19
Статья
По дисциплине: Управление корпоративной культурой
На тему:
Всемирное значение иллюзий (к основам иллюзиологии)
г. Москва - 2009 г.
Когда две одинаковые по длине линии, оканчивающиеся сходящимися и расходящимися клиньями, видятся как разные -- это иллюзия, обман зрения. Про нее писали Миллер и Лайер в 1889 г. [1]. Если при движении в автомобиле или самолете человек видит, что земля (пространство) движется на него, кренится и т.д., -- это тоже заблуждение, обман, иллюзия восприятия. Наблюдателю кажется, что перемещается не транспортное средство, а неподвижная поверхность. Если люди поверят руководителю своего государства, что каждая семья через 15-20 лет будет жить в отдельной квартире, -- это тоже иллюзия, но уже мышления.
Иллюзия -- видимость, мнимое, обманчивость, обман чувств, надежд и пр. [2], «принятие кажущегося за действительное» [3] или психический процесс неправильного (ошибочного), неадекватного, искаженного отражения человеком внешних и внутренних условий жизни [4].
Иллюзии возникают лишь при наличии объективно существующего предмета; явления, галлюцинации -- без него, но обладают его признаками [5].
Иллюзии -- это ошибки психического отражения на разных его уровнях (ощущения, восприятия, представления, мышления, памяти), которые зачастую вводят человека в заблуждение и вынуждают его действовать неверно. Однако ошибки в действиях возможны и очень часто возникают при нормальной, правильной, эффективной внутренней психической деятельности человека.
Так, сбои могут осуществляться, например, в двигательной и других системах человека. Иллюзии имеют двоякое происхождение: либо самостоятельно возникают у людей в процессе их жизнедеятельности, либо их вызывают другие люди. Иллюзии как неправильное (ложное) представление о мире и его составляющих зачастую приводят людей к ошибочным действиям, однако часто люди вполне благополучно живут с имеющимися у них иллюзиями.
Существуют иллюзии, которые могут вводить в заблуждение людей при возникновении определенных условий. В XX в. в нашей стране СМИ часто использовали власть в качестве рупора «руководящей партии и правительства» и люди верили, что они ограждены государством от ложной информации. Рекламодатели часто играют на таком доверии. В рекламных роликах звучат названия авторитетных государственных органов. Частный бизнес старается скрываться за государственными или муниципальными структурами, зная, что люди им верят.
Огромная и практически неизученная область -- самообман: люди сами у себя вызывают те или иные иллюзии, дорожат ими и отстаивают право на них даже с риском для жизни. Люди также всегда являлись источниками иллюзий для других. Причем это происходило тогда, когда одни обманывали, а вторые верили им. Это делали, делают и будут делать представители различных групп, организаций, фирм, корпораций, холдингов, конфессий, представительств, союзов, партий, комитетов, правительств и т.д.
Открыто, не таясь, вызывали иллюзии (т.е. обманывали людей) фокусники, иллюзионисты. Это очень древний и закрытый для посторонних глаз промысел [6].
Иллюзии -- явление весьма древнее, но в то же время очень современное.
Так, еще Клавдий Птолемей во II в. в «Оптике» писал, что если круг с окрашенным сектором привести во вращение, то он весь нам покажется окрашенным. Очевидно, еще древним было известно, что движущийся с некоторой скоростью по кругу огонь превращается для нас в сплошное огненное кольцо [7].
Вообще разговор о зрительных иллюзиях поистине неисчерпаем -- их тысячи. Часть из них была разработана с той или иной целью, о некоторых люди узнали случайно [8]. Между тем «если обратиться к другим наукам, то можно видеть, что зоология, минералогия, ботаника, этимология, химия и другие науки стали настоящими науками только тогда, когда ученые описали объект исследования этих наук. Были собраны все животные, камни, растения, бабочки, химические элементы и т.д. Если удавалось найти новый тип или вид животного / бабочки / камня, то его, прежде всего, соотносили с уже собранным, описанным и классифицированным, и только тогда можно было делать вывод о результатах данного исследования» [4].
Возможна ли такая ситуация в психологии? Пока, увы, нет. Чтобы этого достичь, необходимо в русле современной психологии повсеместно осуществлять более углубленную разработку направления, которое можно обозначить как неофеноменология или содержательная психология. Нужна фундаментальная разработка такого направления, его методологических, методических, организационно-технических основ.
Проведение практических работ позволит содержательной психологии собрать свои «камни», «бабочек», «растения» и т.д. и таким образом реконструировать психику, для того чтобы научиться более эффективно управлять ею. При этом в рамках неофеноменологии должны быть описаны все психологические феномены (образы, модели, свойства, качества и т.д.), определены закономерности их возникновения и существования, их место, роль и удельный вес в деятельности человека, в психических процессах (ощущении, восприятии, мышлении, памяти, внимании) и влияние их на эту деятельность и процессы.
Современная психология нуждается в системе получения знаний о человеке, его особенностях, а это возможно лишь при наличии разработанной теории вопроса и материалов, характеризующих реальные образы, способы, концептуальные модели у людей в различных видах деятельности, условиях, и в том числе при возникновении иллюзий в человеческой деятельности.
Зачастую в процессе научных дискуссий говорят о проблемах сознания (сознательное / бессознательное), памяти, восприятия, мышления, выбора принципа индикации и т.д., не привлекая данные о том, что человек может сознавать и что сознает на самом деле, что может запомнить и что реально запоминает. Это похоже на обсуждение вопроса о протекании химических процессов без учета свойств тех веществ, которые в них участвуют.
Даже такой краткий (можно сказать пунктирный) анализ показал, что иллюзии присущи всем видам человеческой деятельности, всем познавательным процессам. Эта до сих пор не исследованная область очень важна, поскольку приносит людям очень много неприятностей и невосполнимых экономических потерь.
Кстати, все обучение в мире построено на освоении «правильных» знаний, умений и навыков, но практически нигде не учат, что такое ошибки, как их преодолевать и предупреждать.
Люди вынуждены использовать метод проб и ошибок. Учить людей безошибочной деятельности можно и нужно, причем с раннего возраста и в отношении всех научных дисциплин.
Люди ошибались и продолжают ошибаться до тех пор, пока не будет построена и внедрена система предупреждения иллюзий, включающая проектировочное, информационное, методическое, техническое, организационное, компьютерное или, например, юридическое обеспечение. В этой системе все указанные составляющие в настоящее время проработаны в различной мере, однако о ее завершенности говорить рано, т.к. предстоит выполнить большой объем работ -- от исследовательских до организационных.
Для этого стоит выделить работников и средства.
Таким образом, социальной иллюзиологии еще предстоит провести «инвентаризацию» всего «обманного» материала. В данной статье автор не ставит перед собой такую цель (это дело будущего), а лишь очерчивает границы нового научного направления, формулирует и частично развивает его обязательные атрибуты, начинает строить классификацию отраслей человеческой деятельности, в которых предстоит описать иллюзии, их функции, и указывает на возможную теорию, объясняющую происхождение иллюзий и направляющую поиск причинно-следственных отношений, в которых иллюзии возникают.
Автор опишет несколько иллюзий в выявленных отраслях, чтобы у исследователей появился некий базис для дальнейшей научной деятельности.
КЛАССИФИКАЦИИ ИЛЛЮЗИЙ
К основаниям классификации следует отнести области человеческой деятельности, где они возникают, их роль (положительную или отрицательную), которую они играют в жизнедеятельности людей, функции иллюзий, время и этапы их существования и т.д. Так, по первому основанию иллюзии можно разделить на общечеловеческие, национальные, политические, властные, экономические, социальные, военные, научные, биологические, педагогические, юридические, психологические, философские, математические, физические, генетические, медицинские, астрономические, лингвистические, географические, ботанические и т.д. (всего более 500 наук по классификации ВАК), связанные с религиями, культурой (литературой, кино, телевидением и другими СМИ, театром, оперой, опереттой, цирком, шоу-бизнесом и т.д.), культурой человеческого труда, корпоративной культурой, спортом, моралью, нравственностью, техникой, производством, промышленностью, сельским хозяйством, добычей и реализацией полезных ископаемых, транспортом (авиационным, железнодорожным, автомобильным, морским, речным, электротранспортом -- трамваями и троллейбусами), бизнесом, торговлей, рынками и многими другими видами человеческой деятельности. Классификация по указанному основанию еще раз подтверждает, что иллюзии являются «принадлежностью» всех аспектов, сторон, звеньев, составляющих человеческой деятельности. Получается, что человеческая жизнь -- это постоянное использование иллюзий, т.е. неправильного отражения реальностей жизни во всех ее внешних проявлениях и внутренних механизмах и закономерностях. Иллюзии именно из-за своего несоответствия реальности позволяют человеку отстроиться (а иногда просто отгородиться) от сложности и противоречивости быстро меняющегося мира. В таком случае они являются частью механизмов психологической защиты, которые позволяют человеку все же испытывать такие чувства, как защищенность, удовлетворенность, радость и т.д.
Если подсчитать, то таких механизмов насчитывается более 60.
Примерами положительного влияния иллюзий на жизнедеятельность людей являются, например, выигрыш национальной футбольной команды, жизнеутверждающие передачи на телевидении, комедии в кино, театре, выступление цирковых артистов, сообщения правительственных источников о повышении пенсий (даже небольшом) и т.п.
Примеров отрицательного влияния иллюзий тоже огромное количество: экологические, техногенные, экономические, финансовые, военные, авиационные, космические, железнодорожные, автомобильные, морские и другие катастрофы, криминал, преступления, убийства и т.д.
ФУНКЦИИ ИЛЛЮЗИЙ
Мы уже отмечали защитную функцию иллюзий. Существуют также и другие.
_ Созидательная. Если ложь приносит благо ее источнику и потребителю, она осуществляет конструктивную функцию, а если только одной ее стороне, то ее можно назвать деструктивной [9].
_ Функция управления людьми и в том числе подавления людей и народов.
_ Побудительная. Многие «ориентиры», которые используют для повышения активности масс, по своей сути являются недостижимыми, например коммунизм, демократия и т.д.
_ Информационно-замещающая. Направлена на одурманивание людей, замещение правильных знаний неправильными.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ИЛЛЮЗИЙ
Чтобы охарактеризовать иллюзии, необходимо обратить внимание на такие характеристики, как частота, продолжительность, механизмы функционирования, последствия иллюзий. Так, например, время жизни иллюзий может составлять от секунд до десятилетий и даже сотен лет.
Они возникают, передаются, используются, отвергаются, опять возникают и т.д. Если перефразировать слова А.С. Пушкина, то можно сказать так: иллюзиям все возрасты покорны. Вообще думается, что можно говорить даже о вечных иллюзиях человека и человечества.
ПОСЛЕДСТВИЯ ИЛЛЮЗИЙ
Из-за большого количества иллюзий последствия можно разделить на множество категорий, однако ограничимся следующими:
1) нерешенные вопросы, испорченные отношения с людьми, мелкие восполнимые потери, возникающие из-за ошибочных представлений о людях, особенностях окружающего мира в процессе общения и взаимодействия с людьми;
2) срывы в деятельности и ошибки, приводящие к экономическим и техническим потерям;
3) человеческие жертвы, невосполнимые экономические потери.
СТРУКТУРА ИЛЛЮЗИЙ
Структура иллюзий различна: от простой до многослойной. Последняя часто возникает, когда создается комплексная ложь. Например, прошли какие-либо выборы. Проигравшие могут на заседании правительства поднять вопрос о доверии к избиркому. С такой претензией часть членов законодательного собрания демонстративно покидают зал заседаний. В это время ведущие газеты прямо обращаются к главе государства с обвинениями в пособничестве выигравшим. Так в чем же здесь ложь? У кого должна сложиться иллюзия и какая? Конечно, у народа -- иллюзия активной позиции тех, кому налогоплательщик отдает деньги. В данной ситуации нарушено одно простое правило: если кого-то обвиняешь -- предоставь доказательства (номера избирательных участков и перечень нарушений на них). Стоит подключить к этому правоохранительные органы, а не заниматься самоуправством и скандалить. Нужно обычное следствие, сбор доказательной базы и передача дела в суд.
Необходимо выделить большую группу профессиональных иллюзий и среди них иллюзии полета. Именно исследования психологических особенностей пространственного ориентирования летного состава гражданской авиации [10] позволили установить, что у них в зависимости от метеоусловий, времени суток и года, этапов полета и еще около 100 факторов может возникать более 150 иллюзий пространственного положения и движения. Это помогло сформулировать и разработать в рамках авиационной психологии новое научное направление -- авиационную иллюзиологию / делиалогию (от греческого delia -- иллюзия, logos -- учение) -- учение об иллюзиях полета [11]. Учитывая указанный выше невероятный по своим размерам потенциальный объем возможных описаний иллюзий, которые могут возникать и наверняка возникают практически во всех аспектах жизни человека, можно сказать, что поднятая проблема выходит далеко за рамки любой частной науки и требует создания нового направления (как минимум в теории познания, а как максимум новой науки -- иллюзиологии). Причем речь не идет о проекте «нью-васюковского» типа, т.к. реальные потери человечества от возникающих у него иллюзий в настоящее время даже невозможно подсчитать. Несмотря на то что иллюзии достаточно часто являются скрытыми причинами многочисленных нарушений человеческой деятельности, нередко завершающихся не только авариями с экономическими потерями, но и различными катастрофическими последствиями с человеческими жертвами, на этот феномен (явление) очень редко обращают внимание (за исключением некоторых исследователей [9, 10]). Нет таких работ, в которых бы была разработана система предотвращения различных иллюзий. Встречающиеся в разных видах человеческой деятельности иллюзии представлены в литературе как частные и не совсем взаимосвязанные явления. Между тем иллюзии объединяют их общие свойства, заключающиеся в том, что они представляют собой аномальные явления сознания, возникающие тогда, когда различные психические процессы выходят за рамки ограничений, диапазонов, правил, в которых они работают эффективно. Человек надежно и продуктивно осуществляет свою жизнедеятельность только в рамках определенных органических, физиологических, психологических, информационных, эргономических, гигиенических, педагогических, социальных, экономических, юридических и многих других ограничений (диапазонов), правил, выход за рамки которых сопровождается ошибками представлений (концептуальных моделей) и действий. В этом и есть суть теории ограничений, диапазонов и правил, развиваемой в данном исследовании. Если необходимо выявить причинно-следственные отношения, в которых возникают иллюзии, и их возможные механизмы, стоит прежде всего выявить, за какие ограничения вышли те или иные психические познавательные процессы (внимание, восприятие, мышление и т.д.), участвующие в процессах переработки информации и принятия решений. Ограничения в деятельности людей начинаются с планеты, на которой они живут. Земля имеет определенные характеристики (размер, строение, атмосферу) и может существовать только при определенных условиях (диапазонах). Человек делит Землю на континенты, государства, города, поселки, дома, квартиры и т.д. Все это подчиняется определенным закономерностям (правилам). Кто-то подсчитал, что в человеке более 76 трлн. клеток. Ограничения тела, типология этих ограничений (диапазонов) составляет предмет антропометрии, результаты измерений которой нашли свое отражение в создаваемой мебели, рабочих местах и транспортных кабинах и салонах, одежде, обуви и т.д. Особенности жизнедеятельности людей ограничены различными негативными воздействиями на них, в результате возникли санитарные нормы и правила. Вообще правил огромное количество: от писаных (нормативные акты, кодексы, законы, конституция) до неписаных (огромное количество правил о поведении в быстро меняющейся жизни, правил, которые хранятся в памяти, но практически не осознаются, как, например, грамматические правила родного языка). Все эти ограничения каким-либо образом влияют на жизнедеятельность людей, причем зачастую негативно, и поэтому необходимо в дальнейшем развивать предлагаемую теорию ограничений, диапазонов и правил. Менее всего изучены ограничения, диапазоны и правила, относящиеся к психическим процессам и зачастую приводящие к ошибкам представления, восприятия, мышления и т.д. Целесообразно рассмотреть некоторые иллюзии, которые возникают в тех или иных составляющих предложенной выше классификации. Примеров негативных иллюзий огромное количество. Одними из наиболее гибельных по своим последствиям являются известные «гуманистические» принципы организации и построения человеческого общества «свобода, равенство и братство», которые не раз провозглашали как наиболее правильные и прогрессивные принципы. Между тем даже ближайшая история показала, что «под знаменем» реализации этих принципов были уничтожены миллионы (а может, сотни миллионов) людей во Франции, Советском Союзе, Китае, Вьетнаме, Камбодже и др. странах. Между тем если говорить о свободе, то ни один человек, живущий в человеческом обществе, никогда не бывает свободным от других людей. Один из основных признаков человеческой деятельности -- это ее общественный характер, выражающийся формулой «все работают на всех». Все пьют воду, которую добывают, преобразовывают в состояние, возможное для употребления, и доставляют потребителям конкретные люди, члены общества, которых другие обеспечивают электроэнергией, газом, продуктами питания, оказывают им транспортные и другие услуги и т.п. Все люди состоят в различных национальных, религиозных, экономических, производственных, половых, родственных и других взаимосвязях. Тот, кто верит в свободу, по сути находится в очень тяжелом иллюзорном состоянии и может действовать неадекватно. Хотя отрицать то, что люди могут самостоятельно принимать решения, жить и действовать в определенных пространствах, границах, рамках, нельзя. Сложности начинаются тогда, когда кому-то необходима свобода, выходящая за известные рамки. Например, деньги дают определенную степень свободы, однако при этом другие рамки и границы (например, безопасности) сужаются. Таким образом, ограничения, особенно социально-экономические, влияют друг на друга. Как мы видим, здесь вовсю действуют закономерности, установленные в теории ограничений, диапазонов и правил (ТОДП). Можно ли говорить о равенстве возможностей для всех людей: молодых и старых, здоровых и больных, богатых и бедных, с разными задатками и способностями, из различной социальной среды, принадлежащих к разным политическим системам и т.д.? Это иллюзия, т.к. для всех существуют свои ограничения, правила поведения. Обидно, когда человек, всю жизнь трудившийся в поте лица, получает такую же пенсию, как и тот, который провел все это время в тюрьме. Особенно это видно в небольших поселках, деревнях, где все хорошо друг друга знают. Подобных примеров огромное количество. Если же во время политической пропаганды людям обещают установление равенства, то это иллюзия, причем очень вредная, провоцирующая социальный взрыв.
Поговорим об иллюзии братства. По-братски (среди ближайших кровных родственников, любящих, уважающих и заботящихся друг о друге) принято делиться всем (пропорционально количеству благ).
Однако во всей человеческой истории не было такого государственного устройства, при котором существовало бы справедливое распределение материальных ценностей между согражданами. Всегда (тайно или явно) существует небольшая группа людей (не больше 1- 5 тыс. человек), которая называет себя «командой», «кланом», «династией», «государством», «партией и правительством» и т.д., присваивающая большую часть государственных денег и дающая остальным миллионам сограждан обещания лучшей жизни. Принцип красиво декларируется, а в результате получается та же иллюзия. Решение перечисленных выше проблем существует. Однако оно требует разработки достойной и прозрачной системы помощи людям, настоящего контроля и всего того, что провозглашается легко, а реализуется с огромным трудом, т.к. противоречит интересам тех, кому живется лучше всех. Обществу и государству необходимо потрудиться и создать равные условия для реализации каждым человеком своих способностей. Не иллюзия ли это? Если да, то противостоять ей все же нужно. Например, вместо мифического равенства необходимо построить систему справедливой оплаты труда трудоспособного и социального обеспечения нетрудоспособного населения. Вместо пресловутого братства стоит развивать толерантность с привлечением имеющейся системы обучения, СМИ, телевидения, театра, кино, книг и т.д.
Мы поговорили об общечеловеческих иллюзиях, а теперь обратим внимание на национальные.
Если нет толерантности, то на его месте всегда возникают иллюзии национального превосходства. Признаками их возникновения являются, например, анекдоты (у русских о чукчах, у чукчей о русских и др.). Затем эти иллюзии перерастают в нацизм, расизм, антисемитизм, шовинизм и т.д. и завершаются геноцидом, газовыми камерами, концлагерями, локальными и мировыми войнами.
Рассмотрим политические иллюзии. Практически всегда за власть борются в целях «улучшения жизни народа». Так, под лозунгами «построения коммунизма в одной отдельно взятой стране» и «Даешь мировую революцию!» небольшая группа людей пыталась захватить власть навсегда как у нас в стране, так и во всем мире. Несогласных физически и духовно уничтожали.
Существуют также иллюзии властные. Как это часто бывает, существует две стороны.
1. Народная. Одна из распространенных иллюзий -- хороший руководитель (Ленин, Сталин, Брежнев и т.д.) и плохие помощники, которые обманывают его, создавая иллюзию того, что народ живет хорошо. Высшему руководителю нельзя (в целях безопасности) зайти в «потемкинские» деревни, в любой московский или петербуржский двор, увидеть там старушек и бомжей, поинтересоваться, как они живут. Он передвигается на личном автомобиле по центральным улицам и не видит городской изнанки.
2. Манипулирование людьми, массами. Речь пойдет о двух вождях: В.И. Ленине и Адольфе Гитлере. Одним из первых декретов (О земле) Ленин определил ход истории практически на большей части земли. Небольшая предыстория. В 1861 г.
Александр II своим указом освободил крестьян Российского государства от крепостного права, за что и поплатился жизнью. Только при этом земли остались в собственности царя, монастырей, помещиков, общин. Около крестьянских поселений выделили территории, которые крестьяне делили каждую весну по семьям. Земли давали только на мужчин. Участков, естественно, не хватало, и семьи с преимущественно женским составом не могли себя прокормить, разорялись и уходили в батраки или в город.
В.И. Ленин в Декрете о земле определил подушное владение территориями каждым крестьянином. В результате уже с 1917 г. она была поделена. Когда к середине 1918 г. белое движение наконец опомнилось и решило устранить тех, кто отобрал у них власть, и вернуть награбленное, оказалось, что им противостоят крестьяне, которые теперь защищают свои наделы и «родну советську власть», давшую ей эту землю, как многие думали, навсегда. Эта неграмотная, плохо организованная, слабо вооруженная, но ведомая в бой собственническими мотивами крестьянская масса выгнала со своей территории одну из опытнейших армий мира, прошедшую Первую мировую войну, возглавляемую кадровыми офицерами отменной выучки, вооруженную, обутую, одетую и накормленную Антантой. Однако время иллюзии «каждый россиянин -- собственник русской земли» закончилось в 1924 г., когда землю национализировали (т.е. отобрали), а в 1928 г. крестьян загнали в коллективные хозяйства (кстати, это была очередная иллюзия, просуществовавшая до 1992 г.). Знал ли заранее В.И. Ленин, что этот декрет спасет советскую власть, неизвестно.
Однако он одним росчерком пера сформировал у населения огромной страны иллюзию собственника земли, которая, кстати, с коммунистической идеологией никак не вязалась, и тем самым решил исход гражданской войны в России. К 1930-м гг. достаточно развитый Левый фронт в Германии накопил немалый опыт борьбы «за рабочее дело», когда пришел А. Гитлер. При нем страна начала выходить из кризиса, т.к. государство милитаризуется, за счет чего создаются необходимые рабочие места и т.д. При просмотре старой кинохроники обнаруживается весьма странный момент: невиданное ни ранее, ни позже фанатичное поклонение людей руководителю своего государства. Взрослые и дети тянут руки к любимому вождю. В СССР ждали, что Левый фронт будет оказывать влияние на политику немецкого государства: «рабочие и крестьяне» не позволят напасть на первую страну Советов. Однако они активно участвовали в захватнической войне, которую вела Германия, а Левый фронт перестал подавать признаки жизни. Чем Гитлер смог объединить такую технически и организационно передовую, интеллектуальную, работящую и аккуратную нацию? Что же это была за национальная идея? Она неоднократно и в разных вариантах прозвучала в книге «Моя борьба»: «Каждый немец и рожден, и будет господином над людьми других национальностей, которые будут у него в услужении в качестве рабов, когда он завоюет с оружием в руках колонии для великого Рейха и поместья в них для себя». Обманное представление, иллюзия полностью изменила сознание целой нации. Есть так называемая иллюзия современности. У нас в стране со времен Петра I получило распространение реформаторство. Практически каждый новый руководитель государства обязательно проводил реформы в различных областях народного хозяйства. В советское время было принято планировать его развитие. Для таких проектов выделяли средства, причем огромные. В новой истории нечто похожее существует под названием «национальные проекты». Планы и нацпроекты никогда не завершались всенародным обсуждением с указанием затраченных средств, полученных и упущенных выгод, не отмечались пофамильно исполнители, их вклад в прогресс / регресс. Налицо создание у людей иллюзии размеренного движения вперед. В результате, например, осуществляющийся национальный проект «Доступное жилье» совпал с более чем пятикратным увеличением цен на недвижимость, которая стала вообще недоступной для обычного человека.
Отметим научные иллюзии. Их огромное количество, и они требуют тщательного изучения.
Возьмем, например, педагогические иллюзии.
К ним с полным основанием относится современная структура обучения в средних и высших учебных заведениях. Выпускнику дают диплом на право трудиться по определенной профессии. Однако конкретной профессии практически никогда на учат, поскольку соответствующих описаний, называющихся в психологии труда профессиограммами, просто нет. Сделать их для десятков тысяч существующих профессий очень сложно, но вполне можно, однако психологию, как и многие гуманитарные науки, уже давно финансируют по остаточному принципу, а зачастую вообще не развивают. Если нет модели профессии, неизвестны знания, навыки и умения (компетенции), которыми должны располагать молодые специалисты, то обучение является, по выражению А.А. Вербицкого [12], мозаичным. Cтудентам дают разнообразные знания в расчете, что уже на службе они самостоятельно их упорядочат в сложную систему знаний и умений для выполнения своих обязанностей, получат при необходимости новые навыки и т.п. Получается, что учат в вузе самостоятельной адаптации к профессии. Многие меняют квалификацию (потратив впустую деньги и время), а некоторые из-за своей неграмотности заменяют знания иллюзиями, что способствует увеличению срывов в деятельности, приводит к авариям и катастрофам. Однако иллюзия подготовки молодых специалистов процветает во всем мире. В настоящее время интенсивно разрабатывается проблема управления корпоративной культурой, которая уже традиционно понимается как совокупность моделей поведения, приобретенных организацией в процессе адаптации к внешней среде и к внутренней интеграции, показавших свою эффективность и разделяемых большинством сотрудников организации. В зависимости от характера влияния на общий результат деятельности компании культура может быть позитивной и негативной. По отраслям выделяют культуру торговли, административную, инвестиционную и др. культуры [13]. Положительным моментом этих исследований является то, что сферу производства стали рассматривать не только с экономических, юридических и других позиций, но и с учетом психологических, социально-психологических, этических и прочих особенностей людей, работающих в этой сфере. В этой сложной сфере деятельности людей иллюзии занимают важное место и оказывают отрицательное влияние на деятельность отдельных лиц, групп и коллективов, снижая тем самым уровень указанных видов культуры. Статистические исследования еще впереди, как и разработка психологических и психофизиологических моделей носителей корпоративных культур, но уже сейчас можно предостеречь людей, занимающихся разработкой данной ветви исследований, от иллюзии ее достаточной разработанности. Действительно, теоретическая разработка многих вопросов проведена, предложены классификации, концепции, есть многочисленные результаты аналитической работы исследователей, однако там, где дело касается психики и деятельности людей, необходимы совместные комплексные экономические, юридические и психологические исследования. Да и вообще любая наука -- это отрасль народного хозяйства, задачей которой является добыча новых знаний для совершенствования практики. О том, что иллюзий предостаточно и в области корпоративных культур, свидетельствует, например, ситуация, сложившаяся в риэлтерском бизнесе: в красочных рекламных буклетах сообщают о высокой корпоративной культуре работы на рынке недвижимости ведущих агентств. В то же время текучесть кадров в этой области доходит до 90%. Постоянно новые сотрудники не могут обеспечить необходимый уровень культуры обслуживания населения и корпоративной культуры предприятия. Подведем итоги. Иллюзии имеют всемирное значение, и необходимо разрабатывать эту область знаний, принимая определенные меры. Если речь идет о научных иллюзиях, то нужно: _ вести дальнейшую разработку методологических, методических, технических, юридических, экономических и других аспектов социальной иллюзиологии и ее профессиональных направлений; _ обобщать результаты исследований, обсуждать актуальные вопросы на научных форумах, публиковать тематические работы; _ разработать и внедрить методы обучения преодолению иллюзий и профилактики их возникновения.
Для практических иллюзий необходимо предпринять следующие шаги: _ создать при Академии наук России научный центр по исследованию иллюзий в различных областях народного хозяйства и на этой базе разработать Всероссийский каталог иллюзий; организовать обучение специалистов-иллюзиологов при вузах; _ввести иллюзиологию как обязательную дисциплину во всех учебных заведениях страны, предварительно разработав методическую базу (учебники, пособия, компьютерные обучающие программы и т.д.).
Подобная работа сложна и потребует много времени, но ее нужно начать, чтобы охрана безопасности народного хозяйства в нашей стране превратилась из декларации в действенный инструмент рационального управления жизнью людей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рок И. Введение в зрительное восприятие. Книга 2 / Под ред. Б.М. Величковского, В.П. Зинченко. -- М.: Педагогика, 1980.
2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. -- М.: Русский язык, 1989.
3. Лопатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся / Под ред. Ф.П. Филина. -- М.: Просвещение, 1981.
4. Коваленко П.А. Пространственная ориентировка пилотов. Психологические особенности. -- М.: Транспорт, 1989.
5. Рыбальский М.И. Иллюзии и галлюцинации. -- Баку: Маариф, 1983.
6. Кио Э.Ф. Фокусы и фокусники. -- М.: Искусство, 1958.
7. Артамонов И.Д. Иллюзии зрения. -- М.: Наука, 1969.
8. Грегг Дж. Опыты со зрением в школе и дома / Пер. с англ. А.И. Когана. -- М.: Мир, 1970.
9. Юнацкевич П.И., Кулганов В.А. Психология обмана. Учебное пособие для честного человека. -- СПб.: Атон, 1999.
10. Коваленко П.А., Пономаренко В.А., Чунтул А.В. Учение об иллюзиях полета: Основы авиационной делиалогии. -- М., 2007.
11. Коваленко П.А. Методические основы авиационной делиалогии // Материалы ХХI Гагаринских научных чтений по авиации и космонавтике. --М., 1991.
12. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. -- М.: Исследовательский центр проблемы качества подготовки специалистов, 1999. -- 75 с.
13. Спивак В.А. Организационное поведение. -- М.: Эксмо, 2007. -- 640 с.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Брачный договор как способ регулирования имущественных отношений супругов |
Курсовая работа | Роль налогов в формировании доходов бюджета РФ |
Курсовая работа | Рынок ценных бумаг |
Курсовая работа | Охрана труда |
Курсовая работа | Развитие ипотечного кредитования в России |
Курсовая работа | Происхождение, сущность, функции денег |
Курсовая работа | Характеристика качеств личности руководителя |
Курсовая работа | Номенклатура дел виды, роль и значение |
Курсовая работа | Кавказская война 1817-1864 годов |
Курсовая работа | Особливості роботи соціального педагога в закладах пенітенціарної системи |
Курсовая работа | Наружная реклама |
Курсовая работа | Использование бухгалтерской отчетности для анализа финансового состояния предприятия |
Курсовая работа | Технико-экономический анализ деятельности автотранспортного предприятия |
Курсовая работа | Проектирование одноступенчатого цилиндрического редуктора |
Курсовая работа | Расчет тяговых характеристик тепловозов с электрической передачей и электровозов |