Героические страницы русской истории.
Встаньте, государи, в злат стремень
За обиду в этот черный день,
За Русскую землю…
“Слово о полку Игореве”.
О героических страницах русской истории мы узнали из уроков истории и литературы. Что было, кто своими жизнями писал героическое прошлое нашей страны, мы узнаём из книг, как сказал Владимир Высоцкий:
Если, путь прорубая
отцовским мечом,
ты соленые слезы на ус намотал,
если в жарком бою
испытал, что почем, -
значит нужные книжки ты
в детстве читал.
Благодаря “нужным книгам”, мы знаем историю своей страны.
Памятник Древней Руси “Слово о полку Игореве” останется бессмертным произведением. Он отражает события прошлых лет. Это тысяча сто восемьдесят пятый год, когда князь Игорь Новгород-Северский собрал небольшое войско и пошел в поход на половцев. Героем "Слова о полку Игореве" является не единственный персонаж, а вся русская земля. Произведение проникнуто глубокой любовью к русскому народу. Образ страдающей Родины проходит через все произведение.
Свой призыв к единению, свое чувство единства Родины автор “Слова” воплощает в живом конкретном образе Русской земли, просторы которой живо нарисованы в произведении.
В радостях и печалях русского народа принимает участие русская природа. Солнце тьмою заслоняет путь князю, как бы предупреждая об опасности. Оживают реки, вступающие в беседу с Игорем. Звери и птицы наделяются человеческим разумом. Природа скорбит о поражении князя:
Степь поникла жалости полна,
И деревья ветки преклонили.
Это все для того, чтобы показать, что силой и мужеством князя Игоря наделила Русская земля. Его дружина:
… курляне славные -
Витязи исправные…
… Выросли как воины,
С конца копья вскормлены.
Автор “Слова” нарисовал образ князя без идеализации. Да, Игорь смелый воин с высоким чувством чести и достоинства. Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но не сумел подчинить всю свою деятельность интересам Родины. Он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело войско к поражению, которого еще не знали русские.
Настоящее Русской земли тесно связано с ее прошлым. Автор рассказывает о подвигах Святослава, который “поганых ратей не щадил”. Князя Святослав в “золотом слове” призывает к объединению сил. Только так можно разбить полчища половцев. В единстве видит и автор силу и мощь Родины:
Встаньте, государи…
Русскую землю…
Только в сплочении всего народа, независимо от сословной принадлежности, видит успех победы и русский писатель Лев Николаевич Толстой. Историческое событие, которое легло в основу романа “Война и Мир”, это Отечественная война тысяча восемьсот двенадцатого года.
На основе нравственного чувства, которое глубоко спрятано в душе каждого человека, происходит единение всех героев. Если в мирной жизни у любимых Толстым Андрея Болконского и Пьера Безухого отсутствует правда, то в тяжелую для родины пору появляются ответы на известные вопросы о добре и зле, что надо любить и что ненавидеть. Всем миром надо “навалиться” и победить Наполеона. Общенародное сопротивление врагу выразилось и в подвиге самопожертвования. Купец Ферапонтов в Смоленске призывает солдат грабить его лавку: “Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам… Решилась Россея!”
Ростовы оставляют в Москве все имущество, подводы отдают раненным. На алтарь победы были принесены жизни прекрасных людей - Андрей Болконского, Пети Ростова, чудесного мальчика, которого накануне смерти видит чудесный сон о человеческом согласии. Образом Пети Ростова вводится еще один немаловажный мотив - милосердие. Это чувство к побежденному врагу еще одна черта русского народа.
Своим романом “Война и мир” Лев Толстой утверждает решающую роль народных масс в истории. Так исход Шенграбенского сражения решил не Багратион, а батарея капитана Тушина, Личное мужество Тимохина. Бородинское сражение было решающим в войне тысяча восемьсот двенадцатого года. Оно стало кульминацией не только романа Льва Толстого, но и всей войны. Это событие вдохновило молодого поэта на написание бессмертного произведения. Поручик Лермонтов не был участником Бородинского сражения. Но его понимание истории, воображение ума и сердца дали ему возможность заговорить в стихотворении “Бородино” устами старого русского воина. Лермонтов сумел предельно достоверно воссоздать одну из драматичных страниц прошлого России. Он сам был русским воином, сам познал, что такое “бой удалый”, что такое свист клинка и жужжание пули рядом с собственной головой. Поэт, написавший “Бородино”, стал участником той битвы. Оттого и мы, читатели, оказываемся на поле сражения.
Будь иначе, “Бородино” Лермонтова осталось бы для нас всего лишь стихами, рифмованным повествованием. Но ведь тем и поражает оно сегодня, что читая стихотворение, мы видим и слышим эту страшную битву, в которой решалась судьба России и всей Европы.
Мы оглушены орудийной канонадой, мы задыхаемся в дыму, мы ослеплены вспышками огня и алыми потоками крови, становясь очевидцами и участниками сражения:
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блистал,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролететь мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Солдаты проявили истинный героизм, до конца выполнив свой долг, ужаснув Наполеона. Он впервые столкнулся с такой духовной стойкостью и непоколебимостью. “Чудесный, бесподобный народ!” - это слова полководца и прекрасного русского человека Кузнецова, сумевшего во время жесточайшей битвы силой своего духа поддержать армии и выиграть сражение.
В двадцатом столетии еще раз произойдет историческое событие, когда русский солдат защищая судьбу не только своей страны, но и всего мира. Он спасал нас, сегодняшних, от коричневой свастики - фашизма.
Образ поколения, которое своими жизнями написало героическую страницу в истории России, оставили поэты Павел Коган и Михаил Кульчицкий, погибшие в годы Великой Отечественной войны:
Мы были всякими, любыми,
Не очень умными подчас.
Мы наших девушек любили,
Ревнуя, мучась, горячась…
Мы - мечтатели. Про глаза-озера
Неповторимые мальчишеские бредни.
Мы последние с тобою фантазеры
До тоски, до берега, до смерти.
Девятнадцатилетними ушли на фронт Василь Быков, Владимир Богомолов, Алесь Адамович, Анатолий Ананьев, Виктор Астафьев, Григорий Бакланов, Юрий Бондарев. То, о чем они рассказали в своих произведениях, было общим для их поколения-героев, которые навсегда останутся молодыми. Что им выпало на их долю? Война. Повесть “Навеки девятнадцатилетние” - это рассказ о молодых лейтенантах на войне. Им приходилось отвечать и за себя, и за других без каких-либо скидок на возраст. Попавшие на фронт прямо со школьной скамьи, они, как хорошо сказал однажды Александр Твардовский, “выше лейтенантов не поднимались и дальше командиров полка не ходили” и “видели пот и кровь войны на своей гимнастерке”. Ведь это они, девятнадцатилетние взводные, первыми поднимались в атаку, воодушевляя солдат, подменяли убитых пулеметчиков, организовывали круговую оборону.
А самое главное - несли груз ответственности: за исход боя, за составление взвода, за жизнь вверенных людей, многие из которых годились по возрасту в отцы. Лейтенанты решали, кого послать в опасную разведку, кого оставить прикрывать отход, как выполнять задачу, потеряв по возможности меньше бойцов.
Хорошо сказано об этом чувстве лейтенантской ответственности в повести Бакланова: “Все они вместе и по отдельности каждый отвечали и за страну, и за войну, и за все, что есть на свете и после них будет. Но за то, чтобы привести батарею к сроку, отвечал он один”.
Вот такого храброго верного чувству гражданского долга и офицерской чести лейтенанта, совсем еще юношу, и представил нам писатель в образе Владимира Третьякова. Герой Бакланова становится обобщенным образом целого поколения. Вот почему в заголовке повести стоит множественное число - девятнадцатилетние.
А было ли в военной жизни место любви, милосердию? Да, была и любовь, быстрая, короткая, с горечью разлуки, как в повести “Звездопад” у писателя-фронтовика Виктора Астафьева. Такая, как у солдата Миши: “О своей любви мне рассказывать не стыдно. Не потому, что любовь моя была какой-то уж чересчур особенной. Она была обыкновенная, такая, какой ни у кого и никогда не было, да и не будет”.
Философски осмысляя прошедшее, главный герой признается в своей любви к Родине, которая сродни той любви к девушке: “Я люблю родную страну свою, хоть и не умею сказать об этом, как не умел когда-то и девушке своей сказать о любви”.
У другого писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева в повести “Сашка” мы встречаемся с еще одним молодым солдатом. Тяжелые будни войны не ожесточили душу, не обесцветили характер Сашки. Он вызывает симпатию, уважение к себе своей добротой, участливостью, гуманностью. Это те самые черты характера, которые всегда были присущи русскому народу: “И тут понял Сашка, какая у него сейчас страшная власть над немцем… Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. Захочет - доведет до штаба живым, захочет - хлопнет по дороге! Сашке как-то даже не по себе стало… Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться”.
Но лучшим рассказом о той поре, о судьбе русского солдата я считаю произведение Михаила Шолохова, Лауреата Нобелевской премии, - “Судьба человека”.
Из самых глубин народного горя появился полный скорби, сострадания и неиссякаемой веры в силу и нежность людской души этот рассказ.
Судьба простого русского солдата Андрея Соколова - одна из страшных человеческих жизней, искалеченных войной. Все у него было до войны: любимая жена, дети, своя хата, свой кусок хлеба, заработанный честным трудом. И все это умертвила, развеяла по ветру война.
Андрей Соколов говорит: “Мне там пришлось, браток, хлебнуть горюшка по ноздри и выше”. Но самое ужасное, что ему довелось испытать, - это бесконечные унижения, издевательства, голод и побои в фашистском плену.
При этом Соколов умудрился сохранить активность позиции. Он пытается бежать, но неудачно, расправляется с трусом, предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира. Чувство собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка раскрылись в нравственном поединке Соколова с Мюллером. Измученный, истощенный, обессиленный узник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик коменданта концлагеря. Андрею все же удается бежать, он снова становится солдатом. Но беды не оставляют его: разрушен родной дом, от фашистской бомбы погибли жена и дочь. Одним словом, живет теперь Соколов - надеждой на встречу с сыном. И встреча эта состоялась. Стоит герой у могилы сына, погибшего в последние дни войны. Казалось бы, все кончено. Однако несчастья одно за другим не смогли сломить и убить в нем живую душу.
Выстоял, все вынес русский солдат Соколов. Казалось бы, должна была зачерстветь и ожесточиться измученная его душа. “Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: “За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?” Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке”, - рассказывает солдат.
Соколов после войны встретил на дороге мальчишку и назвался его отцом. Отогрел бывший солдат сироту, появились смысл и воля к жизни, побеждено горе. И его сердце ожило. Теперь сына надо поставить на ноги. "И хотелось бы думать, - пишет Шолохов, - что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина".
Все страницы истории нашей страны писал и пишет русский народ. В мирное время каждый живет своими заботами, но случается беда с Родиной, и люди объединяются, как это было в 1185, в 1812, в 1941 годах.