Курсовая работа по предмету "Математика"


Доказательство Великой теоремы Ферма за одну операцию



Page 1

Идея предлагаемого вниманию читателя элементарного доказательства Великой теоремы Ферма исключительно проста: после разложения чисел a, b, c на пары слагаемых, затем группировки из них двух сумм U и U и умножения равенства a^n + b^n - c^n = 0 на 11^n (т.е. на 11 в степени n, а чисел a, b, c на 11) (k+3)-я цифра в числе a^n + b^n - c^n (где k - число нулей на конце числа a + b - c) не равна 0 (числа U и U умножаются по-разному!). Для постижения доказательства нужно знать лишь формулу бинома Ньютона, простейшую формулировку малой теоремы Ферма (приводится), определение простого числа, сложение двух-трех чисел и умножение двузначного числа на 11. Вот, пожалуй, и ВСЁ! Самое главное (и трудное) - не запутаться в десятке цифр, обозначенных буквами. Формальное описание истории теоремы и библиография в русском тексте опущены.

Доказательство приводится в редакции от 1 июня 2005 года (с учетом дискуссии на мехматовском сайте).

В.С.

Элементарное доказательство Великой теоремы Ферма

ВИКТОР СОРОКИН

ИНСТРУМЕНТАРИЙ: [В квадратных скобках приводится поясняющая, не обязательная информация.]

Используемые обозначения:

Все числа записаны в системе счисления с простым основанием n > 10.

[Все случаи с составным n, кроме n = 2k (который сводится к случаю n = 4), сводятся к случаю

простого n с помощью простой подстановки. Случаи n = 3, 5 и 7 здесь не рассматриваются.]

ak - k-я цифра от конца в числе a (a1 - последняя цифра).

[Пример для a = 1043: 1043 = 1x53 + 0x52 + 4x51 + 3x50; a1 = 3, a2 = 4, a3 = 0, a4 = 1.]

a(k) - окончание (число) из k цифр числа a (a(1) = a1; 1043(3) = 043). Везде в тексте a1 0.

[Если все три числа a, b и c оканчиваются на ноль, следует разделить равенство 1° на nn.]

(ain)1 = ai и (ain - 1)1 = 1 (см. Малую теорему Ферма для ai 0). (0.1°)

(n + 1)n = (10 + 1)n = 11n = …101 (см. Бином Ньютона для простого n).

Простое следствие из бинома Ньютона и малой теоремы Ферма для s 1 [a1 0]:

если цифра as увеличивается/уменьшается на 0 < d < n,

то цифра ans+1 увеличивается/уменьшается на d (или d + n, или d - n). (0.2°)

[В отрицательных числах цифры считаются отрицательными.]

***

(1°) Допустим, что an + bn - cn = 0 .

Случай 1: (bc)1 ? 0.

(2°) Пусть u = a + b - c, где u(k) = 0, uk+1 ? 0, k > 0 [известно, что в 1° u > 0 и k > 0].

(3°) Умножим равенство 1° на число d1n (см. §§2 и 2a в Приложении) с целью превратить

цифру uk+1 в 5. После этой операции обозначения чисел не меняются

и равенство продолжает идти под тем же номером (1°).

Очевидно, что и в новом равенстве (1°) u = a + b - c, u(k) = 0, uk+1 = 5.

(1*°) И пусть a*n + b*n - c*n = 0, где знаком “*” обозначены записанные в каноническом виде числа в равенстве (1°) после умножения равенства (1°) на 11n .

(4°) Введем в указанной здесь очередности следующие числа: u, u = a(k) + b(k) - c(k),

u = u - u = (a - a(k)) + (b - b(k)) - (c - c(k)), v = (ak+2 + bk+2 - ck+2)1, u* = a*(k) + b*(k) - c*(k),

u* = u* - u* = (a* - a*(k)) + (b* - b*(k)) - (c* - c*(k)), 11u, 11u, v* = (a*k+2 + b*k+2 - c*k+2)1,

и вычислим две последние значащие цифры в этих числах:

(3a°) uk+1 = (uk+1 + uk+1)1 = 5;

(5°) uk+1 = (-1, 0 или 1) - так как - nk < a(k) < nk, - nk < b(k) < nk, - nk < c(k) < nk

и числа a, b, c имеют различные знаки;

(6°) uk+1 = (4, 5 или 6) (см. 3a° и 5°) [важно: 1 < uk+1 < n - 1];

(7°) uk+2 = 0 [всегда!] - так как u < 2nk ;

(8°) uk+2 = uk+2 [всегда!];

(9°) uk+2 = [v + (ak+1 + bk+1 - ck+1)2]1, где (ak+1 + bk+1 - ck+1)2 = (-1, 0 или 1);

(10°) v = [uk+2 - (a(k+1) + b(k+1) - c(k+1))k+2]1 [где (a(k+1) + b(k+1) - c(k+1))k+2 = (-1, 0 или 1)] =

= [uk+2 - (-1, 0 или 1)]1;

(11°) u*k+1 = uk+1 = 5 - т.к. u*k+1 и uk+1 - последние значащие цифры в числах u* и u;

(12°) u*k+1 = uk+1 - т.к. u*k+1 и uk+1 - последние значащие цифры в числах u* и u;

(13°) u*k+1 = (u*k+1 - u*k+1)1 = (3 - u*k+1)1 = (4, 5 или 6) [важно: 1 < u*k+1 < n - 1];

(14°) (11u)k+2 = (uk+2 + uk+1)1 (затем - в результате приведения чисел к каноническому виду -

величина uk+1 «уходит» в u*k+2, поскольку u*k+2 = 0);

(14a°) важно: числа (11u)(k+2) и u*(k+2) отличаются только k+2-ми цифрами, а именно:

u*k+2 = 0, но (11u)k+2 0 в общем случае;

(15°) (11u)k+2 = (uk+2 + uk+1)1;

(16°) u*k+2 = (uk+2 + uk+1)1 = (uk+2 + uk+1)1 = (uk+2 + 5)1;

(16а°) к сведению: u*k+2 = 0 (см. 7°);

(17°) u*k+2 = (u*k+2 +1, u*k+2 или u*k+2 - 1)1 = (см. 9°) = (uk+2 + 4, uk+2 + 5 или uk+2 + 6)1;

(18°) v* = [u*k+2 - (a*(k+1) + b*(k+1) - c*(k+1))k+2]1

[где u*k+2 = (uk+2 + uk+1)1 (см. 16°), а (a*(k+1) + b*(k+1) - c*(k+1))k+2 = (-1, 0 или 1) - см. 10°] =

= [(uk+2 + uk+1)1 - (-1, 0 или 1)]1.

(19°) Введем числа U = (ak+1)n + (bk+1)n - (ck+1)n, U = (an + bn - cn) - U, U = U + U,

U* = (a*k+1)n + (b*k+1)n - (c*k+1)n, U* = (a*n + b*n - c*n) - U*, U* = U* + U*;

(19а°) к сведению: U(k+1) = U*(k+1) = 0.

(20°) Лемма: U(k+2) = U(k+2) = U(k+2) = U*(k+2) = U*(k+2) = U*(k+2) = 0 [всегда!].

Действительно, из 1° мы имеем:

U = an + bn - cn =

= (a(k+1) + nk+1ak+2 + nk+2Pa)n + (b(k+1) + nk+1bk+2 + nk+2Pb)n - (c(k+1) + nk+1ck+2 + nk+2Pc)n =

= (a(k+1)n + b(k+1)n - c(k+1)n) + nk+2(ak+2a(k+1)n - 1 + bk+2b(k+1)n - 1 - ck+2c(k+1)n - 1) + nk+3P =

= U + U = 0, где

U = a(k+1)n + b(k+1)n - c(k+1)n,

(20a°) U = nk+2(ak+2a(k+1)n -1 + bk+2b(k+1)n -1 - ck+2c(k+1)n -1) + nk+3P,

где (ak+2a(k+1)n -1 + bk+2b(k+1)n -1 - ck+2c(k+1)n -1)1 = (см. 0.1°)=

(20b°) = (ak+2 + bk+2 - ck+2)1 = Uk+3 = v (см. 4°).

(21°) Следствие: (Uk+3 + Uk+3)1 = (U*k+3 + U*k+3)1 = 0.

(22°) Вычислим цифру (11nU)k+3:

[так как числа (11u)(k+2) и u*(k+2) отличаются только k+2-ми цифрами на величину

(11u)k+2), то на эту величину будут отличаться и цифры (11nU)k+3 и U*k+3, это означает,

что цифра (11nU)k+3 будет на (11u)k+2 превышать цифру U*k+3 (см. 0.2°)]

(11nU)k+3 = Uk+3 = (U*k+3 + (11u)k+2)1 = (U*k+3 + uk+1)1.

(23°) Откуда U*k+3 = U k+3 - uk+1.

(24°) Вычислим цифру U* k+3 :

U* k+3 = v* = (uk+2 + uk+1)1 - (-1, 0 или 1) - см. (18°);

(25°) Наконец, вычислим цифру (U*k+3 + U*k+3)1:

(U*k+3 + U*k+3)1 = (U*k+3 + U*k+3 - Uk+3 - Uk+3)1 = (U*k+3 - Uk+3 + U*k+3 - Uk+3)1 =

(см. 23° и 24°) = (- uk+1 + v* - v) = (см. 18° и 10°) =

= (- uk+1 + [uk+2 + uk+1 - (-1, 0 или 1)] - [uk+2 - (-1, 0 или 1)])1 =

= (- uk+1 + uk+1 + (-2, -1, 0, 1, или 2))1 = (см. 3a°) =

( uk+1 + (-2, -1, 0, 1, или 2))1 = (см. 6°) = (2, 3, 4, 5, 6, 7 или 8) 0,

что противоречит 21° и, следовательно, выражение 1° есть неравенство.

Случай 2 [доказывается аналогично, но намного проще]: b (или c) = ntb, где b1 = 0 и bt+1 = b1 0.

(26°) Введем число u = c - a > 0, где u(nt - 1) = 0, а unt ? 0 (см. §1 в Приложении).

(27°) После умножения равенства 1° на число d1n (с целью превратить цифру unt в 5)

(см. §§2 и 2a в Приложении) обозначения чисел сохраняются.

(28°) Пусть: u = a(nt - 1) - c(nt - 1), u = (a - a(nt - 1)) - (c - c(nt - 1)) (где, очевидно, unt = (ant - cnt)1);

U = a(nt)n + bn - c(nt)n (где U(nt + 1) = 0 - см. 1° и 26°), U = (an - a(nt)n) - (cn - c(nt)n),

U* = a*(nt)n + b*n - c*(nt)n (где U*(nt + 1) = 0), U* = (a*n - a*(nt)n) - (c*n - c*(nt)n),

v = ant+1 - cnt+1.

Вычисления, полностью аналогичные вычислениям в случае 1, показывают, что nt+2-я цифра в равенстве Ферма не равна нулю. Число b во всех расчетах (кроме самой последней операции и в п. 27°) можно проигнорировать, т.к. цифры bnnt+1 и bnnt+2 при умножении равенства 1° на 11n не меняются (т.к. 11n(3) = 101).

Таким образом, для простых n > 7 теорема доказана.

==================

ПРИЛОЖЕНИЕ

§1. Если числа a, b, c не имеют общих сомножителей и b1 = (c - a)1 = 0,

тогда из числа R = (cn - an)/(c - a) =

= cn -1 + cn -2a + cn -3a2 + … c2an - 3 + can - 2 + an - 1 =

= (cn -1 + an -1) + ca(cn -3 + an -3) + … + c(n -1)/2a(n -1)/2 =

= (cn -1 - 2c(n -1)/2a(n -1)/2 + an -1 + 2c(n -1)/2a(n -1)/2) + ca(cn -3 - 2c(n -3)/2a(n -3)/2 + an -3 + 2c(n -3)/2a(n -3)/2) +

+ … + c(n -1)/2a(n -1)/2 = (c - a)2P + nc(n -1)/2a(n -1)/2 следует, что:

c - a делится на n2, следовательно R делится на n и не делится на n2;

так как R > n, то число R имеет простой сомножитель r не равный n;

c - a не делится на r;

если b = ntb, где b1 0, то число c - a делится на ntn - 1 и не делится ntn.

§2. Лемма. Все n цифр (a1di)1, где di = 0, 1, … n - 1, различны.

Действительно, допустив, что (a1d1*)1 = (a1d1**)1, мы находим: ((d1* - d1**)a1)1 = 0.

Откуда d1* = d1**. Следовательно, множества цифр a1 (здесь вместе с a1 = 0) и d1 совпадают.

[Пример для a1 = 2: 0: 2x0 = 0; 1: 2x3 = 11; 2: 2x1 = 2; 3: 2x4 = 13; 4: 2x2 = 4.

При составном n Лемма несправедлива: в базе 10 и (2х2)1 = 4, и (2х7)1 = 4.]

§2a. Следствие. Для любой цифры a1 0 cуществует такая цифра di, что (a1di)1 = 1.

[Пример для a1 = 1, 2, 3, 4: 1x1 = 1; 2x3 = 11; 3x2 = 11; 4x4 = 31.]

ВИКТОР СОРОКИН

e-mail: victor.sorokine@wanadoo.fr

4 ноября 2004, Франция

P.S. Доказательство для случаев n = 3, 5 , 7 аналогично, но в (3°) цифра uk+1 превращается не в 5, а в 1, и в (1*°) равенство (1°) умножается не на 11n, а на некоторое hn, где h - некоторое однозначное число.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Анализ показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Курсовая работа Управление государственным долгом
Курсовая работа Договор ренты
Курсовая работа Финансовая устойчивость страховых компаний
Курсовая работа Организация налогового учёта в организации
Курсовая работа Анализ эффективности использования трудовых ресурсов
Курсовая работа Оперативное планирование производства предприятия
Курсовая работа Самооценка младших школьников
Курсовая работа Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования
Курсовая работа Бронхиальная астма
Курсовая работа Учет и анализ финансовых результатов деятельности автотранспортной организации
Курсовая работа Управление социальной защиты населения на уровне муниципального образования
Курсовая работа Психологические проблемы одомашнивания животных
Курсовая работа Учёт и анализ доходов и расходов коммерческого предприятия на примере ООО "СуперСтрой-Уфа"
Курсовая работа Учет и анализ выпуска готовой продукции