Курсовая работа по предмету "Криминалистика, криминалогия"


Криминология: теория

Теория криминологии ВВЕДЕНИЕ.
С самого начала изучения курса криминологии мы постоянно говорили о том, что на тот или иной вопрос некоторые ученые смотрят иначе, имеют иную точку отсчета исследуемых проблем и т. д. , т. е. разные направления криминологической мысли сформированы из совокупности различных криминологических теорий. К сожалению, у нас нет возможности вести дискуссию по каждой из них, но знать об их существовании Вы обязаны, как специалисты, прошедшие курс этой науки. Что же такое теории вообще и теории криминологии в частности?
Теории - это составленные умозрительным путем системы, соединяющие факты посредством причинно-следственных связей. Теории преступности касаются причин и последствий преступного поведения, подверженного изменениям от места и времени, под влиянием известных ценностных представлений. В свою очередь теории преступности серьезно влияют на ценностные ориентации общества и на общественное мнение о причинах преступности, а подчас даже изменяют их. Различные теории является основой любых исследований, они определяют их цели, предмет, методы, дают свои понятия основных элементов предмета и т. д. Новыми исследованиями уже разработанная теория может быть как подтверждена, опровергнута, так и поставлена под сомнение, т. е. может быть выдвинута новая гипотеза .... Таким образом, процесс познания продолжается.
Но любая теория должна быть обязательно подкреплена практикой, т. е. статистикой, результатами проверки теоретических рекомендаций на практике и т. д. Здесь конечно имеет место и обратная связь, т. к. любая практика без теории существовать не может.
До сих пор не создано никакой достаточно полной и всеохватывающей теории преступного поведения. Прежде всего, из-за того, что, во-первых, сегодня нет еще теории человеческого поведения в целом, а во-вторых, нет методологии, то есть мы не знаем точно - как это делать.
Но даже если мы будем иметь с Вами хорошую теорию, подкрепленную практикой, то ученым и практикам важно помнить, что они (вместе взятые) не должны стать идеологией. К сожалению, исторический опыт, в том числе и нашей страны, показывает, что иногда криминологическая теория претендует на абсолютную истину и становится идеологией.
Я очень рада, что сегодня у меня и моих коллег есть возможность представляя различные криминологические теории (а не критикуя их буржуазную сущность) расширять Ваш кругозор, давая тем самым, возможность мыслить нестандартно, иметь свое собственное мнение профессионала, разбирающегося как в теории, так и в практике. Итак, ....
Вопрос 1. Объяснение преступности и влияние на нее биологических и экономических воззрений.
Прежде всего, из истории развития криминологической мысли Вы должны помнить, что возникшая в середине ХYIII века классическая школа сформулировала одну из первых криминологических теорий преступности, основополагающими признаками человека в которой определены благоразумие и свободное волеизъявление. Затем, в конце ХIХ века в Италии возникла позитивистская школа, в основу которой был положен и господствует поныне уголовно-правовой догматизм. Одним из направлений этой школы является “медицинская модель” подхода к преступности, сторонники которой считали преступление симптомом болезни, а в преступнике видели только больного, страдающего расстройством личности и нуждающегося в лечении. Рассмотрим некоторые из них (биологические теории): - Теории, изучающие физическую конституцию и эндокринологию. Они являются ярким примером когда-то выдвинутых теорий, не подтвержденных практикой, но настолько прочно осевших в умах людей, что многие до сих пор считают, что преступником рождаются и влиять на них бесполезная трата времени и средств. Юлий цезарь, языком Шекспира восклицает: “Хочу я видеть в свите только тучных, прилизанных и крепко спящих ночью. А Кассий тощ, в глазах холодный блеск. Он много думает, такой опасен”.
Еще в V веке до н. э. Гиппократ выделял два типа людей: коренастых и плотных, подверженных апоплексии и сходным недугам и стройных, худощавых, подверженным респираторным заболеваниям. Во II в. до н. э. Гален, которого часто называют отцом современной медицины, говорил о четырех широко известных типах темперамента: сангвинистическом, холерическом, флегматическом и меланхолическом, которые он связывал с преобладанием в организме одной из четырех жизненных жидкостей. Немецкий зоолог Карус в 1853 году описал три типа физической конституции: флегматик (человек с рельефно выраженными органами пищеварения; атлет (физически хорошо развитый человек) и астеник (человек, вытянутых форм, со слабо развитыми скелетом и мускулатурой). Этими же вопросами у нас в России занимался Павлов. В 1912 году Карл Юнг предложил выделить два наиболее общих биологических типа интроверта, поведение которого определяется воздействием внутренних факторов и психическая энергия которого направлена внутрь, и экстраверта, поведение которого определяется внешними факторами, а психическая энергия направлена вовне. Эти классификации можно продолжать и продолжать. Современные криминологи, анализируя все ранее известные теории связывающие конституцию человека и преступность приходят сегодня к единому мнению о том, что физический тип - это важный фактор межличностных отношений, будь то отношение в сфере политики, в повседневной жизни, в процессе осуществления социальных функций или иные типы взаимодействия между людьми. Реакция окружающих и собственное отношение к необычной внешности влияют на социальное взаимодействие. Например, дефекты кожи могут стать, особенно в юношеском возрасте, источником самых различных неприятностей. Большие уши, близорукость, маленький рост, изуродованные конечности, ожирение, параличи и многие другие дефекты оказывают влияние на характер и объем социального взаимодействия. Поведение, направленное на то, чтобы как-то “компенсировать” эти дефекты, часто принимает форму делинквентного.
Некоторые теории рассматривали влияние функционирования желез внутренней секреции на поведение человека; пытались доказывать наследственную предрасположенность к совершению преступлений (например, исследования идентичности однояйцовых близнецов) и прочие.
На сегодняшний день нет убедительных доказательств того, что физическая конституция, функционирование желез внутренней секреции и прочие биологические факторы причинно обусловливают преступность; что предположение о связи между конституционально-физической типологией и тем поведением, которое юридически и социологически определено как преступное и делинквентное, не подтвердилось. - Умственное развитие.
Вопросы интеллекта, связываются с вопросами наследственной передачи умственных способностей. Считается, что способности вообще передаются по наследству и особо важную роль играют родители. Еще Аристотель предложил проводить аналогию между причинами, обусловливающими поведение человека, и причинами, вызывающими рост дуба или березы из семени. Дождь он называл причиной, ускоряющей или обуславливающей рост, а причиной, предопределяющей, что вырастет - дуб или береза, считал само семя. Это представление, очевидно, легло в основу концепции “дурного семени” или, так называемого, “врожденного преступника” Мы уже говорили о так называемом “правиле Мак-Натена”, т. е. о понятии “невменяемости”. Оно было сформулировано в 1843 году.
В 1877 году Ричард Дагдейл опубликовал известное исследование семьи, отличавшейся, как считал автор, умственной отсталостью. Эта работа привлекла внимание к вопросам тяжелой наследственности как основному фактору умственной неразвитости и преступности. В 1912 году Годдардом было опубликовано аналогичное исследование - “Семья Калликаксов”. История этой семьи началась во время Гражданской войны в Америке, когда Мартин Калликакс встретился со слабоумной девушкой и стал отцом слабоумного сына. К 1912 году было известно 480 потомков этого союза, из которых 143 человека также были слабоумными, многие были незаконнорожденными, алкоголиками и проститутками. После войны вышеуказанный основатель описанной только что династии женился на девушке “из приличной семьи”. По этой линии насчитывалось 496 потомков, и среди них не было ни слабоумных, ни незаконнорожденных, ни проституток, ни преступников. Многие из них стали юристами, врачами, судьями и были уважаемыми людьми. Аналогичные исследования подобных семей имеют такие же результаты.
Между тем вопрос о связи между уровнем умственного развития и преступностью (делинквентностью) остается нерешенным. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению и “чаша весов” периодически то на одной, то на другой стороне. - Хромосомы и преступность.
Нормальным сочетанием хромосом для мужчин является наличие у них одной Х - и одной Y-хромосомы, то есть сочетание ХY; для женщин - наличие двух Х-хромосом, т. е. сочетание ХХ. Пол человека определяется при зачатии. Лица мужского пола с нормальным хромосомным кодом обязательно наделены Y-хросомой, у женщин Y-хромосом не бывает. Встречается разного рода аномальные сочетания хромосом, что иногда затрудняет индивидам выполнение определенной роли в обществе. Например, лицо, имеющее комбинацию хромосом ХХY, может считать себя женщиной и быть воспитанной соответствующим образом, но при выполнении этой роли испытывать определенные трудности. И наоборот, лицо с набором хромосом ХХY, но воспитанное как мужчина, может сохранить определенную сдержанность при выполнении этой роли. Вот почему в современной жизни все более обычными становятся операции по изменению пола. Новая теория гласит, что наличие у мужчины комбинации хромосом ХYY делает его сверхагрессивным “супермужчиной”, вступающим в конфликт с законом гораздо чаще, чем его собратья, имеющие комбинацию хромосом ХY. Высказывалось даже предположение, что все это приведет к новым поискам “дурного семени”. Впервые об открытии ХYY хромосом у взрослого мужчины (американца) сообщил 26 августа 1961 г. английский журнал “Ленцет”. В результате проведенного в 1967 году в Пентриджской тюрьме в Мельбурне исследования была выдвинута гипотеза о связи, существующей между комбинацией хромосом ХYY и совершением преступлений. Отмечено, что Ричард Спек, убивший в Чикаго в 1986 году восемь медсестер, имел ХYY комбинацию хромосом). Исследования Ричарда Фокса показывают, что заключенные, имевшие комбинацию хромосом ХYY, не более склонны к совершению насилия, чем остальные заключенные, но чаще, чем они, совершают имущественные преступления.
Криминологами связь между хромосомным набором (ХYY хромосом) и преступностью подвергается сомнению.
- впервые использование электроэнцефалографа (ЭЭГ) для чтения мозговых ритмов было введено в 1929 году в Германии (Гансом Бергером). Работающий мозг генерирует электротоки, сила которых колеблется от одной до пяти миллионных долей вольта с частотой от 8 до 12 колебаний в секунду. Эти альфа-волны исходят от задних долей мозга. Более быстрые бета-волны исходят от центральных и передних долей мозга с частотой от 18 до 25 колебаний в секунду. Отклонения в ритме работы ЭЭГ могут использоваться для диагностики различных мозговых нарушений, опухолей, эпилепсий и других органических дефектов. Была также высказана мысль о связи между нарушением ритмов мозговых волн и некоторыми видами отклоняющегося поведения. Метод ЭЭГ является наилучшим для диагностики эпилепсии и других органических поражений мозга. Патологическая интоксикация, вызываемая алкоголем, неизменно отмечается на электроэнцефолаграмме, точно так же как и некоторые другие психосоматические нарушения.
Криминологи согласны с тем, что существует взаимосвязь между биологическими функциями мозга и девиантным поведением, но она не является специфической. - Нейрохирургия - один из путей воздействия на нервные каналы между передними долями мозга и гипоталамусом для уменьшения галлюцинаций и воздействия тревожных мыслей. Первая операция была проведена в 1935 году и заключалась в удалении определенной части нервных волокон. Методика этой операции несколько раз менялась и оптимальный вариант еще не найден (т. е. методом круговой лоботамии, через глазные впадины и пр. ) Послеоперационный эффект разный (от конвульсий, неумеренного аппетита, недержания мочи до снижения эмоциональной напряженности и тревожности и т. д. ). Примером такой операции может быть художественный фильм “Полет над гнездом кукушки”.
Стереотактическое лечение, или вживление электродов для стимуляции мозговой деятельности, используется для воздействия на агрессивных пациентов в тех случаях, когда другие методы, включая применение психотропных веществ, оказывались безрезультатными (наши специалисты в области психиатрии о таком методе лечения даже не знают).
Первому хирургическому вмешательству были подвергнуты умственно отсталые люди, отличающиеся насильственно-агрессивным поведением.
К числу накопленных данных о воздействии такого рода операций относятся сведения о том, что эти “пациенты” редко видят сны, на шизофреников такое лечение оказывает положительное воздействие, неизменно снижаются такие симптомы, как навязчивые идеи, фобии и истерии. Наибольший эффект был достигнут в лечении неврозов, характеризующихся тревожностью и гипернапряжением. Вместе с тем психопатия этому лечению не поддается
Некоторые специалисты, наблюдавшие воздействие лоботомии в тюрьмах, где подобная практика применялась (м. б. и применяется), например, в Калифорнии, указывают, что подобная хирургия превращает человека в “овощ”. Результаты послеоперационного тестирования умственных и других способностей оказывались разными. Очевидно, что проведения таких операций тесно связано с этическими профессиональными нормами (прежде всего, медицинскими) и в будущем будет разработана правовая регламентация использования мозговой хирургии для воздействия на преступников и решен вопрос о получении их согласия на подобные операции. В настоящее время такие операции запрещены и не делаются, хотя авторы этой идеи в свое время получили за ее разработку Нобелевскую премию. В настоящее время лечебная практике применяет лишь электрошоковую терапию к депрессивным больным с их согласия.
-Кастрация мужчин - традиционный прием, использовавшийся людьми в самых различных целях. В древние времена и в средние века мужчину кастрировали для того, чтобы превратить его в евнуха, в бесполое существо, прислуживающее в гареме богатых мусульман в Африке и на Среднем Востоке. К кастрации прибегали с целью сохранения мужских сопрано для религиозных песнопений в римско-католической церкви. Конец этой практике был положен папой Львом ХIII, стоявшим во главе католической церкви с 1878 по 1903 годы. Истории известно также применение кастрации в отношении преступников, совершивших половые преступления, но только в целях наказания, а не исправительного воздействия. Однако в прошлом веке кастрация во многих странах применялась в исправительных целях, причем идея заключалась в том, что снижение агрессивности некоторых сексуальных преступников отвечает общественной безопасности. Кастрация, как метод обращения с сексуальными преступниками, традиционно использовалась в Скандинавских странах.
Принудительная стерилизация как вид наказания в США существует с 1907 года, в основном стерилизации подвергались женщины, имевшие незаконнорожденных детей. В подавляющем большинстве случаев стерилизация проводилась по ходатайству суда и считалось, что получено согласие самой женщины. К 1968 году было известно 65 тыс. случаев стерилизации, из которых 25 тыс. приходилось на 30-е годы. Наиболее широко эта практика применялась в Северной Каролине. В 1968 году число стерилизаций достигло 400 в год; лишь незначительная часть их проводилась в исправительных учреждениях. Самое большое количество кастраций наблюдалось в 30-е годы в Скандинавских странах (до 12 в год). Однако эта информация не официальная. Точных свидетельств, доступных для анализа, нет. Думается, что две последних теории (нейрохирургии и кастрации) каждого из Вас немного шокируют. Вы правы. Ведь любые виды хирургического вмешательства (обсужденные выше) сопряжены с определенными трудностями юридического характера и необходимость соблюдения прав человека. Очень бы хотелось верить, что в настоящее время подобные операции не проводятся. В литературе я нигде не встретила информации на этот счет. Мое мнение как человека и специалиста однозначно - это бесчеловечно и неэффективно.
- Факторы географического характера (погода, климат и луна). К ним обращались многие из первых ученых, искавших объяснения преступного поведения. В своей работе “О духе законов” Монтескье писал, что по мере приближения к экватору увеличивается преступность, а по мере приближения к полюсам - пьянство. Адольф Кетле (“отец социальной статистики”) утверждал, что преступления против личности чаще совершаются в теплых климатических зонах и число их увеличивается по мере приближения к экватору, тогда как имущественные преступления больше распространены в зонах холодного климата и число их растет по мере приближения к полюсам. Эти взгляды в начале века получили название “Термический закон преступности”. Такие исследования проводили, и Ломброзо и Ферри и пр. В России Петром Кропоткиным (1842-1921) была предложена формула, по которой можно было предсказать число убийств в течение месяца (по России). Для этого он предлагал среднемесячную температуру умножить на 7, к этому числу прибавить показатель среднемесячной влажности и полученную цифру умножить на два. Несмотря на то, что многие практические работники считают, что погода оказывает воздействие на преступное поведение, эмпирических данных, подтверждающих это предположение, нет. Американцы выявили следующую закономерность:
- изнасилования совершаются в основном в июле, августе; кражи с прилавков магазинов в декабре - предложенное объяснение, выражено в том, что летом носят меньше одежды, а самый большой праздник (рождество) в декабре и т. д. , т. е. преступность больше связана с обычаями и бытом населения, чем со временами года.
То что также Вы неоднократно слышали о влиянии луны на преступность. Это мнение и астрологов, а представитель американской полиции отметил, что преступники не любят освещенных мест и поэтому наоборот луна для них помеха. Изученная мною литература не имеет доказательственных данных ни подтверждающих, ни опровергающих утверждение о влиянии луны на преступное поведение, т. е. одни исследования свидетельствуют, а другие нет. Если провести исследования преступлений, связанных с нарушением границы, наверное, большее их количество будет во время молодого месяца и в дождливую погоду, т. ч. будем ждать новых исследований ученых.
- Психофармалогическая теория. Вы знаете, что наркотики оказывают существенное воздействие на поведение человека и могут конструктивно использоваться в терапевтическом лечении. Человек с давних времен прибегал к средствам, которые уменьшают боль и умеряют волнение. Использование наркотических средств имеет свою историю, но мы не можем на ней останавливаться из-за нехватки времени. Приведу лишь один пример. В 60-х годах из спорыньи ржаной или пшеничной плесени была приготовлена диэтиламида лизергиновая кислота, так называемая ЛСД. Этот препарат широко использовался при лечении неврозов. В 1966 году этот препарат был запрещен для использования в медицинских целях и в настоящее время является одним из наиболее опасных наркотических средств, первые “ласточки” которого появились и у нас в России в 90- годах.
В настоящее время нашей медициной используется такое средство фармакологического воздействия как инсулиновый шок, который наподобие электрошока вызывает конвульсии, похожие на эпилептические припадки. Цель шока - снижение напряженности, чувства тревоги и превращение пациента в тихого и умиротворенного человека. Думается, что такое лечение также подлежит ряду ограничений юридического характера и должно применяться весьма избирательно. Как Вы могли заметить - ни одна из названных теорий не прошла проверки временем, т. е. не стала абсолютной. Вместе с ними потеряли привлекательность и основные идеи позитивистской школы.
Но свято место пусто не бывает. Ей на смену вернулась старая школа, но уже в неоклассическом варианте. Теперь она уже опирается, в основном, на политическую экономию и рациональное объяснение происхождения преступности сугубо экономическими причинами. Здесь также много разных школ, на некоторых из которых я позволю себе остановиться:
- теория депрессии. Она предполагает, что преступность в периоды высокой коньюнктуры снижается, а в периоды экономической депрессии возрастает; экономический кризис оказывает непосредственное влияние на развитие преступности.
- теория экспансии исходит из того, что преступность с ростом и развитием экономики растет, а при ослаблении экономики снижается; во время экономического процветания материальные блага становятся более доступными и заметными; с улучшением жизненных условий расширяется потребность алкоголя, удовольствий, усиливается небрежность в работе и пр. ; формируется так называемая преступность благосостояния.
- комбинированная теория депрессии-экспансии утверждает, что преступность возрастает в периоды подъема и спада экономики; изменение экономической ситуации как в лучшую, так и в худшую сторону повышает уровень преступности; экономическая стабильность действует на преступность смягчающим образом. Из криминологической литературы очевидно, что большей симпатией пользуется третья из перчисленных мною экономических теорий. Ниже мы мы еще неоднократно будем возвращаться к вопросам экономики в связи с объяснением преступности. Прежде чем перейти к рассмотрению уголовно-социологических теорий преступности уделим немного внимания многофакторному подходу. Его сторонники предполагают, что преступность обусловлена не одной, а целым рядом причин (факторов); никакой теории преступности вообще создать невозможно ....
В США (1915-1950) многофакторный подход господствовал почти 40 лет. Советская криминология рассматривала преступление так же, как “результат сложного взаимодействия многих обстоятельств (Криминология 1976).
Многофакторный метод страдает не только из-за отсутствия теоретической основы, но и из-за методологических проблем:
- изучаемые контрольные группы с одной стороны уже отфильтрованные правоохранительными органами (осужденные), а с другой - законопослушные, среди которых могут быть скрытые и необнаруженные преступники;
-этот подход целиком ориентирован на преступника, так как при этом изучаются только физические (телесные), психологические и социальные признаки самого преступника, а не общественные и виктимогенные факторы;
- все факторы, выбранные произвольно или неосознанно, оцениваются по одним и тем же критериям, без учета того, что многие факторы играют большую роль, а другие - меньшую, в возникновении преступности или же совсем не имеют к этому никакого отношения.
Во всем мире было проведено множество эмпирических исследований с помощью многофакторного метода. Наиболее значимыми называются работы Шелдона и Элеоноры Клюк (изучены две группы - 500 подростков-рецидивистов и столько же несудимых, отобранных методом случайной выборки в г. Бостоне; сравнивали подростков парами /по возрасту, расовым признакам, социальному происхождению и умственному развитию/; все прошли обследование психиатром и были подвергнуты психиатрическим тестам; было изучено телосложение; проведены беседы с родителями и пр. В заключении были получены данные по 400 факторам. Надеюсь, Вы поверите мне на слово - ничего нового эти исследования не показали. В Европе аналогичные исследования были проведены в Германии (1983) - 200 осужденных мужчин, средний возраст которых 24, 89 лет и 200 человек законопослушных граждан (26, 03 лет). Основная разница и здесь была в различных свойствах личности.
Отечественные криминологи в эмпирических исследованиях применяют именно этот метод и т. о. приходят к результатам, которые полностью совпадают с выводами ряда теорий, ориентированных в направлении уголовной социологии и судебной психологии (уголовнобиологические объяснения преступности отрицались, по крайней мере до последнего времени.... )
На марксистской теории мы уже останавливались при рассмотрении темы 2, поэтому сразу перейдем к рассмотрению некоторых теорий уголовно-социологической направленности. Вопрос 2 Уголовно-социологические теории.
-Теория социальной дезорганизации. Эта школа называется еще Чикагской или экологической. Ее возникновение связывается с началом исследований в 20-30-х годах города Чикаго и его окрестностей Ученые (социологи) Роберт Парк, Эрнест Берджест и Родерик Маккензи рассмотрели город как живой социальный организм. Они исследовали взаимоотношения людей и природы. Начало этих исследований было положено в связи с обострившейся в эти годы обстановкой в крупных городах Америки. Это была “эра великого запрета”, “сухого закона”, когда остро стала проблема преступности, и в т. ч. организованной (В одном из исследований можно прочитать следующую фразу: “Аль Капоне умер во Флориде 25 января 1947 года от пневмонии и кровоизлияния в мозг. Его преступная деятельность и вопиющее попирание закона принесли все же пользу - внимание всей нации было обращено на проблему организованной преступности и беззакония в стране”). Основные положения этой теории заключались в следующем:
- наиболее высокая делинквентность приходится на центральную часть города (торговые и промышленная часть города);
- по мере удаления от центра и промышленных районов делинквентность падает; самая низкая в жилых городских кварталах, но исключением считались бедные районы, перенаселенные, где население составляют преимущественно эмигранты - мелкие преступления против собственности могут концентрироваться вблизи места жительства преступников, тогда как более серьезные имущественные преступления совершаются на некотором отдалении от него и т. д.
Эта теория разработала классификацию различных зон и районов, давая им соответствующие номера (например: зона 1- экономический центр города; зона 2 зона упадка, где ранее находились жилые дома, но постепенно их вытеснили мелкие предприятия, т. е. зона смешения мелких контор, лавочек, многоквартирных домов, дешевых баров, т. е. ни деловая, ни жилая (трущобы, гетто, “малины”); 3 зона промышленных предприятий и жилых кварталов, в которых живут рабочие; 4 зона место жительства представителей среднего и высшего класса и 5 зона - окраины большого города, из которых массы трудящихся едут общественным транспортом в центр города, где они работают. Соответственно этой и другим классификациям выработаны разные направления исследований. Изучен исторический аспект экологии преступности: в древние и средние века преступность была сельской, т. е. вокруг городов возводились стены. Преступникам было легче грабить караваны, кареты и путников, направлявшихся из одного города в другой. Когда в 17-18 веках возникли города с аналогией современным, преступность в основном превратилась в городскую преступность. Конечно проведение аналогии преступности в американских и российских городах проводить нельзя, т. к. в последних существует совершенно иная инфраструктура.
- Теория аномии. Социолог Эмиль Дюркгейм (Франция) считает преступность нормальным и даже полезным явлением. Она выполняет две функции: во-первых, отклонение индивидуального сознания от коллективного представляет собой условие изменений и прогресса. Полное единообразное поведение членов данного общества означает, что оно переживает застой и не развивается; во-вторых, преступление может быть фактором интеграции общества, укрепления социальных связей. Негативная реакция на преступное деяние усиливает коллективное сознание и делает наглядной границу между моральными и правовыми нормами.
По мнению Дюркгейма “чем больше человек имеет, тем больше он хочет, поскольку полученные блага лишь стимулируют, а не удовлетворяют потребности”. Теорию аномии дополнили и развили американские социологи, и, прежде всего, Роберт Мертон. Он определяет состояние аномии как надлом в культуре, возникающий в ситуации резкого расхождения между культурными нормами и целями, с одной стороны, и созданными обществом возможностями поступать в соответствии с ними, с другой стороны. Существуют разные типы адаптации в такой ситуации. Тип первый - конформизм - это поведение, направленное на достижение определенных культурных целей с помощью легальных средств. Второй тип ритуализм - заключается в отказе от стремления к достижению более высокой позиции либо понижении его уровня до такой степени, что по поводу неосуществленных намерений напряженного состояния не наступает. Эти два типа не порождают девиантных поступков. Третий тип - инновация - это принятие целей, определенных культурой, при одновременном отказе от установленных способов их достижения. То есть люди хотя и реализуют ценности, принятые в данном обществе, но делают это с помощью нелегальных средств. Четвертый тип - ретритизм заключается в одновременном отказе как от целей, стремление к которым в данном обществе обязательно, так и от средств, которые служат достижению этих целей. И, наконец, пятый тип - мятеж - это также отказ от целей и средств, принятых в обществе, но уже с программой замены их новыми целями и новыми средствами их достижения.
- Теории субкультуры. Культура вообще это комплекс ценностных представлений, сложившихся в каком-то обществе, в границах известной территории и в рамках определенного периода истории. Ее синонимом можно считать “цивилизацию”, которая соответственно включает в себя стиль жизни, образ мыслей, чувствование и поведение, выражающееся в характере питания, одежды, в обычаях и нравах, в религии и языке. Культура усваивается и передается из поколения в поколение. Ее можно также представить как совокупность определенных форм поведения, но постоянно изменяющихся, смешивающимися с другими культурами, с другими формами поведения и ценностными представлениями. Под субкультурой понимают систему общественного поведения и ценностей, существующую отдельно от господствующей системы поведения и ценностей и являющуюся все же частью этой центральной системы. Субкультурные группы делят часть элементов с господствующей культурной традицией (цивилизацией), но при этом сохраняют и собственные нормы поведения, и ценности, отличающиеся от ведущей цивилизации.
В теориях субкультуры предпринимаются попытки объяснить подростковую преступность, и в особенности бандитизм.
Теории Альберта Коэна (1955) и Ричарда Клоуарда и Ллойда Олина (1960), рассматривающие причины этого явления, подчеркивают значение конфликта между ценностями и целями преобладающего в обществе среднего слоя, с одной стороны, и возможностями подростков из низших слоев, неспособных придерживаться этих ценностей и преследовать эти цели, - с другой. В тоже время Уолтер Миллер (1968) отмечал, что подростковая делинквентность строится на системе ценностей низших слоев, на собственной, насчитывающей столетия традиции, отличающейся своей особой целостностью. Эти теории субкультуры связаны с особенностями определенных общественных слоев.
По мнению Коэна, у делинквентного подростка существующая социальная структура вызывает реакцию отрицания и подростковая противоправность в отличие от преступности взрослых не имеет экономической направленности (кража вещей, которыми они не могут воспользоваться, отсутствие какого либо смысла в актах вандализма, ведение “бандитских воин”, применение насилия в отношении всех и всего). Подростки совершают деликты для того, чтобы добиться определенного статуса, социального положения и престижа. Они создают собственную культуру, свою, отделенную от господствующей цивилизации, независимую субкультуру с целью получить статус среди сверстников. Эта реакция проявляется уже в школе. Как считают взрослые - хороший ребенок в школе должен быть прилежным, послушным и смышленым. Эти теории называются: “случайных структур”, неравных шансов”, т. е. когда преграждается путь к легальным средствам (достижения своих потребностей) подростки обращаются (при наличии делинквентных задатков) к противоправным методам и средствам достижения этих целей.
Одни субкультуры (их типы) добиваются материального достатка и характеризуются имущественными преступлениями; конфликтные субкультуры ищут способа добиться статуса в обществе с помощью насильственных преступлений; субкультуры “ухода от мира” (отказа) предпочитают обычным ролям и целям уход в наркоманию и алкоголизм. Наиболее типичным “уходом от мира” является “кошачья субкультура”, сутью которой является постоянное стремление к “кику” (вызову), сенсации, удовольствию. “Кик” - это поиск экстатических переживаний, наслаждений, “улетов”, “запредельных эффектов”. Самым трудным делинквентным видом считается тот, в котором представлены подростки, не стремящиеся к статусу среднего слоя, но всеми средствами пытающиеся поправить свое экономическое (материальное) положение. Приведу Вам для наглядности схему, иллюстрирующую теорию субкультуры, предложенную Клоуардом и Олином:
Различные экономические условия существования среднего и низших слоев в западном индустриальном обществе. Социальное расслоение общества.
Интернализация (усвоение) подростками из низшего слоя ценностей среднего слоя. Блокирование доступа подросткам из низшего слоя к целям среднего слоя. Развитие делинквентных альтернатив для достижения компенсирующего статуса. С выше перечисленными теориями субкультур перекликается теория Уолтера Миллера (1968). Она также основана на расслоении общества, но в основу ее положено следующее положение, что системы ценностей и стиль жизни зависят от экономических факторов. То есть как человеку достаются деньги - получает он их откуда-то или (например, в наследство или по программе социальной помощи) либо зарабатывает их сам. С этим и связаны различные системы ценностей. Его теория представляется следующей схемой:
Собственный стиль жизни и однородная система ценностей низшего слоя, передаваемая из поколения в поколение.
Отсутствие сильной фигуры отца и женское начало в семьях низшего слоя. Недостаточная возможность усвоения мужской роли в семьях низшего слоя, усвоение мужской роли в группе сверстников
Получение компенсирующего статуса путем демонстрации своей грубости, мужественности, находчивости, способности обманом добиваться более выгодного для себя положения в конфликтных ситуациях и при совершении деликтов.
Даже на слух, эта схема имеет “сбои” (например, а как преступность несовершеннолетних женского пола? ....), а проверка на практике методом самоотчета, показывает, что преступность среди подростков из низшего слоя (как зарегистрированная, так и латентная) не отличается по объему и тяжести от преступности подростков из среднего и верхнего слоев.
В 1980 году Теодор Фердинанд разработал теорию субкультуры, которая не связана ни с расслоением общества, ни с экономикой. Он проводит различие между молодежными субкультурами развитых и развивающихся стран. Например, субкультуру развитых западных стран Фердинанд характеризует следующим образом: - молодежь отстаивает свои радости в духе нарциссизма и отказывается от традиционного предусмотрительного регулирования своих чувств и эмоций; - молодые люди не желают брать на себя тяготы обычной профессиональной карьеры, рождения и воспитания детей, исполнения семейных обязанностей. Они бросают вызов авторитету взрослых в семье, школе, общине;
-молодежь вырабатывает свою особую лексику, одежду и музыкальные увлечения; -возникновение молодежной субкультуры не служит выражением отчуждения и изоляции, скорее она складывается на основе осознания подростками своего собственного статуса в мире взрослых;
-свое взросление молодежь переживает как угрозу и ограничение своих возможностей. Подросток делает то, что ему нравится, и наслаждается досугом. Молодые люди в развитых странах, решившие делать какую-либо профессиональную карьеру, должны потратить на обучение от 16 и более лет. Это вызывает у многих из них чувство безнадежности. Подросток говорит себе: "Меня не ждет ничего, ради чего можно было бы затратить столько времени и сил”. Учиться скучно и трудно. И в конечном счете серьезная профессиональная карьера - это далеко не все, о чем мечтает человек;
-в конце концов, создание молодежной субкультуры - это реалистическое приспособление к изначально безнадежной ситуации.
И последняя теория субкультуры - насилия, выдвинутая Марвином Фольфгангом и Франко Ферракути (1967) основывается на том, что насилие можно постичь, и эти знания и навыки, будучи зафиксированы в субкультуре, передаются из поколения в поколение. В этой системе ценностей и поведения у людей вырабатываются свои стиль жизни и взгляды, ориентированные в основном на насилие. Представители этой субкультуры идентифицируют себя с насилием, и для них оно не является ни запретным, ни вызывающим ощущение вины. Субкультура насилия накладывает на людей особые черты.
- Следующие теории уголовно-социологической направленности, на которых мне бы хотелось остановиться - это теории конфликта. Понятие “конфликт” пришло из латинского языка и означает столкновение, борьбу или спор. Проблемами конфликтов занимаются психологи (психоанализ), социологи и юристы. Первая теория конфликта (1938) была выдвинута Торстеном Селлином, которая называлась “конфликта культур”, где автор проводит различие между внешними и внутренними конфликтами ценностей. Например: противоречия между борющимися нормами поведения, присущими старой и новой культурами; разногласия между нормами поведения в сельской местности и в крупных городах; конфликты между нормами хорошо организованной общины и плохо организованным обществом. Примером конфликта культур является многолетний процесс иммиграции в Израиле, из-за которого происходит процесс постоянного пересмотра основных принципов и ценностей. Так, евреи - иммигранты из северной Африки имеют привычку решать споры с помощью насилия и в порядке самосуда. Евреи из Йемена не следуют запрету о многоженстве. Бедуины, для кого “городские законы” - это, прежде всего слухи, обращаются, как и прежде, к обычаю кровной мести, а уже о наших, “советских” иммигрантах и говорить не надо.
В 1958 криминолог Джордж Волд разработал теорию “группового конфликта”. По его мнению, человек живет в какой-то определенной группе, состоящей из трех или более человек, которые чувствуют себя связанными общими нормами и социальные роли которых четко замкнуты друг на друга. Группа обладает целой сетью социальных связей и имеет определенную внутреннюю структуру. Жизнь человека это элемент и результат взаимодействий внутри группы и между группами. Лица, выступающие против мнения большинства и отказывающиеся следовать предписанным нормам поведения, непременно объявляются преступниками, и с ними поступают соответствующим образом. А уголовные наказания - это феномен, сопровождающий групповые конфликты в обществе:
- они возникают из политических движений протеста (наивысшими формами такого насилия является мятеж и революция). Так, например, если происходит революция, то члены правительства, еще недавно имевшие власть, превращаются в преступников .... ;
-выборы в демократических странах иногда сопровождаются правонарушениями (акты подкупа, кражи документов, незаконное применение технических средств для подслушивания и подглядывания за своими оппонентами и пр. ); -много уголовных преступлений совершается в ходе споров между руководителями предприятий и бастующими рабочими;
-очень часто причиной преступности оказываются конфликты между группами, разделенными по расовым, национальным, религиозным признакам (Чечня, ЮАР и пр. )
Эта теория объясняет преступность как феномен, обязательно сопровождающий социальные и политические конфликты, ведущиеся с целью удержания или улучшения позиций групп в борьбе за власть в обществе. Но она же не объясняет всех форм преступности.
В Европе аналогичная теория была разработана немецким криминологом Карлом Шуманном (1974-1976). Согласно этой теории, правопорядок не сводится к системе неизбежных и необходимых норм, которые постоянно ставятся под сомнение антисоциальными типами, а всегда являет собой недостаточное приближение к порядку в процессе временных и нестабильных решений, в не соединении желаний и интересов. Шуманн дает очень своеобразное понятие преступности - это социальный статус, квалифицируемый сообразно тому, как система уголовной юстиции определяет индивида, официально его классифицирует, выносит ему приговор и расправляется с ним. По этой теории право и закон определяются только волей господствующей элиты. А господство позволяет разрешить все конфликты. Преступление - не акт, совершаемый ненормальным человеком, а нечто, происходящее в процессе взаимодействия между различными лицами, включая законодателя, толкователя законов, их исполнителя и правонарушителя. Политическая организация общественной жизни является следствием явных или скрытых конфликтов между индивидуумами и группами, стремящимися повысить или сохранить свои шансы на существование. Политическая же преступность обусловлена конфликтом между теми, кто хотел бы сохранить данную политическую структуру, и теми, кто хочет ее уничтожить. Притягательными средствами обеспечения властных позиций служат уголовно-правовые нормы, позволяющие морально оправдывать приговоры высоким авторитетом (от имени народа). С точки зрения этой теории вообще невозможно объяснить причины преступности и дать никаких удовлетворительных объяснений относительно неравномерного распределения преступности по разным социальным группам. Эта теория практически не учитывает того, что кроме политической и экономической власти и мощи существуют еще и другие формы отправления власти (моральные, научные, этические аспекты власти) и, что следует различать не только тех, кто наделен властью и тех, кто ее лишен, но также учитывать и то, что существует градация уровней власти.
Радикальные теории. Разобраться с этими теориями, на мой взгляд, очень трудно, особенно в настоящее время. Их создание датируется 70-мы годами (США и Западная Европа). Их сторонниками главным вопросом является конфликт между классами, т. е. господствующий класс криминализирует рабочий класс с помощью “классовой структуры” общества и “классовой юстицией”. Многие представители этих теорий называют себя марксистами, но огораживаясь при этом от криминологии социалистических стран, считая, что СССР и бывшие страны соц. лагеря не социалистические, а государственно-капиталистические, бюрократически-коллективистические общества, которые вели свое монополистическое государственное хозяйство как капиталистическое предприятие. Эти (радикальные) теории очень сложно классифицировать и мы их рассмотрим все вместе. Едины они в одном - в отрицании традиционной криминологии. По мнению их сторонников:
- преступность - “негативное благо”, которое урезает права и шансы, перераспределяет имеющиеся в обществе ресурсы;
- девиантность - это выражение разноликости, разнообразия людей; - основной конфликт в капиталистическом обществе имеет место между господствующим и рабочим классом;
- преступность возникает из противоречий капитализма, которые все время растут; - традиционная криминология - наука, которая не ставит под вопрос отношения господства, а пытается их оправдать;
- уголовное законодательство и его применение при капитализме расчитаны на обеспечение господства капиталистов и их поддержку, а правопорядок - это система, созданная классом капиталистов для обеспечения своих интересов; - инстанции социального контроля общества, т. е. полиция, суды, тюрьмы или исправительные учреждения, являются “органами набора рекрутов в каторгу девиантных элементов”;
- применение санкций к разным слоям населения обращено против цветных, бедных, политических и культурных меньшинств.
Своей главной задачей радикалы видят - ликвидацию капиталистической системы. Естественно, что радикальные теории подвергаются критике по следующим основаниям:
- основные постулаты радикальных теорий преступности эмпирически недоказуемы; - общества, называющие себя социалистическими, ни к коей мере не свободны от преступности и противоправности;
- радикальные теории полны морализаторства, т. е. обвиняют больше тех, кто живет в достатке и имеет власть (поиск “злодеев”); - эти теории излишне переоценивают экономику;
- существует большая группа преступлений, которая совершенно не затрагивает интересы капиталистов; - совершенно не затрагивается вопрос жертвы преступления и так далее.
Одним из примеров несостоятельности этих теорий могут служить эмпирические исследования, в ходе которых установлено, что рабочие больше привязаны к своей собственности, чем средний слой, что они резче обсуждают имущественные преступления, что они больше поддерживают полицию и требуют увеличения ее численности и более жестких мер в отношении преступников. Вопрос 3 Социально-психологические теории преступности.
Общепринято, что на поведение человека влияет его ближайшее и более широкое социальное окружение. Однако и сам человек своим поведением влияет на это окружение, формируя его; человек отнюдь не пассивен по отношению к своей среде, к группе. Самыми мощными по силе связей группами в обществе являются семья, школа, группа сверстников, профессиональный коллектив и группа свободного времени (досуга, ибо большую часть своего времени человек проводит в этих группах и в них соиализируется.
Центральным понятием социально-психологических теорий преступности является социализация, целью которой служит адаптация и вживание индивида в принятые в обществе нормы поведения. Обратимся теперь к некоторым из криминологических теорий этого (социально-психологического) направления.
Теория обучения. Она объясняет преступное поведение так: преступником может стать любой человек. Прирожденных преступников не бывает. Унаследовать можно лишь способность к обучению. Эта “предрасположенность” позволяет усваивать любые мыслимын формы поведения - как социально преемлимые так и декиантные, делинквентные и преступные. Первым, кто выдвинул эту теорию был Габриэль Тард. Он предложил три основные закономерности подражательного обучения: -легче и лучше всего перенимают поведение друг друга индивиды, находящиеся в тесном контакте;
-подражание широко распространено в обществе, пронизывает его от самых верхних слоев до самых низших: молодые люди подражают взрослым, бедняки богатым и т. д. Преступность молодежи, пожилых людей и людей с низким статусом основана на стремлении стать вровень со взрослыми, богатыми и привилигированными соответственно;
- прежнее поведение человека при этом перекрывается новым, которое может либо усилить старое, либо целиком заменить его. Но при этом прежнее поведение являет собой переход к новому.
Применительно к окружающей среде люди используют три основные системы реагирования - рефлексы, инстинкты и усвоенные реакции. Обучение (усвоение) самая важная система реагирования в процессе адаптированного поведения человека. Его личностное развитие начинается с момента оплодотворения яйцеклетки. При этом активно взаимодействуют генетические компоненты обоих родителей. После рождения в дело вступает социальная Среда (уже здесь новорожденные отличаются друг от друга - одни много спят, другие много кричат и т. д. За телесным рождением человека следует духовно-социальное становление, т. е. человек учится быть человеком. Ученые предлагают три различных подхода к обучению нормам поведения, которые взаимодействуют друг с другом: - вырабатывается классический условный рефлекс, открытый Иваном Павловым. В этом процессе один раздражитель подменяется другим. На основе этого положения была разработана теория (Гансом-Юргеном Айзенком /1977/ и Гордоном Траслером /1962/) по которой преступное, антисоциальное поведение является “естественным” и усиливающим себя в том случае, если оно приносит непосредственное удовлетворение личности, которая ведет себя определенным образом (за один и тот же поступок ребенок наказывается родителями каждый раз, после чего он начинает чувствовать боль уже при мысли о совершении такого поступка. Этот страх и “боль” /рефлекторное сознание/ как раз и будут удерживать его от правонарушения). По сути эта теория является биосоциальной, а по содержанию психопаталогической. Поэтому ее криминологи относят к психопаталогии; - вторым подходом к обучению нормам поведения является выработка инструментальных условных рефлексов (бехевиористическое направление), т. е. человек учится на своих успехах и неудачах с помощью поощрений и наказаний (получает положительное или отрицательное подкрепление);
- третьим подходом является социальная теория обучения, которая рассматривает обучение человека как активный, познавательный, управляемый духовный процесс переработки опыта и знаний. Человеческое поведение - это не автоматическое, рефлекторное реагирование; в его основе лежит активный процесс, в котором решающую роль принадлежит мотивациям, чувственному восприятию и сложным мыслительным процессам. Эта теория была разработана в основном Альбертом Бандурой (1979), которую он строит на учете процессов познания, протекающих в мозгу между воздействиями раздражителя и реакции на него, т. е. на учете восприятий, воспоминаний, представлений, предчувствий и ожиданий. (Не каждый человек видел в своей жизни тяжкое преступление, но читал о них, видел на сцене театра, в художественном или документальном фильме; тесное общение с осужденными к лишению свободы также представляется не каждому, но мысленное “знакомство” с этой категорией граждан имеет каждый. Но насколько это нравиться или не нравится определяет для себя каждый).
- Теория дифференциальной ассоциации. Эта теория изначально предназначена для объяснения индивидуального преступного поведения. Исследования в этой области проводились известными криминологами Клиффордом Шоу (1930), Эдвин Сазерленд (1939) и его ученик Дональд Кресси. Теория включает в себя восемь основных постулатов: 1. Преступному поведению учатся, а не наследуют;
2. Преступное поведение усваивается в ходе взаимодействия с другими людьми в процессе общения;
3. Важнейшая часть обучения уголовному поведению совершается в группах, связывающих своих членов тесными личными отношениями. Внеличностные средства коммуникации (теле-, кино- и видеофильмы, газеты и журналы) играют в процессе усвоения криминального поведения не столь важную роль;
4. Овладение криминальным поведением включает в себя изучение способов совершения преступлений, которые бывают и сложными, и простыми, а также специфических мотивов, влечений, оправданий и установок;
5. Рассматривая закон в положительном и отрицательном свете, преступники усваивают особую направленность мотивов и влечений. В однм обществе индивидуум контактирует с людьми, которые единодушно относятся к нормам закона, как к неукоснительно исполняемым правилам жизни, а в другом - оказываются в окружении людей, которые в своих оценках отдают предпочтение нарушению законов; 6. Человек становится преступником, когда усваиваемые им определения, благоприятствующие преступности, перевешивают в его сознании образцы законопослушного поведения;
7. Усвоение преступного поведения не ограничено только процессом иммитации, подражания; и послений постулат этой теории
8. Хотя преступность - это выражение общих потребностей и ценностей, объяснять ее только этими потребностями и ценностями нельзя, ибо и непреступное поведение также является выражением тех же самых потребностей и ценностей. Из этой теории (дифференцированной ассоциации) Кресси сделал следующие выводы: - необходимо существенно улучшить практику и условия воспитания в семье, школе, профессиональном коллективе и группах совместного проведения досуга; - нельзя вместе содержать впервые осужденных вместе с рецидивистами; - группы ресоциализации нужно организовывать по принципу “.... чтобы кого-то в чем-то убедить, нужно убедиться в этом самому.... ”;
- можно создать и сохранять общество, лишенное преступности, благодаря системе поощрений.
Опросы ведущих криминологов показывают, что теория Сазерленда имеет очень большое влияние, хотя и вызывает споры. Мы с Вами будет за ними наблюдать, а пока перейдем к рассмотрению следующей теории
- Теории контроля. Согласно теориям контроля, которые были впервые предложены криминологами Альбертом Рейссом (1951), Ф. Айвеном Наем (1958) и Мартином Гоулдом (1963, 1970), социально конформному поведению надо обучать. Для изучения такого поведения и его усвоения решающее значение имеют формальный и неформальный контроль, а также онтроль внешний и самоконтроль. Неформальный контроль по крайней мере столь же важен, как и формальный, который вследствие ценностных конфликтов между социальными группами в плюралистическом обществе имеет сравнительно большое значение, выполняет в этом обществе не только функцию устрашения, но и функцию формирования ценностей. Внешний контроль за счет процесса интернализации (или интериоризации) превращается во внутриличностный контроль, или самоконтроль. При успешной социализации родительский надзор замещается “психологическим присутствием” родителей. Для удовлетворения самоконтроля решающим моментом является самооценка и устойчивая связь с обществом. Все теории контроля исходят из того, что обыденное и вульгарное мыдление неотделимы от преступных действий и обусловливают друг друга. Несомненно, большое влияние на постулаты теории контроля оказывает психоанализ Зигмунда Фрейда. Фрейдовская внутрипсихическая динамика уже давно переведена в понятие социальной психологии и тем самым сделана операционной, наблюдаемой и эмпирически доказуемой.
Следующей Вашему вниманию предлагается теория устойчивости. Ее основоположник Уолтер Реклес (1961, 1973, 1981) задался вопросом: ”Почему живущий в крупном городе подросток, несмотря на высокий уровень преступности, не становится правонарушителем? ” По его мнению ответ заключается в следующем - социальную устойчивость личности определяет внешний и, особенно, внутренний контроль, выражающийся во внутренней устойчивости. Ее отличают пять признаков: 1. Самовоспитание, то есть оценка себя как личности, заключается в способности самоконтроля, в умении оценить себя со стороны, в чем большую роль играет уважение закона;
2. Целеустремленность выражается в личном желании сделать социально преемлимую карьеру. Люди, поставившие перед собой долгосрочную цель, сохраняют иммунитет, неуязвимость по отношению к противоправности и преступности; 3. Самоконтроль может быть эффективным только тогла, когда цель является вполне реалистичной. Нереальные желания и стремление достичь цели, лежащей за пределами средств и возможностей, неизбежно ведут к нарушению внутренней устойчивости;
4. Стойкость - это свойство человека, позволяющее ему не предаваться гневу или отчаянию безнадежности, когда он не получает того, что хотел. Люди, чьи цели оказались за пределами их досягаемости, легко могут поддаваться разочарованию. Люди, легко впадающие в состояние врустрации, обычно не ставят перед собой долговременных целей. Те, кто склонен к правонарушениям, обладают импульсивным, нетерпеливым характером, тогда как законопослушным людям это присуще в гораздо меньшей степени. Отсутствие фантазии и нетерпеливость вызывают у человека скуку, которая затрудняет реалестичное представление о прошлом, настоящем и будущем. Люди, склонные к преступности, всегда в большей степени нетерпеливы, лишены фантазии и реалестичного взгляда на вещи; Последним
5. Характерным признаком внутренней устойчивости человека является идентификация с нормами права. Отношение правонарушителей к закону характеризуется его отрицанием, враждебностью к правоохранительным органам и праву.
Ученые, придерживающиеся точки зрения этой теории (устойчивости) считают, что удовлетворительное самовосприятие (собственное “Я”, “сверх-Я”, “Супер-Эго”) можно считать чем-то вроде социально-психологической “прививки” против преступности.
Понятие “внутренней устойчивости”, введенное Реклессом, криминолог Гари Йенсен разложил на три составные части: - ценностное самоопределение; - способность самоконтроля; - и уважение общепринятой морали.
Он проверил свою концепцию на более чем четырех тысячах склонных и несклонных к преступлениям учащихся средних школ и обнаружил, что преступники и непреступники различались между собой по всем трем характеристикам. Корреляция была не очень четкой, но существовала.
Следующая теория, предлагаемая Вам для ознакомления - теория социальных связей. Криминолог Хирши объясняет возникновение противоправности и преступности ослаблением или разрывом связей, существующих у человека с обществом или с его группой. Он считает, что все люди потенциальные правонарушители, но их удерживает страх перед возможной потерей значимых для него связей с родственниками, друзьями, коллегами и т. д. Хирши доказывает, что социальные связи любого человека можно разделить на четыре элемента: - симпатию, преданность, привязанность; - ангажированность (обязательство), личное участие; - использование связей в корыстных целях; - признание морального достоинства принятых правил.
Эти четыре момента как отделимы друг от друга, так и находятся в опосредованной связи.
Положения этой теории неоднократно проверялись эмпирически, в том числе и автором данной лекции.
Останавливаясь на следующей теории - несовпадающих предположений, мы обратим внимание на то, что она поглощает в себя несколько из выше перечисленных теорий, т. е. комбинацию многих социально-психологических теорий (называемых теориями “среднего уровня”). Ее недостаток в том, что она объясняет только преднамеренные преступления и не объясняет преступлений, совершенных по неосторожности. Ее авторы видят два различных пути возникновения претупности. Первый они связывают с теориями обучения и контроля (слабая и беспомощно-нерешительная вовлеченность людей в общественную жизнь, сильное влияние девиантных групп) И второй путь - сочетание теории обучения и контроля с теорией случайных структур (в детстве ребенок может выработать прочные связи с традиционным социальным строем, а с течением времени, в период юности, эти социальные связи могут быть подвержены “размыванию”. Но после определенного периода времени позитивные социальные связи все же доминируют. Эта теория импонирует и тем, что ее рекомендации направлены на ослабление связей преступников друг с другом и усиление контактов правонарушителей с социально конформными людьми, а также расширение их возможности усвоения традиционных нормативных ценностей. Например, укреплять связи осужденных к лишению свободы с родственниками, священнослужителями, представителями различных общественных гуманитарных фондов, психологами и т. д. ; оказывать посильную помощь со стороны государства после освобождения из мест лишения свободы; компенсацию ущерба осужденный должен считать частью уголовного наказания (от этого выиграют и преступник, и жертва, и общество) и прочее. -Теория интеракции (теория стигматизации). Эта теория занимается не только изучением лиц, официально квалифицированных как преступники, но и проявляет интерес к процессам, в ходе которых люди определяются как преступники. Криминолог Говард Беккер разработал модель девиантной или преступной карьеры, в которой главную роль играет интеракция:
Первая стадия - преднамеренно или непреднамеренно человек совершает некое неконформное действие (Придаваясь своим фантазиям, многие люди видят себя совершающими противоправные деяния.... );
Вторая стадия - во время этой стадии человеку, склонному к социальной девиации, его преступное поведение доставляет удовольствие;
На третьей стадии одним из решающих шагов в процессе усвоения образцов девиантного или криминального поведения является опыт ареста или клеймения человека как преступника;
И последним, пятым этапом - шагом в преступной карьере является вступление человека в группу (банду) преступников, т. е. он переходит в стадию своей девиантной биографии. Этот шаг оказывает огромное влияние на самооценку человека и его самовосприятие
И в заключении третьего вопроса лекции - несколько слов еще об одной теории стигматизации (клеймения). Эта теория очень своеобразна. Она отрицает, что девиантное поведение порождает потребность в социальном контроле или что такое поведение есть результат ослабления этого контроля. По мнению ее автора Лемерта, именно социальный контроль и порождает девиантность, которую он, в свою очередь делит на две категории: первичную и вторичную девиацию. Первичная девиация происходит тогда, когда индивид начинает входить в предписанную ему социальную роль. Вторичная девиация начинается с момента социальной реакции на девиантное поведение. Эти реакции общества на факт девиации приводят к тому, что некоторые люди начинают поступать в соответствии с ролью, которую им определило общество. Это очень сложная проблема, т. к. у людей, переживших процесс стигматизации, создается негативное представление о самом себе (negative self-image), которое может повлечь далеко идущие последствия для их поведения в будущем.
Теория стигматизации имеет важное практическое значение. Ее выводы должны служить предостережением для органов правосудия, подчеркивая отрицательные последствия вовлечения некоторых граждан в сферу действия юридической машины. Это особенно касается несовершеннолетних, психика которых еще не сформировалась, в связи с чем они повышенно восприимчивы к навязанным социальным ролям. Достаточно привести пример вызова с урока какого-то ученика к инспектору по делам несовершеннолетних....


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Формы обеспечения возвратности банковского кредита
Курсовая работа ВИЧ-инфекция и её профилактика
Курсовая работа Проблема административной ответственности юридических лиц
Курсовая работа Депозитные операции, их виды. Депозитная политика в кредитной организации (банке)
Курсовая работа Купля-продажа жилых помещений
Курсовая работа Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Курсовая работа Учет амортизации основных средств
Курсовая работа Учредительные документы юридического лица
Курсовая работа Правовое регулирование наследования отдельных видов имущества
Курсовая работа Организация транспортного обеспечения коммерческой деятельности торгового предприятия
Курсовая работа Проект пункта технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей с разработкой технологического процесса ТР сцепления автомобиля ГАЗ - 3110
Курсовая работа Синхронный перевод
Курсовая работа Бухгалтерская отчетность
Курсовая работа Организация работы аккумуляторного участка
Курсовая работа Проблемы социальной адаптации умственно-отсталых детей дошкольного возраста