Новопокровская женская обитель (Покровский женский монастырь) образовалась по инициативе вдовы войскового старшины Анны Алексеевны Радченковой, которая пожертвовала земельный участок. Для устройства женского монастыря. Большую помощь в создании обители оказали монахини Ставропольского Иоанно-Марьинского монастыря, которые собирали средства для этого. К 14 октября 1896 г. монахиня Иоанно-Марьинского монастыря Архелая построила на этом участке молитвенный дом, признанный благочинным готовым к освящению в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Освящение состоялось 10 ноября 1896 г. Молитвенный дом был сделан из соснового леса с одной главой, увенчанной металлическим крестом. С западной стороны к дому сделана пристройка из пяти комнат с особым крыльцом для житья монахинь. В 1897 г. здесь проживали 64 монахини и послушницы. К 1903 г. кроме молитвенного дома у общины имелось пять корпусов для помещения сестер, странноприимный дом, здание школы для окрестных детей, дом для священников с надворными постройками, хозяйственный двор, строился большой кирпичный храм, заканчивалось строительство монастырской гостиницы. Как и в любой женской обители при монастыре действовала школа, смешанного типа. В 1914 г. в монастыре насчитывалось 114 монахинь.[ ГАСК. Ф.135. Оп.72. Д.1288. Л.261 ]
Спасо-Преображенский Сентинский женский монастырь (вблизи древнего православного храма у карачаевского аула Сенты Баталпашинского отдела Кубанской области) вырос из женского скита во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Основательницей женской обители можно считать Евдокию Макарову, поскольку с ее именем связан рост и дальнейшее развитие общины.
Е. Макарова - сестра милосердия в русско-турецкой войне. Работая во Владикавказском госпитале узнала о возникшем ските и вместе с послушницей грузинского женского монастыря св. Георгия Евдокией Финенской отправилась туда. По пути к ним присоединились другие женщины. Поселившиеся у Святой горы начали ремонт своими силами. Поставили в древнем храме дубовый иконостас без позолоты, где установили принесенные ими иконы. Грубой работы железный крест купола храма заменили на новый, изготовленный на Эльбрусском свинцово-серебряном руднике. Стены с фресковой живописью сохранили, остальные части стен храма были выбелены и отштукатурены. Тогда же женщины соорудили небольшую каменную церковь в честь Преображения Господня, звонницу с колоколами, отлитыми на том же руднике, построили кельи для себя. [Беликов Г. Спасо-Преображенский женский монастырь. //Ставропольские губернские ведомости. 1997. №.177.С.7.]
Евдокия Макарова стала главной среди сестер и обратилась с письмом к епископу Кавказскому и Екатеринодарскому Герману об учреждении женского монастыря у подножия Святой горы с древним храмом. Разрешение последовало в 1892 г. К тому времени в скиту находились более 70 женщин. По ходатайству Архиепископа Агафодора монастырь был утвержден Святейшим Синодом в 1897 г. Благодаря устройству здесь женского монастыря древний храм впервые был отреставрирован и освящен в честь Преображения Господня в 1895 г. Храм находился на довольно высокой горе в трех верстах от монастыря. [ГАСК Ф. 135. Оп. 48. Д.307.] Торжественное открытие монастыря состоялось 22 октября 1897 г., на котором присутствовал архиепископ Агафодор. Со времени официального утверждения монастыря Евдокия Макарова, до этого причисленная как послушница к Ставропольскому Иоанно-Марьинскому женскому монастырю с пострижением в монашество становится настоятельницей образованного Спасо-Преображенского монастыря.[Беликов Г. Спасо-Преображенский женский монастырь. //Ставропольские губернские ведомости. 1997. №.177. С.7.] Владикавказский Покровский женский монастырь был образован благодаря инициативе Евдокии Федоровны Лозенко (в иночестве Евпраксия), во Владикавказе появилась женская община. Для её обустройства Городская управа отвела небольшой участок земли, на котором в 1892 г. была воздвигнута церковь, перевезенная сестрами из станицы Терской. С первого же дня в храме стали проводиться богослужения.
Казанский Агафодрорв женский общежительный монастырь находился в селе Винодельном Ставропольской губернии. Виноделенская Казанская женская община учреждена Агафодором, архиепископом Ставропольским и Екатеринодарским, в 1909 г. в память его родителей: чтеца Флегонта и Евдокии. Для этого им были куплены у Ставропольского акцизного управления уцелевшие после пожара здания и усадьба бывшего Винодельненского казенного винного склада. На учреждение общины и устройство церкви при ней Агафодором пожертвовано 42 тысячи рублей. Первой настоятельницей монастыря стала монахиня Раиса в миру - Александра Онисимова. Монахиня Раиса попала в Ставропольский Иоанно-Марьинский женский монастырь в 1870 году. Прошла послушание и пострижена в монахини в 1909, указом Ставропольской духовной консистории назначена начальницей Винодельческой женской общины.[Беликов Г. Спасо-Преображенский женский монастырь. //Ставропольские губернские ведомости. 1997.№.187. С.7.]
Первоначально женская община состояла из 12 человек, к 1913 г. их было 80. К 1913 г. при общине имелся храм во имя Казанской иконы Божьей Матери, странноприимный дом, 42 келии для монашествующих, трапезная, псалтырная, просфорная и другие необходимые постройки. В общине жили около 80 сестер. Хозяйство велось самостоятельно и сестры содержались на местные средства. В 1913 г. сестры во главе с настоятельницей обратились к епископу Кавказскому и Екатеринодарскому Агафодору, с просьбой преобразовать существующую общину в женский общежительный монастырь [ГАСК. Ф.135. Оп.75. Д.1032. Л.7.]
По ходатайству Агафодора от 24 декабря 1913 г. Святейший Правительствующий Синод указом от 19 августа 1914 г. преобразовал общину в женский общежительный монастырь с наименованием его Казанским Агафодоровым, с таким числом сестер, коим обитель окажется в состоянии содержать на Собственные средства. [ГАСК. Ф.135. Оп.75. Д.1032. Л.7.]. Таким образом обитель не получала государственное обеспечение и в документах не раз подчеркивается что монастырь должен содержаться на собственные средства. Социальный состав послушниц был однородным практически все послушницы мещанского и крестьянского сословий.
Свято-Троицкий женский монастырь в Терской области появился благодаря стараниям - владелицы «хутора Хомяковой» Нальчикского округа, Екатерине Хомяковой, дочери известного славянофила, богослова и поэта Алексея Степановича Хомякова, который некогда изрек «Не строй десять университетов, создай одну обитель!» Как видно из отношения строительного отделения Терского областного правления за 24 ноября 1895 г., она впервые обратилась «с просьбой о разрешении ей построить в названном хуторе на свои средства церковь во имя Святой Троицы, при сем представила и план предполагаемой постройки...» [ЦГА РСО-А. Ф.143, Оп.2, Д.161, Л.41.; Ф. 143. Оп.62, Д.297, л.57,58.]
Согласно определению Святей. Синода от 30 декабря 1906 г., 10 января 1907 г. Государь Император 9 февраля 1907 г. Высочайше соизволил на принятие вновь учрежденного в Нальчикском округе Терской области, в честь преподобного Серафима Саровского женскою общиною 40 десятин земли, жертвуемой дочерью штабс-ротмистра Екатерины Хомяковой. Но община землю в аренду сдавать не могла ввиду отсутствия дарительного документа, о чем свидетельствуют неоднократные запросы настоятельницы.
В декабре 1907 г. по прошению г. Хомяковой и по определению от 20 ноября 1908 г. Святого Синода, женская община во имя Серафима Саровского чудотворца была переименована в Свято-Троицкую Серафимовскую с отчислением существующего при ней прихода с причтом к приходу ст. Зольской [ЦГА РСО-А Ф. 143, Оп.2, Д. 161, Л. 106,107,109.] В первые два года существования обители Екатерина Алексеевна Хомякова на свои средства построила несколько зданий, где размещалась кельи насельниц, школа-приют для 40 сирот. Детей обучали ремеслам, преимущественно вязанию чулок на вязальных машинах, бесплатно переданных общине Министерством торговли и Промышленности. «Вязанию детей обучает особая инструктор, получающая содержание из того же министерства. Продажа изделий чулочного производства и служит главным образом источником содержания общины. Дети принимают участие в чтении и пении при богослужениях. Община призревает сирот бесплатно. Начальница обители, Ольга поглощена изысканием средств для жизни общины».
В 1915 г. общине из государственного бюджета для расширения имеющегося приюта для детей погибших воинов было выделено 10000 рублей. С этого времени приют вырос с 40 до 150 воспитанниц. «Помимо школьного обучения, всех детей приучают к ручному труду, а теперь по окончании курса начальной школы будут переводить в открытую художественно-ремесленную школу» - сообщалось в епархиальном журнале. Согласно данным, Л.И. Денисова, «сестры содержали больницу с амбулаторией» [Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. СПб., 1915. С. 130.]
Свято-Троицкий женский монастырь в Терской области один из немногих, в деятельности которого государственные учреждения принимали активное участие. С таким трудом получивший официальное разрешение на существование, община оказала неоспоримое благотворное влияние на жителей округи, увеличение числа сирот принимаемых монастырем, не только давала приют и кров сиротам женского пола, но возможность получить специальность, стать кем-то значимым в жизни.
Несколько нетипична для Северного Кавказа история становления Кизлярского Кресто-Воздвиженского женского монастыря. Этот монастырь был открыт как мужской по инициативе Высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Манглийского, православного миссионера в Дагестанской области. Монастырь был открыт при Астраханском епископе Илларионе (1731-1755 г), который в 1739 г. возвел в сан архимандрита первого кизлярского настоятеля игумена Даниила. Итак, мужской православный монастырь в Кизляре был образован в 1736 г. Архимандрит Даниил, был родом из Грузинских князей, он много сделал для становления и упрочнения обители. В начале XX в. вновь наблюдается упадок внутренней жизни монастыря. Из отчета о состоянии Владикавказской епархии в 1907 г.: «Нравственное состояние в монастыре печально. Всякие меры оказываются безрезультатными, тем более, что у монастыря имеются свои виноградники. Прихожу к мысли преобразовать этот монастырь в женский» [Отчет о состоянии Владикаваазской епархии за 1907 г. Владикавказ, 1908. С.34.]. В 1908 г. последовал указ Священнейшего Синода о преобразовании монастыря. Оставшуюся братию (13 монахов и 20 послушников) перевели в другие монастыри епархии.
Первой настоятельницей теперь уже женского Крестовоздвиженского монастыря стала игуменья Нина. Под её руководством сестры обители своим трудолюбием и желанием строго следовать монашескому образу жизни быстро снискали уважение со стороны местных жителей. В 1911 г. в монастыре проживало 5 мантийных монахинь, 70 послушниц, из них 14 рясофорных. В городе Петровске (Махачкале) у монастыря имелось подворье. Размеренное течение жизни было нарушено в 1918 г. Женский монастырь был подвергнут разорению, несколько монахинь было убито. С установлением Советской власти на Северном Кавказе монастырь был закрыт. Женская община во имя св. праведной Анны Кашинской была учреждена в городе Грозном 21 апреля 1909 г. 23 апреля казаками станицы Ильинской общине была отдана старая деревянная церковь. Других сведений об этой общине найти не удалось.
Итак, женские монастыри, появившись на Северном Кавказе в XIX в., сыграли важную роль в освоении социально-экономической, духовной сферы северокавказского социума. Монастыри стали центрами благотворительности образования и просвещения для жителей региона, их деятельность формировала положительный образ России в глазах местных народов.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |