Курсовая работа по предмету "Музыка"


Роберт Шуман

Роберт Шуман

(1810-1856)

Роберт Шуман (Robert Schumann, 1810-1856) - немецкий композитор, музыкальный критик. Родился в семье книгоиздателя. С 1828 изучал юриспруденцию в Лейпцигском и Гейдельбергском университетах. Ученик Ф. Вика (фортепиано). С 13-летнего возраста выступал как пианист, однако повредил руку и не смог стать концертирующим исполнителем. В 1834 основал в Лейпциге журнал «Neue Zeitschrift für Musik» (до 1844 был его главным редактором и автором). В 1840 женился на пианистке К. Вик (К. Шуман), совершил с ней ряд концертных поездок (по России в 1844). С 1843 некоторое время преподавал в Лейпцигской консерватории. С 1844 жил в Дрездене, с 1850 - в Дюссельдорфе, выступал как хоровой и симфонический дирижёр. В начале 1850-х гг. творческая и общественная активность Шумана начала снижаться в связи с обострением психического заболевания.

Шуман - один из наиболее ярких представителей музыкального романтизма в Германии. Во многом родственное поэзии Г. Гейне, творчество Шумана было антитезой атмосфере мещанской Германии 1820-40-х гг. Оно звало в мир высокой человечности, воспевало красоту и силу чувства. Горячая страстность, гордая мужественность, тонкий лиризм, капризная изменчивость нескончаемого потока впечатлений и мыслей - характерные черты музыки Шумана. В творчестве Шуман опирался на образы литературного романтизма (Жан Поль и Э. Т. А. Гофман), многим его произведениям свойственна литературно-поэтическая программность. Шуман нередко обращается к циклу лирических, часто контрастных миниатюр (для фортепиано или голоса с фортепиано), позволяющих раскрыть сложную гамму психологических состояний героя, постоянное балансирование на грани реальности и вымысла. В музыке Шумана романтический порыв чередуется с созерцательностью, причудливая скерцозность с жанрово-юмористическими и даже сатирически гротесковыми элементами. Отличительной чертой произведений Шумана является импровизационность. Полярные сферы своего художественного мировоззрения Шуман конкретизировал в образах Флорестана (воплощение романтического порыва, устремления в будущее) и Эвзебия (рефлексия, созерцание), постоянно «присутствующих» в музыкальных и литературных произведениях Шумана как ипостаси личности самого композитора. В центре музыкально-критической и литературной деятельности Шумана - блестящего критика - борьба с банальностью в искусстве и жизни, стремление к преобразованию жизни посредством искусства. Шуман создал фантастический союз «Давидсбунд», объединивший наряду с образами реальных лиц (Н. Паганини, Ф. Шопен, Ф. Лист, К. Шуман) также вымышленных персонажей (Флорестан, Эвзебий; маэстро Раро как олицетворение творческой мудрости). Борьба «давидсбюндлеров» и мещан-филистеров («филистимлян») стала одной из сюжетных линий программного фортепианного цикла «Карнавал».

Музыкальное творчество Шумана охватывает все жанры, за исключением балета, однако удельный вес каждого на протяжении всего творчества Шумана менялся. 1830-е гг. прошли под знаком создания произведений для фортепиано. К высочайшим достижениям Шумана в области фортепианной музыки относятся цикл «Симфонические этюды», написанный в форме вариаций (в которых наряду с романтическими образными трансформациями прослеживается классическая мотивно-тематическая работа), соната fis-moll, фантазия. К началу 1840-х гг. всё большее значение в творчестве Шумана приобретают камерно-вокальные произведения (сборники и циклы романсов и песен для голоса с фортепиано на стихи поэтов-романтиков Г. Гейне, Й. Эйхендорфа, А. Шамиссо), в которых лирическое чувство обретает высокую степень конкретности и глубокий психологизм. Новаторским в романсах и песнях Шумана был тип взаимодействия вокальной мелодики, гибко следующей за поэтическим текстом, и партии фортепиано, раскрывающей подтекст, сокровенный смысл поэтического высказывания («Любовь поэта» на стихи Гейне и др.). В 1840-х гг. композитором создаются также камерно-инструментальные произведения, концерт для фортепиано с оркестром, 4 симфонии, занимающие значительное место в творчестве Шумана и оказавшие большое влияние на современных ему композиторов, и др. В этих произведениях намечается поворот к классическим формам - симфонии, оратории («Рай и Пери» на сюжет «восточного романа» «Лалла Рук» Т. Мура), что свидетельствовало о поисках более обобщённых монументальных концепций. В то же время они знаменовали подход к созданию одночастной романтической поэмы (на основе принципа сквозного развития). В драматических эпизодах оратории, а также в сценах из «Фауста» И. В. Гёте Шуман подошёл к осуществлению своей мечты о создании оперы. Единственная опера композитора «Геновева», в основу которой легла средневековая легенда, во многом приближалась к формировавшимся в то время идеалам Р. Вагнера (музыкально-сценическая целостность, лейтмотивная система и др.). К высоким образцам принадлежит его музыка к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона (увертюра и 15 музыкальных номеров - вокальные ансамбли, хоры, мелодекламации). Музыка Шумана оказала сильное воздействие на музыкальное искусство 2-й половины 19 в., в т. ч. на творчество П. И. Чайковского и других русских композиторов.



Сочинения: Опера Геновева (по пьесам К. Ф. Хеббеля и Л. Тика, 1850, Лейпциг); для голосов, хора и оркестра - оратория Рай и Пери (1843), Реквием по Миньоне (слова Гёте, 1849), реквием (1852), месса (1852), сцены из «Фауста» Гёте (1853) и др.; для оркестра - 4 симфонии (1841, 1846, 1850, 1851) и др.; для инструментов с оркестром - концерт для фортепиано (1845), фантазия и концерт для скрипки (оба - 1853), концерт для виолончели (1850), концертштюк для 4 валторн (1849); камерно-инструментальные ансамбли - 3 сонаты для скрипки и фортепиано (1851-53), 5 пьес в народном духе для виолончели и фортепиано, Adagio и Allegro для фортепиано и валторны, Фантастические пьесы для кларнета и фортепиано, 3 романса для гобоя и фортепиано (все - 1849), 2 фортепианных квартета (1830, 1842), 5 струнных квартетов (1839-42), фортепианный квинтет (1842) и др.; для фортепиано - 3 сонаты (1835; 1838; 1853, в 1-й редакции - Концерт без оркестра, 1836), Фантазия (1836), циклы Вариации на тему ABEGG (1830), Бабочки (1831), Карнавал (1835), Танцы Давидсбюндлеров (1837; 2-я редакция - Давидсбюндлеры, 1851), Симфонические этюды (1837; 2-я редакция 1852), Фантастические пьесы (1837), Детские сцены, Крейслериана, Новеллетты (все - 1838), Венский карнавал (1839), Альбом для юношества (1848), Лесные сцены, Пёстрые листки (оба - 1849), 6 фуг на тему BACH (для органного или педального фортепиано, 1845) и др.; сочинения для фортепиано в 4 руки, для 2 фортепиано; для голоса с фортепиано - циклы Круг песен (слова Гейне), Мирты; Круг песен (слова Й. Эйхендорфа), Любовь и жизнь женщины (слова А. Шамиссо), Любовь поэта (слова Гейне; все - 1840), Романсы и баллады (тетради 1-4, 1840-47), Альбом песен для юношества (1849) и др.; вокальные ансамбли, хоры, мелодекламации и др.; музыка к спектаклям драматического театра, в т. ч. «Манфред» Дж. Байрона (1849), увертюры «Мессинская невеста» (по Ф. Шиллеру), «Юлий Цезарь» (по В. Шекспиру), «Герман и Доротея» (по Гёте; все - 1851).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Управление как система знаний
Курсовая работа Проектирование одноступенчатого цилиндрического редуктора
Курсовая работа Ветеринарно–санитарные требования при приемке, переработке больных животных и птицы, использование их продуктов убоя
Курсовая работа Холодильники и холодильное оборудование: устройство и эксплуатация
Курсовая работа Понятие и стадии законотворческого процесса
Курсовая работа Продажа товаров и услуг
Курсовая работа Транснациональные корпорации. Их роль в мировой экономике
Курсовая работа Планирование численности персонала на предприятии
Курсовая работа Анализ использования производственных мощностей предприятия
Курсовая работа Проектирование районной электрической сети
Курсовая работа Номенклатура дел виды, роль и значение
Курсовая работа Методы оценки эффективности инвестиционных проектов
Курсовая работа Наружная реклама
Курсовая работа Анализ трудовых ресурсов предприятия на примере ОАО Южно-Уральский криолитовый завод
Курсовая работа Ценовая политика предприятия в рыночных условиях (на примере ООО "КЕВ")