И. КАРИМОВ.
БЕЗ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ НЕТ БУДУЩЕГО.
После достижения независимости возрастает интерес нашего народа к познанию своей Родины, ее языка, культуры, ценностей, истории. Это -- естественное явление. Каждому человеку присуще желание знать свою родословную, кто были его предки, историю кишлака, города, где он родился и вырос, одним словом, историю Родины.
Сегодня весь мир признает, что край, называемый Узбекистаном, то есть наша Родина, является одной из колыбелей не только восточной, но и мировой цивилизации. Эта древняя и священная земля взрастила великих ученых, мыслителей, политиков, полководцев. На этой земле закладывались и развивались основы религиозных и светских наук. Построенные еще до нашей эры и позже сложные гидросооружения, памятники старины, не потерявшие своей красоты и величественности, свидетельствуют о том, что здесь с древнейших времен были высоко развиты земледелие, ремесла, культура, зодчество и искусство градостроительства. Уцелевшие в безжалостных испытаниях времени надписи и рисунки на камнях и сегодня хранящиеся в библиотеках более 20 тысяч рукописей, в которых запечатлены десятки тысяч научных трудов по истории, литературе, искусству, этике, философии, медицине, математике, физике, химии, астрономии, архитектуре, земледелию, -- это поистине бесценное духовное богатство и гордость наша. Мало найдется в мире народов, обладающих таким большим наследием. И потому-то я смело могу сказать, что немногие страны мира могут сравниться с нами в этом отношении.
Настала пора серьезного изучения этих уникальных рукописей, отразивших жизненный опыт, что накапливался веками нашими предками, их религиозные, нравственные, научные взгляды. Ибо, как вам известно, в советский период стремление к познанию исторической правды не поощрялось. Источники, не служившие интересам господствующей идеологии, укрывались как можно дальше от глаз народа.
Наши ученые создают труды о различных периодах истории, писатели пишут крупные прозаические, поэтические и драматургические произведения на историческую тему. Заслуживает внимания и тот факт, что средства массовой информации широко пропагандируют наши духовные ценности, в беседах, дискуссиях появляется разнообразие мнений. Меня особенно радует то, что наше молодое поколение, ощущая себя лично ответственным за дальнейшую судьбу нации, Родины, участвует в полемике с чувством причастности к этому.
Есть пословица -- “Чумчук сойса хам кассоб сойсин”1. Я не историк. И совершенно далек от мысли поучать специалистов в этом отношении. Однако возникает естественный вопрос: в пору вступления нашей государственности в период резкого поворота нужно ли нам четко определить свое место во времени и пространстве, знать свое генеалогическое древо, знать, кто мы есть? Нужно или нет, чтобы активно работающие в нашей стране уважаемые академики, писатели, издатели, ученые, и прежде всего историки, вместе ответили на эти вопросы?..
На мой взгляд, когда речь заходит об историческом прошлом узбекского народа, о его самобытности и духовности, у нас не хватает анализа, опирающегося на глубокую научную основу, четкого подхода в определенных вопросах. Говоря научным языком, нет целостной концепции. Самосознание начинается со знания истории. Эту истину, не требующую доказательств, необходимо поднять на уровень государственной политики.
Есть особая ответственность говорить с высокой трибуны о нации, стране. Не будем забывать о том, что когда выражается отношение к какому-либо событию или личности, это может быть лишь точкой зрения одного человека или людей определенной категории. Хуже всего, что субъективное мнение бывает заразительным. Одностороннее мнение, не основанное на глубоком анализе, на логике, сбивает с толку людей, и прежде всего преподавателей истории. Приняв услышанное за истину, они доводят ее до учащихся. Правильный путь нам могут указать только те выводы, которые родились в результате спора, дискуссии, анализа. Это во-первых.
Второе заключается в том, что мы объявили воспитание гармонично развитого человека приоритетным направлением государственной политики. Когда мы говорим о гармонично развитом человеке, то подразумеваем, прежде всего, эрудированных, образованных, просвещенных людей с высоким сознанием, способных самостоятельно мыслить, являющихся примером для других. Сознательного, образованного человека нельзя обмануть сбивчивыми, сомнительными разглагольствованиями. Он все взвешивает на весах разума, логики. Зрелым человеком считается тот, кто свои мысли, мнение, выводы соотносит с логикой.
Мы строим свободное демократическое общество. Для нас вообще не существует закрытых тем. У нас есть общенародная трибуна -- телевидение, радио, печать. Для людей с добрыми помыслами границы всегда открыты. Из-за рубежа к нам едут гости, и мы выезжаем в иностранные государства. Часто у нас проводятся международные форумы. Нам нужны знающие, умные, образованные люди, которые на этих форумах свободно смогут вести полемику с ведущими учеными в любой сфере -- будь то экономика, политика, история, культура.
Почему я часто повторяю слово “просветительство”, делаю на нем особое ударение? Просвещение -- это основа развития общества, это единственная сила, способная спасти его от неизбежной катастрофы. Вспомните события, развернувшиеся в Туркестане в начале нашего века. Почему в этом крае в те годы как никогда усилилось движение просветительства? Да потому что пробудить край, подпавший под иго царской России, ставший перед лицом регресса, раскрыть глаза народу можно было лишь путем просветительства. Просветительство и сегодня не потеряло и не потеряет впредь для нас своего значения. Добиться поставленных перед собой целей мы можем только тогда, когда сумеем воспитать умных, образованных, высоконравственных людей, только тогда воцарится в стране благоденствие и прогресс. Если не сможем решить этой проблемы, то все наши призывы и упования окажутся напрасными: не видать нам тогда ни прогресса, ни светлого будущего, ни благоденствия!
Именно поэтому мы в свое время организовали республиканский центр “Маърифат ва маънавият”. Открылись областные и районные отделения центра. И речь сейчас не о том, что были выделены крупные суммы из бюджета республики. Если нужно, поможем еще. Но как можно понять, что работа в этой сфере отстает от требуемого уровня, что организация допускает формализм в своей деятельности? При виде такого положения дел невольно хочется воскликнуть: дорогой мой, ты же не работник дома политпросвещения советских времен, у тебя ведь совершенно другие задачи. Мы создали эту организацию не только для того, чтобы получали там зарплату. Ведь по сути нравственное воспитание, пропаганда знаний является делом совести каждого интеллигента. Просветитель должен быть самоотверженным человеком. Понимаем, и они должны иметь хлеб насущный, кормить семью и детей. Поэтому мы и назначили им зарплату. Однако я еще раз повторяю: просветитель должен быть прежде всего самоотверженным человеком, фанатиком своего дела.
Я говорил о движении просветительства в начале двадцатого века. Разве представители этого движения выступили на арену борьбы ради богатства, ради славы? Разве кто-то выдавал зарплату Махмудходже Бехбуди, Мунаввару Кори, Фитрату, Тавалло за то, что они открывали школы, призывали народ отстаивать свои права? Кто-то платил им за это? Конечно, нет! Они заведомо знали, что играют с огнем, что будут жестоко наказаны за свою борьбу с колониализмом. Зная об этом, они сознательно шли по этому пути. Ибо к этому их призывала совесть, убеждения.
Давайте теперь перейдем к основной теме. Итак, какое место занимает история в нашей духовности? Можно ли достичь высокой духовности, не зная истории? Конечно, нельзя!
Для восстановления духовности, чтобы ощущать себя не ниже других в стране, в которой родился и вырос, ходить с гордо поднятой головой, человеку, конечно, необходима историческая память.
Естественно, каждый человек, являясь сыном своей нации, задается вопросами, а кто были мои предки, где истоки моей нации, как происходил процесс ее становления, возрождения и формирования? Почему уровень развития нации, давшей миру таких великих людей, как Ахмад аль-Фаргони, Мухаммад Хоразми, Ибн Сино, Абу Райхон Беруни, Имам аль-Бухари, Амир Темур, Улугбек, Алишер Навои, Бобур, к XVII--XIX векам стал ниже прежнего, достигнутого до той поры? Почему в течение трех столетий мы не сумели преодолеть отсталость? Не стала ли эта отсталость, несмотря на сильное сопротивление наших предков, причиной относительно легкого покорения царской Россией нашего края?
Человек, исследующий корни истории, конечно же в один прекрасный день столкнется с этими вопросами, и, я уверен, сделает правильные выводы. Человек, у которого есть историческая память, -- это стойкий человек. Я повторяю, стойкий человек.
Если каждый член общества независимо от того, кем он является, будет хорошо знать свое прошлое, то такого человека трудно сбить с толку, подвергнуть влиянию различных догм. Уроки истории учат человека бдительности, укрепляют его волю.
Из вышеприведенных рассуждений, естественно, возникает такой вопрос: создана ли правдивая история Узбекистана, узбекского народа, которую стоит довести сегодня до широких масс? Историю, написанную в советское время, я не считаю историей. Я совершенно против того, чтобы преподавать историю, написанную чужестранцами. Когда колонизаторы высказывали объективное, справедливое мнение о народе, который подчинили себе? Они тратили все силы на то, чтобы умалить прошлое Туркестана, лишить нас своей истории. Вы, видимо, хорошо понимаете, что значит лишиться истории. Лишиться истории для человека все равно, что лишиться жизни.
История Хорезмского государства, как мы знаем, насчитывает 2700 лет. Но попробуйте спросить у какого-либо известного российского историка, прошлого или нынешнего, признает ли он это? Не признает, не знает и не желает знать. А причина этого упрямства одна: если он признает этот факт, то его исторические выводы будут сведены на нет, и станет очевидным, что он пошел в науке ложным путем. Вот уже исполнилось три тысячи лет со времени создания нашей священной древней рукописи “Авеста”. Эта уникальная книга является духовным, историческим наследием, оставленным грядущим поколениям от наших предков, живших 30 веков назад на этой прекрасной земле между двух рек. “Авеста” -- это исторический документ, свидетельствующий также и о том, что в этом древнем крае существовало великое государство, великая духовность, великая культура. И этот факт никто не может отрицать. Однако, как было сказано, я не знаю, чтобы какой-либо иностранный журналист или вообще западный писатель упоминал об “Авесте”. Отсюда можно сделать вывод, что большинство суждений, высказываемых в дальних странах, о прошлом нашего народа, страны, являются ложными, антинаучными.
Я говорю то, что знаю, я вынужден сделать такой вывод. Достойно сожаления то, что когда речь идет о нашей истории, мы до сих пор опираемся на исследования русских ученых, цитируем их: “Бартольд сказал так... Гумилев сказал эдак...” и т. д. Я не хочу умалять труд русских ученых. Но до каких пор мы будем оценивать свою историю чужими мерками? Почему не проводятся исследования, в которых дается всесторонний анализ политико-социальной, экономической, культурной жизни, развития государственности в стране в такой великий период? Есть же у нас институты востоковедения, археологии, истории и другие. Чем заняты специалисты, куда они смотрят? Когда возникла узбекская государственность? Оказывается, в 20-х годах ХХ века, а точнее, в 1924 году Узбекистан получил статус государства. И нужно верить этому? Как человек, стоящий во главе вновь формируемой узбекской государственности, имею право сказать -- и это не хвастовство -- готов отдать за это свою жизнь. Потому что в этом заключается смысл моей жизни. Однако не только я, весь народ желает знать: в каком веке возникла узбекская государственность? Какие исторические этапы она прошла? Может быть, специалисты объяснят, может, у них есть точный ответ? Может быть, ученые, ведущие пропагандистскую работу, уже давно пришли к единому мнению? Однако до сих пор я ни в печати, ни в учебниках не смог найти ответ на эти вопросы.
Еще раз скажу, я не смею ни критиковать, ни обвинять работающих в этой сфере ученых. Я также хорошо знаю, в какую эпоху формировались научное мышление, взгляды многих ученых. Работающих в области исторической науки я знаю как своих соратников-патриотов. И поэтому могу требовать от них: когда для наших детей подготовите точную, научно обоснованную, правдивую историю нашей страны?
Государственность в настоящее время является важным политическим вопросом. Ибо еще существуют силы, которые через третьи лица ведут пропаганду, что в Узбекистане не было государственности, пытаются внедрить эту мысль в наше сознание и даже уверить в этом международную общественность. И вы думаете, что среди таких подстрекателей нет людей, которые мечтают любым путем вернуть нас в бывший СССР? Основная задача узбекских историков сегодня состоит в том, чтобы доказать необоснованность таких утверждений, создать историю нашей государственности, основанную на научной точке зрения.
Если в нашей печати появляется статья, касающаяся нашего прошлого, я знакомлюсь с ней, независимо от того, какого она плана -- научного или художественного. Человек, считающий себя политиком, деятелем, если у него есть совесть, обязан знать историческое прошлое своего народа.
Мы родились и выросли на этой земле. Все мы считаем себя узбеками. Гордимся этим. Недавно я прочитал одно стихотворение Мухаммада Юсуфа. Он пишет о том, что необходимо знать для осмысления понятия “узбек”. Хорошее стихотворение! Вот если бы еще наши ученые дали научное толкование таких больших идей.
Например, оседлая или кочевая культура составляла основу жизни наших древних предков? Какие племена повлияли на формирование узбекского народа? Знаю, это трудные вопросы. Однако нам необходимо найти на них ответы.
У представителей соседних государств и наций тоже, подобно нам, заметно желание заново, глубже изучить свою историю. Это, наверно, правильно. У каждого народа есть своя национальная гордость. Издаются различные книги, проводятся большие форумы. С целью изучения священного наследия нашего предка Ахмада Яссави проводятся встречи и в Туркестане, и в Стамбуле, и в Измире. И было бы хорошо, если бы на этих встречах, конференциях представители Узбекистана, опираясь на научно-исторические основы, глубокие исследования, не предаваясь отдельным домыслам, вооружились правдивыми свидетельствами и доказательствами.
Вновь хочу повторить: раз мы считаем себя нацией, мы должны обладать конкретным представлением, характеризующим узбеков. Есть тюркоязычный народ, есть турецкий народ. Разницу между этими понятиями должен знать каждый гражданин, прежде всего наши дети. Почему же, когда касаемся этих вопросов, наши историки упорно молчат, как будто набрали в рот воды?
Недавно по телевидению транслировали передачу о государстве хунов, об Аттиле, который когда-то правил этим государством. Аттила, захватив волжские территории, астраханские степи, дошел до Восточной Европы, затем, завоевав Западную Европу, дошел до Римской империи и разделил ее на две части -- Рим и Византию.
В русских и западных источниках, литературе хунов называют “гуннами”. Гунны во главе с Аттилой вторглись в Рим и полностью разрушили его. Эти события произошли приблизительно в конце IV -- первой половине V века. Ведущий передачи, ученый, полностью донес до зрителя подробности о том, кого взял в жены Аттила, по чьему указанию и кем он был отравлен. Даже назвал точную дату рождения Аттилы. Бог знает, смог бы правильно ответить этот ученый на вопрос о дате рождения Беруни? Самое интересное впереди. Гунны якобы отвратили римлян от пристрастия к спиртным напиткам и, ассимилировавшись с ними, оздоровили нацию и этим продлили им жизнь. Оказывается, и культуру в Рим тоже принесли они...
А между тем на Западе об Аттиле вспоминают не как о личности, принесшей культуру, а как о захватчике, который уничтожил великую цивилизацию. Мы вступаем в XXI век. Прошло так много времени, но они не могут забыть деяния Аттилы.
Один из калмыцких друзей недавно подарил мне книгу. В этой книге написано -- что бы вы думали? -- что на флаге Аттилы был изображен крест. Что хотел сказать этим автор?
Хотел сказать, что христианство тоже пришло в Европу из пустыни? И мы, узбеки, тоже якобы потомки этого Аттилы. Оказывается, мы должны этим гордиться. Во-первых, пока еще, наверное, никто не может сказать, есть ли основание для таких серьезных выводов. Во-вторых, быть потомком захватчика -- это ведь не гордость, а позор! Если мы будем поддаваться на такого рода провокации, что о нас скажет завтра Европа? Откуда все это, кому нужен такой ложный авторитет?!
Мы представляем всему миру узбеков как великий, созидательный народ. И это так на самом деле. Какова была цель проведения юбилея нашего предка Амира Темура в Парижской штаб-квартире ЮНЕСКО? Представить людям всего мира, что этот совершенный человек был основателем великого государства, был великим созидателем, творческой личностью, поддерживал науку, культуру, внес огромный вклад в развитие мировой цивилизации.
На этом форуме, в котором принял участие сам господин Жак Ширак, я пытался доказать эту мысль, опираясь на надежные источники. Я сказал, что Темур, заложивший основы нашей государственности, останется для нас всегда примером энтузиазма, глубокой мудрости, инициативности, патриотизма. Мы всегда получаем духовную поддержку от этой великой личности.
Как выяснилось, и в Париже, и вообще в Европе делались попытки умалить авторитет Сахибкирана. Признавая его великим полководцем, его обвиняли -- даже язык не поворачивается произнести это -- в жестокости. Нетрудно доказать, что для этого нет никаких логических оснований. Человек не может быть одновременно и созидателем, и варваром. Какие медресе и мечети, какие прекрасные дворцы он построил, поддерживал ученых, просветителей. Человек, который знает наизусть Коран, не может быть варваром. Разве может кровожадный человек сказать: “Сила -- в справедливости”?!
В то время, когда речь идет о повышении авторитета Узбекистана, нам не годится быть наследниками каких-то аттил. Я категорически против этого. Если нам нужно быть чьими-то наследниками, то мы являемся наследниками Беруни, Аль-Бухари, Амира Темура, Мирзо Улугбека, Мирзо Бобура. Всем известен характер узбека. Он любит землю, природу. Он растит деревце, неся для него воду даже в своей тюбетейке. Узбек по своей сути -- это созидатель. Ему не нужна чужая земля. И если придется ему взять в руки оружие, то только для того, чтобы защитить родную землю.
В своем интервью журналу “Тафаккур”, развивая идею Амира Темура о том, что сила -- в справедливости, я добавил, что сила -- в знании. Где просвещение, духовность, а где Аттила?!
Давайте вдумаемся глубже: выставляя в качестве довода Аттилу, не хотят ли они сказать, что, мол, и вы, узбеки, кочевой народ?
Вчера я еще раз специально просмотрел карту. Гунны в Европу прошли через север, Кипчакскую степь. Не ступала их нога ни в великую Бухару, ни в великий Самарканд, ни в великий Хорезм.
Тогда каким же образом узбеки могли быть гуннами?
Правильно, на протяжении всей нашей истории на территорию Мавероуннахра какие только завоеватели ни вступали в течение многих лет, а может и столетий, какие только династии чужестранцев ни господствовали на нашей земле. Одним словом, разве немало тех, кто на протяжении тысячелетий побывал на наших землях? Из Ирана -- Ахеминиды, из Греции -- Александр, из Аравии -- Кутайба, из Монголии -- Чингизхан, пришли русские завоеватели. Но народ-то остался. В чем же здесь тайна? Каким образом, благодаря каким внутренним силам народ смог сохранить самого себя, свою сущность? Не потому ли, что издревле вел оседлый образ жизни, стремился к знаниям, обладал богатой культурой, считал священными свои обычаи и традиции?
Когда появилось именование “узбеки”? Как пишут советские историки, именование “узбеки” появилось где-то в XVI веке, после захвата наших земель ханами Кипчакской степи. Но ведь и до того в Мавероуннахре на территории между двух рек жил народ. Или этот народ принадлежал к другой нации? Где же здесь логика?
Если мы примем оставшуюся от советской эпохи эту версию, то последует неверный вывод, что история нашей нации началась с периода этих очередных захватчиков? Тогда где же наша многовековая история? Раз и Самарканд, и Бухара, и Хива принадлежат узбекам, раз здесь было узбекское государство, почему мы должны начинать свою историю с XVI века, с того периода, когда чужеземцы, побывав на наших землях, оставили свои имена? Ведь и до того жил здесь оседлый народ! Была же у этого оседлого народа своя культура! Кто бы ни наступал, например, монголы, которые господствовали с 20-х годов XIII века до 70-х годов XIV века, происходило взаимовлияние культур, и все же основной оставалась культура местного народа, преобладала именно она.
Мы узнаем о народе не по его названию, а по его культуре, через его духовность, вглядываемся в истоки его истории.
Еще раз повторяю: я не историк. Однако, если мы будем логически анализировать основные закономерности исторического развития народов мира, в целом, и нашего края, в частности, то станет ясно, что и Александр (которого на Востоке больше знают под именем Искандар Зулкарнайн), и Кутайба, и Чингизхан, и генерал Черняев, -- кто бы ни вступал на нашу землю с войском в несколько десятков или сотен тысяч солдат, кто бы ни захватывал ее, брали в свои руки лишь политическую власть. Еще раз повторяю: политическую власть. И все. Действительно, за период своего правления они прилагали все усилия к использованию в своих интересах экономические, торговые, научные, культурные возможности нашей страны. Однако они не могли и не смогли бы уничтожить проживавшее здесь на протяжении веков коренное население, его многовековую культуру.
Свою мысль могу всем просто и доступно объяснить, приведя один пример. Начиная с завоевания нашей страны царской Россией до восстановления государственной независимости прошло около 130 лет. За этот период сколько страданий, горя и бедствий вынес наш народ. Возьмем хоть политическую, хоть общественно-экономическую жизнь, духовную, культурную сферы. Кстати, хотел бы дать один совет нашим ученым, которые исследуют колонизаторский период истории, а точнее, хочу обратить их внимание на один вопрос. Отличие этого периода от предыдущих в том, что в это время, особенно в годы советской власти, наш народ был полностью оторван от внешнего мира. Мы хорошо знаем, какие духовные, культурные притеснения, унижения выпали на нашу долю за этот семидесятилетний период. Здесь я имею в виду скорбное прошлое, связанное с нашим языком, литературой, историей, религией, генофондом нации, демографией. Однако сейчас речь идет не об их трактовке, причинах, следствии.
Моя мысль, которую я хотел бы высказать, состоит в следующем: если взглянуть со стороны, в этом ужасном положении, когда наш народ, его культура, национальное самосознание, обычаи и традиции могли исчезнуть, смогли ли мы, не без некоторых потерь, сохранить себя, свою сущность? Пусть наши ученые ответят на этот вопрос.
Хочу остановиться еще на одном вопросе, относящемся к этой теме. В то время, когда сидевшие в центре, в Кремле, проводили политику, направленную на превращение коренного населения национальных республик в “советский народ”, то есть единый народ, за счет чего, каких исторических, природных закономерностей уцелел узбекский народ? Думали ли над этим ученые, ставили ли они такие вопросы в своих исследованиях? К сожалению, нет.
Итак, например, как бы я ответил на этот вопрос?
Наши предки, наш народ испокон веков вели оседлый образ жизни, сущность нашей нации сформировалась в условиях оседлой культуры. Не случайно, я бы даже сказал, закономерно появилось такое понятие, как “илиги ток, бакувват”1. Я этим хочу сказать, что узбекский народ твердо стоит на ногах и полон сил. Еще в нашем языке есть такие выражения, как “тагли-тугли”2 и “палаги тоза”3. Это говорится по отношению к семьям, которые постоянно проживали в одной местности, выработали свой образ жизни, критерии поведения, убеждения и образ мышления. Какое же можно дать определение народу, который имел свои убеждения, критерии и правила, объединившие массы, несколько сотен тысяч, миллионы людей? Если исходить из жизненной и общественной логики, то объяснение здесь одно: национальная сущность, корни нашей нации, культуры -- оседлость.
Подойдем к вопросу с другой стороны. Нынешняя наша богатая культура -- плод какой цивилизации? Раз есть такая культура, ее создал народ, который проживал на этой земле, или она возникла на пустом месте?
Я хочу сказать, что при создании нашей древней культуры, как и истории, свой вклад также внесли множество этнических групп, народов и народностей. Это -- естественно. Ибо никогда, нигде не бывает культуры, принадлежащей лишь одной нации. Любая цивилизация является результатом деятельности и плодотворного влияния множества народов, наций, племен. Одним словом, переселенцы и завоеватели приходят и уходят, однако народ и его культура остаются вечно.
Поэтому наши ученые-историки, несмотря на свои различные убеждения, определенные взгляды, должны собраться, дискутировать, прийти к единому выводу. Вместо того чтобы увлекаться различными понятиями, такими как саки, массагеты, согды, бактрийцы, наши историки должны показать, доказать нации ее истинную историю. Действительно, история -- это основа духовности народа.
Некоторые историки хотят сказать, что мы -- потомки Чингизхана, даже, мол, в Амире Темуре текла кровь Чингизхана, что он из рода монголов. Давайте подумаем, к какой нации принадлежит наш предок Амир Темур?
Еще в книгах советской эпохи говорилось относительно войска Темура, достигшего окрестностей Москвы, что “татаро-монгольские войска окружили Москву”. На самом деле, войско Сахибкирана разгромило Тохтамыша, и только после освобождения Руси от монгольского ига оказалось близ Москвы. К сожалению, эта правда была опубликована в российской печати лишь в 1995 году. До такой степени слепы были наши историки, что до сих пор ни один из них не выступил и не сказал: нет, историческая правда не такова. Иначе, где Амир Темур, а где монголы! Где здесь самоотверженность, патриотизм? Где национальное самосознание, гордость?!
Хочу сказать, что каждый народ должен охранять и защищать свою историю от негативных воздействий и нападок. Если вы будете безразличны, то найдутся такие лжеспонсоры, силы, которые будут издавать книги, искажающие историю. Даже могут выпускать их за границей.
Если есть на свете друзья, значит будут и враги. Вот один пример. В 1996 году мы праздновали 660-летний юбилей нашего предка Сахибкирана Амира Темура. Некоторые по-иному стали толковать даже это.
Прежде всего, если мы проводим юбилей нашего предка, то поводом для этого становятся его дела, которые были осуществлены для процветания нашей нации, роль, которую он играл в нашей истории. Если подходить к вопросу с этой точки зрения, то кем был Амир Темур? Он, в первую очередь, был великой созидательной личностью. Кто построил памятники в Самарканде, в Шахрисабзе? Кто восстановил мавзолей Яссави в Туркестане? А что вы скажете о благоустроительных, архитектурных работах, осуществленных в период правления Амира Темура и его потомков на территории Афганистана, Ирана, Индии? Кто основным принципом своей деятельности выбрал ставший всемирно известным девиз “Сила -- в справедливости”?
До недавних пор, если речь шла об искусстве государственного правления, многие начинали разговор или с марксистско-ленинской ложной теории или со взглядов Макиавелли, жившего в XVI веке. Если позволить, то они и сейчас могут продолжить эту старую привычку. Кто написал классическое произведение об искусстве управления государством, обществом, о власти под названием “Уложения Темура”? Вообще в человеческой цивилизации есть ли другой правитель, оставивший подобное произведение?
Теперь давайте попробуем рассмотреть личность Чингизхана по этим критериям. Какой след он оставил после себя, кроме разрушенных им городов и селений? Раз так, не будет ли крайней нелепостью считать себя наследниками Чингизхана?
В нашей стране стало хорошей традицией проводить юбилейные праздники исторических личностей, городов, культурных памятников. Здесь речь идет не только о торжествах, важнее то, что мы ценим их богатое наследие, которое в свое время они оставили для грядущих поколений, добрые дела, если хотите, их лепту в мировую цивилизацию. Конечно, каждая нация стремится помнить и уважать своих предков. Только подобные добрые дела по своей значимости должны служить для сближения и согласия между народами.
Недавно по телевидению была показана передача о Ходже Ахроре Вали. Этот мыслитель в свое время в течение 25--30 лет объединял народы Центральной Азии, сближая политиков, тратил свои силы и энергию на предотвращение различных столкновений, его высокий авторитет имел решающее значение. Этому великому человеку, которого называли “Шейх шейхов”, не прекословил ни один правитель, хоким, шахзода. Спросите, почему? Да потому что народ очень любил его и возносил до небес. И мы готовы возвеличивать наших дорогих предков.
В этом смысле, какое наследие осталось от гуннов, каганатов? Где мы должны вести археологические работы, чтобы найти это “наследие”? Или издаются различные книги, снимаются фильмы о Чингизхане, который в XIII веке сжег Самарканд, превратил в развалины Бухару, Ургенч? Какие “достоинства” Чингизхана превозносят авторы этих произведений? Вообще осталось ли от Чингизхана какое-нибудь хорошее наследие?
И в прошлом, и теперь, любая сила, решившая поработить другое государство, всегда проводила и проводит против него политику, направленную на уничтожение духовного, культурного, исторического наследия этого народа. Нужен пример?
В чем причина того, что во времена Советов искажали страницы истории узбекской нации, а некоторые и вовсе не входили в нее? Генерал царской России Скобелев в обращении к своему императору писал: “Местный народ оказался более культурным, чем мы думали. Мы никак не можем их поработить... Лишь только стерев с лица земли все созданные в древности памятники старины, мечети-медресе, религиозные книги, погасив их духовность, мы сможем подчинить их себе”.
Знают ли об этом наши историки? Доводили ли они до нашего народа эти чудовищные взгляды? К сожалению, в сознании многих наших ученых крепко засели пережитки старого режима. Они и сейчас, в условиях независимости, как бы боясь кого-то, говорят с оглядкой.
Какой вывод можно сделать из всего сказанного выше? Поскольку невозможно победить народ, знающий свою историю, получающий духовную подпитку от нее, необходимо восстановить нашу правдивую историю, вооружить нашу нацию этой историей. Вооружить и еще раз вооружить историей. Если в основе научно-исследовательских работ наших ученых не будет лежать эта мысль, эта цель, то грош им цена. Институт истории, Академия наук должны определить основу и фундамент критериев освещения правдивой истории.
Мнения по этому вопросу должны быть конкретными и передовыми. И вообще я науку ставлю в ряд с такими понятиями, как передовой, развитый, прогрессивный. Я понимаю, что задачей науки является формирование нашего будущего, направлений завтрашнего дня, природной закономерности, показа такой, какой она будет. Необходимо разъяснить и доказать людям закономерность и преимущества независимости, без нее нет будущего у нации, она --естественная необходимость. Наука должна стать средством, силой, движущей вперед развитие общества. Но почему же не скажет свое слово в этом отношении наша наука? Почему не выходят новые по сути и содержанию статьи и произведения?
Здесь необходимо остановиться на взаимоотношениях науки и политики. Ибо находятся такие, которые говорят, что наука, например история, сама по себе, а политика -- сама по себе, и связи между ними не существует. Если подумать, кто прежде всего заинтересован в продукте науки истории -- ее выводах? Разве не политики? Для обоснования проводимой политики, пропаганды, обеспечения ее своеобразия, поднятия авторитета они обращаются к выводам исторической науки.
Раз так, возникает вопрос: кто и в каких целях использует эти выводы, агрессивно настроенные националисты или гуманисты-просветители? В этом смысле, если историки захотят сделать выводы для националистов -- это один продукт, а если для просветителей -- это уже другой. А где же выводы, которые пробуждают в сознании нашего народа национальное чувство гордости за свою нацию? Почему же в этом вопросе между нашими учеными возникают бесполезные споры? Нельзя забывать о том, что наука должна служить государству, народу, прогрессу общества.
Мы ничего не пожалеем для обеспечения развития науки. Хочу напомнить мысль, высказанную десять веков назад великим предком Абу Райхоном Беруни: “Наука возникает от необходимости удовлетворения жизненных потребностей людей”.
Если будут конкретные идеи, предложения, передовые научно-исследовательские изыскания по повышению эффективности работы Академии, мы создадим все условия, найдутся и средства. Но существует одно условие -- эта работа должна дать конкретный и плодотворный результат!
Если говорить об истории, как о науке, о ее сегодняшнем положении, о будущем, я хотел бы обратить ваше внимание на один вопрос. Если мы хотим дать оценку работе наших историков с точки зрения сегодняшнего дня, то можно сказать, что лишь меньшинство из них отвечает требованиям. Поэтому, я думаю, необходимо улучшать подготовку специалистов-историков с университетов, то есть с самой начальной точки. Если понадобится, открывать специализированные по истории школы. А для этого прежде всего необходимо создать дополнительные учебники, переучить самих преподавателей. Важно найти среди молодежи талантливых, самоотверженных, зажечь их сердца верой. Есть у нас академики в возрасте 30--35 лет? Каких результатов добился в шахматах победитель мирового первенства 16-летний подросток Рустам Касымджанов! Шахматы -- это тоже наука, разве это не математика?
Хочу сказать, что мы верим, опираемся на такую молодежь, связывая с ней будущее. Чем раньше мы откроем для них дорогу, тем больше будет поисков и находок в науке, творчестве. В спорах и поисках рождается истина, возникает прогресс.
Во-вторых, у нас не хватает смелых, современно мыслящих ученых. Я хорошо знал академика Яхью Гулямова. Он был ученым с независимым мышлением, если надо, он мог смело сказать правду всем, невзирая на самые высокие должности. Историки хорошо знают, что обычно в недрах возвышенностей бывают захоронены исторические памятники, целые города. Я хорошо помню, как во времена Советов, когда процветала политика обращения каждой пустующей площади в хлопковое поле, когда лишь на крышах оставалось место, не засеянное хлопком, когда под хлопковые поля были распаханы и эти исторические возвышенности, тогда против такой политики выступил ученый Яхья Гулямов. Я слышал также, что из-за этого он пострадал. Но только таким бывает патриот, ставивший справедливость выше всего. Жизнь таких вот людей должна служить нам примером.
Теперь несколько слов об освещении средствами массовой информации исторической темы. Наша печать, а также телевидение при издании исторических статей и подготовке передач не должны допускать того, чтобы мнение одного человека принималось за истину. Необходимо выслушать различные мнения по определенному вопросу и в споре достигнуть прояснения правды. Мы должны донести до людей истину путем разъяснения исторических событий, деятельности исторических личностей. Так как идеология нашего общества, формируемая нами, также получает подпитку в исторических источниках.
Еще один важный вопрос. Как я отмечал в беседе с редактором журнала “Тафаккур”, нельзя допускать и в политике, и в общественной жизни, и в науке проявления вакуума -- пустоты. То есть, если у тебя нет своей идеи, то в твой край придет и будет царствовать чужая идея. В том смысле, что если у нас нет самостоятельно мыслящих людей, если мы сами не восстановим и не напишем правдивую историю своего государства, народа, нации, ее напишут другие и по-другому. И хорошо, если ограничатся написанием, но ведь постараются направить подрастающее поколение, и даже ученых, в свое русло.
Я абсолютно против того, чтобы велись споры, какой народ откуда появился, чья история древнее, натравливая одну нацию на другую. Этого нам совершенно не нужно. Но при этом, я подчеркиваю, не допустим, чтобы господствовала чужая идея в освещении истории нашего государства. Мы должны иметь свое независимое, научно глубоко обоснованное мнение по этому вопросу, то есть о древнем прошлом, об исторических корнях. Это актуальная задача, стоящая перед нашими учеными-историками, научными учреждениями.
Я хочу обратиться к ученым-специалистам, которые трудятся в области истории: создайте правдивую историю нашей нации, дабы она одарила наш народ духовной силой, возродила нашу былую гордость. Если мы хотим поднять наш край на новый уровень, новый высокий рубеж, для этого нам необходима светлая идея. В основе этой идеи лежит возрождение самосознания нашего народа. Невозможно осознать себя без знания правдивой истории.
В связи с этим хочу напомнить одну мысль, высказанную мною пять лет назад: чем выше здание, тем глубже его фундамент. Если мы поставили цель построить великое государство, то наряду с современными, политическими, экономическими, научно-техническими, духовными возможностями у нас есть историческая основа -- великое прошлое, государственность, насчитывающая 2700 лет.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Глагол в русском языке |
Курсовая работа | Система образования в Республике Казахстан |
Курсовая работа | Фирма как субъект рыночных отношений |
Курсовая работа | Создание нового товара и маркетинговая деятельность |
Курсовая работа | Вспашка зяби однолетних трав под возделывание ячменя на глубину 20-24 сантиметров |
Курсовая работа | Классификация предприятий общественного питания |
Курсовая работа | Право собственности в международном частном праве |
Курсовая работа | Конкурентоспособность товара, её оценка |
Курсовая работа | Игротерапия как средство развития межличностных отношений у старших подростков |
Курсовая работа | Анализ товарных запасов |
Курсовая работа | Прибыль фирмы, ее формирование, распределение и использование |
Курсовая работа | Модели оценки опционов |
Курсовая работа | Обучение монологической речи с использованием виртуальных туров на уроках английского языка на среднем этапе обучения |
Курсовая работа | Оценка финансовой устойчивости предприятия |
Курсовая работа | Аттестация муниципальных служащих |