ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ Кафедра Финансов Курсовая работа на тему: Налоги с населения и их роль в условиях перехода к рынку Исполнитель: студент группы У2-2 Львов Н. Л. Научный руководитель: доц. Синицин Н. А. МОСКВА 1998 СОДЕРЖАНИЕ Введение. 3 Сущность и функции налогов с населения 4 Сущность налога 4 Функции налогов с населения 4 Основные виды налогов, взимаемых с населения 7 Подоходный налог 7 Налоги на имущество 9 Регистрационный сбор 11 Курортный сбор. 12
Место и роль налогов с населения во время перехода к рынку 13 Мировой опыт взимания налогов с населения и использование его в Российской Федерации 18 Заключение 22 Приложения 23 Таблица 1 23 Таблица 2 23 Список использованной литературы 24 Введение.
В начале своей курсовой работы я хотел бы обосновать выбор мною данной темы. Пытаясь перейти к рыночной экономике мы столкнулись со множеством проблем, которые необходимо срочно решать, так как без их решения не может существовать ни одна экономика. Одна из самых острых проблем нашей экономики - это нехватка финансовых ресурсов (надо заметить, что такая проблема существует в нашей стране уже давно). Сейчас наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование. Это - система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налогов с населения. В мировой практике взимания налогов эти налоги играют если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики. Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождения(полного или частичного) отдельных доходов и групп товаров от соответствующих налогов. Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и инвестиции. В своей курсовой работе я рассмотрел лишь основные моменты взимания налогов с населения, так как это тема неисчерпаема и наши экономисты в полном объеме не сформировали свое мнение о месте налогов с населения во время перехода России к рынку. Сущность и функции налогов с населения Сущность налога
Налог - это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта: работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход; хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.
За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов. Функции налогов с населения
Но налоги это не только экономическая категория , но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений. Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. В чем же конкретно состоит роль налогов с населения в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме? Существует несколько точек зрения на эту проблему, но я выделил бы три функции налогов: распределительную; фискальную; контрольную.
Причем распределительную функцию можно раздробить на регулирующую и стимулирующую и т. д.
Наиболее последовательно реализуемой функцией является фискальная. Фискальная функция - основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства.
Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др. ), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.
Значение фискальной функции с повышением экономического уровня развития общества возрастает. Двадцатый век характеризуется огромным ростом доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государство все больше финансовых средств расходует на экономические и социальные мероприятия, на управленческий аппарат.
Другая функция налога с населения как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.
Изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы содержать армию, управленческий аппарат, социальную сферу. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании доходов населения появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции. Но большинство налогов, взимаемых сейчас в Российской Федерации имеют лишь фискальное предназначение, и только по некоторым просматривается регулирующая функция.
Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства.
Стимулирующая подфункция налогов реализуется через системульгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки. Основные виды налогов, взимаемых с населения
Вналоговой системе России существует 3 группы налогов , в зависимости от органа, который взимает налог и его использует: Федеральные налоги. Региональные налоги. Местные налоги и сборы. Я выделю основные виды налогов с населения в России. Подоходный налог
Основное место в системе налогообложения физических лиц занимает подоходный налог, который в наибольшей доле взимается в бюджет субъектов федерации (региональный бюджет) [1см. Указ Президента РФ от 8 мая 1996 г. №685 “Об основных направлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины” (с изменениями от 3 апреля 1997 г. )]. Переход к рыночной экономике создает предпосылки для роста личных доходов граждан. В этих условиях должно применяться прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать у них в увеличенных размерах денежные средства, необходимые для проведения социальных программ. Делает это государство, главным образом, с помощью подоходного налога с физических лиц. Основным нормативным актом, регулирующим взимание подоходного налога с физических лиц является Закон РФ от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц". В соответствии с этим законом:
Плательщиками подоходного налога являются физические лица как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации. К указанным физическим лицам относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Кфизическим лицам, имеющим постоянное местожительство в Российской Федерации, относятся лица, проживающие в Российской Федерации в общей сложности не менее 183 дней в календарном году.
Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году: у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в Российской Федерации, - от источников в РФ и за ее пределами; у физических лиц, не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации, - от источников в РФ.
При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и натуральной форме. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода.
Доходы, полученные за пределами Российской Федерации физическими лицами, имеющими постоянное местожительство в Российской Федерации, включаются в доходы, подлежащие налогообложению в Российской Федерации. Физические лица, подлежащие налогообложению, обязаны:
вести учет полученных ими в течение календарного года доходов и произведенных расходов, связанных с извлечением доходов;
представлять в предусмотренных настоящим Закономслучаях налоговым органам декларации о доходах и расходах по форме, устанавливаемой Государственной налоговой службой Российской Федерации, другие необходимые документы и сведения, подтверждающие достоверность указанных в декларации данных;
предъявлять предприятиям, учреждениям, организациям и налоговым органам документы, подтверждающие право на вычеты из дохода;
своевременно и в полном размере вносить в бюджет причитающиеся к уплате суммы налога;
выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательными актами. Ставки подоходного налога постоянно меняются. Это связано с изменением экономической ситуации в стране. Недавно были введены новые ставки подоходного налога. [2 см. Таблицу 1]
Своевременно не удержанные, удержанные не полностью или не перечисленные в соответствующий бюджет суммы налогов, подлежащие взысканию у источника выплаты, взыскиваются налоговым органом с предприятий, учреждений и организаций, выплачивающих доходы физическим лицам, в бесспорном порядке с наложением штрафа в размере 10 процентов от сумм, подлежащих взысканию. За другие нарушения настоящего Закона юридические и физические лица несут ответственность в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Налоги на имущество
В налоговой системе страны после длительного перерыва восстановлен налог с наследств, которым с 1 января 1992 года облагается имущество, переходящее гражданам в порядке наследования или дарения. Взимание этого налога отражает изменение экономических условий жизни граждан и в определенной мере- линию его поведения. Забота о последующих поколениях, наследующих не только накопленное имущество, но и среду обитания, становится одним из важнейших жизненных принципов трудовой деятельности человека. Этот налог является федеральным и регулируется Законом РФ от 12 декабря 1991 г. N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения".
Плательщиками данного налога в соответствии с настоящим Законом являются физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения.
Объектами налогообложения в соответствии с настоящим Законом являются жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий, паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах, суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.
Наследственное имущество и имущество, перешедшее в порядке дарения, может быть продано, подарено, обменено собственником только после уплаты им налога, что подтверждается справкой налогового органа.
Подоходное обложение физических лиц дополняется взиманием налога на имущество, который в условиях перехода к рынку выполняет не только фискальную роль, но и служит своеобразным психологическим фактором, влияющим на поведение плательщика, сознающего себя собственником. Налог на имущество позволяет мобилизовать в распоряжение государства денежные средства наиболее состоятельных граждан. Благоприятные тенденции в развитии страны, ее экономический и социальный расцвет впрямую зависят от того, насколько быстро состоятельные владельцы имущества станут преобладающей частью российского общества. Но налог на имущество уже относится к местным налогам. Его правовая база - Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц. "
Плательщиками налогов на имущество являются физические лица, имеющие в собственности объекты, определяемые настоящим Законом.
Объектами обложения налогами в соответствии с настоящим Законом являются находящиеся в собственности физических лиц жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а также моторные лодки, вертолеты, самолеты и другие транспортные средства, за исключением автомобилей, мотоциклов и других самоходных машин и механизмов на пневмоходу.
Налог на строения, помещения и сооружения уплачивается ежегодно по ставке, устанавливаемой органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации в размере, не превышающем 0, 1 процента от их инвентаризационной стоимости, а в случае, если таковая не определялась, - от стоимости этих строений, помещений и сооружений, определяемой по обязательному страхованию. Суммы платежей в местные бюджеты по месту нахождения имущества. [3Инструкция Госналогслужбы РФ от 30 мая 1995 года №31 “О порядке исчисления и уплаты налогов на имущество физических лиц” (в редакции от 1 апреля 1996 г. )] Регистрационный сбор
Существует еще множество местных налогов и сборов, но я бы хотел отметить лишь несколько. Сейчас при переходе к рынку все больше людей начинают заниматься предпринимательской деятельностью. В связи с этим приобретает все большее значение регистрационный сбор с физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Регистрационный сбор уплачивают физические лица, изъявившие желание заниматься предпринимательской деятельностью, не запрещенной законодательными актами, без образования юридического лица, за государственную регистрацию их в качестве предпринимателей. Ставки налога устанавливаются местными органами государственной власти. При этом предельный размер ставки сбора не должен превышать установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Сумма сбора зачисляется в соответствующий бюджет по месту регистрации предпринимателя. Государственная регистрация физических лиц, изъявивших желание заниматься предпринимательской деятельностью, осуществляется соответствующей администрацией по месту постоянного жительства.
Отказ в регистрации может быть вынесен только в случаях, когда физическое лицо изъявило желание заниматься запрещенной законом деятельностью, а также в других случаях, предусмотренных законодательными актами России. Курортный сбор.
Во всем мире туризм - является очень выгодной сферой деятельности для государства, но не у нас. Наши курорты пустуют, а люди предпочитают зарубежные курорты нашим. Многие просто не могут позволить себе дорогостоящие путевки, но можно же ездить и без путевок. В этом случае для нас приобретает значение так называемый курортный сбор.
Плательщиками курортного сбора являются физические лица, прибывшие в расположенные на территории России местности, отнесенные к курортным в соответствии с решениями Правительства России, без путевок и проживающие в гостиницах и т. п.
Предельная ставка курортного сбора устанавливается в размере 5% от минимальной месячной оплаты труда. Конкретные ставки курортного сбора по территориям утверждаются местными органами государственной власти. От данного сбора освобождаются несовершеннолетние дети, лица пенсионного возраста, инвалиды. [4см. Закон РФ от 12 декабря 1991 г. №2018-1 “О курортном сборе с физических лиц” (в редакции от 1 сентября 1997 г. )]
Лица, прибывшие на отдых и подлежащие курортному сбору, уплачивают его при регистрации при прописке по месту их временного проживания. Курортный сбор зачисляется в местные бюджеты.
В данной главе я рассказал только о наиболее важных, по моему мнению, налогах. Для того, чтобы понять для чего население России уплачивает налоги необходимо рассмотреть место и роль налогов в экономике страны. Место и роль налогов с населения во время перехода к рынку
Налоги являются неотъемлемой частью любой экономики, независимо от политического строя страны. Различие заключается в том, какую роль налогам отводили в регулировании экономики страны. Сейчас все большая роль отводится налогам. На начало 1995 года уже было установлено 44 налогов и сборов. Множественность налогов позволяет решать разнообразные задачи и реализовать различные функции.
Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода страны(НД). В ходе распределения и перераспределения ВВП и НД реализуются фискальная и регулирующая функции налогов. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику. Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования , ко всему прочему воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Пример тому косвенные налоги и разветвленная система налоговых льгот, скидок и кредитов при подоходном обложении физических лиц. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.
Воздействие налоговна экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструменты перераспределения ВВП и НД, они оказывают влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций, пропорций и темпов экономического роста. Принцип обратной связи налогов может иметь своюэффективность только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования. Тем не менее, налоги являются важнейшим средством антицикличного развития экономики. В целях выравнивания темпов экономического роста многие страны используют налоговый механизм для регулирования спроса на инвестиции(его стимулирование в период депрессии и ограничения в период предельного экономического подъема). Поскольку налоговые поступления следуют за объемами и темпами производства с некоторым опозданием, поскольку автоматический рост налогов может привести к депрессии в производстве и даже его спаду. В этой ситуации необходимо снижать налоги с целью повышения стимулов к инвестированию.
Сейчас уже никто не отрицает тот факт, что чрезмерно высокие налоги - это негативное явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление предпринимателя и населения к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности инфляционных процессов в обществе. Такая ситуация отражает современную действительность России, когда огромный дефицит государственного бюджета требует постоянного роста доходных источников путем увеличения налоговых поступлений. В этом, в частности, заключается одна из основных трудностей установления более или менее оптимальных границ колебания налоговых ставок в нашей стране. Необходимо отметить основные недостатки системы налогообложения населения в России: 1. Чрезмерная тяжесть налогового бремени.
2. Нестабильность, сложность , запутанность и неоднозначность нормативной базы и процедур налогообложения, приводящие к большим затратам на содержание налоговой системы.
3. Однобоко фискальная направленность налогообложения, недостаточное его использование в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности. 4. Значительные возможности уклонения от уплаты налогов, стимулирующие развитие теневой экономики, коррупции и организованной преступности и, разумеется, приводящие к недобору поступлений.
Для того, чтобы по возможности устранить эти недостатки надо придерживаться принципов рациональной налоговой политики:
Простота. Установление налога и его сбор не должны сопровождаться созданием гигантских бюрократических машин, применением неисчислимых форм отчетности, непосильной работой бухгалтерских служб предприятия и усердным "бумагомаранием" граждан.
Фискальная эффективность. Расходы государства и налогоплательщиков, связанные с взиманием налогов должны быть многократно меньше сумм налоговых поступлений, в противном случае на финансирование основных расходов государства мало что останется. Хотя проблема усовершенствования и минимизации расходов по сбору налогов не являестся наиглавнейшей, о ней нельзя забывать, так как совершенствуя эту стадию обращения налоговых средств, повышая е эффективность, можно усовершенствовать в целом весь процесс сбора налогов. Кроме того, необходимо максимизировать общую массу доходов от налогов, а не ставки последних. Это требование совершенно справедливо, таккак достижение максимальной эффективности достигается в большинстве случаев путем качественного скачка (совершенствование процесса сбора налогов, устранение возможности к неуплате), а не количесвенного увеличения (в данном случае ставок налогов).
Блокирование тенденции к уклонению от уплаты налогов. При введении того или иного налога и установлении процедур его взимания необходимо обеспечить невозможность уклонения от его уплаты. Универсальность. Ставки налогообложения и нормативы распределения доходов между бюджетами разного уровня должны быть максимально унифицированы, подходить для различных категорий налогоплательщиков. В последне время одной из актуальнейших проблем налогообложения выявляется наряду с проблемой сбора налогов, проблемы распределения налоговых сборов в особенности между бюджетами различных уровней по вертикали. Здесь можно выделить тяжедейшую проблему задержек платежей, зарплат вследствие намеренных задержек при переводе средств, поэтому даже имея более менее приемлемую тактику сбора налогов, мы сталкиваемся с проблемой распределения.
Защищенность доходов не только бюджета, но и налогоплательщиков от инфляции. Действующая система налогообложения учитывает фактор инфляции только в интересах бюджета.
Очевидно, что действующая система налогообложения в России не отвечает ни одному из перечисленных критериев.
Существует множество точек зрения на проблему, как усовершенствовать систему налогообложения населения.
Возможно, имеет смысл установить шкалу налогообложения физических лиц в зависимости не от абсолютных сумм полученных доходов, а от величин, кратных минимальной месячной оплате труда, действующей в Российской Федерации. В условиях повышения предельной ставки подоходного налога особую остроту приобретают проблемы перекрытия каналов ухода высокообеспеченной части населения от уплаты этого налога. Один из наиболее эффективных путей для достижения этого заключается в слежующем: необходимо кроме учета доходов установить действенный контроль за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам. Речь идет о том, чтобы законодательно обязать лиц, приобретающих или имеющих в собственности имущество особо крупной стоимости, допустим, не менее 1000-кратного размера минимальной месячной оплаты труда, представлять налоговому органу декларацию с указанием всех источников и размеров доходов, обеспечивающих приобретение имущества и фактической уплаты с этих доходов подоходного налога.
Главное здесь - сделать налогообложение физических лиц более социально справедливым. В этих целях также следовало бы рассмотреть вопрос о значительном сокращении количества и уровня многочисленных подоходных налоговых льгот. Думается, что пришло время в принципе изменить систему поддержки отдельных слоев населения, и делать это не через налоговые льготы, а через пенсии и пособия. Перед налогами должны быть равны все - и пенсионер, и предприниматель, и Президент.
В рамках развития налогового федерализма необходимо ускорить решение вопроса о существенном повышении роли имущественного иземельного налогообложения, а также увеличении поступлений от налогов, связанных с использованием природных ресурсов. В частности, следовало бы рассмотреть вопрос о целесообразности введения вместо налога на имущество физических и юридических лиц, налогана недвижимость. Дело в том, что до сих пор при налогообложении имущества не учитывается его рыночная стоимость. Это приводит к большим потерям доходов бюджета, которые в 1996 году, например, составили около 25 трлн. рублей. Мировой опыт взимания налогов с населения и использование его в Российской Федерации
При оценке проектов и отдельных предложений по совершенствованию налоговой системы, которые вносятся в законодательные органы и органы исполнительной власти, необходимо учитывать опыт применения действующих налогов как в нашей стране, так и в других промышленно развитых странах.
Изучение налогового законодательства развитых стран Запада показывает, что применяемые там налоги являются одним из важнейших рычагов государственной политики, которая позволяетнаправлять развитие экономики в условиях рынка. Налоги в промышленно развитых странах не являются только средством формирования доходов бюджета. Наряду с другими мерами налоговая система используется государством для воздействия на развитие экономики.
Налоги с населения с развитых станах имеют следующие основные формы: подоходный налог с физических лиц, взносы в фонды социального страхования, налоги базирующиеся на обложении накопленного богатства(поимущественный налог и налог на наследство и дарение). Это, конечно, не все налоги, которыми облагается население Запада, но именно эти налоги играют решающую роль в формировании бюджетов.
Все налоги подразделяются на личные и реальные. Личными налогами облагаются только доходы населения. Личные налоги взимаютсяисходя из финансового положения налогоплательщика и его платежеспособности. Реальные налоги устанавливаются на виды деятельности или на товары(как вещи), т. е. на продажу, покупку или владения имуществом(собственность), независимо от индивидуальных финансовых обстоятельств. Реальными налогами могут также облагаться физические лица. Различают налоги прямые и косвенные (или налоги на потребление). Такое подразделение во многом носит приблизительный характер. Предполагается, что прямые налоги взимаются с доходов физических лиц или домашних хозяйств, косвенные - предназначены для переложения налогового бремени на конечных носителей. Поэтому личные налоги считаются прямыми, а большинство реальных налогов - косвенными.
Общепринятое деление налогов на прямые и косвенные подразумевает, с одной стороны, обложение доходов , а с другой - расходов. Граница между ними условна и зависит от возможностей переложения этих налогов. Очевидно, что классификация прямых и косвенных налогов несколько условна, чего нельзя сказать осамой системе прямого и косвенного обложения, которая реальна и действует постоянно.
Система прямого налогообложения (подоходный налог, взносы рабочих в фонды социального страхования)и система косвенных налогов(налоги на потребление)в разных странах выглядят следующим образом: прямые налоги преобладают в Германии, Канаде, США, Японии, а косвенные - во Франции и Италии. Уравновешенную структуру имеют Италия и Германия, произошло повышение роли прямых налогов в Германии, Канаде, Японии и США, а косвенных - в Италии. Я хотел бы подробнее рассмотреть роль налогов с населения с некоторых странах, например, в США, Франции, Германии, чтобы выявить те черты налогообложения этих стран, которые можно применить в России. Начать бы я хотел с налоговой система США, т. к. считаю ее одной из наиболее совершенных и разветвленных систем взимания налогов с населения. Самая главная черта налогообложения населения всех стран Запада - это то, что во всех этих странах основной статьей доходов бюджета является подоходный налог с физических лиц (например в США). [5 см. Таблицу 2] Подоходный налог в США является частью и федеральных налогов, и налогов штатов , и местных налогов, т. е. распределяется между всеми ветвями власти. Федеральный подоходный налог взимается с суммы дохода с учетом его деления на три вида: "валовый", т. е. общая сумма доходов из любых источников;
"очищенный доход", то есть валовый доход за вычетом расходов и стандартной скидки;
"облагаемый доход", т. е. очищенный доход за вычетом ряда расходов и необлагаемого минимума(он примерно равен $2000).
При подоходном налоге штатов ставки обычно не достигают низших ставок федерального подоходного налога и значительно ниже федеральных ставок по уровням доходов. Обычно исчисление такого налога осуществляется в прогрессии. Особенностью местного налогообложения является то, что суммы местного подоходного налога, уплаченные налогоплательщиком в бюджет штатов, вычитаются при расчете местного подоходного налога. Следующим по значимости следует федеральный налог на социальное страхование. В США существует 2 системы страхования: страхование по безработице и страхование престарелых. Взносы уплачивают и предприниматели, и трудящиеся и равны 15, 3%. Я считаю, что этот налог( в его американской форме) необходим сейчас в России, т. к. при переходе к рынку в нашей стране появилось множество безработных и незащищенных пенсионеров. Налоги на имущество, переходящее с порядке наследования или дарения и поимущественный налог также отчисляются в бюджеты штатов и местные бюджеты, что я считаю приемлемым для нашей страны, поскольку бюджеты местных органов власти особенно скудны, а таким образом их можно хоть как-то увеличить.
В налоговой системе Франции подоходный налог составляет 18, 1% доходов бюджета. Он стоит на втором месте после НДС. В основном налогова система Франции похожа на системы США. Отличия небольшие: налоги на социальное страхование здесь уплачивают только трудящиеся(а у нас в стране - только работодатели), к тому же здесь присутствует так называемый профессиональный налог, который уплачивают лица работающие, но не вознаграждаемые заработной платой. Данный налог привлек мое внимание потому, что сейчас наши граждане изыскивают все новые пути для заработка денег, а государство еще не может уследить за всеми работами, поэтому нам может пригодиться в данной ситуации профессиональный налог. В Германии подоходный налог также является главным источником доходов бюджетов разного уровня. Он распределяется следующим образом: 42, 5% поступлений направляется в федеральный бюджет, 42, 5% - бюджет соответствующей земли (района), 15% - в местный бюджет. Подоходный налог здесь также прогрессивен. Но как бы не прекрасно было бы налогообложение населения зарубежных стран, нельзя в чистом виде переносить его на российскую действительность, так как Россия - это страна с богатым опытом, наследием, со сложившимися историческими факторами, которые нельзя не учитывать. Западный же опыт может только помочь найти свои пути решения проблем, но не более. И об этом нельзя забывать. Заключение
Таким образом, рассмотрев основные вопросы плана данной работы, раскрыв сущность и функции налогов вообще и налогов с физических лиц в частности, показав обобщенную информацию о налогах с населения (их видах, ставках и пр. ) в России, обосновав их неотъемлемую роль в налоговой системе любого государства, путем раскрытия их места и роли в налоговой системе Российской Федерации и сопоставления отечественной системы с системами стран с развитой рыночной экономикой, можно сделать следующие выводы.
Налоги с населения - неотъемлемая часть функционирования экономики любой страны. Во всех ведущих экономически развитых странах мира один из таких видов налога с населения, как подоходный налог с физических лиц , является основной частью дохода федерального бюджета. В нашей же стране основное налоговое бремя пока ложиться на юридические лица. Этот фактор я считаю одним из важнейших недостатков налоговой системы нашей страны. По моему мнению центр тяжести должен быть перенесен на подоходный налог с физических лиц. Но и сами налоги с населения имеют большой ряд недостатков. Одним из таких недостатков является непрогрессивность налогов. Большинство населения облагается по минимальной ставке. Следствием этого служит сокрытие налогов высокообеспеченной части населения. Необходимо предотвратить утечку капитала по этим каналам. Наша система налогообложения населения слишком громоздка и требует упрощения, посредством отмены множества льгот и скидок. Сейчас в России образуется множество новых видов получения доходов населения, а налоговое законодательство не отражает всеих виды. Поэтому надо в первую очередь реформировать налоговое законодательство (что сейчас и пытаются делать органы государственной власти). Без налогового законодательства невозможно нормальное функционирование российской экономики. Только когда мы решим проблему с законом о взимании налогов с населения, мы решим все остальные проблема данного сектора экономики. Приложения Таблица 1 Ставки подоходного налога
Размер облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году Сумма налога до 20000 руб. 12 процентов от 20001 до 40000 руб. 2400 руб. + 15 процентов с суммы, превышающей 20000 руб. от 40001 до 60000 руб. 5400 руб. + 20 процентов с суммы, превышающей 40000 руб. от 60001 до 80000 руб. 9400 руб. + 25 процентов с суммы, превышающей 60000 руб. от 80001 до 100000 руб. 14400 руб. + 30 процентов с суммы, превышающей 80000 руб. от 100001 и выше 20400 руб. + 35 процентов с суммы, превышающей 100000 руб. Таблица 2 Структура доходов федерального бюджета США Статьи доходов % Подоходный налог на физических лиц 41 Отчисления на социальное страхование 34 Налоги на доходы корпораций 10 Акцизные сборы 3 Заемные средства 8 Прочие доходы 4 Всего 100 Список использованной литературы
Закон РФ от 12 декабря 1991 г. №2020-1 О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" (с изменениями от 22 декабря 1992 г. , 6 марта 1993 г. , 27 января 1995 г. )
Закон РФ от 12 декабря 1991 г. №2018-1 “О курортном сборе с физических лиц” (в редакции от 1 сентября 1997 г. )
Закон РФ от 27 декабря 1991 г. №2118-1 “Об основах налоговой системы в РФ” (в редакции 1997 г. ) Закон РФ от 7 декабря 1991 г. №1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (по состоянию на 31 декабря 1997 г. )
Закон РФ от 9 декабря 1991 г. №2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (с изменениями от 22 декабря 1992 г. , 11 декабря 1993 г. , 11 августа 1994 г. , 27 января 1995 г. )
Инструкция Госналогслужбы РФ от 30 мая 1995 года №31 “О порядке исчисления и уплаты налогов на имущество физических лиц” (в редакции от 1 апреля1996 г. ) Указ Президента РФ от 8 мая 1996 г. №685 “Об основных направлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины” (с изменениями от 3 апреля 1997 г. )
Закон РФ от 26 марта 1998 г. №42-ФЗ “О федеральном бюджете на 1998 год” Закон РФ от 7 декабря 1991 г. №2000-1 “О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации” (в редакции от 1 сентября 1997 г. )
Мещерикова О. "Налоговая система развитых стран мира", М. :1995. Пансков В. Г. "Настольная книга финансиста" Международный центр финансово-экономического развития" 1995г. Черник Д. Г. "Налоги. " М. :Финансы и статистика, 1995.
Баранова С. П. , Колосов А. Ф. "Использовать опыт развитых стран при совершенствовании налоговой системы в России. ”, "Экономика строительства" №1 1996г.
Барулин С. В. "Налоги как инструмент государственного регулирования экономики" Финансы №1 1996г.
Воронин В. П. "Подоходный налог с физических лиц: логика и алогичность" Финансы №11 1994г.
Добрушин Б. С. "Борьбе с налоговыми нарушениями - прочную правовую основу. "Финансы №1 1996г.
Крылов Г. З. "Подготовка к налоговой реформе" Финансы №1 1996 Лапина А. “Подоходный налог: проблемы и их решение”, Налоги №23, 1997 Налоговая полиция: "Да не-е! Соберем! Все у нас получится" “Деньги”, март 1996г. Пансков В. Г. Игнатьев Д. " По доходу и налог""Российская газета" 13 января 1996г.
Петров Ю. "Бюджетно - налоговая реформа: от фискального прессинга к необходимому оптимуму", Российский экономический журнал №111995г. Ткаченко Н. "Больших радостей нет, но и огорчений тоже. " Российская газета 13 января 1996г.
Тур В. А. “Важные поправки в законе “О подоходном налоге с физических лиц, ”, Финансовая газета №6, 1997
Черник Д. Г. "Экономика и налоги" Налоговый вестник №3 1996 г. Шаталов С. Д. “О налоговой политике России”, “Финансовая газета” №3, 1997г. Шулева Г. Г. “Подоходный налог с физических лиц”, Бухгалтерский учет №1, 1997 Дополнения и изменения к курсовой работе на тему: “Налоги с населения и их роль в условиях перехода к рынку” Подоходный налог
В данной курсовой работе действительно допущена неточность по отношению перечисления сумм подоходного налога (см. стр. 7). При более тщательном рассмотрении этого вопроса выясняется, что в Законе “О федеральном бюджете на 1998 год” в статье 21 установлено, что 100 % суммы подоходного налога перечисляется в бюджет субъекта Федерации. Ошибка же была вызвана некоторой несогласованностью российского законодательства, то есть в Указе Президента РФ от 8 мая 1996 года №685 были установлены минимальные ставки перечисления сумм подоходного налога в размере: 10 % - Федеральный бюджет, 30 % - региональный бюджет, 5 % - местный бюджет. Как ни странно данный Указ все еще является действующим, хотя в Федеральном бюджете дохода от подоходного налога с физических лиц не предусмотрено. Анализ ставок подоходного налога
Для более наглядного анализа я приведу данные о ставках подоходного налога в период с 1994 по 1998 год и ставки, предусмотренные проектом Налогового Кодекса.
Ставки подоходного налога, действовавшие в период с 12. 12. 1994 года по 5. 03. 1996 года
Размер облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году Сумма налога до 10000000 руб. 12 процентов от 10000001 до 50000000 руб. 1200000 + 20 процентов с суммы, превышающей 10000000 руб. от 50000001 и выше 9200000 + 30 процентов с суммы, превышающей 50000000 руб.
Ставки подоходного налога, действовавшие в период с 5. 03. 1996 года по 31. 12. 1997 года
Размер облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году Сумма налога до 12000000 12 процентов от 12000001 до 24000000 руб.
1400000руб. + 20 процентов с суммы, превышающей 12000000 руб. от 24000001 до 36000000 руб.
3840000руб. + 25 процентов с суммы, превышающей 24000000 руб. от 36000001 до 48000000
6840000 руб. + 30 процентов с суммы, превышающей 36000000 руб. от 48000001 и выше
10440000 руб. + 35 процентов с суммы, превышающей 48000000 руб.
Ставки подоходного налога, действующие с 31 декабря 1997 года до настоящего времени
Размер облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году Сумма налога до 20000 руб. 12 процентов от 20001 до 40000 руб. 2400 руб. + 15 процентов с суммы, превышающей 20000 руб. от 40001 до 60000 руб. 5400 руб. + 20 процентов с суммы, превышающей 40000 руб. от 60001 до 80000 руб. 9400 руб. + 25 процентов с суммы, превышающей 60000 руб. от 80001 до 100000 руб. 14400 руб. + 30 процентов с суммы, превышающей 80000 руб. от 100001 и выше 20400 руб. + 35 процентов с суммы, превышающей 100000 руб.
Ставки подоходного налога, предложенные в проекте Налогового Кодекса (см. ст. 625)
Размер облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году Сумма налога до 60000000 руб. 12 процентов от 60000001 и выше
7200000 руб. + 30 процентов с суммы, превышающей 60000000 руб.
Проанализировав изменение ставок подоходного налога можно сделать следующие выводы:
основная тенденция в изменении налоговых ставок - повышение уровня барьера, до которого физическое лицо платит минимальную ставку процента, в четырехлетний период она возросла в 2 раза.
изменение самих процентов происходит более плавно (12%, 15%, 20%, 30%), лишь в проекте Налогового Кодекса остается только 2 цифры -12 и 30. повышение барьерной планки происходит за счет роста среднего заработка населения, то есть в 1998 году от должен быть на уровне 20000 деноминированных рублей. Это способствует тому, чтобы населению было выгодней платить налоги, нежели их скрывать.
исходя из предыдущего вывода можно сказать, что государство намерено довести средний доход населения до уровня 60000 деноминированных рублей, так как в проекте Налогового Кодекса записан барьер в 60000000 “старых” рублей. Это конечно не может не радовать, хотя такой показатель не является одним из наилучших в мире.
также невооруженным взглядом можно заметить, что пора вводить некий эквивалент в исчислении суммы подоходного налога, каким может быть минимальный размер месячной оплаты труда. Этот вывод я делаю исходя из того, что если мы хотим стабильности, то и ставки должны быть стабильными (за последние 4 года только они изменились 3 раза). Приведя их в соответствие с МРОТ, можно менять только этот размер, не меняя Закон.
Наиболее действенным способом была бы привязка ставок налога к прожиточному минимуму, но в различных регионах эта величина неодинаковая, поэтому промежуточным звеном была бы увязка с МРОТ. Благодаря этому можно было бы выпускать закон об изменении МРОТ (он и так выпускается как минимум 1 раз в год) без изменения закона о подоходном налоге. Сами же суммы менять не стоит, то есть если взять для примера ставки проекта Налогового Кодекса (я беру эти ставки, чтобы избежать недоразумений в размере МРОТ в различные года, а также для объективности расчета), то можно вывести следующую таблицу. Размер облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году Сумма налога до 700 МРОТ 12 процентов от 700 МРОТ + 1 руб. и выше 8, 5 МРОТ + 30 процентов с суммы, превышающей 700 МРОТ руб. Налоги с населения в проекте Налогового Кодекса
Подоходный налог является федеральным налогом (ст. 9), но это говорит лишь о том, что его нормативная база регулируется федеральным законодательством, а суммы этого налога могут поступать в региональные бюджеты. Ставки подоходного налога были рассмотрены выше.
В соответствии со статьей 14 местными налогами будут являться: налог на имущество физических лиц, налог на имущество переходящее в собственность по наследству и дарению, курортный сбор.
Налог на имущество физических лиц: ставка устанавливается нормативным актом о налоге, допускается дифференциация ставок, сумма налога объекта налогообложения не может превышать 1 процента от рыночной стоимости этого объекта. Налог на имущество переходящее в собственность по наследству и дарению: налоговые ставки устанавливаются законом о налоге, устанавливаются дифференцировано в зависимости от степени родства, для ограничения самоуправства местных властей введены максимальные ставки процентов налога для различных родственников (10-20) и прочих наследников и получателе - 30%. Курортный сбор: размер сбора устанавливается нормативным правовым актом о сборе, принимаемым представительным органом местного самоуправления, и не может превышать 50 процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Роль налогов с населения в формировании доходной части бюджета Налоги с населения, рассмотренные в данной курсовой работе, являются источником доходов практически для бюджетов всех уровней. Исключение с недавних пор составляет Федеральный бюджет. До 1997 года в Федеральный бюджет перечислялось 10 процентов от суммы подоходного налога (в 1996 году эта сумма составила 5039, 2 млрд. рублей, что составляет 1, 79 процентов от всех налоговых поступлений в Федеральный бюджет). В настоящее время налоги с населения, рассмотренные в данной курсовой работе, перечисляются в основном в региональные бюджеты. Для выявления их роли в формировании доходной части я рассмотрю цифровые данные о бюджете субъекта Федерации города Москвы на 1998 год. Налоговые доходы Москвы (данные в тыс. руб. ): 43000223, среди них подоходный налог - 9903226, налог на имущество физических лиц - 60336, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения - 13456. Таким образом, суммируя суммы налогов с населения, перечисляемых в региональный бюджет получаем 9977018 тыс. руб. , причем почти всю эту сумму составляет подоходный налог. Если считать в процентах к налоговым доходам Москвы, то подоходный налог составляет 23 процента, налог на имущество физических лиц - 0, 14 процентов, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения - 0, 031 процента. Таким образом видно, что в налоговых доходах бюджета Москвы одно из важнейших мест занимают налоги с населения, в частности подоходный налог - 23 % (для сравнения наибольший налоговый доход причитается на налог на прибыль - 36 процентов). Для наглядности я представляю диаграммы:
Распределение налогов в налоговых поступлениях в бюджет Москвы Доходы бюджета Москвы Налоги с населения в доходе бюджета Москвы
Таким образом видно, что налоги с населения составляют практически четверть доходов регионального бюджета г. Москвы, причем максимальная доля принадлежит подоходному налогу. О применении зарубежного опыта
Основной вывод в отличиях отечественной и зарубежной систем налогообложения таков: во всех уровнях бюджетов максимальную долю доходов составляют налоги с предприятий (в России), в развитых странах основная доля доходов приходится на налоги с населения, в большей части на подоходный налог. Это говорит лишь о том, что индивидуальные доходы физических лиц столь высоки, что налог с них превышает налоги с предприятий. В России нельзя резко переходить к такой практике, так как мы столкнемся с еще более массовым укрывательством доходов и неуплатой налогов физическими лицами. Переход к такой практике должен осуществляться плавно, понижая налоги с предприятий и совершенствуя систему налогообложения населения. Это позволит предприятиям работать более эффективно и выйти из затянувшегося экономического кризиса. Собираемость налогов и справедливость налогообложения
Уже с 1994 года принимается ряд мер по укреплению налоговой системы РФ, важным фактором здесь является и степень собираемости налогов, и справедливость налогообложения. Основными мерами для подоходного налога является введение налогообложения процентов по вкладам граждан в банки и страховые учреждения, уточнение порядка налогообложения средств, получаемых гражданами от предприятий на возвратной основе, уточнение величины заработка, путем декларирования доходов. Все эти меры уже были приняты, но их реальное воплощение затормаживается из-за нехватки физических ресурсов для их реализации, таких как налоговые инспектора (нагрузка на одного инспектора нередко превышает десять предприятий). Также были проведены меры по сокращению льготных категорий налогоплательщиков.
Более социально справедливое перераспределение налоговых обязательств перед государством было достигнуто путем повышения минимальной ставки обложения с 12000000 руб. до 20000 тыс. “новых” руб. Кроме того, была введена более плавная по сравнению с 1994 годом шкала налогообложения, что позволило понизить налоговое бремя для лиц с невысокими доходами и повысить его для лиц с высоким доходом. также максимальная ставка была изменена с 60 процентов в 1992 году до 30 процентов в 1994 и опять повышена до 35 процентов в 1998 году, хотя считается, что это вряд ли приведет к реальному увеличению налогообложения лиц со сверхвысокими доходами.