МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ КАДРОВ КУРСОВАЯ РАБОТА по экономической теории ТЕМА: МЕСТО КИТАЯ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ ТЮМЕНЬ- 1999 г. ПЛАН. ВВЕДЕНИЕ. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО В КИТАЕ Глава 1. ОБЪЯСНЕНИЯ КИТАЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА Глава 2. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ Глава 3. ХАРАКТЕР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В КИТАЕ Глава 4. ХАРАКТЕР ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ В КИТАЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО В КИТАЕ
Одним из важнейших событий мировой экономической истории последней четверти XX века стали беспрецедентные успехи экономики Китая. С начала экономических реформ в 1978 г. по 1997 г. валовой внутренний продукт этой страны увеличился в 5, 7 раз, или на 9, 6% в среднем в год (граф. 1). Это означает, что он удваивался с рекордной скоростью -- каждые 7, 5 лет! График 1. Индексы ВВП (1978=100%)
За прошедшие 19 лет производство ВВП на душу населения в Китае возросло в 4, 4 раза, производительность труда (ВВП на одного занятого) -- в 3, 6 раза (табл. 1). За те же годы ВВП России уменьшился на 30%.
Если в 1978 г. китайский ВВП был меньше российского на 23%, то в 1997 г. он уже превышал российский в 6, 2 раза. Если в 1978 г. душевое производство ВВП в Китае составляло 11% от российского уровня, то в 1990 г. оно поднялось до 23%, а к 1997 г. достигло уже 75%. Таблица 1. Экономический рост в Китае По ППС в ценах 1993 г. 1978 1997 Среднегодовые темпы прироста ВВП, млрд долларов США 670 3827 9, 6 ВВП на душу населения, доллары США 708 3119 8, 2 ВВП на 1 занятого, доллары США 1656 5885 6, 8
При сохранении в ближайшее время в экономике Китая тенденций развития, сложившихся в последнее десятилетие, и даже при существенном ускорении экономического роста в России (до 4-5% ежегодно), не позднее 2005 года Китай обойдет Россию уже и по показателю ВВП на душу населения (граф. 2). К этому времени китайская экономика по размерам ВВП превзойдет американскую и станет крупнейшей в мире. График 2. ВВП на душу населения в Ките (Россия = 100%)
Существует нескольких гипотез, пытающихся объяснить китайское чудо. ОБЪЯСНЕНИЯ КИТАЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА
Гипотеза 1 - отсталость. Утверждается, что китайская экономика растет так быстро потому, что уровень развития в Китае был низким, а темпы роста слаборазвитых стран выше, чем более развитых стран.
График 3 показывает, что такой закономерности не существует. При одних и тех же душевых показателях ВВП возможен и быстрый рост и глубокое падение. Ни одна другая слаборазвитая страна не имела темпов роста, сколько-нибудь близких к китайским. Более того, темпы роста Китая оказались уникальными для всей мировой экономики.
График 3. Уровень экономического развития и темпы экономического роста в 1979-1996 гг. (209 стран)
Гипотеза 2- особенности структуры производства. Утверждается, что решающий вклад в ускорение экономического роста внесла структура китайской экономики -- низкая доля промышленности и высокая доля сельского хозяйства.
На самом деле вопреки широко распространенным заблуждениям удельный вес промышленности в ВВП в Китае был не ниже, а выше, чем в России (табл. 2). Однако более низкий удельный вес промышленности в России не способствовал повышению темпов ее экономического роста. И наоборот, более высокий показатель Китая не способствовал замедлению его темпов роста по сравнению с Россией. Таблица 2. Отраслевая структура экономики, % Показатели 1978 1997 ВВП всего, в том числе: 100 100 сельское и лесное хозяйство 28, 4 20, 6 промышленность и строительство 48, 6 48, 4 сфера услуг 23, 0 31, 1 Все занятые, в том числе: 100 100 сельское и лесное хозяйство 70, 5 52, 9 промышленность и строительство 17, 4 22, 9 сфера услуг 12, 1 24, 1
Гипотеза 3- особенности структуры занятости. Утверждается, что более высокие темпы роста в Китае объясняются высоким удельным весом сельскохозяйственного населения в начале реформ (табл. 2).
График 4 показывает, что темпы экономического роста не зависят от структуры занятого населения. При доле занятых в сельском хозяйстве на уровне, близком к 70, 5% (Китай в 1978 г. ), значения среднегодовых Темпов экономического роста в разных странах колеблются от -6, 0% до +8, 2%. Следовательно, структура занятости не объясняет высокие темпы экономического роста в Китае. График 4. Удельный вес занятых в сельском хозяйстве, %
Гипотеза 4- национальная специфика. Утверждается, что феноменальные результаты экономического развития Китая обусловлены уникальными чертами китайского национального характера, в том числе такими, как трудолюбие, самоотверженность, неприхотливость.
Если бы это было так, то Китай отличался бы высокими темпами экономического развития на протяжении всей своей истории. Однако в течение первых трех четвертей XX века китайская экономика имела очень низкие темпы роста, которые периодически становились отрицательными. До недавнего времени Китай относился к наиболее бедным странам мира, а реальная угроза голода была ликвидирована лишь несколько лет назад. В 1952-1978 гг. ВВП на душу населения в Китае снижался и по отношению к российскому и по отношению к среднемировому уровням (табл. 3, граф. 5). Таблица 3. ВВП на душу населения по ППС в иенах 1993 г. Показатели До начала реформ в Китае С начала реформ в Китае 1952 1961 1970 1976 1980 1985 1990 1997 В долларах США Мир 2529 3132 4065 4586 4884 5116 5552 5961 Россия 2629 3745 5323 6156 6245 6554 6985 4140 Китай 353 309 516 619 792 1195 1602 2897 В % к миру: Китай 14, 0 9, 9 12, 7 13, 2 16, 2 23, 4 28, 9 48, 6 График 5. ВВП на душу населения в Китае в % в 1952-1978 гг.
Лишь в конце 70-х годов произошел перелом в тенденциях развития, и Китай с огромной скоростью стал сокращать свое отставание от многих стран мира, включая и Россию. Таким образом, лишь в конце 70-х годов в Китае произошло то, что привело в движение гигантский потенциал развития, о существовании которого многие и не подозревали. Очевидно, эти радикальные перемены были вызваны именно экономическими реформами.
Гипотеза 5- характер экономической политики. Поэтому кажется вполне очевидным, что успехи китайской экономики обусловлены примененной моделью экономического реформирования. В отличие от России, где осуществлялись, как утверждается, либеральные реформы (т. н. шоковая терапия), в Китае реформы носили постепенный (градуалистский) характер. В отличие от России, где государство "ушло" из экономики, в Китае государство сохранило значительный контроль за экономикой, а его роль в экономическом развитии заметно возросла.
Для проверки этой гипотезы рассмотрим, в какой степени результаты экономического развития зависят от масштабов участия государства в экономической жизни страны. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ
По каждому из основных направлений экономической политики (политики занятости, социальной, внешнеэкономической, денежно-кредитной, бюджетной) определены важнейшие показатели участия государства в экономической жизни. Их различные величины, а также направления и скорость их изменений свидетельствуют об осуществлении той или иной модели экономических реформ (табл. 4). Таблица 4. Типы экономических реформ Направления экономической политики Показатели
Значения показателей в зависимости от типа экономических реформ Реформы
Постепенные (градуалистские, со значительными масштабами государственного вмешательства) Либеральные (быстрые, т. н. шоковая терапия) 1. Политика занятости Удельный вес в общей численности занятых: - занятых в государственном секторе Высокий Низкий - занятых в государственном аппарате управления Высокий Низкий 2. Социальная политика Социальные субсидии в % к ВВП Высокие Низкие
Удельный вес лиц, получающих субсидии и пособия из госбюджета Высокий Низкий 3. Внешнеэкономическая политика Импортные пошлины в % к объему импорта Высокие Низкие Среднегодовые темпы снижения валютного курса, % Высокие Низкие 4. Денежно-кредитная политика Среднегодовые темпы: - прироста кредитов ЦБ Высокие Низкие % прироста денежной массы Высокие Низкие 5. Бюджетная политика В % к ВВП: - государственные налоги Высокие Низкие - государственные расходы Высокие Низкие - государственные субсидии Высокие Низкие - государственное потребление Высокое Низкое - бюджетный дефицит Высокий Низкий - государственный долг Высокий Низкий
Если значения показателей, характеризующих степень вмешательства государства в экономическую жизнь высоки, или увеличиваются, или снижаются, но медленно, то это свидетельствует о постепенном, градуалистском, варианте экономических реформ.
Если значения показателей, характеризующих степень вмешательства государства в экономическую жизнь низки, или снижаются, или снижаются особенно быстро, то это свидетельствует о либеральном характере варианте осуществляемых экономических реформ. ХАРАКТЕР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В КИТАЕ
Политика в сфере занятости. За первые два года экономических реформ в Китае удельный вес занятых в государственном секторе сократился с 94, 9 до 26, 6%. К 1995 г. он снизился до 18, 9%. После шести лет экономических реформ в России доля занятых в государственном секторе остается по-прежнему выше, чем в Китае после двух лет реформ и почти вдвое выше, чем в Китае в настоящее время. Таблица 5. Политика занятости, социальная политика Показатели 1978 1998 Удельный вес в численности занятых, % - занятых в государственном секторе 94, 9 18, 9 - занятых в аппарате государственного управления 1, 2 1, 7
Удельный вес в численности населения лиц, получающих пособия и субсидии из госбюджета 5, 6 3, 4 Расходы на социальное обеспечение в % к ВВП 4, 0 0, 9 Уровень безработицы, % 5, 3 2, 9
Удельный вес занятых в аппарате государственного управления увеличился в обеих странах: в Китае за 17 лет -- на 40%, в России за 6 лет -- на 90%. В настоящее время российский показатель выше китайского в 2, 6 раза, а после сокращения численности аппарата управления в Китае на 4 млн. чел. , объявленного на последней сессии ВСНП, будет превышать его вчетверо
Социальная политика. Доля лиц, получающих пособия, субсидии и дотации из государственного бюджета, достаточно низкая в Китае и в начале реформ, в дальнейшем была сокращена вдвое. В отличие от этого доля лиц, получающих финансовую поддержку из бюджета в России, и в начале реформ превышавшая китайский уровень более чем вчетверо, за последние 6 лет увеличилась еще на 16%. Теперь разрыв по этим показателям между Россией и Китаем является восьмикратным.
Благодаря как уменьшению числа лиц, получающих поддержку из бюджета, так и сокращению величины пособий, приходящихся в среднем на одного человека, общая сумма расходов на социальное обеспечение и потребительские субсидии в Китае сократилась с 4, 0 до 0, 9% ВВП. В отличие от этого социальные расходы в России не только не уменьшились, но и существенно возросли -- с 6, 3 до 12, 6% ВВП. Теперь разрыв по этим показателям между Россией и Китаем вырос до четырнадцатикратного.
В результате сокращения расходов на пособия по безработице в Китае заметно уменьшились стимулы для регистрации работоспособных граждан в качестве безработных. Уровень безработицы сократился почти вдвое -- с 5, 3 до 2, 9%, а доля занятых во всем населении поднялась с 42, 3% в 1978 г. до 53% в 1997 г. , что способствовало ускорению экономического развития. Из-за увеличения социальных расходов в России стимулы к участию трудоспособных граждан в производительной деятельности заметно уменьшились. Во многом благодаря этому уровень безработицы возрос с 2, 6% в 1991 г. до 9% в 1997 г. , в то время как доля занятых в общей численности населения сократилась с 49, 7 до 44, 4%. Сокращение численности занятых и их удельного веса в общей численности населения способствовало углублению экономического кризиса в России.
Внешнеэкономическая политика. Либерализации внешнеэкономической деятельности в Китае привела к сокращению фактически взимаемых импортных таможенных пошлин с 17, 7% от объема импорта в 1978 г. до 2, 5% в 1996 г. В отличие от этого в России произошел переход от относительно либеральной внешнеторговой политики к протекционизму -- отношение импортных пошлин к общему объему импорта возросло с 0, 7% в 1992 г. до 5, 3% в 1997 г. (табл. 6). Таблица 6. Внешнеэкономическая политика и ее результаты Показатели 1978 1998 Импортные пошлины в % к импорту 17, 7 2, 5 Темпы прироста экспорта, % 2, 3 18, 7 Темпы прироста импорта, % 2, 8 19, 5 Экспорт в % к ВВП 5, 1 17, 1 Импорт в % к ВВП 6, 3 15, 2 Удельный вес машин и оборудования в экспорте, % 4, 2 23, 4 Иностранные инвестиции в % к ВВП 0, 11 5, 8
Китай практически не пользовался таким инструментом протекционистской политики как девальвация национальной валюты. Среднегодовые темпы снижения валютного курса в 1979-1997 гг. (8, 3%) были весьма умеренными. В отличие от этого среднегодовые темпы снижения валютного курса в России оказались почти в 12 раз выше.
Итогом проведения либеральной внешнеэкономической политики в Китае стало повышение годовых темпов прироста внешней торговли с 2-3% в 1978 г. до 17-20% в 1996 г. и увеличение удельных весов экспорта и импорта в ВВП с 5-6% накануне реформ до 15-17% в 1996 г. Объем китайского экспорта за 18 лет вырос в 15, 2 раза, импорта -- в 12, 5 раза. Приток прямых иностранных инвестиций в китайскую экономику увеличился с 0, 11% ВВП в 1978 г. до 5, 08% ВВП в 1997 г. Активизация участия Китая в международном разделении труда способствовала повышению его темпов экономического роста.
Усиление протекционизма во внешнеэкономической политике в России привело к сокращению годовых темпов прироста экспорта и импорта с 7-9% в 1994--1995 гг. до 0, 5-3, 8% в 1997 г. В результате отношение экспорта и импорта к ВВП в 1997 г. (22-28%) оказалось на уровне, близком к показателям 1990 г. (26-37%). В последние годы наметился прирост прямых инвестиций в российскую экономику, однако, их объемы даже в 1997г. остаются на порядок ниже иностранных инвестиций в экономику Китая.
Денежно-кредитная политика. Китайские власти в течение всего периода реформ проводили весьма сдержанную денежную политику. Среднегодовые темпы прироста кредитов Национального банка Китая в 1992-1997 гг. не превышали 15%, а среднегодовые темпы прироста денежной массы за вычетом темпов прироста реального ВВП -- 17, 3%. Благодаря этому среднегодовые темпы инфляции в Китае составили чуть более 10%, а ее негативное воздействие на экономическое развитие оказалось незначительным.
Бюджетная политика. Относительно низкие темпы инфляции в Китае удалось обеспечить благодаря умеренным темпам прироста денежной массы, которые, в свою очередь, были обусловлены сдержанным кредитованием Национального банка. Умеренные масштабы кредитования выдерживались благодаря незначительным размерам бюджетного дефицита. Его величина была сокращена с 5, 1% ВВП в 1979 г. до 1, 2% ВВП в 1981 г. и затем в течение всего периода реформ сохранялась в пределах 1, 4-2, 2% ВВП.
Китайские власти совершили беспрецедентное в мировой экономической практике сокращение налогов -- с 30, 4 % ВВП в 1979 г. до 10, 3% ВВП в 1996 г. Снижение налогов повлекло за собой уменьшение всех государственных доходов --с 31, 3% ВВП в 1979 г. до 11, 5% ВВП в 1996 г.
Колоссальное сокращение государственных доходов не вызвало дестабилизирующих макроэкономических последствий только потому, что одновременно с этим и даже с опережающей скоростью происходило радикальное сокращение всех государственных расходов -- с 36, 4% ВВП в 1979 г. до 13, 1% ВВП в 1996 г.
Сокращению подверглись практически все составные части расходов, но в особенности расходы на инвестиции, субсидии, дотации, оборону, народное хозяйство, социальное обеспечение (график 6).
График 6. Государственные расходы по статьям в %к ВВП в Китае Государственное потребление было уменьшено с 15, 2 до 10, 6% ВВП. В структуре общих государственных расходов наиболее резко были сокращены расходы центрального правительства (tm) с 20, 7% ВВП в 1979 г. до 3, 8% ВВП в 1996 г. Снижение расходов на провинциальном уровне было осуществлено в меньших, но, тем не менее, также весьма впечатляющих размерах -- с 15, 7 до 8, 3% ВВП. ХАРАКТЕР ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ В КИТАЕ
Таким образом, главной причиной, обусловившей ускоренное развитие Китая, является характер проводившейся экономической политики. Вопреки широко распространенным заблуждениям в 1979-1997 гг. в Китае проводились не постепенные (градуалистские), а либеральные экономические реформы. При этом степень либеральности и радикальности проводимых в Китае реформ, по всей видимости, не имеет аналогов в мировой истории. Результатом воплощения на практике либеральной экономической модели стало беспрецедентное сокращение масштабов государственной нагрузки по всем направлениям, обеспечившее китайской экономике рекордные темпы роста.
Либеральная экономическая политика в Китае обеспечила не только феноменальные экономические результаты -- она способствовала существенному улучшению всех показателей человеческого развития. Возрастание государственной нагрузки на экономику в России сопровождалось относительным и абсолютным ухудшением этих показателей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В тезисах настоящей работы совершенно очевидно определяется место Китая в мировой экономике. Еще 20 лет тому назад, Китай будучи“голодным”, в настоящее время “кормит”не только себя. Весь мир заполнен китайскими товарами, качество которых часто весьма высокое. Это радиоэлектроника, станки и технологическое оборудование, металлы, ткани, ковровые изделия, продукция сельскохозяйственного производства, тысячи видов современных игрушек, изделия легкой промышленности. Развит экспорт вооружений, производимых, в основном, по российским лицензиям. По данным за январь 1999 года объем промышленного производства в Китае составил 18, 2 млрд. долларов США. К 2000 году Китай планирует достигнуть оборота в 11 млрд. долларов в компьютерной индустрии, что позволит ему стать одним из крупнейших в мире производителей компьютерной техники.
За короткий период Китай превратился в экономически развитую страну и занял достойное место в мировой экономике. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
У Сяоцю. “Китай привык опирать только на собственные силы”. Газета “Республика”, №242 от 02. 10. 1998 г. Тажельдинов К. “Экономика Китая. Современные аспекты”, “Альдыз”, 1997 г. Юксаков В. “Лидеры мировой экономики”. “Знание”, М. , 1998 г. “Тайна китайского экономического чуда”. Бюллетень по проблемам экономической и социальной политики от 25. 01. 1999 г.