С О Д Е Р Ж А Н И Е 1. Содержание. стр. 1 2. Введение. стр. 2 3. Состояние рынка НТП на сегодняшний день. стр. 3 4. Рынок НТП. Тенденции развития. стр. 4 5. Понятие "рынок НТП" и его особенности. стр. 7 6. Особенности управления созданием НТП в условиях рынка. стр. 11 7. Характеристика инновационного процесса в современных условиях. стр. 13 8. Формы финансирования НИР и ОКР в условиях рынка. стр. 18 9. Биржа интеллектуальной собственности и ее роль в развитии рынка НТП. стр. 21 10. Правовая защита производителей НТП. стр. 24 11. Заключение. стр. 26 12. Список литературы. стр. 27 _R1 - 2 В В Е Д Е Н И Е. В том, что нужна рыночная экономика, сегодня наше общество
почти уверено. Проблема состоит в том, как идти к ней и какие
формы она должна принять. Естественно, что переход к полноцен
ным рыночным отношениям затронет и отрасль науки, которой при
дется также существенно изменится. Связи с рыночной экономикой
научной системе избежать никак не удастся. Если промышленное
производство вступает в отношения рыночного взаимодействия, то
сразу встают вопросы потребительских свойств товара и уровня
общественно необходимых затрат на его производство. Это, естес
твенно, заставляет заниматься качеством продукции, ее себестои
мости. И непременно приходится обращаться к стадиям, предшес твующим производству, исследованиям и разработкам, так как
именно там, в основном, закладывается как максимальный уровень
качества будущей продукции, так и минимальная для реально имею
щихся на производстве условий, себестоимость. При этом значи
тельная часть затрат на исследования и разработки неприменно войдет в стоимость продукции, хотя и не полностью. Следова тельно, искуственно изолировать науку от рынка все равно не
удасться, и поэтому представляется разумным думать о ее рацио
нальной организации, соответствующей жизни в условиях рынка. _R1 - 3 СОСТОЯНИЕ РЫНКА НТП НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ Специфика научного рынка в реально сложившихся у нас усло
виях определяется многими факторами. Среди основных из них мож но выделить следующие: - слабую интеграцию с мировым рынком;
- недостаточную заинтересованность производственных организа ций во внедрении научных новшеств и изменении сложившихся технологий;
- отсутствие механизма передачи результатов академической нау ки в отраслевую;
- высокую зависимость научных коллективов и ученых от бюрокра тических структур;
- практическое отсутствие государственной и иных видов поддер жки предпринимателей в науке; - низкие темпы обновления основных фондов;
- низкий уровень ресурсного обеспечения исследований и разра боток;
- низкий, по мировым стандартам, уровень материального обеспе чения ученых и специалистов, занятых в сфере науки. *1 Это неполное перечисление факторов позволяет судить о
серьезных трудностях, имеющихся в сфере становления научного
рынка и весьма значительной его удаленности от представлений о свободном рынке. Но как же конкретно будет осуществляться переход к рыночным
отношениям в сфере науки в нашей стране? Чтобы ответить на этот
вопрос необходимо хотя бы приблизительно спрогнозировать про цессы, которые будут проходить в сфере инновационной дея тельности. ______________
*1 Рынок научной продукции, рынок научного труда. (Материалы семинара, общество Знание. 1990 г. , стр. 15 РЫНОК НТП. ТЕНДНЕЦИИ РАЗВИТИЯ. Переход к рынку порождает противоречивые тенденции в изоб
ретательской и инновационной деятельности. Некоторые из них уже
очевидны, другие появятся в не столь уже отдаленном будущем,
когда от нынешнего состояния процесса удастся перейти к стаби
лизации, а затем к оживлению. Очень важно предвидеть возможные
альтернативы грядущих изменений, чтобы своевременно к ним под
готовиться, активно устранять или смягчать негативные тенденции
и ощутимо поддерживать прогрессивные. Рассмотрим как прогнози
рует эти тенденции Ю. В. Яковец, доктор экономических наук из
Москвы, в своей статье "Рынок, изобретения и инновации" ( Воп росы изобретательства, 1991 г. , N1): 1. "Количество изобретений и инноваций в ближайшие годы рез
ко сократится, затем стабилизируется и к середине 90-х годов
начнет расти, не достигая, однако, прежней величины. Причины
сокращения изобретений можно установить следующие. Переход к
рынку начинается с усиления дефицита и всевластия монополий,
разрыва сложившихся связей, падения производства, когда пред
приятиям не до инноваций - удержаться бы на плаву. Лишь когда
фаза кризиса будет пройдена и после стабилизации начнется ожив
ление, а затем и подьем - снова начнет расти спрос на изобрете
ния, увеличатся масштабы инноваций. Однако и тогда не потребу ется такое количество изобретений и нововведений, поскольку
большинство из них - мелкие улучшения устаревших поколений тех ники. " 2. "Изменится структура изобретений и нововведений по их
значимости. Сейчас особо тяжелая ситуация складывается для ба зисных инноваций, которые прежде субсидировались из средств государственного бюджета и министерств: они требуют значи
тельных вложений длительного срока и уверенности в сбыте новой
продукции. Всего этого в современных условиях нет. Закрываются
дороги и для неэффективных и малоэффективных инноваций, финан
сируемых за счет собственных средств предприятий. Можно прогно
зировать устойчивую тенденцию повышения доли изобретений и но
вовведений (и затрат на их реализацию), связанных с созданием
новых товаров народного потребления (прежде всего бытовой ради
оэлектроники, медицинской техники), экологически чистого продо
вольствия, технически сложных услуг. Эту тенденцию следует учи тывать при определении социального заказа для изобретений. Однако в дальнейшем потребность в изобретениях революцион
ного типа в базисных инновациях возрастет, поскольку лишь на их
основе можно укрепиться на рынке в условиях усиливающейся кон куренции. "
3. "В стране будет активно формироваться рынок изобретений и инноваций на базе интеллектуальной собственности. Кончилось
время, когда продукты научно-технической деятельности и их ис
пользование были за рамками рыночных отношений. Любое изобрете ние объявлялось государственной собственностью и фактически
становилось ничьим, могло его применить, ограничивались чаще всего чисто символическим поощрением новатора. Но в настоящее время в сфере инноваций создается особый рынок, где покупатель и продавец могут тщательно взвешивать
перспективность идеи, сравнивать затраты на приобретение патен
та и его реализацию с возможным доходом и прибылью. Нововведе ния будут осуществляться, как правило, за собственный счет. Правда на первых порах на рынке изобретений и нововведений,
деформированном, монополизированном, страдающей стороной оказы вается чаще всего изобретатель. Однако меры по демонополизации экономики, усилению рыночной конкуренции, утверждению категории дифференциального науч
но-технического дохода (убытка), когда пользователь эффективно
го новшества гарантированно получает сверхприбыль, а для отста
ющего в технологическом прогрессе неотвратимы убытки и угроза
банкротства, - все это со временем приведет к улучшению положе ния изобретателя и предпринимателя - новатора, как субъекта
рыночных отношений. Однако при этом потребуется активная госу дарственная поддержка:
- в правовой защите изобретений, налоговых льготах при исполь зовании крупных разработок;
- в частичном централизованном финансировании базисных новов ведений;
- в оказании базисной помощи в определении цен на изобретения, оформлении патентов. " 4. "Активное включение в мировой патентный рынок, повышение
роли изобретений во внешнеэкономической деятельности и совмес тном предпринимательстве. " С развитием совместного предпринимательства, переходом к
общепринятым нормам патентного права, созданием патентных судов
положение изменится. Для повышения конкурентоспособности про
дукции, обеспечения ее патентной чистоты предприниматели будут
стремиться операться на патентную защиту собственных и приобре тенных изделий, расширится международный обмен лицензиями. Все большее число совместных предприятий будет ориентиро
ваться на реализацию отечественных и зарубежных изобретений,
активно заниматься инновационной деятельностью для обеспечения конкурентноспособности своей продукции на мировом рынке. ПОНЯТИЕ "РЫНОК НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ "Рынок - понятие многомерное и как составную часть вклю
чает в себя рынок научно-технической продукции (НТП). Объектами последнего являются товары в виде научно-технической, проек
тно-конструкторской и технико-технологической продукции и ин
формационных услуг; субъектами - контрагенты рынка, дифференци
рованные по объему своего производственного, научного, информа
ционного и финансового потенциала, форме собственности. Данный
рынок имеет специфические черты, в частности, ограниченный ха рактер товарной формы достижений науки и техники. " *2 Научно-техническая продукция, предлагаемая рынку, отличает
ся от обычных товаров тем, что на данный момент она может иметь
потребительную стоимость, т. е. подлежать коммерциализации, а
может и не иметь (не быть товаром), но через некоторый период
времени способна проявить ее. Это касается прежде всего фунда
ментальных исследований (эксперементальных или теоретических),
направленных на получение новых знаний без какой либо конкрет
ной цели, связанной с их использованием. Превращение в товар
происходит тогда, когда определяется прикладное значение иссле
дований. Рыночные отношения не распространяются на те НИОКР,
результаты которых не могут быть получены на коммерческой осно
ве (принципиально новая техника). Товарность достижений науки и
техники не обнаруживается, если научные организации включены в
структуру предприятий, т. к. результаты являются промежуточной
продукцией. В зарубежных фирмах они реализуются во внутреннем обороте _______________
*2 Бурмистрова Т. ,Федотов А. "Новая научно-техническая политика, контуры формирования и реализации", Экономист, 1992 г. , N2, стр. 58
по трансфертным ценам, как и основная часть лицензий, поскольку большинство соответствующих продаж осуществляется в рамках транснациональных корпораций. "Начиная с 1990 г. спрос на научно-техническую продукцию падает. По ряду отраслей все предприятия избегают заключать
крупные (свыше 200 руб. ) договоры, в 1991 г. объем хоздоговор
ных тем уменьшился вдвое по сравнению с 1990 г. , капитальные
вложения - вчетверо, а затраты на оборудование - в 5 раз. Пос
леднее связано как с ростом заработной платы, так и увеличением
цен на оборудование. Это говорит о стремлении предприятий, про
изводящих НТ продукцию, к самосохранению, а не к развитию. "*3 В нашей стране рынок научно-технической продукции ограничен
монополией большинства НИИ и КБ в своей области и неразвитостью
конкуренции. Монополизм в научно-технической сфере ( в приклад
ной области несколько меньше, чем в фундаментальной) является
производным от монополизма в целом по народному хозяйству (нап ример в машиностроении он составляет 80%). Внешнеэкономические инновационные структуры также централи
зованы посредством монополии соответствующих государственных, а
сейчас и негосударственных организационных систем и не позво
ляют потребителю избежать применения отечественного контраген
та-монополиста. Поэтому при формировании рынка инновационных
товаров антимонопольное регулирование должно включать создание
новых организационных структур (субъектов рынка и их взаимоот ношений). Монопольный уровень цен на научно-техническую продукцию
может быть нейтрализован, например, при помощи инженеринговых
бирж, а также формированием гос. системы коммерческих посредни ков, компенсиру _________________
*3 Ионов М. "Регулирование инвестиционной и инновационной деятель ности. ", "Экономист", 1992 г. , стр. 37
ющих производителям материально-технические и финансовые расхо
ды на создание технологических инноваций, отраженные в стоимос
ти на них. Источниками компенсации у названных посредников мо
гут быть государственные фонды развития науки и техники, доходы
от лизинга инноваций потребителям, которые осуществляют посред ники, инновационные банки. Аналогичные источники матери
ально-финансовых компенсаций возможны и у независимых коммер
ческих посредников (включая различные общественные фонды и сою зы, например, научно-промышленный). Одна из конечных целей антимонопольной политики - усиление
проявления интересов потребителей. Роль последних в создани и
распространении нововведений не менее важна, чем непосредствен
ных производителей. ("В исследовании, проведенном сотрудниками
Массачусского технологического института (США), покозано, что
нововведения часто ведут от потребителей продукции, нуждающихся
в новых или улучшеных изделиях. В научном приборостроении на
потребителей приходится 77% нововведений, а в некоторых отрас
лях по производству пластмасс - 90%. Во многих зарубежных ис
следованиях отмечается, что соотношение нововведений, вызван
нных новыми потребителями и новыми технологическими возможнос тями, составляет 3: 1")*2 Специфика функционирования инновационной сферы находит от
ражение и на рынке финансовых ресурсов и ценных бумаг. Это свя
зано с тем, что из-за отсутствия скорого эффекта финансирование
из негосударственных источников не будет таким щедрым, как в
тех отраслях, где короткие сроки окупаемости и гарантирована
высокая норма прибыли. Следовательно, основным источником фи
нансирования инновационной деятельности остается государствен
ный бюджет. Но его постоянный дефицит и остаточный принцип фи
нансирования оставляют мало надежд на увеличение ассигнований на науку, хотя развитие последней должно стать приоритетным
направлением вывода экономики из кризиса. Приходиться надеяться
на спонсоров и коммерческие банки, имеющие возможность риско
вать и все прочнее занимающие свое место в экономической жизни общества. Из сказанного следует, что рынок финансовых ресурсов, в котором будет участвовать инновационная сфера деятельности, имеет свою специфику, обусловленную приоритетностью стоящих
задач и путей их реализации. Это означает, что ее участие будет
носить весьма ограниченный характер по сравнению, например, с рынком средств производства и предметов потребления. Рынок финансовых средств пока находится в начальной стадии
формирования. Несмотря на значительную сеть коммерческих, в том
числе инновационных банков, кредитование НИОКР, в особенности
перспективных, носит ограниченный характер. Из-за экономической
неопределенности банки предпочитают выдавать краткосрочные кре диты и под высокий процент, что для науки неприемлемо. Так
"Инкомбанк при обороте средств в 13 млрд. руб. на финансирова
ние долгосрочных перспективных инновационных проектов выделил
только 9, 3 млн. руб. " *2 Создание инкофонда при бывшем ГКНТ
было попыткой компенсировать нежелание коммерческих банков кре дитовать научные исследования. _________________ *2 Бурмистрова Т. , Федотов А. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОЗДАНИЕМ НТП В УСЛОВИЯХ РЫНКА На современном этапе развития народного хозяйства цивили
зованный рынок необходимо рассматривать как средство повышения
эффективности общественного производства. Важнейшем компонентом
рыночных отношений является научно-техническая продукция. Эта
продукция, созданная на базе использования последних достижений
развития науки и техники, позволяет полнее удовлетворять пот
ребности человека, снизить общественно необходимые затраты на
производство изделий, обеспечить развитие существующих и пер спективных сфер рынка. Малейшая недооценка развития науки и
техники в условиях рынка приводит к ослаблению позиций в конку
рентной борьбе и в конечном счете к банкротству в хозяйствен но-производственной деятельности. "В условиях рынка к неизменно актуальным вопросам управле
ния научно-конструкторскими организациями относятся: - выявле
ние потребностей сегодняшнего рынка; - оценка уровня технологи ческого развития и научно-технических дос
тижений, их влияние на состояние существующего рынка, на создание
новых рынков и возникновение новых потребностей; - возможное изменение требований рынка к научно-технической продук ции в будущем. " *1 Как известно, современный рынок существенно отличается от
рынка свободной конкуренции на котором выступали раздробленные
и незнающие ничего друг о друге агенты рынка. В эпоху развития
научно-технического прогресса общественные связи между произво
дством и потребителями делаются устойчивее, становится возмож
ным выявить вероятный спрос и предложения рынка, осуществить
приблизительную оценку размеров рынка. Глубина и достоверность данных, характеризующих требования и предложения рынка науч
но-технической продукции в существенной мере определяются сос
тоянием анализа научно-технической информации, соответствующих экономико-статистических материалов. В управлении разработками научно-технической продукции в
условиях рынка крайне важно также полнее учитывать закономер
ности инновационного процесса. "Как известно, по характеру ры ночных целей различаются такие инновационные процессы:
а) ориентированные на снижение общественно необходимых затрат при производстве изделий и получении прибыли; б) предусматривающие модернизацию выпускаемой продукции; в) создание принципиально новой продукции. " *1 При выборе направлений НИР и ОКР, предусматривающих созда
ние новых продуктов и модернизацию существующих изделий, важно учитывать закономерности кривой жизненного цикла изделий, в соответствии с которой экономическая эффективность совершен
ствования технических параметров изделий, в зависимости от ста
дий, разная. Это обусловлено тем, что каждое научно-техническое решение в своем развитии имеет предел. Необходим учет особенностей научно-технического продукта.
Например, большой период цикла "НИР-ОКР-внедрение". Поэтому в
ходе планирования разработок на перспективу возникает задача
выявить будущего заказчика научно-технического продукта, форми рование возможных требований к продукту, определение опти
мального времени на разработку и освоение научно-технического товара. ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ *7 Ключ к выходу из экономического кризиса лежит в освоении
основанного на крупных изобретениях базисных инноваций обеспе
чивающего переход к новым поколениям техники в ведущих секторах
экономики. Технологический переворот возможно осуществить лишь
на основе включения в мировой инновационный процесс, поиска и
освоения технологических и рыночных ниш, опираясь на стратегию
"лазерного луча", обеспечением патентозащищенности конкурентос пособной продукции. Замкнутость в инновационной политике и практике, отрыв от
мирового научно-технического прогресса привели к падению конку
рентоспособности отечественной продукции на мировом рынке (а
теперь и на внутреннем, все более наводняемом импортными това
рами), и растущему отставанию от высшего мирового технического
уровня. Преодолеть эту тенденцию невозможно, опираясь только на
собственные силы, без включения в мировое сообщество. При этом
необходима селективная научнотехническая политика, с выделением трех секторов в инновационной пирамиде. В вершине ее лежит
сравнительно узкий сектор прорывных технологий, основанный на
отечественных изобретениях, которые могут обеспечить приоритет
и высокую конкурентоспособность на узком сегменте мирового рын
ка и принести значительный доход при умелой и масштабной реали
зации приоритета. В качестве примера можно привести гамму ко
нусно-инерционных дробилок нового поколения, разработанных МНТК
"Механобр" и обеспечивающих экономичное и дифференцированное
измельчение твердого вещества во многих сферах - от обогощения
горных пород до создания галокамер и соляных инголяций для лю дей с _____________________
*7 Симановский С. Направления интенсификации инновационного про цесса. "Вопросы изобретательства N 1-2, 1992 г. больным горлом и легкими. По оценкам изобретателя Л. П
. Зарогатского, спрос на эту продукцию на внешнем рынке оценива
ется в 700 млн. долл. , однако возможность упущена, ибо некому было организовать крупносерийное производство и поставку на внешний рынок этой пионерной техники. Следующий, более широкий сектор - где есть возможность,
опираясь на отечественные и зарубежные лицензии организовать на
равных разработку, производство и поставку на рынок конкурен
тоспособной современной продукции. Большие возможности в этом
плане предоставляет конверсия военной науки и промышленности,
где немало крупных, прежде засекреченных изобретений и техноло
гий могут быть использованы для производства такой продукции. Третий, еще более широкий сектор - там, гре страна не имела
достаточного научного задела и инновационного потенциала и где
эффективнее использовать зарубежный потенциал, тем более что
ограничение на экспорт высоких технологий к нам постепенно ос лабляются или снижаются. Нужно понимать, что сейчас ни одна
страна в мире не в состоянии развивать всю гамму направлений
современной науки и техники; разумнее опираться на международ ное разделение и кооперацию труда в этой сфере. Реализация селективной инновационной политики должна опи
раться на разработку и выполнение программ, охватывающих всю технологическую цепочку (от фундаментальных исследований до
достижения оптимального уровня производства и потребления из
бранного направления пионерной техники), с организацией, охва
тывающей весь сегмент мирового рынка системы маркетинга, рекла
мы, продажи, фирменного обслуживания, обновления данного вида товаров. Реализация целевых программ невозможна (либо неэффективна)
силами отдельных республик, необходима координация инновацион
ной политики, выработка общей инновационной стратегии, взаимная
поддержка в выполнении программ и в конкурентной борьбе на за полненных технологическими новинками мировых рынках. Эффективная реализация наступательной инновационной страте
гии возможна лишь при сочетании современных рыночных механиз мов, государственной поддержки базисных инноваций и высокой
творческой активности изобретателей и новаторов и защищающих их
интересы союзов и организаций. Национализация интелектуальной
собственности, обилие централизованных программ, субсидирование
научного поиска и инновационной деятельности за счет централи
зованных фондов, господство военно-промышленного комплекса и
монополии тяжелой промышленности, как убедительно доказал нам
недавний опыт, неэффективны. Это порождает снижение изобретате
льской активности, преобладание псевдоноваций, нацеленных на продление сегодня устаревших поколений техники. Переход к рынку усиливает технологическую конкуренцию, при
водит к банкротству тех, кто использует и производит устаревшую
продукцию, обеспечивает сверхприбыль (в основе которой диффе
ренциальный научно-технический доход) пионерам научно-техничес
кого прогресса, активным новаторам. Формируется экономический,
рыночно-конкурентный механизм нововвведений. Но предприниматели
(особенно в кризисной ситуации) неохотно идут на базисные но
вовведения, связанные с крупными разовыми вложениями, большим
рынком зачастую обрекающим на гибель уже отлаженное, четко фун
кционирующее производство, создающее ему конкурентов, обесцени
вающее вложенный капитал. Именно это побуждает монополии сопро
тивлятся (до известного предела) базисным нововведениям, порож
дает тенденцию к техническому застою. Поэтому нужна активная и
дифференцированная государственная поддержка базисных нововве
дений, основанных на крупных изобретениях. Эта поддержка может быть как прямой (частичное финансирование сравнительно не
большого числа приоритетных программ), так и косвенной (налого
вые и таможенные льготы для инновационных мероприятий и пред приятий, патентная защита, четкое правовое регулирование и т. п. ) в сочетании с антимонопольными мерами. Однако государственная поддержка может сыграть и реакцион
ную роль, если она направлена на продление жизни устаревших, но
еще мощных поколений техники и связанных с ними монополизиро
ванных структур. Активная государственная поддержка не только
фундаментальных исследований, но и базисных инноваций осущес
твляется во всех развитых странах - достаточно привести пример
государственных целевых программ в Японии и США, западноевпро
пейской прграммы "Эврика", налоговых льгот для венчурных пред
приятий и инвестиций в большинстве стран. Однако эта поддержка
ограничена во времени и уступает затем место обычному рыночному механизму. В то же вркмя неоходимо объеденение инновационных сил в
самом секторе прорыва". Реч идет не только о формировании раз
нообразных гибких хозяйственных форм в этом секторе, но и акти
визации общественных организаций и союзов изобретателей и нова
торов (ВОИР, Союза инновационных предприятий и т. д. ), активном
включении их в поддержку инновационных инициатив путем создания
влиятельных творческих коллективов, малых предприятий, техноло гических парков и т. д. Для того, чтобы научная организация смогла перейти к работе
в условиях рынка, неоходимо провести комплекс подготовительных
работ. Причем это должны быть не разовые мероприятия, а некото
рая система, которая вначале должна помочь перейти к работе в условиях рынка, а в дальнейшем закрепиться на нем. "В процессе создания такой системы необходимо:
- провести анализ достигнутых результатов и определить интересы; - организовать маркетинговые исследования; - провести анализ и переоценку имеющихся основных фондов; - оценить имеющийся научно-технический и производственный потенциал;
- разработать проект программы исследований и разработок, ори ентированный на реализацию в условиях рынка;
- определить фактическую фондовооруженность первичных коллекти вов и действитеьные потребности в развитии и обновлении потенциала
- разработать проект программы исследований и разработок, ори ентированный на реализацию;
- рассмотреть возможности внедрения новых форм организации ис
следований и разработок, включая создание малых предприятий; - выбрать программу работ и определиться со стратегией раз вития;
- подготовить необходмимое нормативно-методическое обеспечение исследований и разработок. " *6 Вероятно, есть смысл изучить вопросы, связанные с включе
нием в рассматриваемую сферу длительности биржевых механизмов. Биржа интеллектуальной собственности, которая на коммерчес
ких (комиссионных или иных хозрасчетных) началах осуществляет набор партнеров для обычных рыночных операций купли-продажи
технологий или кооперативов для создания или внедрения техноло гий с использованием внешних источников. ______________________
*6 Симановский С. , К использованию научно-технического потенциала РФ и СНГ , "Российский экономический журнал", N 4, 1992 г. ФОРМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ НИР И ОКР В УСЛОВИЯХ РЫНКА Переход к рыночным отношениям и их эффективное функциони
рование предполагали формирование рынка научно-технической про
дукции, широкомасштабное включение в экономический оборот ре зультатов интеллектуального труда, выполнение подавляющего
большинства научнотехнических разработок на договорных, коммер ческих началах. Помимо масштабов ассигнований большую роль в ускорени НТП играют источники и формы финансирования НИОКР. В целях развития предпринимательства в инновационной сфере
в нашей стране, начиная с 1990 г. , развиваются новые формы фи
нансирования на основе формирования ими инновационных банков,
инновационных фондов для финансовой поддержки малых организа ций, отдельных ученых специалистов, финансирования рисковых проектов. Так как без финансового обеспечения, рынокнаучно-техничес
кой продукции не может быть наполнен товаром, и в то же время в нашей стране отсутствует определенная системафинансирования НИОКР, то весьма целесообразно будет рассмотреть опыт США в
финансировании предпринимательства в научно-технической сфере. Проведение НИОКР подчинено основным целям экономической
стратегии: максимизации прибыли, увеличению акционерного дохо да, сохранению традиционных рынков и выходу на новые. Общие
затраты на исследования определяются как фиксированный процент
от объема продаж. Поэтому перспективы расширения или прекраще
ния работ по отдельным направлениям зависит от общехозяйствен ных результатов. Формы и методы финансирования зависят от многих факторов, в
том числе от проиоритетности, от доли фундаментальных наук, а в
рамках прикладных наук от удельного веса долговременных иссле
довательских работ, решающих проблемы общенационального масшта ба. "В качестве источников финансирования в США используются: федеральный бюджет, частные и благотворительные фонды, соб
ственные средства университетов, местных властей и др. Преобла
дают две формы предоставления средств: институционально-адми
нистративная, приемущественно дотационная - для финансирования
исследований в институтах, национальных лабораториях. Вторая
индивидуальная. Здесь финансирование идет за счет предоставле ния безвозмездных субсидий (грантов) небольшим коллективам,
работающим над самостоятельными проектами, темами, как правило на конкурсной основе. "*1 Для выполнения крупномасштабных программ c привлечением
внешних исполнителей используется контрактная система. В наших
экономических условиях , когда отсутствует инфраструктура нау
ки, система грантов не может функционировать полноценно, пос
кольку нет свободного рынка приборов, реактивов, материалов.
Для эффективного использования системы грантов при функцианиро вании функциональных исследований следует наделить научного
работника или первичную исследовательскую группу правами юриди ческого лица, в зависимости от сложности проблемы выделять
гранты на срок до 3-5 лет. Для перехода на такую систему нужно,
чтобы деньги и фонды находились в распоряжении научных советов при отделениях республиканских академий. Новый статус академических научных учреждений позволит осу
ществить предложение о переходе академической науки на конкур
сно-контрактную систему со свободным финансированием. Суть ее в том, что руководитель научного коллектива завоевывает в ре
зультате конкурса финансовое обеспечение своей работы, объяв
ляет через ученый совет конкурс на соответствующий штат научных
сотрудников. С теми, кто его пройдет, в дальнейшем заключается
контракт на определенный срок, причем оплата труда определяется
ученым советом в пределах фонда зарплаты, выделенного на выпол нение работы. Важную роль в перспективе могут сыграть долгосрочные креди
ты. Появление у научных организаций собственных средств сделают
сферу НИОКР привлекательной для кредитования, позволит научным
коллективам выполнять инициативные программы исследований. Ко
мерческий расчет и право исследовательских коллективов распоря
жаться результатами НИОКР будут самыми действенными средствами
развития инновационного кредита - "рискового капитала" в сфере научно-технической деятельности. Создание сети малых (рисковых) предприятий является необхо
димым условием перехода к рыночным отношениям и развитием пред
принимательства. В инновационной сфере они создаются для осуще
ствления НИОКР по новым перспективным направлениям и обеспече
ния их ускоренного внедрения. Для обеспечения финансирования
малых предприятий наряду с другими формами могут образовываться
союзные, республиканские и региональные целевые фонды финансо
вой поддержки малых предприятий за счет добровольных взносов
государственных, кооперативных, общественных и других предприя
тий, учреждений и граждан, в том числе иностранных. "Эти фонды должны быть двоякого назначения: 1) страховые, которые должны страховать коммерческий риск;
2) осуществлять субсидирование предпринимательства, быть гаран
том банковского кредита, предоставлять льготные кредиты. " *1
Мелким предпринимателям должна быть предоставлена возможность широкого участия в борьбе за безвозмездные целевые субсидии (гранты) на исследовательские проекты. БИРЖА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЫНКА НТП В первую очередь следует отметить, что биржевой механизм
внедрения научно-технических достижений не свойственен ни пла
новый, ни рыночной экономике, а является исключительной импо
нентной особенностью перехода от социалистической к рыночной
модели хозяйствования. В условиях рыночного хозяйства процесс создания технических решений, диктуемых рынком, практически
полностью завершается их производственным освоением и коммер
ческим сбытом, исключая невостребования новшеств и их массиро
ванное накопление. По этой причине рыночному хозяйству не нужен
биржевой механизм реализации технических нововведений, планово
му же хозяйству он не нужен в силу отсутствия рынка как таково
го. Необходимость в нем появляется в условиях перехода от пла новой к рыночной экономике, когда при дифиците инвестиций в
науку необходимо максимально использовать уже имеющийся научно
технический задел. Отсюда следует, что использование биржевого
механизма внутри достижений внутри НТП носит временный характер
и естественным образом исчерпает себя при переходе на подлинно рыночную модель хозяйствования. Механизм функционирования системы бирж интеллектуальной
собственности схематически можно представить следующим образом.
Запрос от заинтересованного потребителя соответствующей техно
логии поступает на баржу. Последняя через информационно-поиско
вую систему выясняет наличие требуемого технического решения в
общем банке технологий содружества. "При этом ответ может быть получен в трех вариантах: 1. Необходимая технология имеется и полностью соответствует требованиям заинтересованного клиента.
2. Необходимое техническое решение имеется не в полном объеме и нуждается в доработке для соответствия требованиям потре бителя. 3. Необходимое техническое решение отсутствует. " В первом случае роль биржи (брокера) сводится к поиску и
сведению заказчика и владельца соответствующей технологии, ко
торые затем устанавливают между собой хозяйственные отношения на договорной основе в рамках прямых связей. Во втором случае биржа находит владельца исходной техноло
гии, выясняет их заинтересованность в ее доработке в соответ ствии с техническими условиями заказчика. В случае согласия
биржа сводит заказчика с исполнителями, среди которых находятся
научно-исследовательские, проектно-конструкторские и экспере
ментально-внедренческие организации. Заинтересованные стороны
заключают специальное соглашение, регулирующее отношения между
ними, включая обязанности сторон, порядок финансирования работ,
сроки представления результатов, соответствующие санкции и раз мер отчислений бирже. В третьем случае биржа находит научно-исследовательские
организации, которые могли бы разработать необходимые техничес
кие решения, выявляет их заинтересованность в соответствующей
разработке, выясняет вероятные сроки и стоимость ее реализации. Одной из особенностей бирж интеллектуальной собственности
является то, что если на обычной товарной бирже ее функция ог
раничевается операциями купли-продажи и дальнейшая судьба про
данного товара ее не интересует, то биржа интеллектуальной соб
ственности обеспечивает "сопровождение" реализованного при ее
содействии технического решения до стадии серийного производ
ства и сбыта изготовленной на его основе продукции, всячески содействуя ускорению этого процесса. Использование биржевого механизма в инновационном процессе
в нашей стране создало бы возможность для одновременного сквоз
ного и синхронизированного решения возникающих производственных
проблем путем объеденения в единый комплекс всех компанентов
научно-технического ресурса: необходимого научно-технического
задела, кадрового потенциала, соответствующего научно-исследо
вательского оборудования и опытно-внедренческой базы, содейс
твуя таким образом реальному соеденению достижений научно-тех
нического прогресса с производством в рамках рыночных отноше ний. "В последнее время в нашей стране возник целый ряд биржевых
структур, так или иначе связанных с торговлей результатами ин
теллектуального творчества. Это, в частности, "Биржа интеллек туального труда и научно-технических разработок", "Международная биржа интеллектуальной собственности", Биржа
идей и технологий "Инициатива", "Международная биржа информации и телекоммуникаций", корпорация "Экорамбурс", Межотраслевая
научно-техническая биржа "ИнтеллектКапитал" и др. Опыт их фун
кционирования пока еще недостаточен для того, чтобы судить об эффективности этих бирж, однако их первые успешные операции дают основание для оптимистического прогноза. " ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НТП Естественно, что одним из главных условий существования
рынка НТП является обязательная правовая защита производителей
изобретений. В настоящее время в нашей стране система защиты прав производителей НТП крайне несовершенна и требует сущес
твенной доработки. Один из основных законов, защищающих права
изобретателей, является, вышедший недавно ( 14 октября 1992 г. ) Патентный закон Российской Федерации. Настоящим законом и, принимаемыми на его основе, законода
тельными актами республик в составе Российской Федерации, регу
лируются имущественные, а также связанные с ними личные неиму
щественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой
охраной и использованием изобретений, полезных моделей и про мышленных образцов. Вводится новое понятие полезной модели - это конструктивное
выполнение средств производства и предметов потребления, а так же их составных частей. В целом закон состоит из следующих разделов: I. Общие положения. II. Условия патентоспособности. III. Авторы и потентообладатели.
IV. Исключительное право на использование изобретения, полез ной модели, промышленного образца. V. Получение патента. VI. Прекращение действия патента. VII. Защита прав патентообладателей и авторов. VIII. Заключительные положения. " *6 Но для полноценного использования норм Закона необходимо
создание таких новых структур, как Высшая патентная палата и
Федеральный фонд изобретений России. Сколько времени потребует ся для создания этих структур пока сказать трудно. Предстаит весьма серьезная работа по формированию новых
подзаконных актов и, главное, по внедрению их в практику. От
того, в каком виде будут приняты эти акты, в значительной мере
зависит и эффективность функционирования системы правовой охра
ны промышленной собственности на территории России. Так, если размеры новых патентных пошлин не будут ориентированы на ре
альные возможности прежде всего отечественных заявителей и па
тентообладателей, вряд ли можно ожидать и высокой их патентной активности. Наконец, если не будут сформированы эффективные
экономические регуляторы отношений в области промышленной соб
ственности (налоговые льготы, механизмы финансирования и мате
риального стимулирования, штрафных санкций и др. ), можно зара
нее прогнозировать провалы в области использования изобретений, промышленных образцов и других объектов. - 26 З А К Л Ю Ч Е Н И Е Из проведенного анализа можно сделать вывод о том, что
рынок научно-технической продукции в нашей стране еще только
начинает формироваться, что на пути его создания лежит много сложностей, порожденных как всей предшествующей системой хо
зяйствования, когда в условиях плановой экономики наука и про
изводство развивались автономно, научные исследования и разра
ботки не ориентировались на конкретного заказчика и осуществля лись вне потребности народного хозяйства; так и современным экономическим кризисом. Но, несмотря на это, предпосылки для развития и полноценно
го функционирования рынка НТП у нас имеются, и в конце концов
он будет составной частью всего рыночного механизма хозяйство вания. - 27 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рынок научной продукции, рынок научного труда. /Материалы семинара, общество "Знание". РСФСР, М. , 1991 г. 2. Бурмистрова Т. , Федотов А. Новая научно-техническая политика: контуры формирования и реализация/"Экономист", 1992 г. , N2 3. Ионов М.
Регулирование инвестиционной и инновационной деятельности. / "Экономист", N5, 1992 г. 4. Синягов А. НТП в условиях формирования рынка: стратегия, тактика, пока затели. / "Экономист", N 4, 1992 г. 5. Логинов В. , Курнышева И. Возможности и перспективы научно-технического развития. / "Экономист", N 7, 1992 г. 6. Симановский С. К использованию научно-технического потенциала РФ и СНГ. / "Российский экономический журнал", N 4, 1992 г. 7. Симановский С. Направления интенсификации инновационного процесса. / "Вопросы изобретательства", N 1-2, 1992 г. 8. Яковец Ю. В.
Стратегия использования изобретений: инновационные теоремы. / "Вопросы изобретательства", N 1-2, 1992 г.
9. Современные организационно-экономические формы реализации научно-технических достижений. / Вестник С-Петербургского университета, серия 5, Экономика, выпуск 1. 10. Яковец Ю. В.
Рынок, изобретения и инновации. / "Вопросы изобретательства", N 1, 1991 г. - 28
11. Патентный закон Российской Федерации. / "Российская газета", 14. 10. 92 г.
Примечание: в тексте работы номера сносок совпадают с номерами источников, из которых они были взяты. _