Точка зрения на автотранспортную экологию
В статье представлена картина загрязнения атмосферы российских городов выбросами автомобилей, причины экологического кризиса в России и пути выхода из кризиса.
Проблема автотранспортной экологии в России стоит очень остро. Картину без преувеличения можно назвать катастрофической: в 235 российских городах 64 миллиона человек (почти третья часть всего населения) живут в условиях предельно допустимой концентрации вредных веществ в воздухе.
По данным Всемирной организации здравоохранения выбросы автотранспорта сокращают продолжительность жизни в среднем на 4 года. детская смертность увеличивается на 1%. Средняя продолжительность жизни в Москве на 4-5 лет меньше, чем жителей глубинки по причине чрезмерного количества токсичных веществ в выбросах автомобилей.
В России ежегодно умирают от загрязнения воздуха 300-350 тыс. человек. Главная причина сердечнососудистых, онкологических заболеваний, органов дыхания в городах - это выбросы токсичных веществ автомобилей.
Ещё один штрих к картине: в 1965г.разрыв между средней продолжительностью жизни в США и в России составлял 3 года. В 1995г. этот разрыв увеличился до 15 лет. Главная причина такой ситуации - отвратительная атмосфера от выбросов автотранспортных средств (АТС).
Именно автомобили являются «отвратителями» атмосферного воздуха. Согласно данным Минздрава РФ на долю автомобильного транспорта в ряде регионов России приходится до 90% от общего количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Любопытно, что все выбросы заводов столицы, вместе взятые, в 6,5 раз меньше, чем выбросы автомобильного транспорта.
Таким образом, мы все сегодня являемся заложниками автомобилизации, автомобилей становится больше, дышать становится нечем. И об этом мало кто задумывается.
Экологический ущерб от автомобильных выбросов превышает 2% валового национального продукта, что составляет 5 млрд. долларов в год. А ежегодные потери в экономике России только в одной из экологических отраслей - промышленности по производству нейтрализаторов выхлопных газов автомобилей составляет 8 - 10 млрд. долларов.
Не понятно, как могут чиновники всех уровней, включая и экс-президента Путина В.В., говорить о программах здоровья нации и одновременно не предпринимать ничего кардинального для снижения опасности того, чем мы дышим.
Чиновники отличаются непостижимой способностью сочинять законы, абсолютно неадекватные жизненным реалиям, и уходят от ответственности за их выполнение.
Федеральный закон "О техническом регулировании", постановление совета безопасности РФ о "Приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники" Российской Федерации, среди которых - экология и рациональное природопользование, остались лишь на бумаге.
Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010г.г.) с подпрограммой "Автотранспортная экология России", предусматривающие только ужесточение экологических норм при производстве и эксплуатации АТС в России так же не сработали.
В проект специального технического регламента "О требованиях к выбросам вредных (загрязняющих) веществ колёсных транспортных средств выпускаемых в обращение на территории Российской федерации" радетели за здоровье нации лишь ужесточили экологический контроль.
На Совбезе, прошедшем под председательством экс-президента Путина В.В. решили, что для снижения загрязнения атмосферы городов необходимо в первую очередь сократить выбросы заводов. А ведь бесспорный факт, что доля всех заводских выбросов вместе взятых составляет 8 - 12% в общей массе загрязняющих веществ в атмосфере. 90% загрязнения приходится на АТС.
На комплекс мер по восстановлению экологической ситуации в целом по России, а точнее на сочинительство "Программ", "Подпрограмм" и пр. российские власти выделяют столько средств, сколько достаточно для финансирования никчемного бумагомарательства (100 млн. рублей в год), а ежегодный ущерб от негативного воздействия автомобильных выхлопов на окружающую среду в результате эксплуатации АТС составляет 5 млрд. долларов.
Во всех этих проектах и программах чиновники проводят только фискальную политику, что значительно проще, чем инвестировать в инновационные технологии.
Когда подумаешь о том, к каким жертвам приводит чрезмерная загазованность воздуха в городах, иначе как преступными бездействие и безответственность властей это не назовёшь. Сегодня за чистоту атмосферного воздуха в России отвечают Министерство природных ресурсов и Минтранс РФ и за их бездействия россияне уже дорого платят.
Поражает чиновничье «хамелеонство» с которым они, высказывая рассудительные взгляды на причину катастрофического загрязнения атмосферного воздуха ("грязный" двигатель внутреннего сгорания), внезапно теряют свои убеждения при принятии решения по улучшению качества того, чем мы дышим.
Радетели за здоровье нации неустанно "работают" над экологической классификацией автомобилей; контрольно-пропускными системами в "зоны ограниченного въезда на автомобилях". Они же занимаются показушной борьбой за чистоту атмосферного воздуха - борьбой с автомобильными пробками при отсутствии возможности решения этой проблемы за счёт увеличения дорожной сети.
Красноречивым примером преступного бездействия властей на местах в решении экологических проблем - выделение нескольких сотых долей процента на экологию в общей структуре расходов, предусмотренных бюджетом.
Некоторые радетели за народ просто советуют судиться с госорганами за нарушение конституционных прав граждан на экологически благоприятную среду или вешают нам "лапшу" про то, что надо заставить действовать "отвечающих за экологию" через общественное давление, больше спрашивать с депутатов и т.д. Вернее было бы сформулировать "заставить отвечать за свои действия".
Пять лет назад чиновники обещали решить вопиющую автотранспортную проблему через 10 - 15 лет, дышать станет легче, выхлопы сократятся в 10 раз. Сегодня, когда экология только ухудшилась в результате огромных темпов автомобилизации, чиновники с поразительным упорством продолжают заниматься всё тем же бумагомарательством, вводят более жёсткие меры в других "рамках", принимают стратегию и устав АТС., проводят расчётные исследования, предполагающие теперь уже к 2030г. переход на эксплуатацию автомобилей, соответствующим европейским стандартам.
На фоне всех бед, к которым приводит катастрофическое загрязнение атмосферного воздуха и полное бездействие чиновников, последние периодически отмечают "тенденции снижения" уровня загрязнения воздуха, объясняя это, например, заменой пары сотен единиц АТС в Москве на авто с экологическими характеристиками Евро - 4 и Евро - 5 или "огромной" работой по переводу аж 60 единиц АТС на сжатый газ с 2005г. по 2008г. в г. Новосибирске.
Радетели за здоровье нации, обладающие большим самомнением, за 10 лет не переубедились в неадекватности жизненным реалиям, разработанных ими подзаконных актов, не усвоили себе то, что является причиной надвигающейся экологической катастрофы, не научились анализировать ситуацию.
В США, странах ЕС, Японии на практике воплощаются стремления к обеспечению производства двигателей АТС с практически нулевым выбросом вредных веществ; совершенствуются дизельные двигатели, применяются альтернативные виды топлива, внедряются гибридные двигатели. Даже в Индии ездят на водном гиацинте - цветах, заполняющих в несметных количествах Ганг и выделяющих метан.
Удручает то, что в России, где проблема автотранспортной экологии стоит более, чем на порядок острее, не предпринимаются конкретные меры для решения проблемы. Некоторые подвижки в переводе на газовое топливо в России были сделаны в начале 90-х годов, но сегодня это всего лишь 1% заправок по всей России.
Бесспорно, что главной проблемой, без решения которой снижение степени негативного воздействия АТС на окружающую среду не возможно, - это повышение уровня "экологичности" автотранспортных средств.
Практика показала, что ужесточение экологического контроля АТС, эффективно лишь тогда, когда с ужесточением экологических требований повышается "экологичность" двигателей АТС путём внедрения инновационных технологий: перевод АТС на газ; разработка новых нейтрализаторов газов, разработка и внедрение инноваций, совершенствующих двигатель внутреннего сгорания. Бесспорно, что лучше принять превентивные меры, чем потом героически бороться с последствиями. Именно инновации дают шанс не допустить экологического коллапса. Для достижения этой цели нужна прежде всего инвестиционная, а затем уже фискальная политика.
Нормальной экологии у нас не будет, пока не будет сделан шаг в сторону улучшения технического состояния двигателей АТС и поддержания их характеристик на заданном уровне в процессе эксплуатации.
Для того, чтобы приблизить «экологичность» российского автопарка, изношенного на 70%, к экологическому стандарту "Евро-3, и тем самым спасти россиян от выхлопных газов, необходимо внедрять самые значимые инновационные разработки. Необходимо сделать достоянием широкой общественности самые значимые и отслеживать их продвижение.
Необходимо чтобы заработало "звено", которое должно качественно доводить информацию до автотранспортных предприятий о доступных и эффективных природоохранных технологиях, налаживать обратную связь и обмен информацией с предприятиями автотранспортного комплекса, определиться в отсутствии более дешёвых аналогов, пытаться совместно внедрить ту или иную новинку. Сегодня нет механизма внедрения самых эффективных технологий, нет эксперта, который бы эффективно использовал богатейший научный потенциал. Беда в том, что до отечественных научных разработок никому нет дела.
При экспертизе новых технологий необходимо будет отдавать предпочтение тем научным изысканиям, которые позволяют снизить токсичность как отработавших, так и картерных газов, которые эффективны как при переходе АТС на газ, так и на двигателях с нейтрализаторами газов и на гибридных двигателях.
Для начала снижения остроты экологического кризиса необходимо сосредоточиться на грузовом транспорте, спецтехнике и автобусах. На этот вид транспорта приходится наибольший удельный вес в структуре автомобильных выбросов в городах - более 60%. И выхлопы грузовиков и автобусов в 15-20 раз агрессивнее выхлопов легковых автомобилей. Тем более, что значительная часть автобусов, спецтехники и грузовиков находится в муниципальной собственности, что весьма благоприятно для внедрения и продвижения экологически чистых технологий.
Головатенко Анатолий Григорьевич
630133, г. Новосибирск, ул. Лазурная, дом 10, кв.13
Email:golanat@mail.ru
Тел. 8-913-388-03-32
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Корпоративная культура |
Курсовая работа | Административная ответственность |
Курсовая работа | Бизнес-план пекарни |
Курсовая работа | Юбка |
Курсовая работа | Развитие памяти у детей дошкольного возраста |
Курсовая работа | Структура оценки персонала |
Курсовая работа | Экономическая безопасность |
Курсовая работа | Организация технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей |
Курсовая работа | Оценка инвестиционной привлекательности предприятия |
Курсовая работа | Маркетинг в сфере авиапассажирских перевозок (на примере ОАО "Аэрофлот – российские авиалинии") |
Курсовая работа | Расчет основных параметров склада |
Курсовая работа | Финансовая система РФ |
Курсовая работа | Пути совершенствования производственной структуры предприятия |
Курсовая работа | Особенности гендерных стереотипов в современном обществе |
Курсовая работа | Влияние игрушек на психическое развитие ребенка дошкольного возраста |