Тимофеева Оксана
Рецензия
Н.Я. Данилевский. «Россия и Европа», Издательство «Книга», Москва, 1991 г.
Едва бросив взгляд на карту мира, мы непременно отыщем на ней Европу - небольшой участок суши, поделённый на множество частей. Много живет в ней племён: названьями, нравами, бытом, речью и верою в Бога они друг от друга отличны. Говоря Европа, мы подразумеваем, однако, не обособившиеся друг от друга государства, а единое целое, всемогущую державу, обладающую огромной экономической и политической мощью. Однако куда большее внимание при изучении карты привлекает не менее грозный и мощный сосед Европы - Россия - государство, поражающее воображение своими размерами, а оттого кажущееся воинственным и могущественным. Именно с формирования в России государственности и обретения военной мощи и начинается противостояние между Россией и Европой, о котором повествует в своём труде «Россия и Европа» Н.Я. Данилевский.
Книга впервые увидела свет в 1871 году и сразу стала предметом ожесточённых споров, ибо вышла она в разгар полемики между западниками и славянофилами. Н.Я. Данилевский, принадлежавший к славянофильскому крылу, выступил в роли пророка, предсказав закат Европы на 50 лет раньше знаменитого О. Шпенглера. Россия и Европа была тепло встречена на Западе, чего нельзя сказать о России. И если в Европе Данилевского упомянули первым в ряду таких мыслителей, как Шпенглер, Тойнби и Сорокин, то на родине известный философ В.С. Соловьёв назвал Россию и Европу литературным курьёзом и обвинил публициста в отрицании всякого нравственного отношения к другим народам и человечеству в целом.
Но Данилевский вовсе не хотел оклеветать Запад, он лишь стремился предупредить современников и потомков о том, какую опасность таит в себе отрыв от национальных истоков и европейничанье (не секрет, что 80% современных россиян считают себя европейцами). Наверное, поэтому книга, изобилующая терминами и многочисленными фактами, читается достаточно легко: в ней вся боль за нашу неприкаянную Родину, не принадлежащую, по сути, ни к Западу, ни к Востоку, не имеющую ни друзей, ни союзников. Труд Данилевского пронизан патриотизмом и горечью за ненужность России, и чувства автора передаются читателю. В книге также раскрыты причины, по которым наша держава пришла в упадок, но Данилевский не хоронит Россию, как Чаадаев, он уверен, что ей предначертано стать центром объединения славян.
Возникает вопрос: если в своем труде Данилевский отвел России столь почетную участь, отчего книга была столь резко встречена другими философами? Ответ кроется в самом труде «Россия и Европа».
Итак, центральной в «России и Европе» является теория разнородных культур, или культурно-исторических типов. По мнению Данилевского, всякий народ или семейство народов, характеризующийся отдельным языком или группой языков и составляющий самобытный культурно-исторический тип, является действительным носителем исторической жизни в том случае, если он уже вышел из состояния младенчества и по своим духовным задаткам способен к историческому развитию. Лишь немногие народы смогли создать цивилизации и стать культурно-историческими типами. Философ выделил десять таких цивилизаций: египетская, китайская, финикийская, иранская, индийская (эти типы Данилевский объединил в первичный тип, так как это древнейшие цивилизации, в которых наблюдалось смешение политики, религии и культуры, то есть не было приоритетной культурной деятельности), еврейская (исключительно религия), греческая (исключительно культура), римская (исключительно политика), аравийская, германо-романская (европейская). Таким образом, становится понятно, что еврейская, греческая и римская цивилизации развили лишь одну сторону культурой деятельности. Европейский тип смог развить все четыре стороны культуры, включая общественно - экономическую, однако культура Европы носит в основном научный и промышленный характер, что и позволило Данилевскому назвать этот тип двуосновным. Русского типа Данилевский не выделяет, однако он признает существование славянского культурно - исторического типа. При этом славянский тип он отнес к четырехосновному, а, значит, поставил его выше европейского, что и дало повод для возмущения западникам, и Соловьеву, в частности.
Большой интерес вызывает тот факт, что важную роль в формировании культурно-исторического типа играет психический строй народа, его ментальность. Это, пожалуй, и предопределило натянутые отношения России и Запада. Европейцы всегда казались русским захватчиками, узурпаторами; европейцы, в свою очередь, сравнивали русских с вандалами, грубыми и беспринципными. В «России и Европе» Данилевский сравнил европейский и русский менталитеты: русским, по его мнению, присуща врожденная гуманность и терпимость, а насильственность - уже прерогатива европейцев. По Данилевскому, европеец - это человек с высоко развитым чувством личности, стремящийся к власти. Русский же исполнен покорности и склонен власти подчиняться. Похоже, что именно эти духовные качества россиян и позволили европейцам выдумать абсурдную Норманнскую теорию, чтобы еще больше унизить русский народ. Что же касается самосознания, то, как считает Данилевский, «англичанин, француз и немец, перестав быть англичанином, французом и немцем, сохранят в себе нравственное начало; русский же, перестав быть русским, обращается в ничто». Именно поэтому философ страшится европеизации русской жизни, быта и даже сознания, ведь отход от национальных традиций грозит русскому народу гибелью.
Из всего этого следует вывод: Россия, по понятным причинам, не является частью Европы, более того, как считает Данилевский, Россия должна ПРОТИВОСТОЯТЬ Европе в целях защиты национальных интересов и традиций. В XIX веке противостояние это вылилось в знаменитую Восточную войну, или Восточный вопрос. Данилевский не зря начал книгу главой “1864 и 1854”, в которой отметил возросшую любовь Европы к Турции, под гнетом которой долгие годы жили наши братья-славяне. Покровительство Европы всему антиславянскому как нельзя лучше иллюстрирует ее отношение к России. Сколько раз наши государство вело войны с турками, сколько раз побеждало, но всегда добивалось малого - присоединения к себе небольших территорий. Как же важен был Сан-Стефанский мирный договор! Не для России, но для западноевропейских славян, которые могли получить столь желанную независимость, но, с подачи всё той же Европы, не получили ничего Балканы превратились в “пороховой погреб Европы” и ещё не раз должны были напомнить о себе.
Но, как бы ни относилась Европа к России, избежать контакта с ней (закрыв границы, как когда-то Китай и Япония) невозможно. Поэтому для сохранения на континенте политического баланса, Данилевский выдвинул идею создания Всеславянского Союза, ибо бороться с Европой сможет только Объединенное славянство. Борьбы избежать не удастся, так как господство одного культурно-исторического типа опасно для прогрессивного хода истории. Таким образом, во избежание катастрофы, необходим некий противовес Европе, которым и должен стать Славянский Союз. Однако создать такой союз можно только путем решения Восточного вопроса. Данилевский уверен, что Европа перестанет быть враждебной к самобытному славянству, когда ощутит его силу. Для этого есть все предпосылки: славяне объединены духовно, тем своевременнее будет создание единой славянской культуры. Ведь, по мнению философа, “европейская культура отцвела, пришло время сбора плодов, а за сбором следует опустошение”, цвет же славянской культуры еще впереди.
Труд Н.Я.Данилевского “Россия и Европа” не был оценен по достоинству современниками, однако он содержит немало мыслей, возымевших ценность в наше время. Сейчас как никогда остро стоит проблема гегемонии одного культурно-исторического типа, в свое время признанного Данилевским “сомнительным” - американского. Снова возникла необходимость создания политического противовеса, на этот раз - тандему США - Англия. После распада Советского Союза и крушения идеологических режимов в странах соцлагеря, Европа находится в состоянии хаоса. Бывшие советские республики в смятении, они не знают, к кому же им примкнуть, под чье покровительство попасть. Несомненно, их покровителем может быть только Россия, как признанный центр славянства. Однако не все разделяют эту точку зрения.
Прибалтийские страны ничтоже сумняшееся объявили Россию агрессором, отношения с Украиной также ухудшаются с каждым днем. Но хочется верить, что слова Н.Я. Данилевского в очередной раз окажутся пророческими: “Славянские народы сохранили свое сознание, свои народные черты…Славянское сознание, как бы ни затемнялось оно мелкими, низменными соперничеством и враждой, как бы ни держали его под спудом, все-таки оно не лишено возможности просветления и пробуждения”.
Так пожелаем же нашим братьям - славянам скорейшего пробуждения, ибо только единая славянская культура сможет оживить разрушающийся Запад для сопротивления гегемонии Соединенных Штатов, ибо лишь в единстве наша сила!
Оксана Тимофеева
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |