Курсовая работа по предмету "Философия"


Сократ



Сократ.

Рождение ученого. Дата рождения Сократа до сих пор не известна, и во многих исследованиях ученых никак не могут сойтись на каком-то конкретном числе. Известно одно, он появился на свет в 5 веке до н.э.

Ему посчастливилось родиться в семье каменотеса. Профессия была свободной, то есть отец был человеком свободным, не рабом, работал сам на себя и, судя по всему был человеком весьма зажиточным. Это подтверждает и то, что через 40 лет Сократ отправился на войну в качестве воина, собранного по всем правилам. Древнее общество не имело полноценной армии. Каждый воитель должен был прибыть на поле боевых действий, на своем коне и полностью экипированный, а стоило обмундирование очень-очень дорого.

Мать Сократа была повитухой и принимала роды у всех женщин близ лежащих домов и селений. В дальнейшем Сократ скажет, что он тоже принимал роды, но не у женщин, а у мужчин. Благодаря Сократу, они могли в муках родить из своей души мысли. Обучал Сократа Анаксагор - один из самых известных философ того времени, который также учил и Перикла. Так что с образованием Сократу также повезло, у этого учителя получать знания почитали за честь, а он еще и был другом семьи.

Главная мысль. Главная мысль Сократа заключается в абсолютной бесконечности добра и знания, которые неразрывно связаны. Невозможно поступать мужественно или благочестиво, не зная, что значат эти два противоположных понятия. Поступок только тогда имеет нравственность, когда человек делает его осознанно и по внутреннему позыву. Если же он ведет себя положительно только потому, что у него верная философия жизни, у него не будет причин быть добродетельным. Стандарт нравственности должен быть величиной уникальной, считал Сократ, и нельзя в вопросах истины и добра полагаться на общественное мнение. С этим связаны критические замечания Сократа об афинской политике и принятой практике решения управленческих вопросов большинством голосов. Подобные критические умозаключения были учтены на суде, закончившемся для Сократа смертным приговором. Философия Сократа в основном была нацелена на человеческую душу, которая подчинена своим собственным законам. Эти законы не произвольны, как хотели доказать противники Сократа. «Познай самого себя» Сократ понимал как руководство к действию и самосовершенствованию. И вот эту истину уже никто не смел оспаривать, настолько она была исключительной в своей простоте и логичности. Через 20 лет после рождения Сократа на Грецию обрушилась чума. Целые города уничтожала эта страшная болезнь. После того как прошла эпидемия, на Грецию обрушилась новая напасть. Спарта объяснила Греции войну, Сократ пошел на войну, вернувшись победителем. О том, как он узнал о своем предзнаменовании до сих пор ходят легенды. Многие считают, что Сократ несколько преувеличивает значение оракула, предсказавшего ему судьбу философа и ученого. Но такой факт в биографии Сократа имеет место быть. Известный всем ученым дельфийский оракул на вопрос, кто мудрее всех на свете, сказал, что все ученые мудрые и справедливые. Но всех мудрее Сократ. После этого изречения дельфийского оракула Сократ сказал лишь одно - я знаю то, что ничего не знаю. Сократ не оставил после себя никаких мыслей, изречений и других записей, сделанных на камне или папирусе. Но изречение дельфийского оракула он высек на своем медальоне, который с детства носил на груди. Предзнаменование оракула сбылось. До сих пор Сократ считается одним из самих мудрых и великих ученых. О философских взглядах Сократа мы знаем, благодаря его ученикам. Его учениками были такие великие философы, как Платон, Ксенофонт. Так кто же он, Сократ? Сократ, воплощенный идеал истинного мудреца в истории человечества. С его именем связано первое традиционное деление истории античной философии. Учение Сократа было устным. Все свободное время он проводил в беседах с приезжими учениками и местными гражданами. К нему прислушивались политики и обыватели, друзья и незнакомые. Темы, которые он выбрал для рассуждений и трактовок волновали и продолжают волновать умы и сердца многих людей, потому что они вечны как жизнь и смерть. Что есть добро и что - зло, что прекрасно, а что безобразно, что добродетель и что порок, можно ли научиться быть хорошим и как приобретается знание. Об этих беседах мы знаем в основном благодаря ученикам Сократа - Ксенофонту и Платону. Личность философа весьма не однозначна и окутана ореолом тайны и мистики. Мало того, что никто не знает точно, когда он родился, а соответственно, сколько ему было лет на самом деле. Мистика проходит через всю жизнь Сократа, начиная с предсказания Дельфийского оракула. «Сократ виновен в том, что не признает богов, признаваемых государством, а вводит другие, новые божества; виновен также в том, что развращает молодежь», - говорится в смертном приговоре, но для этой молодежи Сократ навсегда останется гениальным ученым, давшим ответы на вечные вопросы и приблизившим к тайнам бытия. Много-много лет назад древнее общество было сотрясено раскатом голоса обвинителя одного из самих великих ученых. Имя этого ученого было Сократ, а обвиняли его в том, что он возомнил себя мудрым, фактически небожителем. Такого богохульства приверженцы великого культа, поклоняющегося богам, не могли простить никому.

По великой афинской земле прокатился слух, что якобы есть где-то «муж, утверждающий, что он знает все и про явления природы, и про землю, и про небо». Если бы Сократ не коснулся святая святых - небожителей, возможно, его и не призвали к ответу. Но суд начался, Сократу пришлось держать ответ за свои многочисленные смелые утверждения. Сегодня личность Сократа оценивают как личность ученого, положившего начало всем естественным наукам и гуманитарным. Сократ был и философам, и поэтом. Область его интереса была просто неограниченна. Более того, появления стандартной системы образования мы обязаны именно этому греческому философу. Математика, логика, геометрия - вот далеко не все науки, в которых был компетентен этот гениальный и великий человек, ученый, осмелившийся впервые высказать предположение, что бога нет, а есть некая космическая субстанция. Стандартно указывают на три отличающих черты философии Сократа:

1) разговорный характер;

2) определение понятий через индукцию;

3) этический рационализм, выражаемый рациональным утверждением «добродетель есть знание».

Диалогизм учения Сократа заключается в следующем: убеждение философа в том, он «ничего не знает» помогло ему выйти среди аналогичных персон на первое место. Чтобы стать мудрым, не нужно быть умным, главное вовремя признать, что ты чего-то, как и обычный смертный, можешь недопонимать и не знать. Сократ пришел к выводу, что это убеждение в собственном незнании и делает его мудрейшим, поскольку другие люди не знают даже этого. Сократ постоянно делает упор на том, что он помогает «рождению» знания, но сам не является его источником. Каждый вопрос, по мнению ученого всегда предполагает ответ, и в этом есть истина. Собеседник, чувствую, что его мыслями интересуется оппонент невольно начинает думать и это и есть процесс рождения мысли.. Обычные приемы ведения диалога у Сократа - это опровержение через отрицание, построенное на иронии. Сам Сократ, говоря «чистую правду» о своем незнании, никогда не стеснялся учиться у собеседников и с удовольствием внимал всему, что говорили умные, по его мнению, люди. Через некоторое время Сократ снова проявил свою нетерпимость и неприятие произвола властей и несправедливости. Он отказывается подчиниться приказу Тридцати тиранов, только что пришедших к власти в Афинах, арестовать невиновного человека, которого правители посчитали своим врагом. Согласно собственным философским суждениям, Сократ безбоязненно критиковал всех властителей, кто был сторонником насилия и несправедливости. За столько явную позицию против существующего режима власти Сократа приговорили к смертной казни, приговор был приведен в исполнение незамедлительно.

Мало кто знает, что Сократ очень настороженно относился к новым знакомствам. Более того, он старался их всячески избегать, чтобы не вступать в контакт с новыми людьми, а соответственно, не испытывать новых эмоций. В этом случае считал ученый и философ, личная аура человека остается нетронутой, а цельность дает ощущение гармонии. Тем не менее, в его жизни были люди, которые на протяжении долгих лет оказывали на него влияние, были друзьями, соратниками, как бы мы сейчас сказали, коллегами. Во-первых, к главным людям в его жизни можно было отнести учеников, среди которых были известные всему миру Платон, Аристофан и Ксенофонт. Они продолжали прославлять своего великого учителя даже после его смерти. Кроме того, Сократ был женат. Женщину он выбрал себе красивую, но отличающуюся дурным нравом. Как только что-то было не по вкусу красавицы, она принималась пилить своего мужа и делала это очень изощренно. К сожалению более подробных описаний семейной жизни Сократа летописи не дают. Известно только одно в браке с этой женщиной Сократ прижил троих детей, которые впоследствии стали очень известны своими смелыми утверждениями и подвигами. Наверное, поэтому столько внимания в своих изречениях Сократ уделял семейной жизни.

Сократ. о дружбе. Все мы мечтаем о дружбе, о настоящих, доверительных отношениях, о близких, родных людях, которые понимали и, главное, принимали бы нас такими, какие мы есть. Иногда нам кажется, что это невозможно, что настоящая дружба и великая любовь только в романах и кино, а в жизни... Нет, жизнь -- это другое. Странная вещь получается. Время, в которое мы живем, -- время побед в области средств коммуникации. Мобильные телефоны, Интернет, электронная почта -- все есть, пользуйся на здоровье... Но отчего-то эти технические средства, раздвигающие границы пространства и времени, не делают нас ближе, а наоборот, мы становимся более закрытыми и, сами того не замечая, в стремительной гонке нашей жизни привыкаем довольствоваться поверхностными отношениями. А как же мы тогда узнаем себя, кто скажет правду, которая иногда хоть и неприятна, но, как горькое лекарство, полезна? «Исцеляю Дружбой» -- такое объявление мы вряд ли прочтем в какой-нибудь газете.

Афины, пятый век до нашей эры -- время Перикла и Фидия, Софокла и Калликрата, золотой век греческой культуры. В бедной, по афинским меркам, семье каменотеса и повитухи родился мальчик, Сократ. Кто тогда мог предположить, что имя это станет известно не только в Афинах, но и далеко за пределами славного города, что многие, отправляясь в дальний путь, будут мечтать встретиться, а если посчастливится, и побеседовать с этим человеком? Поразительно, что при всей популярности Сократ всегда оставался простым человеком: он никогда не записывал свои мысли, не менял скромного образа жизни и не любил, когда его называли учителем. У Сократа был один бесценный дар -- дар собеседника. Умение слушать и слышать, задавать вопросы, отыскивать единственно верный путь в лабиринтах мысли и, после долгого «путешествия» по ним, вместе с человеком открывать истину -- все то, что потом назвали искусством диалога. Разными путями приходили к Сократу его друзья и ученики.

Как-то, разговорившись с незнакомым молодым человеком, он поинтересовался:

-- Куда нужно идти за мукой и за маслом?

-- На рынок! -- бойко ответил юноша.

-- А за мудростью и добродетелью?

-- ???

-- Иди за мной, я покажу! -- пообещал Сократ.

С этого вопроса началась история отношений Сократа и Ксенофонта. Который стал не только ревностным, внимательным и любящим слушателем, но и биографом, другом и учеником философа.

«Когда я слушаю Сократа, сердце у меня бьется гораздо сильнее, чем у беснующихся корибантов, а из глаз моих от его речей льются слезы... он приводил меня часто в такое состояние, что мне казалось -- нельзя больше жить так, как я живу» -- под этими словами Алкивиада могли бы подписаться многие собеседники Сократа. Повезло же жителям Афин -- с ними рядом был такой друг!

Простота и скромность -- это лишь внешние черты Сократа, но за ними чувствуется огромное стремление помочь найти ответы на, может, даже не до конца сформулированные вопросы. Есть вопросы о разном, а есть о главном: «кто я?», «куда иду?», «для чего пришел в этот мир?», «как стать счастливым?». Сократ учил задавать вопросы, не убегая в абстракции, не прячась за общепринятые истины. Разговор всегда начинался, на первый взгляд, с незначительного (как с Ксенофонтом). Но во время диалога Сократ помогал собеседнику прийти к очень важному осознанию: часто, думая, что знаем, мы имеем лишь поверхностное представление или мнение о чем-то, а опыт и знание -- это совсем другое. Девиз Сократа «Я знаю только то, что ничего не знаю» поможет, если действительно хочешь узнать что-то по-настоящему. «Но если, рождаясь, мы теряем то, чем владели до рождения, а потом с помощью чувств восстанавливаем прежние знания, тогда, по-моему, познавать -- означает восстанавливать знания, тебе уже принадлежавшие. Называя это припоминанием, мы бы, пожалуй, употребили правильное слово» (Платон, «Федон»). Помощь Сократа в припоминании состояла в еще одном умении, очень редком сейчас, -- умении слушать. Слушая, услышать то, что хочет сказать тебе собеседник. Не перебивать, не торопиться высказать свою точку зрения. Все это и называется диалогом.

Диалог от Сократа -- это путешествие по лабиринту своей души с тем, кто не будет путать тебя еще больше, а, наоборот, покажет путь, хотя он вряд ли окажется легким. В детстве, не умея ходить, мы всегда держались за руку наших родителей, которые бережно, с любовью и терпением, учили нас делать первые шаги. Это и есть метод Сократа: помочь научиться познавать себя -- шаг за шагом, не боясь при этом увидеть те или иные недостатки, относясь с юмором к временным неудачам, у которых, как у монет, есть и другая сторона -- опыт. Единственное, что дает знание жизни, а не теоретическое представление о ней.

Нравственная философия. Сократ по праву считается создателем первой в европейской истории нравственной философии. Очень часто в разных местах Афин можно было лицезреть удивительную картину. Сегодня бы мы оценили это зрелище, как «городской сумасшедший». Сократ с всклокоченными волосами ходил по Афинам и что-то бормотал себе под нос. Или с неухоженной бородой, в заплатанном хитоне философ беседовал о сокровенном с согражданами, впоследствии становившимися его учениками. В этих беседах Сократ пытался понять естественные непреходящие истины и донести их до других. Философия Сократа - это его жизнь. Своей собственной жизнью и смертью он показал современникам и потомкам в чем заключается истинный смысл бытия человека. Проблема смысла жизни - вот главное, что занимало Сократа. Для чего живет человек? В чем суть человеческой личности? Что есть добро и что есть зло? Вопросы, выбранные Сократом для своего учения, стали и являются основными для каждого человека. В этом и заключается уникальность Сократа. По сути дела, Сократ стремился познать истинное содержание общепринятых в Древней Греции истин. Гражданские добродетели, моральные ценности - это далеко не все, чем увлекался Сократ. Он старался придать этим истинам абсолютное, непреходящее значение. Поэтому Сократа считают человеком, своего рода совершившим революцию, переворот в древнегреческом сознании. Две темы, которые волнуют любого человека - это любовь и дружба. Сократ уделял им большое внимание. Можно даже сказать больше, его философия целиком пронизана идеями этой философии. Любовная тема была на протяжении всего существования планеты Земля важна как психологическое обоснование тождества истины и добра. Желать лучше узнать. Основное при этом, чтобы и быть влюбленным в безусловно расположенный на взаимное чувство предмет обожания. Только любя человека можно обрести и наибольший смысл существования, так как любовь к конкретному человеку имеет огромную энергетику. Точнее, по Сократу, к «его душе, - в той мере, в какой она добродетельна или стремится к этому». В каждой душе есть доброе начало, как у каждой души есть темная сторона, бесконечная борьба добра и зла. Сократ, например, слышал голос своей темной силы, предостерегавший его или его друзей совершать те или иные поступки. Впоследствии эти мысли, и поступки были признаны нечистыми




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Диалекты Англии. Диахронический анализ
Курсовая работа Способы обеспечения законности в государственном управлении
Курсовая работа Планування та організація діяльності аграрного підприємства
Курсовая работа Роль кредитных отношений в современной рыночной экономике
Курсовая работа Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы
Курсовая работа Развитие международной торговли на современном этапе
Курсовая работа Дознание как форма предварительного расследования
Курсовая работа Исследование методов организации рекламы в Интернете
Курсовая работа Содержание, анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия
Курсовая работа Система применения удобрений в севообороте
Курсовая работа Управление персоналом на предприятии
Курсовая работа Стратегическое планирование деятельности коммерческого банка
Курсовая работа Проблема детско-родительских отношений в неполных семьях
Курсовая работа Экономическое значение "Нового Курса" Рузвельта
Курсовая работа Социальное развитие трудовых коллективов