Новый порядок учета в налоговых органах
иностранных организаций
Постановка на учет иностранной и международной организации в связи
с наличием обособленного подразделения в Российской Федерации
Постановка на учет иностранных и международных организаций,
имеющих недвижимое имущество и транспортные средства на территории
Российской Федерации
Учет иностранных и международных организаций в связи с открытием
ими счетов в банках на территории Российской Федерации
Порядок учета в налоговых органах иностранных и международных
организаций на основе уведомлений
Механизм взаимодействия с налоговым органом иностранных и
международных организаций, состоящих на учете в налоговом органе
Процедура снятия с учета иностранных и международных организаций
В апреле 2000 года Управлением международных налоговых отношений Министерства Российской Федерации по налогам и сборам завершена длительная работа по разработке нового порядка учета в налоговых органах иностранных организаций, результатом которой стало утверждение приказом МНС России от 7.04.2000 г. N АП-3-06/124 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (зарегистрирован Минюстом России 2 июня 2000 г. N 2258).
Документ устанавливает порядок постановки на учет (порядок учета) в налоговых органах иностранных организаций (компаний, фирм, любых других организаций, включая полные товарищества и личные компании, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств), международных организаций, созданных на основе международного договора, обладающих международной правосубъектностью и имеющих статус юридического лица, располагающих в Российской Федерации своими постоянными органами или представительствами, а также дипломатических и приравненных к ним представительств иностранных государств в Российской Федерации, изъявивших желание осуществить постановку на учет в налоговом органе в целях реализации налоговых льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными соглашениями.
Как известно, до выхода Положения нормы, устанавливающие требования по постановке на учет иностранных организаций, содержались в нескольких документах.
С момента вступления в силу приказа N АП-3-06/124 "Об утверждении Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций" утрачивают силу раздел 2 инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 г. N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" (зарегистрирована Минюстом России 5 июля 1995 г. N 897) и раздел 2 инструкции Госналогслужбы России от 15.09.95 г. N 38 "О порядке исчисления и уплаты налога на имущество иностранных юридических лиц в Российской Федерации" (зарегистрирована Минюстом России 24 октября 1995 г. N 965), т.е. утрачивают силу положения указанных инструкций, устанавливающие требования к учету в налоговых органах иностранных организаций. Прекращает применяться и действующее до настоящего времени Положение об особенностях учета в налоговых органах организаций, образованных в соответствии с законодательством иностранных государств, и международных организаций (утв. Госналогслужбой России 20.09.96 г. N ВА-4-06/57н). Таким образом, Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденное приказом N АП-3-06/124 (далее - Положение), становится в настоящее время единственным подзаконным нормативно-правовым актом, устанавливающим требования к учету в налоговых органах иностранных организаций.
Положение разработано на основе и в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), устанавливающей обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговом органе и основные принципы учета налогоплательщиков в налоговых органах. В соответствии с п. 2 ст. 83 НК РФ постановка на учет организации осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Таким образом, НК РФ предписывает организации осуществить постановку на учет вне зависимости от того, будет ли в дальнейшем такая организация являться налогоплательщиком или нет.
НК РФ установлено также, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. При этом организация, имеющая в своем составе несколько обособленных подразделений, расположенных на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств. Таким образом, одним из основных принципов постановки на учет, определенных Кодексом, который лег в основу Положения, является учет организации по каждому месту ее деятельности и по месту нахождения каждого из объектов принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
Кроме того, при разработке Положения учтены особенности учета иностранных организаций, определение которых отнесено НК РФ к компетенции МНС России, и применен дифференцированный подход к постановке на учет иностранных организаций в зависимости от степени вовлеченности иностранных организаций в предпринимательскую деятельность в Российской Федерации, способов и характера осуществляемой ими в России деятельности. Этот принцип был заложен еще в ранее действовавшем Положении и перенесен в новое, равно как и многие другие нормы старого Положения, соответствующие духу и букве НК РФ, хотя и установленные задолго до его принятия.
Документ устанавливает технический механизм взаимодействия иностранных организаций с налоговыми органами, вытекающий как непосредственно из положений НК РФ, обязывающих организации встать на учет в налоговом органе (ст. 23, 83, 84 Кодекса), так и из положений НК РФ, обязывающих организации письменно предоставлять в налоговые органы определенную информацию (ст. 23 Кодекса).
В частности, в Положении учтены нормы НК РФ об обязанности налогоплательщика письменно информировать налоговый орган об открытии или закрытии счетов, обо всех обособленных подразделениях в Российской Федерации, об изменении своего места нахождения. В этом смысле Положение является универсальным документом, в котором собраны воедино все основания взаимодействия иностранных организаций с налоговыми органами, вытекающие из обязанностей организаций по постановке на учет и письменному представлению в налоговый орган определенных сведений, установленных Кодексом, и в отношении каждого основания прописан четкий механизм такого взаимодействия.
На первый взгляд может показаться, что документ по сравнению с ранее действовавшим Положением резко увеличивает нагрузку иностранной организации по заполнению и предоставлению в налоговый орган различного вида форм, однако не следует забывать, что Положение лишь унифицирует и подробно регламентирует способы информирования налоговых органов иностранными организациями в строгом соответствии с положениями Кодекса. Кроме того, аналогичные по сути и комплекту документы представлялись иностранными организациями и в соответствии с действующим ранее старым Положением.
В зависимости от факторов, о которых говорилось выше, объем требований к иностранной и международной организации при постановке на учет колеблется от максимальных при осуществлении деятельности на территории Российской Федерации до минимальных при учете иностранных и международных организаций, открывающих счета в уполномоченных банках Российской Федерации. В отдельных случаях учет в налоговых органах может осуществляться на основе всего лишь уведомлений.
Положение определяет исчерпывающий перечень документов, необходимых для постановки на учет иностранных и международных организаций и дипломатических представительств в установленных случаях, а также содержит специальную оговорку, направленную на защиту прав налогоплательщиков, запрещающую требование налоговыми органами для постановки на учет (и снятия с учета) предоставление дополнительных документов, не предусмотренных Положением, что обеспечивает единообразный порядок учета иностранных и международных организаций и дипломатических представительств во всех налоговых органах на основе единых требований и форм учета. Единообразными являются также и документы, направляемые налоговыми органами, - они оформляются по установленной форме на бланках установленного образца.
Документы, предусмотренные Положением, представляются в налоговые органы на русском языке или на иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке.
Официальные документы, требующиеся в соответствии с Положением для представления в налоговые органы, в том числе нотариальные акты, могут быть приняты без дипломатической или консульской легализации при условии, что на них проставлен апостиль. Официальными документами являются документы, исходящие из учреждений и организаций какого-либо государства, должностных лиц, подчиняющихся юрисдикции государства, административные документы и официальные пометки.
Другим важным моментом, также связанным со степенью и характером участия иностранных и международных организаций в деятельности в России, является разделение в Положении способов учета иностранных и международных организаций и ведение его в налоговых органах как с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), так и без такового в установленных случаях. При учете без присвоения ИНН иностранная и международная организация также сможет получить соответствующее свидетельство об учете в налоговых органах в тех случаях, когда это требуется законодательством Российской Федерации. При осуществлении учета ИНН присваивается иностранной и международной организации при наличии у нее одного или нескольких отделений, под которыми понимаются филиалы, представительства, другие обособленные подразделения иностранной организации, осуществляющих деятельность в Российской Федерации в течение более одного месяца. ИНН присваивается международной организации и дипломатическому представительству. В случаях наличия у иностранной и международной организации недвижимого имущества и транспортных средств, не связанных с деятельностью этих организаций через отделение (представительство), также присваивается ИНН.
Одновременно с присвоением идентификационного номера налогоплательщика иностранной и международной организации и дипломатическому представительству присваивается код причины постановки на учет (КПП), отражающий, собственно, основание для их учета в налоговом органе (например, в связи с наличием обособленного подразделения или в связи с наличием транспортного средства и т.д.).
В установленных случаях учет иностранных и международных организаций осуществляется на основе направляемых ими сообщений по установленной форме с применением КПП и без присвоения ИНН. Например, в тех случаях, когда на территории, подконтрольной одному налоговому органу, в котором ведется учет иностранных и международных организаций, иностранная организация осуществляет деятельность через несколько обособленных подразделений, такая организация будет иметь единый ИНН по всем этим подразделениям, но для каждого такого подразделения будет применен персональный КПП.
Что же, собственно, представляет собой этот новый код - КПП, ранее неизвестный иностранной организации?
Код причины постановки на учет (КПП) применяется в дополнение к ИНН в связи с основаниями и особенностями учета организаций, определенных ст. 83 НК РФ. Он формируется по аналогии с ИНН как девятизначный цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих слева направо: код налогового органа, который осуществил постановку на учет (учел) организации; код вида причины постановки на учет, порядковый номер постановки на учет по соответствующей причине. В отношении российских организаций КПП применяется уже с 1999 г. в соответствии с действующим порядком присвоения ИНН и КПП, утвержденным приказом Госналогслужбы России от 27.11.98 г. N ГБ-3-12/309.
Согласно письму МНС России от 11.04.2000 г. N ФС-6-09/272 "О порядке оформления налогоплательщиками платежных документов" в соответствующем поле платежного документа после ИНН необходимо проставлять КПП налогоплательщика. Таким образом, КПП становится неотъемлемой частью ИНН.
На практике в зависимости от конкретных условий в каждом регионе иностранные и международные организации и дипломатические представительства учитываются в налоговых органах разного уровня. Это может быть Управление МНС России по субъекту Российской Федерации, городская или районная инспекция. В соответствии с Положением Управление МНС России по субъекту Российской Федерации должно проинформировать, в налоговом органе какого уровня будет осуществляться учет иностранных и международных организаций и дипломатических представительств и соответственно работа, связанная с их налогообложением в установленных случаях. В случае возникновения у иностранной и международной организации и дипломатического представительства затруднений с определением места постановки на учет (учета), решение на основе представленных ею данных принимается соответствующим налоговым органом.
В случае, если иностранная организация осуществляет деятельность в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, для определения места постановки на учет такой организации необходимо обратиться в налоговый орган субъекта Российской Федерации, примыкающего к соответствующему району территориального моря, континентального шельфа и исключительной зоны Российской Федерации.
Положение включает несколько разделов, в которых установлена процедура постановки на учет (или учета) иностранных и международных организаций, соответственно в случаях открытия отделений в Российской Федерации, в случаях наличия недвижимого имущества или транспортных средств в Российской Федерации, в связи с открытием счетов в банках на территории Российской Федерации, в случаях получения иностранными организациями инвестиционных (или пассивных) доходов и наличия движимого имущества в Российской Федерации. Кроме того, документ устанавливает порядок учета изменений сведений об иностранных и международных организациях, устанавливает процедуру снятия с учета и содержит заключительные положения о случаях признания присвоенных организациям ИНН недействительными.
Устанавливается исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить иностранной и международной организации для постановки на учет, указывается срок, в течение которого необходимо представить эти документы, а также указываются обязанности налоговых органов. Разработаны специальные формы (для каждого основания постановки на учет отдельно), учитывающие индивидуальные особенности и различия в составе сведений, которые могут указать организации в зависимости от их статуса (иностранная или международная организация, дипломатическое представительство и т.д.). Например, заявление о постановке на учет в связи с наличием отделения в Российской Федерации имеет 3 вариации: специальная форма для иностранной организации - форма N 2001И, специальная форма для международной организации - форма N 2002М и специальная форма для дипломатического представительства - форма N 2003Д.
(Необходимо отметить, хотя читатель, безусловно, и сам это хорошо понимает, что порядок постановки на учет организации по месту ее нахождения (одно из главных оснований, определяемых НК РФ, для постановки на учет) применительно к иностранной организации не устанавливается и не рассматривается, поскольку иностранная организация находится на территории иностранного государства по определению.)
Рассмотрим более подробно порядок постановки на учет в зависимости от основания.
Постановка на учет иностранной и международной организации
в связи с наличием обособленного подразделения
в Российской Федерации
В данном разделе определен порядок постановки на учет иностранной организации при открытии ею первого отделения в Российской Федерации, при открытии последующих отделений на территории, подконтрольной одному и тому же налоговому органу, либо на территории, подконтрольной другому налоговому органу. Определен порядок постановки на учет дипломатических представительств и международных организаций.
В случае, если иностранная организация еще не состоит на учете ни в одном из налоговых органов Российской Федерации и осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через филиалы, представительства, другие обособленные подразделения, именуемые в Положении отделения, в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), для осуществления постановки на учет в налоговом органе Российской Федерации, такая организация представляет заявление о постановке на учет по установленной форме. Кроме того, представляется документ, содержащий информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации - это может быть легализованная выписка из торгового реестра или сертификат об инкорпорации или другой документ аналогичного характера. Для организаций, создание которых не требует специальной регистрации (внесение в торговый реестр и т.п.), - легализованные копии учредительных документов или других документов, содержащих информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности. Вместо подлинников указанных документов могут быть представлены копии, заверенные в установленном порядке.
Необходимо представить также справку налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога), решение уполномоченного органа иностранной организации о создании отделения в Российской Федерации или в случае отсутствия такого решения копию договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации и доверенность, выданную иностранной организацией на главу (управляющего) отделения.
Полный пакет документов иностранной организации необходимо представить в налоговый орган по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала. При постановке на учет налоговый орган присваивает иностранной организации ИНН и КПП и выдает свидетельство по установленной форме. В данном случае КПП будет отражать, что постановка на учет произведена в связи с открытием первого в Российской Федерации отделения иностранной организации.
Если на территории этой же налоговой инспекции иностранная организация будет осуществлять деятельность еще в нескольких местах, то иностранная организация информирует налоговый орган о каждом таком месте осуществления деятельности путем направления сообщения по установленной форме. При этом ИНН, присвоенный данной иностранной организации при постановке на учет в данном налоговом органе, остается единым для всех ее отделений, находящихся на территории, подконтрольной данному налоговому органу. Меняться будет лишь КПП (отражающий последовательно учет всех обособленных подразделений иностранной организации на указанной территории), о чем налоговый орган проинформирует иностранную организацию. В течение пяти дней с момента получения сообщения от иностранной организации налоговый орган выдает ей информационное письмо с указанием соответствующего КПП.
Как уже отмечалось выше, иностранная организация может осуществлять деятельность в нескольких местах в Российской Федерации, на территориях, подконтрольных различным налоговым органам, осуществляющим учет иностранных организаций. В каждом таком налоговом органе иностранная организация обязана встать на учет. В том случае если иностранная организация уже состоит на учете в налоговом органе, то при открытии этой организацией нового отделения на территории, подконтрольной другому налоговому органу, достаточно представить заявление о постановке на учет по установленной форме, решение уполномоченного органа иностранной организации о создании нового отделения в Российской Федерации или в случае отсутствия такого решения копию договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации, доверенность, выданную иностранной организацией на главу (управляющего) отделения, и копию свидетельства, выданного налоговым органом, в котором иностранная организация была ранее поставлена на учет, заверенную в установленном порядке.
В этом случае при постановке на учет налоговый орган присваивает иностранной организации ИНН и КПП и выдает свидетельство по установленной форме.
Как видно из изложенного, для последних двух случаев предусмотрена упрощенная процедура постановки на учет, что позволяет избежать повторного представления иностранной организацией учредительных и прочих документов из-за границы и облегчает постановку на налоговый учет.
Отделение иностранной организации в Российской Федерации может быть создано не непосредственно этой иностранной организацией, а филиалом этой организации, находящимся на территории другого иностранного государства, например, когда японский филиал банка - резидента Королевства Нидерландов открывает отделение в Российской Федерации. В Положении впервые рассмотрен вопрос, касающийся учета отделений иностранных организаций, созданных в Российской Федерации филиалами этих организаций в других иностранных государствах.
В этом случае в налоговый орган требуется представить документы, необходимые для постановки на учет иностранной организации, а также решение уполномоченного органа иностранной организации о создании такого филиала, решение этого филиала о создании отделения в Российской Федерации и сведения о филиале иностранной организации по установленной форме.
Постановка на учет в этом случае завершается присвоением ИНН и КПП и выдачей свидетельства по установленной форме.
В Положении рассмотрен также вопрос учета дипломатических представительств и международных организаций, постоянно действующие органы которых находятся в Российской Федерации.
Дипломатические и приравненные к ним представительства в целях реализации налоговых льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными соглашениями, могут становиться на учет в налоговых органах с представлением заявления о постановке на учет по установленной форме. Для представительств иных, чем посольства и консульства, необходимо представить также документы, подтверждающие соответствующий статус представительства.
Хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что дипломатические и приравненные к ним представительства не обязаны осуществлять постановку на учет и порядок постановки на учет этих представительств установлен исключительно в целях облегчения реализации налоговых льгот.
Международные организации при постановке на учет помимо заявления по установленной форме представляют также надлежащим образом удостоверенные копии учредительных документов (международный договор, устав или иной аналогичный документ, подтверждающий соответствующий статус организации и ее постоянного органа или представительства в Российской Федерации).
Постановка на учет иностранных и международных организаций,
имеющих недвижимое имущество и транспортные средства
на территории Российской Федерации
Иностранные и международные организации могут иметь в Российской Федерации отделения и использовать указанное имущество в целях деятельности через отделение, при этом имущество может находиться или не находиться в месте нахождения отделения. Иностранные организации могут иметь недвижимость или транспортные средства в Российской Федерации, не осуществляя здесь никакой деятельности. И наконец, иностранные организации могут осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение и иметь имущество на территории Российской Федерации, никоим образом не связанное с этим отделением.
Постановке на учет подлежат иностранные и международные организации, имеющие в Российской Федерации недвижимое имущество и транспортные средства (в том числе ввезенные ими на территорию Российской Федерации), принадлежащие им на праве собственности или на правах владения и/или пользования и/или распоряжения. Категория имущества (является оно недвижимым или движимым) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Возможна ситуация, когда одна иностранная организация сдала в аренду принадлежащее ей транспортное средство другой иностранной организации, которая ввезла это транспортное средство в Россию. Возникает вопрос, должны ли в такой ситуации вставать на учет в налоговых органах и собственник транспортного средства (арендодатель), и временный пользователь (арендатор), или только один из них, и если на налоговый учет должна встать только одна из иностранных организаций, то какая - арендодатель или арендатор. К сожалению, четкого ответа на этот вопрос из текста Положения не вытекает, что порождает возможность и неизбежность двоякого толкования данной нормы. Хотя если следовать букве Положения, то, по мнению автора, можно сделать вывод, что в рассматриваемом случае встать на учет должна иностранная организация, которая ввезла транспортное средство на территорию Российской Федерации: "Постановке на учет подлежат иностранные и международные организации, имеющие в Российской Федерации ...транспортные средства (в том числе ввезенные ими на территорию Российской Федерации)...".
В случае, если иностранная и международная организация имеют в Российской Федерации недвижимое имущество или транспортные средства сами по себе, т.е. не связанные с деятельностью организации в России через отделение (пусть даже такое отделение в России существует), при постановке на учет в налоговый орган представляются следующие документы:
заявление о постановке на учет по установленной форме;
заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающие регистрацию (внесение в реестр) имущества;
заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающие право собственности на имущество или права владения и (или) пользования и (или) распоряжения;
легализованные выписка из торгового реестра или сертификат об инкорпорации или другой документ аналогичного характера, содержащие информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации.
Вместо подлинников указанных документов могут быть представлены копии, заверенные в установленном порядке. Для организаций, создание которых не требует специальной регистрации (внесение в торговый реестр и т.п.), - легализованные копии учредительных документов или других документов, содержащих информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности.
Иностранные и международные организации, имеющие в Российской Федерации недвижимое имущество, за исключением транспортных средств, относящихся к недвижимому имуществу, подлежат постановке на учет по месту нахождения вышеназванного имущества в налоговом органе, осуществляющем учет этих организаций.
Иностранные и международные организации, имеющие транспортные средства, в том числе транспортные средства, относящиеся к недвижимому имуществу, подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации этих транспортных средств.
Заявление иностранной (международной) организации о постановке на учет необходимо подать в налоговый орган в течение 30 дней с даты регистрации в Российской Федерации права собственности или прав владения и (или) пользования и (или) распоряжения недвижимым имуществом или транспортными средствами либо ввоза указанного имущества на территорию Российской Федерации, а в случае отсутствия установленного законодательством требования о такой регистрации - в течение 30 дней с даты приобретения указанных прав.
При постановке на учет налоговый орган выдает иностранной (международной) организации свидетельство по установленной форме с указанием ИНН и КПП.
В случае если иностранная (международная) организация состоит на учете в налоговом органе в связи с наличием отделения и имеет (приобретает) недвижимое имущество или транспортные средства, относящиеся к этому отделению и находящиеся на той же территории, иностранная (международная) организация обязана информировать налоговый орган о таком имуществе, направив сообщение по установленной форме. В течение пяти дней с момента получения сообщения от иностранной (международной) организации налоговый орган выдает ей информационное письмо по установленной форме с указанием соответствующего КПП.
В аналогичном случае, если относящееся к отделению имущество находится на территории, подконтрольной другому налоговому органу, чем данное отделение, иностранная (международная) организация информирует оба налоговых органа (по месту нахождения имущества и по месту нахождения отделения, к которому это имущество относится) путем направления сообщения по установленной форме. В течение пяти дней с момента получения сообщения от иностранной (международной) организации налоговый орган по месту нахождения имущества этой организации выдает ей информационное письмо по установленной форме с указанием соответствующего КПП.
Учет иностранных и международных организаций
в связи с открытием ими счетов в банках на территории
Российской Федерации
Несмотря на то обстоятельство, что НК РФ не определяет факт открытия организациями счетов в банках в качестве основания для постановки на учет, необходимость установить порядок учета в связи с открытием иностранными организациями счетов в банках на территории Российской Федерации тем не менее существует и определена наличием ст. 86 НК РФ. Так, в соответствии с этой статьей банки открывают счета организациям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Эта норма предопределяет необходимость получения иностранными организациями, не имеющими в Российской Федерации своих обособленных подразделений, в связи с открытием ими счетов в банках на территории Российской Федерации (например, в целях инвестирования в Российскую Федерацию), свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, и соответственно ведение такого учета по самостоятельному основанию. В противном случае, т.е. без предъявления свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, никакой банк на территории Российской Федерации в нарушение действующего законодательства иностранной организации счет не откроет.
В то же время при разработке Положения учитывалась необходимость создания максимально благоприятных условий для притока иностранных инвестиций в Российскую Федерацию, а также недопустимость появления факторов, тормозящих или препятствующих этому процессу. В этой связи для иностранных и международных организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), открывающих счета в рублях или в иностранной валюте в банках на территории Российской Федерации, не осуществляющих в России никакой деятельности, установлен простейший порядок учета в налоговом органе и получения ими свидетельства о постановке на учет. Необходимо отметить, что учету в связи с открытием счетов в банках на территории Российской Федерации подлежат только те иностранные и международные организации, которые не имеют оснований для постановки на учет, рассмотренных выше (т.е. иностранные и международные организации, вставшие на учет в налоговом органе в связи с наличием в Российской Федерации обособленных подразделений, недвижимого имущества или транспортных средств, при открытии в дальнейшем счетов в банках на территории Российской Федерации учету не подлежат).
Учет иностранных и международных организаций в связи с открытием ими счетов осуществляется в налоговом органе, в котором поставлен на учет банк (филиал), открывающий счет иностранной организации. Для этого необходимо представить заявление о выдаче свидетельства об учете в налоговом органе по установленной форме, а также справку налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога).
На основании представленных документов налоговый орган выдает иностранной и международной организации свидетельство по установленной форме с указанием кода иностранной организации (КИО) и КПП. В том же порядке осуществляется учет иностранных и международных организаций и при последующем открытии ими счетов в банках, поставленных на учет в других налоговых органах, чем тот, который выдал первоначальное свидетельство. В тех случаях, когда в результате проведения операций по счетам, открытым в банках на территории Российской Федерации иностранными и международными организациями, у них возникает обязанность самостоятельно уплачивать налоги, таким организациям необходимо встать на учет в порядке, предусмотренном для постановки на учет в связи с наличием обособленного подразделения.
Порядок учета в налоговых органах
иностранных и международных организаций
на основе уведомлений
В установленных случаях учет иностранных и международных организаций осуществляется в уведомительном порядке, т.е. на основании направляемых иностранными и международными организациями уведомлений по установленной форме, без присвоения ИНН, КПП и без выдачи свидетельства о постановке на учет.
К таким случаям относятся:
наличие источников инвестиционных доходов, не относящихся к отделениям иностранной и международной организации, или доходов от деятельности иностранной и международной организации, осуществляемой в течение периода, не превышающего 30 календарных дней в году непрерывно или по совокупности;
наличие движимого имущества на территории Российской Федерации, являющегося объектом обложения налогом на имущество, не относящегося соответственно к обособленным подразделениям иностранной и международной организации. Хотелось бы подчеркнуть, что уведомление о наличии движимого имущества направляется только в тех случаях, когда такое имущество подлежит обложению налогом на имущество, и составляется не в связи с каждым объектом движимого имущества, а по его укрупненным группам.
Учет иностранных организаций на основе уведомлений осуществляется также в случае, когда постоянными представительствами иностранных организаций являются иные лица (физические лица или организации). Помимо уведомления по установленной форме в налоговый орган необходимо представить также копию договора (соглашения, контракта), определяющего обязательства сторон, и легализованные копии учредительных документов иностранной организации в случае, если иная организация или физическое лицо являются одним из ее учредителей или владельцем доли уставного (складочного) капитала. Определение налогового статуса, т.е. наличие или отсутствие постоянного представительства - дело не всегда простое, особенно когда к образованию такового может приводить не самостоятельная деятельность иностранной организации, а деятельность иных лиц в интересах этой иностранной организации. В этой связи в случае возникновения затруднений у организаций или физических лиц относительно образования ими постоянного представительства иностранной организации Положение устанавливает возможность их обращения в соответствующий налоговый орган для определения налогового статуса.
Механизм взаимодействия с налоговым органом
иностранных и международных организаций,
состоящих на учете в налоговом органе
Речь идет о тех случаях, когда у иностранной и международной организации изменяются какие-либо сведения, содержащиеся в заявлении организации о постановке на учет. Обо всех таких изменениях иностранные и международные организации обязаны письменно в произвольной форме проинформировать соответствующие налоговые органы по месту постановки на учет.
В случае, если у иностранной и международной организации меняются сведения, требующие подтверждения документами, представляемыми при постановке на учет, такая организация направляет в налоговые органы по месту постановки на учет соответствующие документы, удостоверяющие произведенные изменения. При этом снятия с учета и новой постановки на учет иностранной организации не производится. Если произведенные изменения не связаны с реорганизацией иностранной и международной организации, при получении налоговым органом информации о произведенных изменениях иностранной и международной организации будет выдано (взамен на ранее выданное) новое свидетельство о постановке на учет, при этом первоначально присвоенный данной организации ИНН сохранится.
Примером такого случая может служить переход фирмы из юрисдикции одного государства в юрисдикцию другого государства, когда фирма, первоначально учрежденная в соответствии с законом одного государства с целью продолжения ее законного учреждения в другом государстве в соответствии с законом этого другого государства, меняет место регистрации, о чем свидетельствует сертификат о домициле (трансферте). При переносе адреса регистрации не происходит никаких других изменений: не меняются ни название фирмы, ни ее учредители, т.е. не возникает новое юридическое лицо. В этом случае, как уже говорилось выше, нет необходимости фирме закрывать и снимать с учета свое отделение в России и затем открывать и ставить на учет новое отделение, достаточно только проинформировать налоговый орган о произошедших изменениях и получить новое свидетельство о постановке на учет.
Иностранные и международные организации, учет которых ведется на основе уведомлений, информируют налоговый орган об изменении учетных сведений, направляя сопроводительное письмо с приложением нового уведомления.
Иностранные и международные организации, учитываемые в налоговых органах в связи с открытием счетов в банках на территории Российской Федерации, информируют налоговый орган об изменении учетных сведений, направляя письменные сообщения в произвольной форме.
Процедура снятия с учета
иностранных и международных организаций
Рассматриваются организации, состоящие на учете с присвоением ИНН на основании наличия обособленного подразделения, недвижимого имущества или транспортных средств в Российской Федерации, а также дипломатические представительства.
Иностранные и международные организации, состоящие на учете в налоговых органах Российской Федерации в связи с деятельностью через отделения, принявшие решение о прекращении деятельности (закрытии, ликвидации отделения) в Российской Федерации, в течение трех дней со дня принятия решения об окончании деятельности обязаны сообщить об этом в налоговый орган по месту постановки на учет и подлежат снятию с учета. Для этого такие организации представляют в налоговый орган заявление по установленной форме, копию решения уполномоченного органа о закрытии отделения или, в соответствующих случаях, копию акта сдачи работ, письмо из банка (филиала банка) о закрытии счетов организации, свидетельство о постановке на учет. Для осуществления контроля налоговым органом за правильностью исчисления и уплаты налогоплательщиками сумм налогов необходимо представить также декларацию о доходах и расчеты (декларации) по налогам, составленные на дату окончания деятельности организации в Российской Федерации через данное отделение.
Снятию с учета в налоговом органе подлежат также иностранные и международные организации, имеющие в Российской Федерации недвижимое имущество и транспортные средства, не относящиеся соответственно к отделению или представительству этих организаций в Российской Федерации, в связи с прекращением у этих организаций права собственности в отношении вышеназванного имущества, прав владения, и/или пользования, и/или распоряжения недвижимым имуществом и транспортными средствами, или в связи с вывозом данного имущества с территории Российской Федерации.
В целях снятия с учета в этом случае иностранной и международной организации необходимо представить в налоговый орган заявление о снятии с учета по установленной форме, заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих прекращение у иностранной (международной) организации указанных выше гражданских прав, или копии грузовых таможенных деклараций, подтверждающих вывоз принадлежащих иностранной (международной) организации транспортных средств с территории Российской Федерации, и свидетельство о постановке на учет.
Дипломатические представительства для снятия с учета в налоговом органе представляют заявление по установленной форме, письмо из банка (филиала банка) о закрытии счетов и свидетельство о постановке на учет.
Снятие с учета иностранной и международной организации и дипломатического представительства производится в течение 14 дней после подачи заявления и необходимого комплекта документов и завершается выдачей иностранной и международной организации и дипломатическому представительству информационного письма о снятии с учета.
* * *
В заключительных положениях документа определены случаи, когда присвоенный организации ИНН может быть изменен или признан недействительным, а также случаи, когда признанным недействительным может быть выданное организации свидетельство о постановке на учет.
Положение вступает в силу с момента его официального опубликования.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Анализ и оценка эффективности системы управления персоналом |
Курсовая работа | Дидактические и лексические упражнения, как средство развития словаря дошкольника |
Курсовая работа | Компенсация морального вреда |
Курсовая работа | Развитие коммуникативных навыков у младших школьников на уроках английского языка |
Курсовая работа | Современные платежные системы |
Курсовая работа | Экономическая политика, экономическая стратегия РФ |
Курсовая работа | Управление конфликтами в организации |
Курсовая работа | Анализ эффективного использования материальных ресурсов |
Курсовая работа | Организация управления малым предприятием |
Курсовая работа | Финансовое планирование на предприятии |
Курсовая работа | Педагогические условия организации самостоятельной работы учащихся |
Курсовая работа | Банкротство (несостоятельность) юридических лиц |
Курсовая работа | Анализ производства продукции растениеводства |
Курсовая работа | Оценка производственных мощностей предприятия |
Курсовая работа | Реструктуризация предприятия |