Кислотно-основное состояние крови спортсменов, как фактор, отражающий величину лактатного порога
В спортивной практике одним из важнейших показателей спортивной работоспособности является величина порога анаэробного обмена (ПАНО), характеризующего момент перехода энергетического метаболизма в мышечной ткани на преимущественно гликолитический [1]. Однако данные многочисленных исследований [2-4] свидетельствуют о существовании значительных противоречий в самой концепции анаэробного порога. Сложившаяся ситуация привела к отказу большинства исследователей от таких методов определения величины ПАНО, как определение анаэробного порога по вентиляции, по газообмену, по концентрации лактата в венозной и капиллярной крови [5]. Кроме того, подвергается сомнению справедливость существования самой гипотезы анаэробного порога [5].
Целью нашей работы являлся поиск экспериментальной методики, способной адекватно отразить тот момент физической работы, при котором начинает преобладать гликолитический путь ресинтеза АТФ. По-видимому, единственным правильным способом оценки уровня вклада гликолиза в процесс энергообеспечения является комплексный анализ водородного показателя (рН) и парциального давления углекислого газа (рСО2) в крови спортсменов на нагрузке непосредственно сразу после забора крови. Эти два показателя являются определяющими факторами, от которых зависит активность ферментов метаболизма глюкозы, поскольку известно, что при закислении жидкостных систем организма (рН крови ниже 7,35) наступает инактивация ферментов аэробного расщепления пировиноградной кислоты, что сопровождается быстрым накоплением лактата в крови [6, 7].
МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА
Для определения ПАНО производили отбор капиллярной крови спортсменов на разных этапах ступенчато-повышающейся нагрузки, созданной с помощью скоростного тредбана. Чтобы исключить влияние на образцы углекислого газа атмосферы время между взятием пробы и началом анализа не должно превышать 10 сек, общее время анализа не более 2 мин. рН и рСО2 крови и концентрацию лактата определяли с помощью автоматического анализатора Roche Omni S 6.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты определений удобно представлять в графической форме (рис. 1 и 2).
По оси Х откладывается значение рСО2, по оси Y значение водородного показателя крови. В норме (до нагрузки) эти значения равны: рСО2=40±5 mmHg, рН=7.375±0.25 (рис. 1, сектор N, показатели обозначены точкой).
Рис. 1. Кислотно-основные показатели крови спортсменов при аэробном обеспечении организма энергией. Здесь и на рис. 2. Н+- концентрация ионов водорода, нмоль/л; рСО2 - парциальное давление углекислого газа, кПа (верхняя шкала)и мм Рт. ст. (нижняя шкала)
А - метаболический ацидоз;
В - смешанный метаболический и респираторный ацидоз;
С - острый респираторный ацидоз; D - смешанный острый и хронический респираторный ацидоз; E - хронический респираторный ацидоз; F - смешанный метаболический алкалоз и респираторный ацидоз; G - метаболический алкалоз; H - смешанный респираторный и метаболический алкалоз; I - острый респираторный алкалоз; J - смешанный острый и хронический респираторный алкалоз; K - хронический респираторный алкалоз; L - смешанный метаболический ацидоз и респираторный алкалоз; N - норма.
Рис. 2. Кислотно-основные показатели крови спортсменов при пороге анаэробного обмена (ПАНО)
При совершении работы и переходе метаболизма на обеспечение преимущественно за счет гликолитического пути ресинтеза АТФ рН падает ниже 7.35, что сопровождается некоторым снижением уровня рСО2. и переходом организма в состояние метаболического ацидоза (сектор А на диаграммах) или в состояние смешанного метаболического и респираторного ацидоза (сектор В на диаграммах). Момент перехода в состояние ацидоза (рис. 2) является определяющим фактором и соответствует концентрации лактата 4 ммоль/л у начинающих спортсменов и 5,5-6 ммоль/л у спортсменов экстра-класса, что кореллирует с результатами, полученными другими авторами, анализирующими отношение содержания лактата к пульсовой реакции организма на нагрузку [1].
Список литературы
1. Davis J.A. Anaerobic Threshold // Medicine and Science in Sports and Exercise. - 1985. 17, № 1. P. 6-18.
2. Connett R.J., Gaueski T.E., Honig C.H. Lactate accumulation in fully aerobic, working dog gracilis muscle // Am. J. Physiol. 1984. 246, P. 120-128
3. Donovan C.M., Brooks G.A. Endurance training affect lactate clearance, not lactate production // Am. J. Physiol. 1983. 244, P. 83-92
4. Vogel J.A., Gleser M.A. Effect on carbon monoxide transport during exercise // J. Appl. Physiol. 1972. 32, P. 243-239.
5. Brooks G.A. Response to Davis manuscript // Medicine and Science in Sports and Exercise. - 1985. 17, № 1.
P. 19-21.
6. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. - М.: Медицина, 1998.
7. Физиология человека / Под ред. Косицкого Г.И. - М.: Медицина, 1985.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |