Курсовая работа по предмету "История"


Северная Война 1700-1721 гг.

Доклад по истории России Тема: "Северная Война 1700-1721 г. г. " студентки ф-та Э2А3 Долгиревой Натальи Владимировны
Петр заканчивал начатые за границей переговоры о союзе против Швеции. В 1699 г. в ожидании скорой смерти испанского короля и войны между Австрией и Францией Австрия, Польша и Венеция, союзники России против Турции, заключили с нею мир. У Петра был выбор: либо продолжать войну с Турцией один на один, либо, используя то, что в Европе, когда Австрия и Фран- ция, а также Англия и Голландия окажутся связанными борьбой за "испанское наследство", найти союзников и начать войну со Швецией за возвращение выхода к Балтийскому морю. Последнее было гораздо важнее для России: побережье Черного моря было намного дальше от центральных областей России и сообщение с ним находилось под угрозой со стороны крымских татар; выход из Черного моря - Через Босфор - был заперт Турцией; по этому морю пролегал более далекий и более опасный путь к передовым странам. Взвесив все это, Петр решился на войну с Швецией.
Он зак- лючает союзные договоры против Швеции с Саксонией и Данией, посылает посольство в Стамбул и 8 августа 1700 г. заключает с Турцией мир, по которому она потеряла Азов. После расформирования стрелецких полков Петр 1 фактически остается без войска: два полка бывших потешных, несколько полков "иноземного строя", давно распущенные по домам, дво- рянское ополчение - вот все, чем он располагал. К весне 1700 г. было сформировано 9 полков (около 32 тыс. человек). 16 ноября Петр получил сообщение о подходе Карла XП, на рассвете 19-го уехал в Новгород, а 20-го в середине дня шведы атаковали русские позиции. К вечеру дворянская конница бежала на другой берег Нарвы, офицеры и часть русских сдались в плен, и только Преображенский и Семеновский полки и дивизия Головина еще были в состоянии защищаться.
Их командиры всту- пили в переговоры с Карлом XП. В результате эти части 80 офи- церов, среди них 10 генералов, 135 пушек были потеряны. Веро- ятно, поражение не явилось для Петра неожиданностью. Впос- ледствии он сказал, что "все то дело яко младенческое игра- ние было".
Отъезд из армии Петр якобы объяснил необходимостью пото- ропить идущие к Нарве остальные полки русской армии и "особ- ливо, чтоб иметь свидание с королем польским". Однако Петра нельзя упрекнуть в трусости: он доказал это в последующих сражениях, например участием в Полтавской битве, где лично вел солдат в атаку и чуть не погиб. Предполагается, что реша- ющей причиной отъезда Петра было сознание своей полной беспо- лезности в сражении из-за отсутствия у него опыта руководите- ля боем.
После Нарвы у Карла ХП остался выборо: либо идти в глубь России, имея за спиной саксонскую Армию, гораздо более боес- пособную, чем Русская, либо идти против Августа П. Шведский король выбрал второе и "увяз" в Польше. Только в 1706 г. он смог принудить Августа П к миру и выходу из союза с Россией. Петр полностью использовал передышку, предоставленную ему шведами.
Как пишет Ключевский, "предоставляя действовать во фронте своим генералам и адмиралам, Петр.... набирал рекрутов, составлял планы военных движений, строил корабли и военные заводы, заготовлял амуницию, провиант и боевые снаряды, все запасал, всех ободрял, понукал, бранился, дрался, вешал, ска- кал с одного конца государства в другой, был чем-то вроде ге- нерал-фельдцейхместера, генерал-провиантмейстера и корабель- ного обер-мастера".
При этом он еще находил время проводить реформы. Результаты этой деятельности сказались очень быстро: с конца 1701 г. русская армия стала по частям бить шведскую.
В 1702 г. Петр штурмом овладел Орешком (переименовав его в Шлиссельбург); в 1703 г. в устье Невы заложил Санкт-Петер- бург; были также взяты Ям, Копорье и Мариенбург; в 1704 г. штурмом была взята Нарва; в 1705 г. жестоко подавлено восста- ние в Астрахани, а в 1707-1708 г. г. - восстание К. И. Булавина; в 1708 г. Петр разбил шведов у с. Доброго, затем корпус Левен- гаупта у дер. Лесной, а 27 июня 1709 г. - армию Карла ХП у Полтавы.
Полтавская победа стала поворотным пунктом в истории Рос- сии. После Полтавской победы международное значение России резко повысилось. Саксония и Дания возобновили с ней союз. К нему примкнула и Пруссия, обязавшаяся не пропускать через свою территорию шведские войска, а в 1714 году вступила в войну с Швецией (но военных действий она почти не вела).
В 1710 г. с Россией заключил союз Ганновер, курфюрст которого в скором времени стал английским королем. В 1710 г. русские войска заняли Выборг, Кексгольм, Ригу и Ревель. Петр сохранил прибалтийско-немецкому дворянству его привилегии, а оно признало присоединение Эстляндии и Лифлян- дии к России. Осенью 1710 года Турецкое правительство объявило войну России, опасаясь ее дальнейшего усиления. Расчеты Петра на помощь княжеств Молдавии и Валахии не оправдались, на берегу Прута русская армия была окружена. Атаки турок были отбиты, но Петр решил не рисковать армией и вступил в переговоры. По мирному договору России пришлось вернуть Турции Азов и срыть укрепления Таганрога, то есть потерять выход в Азовское море. Петр трезво оценил ситуацию: "Сие дело есть хотя и не без пе чали, что лишиться тех мест, где столько труда и убытков по- ложено, однакож чаю сим лишением другой стороне великое ук- репление, которая несравнительно прибылью нам есть". Мир раз- вязал руки для войны со Швецией. Карл ХП находился в тяжелом положении, но на мирные пере- говоры не соглашался.
В 1712-1714 гг. русские войска воевали в Финляндии и северной Германии. Вступил в действие и постро- енный Петром Балтийский флот: в июле 1714 г. у мыса Гангут были захвачены 10 шведских кораблей. К 1716 году соединенными усилиями русских, саксонцев и датчан северная Германия была очищена от шведских войск, а русская армия и флот изгнали их из Финляндии.
В 1718 г. начались переговоры с Швецией о мире. В конце 1718 г. при осаде крепости в Норвегии был убит Карл ХП и переговоры были прерваны. В 1719 г. русский флот одержал новые победы над шведами у островов Эзель и Гренгам. Русские корабли действовали уже у берегов Швеции, высаживая там де- санты. Для ведения войны требовались солдаты, вооружение, амму- ниция и деньги. Поэтому одновременно с военными действиями Петр вводил новые налоги и проводил реформы. Всего за годы войны им самим и учрежденным в 1711 г. высшим правительствен- ным органом, Сенатом, было издано более 1700 законодательных актов. Тысячи людей бежали от налогов, из армии, со строек, - 6 - за что их ловили и жестоко наказывали. 30 августа 1721 года с Швецией был заключен Ништадтский мирный договор, по которому Россия получила побережье Бал- тийского моря от Выборга до Риги: часть Карелии, Ингрию, Эст- ляндию и Лифляндию с островами Эзель, Даго и Мен, но в то же время возвращала Швеции Финляндию, уплачивала около 1, 5 млн. рублей и разрешала шведам закупать и беспошлинно вывозить на 50 тыс. рублей хлеба из Прибалтики. Петр считал Северную войну затянувшейся тяжелой школой. Он говорил "Все ученики науки в семь лет оканчивают обыкновенно, но наша школа троекратное время была (21 год), однакож, слава богу, так хорошо окончилась, как лучше быть невозможно". Победа в Северной войне, создание регулярной русской армии и флота, их боевой опыт сделали Россию одной из сильнейших держав в Евро- пе. Сенат поднес Петру титулы Великого, Отца Отечества и им- ператора всероссийского. Московия превратилась в Российскую империю, став в между- народных отношениях на уровень Священной Римской империи, Англии, Франции, Голландии и Испании. После Полтавской победы Петр смог перейти к имперской по- литике, цель которой была расширить и упрочить влияние России в соседних и отдаленных землях. Северная война была успешно завершена в основном благода- ря политике Петра 1, его реформам до начала войны. Один из передовых ученых Европы, Г. В. Лейбниц, полагал, что будущее России - это превращение ее в колонию Швеции. А чем она стала благодаря деятельности Петра хорошо выразил французский представитель в России Кампредон: "При малейшей демонстрации его флота, при первом движении его войск ни шведская, ни датская, ни прусская, ни польская корона не осмелятся ни сде- лать враждебного ему движения, ни шевельнуть с места свои войска, как о том бывала речь при прежних обстоятельствах".  _ Используемая литература: Павленко Н. И. "Петр Первый" Молчанов Н. Н. "Дипломатия Петра Первого"
Ключевский В. О. Соч. т. 3-4 История северной войны 1700-1721 гг.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Оценка условий труда на рабочем месте инженера-электронщика
Курсовая работа Правовая характеристика договора финансовой аренды (лизинга)
Курсовая работа Показатели экономической эффективности сельскохозяйственного предприятия ЗАО Пахомовский
Курсовая работа Социально-психологические условия формирования структуры ценностных ориентаций старшеклассников
Курсовая работа Денежная система Российской Федерации: специфика и перспективы развития
Курсовая работа Пути повышения производительности труда
Курсовая работа Защита права собственности
Курсовая работа Неоконченное преступление и его виды
Курсовая работа Роль маркетинга в коммерческой деятельности
Курсовая работа Учет затрат на производство продукции растениеводства
Курсовая работа Анализ наличия, движения, технического состояния и использования основных средств
Курсовая работа Сегментирование рынка
Курсовая работа Трудовые ресурсы предприятия: формирование и эффективность их использования
Курсовая работа Анализ внешней среды фирмы
Курсовая работа Индивидуальное обучение детей младшего школьного возраста