Курсовая работа по предмету "Математика"


Расчет дифференциального уравнения первого, второго и третьего порядка методом Эйлера

Міністерство освіти України ДАЛПУ Кафедра автоматизації технологічних процесів і приладобудування КУРСОВА РОБОТА з курсу “Математичне моделювання на ЕОМ” на тему “Розв’язок диференціального рівняння виду апу(п)+ап-1у(п-1)+…+а1у1+а0у=кх при заданих початкових умовах з автоматичним вибором кроку методом Ейлера” Виконала студентка групи БА-4-97 Богданова Ольга Олександрівна Холоденко Вероніка Миколаївна Перевірила Заргун Валентина Василівна 1998 Блок-схема алгоритма Блок-схема алгоритма начало у/=f(x, y) y(x0)=y0 x0, x0+a h, h/2 k: =0 xk+1/2: =xk+h/2 yk+1/2: =yk+f(xk, yk)h/2 бk: = f(xk+1/2, yk+1/2) xk+1: =xk+h yk+1: =yk+бkh нет k: =n да x0, y0, x1, y1… xn, yn конец ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ И МЕТОД РЕШЕНИЯ
Решить дифференциальное уравнение у/=f(x, y) численным методом - это значит для заданной последовательности аргументов х0, х1…, хn и числа у0, не определяя функцию у=F(x), найти такие значения у1, у2, …, уn, что уi=F(xi)(i=1, 2, …, n) и F(x0)=y0. Таким образом, численные методы позволяют вместо нахождения функции У=F(x) получить таблицу значений этой функции для заданной последовательности аргументов. Величина h=xk-xk-1 называется шагом интегрирования. Метод Эйлера относиться к численным методам, дающим решение в виде таблицы приближенных значений искомой функции у(х). Он является сравнительно грубым и применяется в основном для ориентировочных расчетов. Однако идеи, положенные в основу метода Эйлера, являются исходными для ряда других методов. Рассмотрим дифференциальное уравнение первого порядка y/=f(x, y) (1) с начальным условием x=x0, y(x0)=y0 (2) Требуется найти решение уравнения (1) на отрезке [а, b].
Разобьем отрезок [a, b] на n равных частей и получим последовательность х0, х1, х2, …, хn, где xi=x0+ih (i=0, 1, …, n), а h=(b-a)/n-шаг интегрирования. В методе Эйлера приближенные значения у(хi)»yi вычисляются последовательно по формулам уi+hf(xi, yi) (i=0, 1, 2…). При этом искомая интегральная кривая у=у(х), проходящая через точку М0(х0, у0), заменяется ломаной М0М1М2… с вершинами Мi(xi, yi) (i=0, 1, 2, …); каждое звено МiMi+1 этой ломаной, называемой ломаной Эйлера, имеет направление, совпадающее с направлением той интегральной кривой уравнения (1), которая проходит через точку Мi.
Если правая часть уравнения (1) в некотором прямоугольнике R{|x-x0|Јa, |y-y0|Јb}удовлетворяет условиям: |f(x, y1)- f(x, y2)| Ј N|y1-y2| (N=const), |df/dx|=|df/dx+f(df/dy)| Ј M (M=const), то имеет место следующая оценка погрешности: |y(xn)-yn| Ј hM/2N[(1+hN)n-1], (3)
где у(хn)-значение точного решения уравнения(1) при х=хn, а уn- приближенное значение, полученное на n-ом шаге. Формула (3) имеет в основном теоретическое применение. На практике иногда оказывается более удобнымдвойной просчет: сначала расчет ведется с шагом h, затем шаг дробят и повторный расчет ведется с шагом h/2. Погрешность более точного значения уn* оценивается формулой |yn-y(xn)|»|yn*-yn|.
Метод Эйлера легко распространяется на системы дифференциальных уравнений и на дифференциальные уравнения высших порядков. Последние должны быть предварительно приведены к системе дифференциальных уравнений первого порядка. Модифицированный метод Эйлера более точен. Рассмотрим дифференциальное уравнение (1) y/=f(x, y)
с начальным условием y(x0)=y0. Разобьем наш участок интегрирования на n равных частей. На малом участке [x0, x0+h]
у интегральную кривую заменим прямой Nk/ y=y(x) линией. Получаем точку Мк(хк, ук). Мк Мк/ yk+1 yk хк хк1/2 xk+h=xk1 х Через Мк проводим касательную: у=ук=f(xk, yk)(x-xk). Делим отрезок (хк, хк1) пополам: xNk/=xk+h/2=xk+1/2 yNk/=yk+f(xk, yk)h/2=yk+yk+1/2
Получаем точку Nk/. В этой точке строим следующую касательную: y(xk+1/2)=f(xk+1/2, yk+1/2)=бk
Из точки Мк проводим прямую с угловым коэффициентом бк и определяем точку пересечения этой прямой с прямой Хк1. Получаем точку Мк/. В качестве ук+1 принимаем ординату точки Мк/. Тогда: ук+1=ук+бкh xk+1=xk+h (4) бk=f(xk+h/2, yk+f(xk, Yk)h/2) yk=yk-1+f(xk-1, yk-1)h (4)-рекурентные формулы метода Эйлера.
Сначала вычисляют вспомогательные значения искомой функции ук+1/2 в точках хк+1/2, затем находят значение правой части уравнения (1) в средней точке y/k+1/2=f(xk+1/2, yk+1/2) и определяют ук+1. Для оценки погрешности в точке хк проводят вычисления ук с шагом h, затем с шагом 2h и берут 1/3 разницы этих значений: | ук*-у(хк)|=1/3(yk*-yk), где у(х)-точное решение дифференциального уравнения.
Таким образом, методом Эйлера можно решать уравнения любых порядков. Например, чтобы решить уравнение второго порядка y//=f(y/, y, x) c начальными условиями y/(x0)=y/0, y(x0)=y0, выполняется замена: y/=z z/=f(x, y, z)
Тем самым преобразуются начальные условия: y(x0)=y0, z(x0)=z0, z0=y/0. РЕШЕНИЕ КОНТРОЛЬНОГО ПРИМЕРА
Приведем расчет дифференциального уравнения первого, второго и третьего порядка методом Эйлера 1. Пусть дано дифференциальное уравнение первого порядка: y/=2x-y
Требуется найти решение на отрезке [0, 1] c шагом h=(1-0)/5=0, 2 Начальные условия: у0=1; Пользуясь рекурентными формулами (4), находим:
1). x1=0, 2; х1/2=0, 1; y(x1)=y(x0)+б0h; y(x1/2)=y(x0)+f(x0, y0)h/2; f(x0, y0)=2*0-1=-1 y(x1/2)=1-1*0, 1=0, 9 б0=2*0, 1-0, 9=-0, 7 y1=1-0, 1*0, 2=0, 86
2). y(x2)=y(x1)+б1h; x2=0, 2+0, 2=0, 4; x1+1/2=x1+h/2=0, 2+0, 1=0, 3 y(x1+1/2)=y(x1)+f(x1, y(x1))h/2 f(x1, y1)=2*0, 2-0, 86=-0, 46 y(x1+1/2)=0, 86-0, 46*0, 1=0, 814 б1=2*0, 3-0, 814=-0, 214 y2=0, 86-0, 214*0, 2=0, 8172 3). x3=0, 4+0, 2=0, 6; x2+1/2=x2+h/2=0, 4+0, 1=0, 5 f(x2, y2)=2*0, 4-0, 8172=-0, 0172 y2+1/2=0, 8172-0, 0172*0, 1=0, 81548 б2=2*0, 5-0, 81548=0, 18452 y3=0, 8172+0, 18452*0, 2=0, 854104 4). x4=0, 8; x3+1/2=x3+h/2=0, 6+0, 1=0, 7 f(x3, y3)=2*0, 6-0, 854104=0, 345896 y3+1/2=0, 854104+0, 345896*0, 1=0, 8886936 б3=2*0, 7-0, 89=0, 5113064 y4=0, 854104+0, 5113064*0, 2=0, 95636528 5). x5=1; x4+1/2=0, 8+0, 1=0, 9 f(x4, y4)=2*0, 8-0, 956=0, 64363472 y4+1/2=0, 956+0, 643*0, 1=1, 020728752; б4=2*0, 9-1, 02=0, 779271248 y5=0, 956+0, 7792*0, 2=1, 11221953 2. Дано уравнение второго порядка: y//=2x-y+y/ Находим решение на том же отрезке [0, 1] c шагом h=0, 2; Замена: y/=z z/=2x-y+z Начальные условия: у0=1 z0=1 1). x1=0, 2; x1/2=0, 1
y(z1)=y(z0)+б0h z(x1, y1)=z(x0, y0)+в0h y(z1/2)=y(z0)+f(z0, y0)h/2 z(x1/2, y1/2)=z(x0, y0)+f(x0, y0, z0)h/2 f(z0, y0)=f10=1 f(x0, y0, z0)=f20=2*0-1+1=0 y1/2=1+1*0, 1=1, 1 z1/2=1+0*0, 1=1 б0=z0=1 в0=2*0, 1-1, 1+1=0, 1 y1=1+0, 2*1=1, 2 z1=1+0, 2*0, 1=1, 02 2). x2+0, 4; x1+1/2=0, 3
f11=z1=1, 02 f21=2*0, 2-1, 2+1, 02=0, 22 y1+1/2=1, 2+1, 02*0, 1=1, 1 z1+1/2=1, 02+0, 22*0, 1=1, 042 б1=z1+1/2=1, 042 в1=2*0, 3-1, 302+1, 042=0, 34 y2=1, 2+1, 042*0, 2=1, 4084 z2=1. 02+0, 34*0, 2=1, 088 3). x3=0, 6; x2+1/2=0, 5
f12=z2=1, 088 f22=2*0, 4-1, 4084+1, 088=0, 4796 y2+1/2=1, 4084+1, 088*0, 1=1, 5172 z2+1/2=1, 088+0, 4796*0, 1=1, 13596 б2=z2+1/2=1, 13596 в2=2*0, 5-1, 5172+1, 13596=0, 61876 y3=1, 4084+1, 136*0, 2=1, 635592 z3=1, 088+0, 61876*0, 2=1, 211752 4). x4=0, 8; x3+1/2=0, 7
f13=z3=1, 211752 f23=2*0, 6-1, 636+1, 212=0, 77616 y3+1/2=1, 636+1, 212*0, 1=1, 7567672 z3+1/2=1, 212+0, 776*0, 1=1, 289368 б3=z3+1/2=1, 289368 в3=2*0, 7-1, 7568+1, 289=0, 9326008 y4=1, 6+1, 289*0, 2=1, 8934656 z4=1, 212+0, 93*0, 2=1, 39827216 5). x5=1; y4+1/2=0, 9
f14=z4=1, 39827216 f24=2*0, 8-1, 893+1, 398=1, 10480656 y4+1/2=1, 893+1, 398*0, 1=2, 0332928 z4+1/2=1, 398+1, 105*0, 1=1, 508752816 б4=z4+1/2=1, 508752816 в4=2*0, 9-2, 03+1, 5=1, 27546 y5=1, 893+1, 5*0, 2=2, 195216163 z5=1, 398+1, 275*0, 2=1, 65336416 3. Чтобы решить уравнение третьего порядка y///=2x-y-y/+y// на отрезке [0, 1], с шагом h=0, 2 и начальными условиями y0//=1 y0/=1 y0=1
необходимо сделать 3 замены: y/=a y0/=a0=1 y//=a/=b y0//=b0=1 b/=2x-y-a+b 1). x1=0, 2; x1/2=0, 1
y(a1)=y(a0)+a0h y(a1/2)=y(a0)+f10h/2 a(b1)=a(b0)+в0h a(b1/2)=a(b0)+f20h/2 b(x1, y1, a1)=b(x0, y0, a0)+г0h b(x1/2, y1/2, a1/2)=b(x0, y0, a0)+f30h/2 f10=f(a0, y(a0))=1 y1/2=1+1*0, 1=1, 1 f20=f(b0, a(b0))=1 a1/2=1+1*0, 1=1, 1 f30=f(x0, y0, a0, b0)=-1 b1/2=1-1*0, 1=0, 9 б0=a1/2=1, 1 y(a1)=1+1, 1*0, 2=1, 22 в0=b1/2=0, 9 a(b1)=1+0, 9*0, 2=1, 18 г0=2*0, 1-1, 1-1, 1+0, 9=-1, 1 b(x1, y1, a1)=1-1, 1*0, 2=0, 78 2). x2=0, 4; x1+1/2=x1+h/2=0, 3
f11=a1=1, 18 y1+1/2=1, 22+1, 18*0, 1=1. 338 f21=b1=0, 78 a1+1/2=1, 18+0, 78*0, 1=1, 258 f31=2*0, 2-1, 22-1, 18+0, 78=-1, 22 b1+1/2=-1, 22*0, 1+0, 78=0, 658 б1=a1+1/2=1, 258 y2=1, 22+1, 258*0, 2=1, 4716 в1=b1+1/2=0, 658 a2=1, 18+0, 658*0, 2=1, 3116 г1=2*0, 3-1, 338-1, 258+0, 658=-1, 338 b2=0, 78-1, 338*0, 2=0, 5124 3). x3=0, 6; x2+1/2=0, 5
f12=a2=1, 3116 y2+1/2=1, 47+1, 3*0, 1=1, 60276 f22=b2=0, 5124 a2+1/2=1, 3116+0, 5*0, 1=1. 36284 f32=2*0, 4-1, 47-1, 31+0, 512=-1, 4708 b2+1/2=0, 4-1, 4*0, 1=0, 36542 б2=1, 36284 y3=1, 4716+1, 3116*0, 2=1, 744168 в2=0, 36542 a3=1, 3116+0, 3654*0, 2=1, 384664 г2=2*0, 5-1, 6-1, 36+0, 365=-1, 60018 b3= 0, 51-1, 60018*0, 2=0, 192364 4). x4=0, 8; x3+1/2=0, 7
f13=1, 384664 y3+1/2=1, 74+1, 38*0, 1=1, 8826364 f23=0, 192364 a3+1/2=1, 38+0, 19*0, 1=1, 4039204 f33=2*0, 6-1, 7-1, 38+0, 19=-1, 736488 b3+1/2=0, 19-1, 7*0, 1=0, 0187152
б3=1, 4039204 y4=1, 74+1, 4*0, 2=2, 0249477 в3=0, 0187152 a4=1, 38+0, 9187*0, 2=1, 388403 г3=2*0, 7-1, 88-1, 4+0, 0187=-1, 8678416 b4=0, 192-1, 87*0, 2=-0, 1812235 5). x4=1; x4+1/2=0, 9
f14=1, 388403 y4+1/2=2, 02+1, 388*0, 1=2, 16379478 f24=-0, 1812235 a4+1/2=1, 4-0. 181*0, 1=1, 370306608 f34=2*0, 8-2, 02-1, 388-0, 18=-1, 9945834 b4+1/2=-0, 18-1, 99*0, 1=-0, 38066266 б4=1, 3703 y5=2, 02+1, 37*0, 2=2, 2990038 в4=-0, 38066 a5=1, 388-0, 38*0, 2=1, 3122669 г4=2*0, 9-2, 16-1, 37-0, 38=-2, 114764056 b5=-0, 181-2, 1*0, 2=-0, 6041734 Программа на Turbo Pascal uses crt, pram, kurs1_1; var yx, xy, l, v, p, ff, ay, by, x: array [0...10] of real; y, a, b: array[0...10, 0...1] of real; i, n, o: integer; c, d, h, k: real; label lap1; begin screen1; clrscr;
writeln('введите наивысший порядок производной не больше трех '); readln(n); if n=0 then begin
writeln('это прямолинейная зависимость и решается без метода Эйлера '); goto lap1; end; writeln('введите коэффициенты {a0, a1}'); for i: =0 to n do readln(l[i]);
if (n=1) and (l[1]=0) or (n=2) and (l[2]=0) or (n=3) and (l[3]=0) then begin writeln('деление на ноль'); goto lap1; end; writeln('введите коэффициент при x'); readln(k); writeln('введите отрезок '); readln(c, d); o: =5; h: =abs(d-c)/o; writeln('шаг=', h: 1: 1); writeln('задайте начальные условия y(x)= '); for i: =0 to n-1 do readln(v[i]); if n=3 then begin yx[0]: =v[0]; ay[0]: =v[1]; by[0]: =v[2]; p[0]: =(k*c-l[0]*v[0]-l[1]*v[1]-l[2]*v[2])/l[3]; x[0]: =c; gotoxy(32, 1); write(' '); gotoxy(32, 2); write(' x y a b '); gotoxy(32, 3);
write(' ', c: 7: 7, ' ', yx[0]: 7: 7, ' ', ay[0]: 7: 7, ' ', by[0]: 7: 7, ' '); for i: =0 to o-1 do begin x[i]: =x[i]+h/2; y[i, 1]: =yx[i]+(h/2)*ay[i]; a[i, 1]: =ay[i]+(h/2)*by[i]; b[i, 1]: =by[i]+(h/2)*p[i];
ff[i]: =(k*x[i]-l[0]*y[i, 1]-l[1]*a[i, 1]-l[2]*b[i, 1])/l[3]; xy[i]: =x[i]+h/2; yx[i+1]: =yx[i]+h*a[i, 1]; ay[i+1]: =ay[i]+h*b[i, 1]; by[i+1]: =by[i]+h*ff[i]; x[i+1]: =x[i]+h/2;
p[i+1]: =(k*xy[i]-l[0]*yx[i+1]-l[1]*ay[i+1]-l[2]*by[i+1])/l[3]; end; for i: =0 to o-1 do begin gotoxy(32, 4+i);
write(' ', xy[i]: 7: 7, ' ', yx[i+1]: 7: 7, ' ', ay[i+1]: 7: 7, ' ', by[i+1]: 7: 7, ' '); end; gotoxy(32, 4+o); write(' '); end; if n=2 then begin x[0]: =c; yx[0]: =v[0]; ay[0]: =v[1]; p[0]: =(k*c-l[0]*yx[0]-l[1]*v[1])/l[2]; gotoxy(32, 1); write(' '); gotoxy(32, 2); write(' x y a '); gotoxy(32, 3);
write(' ', c: 7: 7, ' ', yx[0]: 7: 7, ' ', ay[0]: 7: 7, ' '); for i: =0 to o-1 do begin x[i]: =x[i]+h/2; y[i, 1]: =yx[i]+(h/2)*ay[i]; a[i, 1]: =ay[i]+(h/2)*p[i]; ff[i]: =(k*x[i]-l[0]*y[i, 1]-l[1]*a[i, 1])/l[2]; xy[i]: =x[i]+h/2; yx[i+1]: =yx[i]+h*a[i, 1]; ay[i+1]: =ay[i]+h*ff[i]; x[i+1]: =x[i]+h/2; p[i+1]: =(k*xy[i]-l[0]*yx[i+1]-l[1]*ay[i+1])/l[2]; end; for i: =0 to o-1 do begin gotoxy(32, 4+i);
write(' ', xy[i]: 7: 7, ' ', yx[i+1]: 7: 7, ' ', ay[I+1]: 7: 7, ' '); end; gotoxy(32, 4+o); write(' '); end; if n=1 then begin x[0]: =c; yx[0]: =v[0]; p[0]: =(k*x[0]-l[0]*yx[0])/l[1]; for i: =0 to o-1 do begin x[i]: =x[i]+h/2; y[i, 1]: =yx[i]+(h/2)*p[i]; xy[i]: =x[i]+h/2; ff[i]: =(k*x[i]-l[0]*y[i, 1])/l[1]; yx[i+1]: =yx[i]+h*ff[i]; x[i+1]: =x[i]+h/2; p[i+1]: =(k*xy[i]-l[0]*yx[i+1])/l[1]; end; gotoxy(32, 1); write(' '); gotoxy(32, 2); write(' x y '); gotoxy(32, 3); write(' ', c: 7: 7, ' ', yx[0]: 7: 7, ' '); for i: =0 to o-1 do begin gotoxy(32, 4+i); write(' ', xy[i]: 7: 7, ' ', yx[i+1]: 7: 7, ' '); end; gotoxy(32, o+4); write(' '); end; lap1: readln; pramo; delay(10000); clrscr; end. _ ЗАПУСК ПРОГРАММЫ НА ВЫПОЛНЕНИЕ
Программа находится в файле kursova1. pas, и имеет 2 модуля, в которых содержатся заставки. Модули находятся в файлах pram. tpu и kurs1_1. tpu. Для запуска файла kursova1. pas в Turbo Pascal необходимо нажать F9. Появится первая заставка, далее нажать enter и ввести все необходимые начальные условия: порядок производной, коэффициенты при членах рада, отрезок и начальные значения у(х0). На экране выводится шаг вычисления и таблица с ответами. После нажатия enter выводится вторая заставка, после чего мы возвращаемся к тексту программы. ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 – ввод данных, используемых в программе
2 – использование метки, очистка экрана, ввод требований, решение дифференциального уравнения в зависимости от ввода начальных условий
3 – присвоение начальных условий для дифференциального уравнения третьего порядка 4 – вывод таблицы со значениями
5 – ввод формул метода Эйлера для уравнения третьего порядка
6 – присвоение начальных условий для решения дифференциального уравнения второго порядка 7 – вывод таблицы для уравнения второго порядка 8 – формулы метода Эйлера для уравнения второго порядка
9 – начальные условия для дифференциального уравнения первого порядка 10 – формулы метода Эйлера для решения уравнения первого порядка 11 – вывод таблицы
12 – обращение к метке, задержка для просмотра результатов, очистка экрана, конец программы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Расчет эффективности земельно-кадастровых работ
Курсовая работа Кредитная система Российской Федерации
Курсовая работа Анализ состояния и использования основных фондов
Курсовая работа Статистическое изучение объема, состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета
Курсовая работа Судебное следствие в уголовном процессе
Курсовая работа Формирование пространственных представлений у детей в норме с общим недоразвитием речи
Курсовая работа Пути усовершенствования налогообложения в РБ
Курсовая работа Размер предприятия и факторы, его определяющие
Курсовая работа Гигиеническое воспитание младших школьников
Курсовая работа Создание автоматизированной системы управления
Курсовая работа Особенности инфляционных процессов в российской экономике
Курсовая работа Молочные сгущенные консервы
Курсовая работа Статистика доходов и расходов населения
Курсовая работа Правовые системы современного мира
Курсовая работа Электроснабжение и электроборудование буровой установки