Курсовая работа по предмету "Иностранные языки и языкознание"


Владеть языком легко и красиво(из опыта работы по формированию речевой культуры школьников)



«Владеть языком легко и красиво»

(из опыта работы по формированию речевой культуры школьников)

Плотникова Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №5» п.Айхал, Мирнинского р-на

Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им.

М.Горький

Пятиклассники начинают учебный год. Им предстоит освоить новые предметы, познакомиться со многими преподавателями, овладеть более сложными видами работы на уроке. И каким станет первый день, урок для ребят - действительно интересным и запоминающимся или скучным и формальным, - зависит прежде всего от учителя.

Начиная путешествие по стране Русского языка в 5 классе, мы обращаемся к «Школе Доброслова». «Школа Доброслова» - это подборка практических материалов, помогающих ребятам совершенствовать культуру речевого общения. Согласно условию, посещать Школу может каждый, при этом не забывать простого правила:

Должен помнить ты везде,

Чтоб культурным быть:

Кто, кому, зачем и где

Будешь говорить.

В ходе изучения программы «Школы Доброслова» ученики знакомятся с такими понятиями, как речевая ситуация, её основные компоненты: адрес речи, цель и обстановка общения. Задания Доброслова, используемые в урочной и внеурочной деятельности по предмету, помогают им лучше усвоить всё это практически, формируют умение выражать своё отношение к предмету речи, а порой заставляют их задуматься над решением нравственных вопросов. Напоминаю ребятам, что наш язык очень богат, есть из чего выбрать, но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, бережном отношении к собеседнику и уважении к самому себе:

Есть слова, пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Вы к словам проявляйте терпенье,

Не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

(М. Матусовский)

Одним их эффективных методов формирования речевой культуры учащихся считаю применение игровых, ролевых ситуаций. Обращение на уроке к игре объясняется тем, что её эмоциональность, спонтанность позволяет: во- первых, включить учащихся в занятие неформально, стимулирует его к активному участию в уроке; во- вторых, в любом случае игры - грамматические, лексические, литературные, ролевые способствуют совершенствованию словарного запаса школьников, развитию грамматических, речевых умений и навыков, повышает интерес к предмету. Вот некоторые примеры игровых ситуаций:

Игра «Кто лучший редактор?» (исправь речевые ошибки)

Мальчику очень понравился рыбий суп.

Он так мало знает! Какой он невежа!

(Надеть) одеть пальто на мальчика

Гордиться братом или гордиться за брата

Вернувшись с работы, мы сыто пообедали

Написать свою автобиографию

Мое геологическое дерево

Игра «Вам пришло sms- сообщение»:

«Привед. Как оно? Я в гламуре. Я в Аське» («Привет. Как дела? У меня хорошо. Я подключён к интернет - пейджеру ICQ»)

Являясь носителями школьного сленга, учащиеся порой с трудом различают в речи сверстников привычные для слуха «словечки», при этом рекомендуя в своих sms- сообщениях или электронных письмах: «учи албанский» (намёк на то, что писать по-русски или понимать русскую речь автор текста (либо другой комментатор) так и не научился). Анализируя словарь школьного и компьютерного сленга, ребята приходят к выводу, что этот язык быстро обновляемый, с ограниченной тематикой и узконаправленной профессиональной лексикой, связанной с использованием современных средств коммуникации. Позволяет в сжатой форме обмениваться информацией, экономя тем самым деньги и время, НО при этом отличается от речи образованного человека (правильность, точность, чистота, выразительность, богатство). Приступая к работе над литературными синонимами, стараюсь помочь учащимся глубже уяснить важнейшую роль синонимов как средства достижения богатства, точности, выразительности, уместности в устной и письменной речи.

Предлагаю провести игру- разминку «Диалог с иностранцем». Её цель - развивать умение давать точное определённое значение того или иного слова, учитывать уместность употребления тех или иных языковых средств. В роли Иностранца выступает один из учеников, использующий в речи:

- заимствования («Во френды!»- добавить человека в список друзей)

- переосмысливания слов литературного языка («зависать» - находиться в одном положении долгое время, «тупить»- не понимать)

- усечения («литра», «матеша») и др.

Далее разминка идёт от противного. Иностранец вступает в диалог с Толкователями слов, которые знакомят ребят со справочной литературой (словари Ожегова С.И., В.И. Даля, Интернет - словарями на GRAMOTA.RU, электронным словарем «Кирилла и Мефодия»)

Данный пример - один из способов придать работе со словарём увлекательность, а также целостность и системный подход по формированию навыков исследования, поиска информации, расширению словарного запаса учащегося. (Задание: Какие оттенки значений имеют синонимы идти, бегать в приведённых предложениях: «Серёжа шагал размашисто, когда можно, выбирал сухую обочину, а когда нельзя, топал по хляби. Ребята носились с визгом, иногда, спасаясь от настигающего Серёжки, кто - нибудь мчался к стоящей поодаль Наташе. Побегают, побегают, а мы им потом: ну-ка, глядите, что у вас над головой…» )

Понятие высокой речевой культуры условно включает в себя два уровня. Первый - речь правильная, соответствующая нормам современного русского языка, и второй - речь хорошая, «умелая, искусная» (Г.О.Винокур). Но ни для кого не секрет, что современные школьники перестали «говорить», в то время как учитель пытается отыскать в «словесном потоке» собеседника основную мысль, формируя навыки правильной нормативной речи. Педагог требует от детей соблюдения всех языковых норм - словоупотребления, произношения, ударения и т.д., обращает внимание на разного рода погрешности, тактично исправляет их, давая необходимые пояснения с тем, чтобы в дальнейшем не допускал подобных ошибок. Однако усвоение материала представляет для учеников сложность, т. к. связан с традициями языка и требует запоминания.

Чтобы помочь пятиклассникам овладеть языковыми нормами использую на практике закрепления материала рифмованные загадки, пословицы, медиапрезентации, видеоролики и др. В рамках декады словесности, посвящённой Году русского языка мы с ребятами организовали праздник для первоклассников «В дружбе со словом». Считаю, именно через слово вы воспитываем «умение говорить». А это, по мнению языковеда А.М.Пешковского, «то смазочное масло, которое необходимо для всякой культурно- государственной машины и без которого она просто остановилась бы. Если для общения людей вообще необходим язык, то для культурного общения необходим как бы язык в квадрате, язык, культивируемый как особое искусство». Искусство говорить…




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Создание и внедрение мембранного аппарата
Курсовая работа Социальные услуги
Курсовая работа Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников
Курсовая работа Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников
Курсовая работа Карибский кризис
Курсовая работа Сахарный диабет
Курсовая работа Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа
Курсовая работа Анализ прибыли и рентабельности предприятия
Курсовая работа Методика развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста
Курсовая работа Убийство матерью новорожденного ребёнка
Курсовая работа Прибыль предприятия: ее формирование, распределение и использование
Курсовая работа Цель и методы рекламы
Курсовая работа Юридическая ответственность: понятие, виды, принципы
Курсовая работа Наследование по закону и по завещанию
Курсовая работа Сюжетно-ролевая игра, как фактор формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками