Содержание. Краткая характеристика предприятия. Характеристика провозных способностей. Взаимотношения АТП и клиентов. Оперативное планирование перевозок.
Технология перевозок и диспетчерское руководство на примере маршрута. Организация и условия труда водителей. Учет выполненной работы и её анализ. Себестоимость перевозок. Экономические показатели работы АТП. Производительность труда. Анализ объёмов перевозок. Генеральный план предприятия. Характеристика систем ТО и ремонта автомобилей. Характеристика ОПФ в денежном виде. Оценка состояния предприятия. Возможности развития. Индивидуальное задание. 1. Краткая техническая характеристика предприятия 1. 1 Назначение предприятия
Автомобильный транспорт, являясь одной из важнейших отраслей народного хозяйства, обеспечивает нормальное производство и обращении продукции промышленности и сельского хозяйства.
Главной задачей автотранспортного предприятия является полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в автоперевозках, выполнение автотранспортных перевозок по плану, а также обеспечение сохранности перевозимых грузов.
Рассматриваемое предприятие “ Автоколонна № 1414”осуществляет перевозки по г. Липецку. Осуществляются перевозки товаров народного потребления к торговым точкам, а также молочных продуктов, хлебопродуктов к торговым точкам, подвоз муки бестарным способом на хлебокомбинаты. Осуществляется сбор порожней тары у потребителей. Для осуществления этих задач предприятие имеет в наличии парк подвижного состава, состоящий из грузовых и специализированных автомобилей. 1. 2 Краткая история развития
АООТ “ Автоколонна № 1414” учреждено в соответствии с указом №721 от 1 июля 1992г. Адрес АООТ “ Автоколонна № 1414” : г. Липецк, ул. Юных натуралистов, д. 18. Основными видами деятельности предприятия являются перевозки грузов, транспортное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей, оказание платных услуг населению в соответветствии с целью своей деятельности. Уставной капитал АО составляет 353980 тыс. р. В течении 30 дней после регистрации АО выпускаются следующие типы акций одинаковой номинальной стоимости 55000 руб. Привилегированные акции типа Б в количестве 1979 штук. Обыкновенные акции в количестве 4864 штук.
Общая стоимость выплат в качестве дивидендов по каждой привилегированной акции установлена в размере 5% от чистой прибыли АО.
По итогам последнего финансового года доля акций составила 25% от уставного капитала. Дивиденды выплачиваются держателям акций, которые были внесены в реестр акционеров не позднее 50 дней до объявления размеров дивидендов. В случае ликвидации АО оставшееся имущество распределяется между держателями акций. Структура управления предприятием.
Схема организационной структуры управления предприятием представлена на рис. 2, где, ОТК - отдел контроля качества; БД - отдел безопасности движения; РММ - ремонтно-монтажный отдел; ГСМ - отдел горюче-смазочных материалов; ПТО - производственно-технический отдел; Задачи службы эксплуатации
Основной задачей службы эксплуатации является наиболее рациональное распределение подвижного состава между клиентами. Схема организационной структуры управления службы эксплуатации показана на рис. 1. Коммерческий директор Директор по эксплуатации Начальник отрядов Диспетчер на выпуске Операторы ЭВМ Инженер отдела эксплуатации Рис. 1 Структура управления службы эксплуатации. 2. Характеристика провозной способности 2. 1 Списочный парк
Парк предприятия включает в себя грузовые автомобили различного назначения: бортовые, фургоны и специализированные, а также легковые автомобили и полуприцепы. Данные по списочному парку приведены в табл. 1. Списочный парк А/к 1414 Таблица 1 Автомобиль Грузоподъемность, тн. Количество Авиа-21 1, 82 1 Авиа-31 3, 23 1 ЗИЛ-431610 6, 00 39 ЗИЛ-4331 6, 00 2 ГАЗ-5201 хл. 2, 17 32 ГАЗ-52 Ф. 1, 45 8 ГАЗ-52. Б 2, 00 5 ГАЗ-175 1, 75 8 ГАЗ-5312 хл. 3, 75 27 ГАЗ-53 Ф. 3, 25 8 ГАЗ-53 Б 4, 5 14 ГАЗ-5307 4, 00 3 ЗИЛ-131 МТО 5, 00 2 ЗИЛ-13013 сед. т. 15 УРАЛ-375 4, 50 1 ЗИЛ ММЗ-45023 5, 80 2 КАЗ-608 сед. т. 2 ЦКБ-470 Ф. 7, 50 2 КАМАЗ-5410 2 ЗИЛ-130 бенз. 7, 04 1 ГАЗ-53 бенз. 4, 60 1 ЗИЛ-130 цист. 7, 00 1 Нисса 1 Робур АД-3000 2, 6 4 Трактор 1 Автопогрузчик 1 Легковые автомобили ГАЗ-24 1, 45 1 ГАЗ-31029 0, 70 1 Москвич-214122 0, 60 1 ИЖ-2715 0, 60 1 Автобусы КАВЗ-3270 2 КАВЗ-3771 1 Лиаз-677 10, 45 1 Полуприцепы ГКБ-80 5, 50 3 К-4АМГ 9, 00 12 Одаз-9357 9, 00 1 К-1040 7, 00 6 2. 2 Технико-эксплуатационные показатели работы парка Данные анализа работы парка за 1996г. Приведены в табл. 2. Таблица 2
Технико-эксплуатационные показатели работы парка за 1996 г. Наименование показателя Ед. изм. План Выполнено % выполнения Списочное число автомобилей шт. 247, 7 245, 1 98, 9 Коэффициент выпуска 0, 532 0, 493 92, 7 Продолжительность смены час. 10, 6 10, 9 102, 8 Среднее расстояние ездки км. 14, 2 14, 7 103, 5 Средняя эксплуатационная скорость км/ч 11, 3 11, 1 98, 2 Среднесуточный пробег 1 а/м км. 132, 5 139, 3 105, 1 Общий пробег всех автомобилей т. км. 6380 6147, 9 95, 4 Средний тоннаж автомобиля тн 3, 84 3, 84 100 Перевезено грузов т. тн. 633, 5 604, 4 95, 4 Сделано тонно-км т-км 8983, 6 8879, 1 98, 8 Единовременная грузоподъемность тн 952 940 98, 7 Выработка на 1тн грузоподъемности на одно место а)тонно(пассаж. , часов) тн 665, 4 643, 0 96, 6 б)тонно-км т-км 9435, 9 9440, 5 100, 1 Машино-дни в хозяйстве 90419 89460 98, 9 Машино-дни в работе 48149 44148 91, 7 Машино-в ремонте 30735 34479 112, 2 Машино-часы в наряде 510, 9 482, 8 94, 5 Коэффициент технической готовности 0, 66 0, 615 93, 2 Автомобиле-тонно дни пребывания в хозяйстве тыс. АТД 347, 5 343, 1 98, 7 3. Взаимоотношения между предприятием и клиентами. 3. 1 Способы заказа автомобилей
При работе с постоянными клиентами оформляется годовой договор, в котором оговариваются все условия перевозок и заказа автомобилей.
При работе с разовыми клиентами заказы на автомобили пинимаются диспетчером по телефону или через курьера от клиента. По этой информации составляется заявка и оформляются документы на осуществление перевозок. 3. 2 Договор на перевозки с постоянным клиентом.
Договора с постоянными клиентами оформляются сроком на год или на месяц. В договоре указываются договаривающиеся стороны, предмет договора ( объем перевозок), условия перевозок. В условиях указаны обязанности клиента: следовать оговоренному режиму работы, осуществлять погрузо-разгрузочные операции, обеспечить оформление путевых листов и ТТН и т. д. Указываются обязанности автоколонны: поставлять исправный подвижной состав, принимать ответственность за сохранность груза, производить санитарную обработку автомобилей и т. д.
Также оговариваются дополнительные условия в каждом случае отдельно. Отдельно указывается срок действия договора и ответственность сторон. 3. 3 Перечень постоянных клиентов.
Список постоянных клиентов с данными по годовому объему перевозок и нулевому пробегу представлены в табл. 3. Таблица 3 Клиент Годовой объем, тыс. т. Нулевой пробег, км. АО “Липецкмолоко” 120, 0 6 АО “Липецкрыба” 12, 0 15 Хлебозавод № 1 45, 0 3 Хлебозавод № 2 35, 0 8 Хлебозавод № 3 70, 0 8 Хлебозавод № 5 80, 0 6 АО “Золотой колос” 15, 0 6 Комбикормовый завод 10, 0 8 КОРТ “Резон” 2, 6 5 АОЗТ “Росинка” 3, 5 7 магазин № 104 1, 0 1 Хладокомбинат 3, 0 7 АО “Металлургсервис” 7, 0 8 МП “Минутка” 2, 0 4 МП “Школьник” 6, 0 3 магазин “Липецк” 10, 0 5 ТОО магазин “Меркурий” 0, 8 2 магазин № 16 5, 8 3 Торговый дом “Хлеб” 0, 2 4 3. 4 План местности
План г. Липецка, по которому осуществляются перевозки представлен на рис. 3. Также на плане указано расположение постоянных клиентов А/к 1414. 3. 5 Документация при перевозках. При перевозках грузов применяются следующие документы: - путевой лист грузового автомобиля (ПЛ); - товарно-транспортная накладная (ТТН);
- заявка на перевозку грузов автомобильным транспортом, где указывается наименование груза, адрес клиента и получателя, количество груза и сроки исполнения;
- реестр к платежному требованию, по которому идет расчет за предоставленную услугу. 3. 6 Схема документооборота
Заявка от клиента поступает к диспетчеру в письменном виде или по телефону. Затем заявка формируется инженером отделя эксплуатации и передается диспетчеру выпуска с распоряжением сколько и каких автомобилей направить на обслуживание заявки. Выписывается путевой лист (на каждую ездку отдельно), путевой лист отмечается на ОТК, фиксируется в личной карточке водителя и сдается диспетчеру. Диспетчер в журнале сдачи путевых листов расписывается о его приеме. Путевой лист поступает в отдел эксплуатации, обрабатывается, отрываются талоны заказчика и бухгалтер в журнале сдачи ПЛ расписывается о принятии талона заказчика. Бухгалтер выписывает счет на основе прейскуранта, к счету прикалывается талон заказчика и переводится клиенту. Путевые листы по итогам каждого месяца сортируются по отрядам и складываются в архив. На каждую ездку клиентом в 2хэкземплярах выписывается товарно-транспортная накладная. В настоящее время ТТН выписывается на ЭВМ. 1й экземпляр ТТН отдается получателю, 2й экземпляр ТТН прикалывается к путевому листу. 4. Оперативное планирование перевозок 4. 1 Приём заявок-заказов
Предоставление транспортных услуг разовым клиентам (не заключен годовой договор) выполняется предприятием на основании заявки, предоставленной клиентом.
Клиент предоставляет заявку в письменной форме с курьером или по телефону не позднее 14 часов дня, предшествующего дню перевозок при осуществлении внутригородских, пригородных и технологических перевозок. На основании заявки происходит дальнейшее формирование документов. 4. 2 Расчет сменного задания водителя
Расчет сменного задания водителя не проводится. Размеры выполненной работы определяются при начислении заработной платы по почасовым тарифам. 4. 3 Выписка путевого листа
Основным учётным документом (первичный документ) является путевой лист, к которому прикладывается товарно-транспортная накладная. Путевой лист и товарно-транспортная накладная - документы строгой отчетности. Выпуск автомобилей на линию без ПЛ запрещен. ПЛ заполняется в А/к 1414 службой эксплуатации при выпуске автомобиля на линию, а также дополняется записями в пунктах погрузки и разгрузки, на АТП при возвращении. По ТТН ведется учет товарно-материальных ценностей при расчетах за перевозки. Показателями работы автомобиля за день являются:
1. Время в наряде - время с момента выезда автомобиля из АТП и до возвращения за минусом времени обеда и времени на отдых водителя.
2. Время простоя. Нормируемое - время под погрузкой и разгрузкой. Ненормируемое - время на остановки по техническим причинам. 3. Время в движении. 4. Число ездок с грузом.
5. Общий пробег - разница в показаниях спидометра при выезде и при возвращении с линии. 6. Пробег с грузом. 7. объем перевозок.
На основании записей в путевом листе исчисляется расход топлива по норме и фактический. 4. 4 Медосмотр, инструктаж, выдача ПЛ.
После получения путевого листа водитель обязан пройти предрейсовый медосмотр. Проверяется давление у водителя, производится контроль трезвости на спецоборудовании. Один раз в полугодие водитель обязан проходить полное медицинское обследование. Обязательно прохождение флюорографии. Карточки на водителей хранятся в медкабинете. Если водитель прошел предрейсовый медосмотр удовлетворительно, то ему разрешается выезд на линию. Для обеспечения безопасности работы водителей проводится обязательный инструктаж. Инструктаж проводится на основе общих и отраслевых правил и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии. Инструктаж проводится раз в 6 месяцев. 4. 5 Выпуск на линию
Перед выпуском на линию механик КПП проверяет техническое состояние автомобиля. В проверку входят: контроль основных и наиболее важных систем автомобиля, направленных на обеспечение безопасности движения, а также работы по поддержанию этих систем в рабочем состоянии и, при необходимости, выявление и устранение неисправностей.
5. Технология перевозок и диспетчерское руководство на примере маршрута 5. 1 Транспортно-технологическая схема перевозок
В качестве рассматриваемого примера возьмём один из маршрутов по перевозке молочных продуктов от городского молокомбинат.
Перевозка осуществляется автомобилем ГАЗ-53 фургон. Утром автомобиль выезжает из автоколонны, прибывает на ГМК, загружается молокопродуктами. Продукты доставляются в магазин № 76. Автомобиль разгружается и загружается пустой тарой, которую доставляет на ГМК.
Эпюра грузопотока на выбранном маршруте с ограничением объемов перевозок представлена на рис. 4. Рис. 4 Эпюра грузопотока
Транспортно-технологическая схема перевозок на марщруте представлена на рис. 5 местонахождение груза ГМК ГМК А/м маг. № 76 маг. № 76 А/м ГМК схем. изобр. опер. обозн. а а а наимен. опер. на линии из АТП в ГМК погрузка молоко продукт. на линии из ГМК в м. № 76 разгрузка молоко продукт. погрузка пустой тары на линии из м. №76 в ГМК разгрузка тары Рис. 5 Транспортно-технологическая схема перевозок. 5. 2 Расчет показателей работы автомобиля Показателями работы автомобиля на маршруте являются:
1. Время оборота - tоб- время, за которое автомобиль совершает один оборот по маршруту. В него входят время в движении, время ожидания операций, время на погрузку-разгрузку. 2. Количество оборотов за одну смену - nоб - число полных оборотов по маршруту, которые совершает автомобиль за смену. По графику nоб=1, но при необходимости nоб можно увеличить исходя из дальности и объемов перевозок. 3. Пробег с грузом - lгр - пробег автомобиля с грузом в километрах. lгрскладывается из расстояний, на которые перевозятся грузы между различными клиентами.
4. Общий пробег - lоб- пробег автомобиля за сутки, который является суммой порожнего пробега и пробега с грузом.
5. Коэффициент использования пробега - b - отражает отношение пробега с грузом к общему пробегу. 6. Среднесуточная продолжительность пребывания автомобиля на маршруте - Тн это сумма автомобилечасов в наряде, поделённая на сумму автомобиледней в работе. 7. Коэффициент использования грузоподъемности - g. 8. Среднетехническая скорость - .
Для данного примера показатели работы автомобиля имеют следующие значения: tоб=3 ч. 50 мин. nоб=1 lгр=28 км. lоб=34 км. b=0, 82 g=1 =24 км/ч
5. 3 Охрана труда и техника безопасности при погрузке-разгрузке груза
К управлению автомобилем допускается лицо не моложе 18 лет, имеющее удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории.
Водитель обязан выполнять производственное задание согласно путевой документации, грамотно эксплуатировать и содержать в исправном состоянии закреплённое за ним транспортное средство.
Водитель обязан соблюдать трудовую дисциплину и правила внутреннего распорядка. Для обслуживания и эксплуатации автомобиля водитель должен быть обеспечен спецодеждой: костюм х/б и руковицы. Для предотвращения пожара на автомобиле водитель обязан:
- своевременно очищать двигатель, агрегаты и кузов от грязи, смешанной с топливом и маслом
- не допускать и предотвращать негерметичность топливной аппаратуры и топливопроводов
- не допускать неисправности в работе электрооборудования, аккумуляторных батарей Запрещается:
- пользоваться открытым огнем при оттаивании ледяных пробок и подогреве двигателя
- мыть и обтирать легковоспламеняющимися жидкостями автомобиль, двигатель, детали
- хранить и перевозить в автомобиле пожаро-взрывоопасные вещества - курить в кабине, у бензобака, возле газобалонной установки - допускать к управлению посторонних лиц
- запрещается осматривать и регулировать автомобиль во время погрузо-разгрузочных работ Во время работы требуется: - выполнять правила дорожного движения
- перед тем, как начать движение задним ходом, убедиться в отсутствии людей на пути следования
Работы с грузоподъемным бортом (ГПБ) относятся к категории работ повышенной опасности. Кроме того, гидросистема ГПБ работает под давлением 10 МПа, поэтому при разрыве гидропровода может произойти лиц, находящихся в непосредственной близости от автомобиля.
5. 5 Статистика погрузки, разгрузки, времени в движении, расхода топлива. 5. 5. 1 Выборка времени погрузки молочной продукции на ГМК. Полученная выборка (мин. ):
51 45 61 54 31 48 37 52 48 42 53 43 44 35 58 60 55 37 57 51 39 44 49 54 62 53 41 42 50 39 Расположим ряд в порядке возрастания:
31 35 37 37 39 39 41 42 42 43 44 44 45 48 48 49 50 51 51 52 53 53 54 54 55 57 58 60 61 62 Размах ряда: R=Xmax-Xmin=62-31=31 Количество разрядов: k=1+3, 21ln n=11, 9»12 Величина разряда: Ip=R/k=31/12»2, 6 Таблица 4 Гра ницы Xi Vi Xi*Vi Xi (Xi-)2 (Xi-)3*Vi (Xi-)2*Vi P*i Л. Пр. 31 41, 4 36, 2 7 253, 4 -11, 5 132, 25 -10646 925, 8 0, 23 41, 4 46, 6 44 6 264 -3, 7 13, 69 -303, 9 82, 14 0, 2 46, 6 51, 8 49, 2 6 295, 2 1, 5 2, 25 20, 25 13, 5 0, 2 51, 8 57 54, 4 7 380, 8 6, 7 44, 9 2105, 3 314, 2 0, 23 57 62 59, 6 4 238, 4 11, 9 141, 6 6740, 6 566, 4 0, 14 е 30 1431, 8 -2083, 8 1902, 1 1 Оценка математического ожидания: =еXi*Vi/n=1431, 8/30=47, 7 Оценка дисперсии: =(е(Xi-)2*Vi)/(n-1)=65, 59 Среднеквадратичное отклонение: = = 8, 09 Оценка коэффициента вариации: = /=0, 17 Вычисление дополнительных числовых характеристик. Оценка моды: mod=X0++Ip=53, 1 Оценка медианы: med=XC+IP*=48, 83 Коэффициент ассиметрии: b1=m3/3=-3, 93 Коэффициент эксцесса: b2=(m4/4)-3=-1, 102
Анализ резковыделяющихся значений проводим по методу 3-х статистик. Для проверки 30=62 подсчитываем t1=0, 03 Для проверки 1=31 подсчитываем t2=0, 037 Для проверки 29=61 подсчитываем t3=0, 064
Каждое ti сравниваем с табличной величиной tn, ai при n=30, a=0, 05 t1=0, 260 t2=0, 283 t3=0, 322
Т. к. t1 Проверка статистической независимости данных. Упрощенным способом найдем медиану: Xmed=(Xn/2+Xn/2+1)/2=48, 5
Каждый член исходного ряда сравниваем с медианой. Если Xi і Xmed , то ставим “+”, если Xi Ј Xmed , ставим “-”. Получили ряд знаков:
- - - - + + + - + + - + + + - - - + - - + + - - - - + + - + Количество серий n(30)=14 Длина самой длинной серии t(30)=4
Т. к. оба неравенства выполняются, то наблюдения статистически независимы. График гистограммы показан на рис. 5. График кумуляты показан на рис. 6.
Предположим, что случайная величина имеет нормальное распределение. Проверка гипотезы проводится по критериям согласия: Критерий Пирсона 2=((Vi-npti)2/ npti); pit=Ip*f(Xi); Полученное 2расч сравниваем с 2a, к f(x)=, где a= , s = Таблица 5 Л. Пр. Xi Vi f(Xi) Ip*f(Xi) npti Vi- npti (Vi- npti)2/ npti 31 41, 4 36, 2 7 0, 018 0, 19 5, 7 1, 3 0, 29 41, 4 46, 6 44 6 0, 044 0, 23 6, 38 -, 38 0, 02 46, 6 51, 8 49, 2 6 0, 048 0, 25 7, 5 -1, 5 0, 3 51, 8 57 54, 4 7 0, 035 0, 18 5, 4 1, 6 0, 47 57 62, 2 59, 6 4 0, 016 0, 09 2, 7 1, 3 0, 63 е 1, 706 22, 0, 5=5, 99 ; 2расч=1, 706
Т. к. 2расч 2) Критерий Колмогорова l=max|FX*-FX|* Полученное lрасч сравнивается с la табл , где a=0, 1 Если lрасч Таблица 6 Л. Пр. Xi еVi FX* FX(xi) |FX*-FX| 31 41, 4 36, 2 7 0, 23 0, 19 0, 04 41, 4 46, 6 44 13 0, 43 0, 42 0, 01 46, 6 51, 8 49, 2 19 0, 63 0, 67 0, 01 51, 8 57 54, 4 26 0, 86 0, 85 0, 01 57 62, 2 59, 6 30 1 0, 94 0, 06 l=0, 328 l0, 1 табл=1, 2815
Т. к. lрасч 5. 5. 2 Выборка времени разгрузки продукции в магазинах Полученная выборка:
32 28 25 30 27 35 37 34 21 18 22 20 35 21 19 18 29 24 33 19 34 25 21 30 22 25 19 31 36 28 Расположим ряд в порядке возрастания:
18 18 19 19 19 20 21 21 21 22 22 24 25 25 25 27 28 28 29 30 30 31 32 33 34 34 35 35 36 37 Размах ряда: R=Xmax-Xmin=37-18=19 Количество разрядов: k=1+3, 21ln n=11, 9»12 Величина разряда: Ip=R/k=31/12»1, 6 Таблица 7 Гра ницы Xi Vi Xi*Vi Xi (Xi-)2 (Xi-)3*Vi (Xi-)2*Vi P*i Л. Пр. 18 19, 6 18, 8 5 94 -7, 63 58, 22 291, 08 -2220, 9 0, 166 19, 6 22, 2 21, 2 6 127, 2 -5, 23 27, 35 164, 1 -858, 3 0, 2 22, 8 29, 2 26 8 208 -0, 43 0, 18 1, 48 -0, 63 0, 266 29, 2 34 31, 6 7 221, 2 5, 17 26, 73 187, 1 967, 3 0, 233 34 37, 2 35, 6 4 142, 4 9, 17 84, 08 336, 3 3084, 3 0, 133 е 30 792, 8 980, 14 1830, 08 0, 998 Оценка математического ожидания: =еXi*Vi/n=792, 8/30=26, 43 Оценка дисперсии: =(е(Xi-)2*Vi)/(n-1)=33, 79 Среднеквадратичное отклонение: = = 5, 81 Оценка коэффициента вариации: = /=0, 219 Вычисление дополнительных числовых характеристик. Оценка моды: mod=X0++Ip=27, 07 Оценка медианы: med=XC+IP*=26 Коэффициент ассиметрии: b1=m3/3=0, 311 Коэффициент эксцесса: b2=(m4/4)-3=-1, 399
Анализ резковыделяющихся значений проводим по методу 3-х статистик. Для проверки 30=37 подсчитываем t1=0, 052 Для проверки 1=18 подсчитываем t2=0, 052 Для проверки 29=36 подсчитываем t3=0, 105
Каждое ti сравниваем с табличной величиной tn, ai при n=30, a=0, 05 t1=0, 260 t2=0, 283 t3=0, 322
Т. к. t1 Проверка статистической независимости данных. Упрощенным способом найдем медиану: Xmed=(Xn/2+Xn/2+1)/2=26
Каждый член исходного ряда сравниваем с медианой. Если Xi і Xmed , то ставим “+”, если Xi Ј Xmed , ставим “-”. Получили ряд знаков:
+ + - + + + + + - - - - + - - - + - + - + - - + - - - + + + Количество серий n(30)=15 Длина самой длинной серии t(30)=5
Т. к. оба неравенства выполняются, то наблюдения статистически независимы. График гистограммы показан на рис. 7. График кумуляты показан на рис. 8.
Предположим, что случайная величина имеет нормальное распределение. Проверка гипотезы проводится по критериям согласия: Критерий Пирсона 2=((Vi-npti)2/ npti); pit=Ip*f(Xi); Полученное 2расч сравниваем с 2a, к f(x)=, где a= , s = Таблица 8 Л. Пр. Xi Vi f(Xi) Ip*f(Xi) npti Vi- npti (Vi- npti)2/ npti 18 19, 6 18, 8 5 0, 029 0, 046 1, 38 3, 62 0, 41 19, 6 22, 8 21, 2 6 0, 046 0, 146 4, 38 1, 62 0, 59 22, 8 29, 2 26 8 0, 068 0, 438 13, 14 -5, 14 2, 01 29, 2 34 31, 6 7 0, 046 0, 222 6, 66 0, 34 0, 02 34 37, 2 35, 6 4 0, 019 0, 063 1, 89 2, 11 2, 35 е 5, 38 2табл=5, 99 ; 2расч=5, 83
Т. к. 2расч 2) Критерий Колмогорова l=max|FX*-FX|* Полученное lрасч сравнивается с la табл , где a=0, 1 Если lрасч Таблица 9 Л. Пр. Xi еVi FX* FX(xi) |FX*-FX| 18 19, 6 18, 8 5 0, 166 0, 046 0, 12 19, 6 22, 8 21, 2 11 0, 366 0, 192 0, 174 22, 8 29, 2 26 19 0, 632 0, 63 0, 002 29, 2 34 31, 6 26 0, 865 0, 852 0, 013 34 37, 2 35, 6 30 0, 998 0, 915 0, 083 l=0, 953 l0, 1 табл=1, 2815
Т. к. lрасч
5. 5. 3 Статистическая обработка результатов времени в движении Полученная выборка:
92 85 80 101 82 78 94 86 75 90 74 102 81 85 79 96 90 77 83 88 78 80 85 88 97 74 81 79 93 76 Расположим ряд в порядке возрастания:
74 74 75 76 77 78 78 79 79 80 80 81 81 82 83 85 85 85 86 88 88 90 90 92 93 94 96 97 101 102 Размах ряда: R=Xmax-Xmin=102-74=28 Количество разрядов: k=1+3, 21ln n=11, 9»12 Величина разряда: Ip=R/k=31/12»2, 3 Таблица 10 Гра ницы Xi Vi Xi*Vi Xi (Xi-)2 (Xi-)3*Vi (Xi-)2*Vi P*i Л. Пр. 74 78, 6 76, 3 7 534, 1 -9, 12 83, 17 582, 2 -5309, 8 0, 233 78, 6 83, 2 80, 9 8 647, 2 -4, 52 20, 43 163, 4 -738, 7 0, 266 83, 2 87, 8 85, 5 4 342 0, 08 0, 006 0, 026 0, 002 0, 133 87, 8 92, 4 90, 1 5 450, 5 4, 68 21, 9 109, 5 512, 5 0, 166 92, 4 103, 9 98, 15 6 588, 9 12, 73 162, 05 972, 3 1237, 6 0, 2 е 30 2562, 7 1827, 5 6841, 5 0, 998 Оценка математического ожидания: =еXi*Vi/n=85, 42 Оценка дисперсии: =(е(Xi-)2*Vi)/(n-1)=63, 02 Среднеквадратичное отклонение: = = 7, 94 Оценка коэффициента вариации: = /=0, 093 Вычисление дополнительных числовых характеристик. Оценка моды: mod=X0++Ip=79, 52 Оценка медианы: med=XC+IP*=83, 2 Коэффициент ассиметрии: b1=m3/3=0, 455 Коэффициент эксцесса: b2=(m4/4)-3=-1, 225
Анализ резковыделяющихся значений проводим по методу 3-х статистик. Для проверки 30=102 подсчитываем t1=0, 036 Для проверки 1=74 подсчитываем t2=0, 036 Для проверки 29=101 подсчитываем t3=0, 143
Каждое ti сравниваем с табличной величиной tn, ai при n=30, a=0, 05 t1=0, 260 t2=0, 283 t3=0, 322
Т. к. t1 Проверка статистической независимости данных. Упрощенным способом найдем медиану: Xmed=(Xn/2+Xn/2+1)/2=84
Каждый член исходного ряда сравниваем с медианой. Если Xi і Xmed , то ставим “+”, если Xi Ј Xmed , ставим “-”. Получили ряд знаков: + + - + - - + + - + - + + + - + + - - + - - + + + - - - + Количество серий n(30)=18 Длина самой длинной серии t(30)=3
Т. к. оба неравенства выполняются, то наблюдения статистически независимы. График гистограммы показан на рис. 9. График кумуляты показан на рис. 10.
Предположим, что случайная величина имеет нормальное распределение. Проверка гипотезы проводится по критериям согласия: Критерий Пирсона 2=((Vi-npti)2/ npti); pit=Ip*f(Xi); Полученное 2расч сравниваем с 2a, к f(x)=, где a= , s = Таблица 11 Л. Пр. Xi Vi f(Xi) Ip*f(Xi) npti Vi- npti (Vi- npti)2/ npti 74 78, 6 76, 3 7 0, 026 0, 119 3, 58 3, 41 3, 26 78, 6 83, 2 80, 9 8 0, 043 0, 196 5, 89 2, 1 0, 75 83, 2 87, 2 85, 5 4 0, 05 0, 23 6, 9 -2, 9 1, 22 87, 8 92, 4 90, 1 5 0, 042 0, 194 5, 83 -0, 83 0, 12 92, 4 103, 9 98, 15 6 0, 014 0, 159 4, 79 1, 2 0, 31 е 4, 427 2табл=5, 99 ; 2расч=4, 427
Т. к. 2расч 2) Критерий Колмогорова l=max|FX*-FX|* Полученное lрасч сравнивается с la табл , где a=0, 1 Если lрасч Таблица 12 Л. Пр. Xi еVi FX* FX(xi) |FX*-FX| 74 78, 6 76, 3 7 0, 233 0, 119 0, 117 78, 6 83, 2 80, 9 15 0, 499 0, 315 0, 184 83, 2 87, 8 85, 5 19 0, 632 0, 545 0, 087 87, 8 92, 4 90, 1 24 0, 798 0, 739 0, 059 92, 4 103, 9 98, 15 30 0, 998 0, 898 0, 1 l=1, 008 l0, 1 табл=1, 2815
Т. к. lрасч
5. 5. 4 Статистическая обработка результатов расхода топлива Полученная выборка:
31 33 32 33 29 34 30 32 31 30 33 33 29 34 33 32 30 31 30 31 34 33 30 29 30 31 33 32 31 33 Расположим ряд в порядке возрастания:
29 29 29 30 30 30 30 30 30 31 31 31 31 31 31 32 32 32 32 33 33 33 33 33 33 33 33 34 34 34 Размах ряда: R=Xmax-Xmin=5 Количество разрядов: k=1+3, 21ln n=11, 9»12 Величина разряда: Ip=R/k=31/12»0, 4 Таблица 13 Гра ницы Xi Vi Xi*Vi Xi (Xi-)2 (Xi-)3*Vi (Xi-)2*Vi P*i Л. Пр. 29 30, 2 29, 6 9 266, 4 -1, 56 2, 43 21, 90 -34, 17 0, 3 30, 2 31 30, 6 6 183, 6 -0, 56 0, 31 1, 88 -1, 05 0, 2 31 33 32 12 384 0, 84 0, 705 8, 47 7, 11 0, 4 33 34, 2 33, 6 3 100, 8 2, 44 5, 95 17, 86 43, 58 0, 1 е 30 934, 8 50, 11 15, 47 1 Оценка математического ожидания: =еXi*Vi/n=31, 16 Оценка дисперсии: =(е(Xi-)2*Vi)/(n-1)=1, 73 Среднеквадратичное отклонение: = = 1, 314 Оценка коэффициента вариации: = /=0, 042 Вычисление дополнительных числовых характеристик. Оценка моды: mod=X0++Ip=31, 8 Оценка медианы: med=XC+IP*=31 Коэффициент ассиметрии: b1=m3/3=0, 23 Коэффициент эксцесса: b2=(m4/4)-3=-1, 16
Анализ резковыделяющихся значений проводим по методу 3-х статистик. Для проверки 30=34 подсчитываем t1=0 Для проверки 1=29 подсчитываем t2=0 Для проверки 29=34 подсчитываем t3=0
Каждое ti сравниваем с табличной величиной tn, ai при n=30, a=0, 05 t1=0, 260 t2=0, 283 t3=0, 322
Т. к. t1 График гистограммы показан на рис. 11 . График кумуляты показан на рис. 12.
Предположим, что случайная величина имеет нормальное распределение. Проверка гипотезы проводится по критериям согласия: Критерий Пирсона 2=((Vi-npti)2/ npti); pit=Ip*f(Xi); Полученное 2расч сравниваем с 2a, к f(x)=, где a= , s = Таблица 14 Л. Пр. Xi Vi f(Xi) Ip*f(Xi) npti Vi- npti (Vi- npti)2/ npti 29 30, 2 29, 6 9 0, 151 0, 181 5, 43 3, 56 2, 34 30, 2 31 30, 6 6 0, 279 0, 233 6, 69 -0, 069 0, 07 31 33 32 12 0, 248 0, 496 14, 88 -2, 88 0, 56 33 34, 2 33, 6 3 0, 055 0, 065 1, 966 1, 03 0, 54 е 3, 511 22, 0, 5=5, 99 ; 2расч=3, 511
Т. к. 2расч 2) Критерий Колмогорова l=max|FX*-FX|* Полученное lрасч сравнивается с la табл , где a=0, 1 Если lрасч Таблица 15 Л. Пр. Xi еVi FX* FX(xi) |FX*-FX| 29 30, 2 29, 6 9 0, 3 0, 181 0, 119 30, 2 31 30, 6 6 0, 5 0, 404 0, 096 31 33 32 12 0, 9 0, 9 0 33 34, 2 33, 6 3 1 0, 965 0, 035 l=0, 652 l0, 1 табл=1, 2215
Т. к. lрасч 6. Организация и условия труда водителей.
Для исследования организации и условий труда водителей проведем фотографии 5-ти рабочих дней водителей.
Фотография рабочего дня проводится на автомобиле ГАЗ-53 с двигателем работающем на газе. Таблица 15 Фотография 1-го рабочего дня Пункт Расстояние Время в пути Прибыл Ожидание Разгрузка Погрузка Убыл а/к 1414 645 ГМК 6 15 700 700 - 705 705 - 740 740 м. № 76 14 39 819 810 - 820 820 - 901 901 - 931 931 ГМК 14 39 1010 1010 - 1043 ГМК 1043 - 1145 1145 - 1230 1230 м. № 22 13 38 1308 1308 - 1325 1325 м. № 92 5 15 1340 1340 - 1355 1355 - 1407 1420 обед 1340 1420 м. № 22 5 14 1434 1434 - 1450 1450 ГМК 13 40 1530 1530 - 1555 1600 - 1640 1640 м. № 6 9 27 1707 1707 - 1725 1725 м. № 16 4 9 1734 1734 - 1735 1735 - 1755 1755 а/к 1414 3 7 1803
Итого: 3рейса; общий пробег - 86 км. ; нулевой пробег - 9 км. ; время в наряде 11ч. 20мин. ; расход топлива - 33 м3. Таблица 16 Фотография 2-го рабочего дня Пункт Расстояние Время в пути Прибыл Ожидание Разгрузка Погрузка Убыл а/к 1414 645 ГМК 6 12 700 700 - 705 705 - 740 740 м. № 76 14 39 820 820 - 830 830 - 900 900 - 940 930 ГМК 14 40 1010 1010 - 1035 1035 - 1130 1130 м. № 22 13 38 1208 1208 - 1213 1213 - 1231 1231 м. № 92 5 15 1246 1246 - 1305 1305 обед 1305 1405 м. № 92 5 12 1313 1355 - 1407 1420 м. № 22 13 13 1435 1434 - 1450 1450 ГМК 9 40 1530 1530 - 1555 1600 - 1640 1640 м. № 6 9 27 1707 1707 - 1720 1710 - 1727 1727 м. № 16 4 9 1736 1736 - 1755 1755 а/к 1414 6 15 1810
Итого: 3 рейса; общий пробег - 72 км. ; нулевой пробег - 12 км. ; время в наряде - 11 ч. 35 мин. ; расход топлива - 33 м3. Таблица 17 Фотография 3-го рабочего дня Пункт Расстояние Время в пути Прибыл Ожидание Разгрузка Погрузка Убыл а/к 1414 655 ГМК 6 12 707 707 - 720 720 - 810 810 м. № 76 14 39 849 849 - 915 915 - 940 940 ГМК 14 39 1019 1019 - 1040 1040 - 1110 1110 м. № 6 9 27 1137 1137 - 1140 1140 - 1200 1200 м. № 16 4 9 1209 1209 - 1225 обед 1225 1325 м. № 16 1325 - 1350 1350 м. № 6 4 10 1400 1400 - 1404 1404 - 1424 1424 ГМК 9 25 1450 1450 - 1510 1510 - 1555 1555 - 1635 1635 м. № 22 13 35 1710 1710 - 1725 1725 м. № 92 5 15 1740 1740 - 1805 1805 а/к 1414 4 9 1815
Итого: 3рейса; общий пробег - 82 км. ; нулевой пробег - 10 км. ; время в наряде 11ч. 20мин. ; расход топлива - 33 м3. Таблица 18 Фотография 4-го рабочего дня Пункт Расстояние Время в пути Прибыл Ожидание Разгрузка Погрузка Убыл а/к 1414 645 ГМК 6 12 700 700 - 705 705 - 740 740 м. № 76 14 39 820 820 - 830 830 - 900 900 - 940 930 ГМК 14 40 1010 1010 - 1035 1035 - 1130 1130 м. № 22 13 38 1208 1208 - 1213 1213 - 1231 1231 м. № 92 5 15 1246 1246 - 1305 1305 обед 1305 1405 м. № 92 5 12 1313 1355 - 1407 1420 м. № 22 13 13 1435 1434 - 1450 1450 ГМК 9 40 1530 1530 - 1555 1600 - 1640 1640 м. № 6 9 27 1707 1707 - 1720 1710 - 1727 1727 м. № 16 4 9 1736 1736 - 1755 1755 а/к 1414 6 15 1810
Итого: 3рейса; общий пробег - 85 км. ; нулевой пробег - 12 км. ; время в наряде 11 ч. 35 мин. ; расход топлива - 33 м3. Таблица 19 Фотография 5-го рабочего дня Пункт Расстояние Время в пути Прибыл Ожидание Разгрузка Погрузка Убыл а/к 1414 655 ГМК 6 12 707 707 - 720 720 - 810 810 м. № 76 14 39 849 849 - 915 915 - 940 940 ГМК 14 39 1019 1019 - 1040 1040 - 1110 1110 м. № 6 9 27 1137 1137 - 1140 1140 - 1200 1200 м. № 16 4 9 1209 1209 - 1225 обед 1225 1325 м. № 16 1325 - 1350 1350 м. № 6 4 10 1400 1400 - 1404 1404 - 1424 1424 ГМК 9 25 1450 1450 - 1510 1510 - 1555 1555 - 1635 1635 м. № 22 13 35 1710 1710 - 1725 1725 м. № 92 5 15 1740 1740 - 1805 1805 а/к 1414 4 9 1815
Итого: 3рейса; общий пробег - 82 км. ; нулевой пробег - 10 км. ; время в наряде 11ч. 20мин. ; расход топлива - 33 м3. Система оплаты труда водителей и расчёт заработной платы.
В настоящее время в А/к 1414 применяется почасовая система оплаты труда водителей, т. е. заработная плата начисляется по часовым тарифным ставкам с применением различных доплат и премий. Часовые тарифные ставки водителей. 1. Бортовые автомобили, фургоны общего назначения. Грузоподъемность, т. Ставка, руб. 0, 5 - 1, 5 1435 1, 5 - 3 1486 3 - 5 1560 5 - 7 1649
2. Специализированные автомобили, цистерны, рефрижераторы, контейнеровозы, поливочно-моечные, пожарные, автокраны, седельные тягачи с полуприцепами. Грузоподъемность, т. Ставка, руб. до 0, 5 1435 0, 5 - 1, 5 1486 1, 5 - 3 1560 3 - 5 1649 5 - 7 1712 7 - 10 1812 7 - 10 (автомуковозы) 1887 3. Легковые автомобили. Объём двигателя, л. Ставка, руб. до 1, 8 1435 1, 8 - 3, 5 1486 св. 3, 5 1560 4. Автобусы. Длина, м. Ставка, руб. до 5 1435 5 - 6, 5 1504 6, 5 - 9, 5 1856 9, 5 - 11 2064
Кроме основной заработной платы водителя выплачивается дополнительная заработная плата, так называемая доплата. Доплаты могут быть следующих видов: за помощь при погрузке-разгрузке, за классность, за работу в сверхурочное время, за экспедирование, за работу в вечернее и ночное время, за участие в уборочно-моечных работах и ремонте.
Доплаты водителям в зависимости от часовой тарифной ставки приведены в табл. 20. Таблица 20 Доплата водителям ОАО “Автоколонна 1414” Тар. ставка Тп-р Клас сность Сверх Экспе дирова ние Вечернее Ночное ч. мин. 20 мин. 1 - 25 % 2 - 10 % урочные 15 % 20 % 25 % 20 % 40 % 1435 23, 9 478 359 143 717 215 287 359 287 574 1486 24, 8 496 371 149 743 223 297 371 297 594 1504 25, 1 502 376 150 752 226 301 376 301 602 1560 26, 0 520 390 156 780 234 312 390 312 624 1649 27, 5 550 412 165 824 247 330 412 330 660 1679 28, 0 560 420 168 839 252 336 420 336 672 1712 28, 5 570 428 171 856 257 342 428 342 684 1812 30, 2 604 453 181 906 272 362 453 362 724 1856 30, 9 617 464 186 928 278 371 468 371 742 2064 34, 4 688 516 209 1023 310 413 516 413 821 1887 31, 4 628 472 189 943 283 377 472 377 754
В соответствии с “Положением о премировании водительского состава” водителям установлены следующие виды премий. Выполнение дневного плана перевозок - доплата 100% от тарифа. За выполнение коэффициента выпуска. За выполнение плана дохода. Месячная премия. 7. Учет выполненной работы и её анализ. 7. 1 Процедура таксировки путевых листов. Выписка из “Должностной инструкции таксировщика А/к 1414”. Общие положения из работы оператора таксировщика. Назначается и смещается приказом начальника А/к 1414.
В своей работе подчиняется старшему диспетчеру, начальнику отдела эксплуатации. В своей работе руководствуется “Инструкцией о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом”, прейскурантом и соглашением между клиентами и автоколонной. Обязанности.
Обрабатывать путевые листы в соответствии с инструкцией о порядке расчетов за перевозки, прейскурантом и соглашением. Учитывать выполнение плана по клиентуре. Учитывать доходы по отрядам и клиентуре.
Анализировать работу автоколонны, отрядов, бригад за сутки. Контролировать расстояние перевозок грузов в путевом листе и ТТН. Контролировать реальность выполнения плана перевозок, выявлять приписки. Анализировать выполнения плана задания в путевых листах, путевые листы с недоработкой возвращать начальнику отдела эксплуатации для разбора. Права.
Требовать от диспетчера правильного и полного заплнения всех реквизитов ПЛ и ТТН.
Неправильно оформленные и недооформленные путевые листы возвращать диспетчеру на выпуске. Составлять акты на снятие приписных объёмов.
Начислять штрафы в соответствии с правилими перевозок грузов. Оператор-таксировщик имеет ответственность за:
Правильность применения тарифов прейскуранта и других соглашений за перевозки и дополнительные услуги. Правильный учет объемов перевозок и доходов. Нарушение настоящей инструкции. 8. Себестоимость перевозок. 8. 1 Смета затрат.
Смета затрат по статьям за март 1997 г. представлена в табл. 21 Таблица 21 Смета затрат за март 1997 г. Наименование статей расходы, тыс. руб. Основная и дополнительная з/п 807820 Горючее 503720 Смазочные и другие материалы 27368 Износ и ремонт авторезины 27267 Эксплуатационный ремонт и ТО автомобилей 154107 Амортизация автотранспорта 140960 Общехозяйственные расходы 300157 Социальное страхование 43229 Пенсионное страхование 22406 Страховая медицина 11624 Фонд занятости 1602 Всего 2273687 Доходы: 971071 тыс. руб. 8. 2 Расчет калькуляции. Диаграмма структуры себестоимости.
По статьям затрат составляют калькуляцию себестоимости, т. е. определяют суммарные затраты, приходящиеся на единицу перевозок того или иного вида. Затраты на транспортную продукцию подразделяются на прямые и косвенные. К прямым относят затраты, непосредственно связанные с выполнением транспортной работы (расходы на топливо, шины, запчасти). К косвенным относят затраты не связанные с выполнением транспортной работы (расходы по управлению и деятельности предприятия в целом, т. е. накладные расходы). При калькуляции себестоимости деление затрат по их связи с объёмом производства. Затраты изменяющиеся прямо пропорционально изменению объёма продукции относят к переменным расходам (затраты на топливо, смазочные и другие эксплуатационные материалы, затраты на восстановление износа и ремонт шин, затраты на ТО и ТР подвижного состава и амортизационные отчисления по подвижному составу с учетом пробега). Затраты, которые не зависят от объёма продукции (или зависят несущественно) относят к постоянным затратам - это накладные расходы, амортизация без учета пробега.
Зарплату водителей относят к постоянным расходам условно, это связано с применением разных форм и систем оплаты труда. Зарплата сдельщиков изменяется пропорционально объёму выполненной работы, а зарплата повременщиков напрямую от объёма выполненной работы не зависит. Поэтому, при необходимости точного распределения затрат, зарплату сдельщиков относят к переменным расходам, а зарплату повременщиков к постоянным. В настоящее время водители А/к 1414 работают только на повременной оплате труда.
В настоящее время расчет калькуляции на АТП не ведётся и поэтому изобразить структуру себестоимости нет возможности. Экономические показатели работы АТП.
Для нормальной работы предприятия необходимо получать доходы. Доходы АТП складываются за произведенную транспортную работу по заявкам клиентов. После осуществления перевозки по путевому листу составляется счет за оплату перевозок, который отправляется клиенту. Из оплаченных счетов складывается доход АТП.
Прибыль от перевозок получается после отчисления налогов в федеральный и местный бюджеты. Балансовая прибыль остаётся после вычета из прибыли различных расходов. Финансовые результаты работы АО “А/к 1414” Наименование показателя Прибыль, тыс. руб. Расходы, тыс. руб. Выручка (валовой доход от реализации продукции (услуг)) 8427328 НДС Акцизы Затраты на производство реализованной продукции 6724252 Результат от реализации 1703076 Доходы и расходы от вне реализационных операций 40950 210745 Балансовая прибыль или убыток 1533281
Высчитывается налог от фактической прибыли в федеральный и местный бюджет. Показатели По данным платежа Ставка налога на прибыль в т. ч. 17 % в республиканский бюджет РФ 13 % в бюджета районов, городов, сёл 4 % Налоги и платежы в бюджет за 1996 г. Наименование Причитается по расчету Фактически внесено Налог на имущество 61150 61150 Налог на прибыль 655585 657691 Плата за польз. недрами и за выброс в окр. ср. 83 83 Земельный налог 39479 39479 Специальный налог 105138 119192 НДС 1164391 1220513 Подоходный налог 275609 267439 Транспортный налог 26258 25185 Прочие налоги 495055 514635 Экономические санкции 1984 1984 Сумма 2824732 2907351 Распределение прибыли за 1996 г. Прибыль 1533281 тыс. руб. Налог на прибыль 260657 тыс. руб. Налог на превышение 394928 тыс. руб. Фонд накопления 13476 тыс. руб. Фонд потребления 523887 тыс. руб. Штрафы и пеня 5581 тыс. руб.
Оставшаяся прибыль в распоряжении АО “А/к 1414” 164367 тыс. руб. Рис. 13 Диаграмма распределения прибыли за 1996 г. 10. Производительность труда 10. 1 Производительность труда (тонны в год)
Приведены данные фактических объёмов перевозок за последние пять лет: 1992 г. 1295, 9 тыс. т. 1993 г. 1072, 2 тыс. т. 1994 г. 903, 8 тыс. т. 1995 г. 688, 8 тыс. т. 1996 г. 604, 4 тыс. т.
Для нахождения прогонозного значения на 1997 г. построим уравнение с помощью ортогонального полинома Чебышева. y=a0Ф0(x)+ a1Ф1(x)+... . + anФn(x) Для упрощения расчетов заполним таблицу. Таблица 22 X Y X2 X3 X4 X2Y X3Y XY X4Y 1 1295, 9 1 1 1 1295, 9 1295, 9 1295, 9 1295, 9 2 1072, 2 4 8 16 4288, 8 8577, 6 2144, 4 17155, 2 3 903, 8 9 27 81 8134, 2 24402, 6 2711, 4 73207, 8 4 688, 8 16 64 256 11020, 8 44083, 2 2755, 2 176332, 8 5 604, 4 25 125 625 15110 75550 3022 377350 15 4565, 1 55 225 979 39849, 7 153909, 3 11928, 9 645741, 7 Ф0(x)=1; Ф1(x)=Х-3; a1=-3; а0=913; а1=(еXiYi+a1*еKi)/( еXi2+a1*еXi)=-176, 6 =913-176, 6*(Х-3)=1442, 8-176, 6*Х
S2OCT1=1/3*[(1295, 6-1266, 2)2+(1072, 2-1089, 6)2+(903, 8-913)2+(988, 8-736, 4)2+(604, 4-559, 8)2]=1835, 6 b2=-3; g2=-2; Ф2(х)=х2-6х+7; a21=-6; a22=7; а2=16, 6 2=1442, 8-176, 6*х+16, 6*(х2-6х+7)=16, 6х2-276, 2х+1559 S2OCT2=559, 95
Остаточеая дисперсия уменьшилась, поэтому строим многочлен третьей степени. b3=-3; g3=-1, 4;
Ф2(х)=х3-9х2+23, 6х-16, 8; a31=-9; a32=23, 6; a33=-16, 8; а3=-1, 5 3=-1, 5х3+30, 1х2-311, 6х+1584, 2 S2OCT2=611, 11
Т. к. остаточная дисперсия возросла, то можно сделать вывод, что многочлен Чебышева 2-й степени наилучшим образом описывает исходные данные. y*=16, 6х2-276, 2х+1559 y(6)=499, 4 Прогонозное значение объёмов перевозок на 1997 г. Q6=499, 4 тыс. т. 10. 2 Производительность труда(рубли дохода в год).
Приведены данные фактических доходов от перевозок за последние пять лет: 1992 г. 9, 57 млн. руб. 1993 г. 164, 97 млн. руб. 1994 г. 1606, 37 млн. руб. 1995 г. 3673, 38 млн. руб. 1996 г. 8427, 33 млн. руб.
Для нахождения прогнозного значения на 1997 г. построим уравнение с помощью ортогонального полинома Чебышева. y=a0Ф0(x)+ a1Ф1(x)+... . + anФn(x) Для упрощения расчетов заполним таблицу. Таблица 23 X Y X2 X3 X4 XY X2Y X3Y X4Y 1 9, 57 1 1 1 9, 57 9, 57 9, 57 9, 57 2 164, 97 4 8 16 329, 93 659, 9 1319, 7 2639, 4 3 1606, 37 9 27 81 4819, 1 14457, 3 43371, 9 130115, 8 4 3673, 78 16 64 256 14963, 5 58774, 1 235096, 6 940586, 3 5 8427, 33 25 125 625 42136, 4 210683, 2 1053416 5267080 15 13881, 6 55 225 979 61988, 8 284584, 1 1333213, 8 6340231, 1 Ф0(x)=1; Ф1(x)=Х-3; a1=-3; а1=(еXiYi+a1*еKi)/( еXi2+a1*еXi)=2034, 4 =2034, 4*х-3326, 9
S2OCT1=1/3*[(9, 57+1292, 5)2+(164, 97-741, 9)2+(1606, 4-2776, 3)+(3673, 38-4810, 7)2+(8427, 3-6845, 1)2]=2397969, 6 2=701, 6*х2-2175, 5*х+1584, 3 S2OCT2=100694, 1
Остаточеая дисперсия уменьшилась, поэтому строим многочлен третьей степени. 3=-29, 8*х3+969, 8*х2-2878*х+2084, 9 S2OCT2=415054, 2
Т. к. остаточная дисперсия возросла, то можно сделать вывод, что многочлен Чебышева 2-й степени наилучшим образом описывает исходные данные. y*=701, 6*х2-2175, 5*х+1584, 3 y(6)=13790, 7 Прогонозное значение доходов на 1997 г. Q6=13790, 7 млн. руб.
10. 3 Анализ результатов и предложения по повышению производительности труда.
Из п. 10. 1 видно, что годовые объёмы перевозок стабильно снижаются последние пять лет. Это связано со сложившейся экономической ситуацией в стране, а также с уменьшением списочного парка и уменьшением числа постоянных клиентов. Многие крупные клиенты приобретают собственный автотранспорт, т. е. перестают пользоваться услугами АТП.
Из п. 10. 2 видно, что доход предприятия значительно растет в последние годы. Это связано с сильной инфляцией в эти годы. Реальный доход АТП снизился, т. к. снизились объёмы перевозок. В прогнозе на 1997 г. учитывается уровень инфляции (Средний за последние годы).
Можно предложить следующие мероприятия по повышению производительности труда: За счёт выполнения программы ТО зонами ТО-1 и ТО-2 и улучшения работы зоны ТР добиться увеличения коэффициента выпуска автомобилей на линию и коэффициента технической готовности.
Снизить сверхнормативный простой автомобилей под погрузкой и разгрузкойю Службе эксплуатации увеличить работу по заключению годовых договоров на перевозку грузов. 11. Анализ суточных объёмов перевозок
В течении 30 дней были собраны данные суточных объёмов перевозок для построения модели краткосрочного прогноза. Получена выборка:
368, 7 241, 8 166, 3 258, 4 271, 4 194, 2 301, 1 250, 0 245, 1 245, 1 189, 9 396, 2 330, 5 365, 8 334, 6 194, 9 177, 1 205, 4 294, 2 217, 6 171, 6 195, 6 356, 4 337, 4 297, 3 211, 2 176, 5 161, 6 194, 3 274, 8
Исходя из полученной выборки можно сделать вывод, что суточное распределение объёма перевозок есть комбинация линейной и сезонно-аддитивной модели. Для этой комбинации наилучшим образом подходит метод Холта-Винтера.
Делаем краткосрочный прогноз по методу Холта-Винтера. Расчет производится на ПК. dt - текущий суточный объём; ft - прогнозный объём; ft=A*+(1-A)*(ft-1+bt-1) bt=B*( ft- ft-1)+(1-B)* bt-1 Ft=C*+(1-C)*Ft-l ft+t=(ft+bt*t)*Ft-l*t ft0= где, bt - оценка скорости роста спроса
Ft-l - коэффициент сезонности, соответствующий моменту времени (t-L), L - длина сезонного цикла A, B, C - поправочные коэффициенты. Прогноз улучшается при условии: =1; A=0, 2; B=0, 2; C=0, 5.
Точность прогноза будем оценивать ошибкой на каждом шаге: e t=dt-ft | e t | - среднее абсолютное отклонение.
МРЕ=*100 % - среднепроцентная ошибка, показатель смещённости прогноза. МАРЕ=*100 % - среднеабсолютная ошибка, характеризует относительную точность прогноза. МЕ=- средняя ошибка, показатель смещенности прогноза. MSE=2 - среднеквадратичная ошибка. SSE=2 - сумма квадратов ошибок. Для ошибок введём показатели точности: 10-20 % - хорошая точность; 20-50 % - удовлетворительная точность; > 50 % - неудовлетворительная точность; Результаты расчетов представлены в таблице 24. Таблица 24 Текущее значение, dt Прогнозное значение, ft MAPE MAD 368, 7 285, 66 22, 5 36, 40 241, 8 280, 21 10, 2 37, 30 166, 3 250, 21 31, 4 37, 03 258, 4 257, 50 23, 6 48, 02 271, 4 263, 37 10, 5 30, 21 104, 2 223, 46 10, 2 33, 04 301, 1 261, 03 18, 4 33, 28 250, 0 255, 77 16, 4 34, 04 245, 1 250, 11 14, 8 38, 31 245, 1 246, 79 13, 4 24, 01 181, 0 213, 35 13, 7 10, 01 206, 2 250, 64 13, 0 21, 08 234, 5 242, 00 13, 1 20, 01 365, 8 303, 06 13, 3 23, 05 324, 6 320, 04 12, 5 30, 31 104, 6 263, 53 14, 0 20, 00 177, 1 210, 63 14, 6 34, 23 205, 4 207, 58 13, 8 35, 31 204, 2 245, 74 14, 0 20, 15 217, 6 231, 63 13, 6 33, 01 171, 6 100, 70 13, 7 20, 10 105, 6 103, 10 13, 1 28, 07 356, 4 270, 54 13, 6 23, 01 327, 4 303, 20 13, 4 36, 01 207, 5 307, 13 13, 0 33, 70 211, 3 264, 04 13, 4 23, 38 176, 5 221, 12 13, 0 33, 35 161, 6 187, 21 13, 0 30, 01 104, 3 184, 16 13, 6 33, 04 274, 8 223, 86 13, 8 20, 18
SSE=35, 37 %; MSE=17, 24 %; ME=-1, 383; MAPE=13, 31 %; MPE=-4, 0 %; MADt=20, 2 % Прогноз на первый день следующего месяца: Q=258, 435 т. 12. Генеральный план предприятия 12. 1 Схема размещения производственных и других помещений.
Схема размещения производственных и других помещений показана на рис. 13. Административный корпус
1 этаж: здравпункт, посудомоечная, буфет, раздевалка, АТС, касса, местком. 2 этаж: техотдел, заместитель начальника по кадрам, отдел кадров, главный инженер, секретарь, начальник А/к, плановый отдел. Конторольно-пропускной пункт Склад материалов Станция диагностирования автомобилей
Производственный корпус № 1: кабинет начальника РММ, отделение ремонта топливной аппаратуры, электротехническое отделение, аккумуляторное отделение, инструментальная, зона ТО, промышленный склад, табельная, комната отдыха, склад спецодежды, прачечная, центральный склад, механическое отделение. Производственный корпус № 2: моторное отделение, испытательная станция, вент камера, агрегатное отделение, зона ТР, гардеробная, тамбур, ОГМ, склад, столярная мастерская, малярное отделение.
Производственный корпус № 3: таксировочная, комната строителей, участок замены двигателей, моторное отделение, тепловой пункт. Склад запчастей. Механизированная мойка автомобилей. Очистные сооружения. Калориферный узел. 12. 2 Характеристика территории АТП. Общая площадь АТП: 4, 2 га. Площадь территории с твёрдым покрытием - 4, 2 га. в т. ч. асфальтобетон - 3, 6 га. прочее - 0, 6 га. Открытая стоянка автомобилей - 33759 м2. В т. ч. асфальтированная - 27759 м2. Площадь под зданиями и сооружениями - 3857 м2. 13. Характеристика систем ТО и ТР. 13. 1 Наблюдение за суточными программами ТО и ТР.
На данном АТП для проведения работ по ТО-1 и ТО-2 составляются графики, по которым машины направляются в зоны работ. Работы по ТО-1 проводятся без снятия машин с линии в межсменное время. Суточная программа по ТО-1 равняется восьми автомобилям.
Работы по ТО-2 производятся со снятием машин с линии в основное рабочее время. Суточная программа по ТО-2 составляет два автомобиля в день. Суточный объём работ по ТР определяется из количества заявок, поданных за день. Число заявок является случайной величиной и может быть обработано статистическими методами.
В течение 30 дней проводились наблюдения за количеством ТР в день. В результате получили выборку из 30 элементов: 6 6 5 4 1 2 5 4 3 1 3 2 2 1 3 2 4 5 3 2 5 6 5 6 4 3 1 4 4 Упорядочим выборку: 1 1 1 1 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 4 4 4 4 4 4 5 5 5 5 5 5 6 6 6 6 Размах ряда: R=Xmax-Xmin=6-3=5 Величина разряда: Ip=0, 2 Таблица 24 Гра ницы Xi Vi Xi*Vi Xi (Xi-)2 (Xi-)2*Vi P*i Л. Пр. 1 2 1, 5 9 13, 5 -1, 73 2, 99 26, 9 0, 3 2 3 2, 5 5 12, 5 -0, 73 0, 53 2, 66 0, 17 3 4 3, 5 6 21 0, 27 0, 07 0, 44 0, 2 4 6 5 10 50 1, 77 3, 13 31, 33 0, 33 е 30 97 61, 367 1 Оценка математического ожидания: =еXi*Vi/n=3, 23 Оценка дисперсии: =(е(Xi-)2*Vi)/(n-1)=2, 04 Среднеквадратичное отклонение: = = 1, 43 Оценка коэффициента вариации: = /=0, 44 Вычисление дополнительных числовых характеристик. Оценка моды: mod=X0++Ip=4, 28 Оценка медианы: med=XC+IP*=3, 5 Коэффициент асимметрии: b1=m3/3=-0, 17 Коэффициент эксцесса: b2=(m4/4)-3=-0, 56 График гистограммы показан на рис. 14. График кумуляты показан на рис. 15. Рис. 14 Гистограмма рис. 15 Кумулята
Предположим, что случайная величина имеет нормальное распределение. 2=((Vi-npti)2/ npti); pit=Ip*f(Xi); Полученное 2расч сравниваем с 2a, к f(x)=, где a=0, 76 , s = Таблица 25 Л. Пр. Xi Vi FX npti Vi- npti (Vi- npti)2 (Vi- npti)2/ npti 1 2 1, 5 9 0, 4 12, 4 4, 4 19, 4 1, 6 2 3 2, 5 5 0, 09 2, 74 2, 26 5, 1 1, 9 3 4 3, 5 6 0, 12 3, 74 -2, 26 5, 1 1, 4 4 6 5 10 0, 18 10, 36 -0, 8 0, 64 0, 06 е 30 4, 96 22, 0, 5=6, 63 ; 2расч=4, 96
Т. к. 2расч 13. 2 Режим работы зон, участков, складов.
А/к 1414 в целом работает по пятидневной рабочей неделе, с количеством рабочих дней в году - 250. В выходные дни работают только автомобили, обслуживающие договорных клиентов. В выходные дни также работает зона УМР и диспетчерский отдел (КПП) с неполным количеством персонала.
Все административные и организационные службы работают в одну смену с 800 до 1700 с обеденным перерывом с 1230 до 1330. Зона ТО-1 работает в одну смену с 1300 до 2200 с часовым обеденным перерывом. Зона ТО-2 работает в одну смену с 800 до 1700.
Зона ТР и все посты, входящие в её состав работают в две смены. Первая смена с 800 до 1700 является основной. Вторая смена с 1700 до 2000 является продлённой, работы ведутся с меньшим количеством рабочих. Зона УМР. Участок мойки работает в одну смену с 700 до 1600. Участок санобработки работает в одну смену с 1430 до 2200. 13. 3 План производственных помещений.
Технологическая планировка зон ТО и ТР представлена на рис. 13. Расположение зон, участков, складов приведено в пункте 12.
Схема расстановки оборудования подробно представлена в отделении ремонта и регулировки топливной аппаратуры (карбюраторное отделение). Планировка рабочего места карбюраторщика представлена на рис. 16. 14. Характеристика ОПФ в денежном виде.
Переоценка ОПФ производилась на 1. 01. 1997 г. с применением специальных повышающих коэффициентов. 14. 1 Стоимость по маркам моделей. Марка транспортного средства Спис. кол-во Стоим. всех а/м Стоим. 1-го а/м Грузовые автомобили 1. ГАЗ 52-01 хлеб 32 694550, 4 21704, 7 2. ГАЗ 52 фургон 15 340578 22705, 2 3. ГАЗ 53-12 с ГПБ 27 1110869, 1 41143, 3 4. ГАЗ 53 фургон 8 248177, 6 31022, 2 5. ГАЗ 53 бортовой 14 287751, 8 20553, 7 6. ГАЗ 53-07 фургон изотермический 3 77002, 5 25667, 5 7. Робур АД 3000 4 168445, 2 42111, 3 8. ЗИЛ ММЗ 45023 2 72468, 6 36234, 3 9. ЗИЛ 13013 седельный тягач 15 994764 66317, 7 10. ЗИЛ 131 МТО 2 62096, 2 31048, 2 11. КАЗ 608 седельный тягач 2 66378, 4 33189, 2 12. КаМАЗ 5410 2 167439, 8 83719, 9 13. Авиа 31 бортовой 1 59997, 8 59997, 8 14. Авиа 21 фургон 1 72783, 4 72783, 4 15. ЗИЛ 130 бензовоз 1 49013, 5 49013, 5 16. ГАЗ 53-12 бензовоз 1 23648, 5 23648, 5 Легковые автомобили 1. ГАЗ 24 1 17596, 1 17596, 1 2. ГАЗ 31029 1 35398, 9 35398, 9 3. Москвич 214122 1 23414, 4 23414, 4 4. ИЖ 2715 1 22761, 7 22761, 7 Автобусы 1. Кавз 3270 2 80172, 4 40086, 2 2. Кавз 3771 1 60832, 5 60832, 5 3. Лиаз 677 1 83370, 2 83370, 2 14. 2 Стоимость производственно-технической базы. Наименование Балансовая стоимость, тыс. руб. Амортизационные отчисления % в год Амортизационные отчисления % в месяц Здания 1. Профилакторий 712210 1, 7 0, 142 2. Мастерские 68365, 7 1, 7 0, 142 3. Кузница (пристройка) 81168, 2 1, 7 0, 142 4. Мойка 184910, 7 1, 7 0, 142 5. Шиномонтажный цех 181530, 9 1, 7 0, 142 6. Контора 220204, 8 1, 0 0, 084 7. Центральный склад 237002, 3 1, 7 0, 142 8. КПП (диспетчерская) 102294, 4 1, 7 0, 142 9. Здание 2х этажное 89332, 8 1, 2 0, 1 10. Станция диагностики 155007, 6 1, 0 0, 084 11. Производственный корпус 2350589, 7 1, 0 0, 084 Сооружения 1. Мостовая на территории 777159, 3 3, 2 0, 267 Стоимость всех ОПФ. Балансовая стоимость, тыс. руб. Всего основных фонд ов 17204507, 6 в т. ч. фонды основного вида деятельности 17120315, 4 здания 4382613, 9 сооружения 777159, 3 передаточные устройства 613222, 9 машины и оборудование 1897766, 3 хоз. инвентарь 22181, 7 транспортные средства 9427481, 3 непроизводственные фонды и торговое оборудование 84125, 3 14. 3 Методика расчета амортизационных отчислений.
Амортизационные отчисления производятся на основе нормируемых амортизационных коэффициентов.
Методика расчета: годовой коэффициент амортизационных отчислений делится на 12 месяцев и получается месячный коэффициент отчислений. Месячный коэффициент умножается на балансовую стоимость здания и получается сумма амортизации в месяц (износ). От балансовой стоимости отнимается износ и получается остаточная стоимость. Каждый месяц вычисляется износ и из остаточной стоимости на 1-е число предыдущего месяца вычитается износ. Получаем остаточную стоимость на 1-е число текущего месяца. Амортизационные отчисления прекращаются только в случае равенства нулю остаточной стоимости. Объект считается самортизированным. Транспортные средства амортизируются 2-мя способами:
С помощью годового коэффициента амортизационных отчислений. Методика отчислений аналогична вышеописанному.
Амортизация производится по месячному пробегу автомобиля. Методика расчета: балансовая стоимость умножается на коэффициент, умножается на месячный пробег и получается износ. Из балансовой стоимости вычитается износ и получается остаточная стоимость. Каждый месяц вычисляется износ и из остаточной стоимости на 1-е число предыдущего месяца вычитается износ. Получается остаточная стоимость на 1-е число текущего месяца. И т. д. до обнуления остаточной стоимости. Коэффициенты амортизации для транспортных средств. Подвижной состав % в год от стоимости машины % в месяц от стоимости машины Грузовые автомобили грузоподъемностью: до 0, 5 т. 20, 0 От 0, 5 до 2 14, 3 более 2 т. С ресурсом до КР до 200 тыс. км. 200 - 250 0, 37 250 - 300 0, 3 300 - 400 0, 2 Легковые а/м (объём двигателя) 0, 17 до 1, 2 л. 18, 2 1, 2 - 1, 8 14, 3 1, 8 - 3, 5 11, 1 Автобусы (длина) до 5 м. 14, 3 до 7, 5 м 0, 22 более 8 м. 0, 17 15. Оценка состояния предприятия. Возможности развития.
АО “А/к 1414”является прибыльным, стабильно функционирующим предприятием. Несмотря на то, что в течение последних лет годовой объём перевозок постоянно снижается. В значительной мере снижение годового объёма перевозок связано с уменьшением списочного парка, падением объёмов перевозок в целом по народному хозяйству и переходом многих клиентов на собственные автомобильные перевозки. При оценке возможностей развития А/к 1414 надо учитывать, что предприятие обладает большими площадями, которые в настоящее время не используются в связи с сокращением списочного парка. Предприятие располагает развитой ремонтной базой, которая не является полностью загруженной.
Исходя из вышеперечисленного можно предположить следующие пути развития А/к 1414.
Не допускать чрезмерного сокращения списочного парка из-за списания старых автомобилей и своевременно пополнять новыми производительными моделями. Расширить список постоянных клиентов за счет улучшения работы с клиентурой в уже привлеченных отраслях, предоставления им услуг повышенного качества. Обновлять подвижной состав специализированными автомобилями, ориентируясь на потенциальных клиентов.
Увеличить коэффициент готовности подвижного состава за счет улучшения работы зон ТО и ТР.
Обладая избыточными площадями производственной зоны, целесообразно предоставлять услуги по ремонту и ТО автопредприятиям и частным лицам. Обладая избыточными площадями, целесообразно использовать эти площади для получения дополнительной прибыли: застройка пустующих площадей, сдача их в аренду, организация платных стоянок и т. д. 16. Индивидуальное задание
Предположим, что осуществляется перевозка молочных продуктов с молокозавода в магазин № 112 на территории НЛМК. Длина маршрута составляет 18 км. Планируемый годовой объём перевозок 1500 т. Расчет технико-эксплуатационных показателей. 1. Автомобиле часы работа подвижного состава. АЧР=aU*Дк*Тн=0, 701*250*8=1402 2. Время выполнения одной ездки. te=+tп-р=2, 8 ч. 3. Число ездок с грузом. Ne= АЧР/ te=500 4. Общий пробег. Lоб=Ne*=18000 км. 5. Общий объём перевозок. Qт=Ne*q*g=1500 6. Грузооборот. Рткм= Qт*lег=27000
Задание водителю на смену: к 800 прибыть в пункт погрузки, погрузиться, сделать два рейса, вернуться в АТП. Расчет зарплаты водителя за один день.
Перевозки осуществляются на автомобиле ГАЗ 53 фургон, грузоподъёмностью 3 тонны. Часовая тарифная ставка - 1486 руб. За выполнение плана перевозок - доплата 100 % от тарифа.
Доплата за подгоготовительно-заключительное время - 496 руб. Доплата за классность - 359 руб. Доплата за экспедирование - 297 руб. ЗП1д=8*(1486+1486+496+359+297)=32992
Пусть общие расходы АТП на 1 км. Пробега составляют 7500 руб. , тогда общие расходы АТП: C=C1км*Lоб=135 млн. руб. Установим расходную ставку: S=С/Qт=90000 руб. Установим счёт клиенту за 1 перевезенный ткм - 7000 руб. Общий счет клиенту (доход): Д=d*Pткм=189 млн. руб. Рассчитаем балансовую прибыль: БП=Д-С=54 млн. руб. Вычислим налоги: П=БП-(0, 2*БП+0, 17*БП)=34, 02 Рентабельность нового вида перевозок: R=П/С=25, 2 % - вентиляционный отсос - подвод сжатого воздуха - подвод энергии освещения верстак для разборки и сборки карбюраторов; прибор для проверки жиклеров карбюратора; стол для приборов; прибор для проверки карбюраторов; прибор для проверки топливного насоса; прибор для проверки пружины диафрагмы; прибор для проверки упругости пластин диффузоров;
прибор для проверки ограничителя максимального числа оборотов вала; стенной громкоговоритель; секционный стеллаж; урна для отходов цветных металлов; ларь для обтирочных материалов; умывальник; ящик для отходов; настольный электронаждак на два круга; подставка под оборудование; сверлильный станок; шкаф; огнетушитель; подцветочник; конторский стол; телефон; ванна для мойки деталей; пневматическое зажимное приспособление; Генеральный директор Зам по кадрам и восп работе Технический директор Коммерческий директор Директор по эксплуатации Главный бухгалтер экономист Отдел кадров ОТК отдел эксплуатации бухгалтерия БД Начальники отрядов РММ инженер ОЭ ГСМ операторы ЭВМ ПТО ОГМ Рис. 2. Структура управления предприятием Библиографический список.
Приложение № 1 к приказу Минавтотранса РСФСР от12. 08. 87. Правила перевозки грузов.
Шанин С. Н. Методические указания к расчетам норм затрат материальных ресурсов. Володин Е. П. , Громов Н. И. Организация и планирование перевозок автотранспортом: - М. Транспорт, 1982 г.