Курсовая работа по предмету "Литература"


"Робизон Крузо"

ПЛАН. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...2
Естественный человек в романе Д. Дефо ''Робинзон Крузо ''…………...3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...11 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...12 ВВЕДЕНИЕ.
Роман английского писателя Даниэль Дефо /1660 * 1731 гг. / "Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо.... " по праву принадлежит к числу наиболее читаемых произведений мировой литературы. Интерес к нему не иссякает как со стороны читателей, так и со стороны исследователей английского романа эпохи Просвещения, высоко оценивающих вклад писателя в развитие национальных традиций жанра и всей западноевропейской беллетристики. Даниэль Дефо был одним из тех авторов-просветителей, которые своим творчеством заложили основы многих типов, жанровых разновидностей и форм романа Х1Х-ХХ вв...
Секрет небывалого успеха романа о приключениях Робинзона Крузо заключается, безусловно, в выборе темы: страсть героя к путешествиям - яркая примета времени, когда на карте еще были незаполненные места под надписью типа ; "Нераскрытые земли". Однако не только тематика, но и - прежде всего - способ ее раскрытия до сих пор влекут читателей к этой книге. Занимательность ее заключается в авантюрной, поэтизированной "природе" сюжетной основной линии романа. "Робинзон Крузо на своем острове - один, лишенный помощи себе подобных и всякого рода орудий, обеспечивающий себе, однако, питание и самосохранение и достигающий даже некоторого благополучия, вот предмет.... , который тысячью способов можно сделать занимательным.... ", -писал французский философ Яан Жак Руссо в педагогическом трактате "Эмиль, или о воспитании". Способ Д. Дэфо - поэтизация действительности, окружающей его героя на острове, оптимистическое, "боговдохновенное" отношение Робинзона Крузо ко всему, что доводится ему пережить. Поэтика, таким образом, является элементом литературно-эстетических взглядов автора, характерных для первых романистов эпохи Просвещения. На современном этапе развития отечественного литературоведения анализ поэтики выдающихся писателей, к числу которых, безусловно, принадлежит и Д. Дефо, рассматрива-ется как один из важнейших методов научного исследования, [2]
1. Естественный человек в романе Д. Дефо ''Робинзон Крузо ''
Целью настоящей работы является описание некоторых особенностей художественного метода Даниэля Дефо, в частности, поэтизации, на примере отношения к труду Робинзона Крузо . Анализ текста романа позволит также выявить неразрывную связь творчества Дефо с литературными традициями и философско-этическими взглядами эпохи Просвещения. 3 работе будут также сопоставлены взгляды на труд Д. Дефо, как автора-просветителя, и некоторые другие философские концепции отношения к труду.
Труд в романе "Робинзон Крузо" -сфера радостного и удивительного Даниэль Дефо, как великий писатель, расширил для потомков границы эстетического восприятия действительности, нашел свою сферу странного и удивительного, что во многом предопределило успех его произведения. "Удивительно, что почти никто не задумывался над тем, какое множество мелких работ надо произвести, чтобы вырастить, сохранить, собрать, приготовить и выпечь обыкновенный кусок хлеба"[3], - размышляет Робинзон Крузо.
Понятно, что совокупность всех этих "мелких работ" и есть труд, в данном случае преподнесенный, прежде всего, как вынужденная, насущная необходимость для выживания на необитаемом острове. Но тяготит ли она героя? Поразительно, но не смотря на прямые указания автора на то, что "оказавшись в самых первобытных условиях жизни", Робинзон Крузо ежедневно "приходил в отчаяние", у читателя не создается впечатления безысходности и безнадежности сложившейся ситуации. Для создания положительного эффекта Д. Дефо изобретает целую систему художественно-изобразительных средств, возвышающих сам процесс труда с уровня физического на уровень духовный. Чем, собственно, занимался Робинзон на необитаемом острове? В первую очередь, разумеется, прилагал все силы к тому, чтобы выжить. Но его необходимые усилия автор преподносит как приключения- приключения, связанные с делами самыми обыденными: изготовлением мебели, обжигом горшков, устройством жилья, выращиванием хлеба, приручением коз. Так, проливные дожди, не прекращавшиеся в течение почти двух недель, вынуждают героя ежедневно по два-три часа посвящать земляным работам и расширять свою пещеру. Поиск укромного местечка для новой партии коз выливается в обнаружение мест каннибальских пиршеств.
В описании трудовых процессов автор "Робинзона Крузо" проявляет, кроме всего прочего, изрядную изобретательность. Труд для него - не рутина, а увлекательный эксперимент по освоению мира. В том, что предпринимает на острове его герой, нет ничего невероятного, далекого от реальности. Напротив, автор стремится максимально последовательно и даже эмоционально изобразить эволюцию трудовых навыков , апеллируя к фактам: ".... после двухмесячных неутомимых трудов, когда я наконец нашел глину, накопал ее, принес домой и начал работать, у меня получилось только две больших безобразных глиняных посудины.... "[4] Кстати, как отмечают исследователи, у героя Дефо не получались поначалу лишь те вещи, процесс изготовления которых сам автор хорошо знал на собственном опыте и, следовательно, мог достоверно описать все "муки творчества". К обжигу глины это относится в полной мере, поскольку в конце ХVII в. Дефо был совладельцем кирпичного завода. Робинзону понадобился почти год усилий, чтобы "вместо аляповатых грубых изделий" из под его рук вышли "аккуратные вещи правильной формы". Но главное в представлении труда для Даниэля Дэфо даже не сам результат, а эмоциональное впечатление - то чувство восторга и удовлетворения от создания собственных рук, от преодоленных препятствий, которое испытывает герой: "Но никогда я, кажется, так не радовался и не гордился своей сметкой, как в тот день, когда мне удалось сделать трубку, " сообщает Робинзон. [5] То же чувство восторга и наслаждения "плодами своих трудов" он испытывает и по завершении постройки шалаша.
Таким образом, именно изобретательность лежит в основе поэтизации труда у Дефо. Отказываясь отчасти от традиций литературной игры, бывшей во времена писателя непреложным законом литературной прозы, Дефо, тем не менее, подсказывает: даже если перед читателем вымысел - игра, то не следует его отвергать, если он правдив и содержит "хорошую мораль". Мораль в данном случае - радость и удивление, источником которых является труд. Труд в романе "Робинзон Крузо" как фактор воспитания и испытания естественного человека Описывая приключения Робинзона Крузо на необитаемом острова, Даниэль Дефо, (фактически, осуществляет художественный эксперимент, объектом исследования которого становитсяестественный человек как "общественное животное". Согласно общеизвестной философской концепции о труде, именно труд создал естественного человека, выделив его из мира животных. Человек тем и отличается от животного, что последние приспосабливаются к природе, а человек преобразует ее, приспосабливая к себе. Цель эксперимента, предводимого Д. Дефо, - определить нравственный потенциал естественного человека, творческие возможности его рук и разума, реальность усовершенствования общества. Эксперимент подразумевал аналитическое исследование природного /"животного"/ в человеке и социального /"общественного"/, приобретенного в процессе взаимодействия с другими людьми. Дефо выделяет две стадии эксперимента - воспитание и испытание человека, которые мы попытаемся рассмотреть в более узком смысле - как фактор воздействия и побуждения к труду.
С точки зрения познавания воздействия труда на личность и, в свою очередь, воздействия трудовых усилийестественногочеловека на окружающую действительность наиболее занимательна первая часть романа "Робинзон Крузо", в которой герой в одиночестве осваивает первозданный мир. Постепенно Робинзон овладевает искусством лепить и обжигать посуду, ловить и приручать коз, от примитивных видов работ он возвышается до самых сложных, основанных на опыте и знании законов природы. Но вместе с тем герой начинает переосмысливать и жизненные ценности, воспитывать свою душу, смирять житейские волнения и страсти. Исследователи творчества Д. Дефо полагают, например, что длительный процесс освоения Робинзоном гончарного мастерства символизирует процесс обуздания героем его греховных наклонностей и совершенствования собственной природы. И, если исходное духовное состояние героя - безнадежность, то труд, преодоление, чтение Библии и размышления превращают его в оптимиста, всегда способного найти повод "возблагодарить Провидение". Для Дефо как воплотителя идей раннего Просвещения роль труда в освоении природыестественным человеком неотделима от духовного совершенствования героя, от познания природы через разум. Ориентируясь на Дж. Локка - основоположника английского деизма, Дефо показывает, как через опыт, с помощью труда рук и разума Робинзон, бывший пуританин-мистик, приходит к цельной деистичекой концепции мироздания. Исповедь героя показывала, что после этого стало возможным покорение природы разумным Робинзоном, которое автор изображает не как физическое освоение острова, а как познание разумом законов природы. В результате вместо хищнической погоней за удачей, которой хотел заняться молодой, побуждаемый духом времени Робинзон, тот Робинзон, что оказывается на Острове Отчаяния, всего добивается своим трудом и возвращается домой - спустя тридцать пять лет - коммерсантом предпринимателем.
Эволюция сознания естественного человекаРобинзона Крузо, представленная Дефо, подтверждает верность основных просветительских концепцийестественного человека: во-первых, человек даже в естественных условиях остается "общественным животным"; во-вторых, одиночество противоестественно. Вся жизнь героя на острове есть процесс возвращения человека, волею судьбы поставленного в естественные условия, в общественное состояние. Тем самым Дефо противопоставляет более ранним концепциям общественного уклада просветительскую программу усовершенствованиячеловека и общества. [6] Таким образом, труд в произведении Даниэля Дефо - элемент самовоспитания и самоусовершенствования личности героя. ".... Бесполезно было сидеть без дела сложа руки и мечтать о том, чего нельзя было получить. " [7]Однако, сам процесс труда зачастую оказывается у Дефо мерилом самооценки героя. На протяжении всего романа Д. Дефо с иронией отмечает, что его герою свойственна гордыня, преувеличенное представление о своих возможностях. Наиболее явственно это проявилось в эпизоде о сооружении грандиозной лодки, когда Робинзон "тешился своей затеей, не давая себе труда рассчитать, хватит ли у него сил справиться с ней". Но та же мания величия обнаруживается и в первоначальном намерении соорудить загон для коз окружностью в две мили; чрезмерно большим и перегруженным оказывается плот, сооруженный Робинзоном в одну из поездок на корабль; чрезмерно расширенная им пещера становится доступной для хищников и менее безопасной; и т. д... Несмотря на присутствующую иронию, читателю, тем не менее, понятно, что автор с большой симпатией относится к естественномучеловеку, который берет на себя труд делать много и даже сетует на постоянную нехватку времени. Этот факт -на первый взгляд абсурдный в условиях необитаемого острова -сам по себе является, во-первых, еще одним доказательством "общественной природы человека", а во-вторых, воспевает труд как наиболее действенное лекарство от уныния и отчаяния.
Таким образом, во всех приключениях Робинзона Крузо имеет место просветительский эксперимент автора, состоящий из двух этапов - воспитания и испытанияестественного Человека. В более узком понимании - это эксперимент по воспитанию и самовоспитанию естественного человека трудом и испытания духовной зрелости, моральных сил личности через труд же. Дефо изобразил сложный процесс становления и развития личности и роль трудовой деятельности в нем.
Религиозно-этические начала как основа поэтизации труда в романе Д. Дефо Первый роман Д. Дефо можно рассматривать как литературный манифест писателя-просветителя, в основе которого лежит концепция мира ичеловека, свойственная раннему этапу эпохи Просвещения. Мировоззрение естественного человека того времени невозможно рассматривать вне влияния на его сознание религиозно-этических начал, и роман "Приключения Робинзона Крузо" - безусловное тому доказательство. Многочисленные исследователи творчества Дефо не только находят в тексте романа прямые иллюзии с библейскими текстами, но и проводят аналогию между сюжетной основной линией "Приключений Робинзона Крузо" и некоторыми ветхозаветными историями.
Решение вопроса об истоках проповеди труда в этом контексте более, чем просто: "Тяжелым трудом будешь добывать хлеб свой, пока не вернешься в землю, из которой взят сказал Бог Адаму, изгоняя его из рая. Трудолюбие же является одной из заповедей блаженства христианского вероучения. Все это Робинзону приходится осознавать и с благодарностью принимать на необитаемом острове.
Размышления и чтение Библии открывают глаза Робинзону Крузо на мироздание, позволяют прийти к религиозному восприятию жизни. С определенного момента пребывания на острове он начинает воспринимать все, что с ним происходит, как Промысел Божий. И здесь нам автор открывает еще одну ипостась труда - духовного совершенствования: ".... как только ко мне вернулисв здоровье и силы, - сообщает герой, - я стал энергично работать над восполнением того, чего мне не хватало, и старался делать свою жизнь как можно более правильной. "[8] В свете этих рассуждений можно предположить, что Робинзон Крузо упорно трудился на острове, благоустраивая свой быт, не только потому, что стремился к комфорту, но и потому - и для Дефо-проповедника это, по-видимому, наиболее важно, - что "познав истину", он перестал слепо стремиться к освобождению из заточения, начав со всей ответственностью воспринимать все то, что ниспосылал Господь. ".... Человеку, постигшему истину, избавление от греха приносит больше счастья, чем избавление от страданий. Об избавлении.... я больше не молился, я даже не думал о нем: таким пустяком стало оно мне казаться.... "[9] -вот суть изменений, произошедших в сознании героя.
В этой связи пребывание героя на Острове Отчаяния можно сравнить с пустыней, по которой ветхозаветный Моисей сорок лет водил свой народ и которая стала символом освобождения не столько физического, сколько духовного. В среде отечественных литературоведов ранее не принято было обращать внимание на тот факт, что среди всех видов деятельности, совершаемой Робинзоном на острове, важнейшую роль Даниэль Дефо отводит именно работе духовной : "На первом плане стояли религиозные обязанности и чтение Священного Писания, -рассказывает Робинзон, - им я неизменно отводил известное время три раза в день. Вторым из ежедневных моих дел была охота, занимавшая у меня часа по три каждое утро, когда не было дождя. Третьим делом была сортировка, сушка и приготовление убитой или пойманной дичи.... " [10] Так - в бесконечных трудах духовных и физических - Робинзон избавляется от главных пороков цивилизованного общества: жадности, ленности, чревоугодия, лицемерия. Дефо так изображает историю жизни на необитаемом острове, что становится очевидным: непрекращающийся ни на минуту процесс познания мира и неустанный труд -естественное состояние человека, позволяющее ему обрести истинную свободу и счастье, доставляющее "минуты невыразимой внутренней радости". Тем самым Даниэль Дефо, готовившийся некогда к духовной карьере ичеловек, безусловно, искренне верующий, и Дефо - выразитель наиболее прогрессивных взглядов своего времени - доказывает, что вся история цивилизаций есть ничто иное, как образование человека человеческим трудом. [11] ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Концепция первостепенной роли труда в процессе, совершенствования человека и общества в романе Даниэля Дефо "Робинзон Крузо" отразила наиболее прогрессивные, демократические идеи эпохи раннего Просвещения. Воспользовавшись как и Дж. Локк в работе о государственном правлении, темой острова, находящегося вне контактов с обществом, [12] Дефо на примере жизни Робинзона доказывает непреходящую ценность труда в общественно развитии и создании материальной и духовной базы общества. Величественный гимн труду и творческой деятельности разума, впервые в истории мировой литературы прозвучавший со страниц художественного произведения, стал резкой, бескомпромиссной критикой как феодального прошлого, так и буржуазного настоящего Англии начала ХVIII века. Именно труд и творческая деятельность разума способны, по глубокому убеждению Дефо, коренным образом изменить мир. Благодаря труду на необитаемом острове возникает своеобразная миницивилизация, создатель которой -разумный и, что немаловажно, верующийчеловек,
Достижения Робинзона Крузо воспевают триумф труда. Труд делает героя счастливым. Это не эмоциичеловека, который смотрит на чьи-либо трудовые подвиги со стороны и восторгается увиденным, а поэтизация труда как творческого процесса, познанного человеком изнутри и являющегося для него "неоценимой наградой и наслаждением". Список использованной литературы: 1. Антология мировой философии. T. I, -М. , 1969.
2. Даниэль Дефо. Робинзон Крузо. /Прим. К. Атаровой/ -М. , 1998. 3. Папсуев В. В. Даниэль Дефо - романист. К проблеме генезиса романа нового времени в английской литературе ХУШ века. - М. , 1983. 4. Шевель А. В. Лексические и структурно-композиционные особенности текста английского романа начала XVIII века. /На материалах произведений Д. Дефо. / -Львов, 1987.
5. Шевель А. В. Структурно-композиционные особенности романов Д. Дефо. - Львов, 1985. 6. Урнов Д. М. Дефо. - М. , 1978. 7. Даниэль Дефо. Робинзон Крузо.... , С. 104.
8. Антология мировой философии. T. I, - М. , 1969, С. 210-211.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Формирование правового государства
Курсовая работа Изучение эффективности социально-психологического тренинга на примере работы с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьях
Курсовая работа Влияние процесса коммуникации на эффективность управления организацией
Курсовая работа Определение оценки рыночной стоимости объектов недвижимости
Курсовая работа Технологии создания базы данных в Access на примере биржи труда
Курсовая работа Экономические затраты и результаты деятельности фирмы
Курсовая работа Формирование ассортимента предприятия розничной торговли
Курсовая работа Анализ использования капитала предприятия
Курсовая работа Обеспечение материально-технического обеспечения предприятия
Курсовая работа Методика контроля знаний по русскому языку младших школьников
Курсовая работа Миграционная политика европейских стран в новой демогафической ситуации
Курсовая работа Грамматическая трансформация в переводе
Курсовая работа Острый послеродовой эндометрит у коров
Курсовая работа Использование экономических методов в управлении торговым предприятием
Курсовая работа Нейронные сети