регулирующих и регламентирующих лоббирование в американском обществе. Один из наиболее важных среди них считается закон о федеральном регулировании лоббирования, окончательные поправки к которому были приняты в 1987 году. В соответствии с данным законом в США предусмотрена обязательная регистрация лоббистов и их ежегодная отчётность. Так как лоббизм в США легален, подлежит контролю, закон защищает его интересы. В связи с этим кроме официально зарегистрированных лоббистских организаций, деятельность любых других структур, лиц, защищающих частные интересы, запрещена. “Но несмотря на мощную законодательную основу, созданные условия цивилизованного взаимодействия лоббистов, и сегодня в практике работы американского конгресса имеют место случаи коррупции и подкупа лиц из властных структур”[ix]. Отметим также, что “сегодня в США лоббирование превратилось в большой бизнес, затраты на который составляют сотни миллионов долларов”[x]. 1. 3. Деятельность по осуществлению лоббирования
Главная цель лоббирования – добиться закрепления в принимаемых нормативных, законодательных актах частных интересов различных групп и организаций. Процесс лоббирования, по своей сути, оформляет обратную связь с властью, сдерживает одностороннюю командную деятельность властных структур. “Лоббирование в той или иной форме неизбежно в любой политической системе”[xi]. Согласно “Британской энциклопедии” в неё входят следующие элементы: Группы представителей от избирателей, которые могут оказывать давление на комитеты в законодательных собраниях. Общественные служащие, которых можно “задержать за пуговицу” для доверительного разговора в кулуарах. Система рассылки писем или организованных телефонных звонков по организованному сценарию. Система выдвижения и вознаграждения кандидатов от организаций и групп на важные посты. Массированные кампании по информированию общественности (паблик рилейшнз). Участие в работе разных комиссий.
“При любом лоббировании действуют два обязательных условия”[xii]: С точки зрения информационного обеспечения нужны специалисты, знающие сам вопрос лоббирования, владеющие компетентными аргументами и данными, обосновывающими важность предлагаемого решения. Для реализации механизма лоббирования нужны оперативные, авторитетные люди, способные устанавливать необходимые контакты и связи с представителями соответствующих учреждений. Отметим также, что данная деятельность не должна противоречить основным принципам законности, существующим в обществе. Более того, необходима правовая база, регулирующая деятельность по осуществлению лоббирования. Она способствует формированию цивилизованного подхода к данному процессу. “Законодательство о регулировании лоббизма позволяет заложить в основу деятельности лоббистских организаций определённые этические принципы, нормы, правила и традиции”[xiii]. Но отметим, что вышесказанное не означает, что закон должен устанавливать сколько-нибудь жёсткие рамки, внутри которых должны действовать все желающие продвигать свои интересы во властных структурах. Он лишь призван обозначить форму взаимодействия с властью. “Среди основных направлений в работе лоббистов”[xiv] выделяют следующие: Поиск достоверной фактической информации. Эта информация сосредоточена в огромном количестве фактов, статистических данных, экономической информации, экспертных оценок и решений в структурах госаппарата. Оценка действий представителей государственной власти. Лоббисты предсказывают ход законотворческой деятельности и рекомендуют соответствующие действия в процессе их рассмотрения. Защита позиций своих клиентов. Лоббисты имеют возможность и стремление донести до властных структур мнения и интересы различных кругов общества, что, безусловно, влияет на принимаемые решения. Помимо данных направлений лоббистской деятельности можно выделить ряд других, которые будут зависеть уже от типа решаемых вопросов (экономические, административные и др. ). Есть два основных пути осуществления лоббирования: закрыто, когда работа ведётся непосредственно с органами исполнительной или законодательной власти, или открыто с вынесением на открытое обсуждение. В практике широко используется так называемое “лоббирование у корней травы”, эффективность которого заключается в массированности “атаки” в адрес властных структур в виде большого количества всевозможных писем, запросов с одной целью – добиться принятия решения в своих интересах. 1. 4. Уровни лоббизма и процесс лоббирования
“Политологи наиболее часто разделяют лоббизм как таковой на три уровня: прямой лоббизм, косвенный и внутренний (С. П. Перегудов)”[xv]. Рассматривая прямой лоббизм, акценты переносят собственно на лоббистскую деятельность, то есть на прямое воздействие на носителя власти (депутата, государственный орган) с целью "продавливания" нужного решения. Под косвенным лоббизмом понимается общественное и информационное сопровождение необходимых решений в публичном пространстве. И, наконец, под внутренним лоббизмом обычно подразумевается внутрикорпоративное представительство интересов. Это наиболее интересный аспект. Здесь лоббисты из органов государственной власти в отстаивании своих интересов сталкиваются именно друг с другом, пытаясь преодолеть межведомственные противоречия. Можно приводить огромное количество классификаций лоббистской деятельности, но ни одна из них не построит строгую систему понимания процесса лоббирования. Они не учитывают динамический аспект этого постоянно изменяющегося и развивающегося процесса. Этой динамике мы обязаны именно изменениями сетей лоббирования. Построенные ранее сети, которые работают вполне эффективно, в одночасье могут измениться вместе с ситуацией. Этот аспект наиболее трудно изучаем. Вследствие него современная политическая наука им практически не интересуется, а более концентрирует внимание на законодательных ограничениях, на процедурных вопросах. В научных изданиях описано буквально всё, кроме структурного аспекта. Кто, как и в каком направлении продвигает свои интересы, изучать действительно очень сложно. Поэтому наука ограничивается вычленением проблемного поля, в рамках которого свободно функционируют лоббирующие действующие лица. “При этом конкретные способы перемещения и взаимовлияния участников этого процесса, как правило, остаются за пределами внимания. А ведь именно в этих механизмах и сосредоточена суть процесса лоббирования”[xvi]. 2. Лоббирование сегодня 2. 1. Обзор российской практики
С началом реформ в нашей стране появилась возможность самостоятельности. “В том числе настоящие естественные интересы больше и успешнее производить и продавать, зарабатывать себе, семье и отечеству (через разумные налоги). Интересы, которые надо предъявлять властям и защищать. Это и есть лоббизм”[xvii]. Практика лоббирования в России берёт своё начало с формирования органов законодательной власти в Российской Федерации. Сулакшин С. С. в своей статье “Сети лоббирования корпоративных интересов во власти” пишет, что “во времена деятельности Верховного совета сети лоббирования распределялись в равной степени между Верховным советом, Правительством и Президентом”[xviii], а после сместились к последним. Автор отмечает также, что за последнее десятилетие сети, а, следовательно, методы, приёмы и формы лоббирования сильно усложнились. По его словам, сегодня уже почти не встречается прямое лоббирование. То же самое подчёркивает Садчиков А. в статье “Люди из прихожей. Политический лоббизм в России”. В частности он отмечает, что сегодняшние лоббисты в Государственной Думе “стали куда профессиональнее”[xix]: они уже ведут свою деятельность “не в курилках”. В то же время лоббистская деятельность стала более завуалированной, чем прежде. Практически все законопроекты рассматриваются и принимаются с оглядкой на интересы корпоративных, отраслевых или государственных лоббистов. 2. 2. Особенности и проблемы лоббизма в России
Стоит отметить, что в разных источниках много говорится об особенностях российского лоббизма. Пожалуй, общее во всех них следующее: во-первых, “лоббизм в России существует”[xx], во-вторых, в качестве основного недостатка российского лоббизма все специалисты называют отсутствие законодательной основы, а, следовательно, его теневой характер. В результате на поверхности видны только само принимаемое решение и тот, кто его принимает. За кулисами лоббизма и в тени остаются настоящий заказчик, другие участники цепочки, материальное вознаграждение за конечный результат и другое. Отдельные авторы в своих статьях заявляют, что лоббизма в России пока нет якобы потому, что “нет закона, его регулирующего”[xxi]. С этим трудно согласиться: отсутствие правового регулирования не отменяет существования соответствующего явления. И, наконец, в качестве третьей особенности лоббистской деятельности в России подавляющее большинство специалистов отмечает коррупцию, которая является следствием отсутствия соответствующей законодательной базы. Отметим, что последние две особенности представляют собой проблемы российского лоббизма. Коррупция присуща, безусловно, политическим системам всех государств. Отметим, что и в США, где существуют давние традиции лоббизма и сильное законодательство в данной сфере, “сегодня в практике работы американского конгресса имеют место случаи коррупции и подкупа лиц из властных структур”[xxii]. Но в России не просто “имеют место случаи коррупции”, а отмечается всеобщее проникновение коррупции в сферу лоббизма. И это является основной проблемой не только в области регулирования лоббизма в России, но и всей государственной системы. Это обусловлено тем, что посредством сетей лоббирования коррупция проникает во все “механизмы” государственной машины. Таким образом, можно сказать, что проблемы, возникающие в связи с неурегулированностью процесса лоббирования, намного серьёзнее, чем кажется на первый взгляд. К тому же из проблемы коррупции вытекают ещё две сегодня остро стоящие перед российским обществом проблемы. Первая – это “проблема уклонов”[xxiii], суть которой в том, что в решениях государственных органов власти, в частности Госдумы преобладает защита интересов отдельных слоёв общества, групп давления. Это обусловлено тем, что только определённые группы могут лоббировать свои интересы в силу хорошей материальной базы, которой они (в отличие от прочих) располагают. Таким образом, получается “уклон” в защите интересов со стороны власти. И вторая проблема – это проблема взяток. Например, Садчиков А. в статье “Люди из прихожей. Политический лоббизм в России” утверждает, что “в июле 1995 года за поддержку кандидатуры Татьяны Парамоновой на должность главы Центробанка некоторые банкиры предлагали думцам по 1, 5 – 2 тысячи долларов”[xxiv]. 2. 3. Решение проблем российского лоббизма
Очевидно, что в результате нерешённости вышеобозначенных проблем лоббирование в российском парламенте уже приобретает некоторые оригинальные, неестественные формы. Например, сегодня на передний план в Государственной Думе выступает не депутат, а чиновник, который “рулит” фракциями. “В результате все голосования можно вычислить математически”[xxv]. Пожалуй единственным положительным моментом здесь является только повышение производительности законодателей. Но нельзя забывать и об оборотной стороне дела, которая заключается в смещении зависимости парламентариев от воли избирателей к воле верховной власти. Таким образом, видно, что искать выход из сложившейся ситуации надо уже сегодня. Большинство авторов видит решение в правовом регулировании лоббизма. Зачастую предлагается принятие соответствующего закона о регулировании лоббистской деятельности в органах государственной власти. И действительно предложение выглядит логичным и закономерным: на сегодняшний день такое явление, как лоббирование в органах государственной власти, не регулируется. Отсюда и все проблемы. Отметим, что такое регулирование “должно решать несколько основных задач”[xxvi]: содействие реализации конституционного права граждан Российской Федерации на участие “как непосредственно, так и через своих представителей”[xxvii] в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ); правовое регулирование взаимодействия профессиональных лоббистов, политических партий, общественных объединений, иных негосударственных организаций, предприятий, граждан с органами законодательной и исполнительной власти и др. В качестве целей законодательства, регулирующего вопросы лоббизма, выделяется выведение лоббизма из тени с целью снижения коррумпированности власти, а также обеспечение позитивности и конкурентного характера взаимодействия общества и власти. Но зададимся вопросом, действительно ли Россия в сегодняшних условиях развития демократических начал нуждается в законе, который непосредственно регулировал бы лоббистскую деятельность в отношении государственной власти? Если посмотреть на зарубежный опыт правового регулирования лоббизма, то увидим, что далеко не во всех развитых странах существует законодательное регулирование лоббизма “в чистом виде”. Например, во Франции и Италии лоббизм вообще не признан официально. Баранов С. Д. , аспирант социологического факультета МГУ высказывает свои сомнения по поводу целесообразности принятия закона, регулирующего лоббизм, только ради существования данного закона, без серьёзной проработки темы с учётом многих теоретических и практических моментов. В качестве возможных последствий принятия сегодня такого закона он говорит, например, о том, что запишутся в лоббисты в основном “большое количество людей, которые сейчас ходят по комитетам с удостоверениями помощников депутатов”[xxviii], но серьёзные лоббисты вряд ли захотят появляться на их фоне. В результате “серьёзного” института лоббирования не получится. Баранов отмечает также, что и в Думе и в структурах исполнительной власти доминируют так называемые “встроенные лоббисты”, которые не упустят возможность заработать. Они также, по его мнению, будут игнорировать институт официального лоббизма. Свои сомнения в целесообразности принятия в России закона о регулировании лоббирования в государственных органах власти высказывает также Арутюнян Л. Н. , аспирантка социологического факультета МГУ. Она задаётся вопросом, “насколько своевременным является данный закон для России? ”[xxix] И отвечает, что принятие закона о лоббизме в России будет несколько преждевременным. Арутюнян мотивирует свой ответ тем, что не решены многие важные социальные проблемы. Это, по её мнению, приведёт к тому, что лоббисты будут осуществлять свою деятельность в интересах узких слоёв населения. Таким образом, видно, что принятие закона о регулировании лоббистской деятельности в России сегодня преждевременно. Необходимо создать предпосылки для принятия такого закона. Сегодня главное – борьба с коррупцией, которая отвечает интересам представителей отдельных групп и негативно влияет на работу политической системы государства. С учётом вышесказанного целесообразно, видимо, для начала на современном этапе осуществить следующие два направления на пути выхода из сложившейся ситуации. Первое – подготовить и принять законодательные акты, направленные на увеличение ответственности представителей государственной власти, особенно депутатов Госдумы за мздоимство и иные формы незаконной деятельности, связанной с осуществлением своих должностных обязанностей и влияющих на принятие решений государственной важности. Например, в США подобного рода нарушение закона “приводит к лишению свободы сроком до 20 лет”[xxx]. Параллельно с увеличением ответственности необходимо разработать и применить на практике механизм неотвратимости наказания должностного лица в независимости от его статуса. Также отметим, что ещё одним направлением решения проблем российского лоббизма должна быть работа в социальной сфере. Здесь необходимо создать равные возможности различным группам отстаивать свои интересы в Государственной Думе. Для этого сначала следует несколько “доработать” механизм отзыва депутата: облегчить процедуру. Это должно повысить социальную ответственность депутата и несколько сместить его приоритеты от чисто материальных собственных интересов (или интересов фракции) в сторону отстаивания интересов представителей общественности (граждан). В дополнение к этому необходимо ввести определённые нормы в работе законодателя. В частности необходимо определить моменты (нормы, пределы), когда он не может игнорировать волю обратившихся групп влияния. Например, норма была бы действенна, если к депутату обратилось определённое число граждан с каким-то предложением (прошением) по одному вопросу. Осуществление данных двух направлений, естественно, потребует определённое время. Вероятно, не один год. Но это обстоятельство нельзя считать негативным моментом, так как данное время может быть использовано, во-первых, для продолжения идущих в стране преобразований, а соответственно накопления естественных условий для перехода в том числе и к цивилизованному лоббизму, а во-вторых, для проведения различных научных исследований и более детального изучения лоббизма как явления с целью в будущем наиболее оптимально применить его в рамках функционирования российской политической системы. Затем, по достижении целей предложенных мероприятий, целесообразно принятие закона о регулировании лоббистской деятельность в органах государственной власти РФ. Выше упоминалось, что сегодня на первый план в работе Государственной Думы выходит “чиновник, который “рулит” фракциями”. Отметим, что после заключительного этапа урегулирования проблем сегодняшнего лоббирования данная отпадёт сама собой, так как к тому времени, очевидно, в российском обществе сформируется эффективная конкурентная система лоббирования. Верховная исполнительная власть попросту перестанет играть доминирующую роль. Заключение
Итак, в результате написания данного курсового проекта видно, что основные задачи, которые ставились перед исследователем, были достигнуты. В частности было рассмотрено понятие лоббирования с нескольких позиций, что позволило наиболее полно оценить суть явления и сформировать собственное понимание его. В процессе написания работы рассматривалась практика лоббирования отечественная и зарубежная. Это позволило оценить положительные стороны зарубежного лоббизма и негативные – отечественного, а также причины существования данных положительных и негативных сторон. Также в результате более подробного рассмотрения российской практики лоббирования в парламенте был определён круг проблем, стоящих перед законодателями, была оценена серьёзность проблемы для всей российской политической системы. В работе затронуты предпосылки возникновения рассматриваемых проблем, которые позволяют более эффективно наметить пути их решения. В результате данной работы с учётом мнений различных специалистов и других факторов (в т. ч. практики) были намечены способы решения существующих проблем в области лоббирования в России. Была сформулирована и обоснована программа действий, направленная на формирование цивилизованного лоббизма в России. В качестве основного вывода стоит сказать, что затронутые в данном курсовом проекте аспекты лоббирования как явления – лишь небольшая часть вопросов, возникающих при рассмотрении данного понятия. Безусловно, для учёных остаётся ещё большой фронт работ в изучении лоббирования. Список используемой литературы
Конституция Российской Федерации – М. : Информационно-издательский дом “Филинъ”, 1997. – 80 с. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 3-е М. , “Советская Энциклопедия”. 1973. Т. 14. Куна – Ломами. 1973. 624 с. с илл. , 32 л. илл. , 6 л. Карт. + грампластинка Политология: Энциклопедический словарь / Аверьянов Ю. И. и др. – М. : Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. – 431 с. Синяева И. М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: Учебник / Под ред. Проф. Г. А. Васильева. – М. : ЮНИТИ, 1998. – 287 с. Аравина Т. И. , Кузнецов Ю. Ю. Лоббизм: национальные образцы и степень социальной приемлемости. // Социс. – 2000. - №9. – С. 59-63. Любимов А. Институт лоббирования требует правового регулирования// Российская юстиция. – 1999. - №5. – С. 25-27. Павлов В. Есть ли в России лоббизм? // Российская юстиция. – 1998. - №8. – С. 19-20. Садчиков А. Люди из прихожей. Политический лоббизм в России// Известия. – 19 октября 2001. – С. 4. Сюткина А. П. , Костюшко С. Механизм регулирования лоббистской деятельности// Государство и право. – 1998. - №1. – С. 100-111 http: //itogi. ru/paper2000. nsf/Article/Itogi_2000_03_19_172142. html. "Итоги" / В России http: //www. politstudies. ru/fulltext/1998/4/9. htm. 1998_4_9 http: //www. sulakshin. ru/lobby1. htm. Сулакшин С. С. http: //www. sulakshin. ru/lobby2. htm. Сулакшин С. С.
По мере формирования российского общества в нашу политическую жизнь входят явления, объективно присущие демократическим процессам, выступающие их составной частью, атрибутом, признаком. Среди таких явлений можно выделить и лоббизм (лоббирование). Тема лоббирования сегодня недостаточно представлена на рассмотрение общественности и представителей всех уровней власти. Хотя тема эта в свете становления новой российской государственности очень важна, так как нерешённость многих вопросов, связанных с лоббированием, (показывается в работе) ведёт к возникновению и развитию проблем, которые приобретают общенациональный размах. Например, коррупция как явление тесно связанное с неурегулированностью процесса лоббирования. Целью данной работы является всестороннее рассмотрение лоббирования, осуществляемого в Госдуме, как примера влияния заинтересованных сторон на органы государственной власти с целью достижения удовлетворения частных интересов. На основе поставленной цели целесообразно выделить следующие задачи: рассмотреть некоторые теоретические аспекты лоббирования, позволяющие понять, наиболее полно раскрыть суть данного явления; ознакомиться с осуществлением процесса лоббирования в отечественной и зарубежной практике и тем самым выявить положительные и негативные стороны тех или иных приёмов лоббирования; обозначить основной круг проблем, существующих в современной российской парламентской практике лоббизма. наметить способы решения существующих проблем с учётом сегодняшних реалий. Объектом данной работы было определено лоббирование в Госдуме как влияние, осуществляемое на органы государственной власти. А предметом работы - формы, методы, приёмы его осуществления и другие характеристики. В соответствии с поставленными задачами и была определена структура курсового проекта. Перед непосредственным написанием работы мной было проведёно предварительное ознакомление с литературой касательно лоббирования как явления и лоббирования применительно к практике. Часть источников было задействовано по ходу написания курсового проекта по мере возникновения тех или иных вопросов. Обнаружилось, что данный вопрос действительно беспокоит исследователей, в частности в области политологии. В основном в работах по данной теме, с которыми мне удалось познакомиться, особое внимание уделяется вопросам лоббирования применительно к российской практике. В основном прослеживается озабоченность многих специалистов неурегулированностью вопросов лоббирования в России. После обзора некоторой литературы по теме была составлена методика исследования, некий предварительный план, который и перерос в дальнейшем в задачи курсового проекта, на основе которых и было определёно окончательное содержание работы. Работа была поделена на 2 части: теоретическую и практическую. Вначале был рассмотрен ряд определений понятия лоббирования и на основе этого было сформулировано собственное как синтез основных характеристик, встречающихся практически во всех определениях: лоббирование – это процесс влияния заинтересованных сторон на официальные (формальные) институты управления с целью достижения своих целей с использованием определённых приёмов лоббирования, которые зависят от распределения реальной власти между управляющей и управляемой системами в государстве. Затем был рассмотрен зарубежный опыт лоббирования как история развития данного явления. Это связано с тем, что в СССР официально лоббирование не признавалось, так как, кроме КПСС, никто не мог, представлять интересы народа. Зарубежный (американский) опыт показал, что по мере необходимости было осуществлено соответствующее урегулирование лоббирования, которое дало свои позитивные результаты. Следующий пункт теоретической части работы называется ‘Деятельность по осуществлению лоббирования’. Здесь приводятся основные характеристики процесса лоббирования: его цель, содержание, основные составляющие процесса, а также условия, направления и пути осуществления лоббирования. Это необходимо, чтобы более полно понять лоббирование как явление. Ведь одного определения недостаточно. В последнем пункте теоретической части речь идёт об уровнях и процессе лоббирования, а также сетях лоббирования как важнейшей составляющей данного процесса. Именно важность сетей лоббирования и есть центральная идея данного пункта. Отметим, что прочие характеристики лоббирования (цели, отстаиваемые интересы и др. ) не столь важны, так как сети лоббирования определяют направление воздействия, позволяют выявить системный характер процесса лоббирования. Далее следует практическая часть курсового проекта. Здесь был проведён краткий обзор российской практики лоббизма, выявлены его особенности, проблемы и намечены пути решения существующих проблем. Отметим, что почти все авторы в своих работах о лоббизме признают существование лоббизма в России. К особенностям (и проблемам) российского лоббизма можно отнести следующие: отсутствие законодательной основы, а следовательно его теневой характер; в тени остаются настоящий заказчик, другие участники цепочки, материальное вознаграждение за конечный результат и другое. коррупция, а точнее всеобщее проникновение в сферу лоббизма. А посредством сетей лоббирования коррупция проникает во все “механизмы” государственной машины. Это говорит о серьёзности рассматриваемых проблем в лоббировании для России. Таким образом, необходимо решать их уже сегодня. Специалисты чаще всего предлагают принятие соответствующего закона в качестве решения проблемы неурегулированности лоббистской деятельности в органах государственной власти. В качестве целей законодательства, регулирующего вопросы лоббизма, выделяется выведение лоббизма из тени с целью снижения коррумпированности власти, а также обеспечение позитивности и конкурентного характера взаимодействия общества и власти. Но таких целей достичь только через принятие закона о лоббировании не получится. Ряд специалистов говорит о том, что не созрели условия для такого закона. Например, Баранов С. Д. , аспирант социологического факультета МГУ говорит о том, что многими институт официального лоббирования будет проигнорирован: например, он говорит о так называемых “встроенных лоббистах” в структурах исполнительной власти, которые не упустят возможность заработать. Аспирантка социологического факультета МГУ Арутюнян Л. Н. говорит о несвоевременности принятия такого закона и объясняет это тем, что не решены многие важные социальные проблемы. Итак, видно, что сначала необходимо подготовить условия для соответствующего закона. А именно: борьба с коррупцией во власти: увеличение ответственности;
создание механизма неотвратимости наказания должностного лица независимо от его статуса. работа в социальной сфере, а именно создание равных возможности различным группам отстаивать свои интересы в Государственной Думе: несколько “доработать” механизм отзыва депутата: облегчить процедуру; ввести определённые нормы в работе законодателя: когда он не может игнорировать волю обратившихся групп влияния (не зависимо от их статуса) и другие. Затем, по достижении целей предложенных мероприятий, целесообразно принятие закона о регулировании лоббистской деятельность в органах государственной власти РФ. После вышеперечисленного в российском обществе сформируется эффективная конкурентная система лоббирования. Безусловно, и она будет обладать определёнными недостатками. Но их решать будет уже проще, так как для этого будет создана база – эффективно работающая система лоббирования с устойчивыми сетями лоббирования. -------------------------
i Любимов А. Институт лоббирования требует правового регулирования// Российская юстиция. – 1999. - №5. – С. 25. ii Синяева И. М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: Учебник / Под ред. проф. Г. А. Васильева. – М. : ЮНИТИ, 1998. С. 77. iii http: //itogi. ru/paper2000. nsf/Article/Itogi_2000_03_19_172142. html. "Итоги" / В России iv Политология: Энциклопедический словарь / Аверьянов Ю. И. и др. – М. : Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. С. 159 v Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 3-е М. , “Советская Энциклопедия”. 1973. Т. 14. Куна – Ломами. 1973. 624 с. с илл. , 32 л. илл. , 6 л. Карт. + грампластинка. С. 589. vi Любимов А. Институт лоббирования требует правового регулирования// Российская юстиция. – 1999. - №5. – С. 25. vii http: //www. politstudies. ru/fulltext/1998/4/9. htm. 1998_4_9 viii Политология: Энциклопедический словарь / Аверьянов Ю. И. и др. – М. : Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. С. 159. ix Синяева И. М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: Учебник / Под ред. проф. Г. А. Васильева. – М. : ЮНИТИ, 1998. С. 81. x Там же.
xi Аравина Т. И. , Кузнецов Ю. Ю. Лоббизм: национальные образцы и степень социальной приемлемости. // Социс. – 2000. - №9. – С. 60. xii Синяева И. М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: Учебник / Под ред. проф. Г. А. Васильева. – М. : ЮНИТИ, 1998. С. 85. xiii http: //www. politstudies. ru/fulltext/1998/4/9. htm. 1998_4_9 xiv Синяева И. М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: Учебник / Под ред. проф. Г. А. Васильева. – М. : ЮНИТИ, 1998. С. 82. xv http: //www. sulakshin. ru/lobby2. htm. Сулакшин С. С. xvi Там же. xvii http: //www. sulakshin. ru/lobby1. htm. Сулакшин С. С.
xviii http: //www. sulakshin. ru/lobby2. htm. Сулакшин С. С.
xix Садчиков А. Люди из прихожей. Политический лоббизм в России// Известия. – 19 октября 2001. – С. 4. xx Сюткина А. П. , Костюшко С. Механизм регулирования лоббистской деятельности// Государство и право. – 1998. - №1. – С. 100. xxi http: //itogi. ru/paper2000. nsf/Article/Itogi_2000_03_19_172142. html. "Итоги" / В России xxii Синяева И. М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: Учебник / Под ред. проф. Г. А. Васильева. – М. : ЮНИТИ, 1998. С. 81. xxiii Павлов В. Есть ли в России лоббизм? // Российская юстиция. – 1998. - №8. – С. 19. xxiv Садчиков А. Люди из прихожей. Политический лоббизм в России// Известия. – 19 октября 2001. – С. 4. xxv Там же.
xxvi Любимов А. Институт лоббирования требует правового регулирования// Российская юстиция. – 1999. - №5. – С. 26. xxvii Конституция Российской Федерации – М. : Информационно-издательский дом “Филинъ”, 1997. – С. 19. xxviii Сюткина А. П. , Костюшко С. Механизм регулирования лоббистской деятельности// Государство и право. – 1998. - №1. – С. 104. xxix Там же, С. 105.
xxx Синяева И. М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: Учебник / Под ред. проф. Г. А. Васильева. – М. : ЮНИТИ, 1998. С. 83.