Курсовая работа по предмету "Историческая личность"


Биография Лермонтова

Биография М. Ю. Лермонтова
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814-41), русский поэт. Учился в Московском университете (1830-32). Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1834). В 1837 за стихотворение“Смерть поэта”(о гибели А. С. Пушкина) был сослан в армию на Кавказ. Убит на дуэли в Пятигорске. Разочарование в действительности, характерное для последекабрьских умонастроений, скептицизм, стремление к идеалу свободной и мятежной личности питали его ранние романтические стихи, а в зрелой лирике— и мечта о душевном покое (“Дума”, “И скучно и грустно”, “Молитва”, “Пророк”, “Выхожу один я на дорогу”; поэма “Мцыри”, 1839; драма “Маскарад”, 1835). Многие произведения Лермонтова пронизаны гражданским пафосом, патриотическим чувством [неоконченный социально-исторический роман. “Вадим” (1832-34), стихотворения “Бородино”, “Поэт”, “Родина”]. Поэма “Демон” (закончена в 1839) — символическое воплощение идеи бунта против “мирового порядка”, трагедия одиночества. Лермонтов ввел в русскую поэзию стих, отмеченный энергией мысли и мелодичностью. Роман“Герой нашего времени”(1840), насыщенный глубокой социальной рефлексией и психологическим содержанием, — вершина реализма Лермонтова. * * *
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич [3 (15) октября 1814, Москва —15 (27) июля 1841, подножье горы Машук, близ Пятигорска; похоронен в селе Тарханы Пензенской области], русский поэт. Неведомый избранник
Брак родителей Лермонтова —богатой наследницы М. М. Арсеньевой (1795-1817) и армейского капитана Ю. П. Лермонтова (1773-1831)— был неудачным. Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой — Е. А. Арсеньевой — тяжело сказались на формировании личности поэта. Лермонтов воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии; получил превосходное домашнее образование (иностранные языки, рисование, музыка). Романтический культ отца и соответствующая трактовка семейного конфликта отразились позднее в драмах Menschen und Leidenschaften (“Люди и страсти”, 1830), “Странный человек”(1831). Значимы для формирования Лермонтова и предания о легендарном основоположнике его рода—шотландском поэте Томасе Лермонте. К сильным впечатлениям детства относятся поездки на Кавказ (1820, 1825).
С 1827 Лермонтов живет в Москве. Он обучается в Московском университетском благородном пансионе (сентябрь 1828— март 1830), позднее в Московском университете (сентябрь 1830 — июнь 1832) на нравственно-политическом, затем словесном отделении. Ранние поэтические опыты Лермонтова свидетельствуют об азартном и бессистемном чтении предромантической и романтической словесности: наряду с Дж. Г. Байроном и А. С. Пушкиным для него важны Ф. Шиллер, В. Гюго, К. Н. Батюшков, философская лирика любомудров; в стихах масса заимствованных строк (фрагментов) из сочинений самых разных авторов—от М. В. Ломоносова до современных ему поэтов. Не мысля себя профессиональным литератором и не стремясь печататься, Лермонтов ведет потаенный лирический дневник, где чужие, иногда контрастные формулы служат выражением сокровенной правды о великой и непонятой душе. Пережитые в 1830-32 увлечения Е. А. Сушковой, Н. Ф. Ивановой, В. А. Лопухиной становятся материалом для соответствующих лирико-исповедальных циклов, где за конкретными обстоятельствами скрывается вечный, трагический конфликт. Одновременно идет работа над романтическими поэмами— от откровенно подражательных “Черкесов” (1828) до вполне профессиональных “Измаил-бея” и “Литвинки”(обе 1832), свидетельствующих об усвоении Лермонтовым жанрового (байроновско-пушкинского) канона (исключительность главного героя, “вершинность” композиции, “недосказанность” сюжета, экзотический или исторический колорит). К началу 1830-х гг. обретены “магистральные”герои поэтической системы Лермонтова, соотнесенные с двумя разными жизненными и творческими стратегиями, с двумя трактовками собственной личности: падший дух, сознательно проклявший мир и избравший зло (первая редакция поэмы“Демон”, 1829), и безвинный, чистый душой страдалец, мечтающий о свободе и естественной гармонии (поэма“Исповедь”, 1831, явившаяся прообразом поэмы “Мцыри”). Контрастность этих трактовок не исключает внутреннего родства, обеспечивающего напряженную антитетичность характеров всех главных лермонтовских героев и сложность авторской оценки. Смутное время
Оставив по не совсем ясным причинам университет, Лермонтов в 1832 переезжает в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; выпущен корнетом Лейб-гвардии гусарского полка в 1834. Место высокой поэзии занимает непечатное стихотворство (“Юнкерские поэмы”), место трагического избранника — циничный бретер, сниженный двойник “демона”. В то же время идет работа над романом “Вадим” (не закончен), где ультраромантические мотивы и стилистические ходы (родство “ангела” и “демона”, “поэзия безобразности”, языковая экспрессия) сопутствуют тщательной обрисовке исторического фона (восстание Пугачева). “Демоническая” линия продолжается в неоконченном романе из современной жизни “Княгиня Лиговская” (1836) и драме “Маскарад”. Последней Лермонтов придавал особое значение: он трижды подает ее в цензуру и дважды переделывает. Поэт поколения
К началу 1837 у Лермонтова нет литературного статуса: многочисленные стихотворения (среди них признанные в будущем шедеврами“Ангел”, 1831; “Парус”, 1831; “Русалка”, 1832; “Умирающий гладиатор”, 1836; поэма “Боярин Орша”, 1835-36) в печать не отданы, романы не закончены, “Маскарад”не пропущен цензурой, опубликованная (по неподтвержденным сведениям без ведома автора) поэма“Хаджи Абрек” (1834) резонанса не вызвала, связей в литературном мире нет (значима “невстреча” с Пушкиным). Слава к Лермонтову приходит в одночасье — со стихотворением “Смерть поэта”(1937), откликом на последнюю дуэль Пушкина. Текст широко распространяется в списках, получает высокую оценку как в пушкинском кругу, так и у публики, расслышавшей в этих стихах собственную боль и возмущение. Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая I. 18 февраля Лермонтов был арестован и вскоре переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ.
Ссылка продлилась до октября 1837: Лермонтов изъездил Кавказ, побывал в Тифлисе, лечился на водах (здесь произошло знакомство со ссыльными декабристами, в том числе поэтом А. И. Одоевским, а также с В. Г. Белинским); изучал восточный фольклор (запись сказки“Ашик-Кериб”). Публикация в 1837 стихотворения “Бородино” упрочила славу поэта. С апреля 1838 по апрель 1840 Лермонтов служит в Лейб-гвардии гусарском полку, уверенно завоевывая“большой свет” и мир литературы. Устанавливаются связи с пушкинским кругом —семейством Карамзиных, П. А. Вяземским, В. А. Жуковским (благодаря посредничеству последнего в“Современнике” в 1838 печатается поэма “Тамбовская казначейша”) и А. А. Краевским (публикация “Песни про царя Ивана Васильевича.... ” в редактируемых Краевским “Литературных прибавлениях к “Русскому инвалиду”, 1838; систематическое сотрудничество с возглавленным Краевским в 1839 журналом“Отечественные записки”). Лермонтов входит в фрондерско-аристократический “кружок шестнадцати”. В зрелой лирике Лермонтова доминирует тема современного ему общества —безвольного, рефлексирующего, не способного на деяние, страсть, творчество. Не отделяя себя от больного поколения (“Дума”, 1838), высказывая сомнения в возможности существования поэзии здесь и сейчас (“Поэт”, 1838; “Не верь себе”, 1839; “Журналист, читатель и писатель”, 1840), скептически оценивая жизнь как таковую (“И скучно, и грустно.... ”, 1840), Лермонтов ищет гармонию в эпическом прошлом (“Бородино”, “Песня про царя Ивана Васильевича.... ”, где демонический герой-опричник терпит поражение от хранителя нравственных устоев), в народной культуре (“Казачья колыбельная песня”, 1838), в чувствах ребенка (“Как часто пестрою толпою окружен.... ”, 1840) или человека, сохранившего детское мировосприятие (“Памяти А. И. О”, 1839; , 1840). Богоборчество (“Благодарность”, 1840), мотивы невозможности любви и губительной красоты (“Три пальмы”, 1839; “Утес”, “Тамара”, “Листок”, “Морская царевна”, все 1841) соседствуют с поиском душевной умиротворенности, связываемой то с деидеологизированной национальной традицией (“Родина”, “Спор”, оба 1841), то с мистическим выходом за пределы земной обреченности (“Выхожу один я на дорогу.... ”, 1841). То же напряженное колебание между полюсами мироотрицания и любви к бытию, между земным и небесным, проклятьем и благословением присуще вершинным поэмам Лермонтова— последней редакции “Демона” и “Мцыри” (обе 1839). В 1838-40 написан роман “Герой нашего времени”: первоначально составившие его разножанровые новеллы печатались в “Отечественных записках”и, возможно, не предполагали циклизации. В романе пристально исследуется феномен современного человека; тщательно анализируются антиномии, присущие и поэтическому миру Лермонтова. Появление отдельного издания романа (апрель 1840) и единственного прижизненного сборника“Стихотворения М. Лермонтова” (октябрь 1840; включены “Мцыри”, “Песня про царя Ивана Васильевича.... ”, 26 стихотворений) стали ключевыми литературными событиями эпохи, вызвали критическую полемику, особое место в которой принадлежит статьям Белинского. Сцена дуэли Печорина и Грушницкого (из романа “Герой нашего времени”) “Фаталист” (из романа “Герой нашего времени”) Неожиданный финал

Дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом (февраль 1840) привела к аресту и переводу в Тенгинский пехотный полк. Через Москву (встречи со славянофилами и Н. В. Гоголем на его именинном обеде) поэт отбывает на Кавказ, где принимает участие в боевых действиях (сражение на речке Валерик, описанное в стихотворении“Я к вам пишу случайно, — право.... ”), за что представляется к наградам (вычеркнут из списков императором Николаем I). В январе 1841 отбывает в Петербург, где, просрочив двухмесячный отпуск, находится до 14 апреля, вращаясь в литературных и светских кругах. Лермонтов обдумывает планы отставки и дальнейшей литературной деятельности (известен замысел исторического романа; есть сведения о намерении приняться за издание журнала); в Петербурге и после отъезда из него одно за другим пишутся гениальные стихотворения (в. т. ч. указанные выше).
Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Н. С. Мартыновым приводит к“вечно печальной дуэли” (В. В. Розанов) и гибели поэта.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Контроль и управление качеством
Курсовая работа Учет и анализ издержек обращения (на примере ООО "Промтехинвест")
Курсовая работа Страховой рынок РК. Состояние и перспективы развития
Курсовая работа Интеллектуальная готовность детей 6-7 лет к школьному обучению
Курсовая работа Этапы планирования инновационного проекта
Курсовая работа Структура капитала предприятия на примере ОАО "Алтстрой"
Курсовая работа Проектирование и разработка электронного учебника "Основы творческо–конструкторской деятельности"
Курсовая работа Международная валютная система и валютный курс
Курсовая работа Изучение структуры собственного капитала
Курсовая работа Совершенствование организации учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками
Курсовая работа Экономический анализ деятельности предприятия общественного питания
Курсовая работа Банковская система России на современном этапе
Курсовая работа Государственное регулирование и саморегулирование предпринимательской деятельности
Курсовая работа Развитие творческих способностей детей в дошкольном возрасте
Курсовая работа Экспортный контроль