СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...... 3 1 СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГАТТ……………………………………… 6 2 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВТО…………………………. 18 3 РОССИЯ И ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ…………...... 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……...…………………………………………………...... 39 ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………. 43 ВВЕДЕНИЕ
В современном мире центр тяжести сместился в сторону многостороннего экономического сотрудничества. С точки зрения выработки норм, регулирующих торговую политику в международном праве, доказательством этому служит то, что подавляющее большинство стран мира (132) входит в универсальную многостороннюю систему торгово-политического регулирования ГАТТ/ВТО, 30 стран подали официальные заявки на вступление в нее, а ряд стран, не являющихся членами ГАТТ/ВТО применяют их в рамках уже упомянутых соглашений о партнерстве, и сотрудничестве, торговые разделы которых целиком построены на нормах ГАТТ. Всемирная Торговая Организация (ВТО) —“World Trade Organization” начала действовать с 1-го января 1995 года. Ее создание—результат сложных и многоплановых международных торговых переговоров, в которых участвовало 125 государств. Переговоры, проводившиеся в рамках ГАТТ, получили название Уругвайский раунд (переговоры были открыты в городе Пунта-дель-Эсте, Уругвай, в сентябре 1986 года, почему и получили это название). Эти переговоры установили своеобразный рекорд по своей продолжительности (сентябрь 1986 года—декабрь 1993 года) и по широкому кругу вопросов, ставших предметом переговоров. Официально переговоры были завершены на совещании министров участвовавших стран в городе Марракеше 15 апреля 1994 года подписанием Заключительного акта, который открыл для подписания Соглашение об учреждении ВТО. Всемирная Торговая Организация —это организационный межгосударственный механизм, задача которого обеспечить реализацию правовых документов, появившихся в итоге Уругвайского раунда, создать базу для дальнейших переговоров в сфере международной торговли товарами и услугами.
Моделью, на основе которой создается ВТО, является ГАТТ, которое фактически на протяжении нескольких десятилетий 1948—1994 гг. выполняло функции международной торговой организации. В Соглашении о создании ВТО прямо сказано, что ВТО в своей деятельности будет руководствоваться решениями, процедурами и практикой ГАТТ. То же относится и к механизму принятия решений, и к структуре органов ВТО. Секретариат ГАТТ стал именоваться “Секретариат ВТО”, а Генеральный директор ГАТТ— Генеральным директором ВТО. Основой правовой системы ВТО по-прежнему остается Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле. Достаточно сказать, что из основных 56 правовых документов, входящих в систему ВТО, примерно 50—это ГАТТ в его новой редакции 1994 года (ГАТТ-1994) и правовые документы, интерпретирующие, развивающие статьи ГАТТ или вводящие в его орбиту новые области. В течение 1995 года прежнее ГАТТ (его теперь называют ГАТТ-1947) и ВТО существовали параллельно. Затем страны-участницы ГАТТ вошли в ВТО, и ГАТТ окончательно стало составной частью ВТО. Однако и здесь ГАТТ сохраняет во многом свою автономию и в правовом, и в организационно-процедурном плане. ВТО во многом —более жесткое по характеру создаваемых обязательств ГАТТ, дополненное рядом обязательств, и существующие параллельно с ним под эгидой ВТО Генеральное Соглашение по Торговле Услугами (ГАТС) и Соглашение по Торговым Аспектам Прав Интеллектуальной Собственности (ТРИПС).
Но одно направление уже определилось —правовой комплекс, лежащий в основе ВТО, определяет те правовые условия, на основе которых мировая торговля товарами и услугами будет осуществляться в ближайшие годы. Правительства стран-участниц ВТО, взяв на себя жесткие обязательства, одновременно создают для своих экспортеров и импортеров, предпринимателей и потребителей более открытые, универсальные (с точки зрения охвата ими многих стран) и предсказуемые “правила движения” на мировом рынке товаров и услуг. Страны, находящиеся вне системы этих правил, окажутся на периферии мировой торговой системы и не смогут участвовать в намеченных на ближайшие годы новых многосторонних переговорах по ее развитию.
Цель настоящей работы — изучить вопрос о новом международном учреждении —ВТО, познакомить с ее структурой, механизмом принятия решений, уже определившимися направлениями ее деятельности. Поскольку, как это отмечалось выше, ГАТТ—это основа ВТО и база многостороннего регулирования международной торговли товарами, значительная часть работы связана с анализом почти полувековой деятельности ГАТТ, включая новые направления его активности. Настоящая работа дает представление о сложном международном межгосударственном механизме, на основе которого развивалась международная торговля в предшествующие десятилетия и который в новом качестве становится основой для развития международного обмена товарами и услугами ближайшего десятилетия. На базе этого международного механизма построены или будут построены торгово-политические режимы подавляющего большинства стран мира, которые уже сейчас применяются в жесткой форме к экспорту и импорту России. 1. СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГАТТ
Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле (ГАТТ) —это, прежде всего, многостороннее соглашение, содержащее принципы, правовые нормы и правила, которыми должны руководствоваться во взаимных торговых отношениях участвующие в нем страны (аббревиатура ГАТТ происходит от заглавных букв его английского наименования “The General Agreement on Tariffs and Trade”).
Сложившееся на основе этого Соглашения международное учреждение в течение примерно 40 лет выполняло функции международной организации по вопросам торговли и являлось центральным международным учреждением, в рамках которого страны-члены осуществляли контроль за выполнением Соглашения, вели многосторонние торговые переговоры, рассматривали спорные вопросы, обсуждали важнейшие проблемы международной торговли и принимали решения, касающиеся правовых основ международных торговых отношений.
Важная особенность, заложенная в “конструкцию” Генерального Соглашения, —это возможность его совершенствования, развития правовых норм соглашения и его организационных форм в соответствии с меняющимися условиями внешнеэкономических связей. В этом одна из причин жизнестойкости Соглашения, объясняющая, почему ГАТТ целиком инкорпорирован в ВТО.
История создания ГАТТ уходит к первым послевоенным годам в связи с предпринимавшимися в 1946-1948 годах усилиями создать в рамках ООН Международную Торговую Организацию (МТО). Еще 18 февраля 1946 года на своем первом заседании Экономический и социальный совет ООН принял резолюцию 13(1), которая призывала к созыву Конференции ООН по Торговле и Занятости. Созданный на базе этой резолюции Подготовительный комитет провел два заседания: одно — в Лондоне (октябрь-ноябрь 1956 г. ), другое —в Женеве (апрель-октябрь 1947 г. ). В промежутках между ними работала редакционная группа в Нью-Йорке (Лейк Саксесс, январь-февраль 1947 г. ). В итоге этих заседаний был выработан проект Устава МТО, включивший раздел, позже ставший Генеральным Соглашением по Тарифам и Торговле.
Заседание подготовительного комитета в Женеве в 1947 году проходило по двум направлениям: одно— разработка текста Устава МТО, другое —переговоры о взаимном снижении таможенных тарифов. Эти переговоры по существу вылились в самостоятельную конференцию, завершившуюся 30 октября 1947 года принятием Заключительного акта. Заключительный акт учреждал ГАТТ в качестве временного соглашения, регулирующего торговые отношения на период до вступления в силу Устава МТО, и содержал протокол о временном применении Генерального Соглашения по Тарифам и Торговле, которое в это время включало те положения проекта Устава Международной Торговой Организации, которые регулировали вопросы внешнеторговой политики.
Генеральное Соглашение вошло в силу 1 января 1948 года после того, как восемь стран (Австралия, Бельгия, Франция, Люксембург, Голландия, Великобритания, США и Куба) первыми подписали протокол о его временном применении. Вслед за тем, до 30 июля 1948 года, еще пятнадцать стран (Новая Зеландия, Норвегия, ЮАР, Бразилия, Бирма, Шри-Ланка, Индия, Пакистан, Зимбабве, Ливан, Сирия, Чили, ЧССР, Китай и Гаити) подписали его, и общее число участников в ГАТТ достигло 23. Тем временем в Гаване (Куба) была созвана Конференция ООН по Торговле и Занятости (21. Х1. 1947 г. —24. 111. 1948 г. ), которая должна была рассмотреть проект Устава МТО и принять его. Конференция завершилась принятием Заключительного акта, содержавшего так называемую Гаванскую Хартию—Устав МТО. Гаванский устав включал в себя кроме положений, относящихся к вопросам торговой политики, вопросы, касавшиеся экономического развития, полной занятости, ограничительной деловой практики, капиталовложений, международных товарных соглашений, а также административно-правовые положения, определявшие статус МТО.
Поправки, изменения и дополнения, внесенные в ту часть Хартии, которая касалась вопросов торговой политики, были перенесены в текст ГАТТ. Это сделали сессии стран-участниц ГАТТ, первая из которых проходила в марте 1948 года в Гаване, а вторая—осенью того же года в Женеве. Одновременно первая сессия стран-участниц ГАТТ приняла решение, что Временная комиссия, учрежденная Конференцией по Торговле и Занятости для подготовки создания МТО, будет выполнять функции Секретариата ГАТТ и в этом качестве обслуживать его.
Дальнейшая история ГАТТ развивалась следующим образом. В декабре 1950 года правительство США заявило о своем отказе от намерения добиваться ратификации Конгрессом Устава МТО, в результате чего вопрос о создании Международной торговой организации на основах, согласованных в Гаване, был закрыт, и Генеральное Соглашение осталось единственным многосторонним документом, содержащим принципы и правила международной торговли.
Текст Генерального Соглашения в том виде, в котором он начал действовать в 1948 году, вобрал в себя и кодифицировал торгово-политический опыт, накопленный к этому времени. Одновременно положения ГАТТ отражали экономическую и политическую ситуацию, существовавшую в мире во второй половине 40-х годов. Поэтому довольно скоро выяснилось, что положения ГАТТ отстают от требований развивающихся международных экономических отношений, в связи с чем развернулся процесс модификации и модернизации положений ГАТТ. Он проходил в несколько этапов и продолжается в настоящее время. В 50-е годы многие статьи были дополнены примечаниями и пояснениями, интерпретирующими эти статьи. В ряде случаев такая интерпретация существенно развивала положения ГАТТ. В частности, в 1954-1955 годах страны-участницы ГАТТ предприняли попытку создать на базе Генерального Соглашения Организацию Торгового Сотрудничества (ОТС), которая закончилась безуспешно. В связи с этим девятая сессия стран-участниц внесла ряд поправок и дополнений в текст ГАТТ, вошедших в силу в октябре 1957 года. Следующий этап существенной модернизации ГАТТ был связан с принятием специальной сессией стран-участниц ГАТТ в конце 1964 года части ГАТТ, где определялись условия применения положений ГАТТ к развивающимся странам. Она вошла в силу в 1966 году.
Наиболее существенная модернизация ГАТТ произошла в конце 70-х годов. Она была связана с итогами Многосторонних Торговых Переговоров “Токио-раунд”. Договоренности и соглашения МТП распространили сферу действия ГАТТ на новые области торгово-политического регулирования и существенно видоизменили характер действия ряда статей ГАТТ. Наконец, радикальная модернизация ГАТТ стала результатом Уругвайского раунда, о чем более подробно будет сказано ниже. В настоящее время ГАТТ существует параллельно с ВТО. В составе ВТО действует ГАТТ-1994 и независимо от него продолжает функционировать ГАТТ-1947. Это положение сохранялось в 1995 году, поскольку страны-участницы ГАТТ-1947 могли в течение двух лет присоединиться к ВТО.
Не менее сложна история формирования ГАТТ в качестве международного экономического учреждения. Первое время Соглашение обслуживалось небольшим Секретариатом и не имело установившейся межгосударственной организационной структуры, если не считать периодически созывавшиеся сессии договаривающихся сторон. На шестой сессии ГАТТ был создан Межсессионный комитет, действовавший как межправительственный орган в период между сессиями стран-участниц. Позже на его основе был создан Совет представителей ГАТТ и другие межправительственные органы. Однако межправительственный аппарат ГАТТ сложился и развивался на так называемой фактической основе, поскольку правовая база для создания постоянной межправительственной структуры в Соглашении отсутствовала.
В 1955-1956 годах страны-участницы ГАТТ предприняли попытку крупной организационной реформы ГАТТ, имея в виду создать на его основе постоянно действующую Организацию торгового сотрудничества. Однако вследствие негативной позиции США и разногласий между США и странами Западной Европы эта реформа ГАТТ так и не состоялась.
Во второй половине 50-х и в начале 60-х годов в составе ГАТТ появились регулярно действующие межправительственные органы: Совет ГАТТ, Комитеты ГАТТ и Рабочие группы, и заметно расширились и окрепли функции Секретариата ГАТТ. Важное место в организационной структуре ГАТТ заняли периодически организуемые под эгидой ГАТТ переговорные конференции, направленные на выработку соглашений по снижению тарифных и нетарифных барьеров в торговле. За время существования ГАТТ эти переговорные конференции заняли в общей сложности 25 лет, включая Уругвайский раунд.
В начале 80-х годов, в значительной степени как итог переговоров “Токио-раунд”, произошли существенные перемены в структуре регулярно действующих органов ГАТТ. К восьми основным межправительственным органам (Сессия стран-участниц; Совет представителей; Комитет по торговле и развитию; Антидемпинговый комитет; Комитеты: по текстилю и одежде; по ограничениям, вытекающим из состояния платежного баланса; по административным, финансовым и бюджетным вопросам и Группа “18”) добавилось еще более 20-ти новых межправительственных органов: комитеты, подкомитеты и советы. В результате к началу 80-х годов сложилась многопрофильная межправительственная организационная структура ГАТТ, сочетающая более широкий охват проблем международной торговли со значительно более узкой специализацией отдельных органов ГАТТ и концентрацией близких по характеру вопросов в специализированных органах ГАТТ. Подобная структура открыла возможность для дальнейшего сосредоточения в рамках ГАТТ торгово-политических переговоров и решения вопросов международной торговли, а также более активного использования механизма ГАТТ для обсуждения спорных аспектов взаимоотношений стран-участниц.
Наконец, в 1994 году ГАТТ в его новой редакции и в консолидированном виде стал основой Всемирной Торговой Организации, ее важнейшей составной частью в области торговли товарами.
Современное ГАТТ —это комплекс многосторонних соглашений, содержащих кроме собственно текста Соглашения, начавшего действовать в 1948 году, ряд отдельных соглашений, развивающих его положения, распространяющих их на новые области; протоколы о тарифных уступках; протоколы, интерпретирующие применение статей ГАТТ; протоколы, определяющие условия, на которых отдельные страны присоединились к ГАТТ. Кроме того, текст Соглашения надо читать вместе с несколькими сотнями оговорок и пояснений, интерпретирующих статьи ГАТТ. В таком комплексном виде Генеральное Соглашение создает правовые основы для взаимной торговли стран-участниц. В этом качестве ГАТТ выполняет функцию многостороннего торгового договора для участвующих в нем стран и заменяет собой систему из нескольких тысяч двусторонних договоров и соглашений. Эта особенность ГАТТ дает немалые преимущества странам-участницам. Участие в ГАТТ открывает перед ними возможность использовать многостороннее торгово-политическое регулирование для развития внешней торговли, одновременно снимая заботы и материальные расходы, связанные с созданием и поддержанием сложной системы двусторонних договоренностей.
Другая важнейшая функция ГАТТ —это урегулирование споров. Здесь ГАТТ выполняет роль своеобразного международного арбитража, позволяя правительствам разрешать споры по вопросам торговли.
Как крупные, так и небольшие страны могут обратиться в ГАТТ с просьбой о рассмотрении спорного вопроса, если они считают, что их права по ГАТТ ущемляются другими государствами-участниками ГАТТ. Система разрешения споров основывается на статьях XII и XIII Соглашения (консультации, аннулирование или сокращение выгод). Согласно ГАТТ первый шаг в урегулировании споров—это двусторонние консультации спорящих сторон. При этом Генеральный директор ГАТТ и Секретариат ГАТТ могут, по просьбе сторон, оказать им содействие в организации и проведении таких консультаций. В том случае, если двусторонние консультации не приводят к разрешению спора, страны могут воспользоваться услугами специальных групп ГАТТ. Группа обычно состоит из трех экспертов из стран, не заинтересованных в существе вопроса. Они выслушивают мнение заинтересованных сторон и выносят решение на основе положений ГАТТ, интерпретации его статей и существующих прецедентов. Далее представляется доклад Совету ГАТТ. Доклад содержит выводы по существу спора и рекомендацию, обращенную к спорящим сторонам (или к одной из сторон). Совет на основе консенсуса может утвердить доклад группы (вся эта система перенесена в ВТО с той только разницей, что последней инстанцией в ВТО является Орган по разрешению споров). В этом случае спорящие стороны обязаны действовать в соответствии с выводами и рекомендациями. В том случае, если сторона, являющаяся нарушителем положений ГАТТ, не выполняет рекомендацию, потерпевшая сторона может попросить у членов ГАТТ разрешение на принятие ответных действий.
В 1979 году в итоге Токийского раунда было принято так называемое “решение, касающееся нотификаций, консультаций, разрешения споров и наблюдения” (решение от 28 ноября 1979 года), в котором содержится подробное изложение процедуры разрешения споров. Деятельность ГАТТ по разрешению споров вносит существенный вклад в создание целой системы толкований положений ГАТТ и прецедентов, обеспечивающих одинаковое понимание и применение статей ГАТТ его участниками и унификацию национальных норм и правил.
Вот лишь один пример этой многогранной деятельности. В марте 1987 года Совет ГАТТ создал группу экспертов для рассмотрения жалобы Канады и ЕС на введенный в 1986 году Соединенными Штатами сбор за таможенное оформление товаров в размере 0, 22% стоимости импортных товаров. В 1988-1989 годах этот сбор был уменьшен до 0, 17%. Канада и ЕС в своей жалобе подчеркивали, что этот сбор противоречит статьям II и VIII ГАТТ, согласно которым дополнительные сборы должны соответствовать стоимости оказанных услуг, а американские сборы это положение нарушали. К тому же целевое назначение этих сборов (финансирование некоторых обычных форм деятельности американской таможенной службы) также нарушало положение названных статей ГАТТ.
Группа экспертов пришла к выводу, что названные выше сборы США противоречат положениям ГАТТ и обязательствам США по этим статьям. Этот вывод был принят Советом ГАТТ в феврале 1988 года. США согласились с этим решением и сообщили, что соответствующие поправки к принятому бюджетному закону США будут направлены в Конгресс США. В октябре 1990 года представитель США проинформировал Совет ГАТТ о том, что новый закон США (Закон 1990 года о таможне и торговле) содержал положение, приводившее этот таможенный сбор США в соответствие с правилами ГАТТ (1).
В рамках ВТО создан специальный Орган по разрешению споров. Предполагается, что эти функции будут выполнять Генеральный совет, причем он будет проводить специальные заседания в качестве Органа по разрешению споров. В принципе процедурные вопросы в этой области будут базироваться на описанной выше практике и нормах ГАТТ.
Механизм разрешения споров в определенной степени может рассматриваться как форма давления на страну, не выполняющую свои обязательства, давления, заставляющего эти обязательства выполнять. ВТО, не меняя показанную выше процедуру разрешения споров, вместе с тем вносит ряд новых важных моментов в функционирование всей этой системы. Прежде всего, в ВТО произошла своеобразная интеграция механизмов разрешения споров, предусмотренных в ГАТТ, ГАТС, в кодексах ГАТТ, в один общий механизм—Орган по разрешению споров. При этом доклад и рекомендации группы экспертов могут быть до передачи в Орган по разрешению споров обжалованы в апелляционный совет. Вслед за этим доклад и рекомендации передаются в Орган по разрешению споров. Дальнейшая процедура—это рекомендация привести меру или меры, нарушающие положения ВТО, в соответствие с действующими нормами. Если это не будет сделано, то другая сторона получает право ввести меры, компенсирующие причиненный ей ущерб, или приостановить действия какого-либо обязательства в отношении нарушившей ее права страны.
В течение всей своей истории важнейшей функцией ГАТТ была организация Многосторонних торговых переговоров. Начальные раунды были посвящены в основном снижению таможенных тарифов. На более поздних этапах центр тяжести переговоров стал смещаться в области нетарифных мер в сторону создания новых принципов и правил функционирования международной торговой системы. В 70-е, 80-е и 90-е годы на переговорных конференциях в рамках ГАТТ обсуждались вопросы, оказывающие заметное влияние на формирование торгово-политического климата в международной торговле. Многосторонние торговые переговоры (1973-1979 гг. ), известные как “Токио-раунд”, заметно активизировали такое важное направление деятельности ГАТТ, как разработка новых принципов, правил и правовых норм международной торговли. Дальнейшее развитие это направление получило в ходе Уругвайского раунда МТП.
За время существования ГАТТ было проведено семь переговорных конференций. Восьмая конференция—Уругвайский раунд трансформировала ГАТТ в ВТО. Вот как выглядит эта сторона деятельности ГАТТ (см. таблицу 1). Переговорные конференции в рамках ГАТТ Таблица 1 № Место открытия и проведения Период времени Число участвующих стран Главные направления Название раунда переговоров 1 2 3 4 5 6 1 Женева (Швейцария) 1947 23 Снижение тарифов Женевская конференция 1947 г. 2 Аннеси (Франция) 1949 13 --- “ -- Конференция в Анесси 3 Торки (Англия) 1950 38 --- “ -- Конференция в Торки 4 Женева (Швейцария) 1956 26 --- “ -- Женевская конференция 1956 г. Продолжение табл. 1 1 2 3 4 5 6 5 Женева (Швейцария) 1960 – 1961 26 --- “ -- Диллон-раунд 6 Женева (Швейцария) 1964 – 1967 62 Снижение тарифов и разработка Антидемпингового кодекса Кеннеди-раунд 7 Токио, работа проходила в Женеве (Швейцария) 1973 – 1979 102
Снижение тарифов и разработка целого ряда договоренностей и кодексов Токио-раунд 8
Пунто-дель-Эсте (Уругвай). Работа конференции проходила в Швейцарии 1986 – 1994 125
Снижение таможенных барьеров, разработка соглашений по нетарифным барьерам, совершенствование системы ГАТТ, торговля услугами, создание ВТО Уругвайский раунд
Теперь организация и обслуживание многосторонних переговоров —это одна из функций ВТО, однако, как можно предполагать, исполнение этой функции будет базироваться на сложившейся в ГАТТ практике.
В ходе организации Переговорных конференций постепенно был отработан организационный механизм их проведения, существенно расширивший возможности ГАТТ по их организации и проведению. В самом Генеральном Соглашении это направление деятельности Договаривающихся Сторон первоначально было регламентировано очень слабо.
Участники переговоров сами определяли процедурные вопросы, организацию переговорных конференций и круг возможных участников. Например, начало многосторонним переговорам Токио-раунда (1973-1979 гг. ) было положено совещанием на уровне министров, проходившем 12-14 сентября 1973г. в Токио, под председательством министра иностранных дел Японии. Совещание было подготовлено Подготовительным комитетом, созданным в рамках ГАТТ, однако само совещание носило открытый характер, а круг участников совещания вышел за рамки стран-участниц ГАТТ. Принятый совещанием документ “Токийская декларация” явился правовой основой, своеобразной “конструкцией” переговоров. Для руководства переговорами был создан Подготовительный комитет. А сами переговоры были открыты для всех стран. Подобным же образом ранее были открыты и начаты многосторонние переговоры “Кеннеди-раунд” (1964-1967 гг. ). В совещании на уровне министров, проходившем 16-21 мая 1963 года, принимали участие представители стран-участниц ГАТТ и стран, имевших статус наблюдателя в ГАТТ. Уругвайскому раунду также предшествовало совещание на уровне министров, открывшее два параллельных раунда: переговоры по торговле товарами и переговоры по торговле услугами. Правовой основой переговоров стала Министерская декларация, принятая всеми участниками переговоров, которая и стала политической платформой переговоров.
В переговорах Кеннеди-раунда, Токийского раунда и Уругвайского раунда был принят так называемый пакетный метод ведения переговоров, при котором итоги переговоров оформляются в виде пакета взаимосвязанных между собой договоренностей, в силу чего отдельные участники переговоров могут взять на себя больший объем обязательств (или получить больший объем уступок) по одним документам пакета и меньший по другим, сохранив в целом равновесие (баланс) уступок и обязательств по всему пакету договоренностей.
Результаты переговоров инкорпорируются в ГАТТ решением Договаривающихся Сторон. С 1 января 1995 года переговорная функция ГАТТ перешла к ВТО. Статья III, пункт 2 Соглашения об учреждении ВТО говорит о том, что одна из ее функций—обеспечение условий для дальнейших переговоров по вопросам, входящим в круг ведения ВТО.
Войдя в состав ВТО, ГАТТ во многом сохраняет и свою автономность, поскольку Совет по торговле товарами - это орган, где по-прежнему будут дискутироваться основные вопросы и проблемы, приниматься решения и предложения, адресованные Генеральному Совету ВТО, входящие в сферу компетенции ГАТТ. Однако в итоге Уругвайского раунда ГАТТ изменилось. Это отмечено в соглашении об учреждении ВТО, где ГАТТ, действовавшее в период 1948-1993 гг. , именуется “ГАТТ-1947”, а Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле, вошедшее в состав ВТО, получило название “ГАТТ-1994”. При этом отмечается, что ГАТТ-1994 и ГАТТ-1947— это разные в правовом плане документы.
Приведенная ниже схема 1 дает общее представление о структуре ГАТТ-1947 и ГАТТ-1994.
Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле 1994 года определяется в статье 11 (параграф 4) Соглашения о ВТО как Генеральное соглашение в правовом плане, отличающееся от ГАТТ-1947. Его главная особенность—консолидированный характер действующего Генерального Соглашения и других многочисленных соглашений и договоренностей, достигнутых ранее (1979 год) и в ходе Уругвайского раунда. Участники ГАТТ-1994 принимают на себя весь комплекс содержащихся в этом консолидированном документе обязательств. Соглашения 1979 года входят в новый ГАТТ в модернизированном виде. Они стали более четкими, простыми и однозначными в формулировках прав и обязанностей. Кроме того, из них изъяты положения, придававшие им автономность и превращавшие их в своего рода “мини-ГАТТы”. Теперь они становятся полноправной частью ГАТТ-1994.
Есть и еще ряд изменений, которые внесли в ГАТТ-1947 соглашения Уругвайского раунда. Это касается многих процедурных моментов. Механизм принятия решений—одно из них. Выше уже указывалось, что решение принимается консенсусом и только в случае невозможности достижения консенсуса—голосованием. Такая четкая кодификация этого правила в ГАТТ отсутствовала, хотя и подразумевалась. От ГАТТ к ВТО переходит функция разрешения споров и конфликтных ситуаций, функция организации многосторонних переговоров и многое другое.
Предстоящие годы, очевидно, внесут более четкое разграничение между ГАТТ и ВТО в целом (ВТО—как система правовых соглашений). Однако уже сказанное подтверждает одно из положений ВТО, говорящее о серьезных правовых различиях ГАТТ-1947 и ГАТТ-1994. Поэтому во всех правовых и практических случаях, могущих возникнуть у экспортеров и импортеров России, связанных с разбирательством, опирающимся на ГАТТ, необходимо использовать ГАТТ-1994 в том виде, в котором его контуры были очерчены выше. Вместе с тем, ГАТТ в виде комплекса его основных правовых положений, концептуальных основ, сложившейся системы толкований и прецедентов остается главной опорой международной торговой системы.
1. См. Деятельность ГАТТ в 1987 г. Женева, `88. С. 68, 69. Деятельность ГАТТ в 1990 г. Женева, `91. С. 64 2. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВТО
ВТО родилась на основе хрупкого компромисса в последние недели Уругвайского раунда. В предшествовавших документах: Декларации Пунта-дель-Эсте (сентябрь 1986 года), открывшей Раунд; в решениях так называемого среднесрочного обзора на уровне министров (1988 год), в первом предварительном проекте Заключительного акта Раунда, представленного в Брюсселе Конференции Министров (декабрь 1990 года), не предусматривалось, что Раунд завершится трансформацией ГАТТ в полноправное, новое международное учреждение— ВТО.
Однако на неофициальном уровне переговоры о создании организационного механизма в рамках ГАТТ велись с конца 1988 года. ЕС 9 июля 1990 года официально представил Группе, где обсуждались проблемы организационного укрепления ГАТТ, предложение о создании Международной Торговой Организации. Примерно в это же время Швейцария предложила преобразовать межправительственные органы ГАТТ в международную организацию и рассматривать ее как недостающее звено Бреттон-Вудской экономической системы. США предложили 18 октября 1990 года создать Совет управляющих ГАТТ, который обладал бы широкими организационными функциями и нес основную ответственность за подготовку и создание в будущем организации-преемника ГАТТ.
В проекте Заключительного акта переговоров, который был предан гласности в декабре 1991 года, содержалось предложение о создании Международной Торговой Организации, однако многочисленные квадратные скобки почти по всем основным положениям проекта указывали на серьезные разногласия между его участниками и говорили о том, что вопрос этот остался нерешенным.
В 1992 и 1993 годах работа над проектом соглашения о создании ВТО продолжалась в неофициальном порядке буквально до последней предельной даты завершения Раунда, которая была установлена на 15 декабря 1993 года. Что же касается названия новой организации, то оно появилось в последние минуты перед официальным подписанием
Заключительного акта переговоров: когда слово “Международная” (International) была замена на слово “Всемирная” (World).
15 апреля 1994 года в городе Марракеше официальный документ о завершении переговоров—Заключительный акт, был подписан министрами 111 государств, из них 104 подписали Соглашение об учреждении Всемирной Торговой Организации— ВТО. Соглашение о ВТО и входящие в него договоренности предусматривают, что страны-члены ВТО должны были провести взаимные переговоры о снижении барьеров в торговле товарами и услугами. Перечни этих обязательств также входят в качестве составной части в общий пакет договоренностей. Они составляют несколько десятков объемных томов и носят сугубо конкретный характер. Контуры пакета договоренностей Уругвайского раунда в самом общем виде могут быть очерчены перечнем документов, приложенных к Заключительному акту и составляющих его содержание. Одновременно этот перечень дает представление о своеобразной “архитектуре” пакета договоренностей, родившейся в итоге сложного компромисса, достигнутого буквально в последние дни и даже часы переговоров. Перечень дается в том виде, в котором пакет документов был представлен 15 апреля 1994 года Совещанию министров в городе Марракеше и затем передан странам-участницам переговоров для принятия.
Центральное место в пакете соглашений занимают следующие группы документов. Соглашение об учреждении ВТО, включающее три главных правовых документа: • Соглашения, создающие новую редакцию ГАТТ как часть ВТО (ГАТТ-1994) и интегрирующие в это новое ГАТТ ряд договоренностей и соглашений (часть из которых имелась ранее, но в новой редакции);
• Генеральное Соглашение по Торговле Услугами (ГАТС), которое является второй составной частью ВТО;
• Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности — третья составная часть ВТО. Страна, становящаяся членом ВТО, должна взять на себя обязательства всех договоренностей, входящих в этот пакет. Особым статусом обладают только четыре соглашения (Соглашение о торговле гражданской авиатехникой, Соглашение о правительственных закупках, Международное соглашение по молочным продуктам, Договоренность по говядине), обязательства по которым действительны только в отношении стран, их подписавших.
Существо соглашений и договоренностей, составляющих пакет договоренностей Уругвайского раунда, кратко представлены в приведенной ниже таблице. Цель этого краткого резюме помочь читателю разобраться в так называемом “пакете” договоренностей Уругвайского раунда и увидеть правовую “конструкцию” ВТО, отдельные элементы которой более подробно рассматриваются в таблице 2. Таблица 2 Вопрос Существо соглашения или договоренности 1 2 Торговые барьеры Таможенные тарифы
Протокол к ГАТТ—1994 предполагает снижение среднего уровня таможенных пошлин на промышленные товары на 38% в течение 5 лет, упразднение пошлин по 11 группам товаров2, увеличение доли связанных пошлин 3до 97% в промышленно развитых странах и до 91% в развивающихся странах. Однако, по имеющимся оценкам, после реализации тарифных договоренностей от 30 до 50% всех ставок пошлин в США, ЕС, Японии и Канаде будут иметь высоту 5% и выше и только от 37 до 48% всех ввозимых товаров не будут облагаться пошлиной. Максимальные ставки на отдельные товары в этих странах будут достигать 70-120%. Иначе говоря, сохраняется довольно высокий тарифный протекционизм и после Уругвайского раунда (УР). Нетарифные меры (НТМ)
Договоренность об отказе от применения НТМ так называемой “серой зоны” (меры, нерегулируемые ГАТТ, в их числе “добровольные” ограничения экспорта, соглашения об упорядочении сбыта). Более жесткое применение положений статьи XI ГАТТ, новый кодекс по правилам импортного лицензирования. Пересчет нетарифных мер, применяемых в сельскохозяйственной торговле, в так называемый “тарифный эквивалент”4и их сокращение в течение 6 лет на 36%. Характерно, что тарифные эквиваленты в США, ЕС, Японии и Канаде составляют 450, 280, 552 и 171 процент соответственно. В целом, договоренности Уругвайского раунда не предусматривают снижение конкретных нетарифных мер на основе тарифных позиций, как в случае ставок пошлин5, а устанавливают более жесткие правила в отношении нетарифных мер. Внимательное изучение правил и положений новых Соглашений и уже применяемых положений и прецедентов ГАТТ говорит о том, что многие нетарифные ограничения сохранили право на жизнь. Торговые барьеры по отдельным группам товаров Товары, производимые на основе природных ресурсов
Снижение пошлин и увеличение доли связанных пошлин. Доля необлагаемого импорта по этой группе товаров составляет в США, ЕС, Японии и Канаде около 60% товарных позиций. Тропические товары
Снижение максимальных тарифных ставок и увеличение доли связанных тарифов в Канаде, ЕС, Японии и США составит 74, 50, 40, 73% по сельхозпродуктам и 13, 57, 78, 53% по сырьевым товарам соответственно. Текстильные изделия и одежда
Соглашения по текстилю и одежде. Постепенная, в четыре этапа (растянутых на 10 лет) отмена Соглашения по изделиям из различных видов волокон (Multi-Fiber Arrangement-MFA) и применение на этом участке положений и дисциплины ГАТТ. Ограничения, действующие в рамках MFA, должны быть полностью отменены к концу этого срока. Однако средние ставки пошлин на эти товары останутся высокими. В Канаде, ЕС, США и Японии средний размер пошлин составит 9, 4; 7, 8; 14, 9 процентов при очень высоких ставках пошлин на отдельные товары. При этом импортные квоты не должны больше использовать в торговле текстильными товарами. Продолжение табл. 2 1 2 Сельско - хозяйственные товары
Соглашение по сельскому хозяйству направлено на то, чтобы распространить на этот участок мировой торговли действие основных положений ГАТТ. Соглашение предусматривает перевод всех мер, ограничивающих импорт с/х товаров, в тарифный эквивалент по специально разработанной методике и постепенное снижение тарифов в среднем на 36% за 6 лет. Второй элемент соглашения—снижение прямой государственной внутренней поддержки сельского хозяйства. За 1995-2000 годы государственная поддержка с/х в США, ЕС, Японии и Канаде должна снизиться со 143 млрд. долл. до 117 млрд. долларов. Для расчета этого процесса используется сложная методология перевода всех форм поддержки в так называемый агрегированный показатель поддержки (АПП). Экспортные субсидии должны быть сокращены за 6 лет на 36% в расчете на бюджетные ассигнования и на 21% в расчете на количество субсидируемого экспорта. Другими словами, реализация соглашения по сельскому хозяйству сохраняет довольно высокий уровень аграрного протекционизма, особенно по с/х продуктам умеренной зоны, и обеспечивает сохранение высокого уровня внутренней государственной поддержки сельского хозяйства. Укрепление и развитие системы ГАТТ - 1994
Соглашение о создании ВТО включает ГАТТ в качестве главной составной части правовой основы, регулирующей международную торговлю товарами в рамках новой торговой организации. Одновременно соглашения и договоренности УР существенно укрепляют ГАТТ. Соглашения о защитных мерах, субсидиях и компенсационных пошлинах, антидемпинге и другие соглашения, которые развивают положения ГАТТ. Эти и другие соглашения становятся интегральной частью ГАТТ. Вместе с рядом иных договоренностей они создают новый ГАТТ-1994, отличное в правовом отношении от прежнего ГАТТ, получившего название ГАТТ-1947. Важное отличие ГАТТ-1994 от ГАТТ-1947 заключается в том, что страны, принимающие обязательства ГАТТ-1994, должны привести свое национальное законодательство, регулирующее внешнюю торговлю, в полное соответствие с ГАТТ-1994 (ГАТТ-1947 требовало сблизить его в максимально возможной степени). Субсидии и компенсационные пошлины
Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах становится интегральной составной частью ГАТТ. Содержит определение термина “субсидия”, достигнутое консенсусом. Соглашение определяет те виды субсидий, которые должны быть запрещены (экспортные субсидии и субсидии для национальных товаров, защищающие их на национальных рынках); субсидии, которые разрешены или могут быть применены при условии, что они не нарушают торговые интересы других стран. Это соглашение содержит специальное положение для стран переходного периода. Применение статьи VI ГАТТ (Антидемпинговый кодекс)
Уточнение процедур расчета размера демпинга и укрепление процедур антидемпинговых мер, установление факта ущерба от демпинга и механизма урегулирования споров, введение понятия минимальный ущерб, при котором антидемпинговые меры не будут применяться. Соглашение предусматривает автоматическую отмену антидемпинговой пошлины в течение 5 лет с момента ее введения. Правила происхождения товаров
Соглашение, обязывающее страны-участницы гармонизировать национальные правила происхождения товаров и применять их таким образом, чтобы не создавать дополнительных препятствий для международной торговли. Санитарные и фитосанитарные меры
Соглашение признает право вводить эти меры, но требует гармонизации подобных национальных мер, применения их на недискриминационной основе (национальный режим) и осуществления таким путем, чтобы они не создавали дополнительных препятствий для международной торговли. Технические барьеры в торговле
Новая, более четкая редакция Соглашения о технических барьерах в торговле 1979 года. Торговые аспекты инвестиционной политики
Соглашение, запрещающее применение мер инвестиционной политики, противоречащих статье III ГАТТ (национальный режим) и статье XI. Соглашение содержит примерный, открытый перечень подобных мер. Продолжение табл. 2 1 2 Защитные меры
Соглашение устанавливает порядок введения защитных мер на основании статьи XIX ГАТТ, определяет временные рамки применения этих мер (не более 8 лет), запрещает применение защитных мер, не регулируемых правилами ГАТТ (меры серой зоны) и требует их устранения в течение 4-х лет. Новые вопросы: Международная торговля услугами
Генеральное Соглашение по Торговле Услугами (ГАТС) —самостоятельное соглашение, создающее многосторонний механизм, определяющий правила международной торговли услугами. Содержит три части. В первой излагаются определения торговли и поставки услуг и определяется, что сфера действия соглашения распространяется как на трансграничное движение услуг, так и на их поставки и потребление в рамках национальных территорий стран-участниц. Кроме того, соглашение определяет принципы использования национального режима и режима наибольшего благоприятствования в сфере торговли услугами. Вторая и третья части соглашения—приложения о специальном статусе отдельных видов услуг и списки первоначальных взаимных уступок по доступу на рынки услуг. Торговые аспекты прав интеллектуальной собственности
Соглашение по этой группе вопросов —самостоятельное соглашение, входящее в правовую систему ВТО. Соглашение ТРИПС устанавливает правила применения национального режима и режима НБ. В соглашении также содержатся конкретные положения в отношении авторских прав, торговых знаков, географических указаний, промышленных образцов, топологии интегральных схем, торговых секретов, “ноу-хау”. Положения соглашения определяют меры, которые должны предпринять таможенные органы для предотвращения ввоза товаров с поддельными товарными знаками и самих поддельных товаров. Новый институционный механизм: Всемирная Торговая Организация (ВТО)
Соглашение о создании ВТО (создает единый институционный и организационный механизм для реализации всех соглашений и договоренностей УР). Соглашение определяет главные функции ВТО, устанавливает ее межгосударственные органы. ВТО в своей деятельности будет применять практику ГАТТ, решения, процедуры и методы принятия решения, установившиеся в ГАТТ. ВТО не будет применять каких-либо действий или санкций в отношении стран, нарушающих соглашение (ГАТТ—1994, ГАТС или ТРИПС), но может разрешать пострадавшим странам не применять режим наибольшего благоприятствования к нарушителям. Членом ВТО может стать страна, присоединившаяся ко всем соглашениям и договоренностям УР '. В рамках ВТО действуют общие для всех соглашения, единая система урегулирования ВТО споров и механизм обзора торговой политики отдельных стран-участниц. 2Предполагаемая отмена пошлин со стороны США, Японии, ЕС и Канады на лекарственные препараты, строительное оборудование, медицинские инструменты, черные металлы, бумагу, пиво, мебель, с/х оборудование и крепкие алкогольные напитки, игрушки.
3. Связанные пошлины — это ставки пошлин, которые нельзя повышать в одностороннем порядке. 4. Ставка таможенной пошлины, эквивалентная по своему протекционистскому значению нетарифной мере.
5. Иначе говоря, сокращение или ослабление ограничений по каждому из перечисленных товаров (товарных позиций).
Соглашение об учреждении ВТО состоит из преамбулы, 16 статей и четырех приложений. Помимо общих ссылок, фигурирующих в его вводной части, Соглашение не содержит каких-либо норм и правил торговли (касающихся, например, режима наибольшего благоприятствования, национального режима, недискриминации и т. п. ). Преамбула Соглашения воспроизводит в новой редакции преамбулу ГАТТ—1947 и является единственным разделом Соглашения, где затрагиваются вопросы его существа.
Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание единой организационной структуры—многосторонней межправительственной организации, обслуживающей все соглашения и договоренности, входящие в итоговый пакет документов Уругвайского раунда. Статья II Соглашения о ВТО устанавливает, что правовые документы, названные в приложениях 1, 2 и 3, являются неотъемлемыми составными частями Соглашения о ВТО, и их положения создают права и обязанности для всех участников ВТО. Функции ВТО —это организация исполнения всех соглашений Раунда. Кроме того, ВТО станет форумом будущих многосторонних торговых переговоров между участниками ВТО по всем вопросам их взаимных торговых отношений, входящих в круг ее ведения, очерченный пакетом соглашений, а также и по более широкому кругу вопросов, если такое решение будет принято конференцией на уровне министров. ВТО будет также действовать в качестве органа по периодическим обзорам торговой политики стран-участниц, а также и в качестве органа по рассмотрению спорных и конфликтных ситуаций на межправительственном уровне. Структура ВТО представлена на схеме 2.
Главный орган ВТО —Конференция на уровне министров, собирающаяся раз в два года. Эта конференция обладает всеми правами ВТО, может осуществлять все ее функции и принимать решения. В перерывах между конференциями ее функции будет выполнять Генеральный Совет. В числе функций Совета—организация работы органа по разрешению споров и органа по проведению обзоров торговой политики.
Кроме того, в составе ВТО созданы: Совет по торговле товарами , Совет по торговле услугами, Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Совет по торговле товарами будет наблюдать за реализацией многосторонних соглашений по торговле товарами. Это собственно ГАТТ—1994, сохранившее свою автономию в рамках ВТО; Совет по торговле услугами —орган, следящий за выполнением ГАТС, и Совет по интеллектуальной собственности, наблюдающий за действием этого соглашения. Организованы также Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям, связанный с состоянием платежного баланса, и Комитет по бюджетным, финансовым и административным вопросам. Соглашение предусматривало создание Секретариата ВТО во главе с Генеральным директором, которому даются полномочия назначать Других сотрудников Секретариата и определять круг их ведений и функций. Предусмотрено, что Секретариат ГАТТ станет Секретариатом ВТО, а Генеральный директор ГАТТ станет Генеральным директором ВТО вплоть до того времени, пока Конференция ВТО не назначит новогo Генерального директора. Все эти органы начали действовать с 1 января 1995 года, когда ВТО официально приступила к работе. В своей деятельности ВТО будет следовать процедурной практике и решениям, принятым странами-участницами ГАТТ-1947. Статья XI Соглашения устанавливает, что в рамках ВТО будет продолжать действовать принятая в ГАТТ—1947 система принятия решений путем консенсуса. В тех случаях, когда консенсус не может быть достигнут, решение может быть принято простым голосованием, причем каждая страна-участница имеет один голос. Статья Х предусматривает случаи, в которых при принятии решений, связанных с изменением отдельных статей Соглашения, требуется единогласие.
ВТО имеет статус юридического лица и пользуется всеми привилегиями и иммунитетами, предоставленными специализированным учреждениям ООН. Бюджет организации и размер взносов отдельных стран-участниц основывается на традиционной практике и правилах ГАТТ-1947.
Соглашение о ВТО предусматривает различные пути присоединения к нему. В соответствии с Марракешским решением министров о принятии Соглашения об учреждении ВТО присоединяющиеся страны делятся на несколько групп. Участницы ГАТТ, чтобы быть членами ВТО, должны принять многосторонние торговые соглашения, развивающие ГАТТ (помимо ГАТТ—1994), а также Генеральное Соглашение по Торговле Услугами (ГАТС) и Соглашение по Торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Страны-участницы Уругвайского раунда (не члены ГАТТ), чтобы стать членами ВТО, должны были сначала завершить переговоры о вступлении в ГАТТ-1947, предоставить перечень своих тарифных уступок по ГАТТ и конкретных обязательств по ГАТС. Примерно в таком же положении находились развивающиеся страны, применявшие положения ГАТТ на так называемой фактической основе.
Помимо этого в июле 1993 года Комитет по торговым переговорам постановил, что страны и территории, ведущие переговоры в ГАТТ, но не имеющие статуса участника Уругвайского раунда, могли принимать участие в Раунде и начинать переговоры об условиях присоединения к ВТО.
В эту категорию вошло 19 стран. В середине 1994 года было учреждено 19 рабочих групп, в рамках которых велись переговоры о вступлении в ВТО Болгарии, Балтийских государств, Словении, Хорватии, Армении, Белоруссии, Молдовы, Украины и ряда других государств. Сейчас число стран, вступающих в ВТО, составляет более 30 государств.
К этой же группе относится и Россия. В соглашении о ВТО говорится, что любое государство может присоединиться к ВТО на условиях, которые будут согласованы между этим государством и ВТО. Решение о присоединении принимает Министерская конференция двумя третями голосов членов ВТО.
По условиям Соглашения об учреждении ВТО ее Секретариат и сама Организация должны руководствоваться решениями, процедурами и обычной практикой, которой следовали страны-участницы ГАТТ—1947 и органы, действовавшие в рамках ГАТТ-1947, и принимать решения, по возможности, путем консенсуса. Однако уже первые два года функционирования ВТО дают основание предполагать, что реализовать это положение будет не просто. Это связано прежде всего с тем, что Соглашение об учреждении ВТО предполагает, что Всемирная Торговая Организация (как межгосударственное образование) будет выполнять роль организационного механизма. Она будет осуществлять приложенные к ней соглашения, служить форумом для переговоров по вопросам торговли товарами и услугами, управлять работой Органа по урегулированию споров, Органа по обсуждению торговой политики участников ВТО, принимать новых членов ВТО. Однако участники ВТО вкладывают далеко не одинаковый смысл в созданные правовые документы, по-разному трактуют их положения и возможности выполнения принятых обязательств. Сами правовые договоренности, на которые опирается деятельность ВТО, носят компромиссный характер, в их формировании достаточно весомую роль играл компромисс, достигнутый в последние месяцы переговоров по самому верху разногласий, оставивший глубинные противоречия для последующих переговоров. По ряду направлений переговоры фактически не были завершены, а перенесены на более поздний срок: в частности, продолжаются переговоры по финансовым обязательствам, основным средствам телекоммуникаций, морскому транспорту и т. д.
Кроме того, как показал опыт ГАТТ, многие положения наполняются конкретным содержанием только в процессе их реализации, когда появляются прецеденты (модели решений), общее понимание положения участниками Соглашения. Это, в частности, касается и условий присоединения новых членов, входящих в названную выше группу 30 государств. Процедура присоединения к ВТО носит следующий характер.
Присоединяющаяся страна извещает Генерального директора ВТО о своем намерении присоединиться к ВТО, передает в ВТО Меморандум о внешнеторговом режиме (товары и услуги). После этого вопрос об условиях присоединения рассматривает Рабочая группа, которую создает Генеральный Совет ВТО. Участвовать в работе группы могут все члены ВТО. Рабочая группа изучает внешнеторговый режим страны, ее законодательство и практику его применения. Значительная часть работы в группе переносится на неформальные встречи и консультации, в ходе которых постепенно вырабатываются условия присоединения страны к ВТО. Одновременно ведутся двусторонние переговоры о взаимном снижении торговых барьеров, результатом которых должны стать три протокола, содержащие перечень уступок и обязательств в этой области (протокол по тарифным обязательствам, протокол по сельскому хозяйству, протокол по доступу на рынок услуг).
Итогом заседаний Рабочей группы становится доклад Группы Генеральному Совету ВТО, содержащий краткое содержание дискуссии и выводы Рабочей группы. Одновременно готовятся проект решения Генерального Совета ВТО, названные выше протоколы о доступе на рынок и протокол о присоединении. Доклад Рабочей группы и протокол о присоединении должны быть одобрены Генеральным Советом ВТО. Решение Генеральный Совет принимает двумя третями голосов. Решение о присоединении страны к ВТО вступает в силу через 30 дней после его принятия (ратификации) присоединяющейся страной. Такова обычная процедура. Однако реальное содержание эта процедура приобретает только после того, как она будет проверена практикой. А практика, как показала деятельность ГАТТ и ВТО, часто существенно меняет первоначальный смысл, заложенный в протокольные и процедурные нормы.
Характерный пример —присоединение Словении, которая стала первой страной, присоединившейся к ВТО. Словения взяла на себя широкий круг обязательств, относящихся к внешнеторговому режиму страны, входящих в круг ведения ГАТТ в его новой редакции 1994 года. Однако в ходе обсуждения на Рабочей группе очень большое внимание было обращено и на такие вопросы, по существу выходящие за рамки ГАТТ, как приватизация, государственное участие в собственности, государственная торговля (в более широком плане, чем это предусмотрено в ГАТТ). Ряд членов Рабочей группы указали, что обязательства и заверения, отраженные в Докладе Рабочей группы и Протоколе о присоединении, должны ограничиваться обязательствами, закрепленными в ГАТТ 1947 года. Рабочая группа приняла к сведению заявления этих стран о том, что никакие заверения или обязательства правительства Словении сверх тех, которые предусмотрены в Генеральном Соглашении или связанных с ним вспомогательных документах, не могут служить прецедентом ни для будущих присоединений, ни для других переговоров или процедур ГАТТ. С другой стороны, ряд других членов Рабочей группы заявили, что мандат рабочих групп по вопросам присоединения включает в себя изучение внешнеторгового режима присоединяющейся страны в широком плане и определение на этой основе условий присоединения. В этой связи рабочие группы должны изучать все вопросы, имеющие отношение к международным торговым связям. Эти страны отметили, что в тех случаях, когда государственная политика непосредственно отражается на условиях функционирования рынка, включая доступ к нему, Рабочая группа по вопросу присоединения может с полным основанием добиваться большей степени транспарентности в осуществлении такой политики.
В связи с вопросами о государственных предприятиях и приватизации Словения приняла на себя конкретные обязательства представить намеченный график приватизации на основе соответствующего законодательства, ежегодно представлять подробную информацию о ходе осуществления и степени завершенности процессов приватизации и реформы собственности, в том числе сведения о состоянии международных торговых операций государственных и общественных предприятий, остающихся неприватизированными. В этой связи некоторые члены Рабочей группы подчеркнули, что вопрос о присоединении страны не должен увязываться с принятием мер в областях, не охватываемых положениями Генерального Соглашения, таких, как перестройка экономики, включая реформу структуры собственности или приватизацию. Аналогичные дискуссии протекали в Рабочих группах по вопросу о присоединении Болгарии и Монголии и, судя по всему, будут иметь место и в случае присоединения других стран, включая Россию.
Рабочая группа по Словении завершила свою работу, рекомендовав принять Словению в ГАТТ-1947, и в соответствии с пунктом 8(в) решения министров от 14. 04. 94 года Рабочая группа приняла решение вновь собраться для изучения доклада Словении о торговле услугами и о режиме в отношении прав интеллектуальной собственности. Обсуждение условий принятия Словении и разногласия в Рабочей группе показывают, что реальная процедура присоединения к ВТО может быть наполнена иным смыслом, чем то, что заложено в Соглашении о ВТО.
Сейчас многие процедурные стороны деятельности ВТО, интерпретация новых положений и документов проходят период становления, отношение к ним со стороны различных стран неоднозначное, неоднозначны и интересы трех главных участников мировой торговли: США, Японии и Европейского Союза.
России необходимо хорошо знать, понимать и исследовать в своих интересах эту “неоднозначность”, искать союзников, блокировать противников и привлекать на свою сторону возможно большее число государств, интересы которых совпадают с интересами России.
Вопрос об условиях участия в ВТО следует рассматривать и в более широком контексте. Создание ВТО повлечет за собой серьезные изменения в общей системе прав и обязательств, возникающих в рамках многосторонней системы ведения торговли.
Как уже отмечалось, ВТО отличается от ГАТТ не только значительно более широким кругом ведения, который включает помимо торговли товарами также торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, но и тем, что она должна создать более жесткую межгосударственную правовую структуру. Как уже говорилось, ГАТТ в редакции 1947 года содержало оговорку, что страны-участницы должны привести в соответствие с положениями ГАТТ свою национальную правовую структуру в максимально возможной степени, совместимой с национальных законодательством. Кроме того, ряд Соглашений (Кодексов), созданных в ходе предшествующего тура переговоров (Токийский раунд 1973—1974), были обязательны только для тех стран, которые их приняли. Теперь соглашение о создании ВТО устанавливает жесткий принцип, что все ее члены принимают полностью весь пакет договоренностей, прилагаемых к Соглашению об учреждении ВТО, и должны привести в полное соответствие свое национальное законодательство (законы, постановления и административную практику) с обязательствами, содержащимися в прилагаемых к Соглашению о ВТО договоренностях.
Правовой фундамент ВТО включает 56 договоренностей, соглашений, решений, деклараций и других документов, являющихся в правовом отношении единым пакетом, более сложным, чем ГАТТ в редакции 1947 года.
Это приведет к резкому повышению обязательств со стороны всех стран-участниц ГАТТ. Однако с резким повышением уровня обязательств столкнутся, прежде всего, развивающиеся и вновь вступающие страны. Им предстоит принять обязательства, вытекающие из обязательности участия в кодексах Токийского раунда, которые ранее были приняты только частью развивающихся государств и не были обязательными для вновь вступающих государств, а также взять на себя обязательства, вытекающие из новых соглашений.
Более сложный и жесткий характер приобрела в рамках ВТО проблема временного освобождения от какого-либо обязательства, вытекающего из любого соглашения, действующего в рамках ВТО. Такое освобождение (в нашей литературе получил хождение русифицированный термин “вейвер”—от английского слова “waiver”) принимается Конференцией министров или Генеральным Советом только консенсусом (по ряду обязательств большинством в 3/4 голосов). Решение об освобождении от обязательств первоначально рассматривается одним из трех Советов ВТО (товары, услуги, интеллектуальная собственность). Затем Совет представляет доклад Конференции министров. Решение об освобождении от выполнения обязательств должно приниматься в исключительных случаях, оговариваться конкретными условиями и предусматривать истечение срока действия этого решения.
Механизм принятия решений в органах ВТО продолжает существующую в рамках ГАТТ практику принятия решений на основе консенсуса. Однако в тех случаях, когда на основе консенсуса решение принять не удается, оно будет приниматься голосованием. По вопросам толкования любого из соглашений, входящих в сферу действия ВТО, решения принимаются большинством в три четверти голосов. Решение Генерального Совета в тех случаях, когда он действует в качестве Органа по разрешению споров, будет приниматься исключительно путем консенсуса. Бюджет ВТО утверждается Министерской конференцией (Генеральным Советом) и формируется из взносов стран-членов. Соглашение устанавливает, что в этой области ВТО будет продолжать практику ГАТТ. В ГАТТ взнос каждой страны был пропорционален ее доле участия в международной торговле.
ВТО не входит в систему учреждений ООН, но формы ее будущих отношений с ООН, очевидно, определятся в ближайшие годы. 3. РОССИЯ И ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
В феврале 1994 года Правительство России передало странам-участницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг Правительства России открыл активную фазу переговоров об условиях присоединения России к ВТО. Переговоры идут по двум основным направлениям. Одно —это серьезный экзамен в Рабочей группе ВТО российского внешнеторгового законодательства (включая практику его применения) на предмет определения его соответствия принципам и нормам ВТО и определения тех условий, на которых страны-участницы ВТО одобрят присоединение России к Генеральному Соглашению, и другим Договоренностям ВТО. Другое—это выработка протокола о тарифных условиях присоединения России и перечня обязательств по ГАТС. Протокол о тарифных условиях будет включать обязательство России закрепить на взаимно согласованном уровне ставки пошлин таможенного тарифа на ряд товаров и снизить в течение нескольких лет пошлины на отдельные товары. Эти направления в комплексе определят условия присоединения России к ВТО.
Другими словами, Правительство России сегодня стоит на пути сложных, многоплановых и, вместе с тем, перспективных и важных для страны переговоров, в итоге которых укрепятся международные экономические позиции России, а законодательство страны, административные правила, техника и практика государственного регулирования всего комплекса внешнеэкономических связей будут выведены на современный мировой уровень.
Присоединение к ВТО —это присоединение России к сложившейся в мире развивающейся практике правового и административного регулирования международных экономических отношений. Образно говоря, этот шаг означает присоединение России к действующим правилам движения товаров и услуг на мировом рынке. Без этого шага успешная реализация прогрессивных экономических реформ в стране вряд ли может быть возможной, а внешняя торговля окажется в исключительно трудных условиях для развития. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что условия присоединения к ВТО —компромисс, вырабатываемый в ходе переговоров; компромисс, достигаемый как комплекс взаимных уступок и взаимных, часто жестких условий, их обуславливающих. Здесь перед Россией стоит сложная задача—определить национальные экономические интересы и приоритеты, определить пределы уступок и условия, гарантирующие национальную экономическую безопасность, и суметь отстоять их в ходе сложных переговоров, в условиях уже проявившего себя экономического давления западных стран, попыток добиться от России одностороннего открытия рынка, невзаимных уступок, нежелания признать того, что многие отрасли промышленности России обладают сравнительными преимуществами (прежде всего, это большие масштабы и низкие издержки производства), позволяющими экспортировать товары по конкурентоспособным ценам, ощутимо влиять на формирование уровня мировых цен на товары и стать одним из ценообразующих факторов на мировом рынке. Не менее важно отстоять право России на разумный протекционизм в отношении отраслей, составляющих фундамент экономики страны, право на поддержку сельского хозяйства в переходный период и, наконец, перевести на язык конкретных условий присоединения к ВТО положение, содержащееся в статье 29 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам и говорящее о том, что страна, “находящаяся в процессе перехода от центрально-планируемой к рыночной экономике, может применять меры и программы, необходимые для такой трансформации”. Далее целесообразно подчеркнуть, что ГАТТ в его нынешнем и будущем виде не запрещает протекционизм, разрешает повышать таможенные пошлины, позволяет применять многие виды нетарифных ограничений, не запрещает использовать квотирование и лицензирование, разрешает субсидирование отдельных отраслей экономики. Однако все это может осуществляться в рамках и на основе определенных, иногда четко обозначенных, иногда более общих правил, правовых норм и обычаев. Поэтому присоединение России к ВТО не ослабит возможности государства в регулировании внешней торговли, создаст новые правовые условия защиты интересов российских экспортеров и импортеров, позволит более четко очертить баланс общенациональных интересов и интересов отдельных отраслей экономики (как производителей) и, наконец, откроет путь к сложному переходу страны в области внешней торговли на практику, сложившуюся в мире к середине 90-х годов, на базе которой ведется внешняя торговля всеми странами мира. Переговоры о присоединении России к ВТО носят крупномасштабный характер. В них вовлечены несколько десятков ведомств и правительственных органов, они требуют организации и координации переговорного процесса. Уже на начальной стадии переговоров определилась проблема четкого определения баланса национальных экономических интересов России (обеспечивающих ее национальную экономическую безопасность и целостность) и интересов отдельных групп предпринимателей, производителей и потребителей всех форм собственности. Наряду с общими принципиально важными вопросами стратегического характера и долгосрочными экономическими проблемами в орбите переговоров оказались узкие конкретные, иногда технические вопросы, от решения которых во многом будет зависеть эффективность работы механизма внешнеэкономических связей страны, возникли проблемы и вопросы на уровне законодательных и исполнительных властей, федеральных и региональных органов власти, на уровне производителей и потребителей. Наконец, ход и итоги переговоров во многом будут зависеть не только от позиции России и хода переходных процессов, но и от того, как пойдет процесс становления Всемирной Торговой Организации и какова будет действенность новых международных правовых и организационных структур, создаваемых в рамках ВТО.
Путь во Всемирную Торговую Организацию, как отмечалось выше, начинается с определения условий присоединения России к Генеральному Соглашению по Тарифам и Торговле. До начала 1995 года аббревиатура “ГАТТ” обозначала одновременно крупнейшее межправительственное многостороннее торговое соглашение, положения и нормы которого создавали и создают правовую базу для мировой торговли и сложившуюся на базе Соглашения международную организацию, в круг ведения которой входили вопросы торговых отношений между участвующими в ГАТТ странами (наблюдение за тем, как ими соблюдаются нормы ГАТТ, разрешение споров и конфликтных ситуаций и др. ).
Участие в ГАТТ дало и дает государствам многостороннюю правовую основу для осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами, гарантирует всем участникам режим наибольшего благоприятствования и защищает против торгово-политических дискриминации. По существу, ГАТТ выполняло и продолжает выполнять роль многостороннего торгового договора для 132 участвующих в нем государств, заменяя в этом качестве громоздкую систему из многих тысяч двусторонних торговых договоров. Все это получит Россия, присоединившись к ВТО.
Важно и другое, интенсивное развитие мировой торговли (только за 1970—1994 гг. стоимость мирового экспорта выросла в 12 раз, достигнув почти четырех триллионов долларов) не в последнюю очередь стало возможным потому, что национальные системы регулирования внешней торговли большинства государств формировались вокруг содержащихся в ГАТТ общих правовых и административных норм. По существу в мировой экономике в последней четверти нынешнего столетия происходил интенсивный процесс создания во многом унифицированного правового пространства, ставшего основой для развития мировой торговли. Огромную роль в этом сыграло ГАТТ, одно из ключевых положений которого обязывало каждую из участвующих в нем стран применять положения ГАТТ в максимально полном объеме, но не в противоречии с национальным законодательством, существовавшим на момент присоединения к ГАТТ. Часть II ГАТТ—это по существу кодекс правил международной торговли, которыми должны руководствоваться правительства (своеобразные “правила дорожного движения” на мировом рынке). Обязательство применять Часть II ГАТТ в максимально полном объеме создавало определенный порог для вступления в ГАТТ. Вступающие страны могли преодолеть его только “подтянув свое национальное внешнеторговое законодательство к нормам ГАТТ”. А это, в свою очередь, означало, что соответствуя нормам ГАТТ, национальные системы регулирования внешней торговли становились совместимыми друг с другом. Таким путем ослаблялись и устранялись многие барьеры в международной торговле и формировалась современная международная торговая система. Теперь, как уже отмечалось выше, это условие стало более жестким, требуя от каждой участвующей в ГАТТ (и в ВТО) стороны полностью совместить свое национальное внешнеторговое законодательство с положениями ГАТТ - 1994 и другими правовыми документами ВТО. Присоединяясь к ВТО, Россия (ее экспортеры и импортеры) получает выход на это, во многом унифицированное правовое пространство, опирающееся на ГАТТ, ГАТС и ТРИПС, а также международно-правовую защиту в других государствах, гарантируемую принципами и нормами Генерального Соглашения по Торговле и Тарифам, включая такие важные положения, как режим наибольшего благоприятствования и национальный режим для товаров, экспортируемых и импортируемых российскими предпринимателями. Кроме того, Россия получает защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов, свободу транзита для своих товаров, согласно положениям ГАТТ о транзите; защиту от дискриминационного использования всей гаммы так называемых технических барьеров в торговле (технические и другие нормы и стандарты, правила сертификации и др. ); определенную гарантию против дискриминационного использования других торгово-политических средств в отношении экспортных и импортных операций российских участников внешнеторговой деятельности и целый ряд иных политических преимуществ, которые, в конечном итоге, будут содействовать организованному вхождению экономики России в мировое хозяйство, развитию ее внешней торговли и защите интересов экспортеров и импортеров за рубежом.
Есть еще одна непростая, но исключительно важная проблема —разрешение споров и конфликтных ситуаций во внешней торговле, предотвращение торговых войн и поиск компромиссов. Ситуация, сложившаяся на мировых рынках многих товаров в середине 90-х годов, делает эту проблему актуальной для России. Механизм консультаций и поиска решения спорных и конфликтных ситуаций развивался в рамках ГАТТ/ВТО на протяжении его более чем сорокалетней истории. Этот механизм позволяет находить решения по таким сложным вопросам, как неправомерное применение торговых мер, несправедливое использование антидемпинговых мер при экспорте товаров и по многих другим вопросам. Сейчас этот механизм будет действовать в рамка ВТО, но это лишь усиливает его роль. Кроме того, каждый год в рамках ГАТТ торгово-политический режим нескольких стран-участниц проходит довольно жесткий экзамен. Эта система наблюдения за развитием внешнеторгового регулирования стран-участниц ГАТТ (один из результатов Уругвайского раунда) начала действовать сравнительно недавно, но уже показала себя как механизм, оказывающий сдерживающее влияние на торгово-политические действия отдельных стран, поддерживающий нормальный климат во внешней торговле. Эта функция также переходит к ВТО. В рамках ВТО для этих целей создан специальный орган.
Вступив в ВТО, Россия получит возможность использовать для защиты своих внешнеторговых интересов весь этот механизм. Нужда в нем для российских предпринимателей ощутимо выросла, когда в ответ на серьезное открытие своего внутреннего рынка Россия не увидела ответных шагов западных стран, а, напротив, столкнулась с избирательно действующими торговыми барьерами за рубежом как раз по тем товарам, где Россия обладает сравнительными преимуществами в международной торговле, и с недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм на внешних рынках, а также и на внутреннем рынке России.
Продолжая эту тему (роль ВТО для России), нельзя не упомянуть значения сложившейся на основе Генерального соглашения международной организации как организатора международных многосторонних торговых переговоров. Эта роль сейчас перешла к ВТО, но как можно предполагать, конкретные переговоры по торговле товарами будут проходить на основе и в рамках ГАТТ-1994.
Анализ эволюции проблематики и числа участников многосторонних переговоров под эгидой ГАТТ показывает, что они приобрели ключевое значение в формировании международных условий, в которых развивается международная торговля, в том числе и внешняя торговля России. Торгово-политические итоги переговоров, будучи инкорпорированными в национальное законодательство стран-участниц, становились правовыми нормами, с которыми должны считаться и не участвующие в переговорах государства. Поэтому присоединение России к договоренностям последних туров переговоров, вошедших в ГАТТ, укрепит внешнеторговые позиции России на мировом рынке и откроет возможность для полноценного участия в будущих переговорах. Теперь уместно поставить вопрос: готова ли Россия к динамичным и результативным переговорам об условиях своего присоединения к ВТО? Конечный ответ на этот вопрос дадут сами переговоры. Но одно несомненно, анализ пути, который проделала Россия за эти годы с целью сближения своего внешнеторгового режима с нормами и принципами ВТО, дает в целом основание для позитивного ответа на этот вопрос.
Вместе с тем, экзамен российского внешнеторгового законодательства странами-участницами ВТО в ходе переговоров несомненно поставит вопрос о совершенствовании многих нормативных актов России, их сближения с мировой практикой и правовыми положениями ВТО. Этого не следует опасаться. Перевод на принципы ВТО российского внешнеторгового законодательства важен не только с точки зрения облегчения присоединения России к ВТО, но и потому, что в большинстве случаев—это общепринятые нормы и положения, на которых осуществляется международная торговля, которые облегчают развитие внешней торговли и содействуют этому. В свою очередь, присоединение России к этим договоренностям несомненно будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима России, на недостаточность которых приходится слышать жалобы не только со стороны внешнеторговых партнеров Российской Федерации, но и экспортеров и импортеров в самой России.
Присоединяясь к ВТО, России предстоит взять на себя целый ряд обязательств, содержащихся в договоренностях ВТО, но вместе с обязательствами Россия получит и права, которые позволят защищать внешнеторговые интересы России на мировом рынке и откроют путь к тому сложному процессу, который получил название “интеграция в мировое хозяйство”. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Всемирная Торговая Организация начала свою деятельность 1 января 1995 года в обстановке, коренным образом отличной от той, которая существовала в 1986 году, когда начались переговоры Уругвайского раунда. За эти годы резко изменилась политическая и экономическая роль международной торговли товарами и услугами для экономического благосостояния большинства государств мира. Сложившаяся на рубеже нового тысячелетия глобальная экономика оказалась гораздо более сложным экономическим организмом, чем об этом судили в начале 80-х годов, определяя будущие контуры многосторонних переговоров. ВТО, в отличие от ГАТТ, не имела “разгонного” периода. В апреле 1994 года совещание в Марракеше провозгласило создание ВТО, а 1 января 1995 года ВТО начала свою деятельность. К середине 1996 года 123 страны стали членами ВТО и еще 30 находятся в процессе присоединения (ГАТТ к концу 1994 года имело 128 участников). Члены ВТО связаны гораздо более жесткой дисциплиной, чем участницы ГАТТ. И это создает свои специфические и немалые трудности в начальный период деятельности новой международной организации. Можно сказать, что первый экзамен на “прочность” новая организация сумела сдать с положительной оценкой.
Некоторые количественные показатели 1995-1996 годов позволяют судить и о том, как и в каких направлениях развертывается деятельность ВТО. В 1995 году в рамках ВТО ее подразделения провели 1659 заседаний, в 1996 году—примерно 2400 заседаний. Другими словами, в 1995 году в среднем проводилось 40 заседаний в неделю, в 1996 году—более 50. Это, в свою очередь, означало резкое возрастание нагрузки на персонал миссий стран-членов ВТО, расположенных в Женеве. В итоге страны с малочисленным персоналом оказались в сложном положении. Их представители вряд ли могли активно участвовать во всех этих совещаниях и заседаниях. Большие страны получили на этом этапе немалые преимущества.
Значительное расширение круга ведения ВТО по сравнению с ГАТТ потребовало вовлечения в ее работу высококвалифицированных специалистов и экспертов. Это снова создало преимущества для больших стран-членов ВТО. Известно, что внутри больших стран стал формироваться многочисленный аппарат (150-200 чиновников), связанный с деятельностью ВТО и обслуживающий ее работу. Россия в этом плане оказалась в сложном положении: малочисленность “команды” специалистов, текучесть кадров, отсутствие стабильной перспективной подготовки кадров для ВТО, более чем скромный (по численности) персонал в представительстве в Женеве—все это существенно будет сказываться на тех возможностях, которые Россия сможет использовать в своих интересах, став членом ВТО.
За прошедшие два года определились приоритетные направления деятельности ВТО. В области торговли товарами это: доступ на рынки (тарифные и нетарифные барьеры);
реализация правила ВТО по таким специфическим товарам, как сельскохозяйственная продукция, текстиль и одежда;
правила в отношении использования антидемпинговых пошлин, субсидий, защитных мер, технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных мер; импортное лицензирование и процедуры импортного лицензирования. Все сказанное выше относится и к этому направлению деятельности ВТО.
Кроме того, активизировался процесс принятия новых членов ВТО. Существенно возросло число заседаний, связанных обсуждением проблем в следующих новых направлениях деятельности ВТО: торговля услугами, торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, торговля и вопросы экологии. Многочисленные заседания всех органов ВТО были, прежде эго связаны с выяснением того, настолько законодательство стран-участников ВТО соответствует правовым документам ВТО, выяснением спорных вопросов, разрешением конфликтных ситуаций. В ходе этих заседаний были прояснены положения 56 соглашений и договоренностей ; ТО многие правовые нормы и термины получили более четкое правовое наполнение, родились прецеденты, заложившие пути правовой деятельности ВТО. К середине октября 1996 года поступило 59 обращений в Орган по Разрешению Споров ВТО с просьбой о начале консультаций. Характерно, что в эти два года значительно активизировали свою деятельность в ВТО развивающиеся страны, показавшие, что они рассматривают новую торговую организацию как инструмент защиты своих интересов и готовы противостоять давлению развитых стран.
Вместе с тем, более резко обнажились противоречия между США и Европейским Союзом, США и Японией в подходах к реализации целого ряда договоренностей ВТО. Одним из ключевых направлений работы ВТО в эти годы стала организация и проведение переговоров, начатых в последний год Уругвайского раунда. Это прежде всего переговоры по услугам морского транспорта, которые предполагалось завершить в 1996 году. Однако позиция США помешала этому.
Другое, не менее важной направление —основные средства телекоммуникации. Переговоры, охватывающие участок торговли услугами, оцениваемый в 500 млрд. долларов, также застопорились, и только в конце 1996 года произошел определенный сдвиг на этом направлении. Все это позволяет говорить о процессе накопления проблем деятельности ВТО и необходимости поиска нетрадиционных развязок.
В декабре 1996 года прошла первая регулярная Министерская конференция ВТО. Она показала, что новая организация сталкивается с немалыми трудностями в реализации дальнейшей программы переговоров и с выходом в новые области и сектора деятельности. Вместе с тем, первые годы деятельности ВТО показали ее жизнеспособность, ее роль в организации функционирования международной торговой системы и ее постепенно растущий, хотя и медленно, авторитет среди других международных экономических организаций. Настоящая и будущая роль ВТО определяется, прежде всего, тем, что мировая торговля товарами и услугами, достигнув 6, 5 трлн. долларов (только экспорт), продолжает расти. На мировой рынок уже поступает свыше одной трети валового продукта, создаваемого во всех странах мира. А это, в свою очередь, требует координации действий всех стран, связанных мировой торговлей, дальнейшей интернационализации их национальных правовых систем, регулирующих торговлю товарами и услугами, и укрепления правовой базы международной торговой системы. Прошедшие два года существования ВТО позволяют сделать вывод о том, что она, скорее всего, будет развиваться по пути, по которому почти 50 лет шло Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле, и провозглашенное в статье XVI Соглашения об учреждении ВТО положение о том, что “ВТО будет следовать и руководствоваться решениями, процедурными положениями и обычной практикой, которыми руководствовались страны-участницы ГАТТ-1947”, не останется простым лозунгом или данью традиций. ЛИТЕРАТУРА 1.
Международные экономические отношения. Учебник / Под общей редакцией В. Е. Рыбалкина. – 2-е изд. , перераб. и доп. –М. : ЗАО “Бизнес-школа “Интел-Синтез”, Дипломатическая академия МИД РФ, 1998. – 386 стр. 2.
Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие. – М. : ИВЦ “Маркетинг”, 1998. – 196 с. 3.
Шишаев А. И. Регулирование международной торговли товарами. – М. : Центр экономики и маркетинга, 1998. – 174 с. 4.
Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебник. – М. : Юристъ, 1999. – 456 с. 5.
Дюмулен И. И. Всемирная торговая организация: Монография. – М. : Торгово-промышленная палата РФ, 1997. – 203 с. 6.
Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Учебник / Под ред. Л. Н. Красавиной. – М. : Финансы и статистика, 1994. – 592 с. 03. 04. 2000 Слушатель В. Шахрай 1-ая группа, Налоги и налогообложение