4
Великая теорема Ферма - два коротких доказательства
Бобров А.В.
123098, г. Москва, ул. Маршала Новикова, д.10, корп. 1, кв. 15
Контактный телефон - 193-42-34
Последняя теорема Ферма, иногда называемая Великой, формулируется следующим образом:
В равенстве числа и не могут быть одновременно целыми положительными, если .
Предположим, такие числа существуют. Тогда должны выполняться следующие условия:
· Равенство справедливо для взаимно простых, не имеющих общих целых множителей, кроме 1, чисел и , т.е. два числа - всегда нечетные.
· Существуют числа и , или , то есть для произвольно выбранных натуральных существует бесконечное множество рациональных, действительных или комплексных чисел и , удовлетворяющих приведенному равенству, если в этом множестве выполнимы арифметические действия. Для целых числа и также будут целыми.
Вариант№1
Равенство (1)
путем последовательного деления на числа и всегда преобразуется в два многочлена (уравнения) -ой степени относительно :
(2)
(3)
Равенства (2) и (3) получены путем тождественных преобразований равенства (1), т.е. должны выполняться при одних и тех же значениях целых положительных чисел и . По определению, необходимым и достаточным условием тождественности двух многочленов над некоторым числовым полем (в нашем случае - над множеством целых чисел) является равенство коэффициентов членов, содержащих одни и те же аргументы в одинаковых степенях, то есть должно выполняться:
, , … , (4)
Из (1) и (4) следует , то есть число , как общий арифметический корень уравнений (1), (2) и (3) не может быть рациональным при целых , , и .
Из равенства свободных членов следует:
, или , или
(5)
Вычитая из правой части равенства (5) левую, получим:
(6)
или, если , сократив на , получим:
(7)
Из равенства (7) следует, что для числа и не могут быть одновременно положительными.
Представленные преобразования позволяют сделать следующие выводы:
· для тождественных над множеством рациональных чисел многочленов (2) и (3) при число , как общий арифметический корень уравнений (1), (2) и (3), не может быть рациональным при целых положительных , , и ;
· многочлены (2) и (3) для и натуральных и не тождественны над множеством рациональных чисел, если делители и равенства (1) являются иррациональными, откуда следует иррациональность числа ;
· числа , и в равенстве (1) для не могут быть одновременно рациональными.
Для противоречие исчезает, коэффициенты при равны 1, а равенство свободных членов после подстановки значений и обращается в тождество:
. (8)
Если правую и левую части равенства (5) обозначить соответственно через и , где и - целые положительные числа, то многочлены (2) и (3) преобразуются в квадратные уравнения относительно :
(9),
где неизвестное обозначено общепринятым образом через , то есть .
Из условий эквивалентности или анализа причин неэквивалентности этих уравнений следуют те же выводы.
Это доказательство опубликовано в 1993 г. в журнале РАН «Вопросы истории естествознания и техники», №3.
Со стороны оппонентов не поступило никаких возражений по существу, кроме утверждения, что в используемых для доказательства уравнениях известные и неизвестные величины зависят друг от друга - как будто может быть иначе. Любое аналитическое выражение, в котором присутствуют известные и неизвестные величины, есть выражение зависимости между ними, поэтому я не могу согласиться с подобным опровержением.
Вариант№2
Пусть в равенстве числа и - взаимно простые, - нечетное. Для любых положительных чисел выполнима операция нахождения арифметического значения квадратного корня, то есть можно записать:
(1)
где , - действительные положительные множители числа .
Из (1) следует:
, (2)
В соответствии со свойствами показательной функции, для действительных положительных чисел , и целого существуют единственные значения показателей степени , удовлетворяющие равенствам:
, (3)
где , .
Из (3) следует , , или после сокращения на числа , получим:
(4)
Из (1), (2) и (3) следует:
, (5)
или, с учетом равенств (3) и (4):
(6)
Вынесем за скобки общий множитель :
(7)
Из (5) и (7) следует, что числа , и содержат общий множитель , что противоречит условию их взаимной простоты, если . Из следует , , то есть , , и равенства (5) и (7) принимают вид:
(8)
Из (8) следует, что при нечетном числа и также целые, причем всегда имеет место тождество:
(9)
что для одновременно целых , и выполнимо только при , или , , что и требовалось доказать.
Доказательство можно вести и несколько иным способом. Все числа равенства , где , и - произвольно выбранные натуральные числа, - действительное положительное число, через преобразования (1)…(4) могут быть выражены в виде слагаемых тождества (5).
Вынесем за скобки множитель и поделим на него все слагаемые тождества (5):
(10)
где .
В соответствии со свойствами показательной функции, произвольно выбранным натуральным числам , и , например из равенства (5), соответствует единственное значение , удовлетворяющее условию:
(11)
тогда , или
(12)
где , и - целые числа.
Из (10), (11) и (12) следует:
(13)
то есть числа и могут быть одновременно целыми только при , или , . При числа и есть последовательные целые числа. Еще Эвклидом доказано, что всякое нечетное число может быть выражено, как разность квадратов двух последовательных целых чисел, которые и могут быть найдены с помощью тождества (10) для любых целых и нечетных .
Отметим, что равенство (12) получено путем деления равенства (5) на множитель , при этом число в этих равенствах одно и то же, откуда следует , , , и тождество (10) принимает вид тождества (8).
Отметим также, что тождества (8) и (10) справедливы не только для целых значений . Подставляя вместо любую рациональную дробь и полагая , можно найти все Пифагоровы числа.
Приведенные преобразования равенства Ферма над множеством натуральных чисел показывают, что с помощью конечного числа арифметических действий оно всегда приводится к тождеству (13), что и доказывает теорему.
Я счел необходимым в дополнение к размещенному на сайте http://www.allbest.ru/ доказательству предложить и эти два варианта, один из которых в сравнении с ранее размещенным является более развернутым.
А.В.Бобров
Великая теорема Ферма
Бобров Александр Владимирович, 1936 г. р., образование высшее, закончил в 1960 году МВТУ им. Баумана по специальности инженер-механик. В настоящее время - пенсионер.
Домашний адрес: 123098, г. Москва, ул. Маршала Новикова, д. 10, корп.1, кв. 15.
Телефон (495) 193-42-34, моб. тел. 8-903-560-07-15
The evidence of the Fermat theorem
Alexander V. Bobrov
The evidence of the Fermat great theorem by elementary method is presented
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |