Курсовая работа по предмету "Математика"


Линейные диофантовые уравнения



Введение

Линейным диофантовым уравнением называется уравнение с несколькими неизвестными вида а1х1 + ... + аnхn = с, где (известные) коэффициенты а1,..., аn и с -- целые числа, а неизвестные х1, …xn также являются целыми числами. К решению подобных уравнений сводятся разнообразные текстовые задачи, в которых неизвестные величины выражают количество предметов того или иного рода и потому являются натуральными (или неотрицательными целыми) числами.

Теория решения подобных уравнений является классическим разделом элементарной математики. В ней не приходится писать сложные и громоздкие формулы, а необходимо проводить аккурат-ные рассуждения, базирующиеся на определенных понятиях теории чисел и связанные в стройную логическую конструкцию. В рамках этой теории можно дать исчерпывающее решение рассматриваемого класса задач с четко описанным алгоритмом получения ответа.

Конкретные задачи такого рода были решены еще в Древнем Вавилоне около 4 тысяч лет тому назад. Древнегреческий мысли-тель Диофант, который жил около 2 тысяч лет тому назад, в своей книге «Арифметика» решил большое число таких и более сложных уравнений в целых числах и в сущности описал общие методы их решения.

В школьных учебниках эта тема затрагивается вскользь, да и то лишь в 8-м классе, в то время как задачи, где требуется решать уравнения описанного типа, относительно часто предлагаются на вступительных экзаменах.

В настоящей брошюре на примерах решения конкретных экза-менационных задач МГУ им. М.И. Ломоносова мы расскажем об основных результатах и методах теории линейных диофантовых уравнений. Поскольку, за редким исключением, на экзаменах предлагаются уравнения с двумя неизвестными, мы ограничим-ся этим случаем, то есть будем рассматривать уравнения вида

ах + Ьу = с. Это позволит упростить теоретические рассмотрения, не ограничивая, в сущности, общности описываемых методов (мы продемонстрируем это в задаче 13 на примере конкретного уравне-ния вида ах + Ьу + сz = d.

Следует отметить, что каждая конкретная задача в целых числах может решаться с помощью раз-ных методов. Целью нашей работы является демонстрация возможностей теории линейных диофан-товых уравнений.

Однородные уравнения

Прежде всего, мы рассмотрим однородные линейные уравнения, то есть уравнения вида

ах + by = 0, все члены которых являются одночленами первой степени.

Если коэффициенты а и Ь имеют общий делитель d, то обе части уравнения ах + by = 0 можно сократить на d. Поэтому, не нарушая общности, можно считать, что числа а и b -- взаимно про-стые.

Рассмотрим, например, уравнение 80х + 126y = 0.

Разложим коэффициенты а = 80 и b=126 на простые множители: а = 24 * 5, b = 2 * З2 * 7. Наибольший общий делитель чисел а = 80 и b = 126 равен 2, и после сокращения на 2 мы получим уравнение

40x + 63y = 0, (1)

в котором коэффициенты а = 40 = 23 * 5 и b = 63 = З2 * 7 являются взаимно простыми целыми чис-лами.

Разложение на простые множители коэффициентов уравнения, которое мы использовали для сокраще-ния на наибольший общий делитель, можно использовать и для завершения решения. Пере-пишем уравнение (1) в виде:

23*5*х = -32*7*у.(2)

Левая часть уравнения (2) делится на 23 * 5. Поэтому и правая часть, которая равна левой, должна делиться на 23 * 5, а это возможно тогда и только тогда, когда неизвестная у делится на 23 * 5:

у = 23 * 5 * u = 40u,(3)

где и -- некоторое целое число.

Аналогичные рассуждения применимы и к правой части урав-нения (2). Правая часть делится на

З2 * 7. Поэтому и левая часть, которая равна правой, должна делиться на З2 * 7, а это возможно тогда и только тогда, когда неизвестная х делится на З2 * 7:

x = З 2 * 7 * v = 63v,(4)

где v -- некоторое целое число.

Равенства (3) и (4) фактически вводят новые целочисленные неизвестные u, v вместо основных неизвестных х, у. Для новых неизвестных уравнение (2) примет вид: u = -v. Множество решений этого уравнения состоит из бесконечного количества пар:

(-3; 3), (-2; 2), (-1; 1), (0; 0), (1; -1), (2; -2), (3; -3), ...

Иначе говоря, этому уравнению удовлетворяют все пары (-u; u) вида (-n; n), где n -- произволь-ное целое число, и только они. Пе-ременная n в этих формулах является своеобразным «номером» решения.

Возвращаясь к основным неизвестным х и у, мы получим, что множество решений уравнения (2) можно записать в виде: хп = 63n, у = -40n, где n -- произвольное целое число.

Как ясно из приведенного решения (2), оно совершенно не привя-зано к точным значениям коэффициен-тов а и b и не изменится, если вместо чисел а = 40, b = 63 рассмотреть произвольные взаимно про-стые числа. Таким образом, справедлива следующая теорема, которая дает полное решение диофантовых уравнений вида ах + by = 0.

Теорема 1. Если числа а и b -- взаимно простые, то уравне-ние ах + by = 0 имеет бесконечно много решений в целых чис-лах, которые находятся во взаимно однозначном соответствии с множест-вом целых чисел Z (то есть могут быть занумерованы целыми числами) и описываются формулой: хп = bn, yn = -an, где n Z -- «номер» решения.

Эта теорема часто встречается при решении разнообразных за-дач на целые числа, и мы рекомен-дуем абитуриентам запомнить ее формулировку.

В качестве простого примера применения теоремы 1 рассмотрим следующую задачу.

Задача 1. Найти все целочисленные решения уравне-ния

х2 + 5y2 + 34z2 + 2ху - 10xz - 22уz - 0.

Решение. Рассмотрим уравнение

х2 + 5у2 + 34z2 + 2ху - 10xz - 22yz = 0

как квадратное уравнение относительно одной неизвестной х:

х2 + 2х(у - 5г) + by2 + 34z2 - 22yz = 0.

Тогда

= (y-5z)2-(5y2+34z2-22yz)=-(2y-3z)2.

Если это уравнение имеет решение, то дискриминант должен быть неотрицательным, что воз-можно только в случае - 3z = 0. Тогда дискриминант равен нулю, и уравнение имеет единствен-ное решение х = 5z- у.

Итак, исходное уравнение равносильно системе

Общее решение первого уравнения в целых числах дается форму-лами у = Зn, z = 2n, где n Z. Из второго уравнения теперь можно найти х (причем х автоматически будет целым числом): х = In.

Таким образом, исходное уравнение имеет бесконечно много целочисленных решений, которые могут быть описаны формулой (х; у; z) -- (7n; Зn; 2n), n Z.

Ответ: (х; у, z) = (7n; Зn; 2n), n e Z.

Общие линейные уравнения

В этом разделе мы будем рассматривать диофантовы уравнения вида ах + by = с.

Прежде всего отметим, что, вообще говоря, такое уравнение может и не иметь целочисленных реше-ний.

Действительно, допустим, что уравнение ах + by = с имеет реше-ние. Если коэффициенты а и b имеют общий делитель d > 1, то число ах + by, которое стоит в левой части, можно без остатка разде-лить на d. Поэтому и правую часть уравнения, то есть свободный член с, можно без остатка разделить на d. Иначе говоря, справедлива следующая теорема.

Теорема 2. Если наибольший общий делитель d коэффициентов а и b больше 1, а свободный член с не делится на d, то уравнение ах + by = с не имеет решений в целых числах.

Это простое утверждение часто используется, например, для доказательства иррациональности чисел, записанных с помощью радикалов.

Задача 2. Дока-зать, что число не является рациональным числом.

Решение. Допустим противное, что -- число рациональное.

Тогда существуют натуральные т, п такие, что .

Избавляясь от радикала и дроби, получим:

2n3 = т3(5)

Разложим числа т и n на простые множители (мы явно указы-ваем только простой множитель 2):

т = 2х*...

n = 2y*...

где х, у -- неотрицательные целые числа (отсутствие простого мно-жителя 2 в разложении озна-чает, что соответствующий показатель степени равен нулю).

Тогда равенство (5) примет вид:

23y + 1*... = 2*...

В силу единственности разложения натурального числа на про-стые множители

Зу + 1 = 3x 3(х - у) = 1.

Последнее уравнение является линейным диофантовым уравнени-ем вида ах + Ьу = с, причем коэффи-циенты а = 3, b = -3 делятся на 3, в то время как свободный член с = 1 -- нет. Значит, это уравнение не имеет целочисленных решений, что означает ложность исходного предположения о рациональности числа .

.Будем теперь рассматривать только такие уравнения вида ах + by = с, в которых свободный член с делится на d = НОД(а; b). После деления обеих частей уравнения на d мы получим уравнение того же вида, но уже со взаимно простыми коэффициентами при неизвестных. Только такие уравнения мы будем рассматривать ниже в этом разделе.

В этом случае со стороны теоремы 2 нет препятствий к тому, что-бы уравнение имело целочислен-ные решения. Но отсюда, конечно, не следует, что решения обязаны быть.

На самом деле ответ на этот вопрос положительный.

Теорема 3. Любое уравнение ах + by = с, где НОД(а; b) = 1, имеет хотя бы одно решение в целых числах.

Доказательство. Уравнение ах + by = с имеет решение тогда и только тогда, когда число с входит в область значений М функции f(x; у) = ах + by от двух целочисленных аргументов х, у. Поэтому наша теорема фактически утверждает, что М = Z. Именно этот факт мы и будем доказывать.

Прежде всего отметим, что множество М содержит бесконечно мно-го чисел, например, 0= f (0; 0), а = f (1; 0), -а = f (-1; 0), а + b = f (1; 1) и т.д. Поскольку f(-x; -у) = -f(x; у), это множество имеет вид:

{..., -и2, -п1, 0, n1, n2,...},

где n1 < n2 < ... -- натуральные числа.

Рассмотрим наименьшее положительное число из М, то есть n1 и докажем, что оно равно 1. Для этого разделим число |а| на n1 с остатком, то есть найдем такие целые числа q (неполное частное) и r (остаток), что |а| = n1q + r, причем 0 r п . Поскольку число n1 принадлежит множеству М, для некоторых целых х0 и у0 верно равенство n] = ах0 + bу0. Кроме того,

| а | = sgn (a) * а,

где sgn(а) = +1, если а > О, и sgn(а) = -1, если а < 0.

Тогда

г = | а | - n1g = sgn (а) *а - (ах0 + by0) -q = ax + by,

где x: = sgn(а) - x0q, у = -y0q -- некоторые целые числа. Поэтому неотрицательное целое число г также принадлежит множеству М. Если бы число г было положительным, то условие 0 < r < n , кото-рому удовлетворяет г как остаток от деления на л,, означало бы, что в множестве М есть положительное число, меньшее, чем n1 чего быть не может. Значит, r = 0, то есть | а| (а вместе с ним и а) делится без остатка на n1.

Аналогичные рассуждения показывают, что и b делится без остатка на n1. Следовательно, n1 -- общий делитель чисел а и b, a поскольку эти числа взаимно простые, число n1 равно 1.

Функция f(x; y) = ax + by обладает свойством: f(kx; ky) = k * f(x; у). Поэтому если некоторое число с М, то и число kc M. Как мы установили, 1 М. Значит, и любое целое число k входит в М, то есть М = Z. Это и означает справедливость нашей теоремы.

Имея в виду более сложные задачи, мы в качестве простого следствия из доказанной теоремы 3 получим еще одну важную теорему.

Теорема 4. Если числа а и b -- целые, то множество значений функции f(x; y) = ax + by от двух целочис-ленных аргументов х и у совпадает с множеством чисел, кратных d = НОД(а; b), то есть с множеством {..., --2d, --d, 0, d, 2d, ...}.

Доказательство. Так как d = НОД(а; b), числа а и b можно запи-сать в виде: а = da, b = db, причем числа а, b -- взаимно простые. Тогда f(x; у) = d *(ах + bу). В силу теоремы 3, любое целое число n можно представить в виде ах + bу. Поэтому множество чисел, которые могут быть записаны в виде ах + by, есть {..., -2d, -d, 0, d, 2d, ...}.

Приведенное доказательство теоремы 3 дает удобный метод нахождения частного (то есть конкрет-ного) решения при решении конкретных уравнений вида ах + by = с (если а и b взаимно простые целые числа):

1) нужно образовать две последовательности чисел:

-..., -2а, -а, О, а, 2а, ... и -..., -2b, -b, О, b, 2b, ...

(обычно достаточно выписать по несколько членов в обе стороны), и расположить их друг под другом так, чтобы положительные члены одной стояли под отрицательными членами другой;

2) затем в уме находить всевозможные суммы пар членов этих последовательностей, пока не най-дем пару, дающую в сумме с.

Рассмотрим, например, уравнение - bу =1. Выпишем ряды чисел, кратных коэффициентам а = 2 и b = -5:

Из этой таблицы ясно, что второе число из первой строки (то есть -4), которое соответствует х = -2, и третье число из второй строки (то есть 5), которое соответствует у = -1, и дают в сумме 1. Та-ким образом, уравнение 2х- bу = 1 имеет частное решение х0 = -2, у0 = -1. Конечно, эту пару можно найти и проще, просто подставляя в исходное урав-нение в уме небольшие числа с тем, чтобы полу-чить верное равенст-во. Для несложных уравнений обычно поступают именно так.

В ряде случаев приходится выписывать довольно много (несколь-ко десятков) членов последовательно-стей ах и by. Тогда, конечно, описанный прием не очень удобен, так как требует больших затрат времени. В этой ситуации обычно рекомендуют использовать ал-горитм Евклида для нахождения наибольшего общего делителя коэффициентов а и b (само доказательство замечатель-ной теоремы 3 также может быть получено с помощью алгоритма Евклида). Мы продемонст-рируем этот алгоритм при решении задачи 6.

На примере следующей задачи мы продемонстрируем, как с по-мощью частного решения уравне-ния ах + by = с можно свести дело к решению соответствующего однородного уравнения ах + by = 0 и, применяя теорему 1, получить полное решение.

Задача 3. Остаток от деления некоторого натурального числа n на 6 равен 4, остаток от деления n на 15 равен 7. Чему равен остаток от деления n на 30?

Решение. Тот факт, что остаток от деления числа n на 6 равен 4, означает, что существует неотри-цательное целое х такое, что n = 6х + 4. Аналогично, существует неотрицательное целое y такое, что n= 1+ 7. Исключая из этих равенств число n, для х и у получим уравнение

2х-бу-1. (6)

Чтобы решить это уравнение, прежде всего, найдем какое-нибудь частное решение в целых (не обязательно неотрицательных) числах. Мы это уже сделали выше, когда разбирали пример, иллюстрирую-щий метод поиска частных решений линейных диофантовых урав-нений; в нашем случае в качестве такого частного решения можно взять, например, х0 =-2, y0 =-1, так что верно равенство

2* (-2)-5* (-1)=1.(7)

Вычитая из уравнения (в) равенство (7), получим:

2(х + 2) = 5(y + 1).

Общее решение этого уравнения в целых числах имеет вид:

х + 2 = 5k, у + 1 = 2k,

где k -- произвольное целое число. Чтобы числа х и у были неотри-цательными, параметр k должен быть натуральным числом. Теперь для числа n имеем:

n = 6х + 4 = 6(5k - 2) + 4 = 30k - 8 = 30(k - 1) + 22.

Поскольку целое число (k -- 1) неотрицательно, это равенство означает, что остаток от деления n на 30 равен 22.

Ответ: 22.

Задача 4. Фирма продавала чай в центре города по 7 руб., а кофе по 10 руб. за стакан; на вокзале -- по 4 руб. и 9 руб. соответственно. Всего было продано за час 20 стаканов чая и 20 стаканов кофе, при этом выручка в центре и на вокзале оказалась одинаковой. Сколько стаканов кофе было продано в центре?

Решение. Пусть n и т соответственно -- количество стаканов чая и кофе, проданных в центре города. Тогда количество стаканов чая и кофе, проданных на вокзале, будет равно 20 - n и 20 -- т соответ-ственно. По смыслу задачи переменные n и т -- неотрицательные целые числа, не превосходящие 20: n, т = 0,1,..., 20.

Общая выручка в центре равна 7n + 10m руб., а на вокзале равна 4(20 -- n) + 9(20 -- т) руб. По условию задачи эти величины равны:

7n + 10m = 4(20 - n) + 9(20 - т) 11n + 19m = 260.

Решим уравнение 11n + 19m = 260:

1. Найдем частное решение; им будет, например, n0 = 15, т0 = 5.

2. Вычитая из равенства 11n + 19m = 260равенство 11 * 15 +19 * 5 = 260, мы получим однородное уравнение: 11(n - 15) = 19(5 - m).

3. Общее решение этого однородного уравнения в целых числах имеет вид:

n-15=19k, 5-m=11k,

где k Z. Соответственно, общее решение исходного уравнения в целых числах имеет вид:

n = 15 + 19k, т = 5 - 11k,

где k Z.

Поскольку n, т ? 0, параметр k может быть равен только нулю. Поэтому найденное частное решение будет единственным решени-ем исходного уравнения в неотрицательных целых числах: n = 15, т = 5. Так как это решение, кроме того, удовлетворяет условию n, m ? 20, найденное значение m = 5 и будет ответом задачи.

Ответ: 5 стаканов.

Практически дословное повторение рассуждений, проведенных при решении задач 3 и 4, позволяет доказать, что общее решение уравнения ах + bу = с представляет собой сумму частного решения 0 ; у0) этого уравнения и общего решения соответствующего одно-родного уравнения ах + by = 0. Отсюда, в свою очередь, вытекает следующая важная общая теорема.

Теорема 5. Если числа а и b -- взаимно простые, то уравнение ах + by = с имеет бесконечно много решений в целых числах, которые находятся во взаимно однозначном соответствии с мно-жеством целых чисел Z (то есть могут быть занумерованы целыми числами) и описываются формулой: хn = х0 + bn, yn = y0 - an, где n Z -- «номер» решения, а х0, у0 -- частное решение (которое существует в силу теоремы 3).

Важно подчеркнуть, что в рассмотренном методе решения урав-нений вида ах + by = с частное решение мы ищем только для того, чтобы свести дело к однородному уравнению. Иногда, как, напри-мер, в следующей задаче, этого можно добиться и проще.

Задача 5. Найти все наборы натуральных чисел х, у, z, удовлетворяющие следующим условиям:

Решение. Исключим г из второго уравнения системы: г = у + 7. Тогда первое уравнение примет вид:

11х - 6у = y + 7 11x - 7y = 7

Если перенести свободный член 7 из правой части и сгруппиро-вать члены 7у и 7, то мы получим уравнение

11x-7(y + 1) = 0,

которое является однородным относительно хи«ву+ 1. В силу теоремы 1 его общее решение в целых числах имеет вид: х = 7n, у + 1 = 11n, где n -- произвольное целое число. Соответственно, (x; у) = (7n; 11n -1), n Z. Чтобы x и у были натуральными, долж-ны быть выполнены условия 7n > 0 и 11n -1 > 0, что равносильно тому, что n -- натуральное число. Если у -- натуральное число, то z = y + 7 автоматически будет натуральным.

Итак, общее решение системы из двух первых уравнений в на-туральных числах имеет вид: (х; у; z) = (7n; 11n - 1; 11n + 6), где n -- произвольное натуральное число.

Дополнительное условие, что х ? 20, означает, что параметр n < 2. Итак, для n есть всего два возможных значения: 1 и 2. Им соответ-ствует два набора неизвестных (х; у; z): (7; 10; 17) и (14; 21; 28).

Ответ: (7; 10; 17), (14; 21; 28)

Теперь решим более трудные задачи.

Задача 6. Тёма сделал несколько мелких покупок в супермарке-те, имея при себе 100 рублей. Давая сдачу с этой суммы, кассир ошиблась, перепутав местами цифры, и выплатила рублями то, что должна была вернуть копейками, и, наоборот, копейками то, что полагалось вернуть рублями. Купив в аптеке набор пипеток за 1 руб. 40 коп., Тема обнаружил ошибку кассира и, пересчитав деньги, нашел, что оставшаяся у него сумма втрое превышает ту, которую ему должны были вернуть в супермаркете. Какова стоимость всех покупок Темы?

Решение. Пусть правильная сдача равна n руб. и т коп., то есть (100n + т) коп. Реально кассирша выплатила сумму т руб. и n коп., то есть (100m + n) коп. После покупки пипеток у Темы останется (100т + n --140) коп. По условию эта сумма в три раза больше, чем 100n + т. Это дает следующее уравнение для неизвестных n и т:

100т + n - 140 - 3 * (100n + т) 97m - 299m - 140. (8)

Поскольку число копеек не может быть больше, чем 99, справед-ливо двойное неравенство: 1 ? n, m ? 99. Оно, в частности, влечет, что сдача не превышает первоначальную сумму в 100 рублей, которая была у Темы.

Хотя уравнение (8) является стандартным уравнением в целых числах вида ах + by = с, найти его частное решение (чтобы свести дело к однородному уравнению) простым подбором весьма непро-сто. На этом примере мы продемонстрируем общий метод поиска частного решения (алгоритм Евклида), который автоматически приводит к успеху.

Рассмотрим коэффициенты при неизвестных = 97 и b = 299) и разделим больший коэффициент на меньший. В результате получим неполное частное 3 и остаток 8. Иначе говоря, справедливо равен-ство 299 = 3*97 + 8, или, что то же самое, 8 = 299 -3*97.

Теперь заменим больший коэффициент (то есть 299) на остаток (то есть 8) и проделаем с парой 97, 8 ту же процедуру: разделим 97 на 8. В результате мы получим неполное частное 12 и остаток 1. Иначе говоря, справедливо равенство 97 = 12*8 + 1, или, что то же самое, 1 = 97 -- 12*8. Заменим в этом равенстве число 8 выражением 299 - 3 * 97, найденным в предыдущем абзаце:

1 = 97-12* (299 - 3 * 97) = 37 * 97 - 12 * 299.

Итак, мы представили число 1 (это наибольший общий делитель чисел 97 и 299) в виде линейной комбинации чисел 97 и 299. Ум-ножая последнее равенство на 140, мы получим искомое частное решение уравнения (8): т0 = 37 * 140 = 5180, п0 = 12 * 140 = 1680.

Это частное решение обычным образом приводит к следующему общему решению уравнения (8) в целых числах:

Условия 1 < n, т ?99 однозначно определяют значение пара-метра k: k = -17, что приводит к следующим значениям основных неизвестных n и m=31, m=97.

Поэтому стоимость всех покупок Темы (в рублях) равна

100-31,97+1,40 = 69,43.

Проблему с поиском частного решения можно обойти с помощью следующего способа решения уравнения (8) (этот метод работает для любого уравнения вида ах+byи в сущности является вариантом алгоритма Евклида).

Выразим неизвестную с меньшим коэффициентом (в нашем случае -- это т) через другую неизвестную:

И выделим целую часть из дробей , ,

Введем новую неизвестную т1 (вместо т) по формуле т1 = т - Зn -1. Для нее последнее равенство примет вид:

97m1 = 8n + 43.

Это уравнение имеет тот же вид, что и исходное. Применим к нему процедуру, описанную в предыдущем абзаце: выразим неиз-вестную с меньшим коэффициентом (в нашем случае -- это n) через другую неизвестную:

и выделим целую часть из дробей ,

Введем новую переменную n1 (вместо n) по формуле n1 = n1 - 12т1 + 5. Для нее последнее равенство примет вид:

8n1 = т1-3.

Поскольку коэффициент при т1 равен 1, общее решение этого уравнения в целых числах есть:

.

Возвращаясь к основным неизвестным /гит, мы получим общее решение в целых числах уравнения (8)

При l=k+17 мы получим общее решение уравнения (8), най-денное ранее.

Описанный метод решения линейных диофантовых уравнений был известен уже математикам Древней Индии; они называли его «метод рассеивания».

Ответ: 69 руб. 43 коп.

Задача 7. Длина дороги, соединяющей пункты А и В, равна 2 км. По этой дороге курсируют два автобуса. Достигнув пункта А или пункта В, каждый из автобусов немедленно разворачивается и следует без остановок к другому пункту. Первый автобус движется со скоростью 51 км/ч, а второй -- со скоростью 42 км/ч. Сколько раз за 8 часов движения автобусы

а) встретятся в пункте В;

б) окажутся в одном месте строго между пунктами А и В,

если известно» что первый стартует из пункта А, а второй -- из пункта В?

Решение. Примем момент старта автобусов в качестве начального

и обозначим через tn , tn моменты времени, когда первый и второй автобусы в n-й раз окажутся в пункте В.

Поскольку первый автобус стартует из пункта А, к моменту n-го визита в В он пройдет путь sп = 2 + 4(n -1) = 4n - 2 (последователь-ность sn образует арифметическую прогрессию с разностью 4).

Поэтому tn= .

Второй автобус к моменту n-визита в пункт В пройдет путь sn = 4(n-1) = 4n -4 (последовательность sn также будет арифметической прогрессией с разностью 4). Поэтому tn =.

Встреча автобусов в пункте В означает, что для некоторых нату-ральных n и т верно равенство

Tn= Tm14n-17m=-10

Рассмотрим его как уравнение относительно п и т и решим его.

В качестве частного решения можно взять, например, n0 = 9, m0 = 8:

14*9-17*8 = -10.

Вычитая это равенство из уравнения 14n -- 17m = -10, мы полу-чим однородное уравнение:

14(n-9) = 17(m-8).

Его общее решение в целых числах имеет вид: n - 9 = 17k, т - 8 = 14k, где k Z. Отсюда

n = 9 + 17k, m = 8 + 14k. Поскольку нас интересует решение в натуральных числах, возможные значения целочислен-ного параметра k должны быть неотрицательными: k Z . Пере-менную k можно интерпретировать как номер встречи автобусов в пункте В (имея в виду, что встречи нумеруются не с 1, а с 0). Момент k-й встречи можно подсчитать как tn при n = 9 + 17k: tk = .

Число встреч за 8 часов равно числу решений неравенства tk ? 8 на множестве k Z:

Таким образом, за 8 часов автобусы ровно 6 раз встретятся в пункте В.

Перейдем теперь ко второй части задачи («сколько раз за 8 часов автобусы окажутся в одном месте строго между пунктами А и В? »). Прежде всего найдем, сколько раз за 8 часов автобусы встретятся в пункте А -- эта информация окажется позже нам полезной.

Как и в предыдущем исследовании, примем момент старта авто-бусов в качестве начального и обозначим через Tn, T"n -- моменты времени, когда первый и второй автобусы в n-й раз окажутся в пункте-А (рис. 1).

Поскольку первый автобус стартует из пункта А, к моменту n-го визита в А он пройдет путь Sn = 4(n-1) (последовательность Sn образует арифметическую прогрессию с разностью 4).

Поэтому

Tn=.

Второй автобус к моменту n-го визита в А пройдет путь S”n= 2 + 4(n -1) = 4n - 2 (последовательность S”n также будет арифметической прогрессией с разностью 4). Поэтому Tn=.

Встреча автобусов в пункте А означает, что для некоторых нату-ральных n и т верно равенство

Tn= Tn28n-34m=11

Левая часть этого уравнения -- четное число, а правая -- нет. Поэтому оно не имеет решений в целых числах. Следовательно, автобусы никогда не встретятся в пункте А.

Теперь перейдем непосредственно к решению второй части за-дачи. Для этого введем систему координат на дороге между А и В, выбрав в качестве начала отсчета пункт А, в качестве положитель-ного направления -- направление от А к В (рис. 2).

Пусть x1(t), x2(t) -- координаты первого и второго автобусов соот-ветственно в момент t. Графики функций x1(t) и x2(t) -- это ломаные линии, изображенные на рисунках 1 и 2 соответственно. Первая ломаная состоит из 102 пар звеньев с угловыми коэффициентами 51 и -51, а вторая -- из 84 пар звеньев с угловыми коэффициентами 42 и -42 (на рисунках мы исказили масштаб). Точки А и В на оси ординат имеют координаты 0 и 2 соответственно и соответствуют прохождению через пункты А и В.

Встреча автобусов в какой-то момент t означает совпадение их координат в этот момент: x1(t) = x2(t), то есть пересечение графиков функций x1(t) и x2(t).

Каждое звено первой ломаной пересекает вторую ломаную ровно в одной точке. Поэтому всего будет 102 точки пересечения возрас-тающих звеньев первой ломаной со второй ломаной и 102 точки пе-ресечения убывающих звеньев первой ломаной со второй ломаной. Поскольку автобусы не встречаются в пункте А, ни одна из этих точек не будет лежать на оси абсцисс. С другой стороны, поскольку авто-бусы встречаются 6 раз в пункте В, ровно 6 точек пересечения будет лежать на горизонтальной прямой у = 2. Эти точки будут включены как в 102 точки пересечения возрастающих звеньев первой ломаной со второй ломаной, так и в 102 точки пересечения убывающих звеньев первой ломаной со второй ломаной. Поэтому число точек пересече-ния, лежащих внутри полосы 0 < у < 2, равно

2*(102-6)=192

Ответ: а) 6 раз; б) 192 раза.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Методика математического моделирования специализации и сочетания отраслей сельскохозяйственного предприятия
Курсовая работа Управление заёмным капиталом
Курсовая работа Совершенствование туристско-экскурсионной деятельности в Туапсинском районе (на примере экскурсионной фирмы "Элита")
Курсовая работа Ориентировка во времени детей дошкольного возраста
Курсовая работа Аудит расчетов с прочими дебиторами и кредиторами
Курсовая работа Медународная миграция и ее влияние на мировой рынок труда
Курсовая работа Добровольное медицинское страхование
Курсовая работа Общественные блага
Курсовая работа Анализ инвестиционной привлекательности предприятия
Курсовая работа Страхование ответственности
Курсовая работа Сахарные кондитерские изделия
Курсовая работа Организация финансов предприятия дорожного хозяйства, выявление резервов и путей повышения эффективности использования финансовых ресурсов
Курсовая работа Обучение как фактор развития личности
Курсовая работа Маркетинговые исследования в рекламе
Курсовая работа Деятельность рекрутинговых агентств