1
Реализация принципа «Одно окно» в Беларуси
С 1 января 2006 года в стране началась работа, цель которой - кардинально изменить порядок решения вопросов, по которым люди обращаются в государственные структуры.
Задача по дебюрократизации работы госорганов была поставлена Главой белорусского государства в 2004 году при подписании Решения республиканского референдума.
Александр Лукашенко считает недопустимым, чтобы "труженик, который приходит к чиновникам со своими заботами, стоял часами в очереди, думая, соизволят его сегодня принять или придется ехать домой "несолоно хлебавши". Такого быть не должно, чтобы человек, затратив свой выходной или отпросившись с работы, не попал на прием к чиновнику".
"Надо прекратить хождение людей по кабинетам за справками, - подчеркнул Глава государства. - Гражданин должен прийти в одну организацию максимум два раза. Первый - чтобы запросить нужный ему документ, второй - чтобы его получить. Всю необходимую информацию организация обязана запрашивать в других структурах самостоятельно, а не требовать разного рода справок от граждан. В этом суть принципа "одного окна".
В 2005 году Президент Республики Беларусь подписал Декрет № 13 и Указ № 465, дополняющие Указ от 12 мая 2005г. № 220 "О некоторых мерах по упрощению порядка совершения нотариальных действий", согласно которому работа нотариата должна осуществляться по принципу "одного окна".
Для этого нотариусам были предоставлены дополнительные полномочия на получение из республиканских органов государственного управления и иных организаций Беларуси документов и сведений, необходимых для совершения нотариальных действий.
16 марта 2006 года был подписан Указ № 152 «Об утверждении перечня административных процедур, выполняемых государственными органами и иными государственными организациями по обращениям граждан за выдачей справок или других документов». Интернет http://www.president.gov.by/press10255.html (09.02.2010 22:41 GMT+2:00)
Указом №152 утвержден прилагаемый перечень административных процедур, выполняемых государственными органами и иными государственными организациями по обращениям граждан за выдачей справок или других документов.
-Установлено, что обороты по реализации гражданам услуг по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, а также по реализации гражданам работ по технической инвентаризации недвижимого имущества и иных работ (услуг) по выдаче справок и других документов в отношении недвижимого имущества освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость.
-Национальному центру правовой информации предписано обеспечить издание перечня административных процедур, выполняемых государственными органами и иными государственными организациями по обращениям граждан за выдачей справок или других документов, утвержденного настоящим Указом, в количестве, необходимом для работы с гражданами в государственных органах и иных государственных организациях.
-Совету Министров Республики Беларусь, совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом осуществлять систематический анализ проблемных вопросов, касающихся организации работы по обращениям граждан за выдачей справок и других документов на основе заявительного принципа ”одно окно“, и принятие необходимых мер по корректировке актов законодательства. Указ № 152 от 16 марта 2006 года «Об утверждении перечня административных процедур, выполняемых государственными органами и иными государственными организациями по обращениям граждан за выдачей справок или других документов».
Данный Указ является еще одним шагом по пути дебюрократизации госаппарата и направлен на упрощение, создание более доступной и понятной для граждан процедуры обращения в государственные органы и иные государственные организации за получением справок и других документов, а также на недопущение нарушения прав и законных интересов граждан со стороны должностных лиц государственных органов и иных государственных организаций.
Указом утвержден перечень административных процедур, выполняемых государственными органами и иными государственными организациями по обращениям граждан за выдачей справок или других документов. Данный Перечень предусматривает следующие позиции: наименование административной процедуры, государственный орган (организация), в который гражданин должен обратиться, размер платы, взимаемой за выдачу справки или другого документа, максимальный срок рассмотрения обращения и выдачи справки или другого документа. Также Перечень содержит документы и сведения, представляемые гражданином при его обращении в государственный орган или иную государственную организацию. Другие необходимые документы и сведения, предусмотренные законодательством, в установленном порядке будут запрашиваться этим государственным органом или иной государственной организацией самостоятельно.
Перечень включает 414 административных процедур, которые классифицированы по определенным сферам деятельности и размещены в тематических разделах (жилищные правоотношения, здравоохранение, связь, природопользование, архитектура и строительство, труд и социальная защита, транспорт, полученные доходы и уплаченные налоги, регистрация недвижимости и сделок с ней и др.).
Кроме того, в целях уменьшения размера платы, взимаемой с граждан за выдачу справок или иных документов в сфере государственной регистрации недвижимости и сделок с ней, Указ освобождает от обложения налогом на добавленную стоимость обороты по реализации гражданам услуг по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, а также обороты по реализации гражданам работ по технической инвентаризации недвижимого имущества и иных работ (услуг) по выдаче справок и других документов в отношении недвижимого имущества.
Не логично было бы не вспомнить Директиву Президента Республики Беларусь № 2 от 27 декабря 2006 г. «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата», в которой указано на то, что поступающие на рассмотрение Главы государства обращения граждан - это проявляемые некоторыми чиновниками формализм, волокита, бумаготворчество, чванство, неуважение к людям, безразличие к их судьбам и потребностям, что подрывает их доверие государству.
Директивой №2 также предписано:
- считать состояние работы с гражданами одним из основных критериев оценки деятельности государственных органов.
Руководителям государственных органов обращать особое внимание на обеспечение внимательного, ответственного, доброжелательного отношения работников к гражданам.
по каждому случаю формализма, предвзятого, нетактичного поведения, грубости и неуважения к людям проводить проверку и при подтверждении соответствующих фактов привлекать виновных к ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности;
- пересмотреть режим работы структурных подразделений и должностных лиц государственных органов, осуществляющих прием граждан и (или) выдачу им справок и других документов, определив его в удобное для населения время. Прием граждан в рабочие дни должен начинаться не позднее 8 часов или завершаться не ранее 20 часов, а также осуществляться по субботам и (или) воскресеньям, если это необходимо с учетом количества и специфики обращений.
Руководители государственных органов несут персональную ответственность за обеспечение указанного режима работы в возглавляемых государственных органах, а также в подчиненных организациях;
- не допускать наличия очередей, а также длительного ожидания гражданами приема в государственных органах.
В случае систематического возникновения в государственном органе ситуаций, указанных в части первой настоящего подпункта, принимать безотлагательные меры по устранению этих явлений и порождающих их причин;
- исключить случаи необоснованного вызова граждан в суды, прокуратуру, органы внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований, Комитета государственного контроля, налоговые, таможенные и иные государственные органы, их нахождения в указанных органах сверх установленного законодательными актами времени, а также сверх времени, необходимого для производства процессуальных действий;
- расширить практику использования телефонных "горячих линий", регулярного проведения должностными лицами государственных органов выездных приемов граждан, встреч с населением по месту жительства и в коллективах работников.
При этом поднимаемые гражданами вопросы, не требующие специальной дополнительной проверки и относящиеся к компетенции соответствующего должностного лица, должны решаться безотлагательно. Иные вопросы должны быть рассмотрены в течение одного месяца со дня обращения. др.
Прокуратуре Республики Беларусь предписано усилить надзор за соблюдением законодательства при принятии решений должностными лицами государственных органов, а также судебных решений по гражданским, уголовным делам, делам об административных правонарушениях, затрагивающих права и законные интересы граждан.
Контроль за выполнения настоящей Директивы возложен на высший орган исполнительной власти Республики Беларусь - Совет Министров Республики Беларусь, и Комитет государственного контроля. Директива Президента Республики Беларусь № 2 от 27 декабря 2006 г. «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата».
Несложно обратить внимание на даты вышеуказанных законодательных актов. Получается, что 16.03.2006 Указом № 152 утвержден перечень административных процедур, а Директива №2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» выходит только 27.12.2006. Совету Министров Указом № 152 предписывалось в шестимесячный срок осуществить меры, направленные на приведение актов законодательства в соответствие с данным Указом, и иные меры по его реализацииii. Вероятнее всего, было решено - что правительство справилось со своей задачей, только не за 6, а за 9 месяцев (11 дней отдадим на опубликование и вступление в силу), и принятая Директива в особой форме, доступно и внятно объяснила позицию правительства в решении этого вопроса.
И один и второй документ подписан Президентом Республики Беларусь, т.е. фактически они приравниваются к закону и являются обязательными для исполнения всеми гражданами Республики Беларусь.
Основные понятия, такие как обращение, предложение, жалоба и др. описаны еще в Законе Республики Беларусь № 407-XІІІ «Об обращениях граждан» вышедшем 6 июня 1996. (Изменения и дополнения: Закон от 1 ноября 2004 г. № 340-З). Так согласно вышеуказанного Закона:
обращение - индивидуальное или коллективное предложение, заявление, жалоба гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (должностному лицу), изложенные в устной или письменной форме;
предложение - рекомендации по улучшению деятельности государственных органов, иных организаций (должностных лиц), совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества;
заявление - ходатайство о реализации прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), не связанных с их нарушением;
жалоба - требование о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), нарушенных действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов, иных организаций или граждан.
А настоящий Закон призван регулировать обращения граждан с индивидуальными и коллективными предложениями, заявлениями и жалобами в государственные органы, иные организации (к должностным лицам), а также рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан. Закон Республики Беларусь № 407-XІІІ от 6 июня 1996 «Об обращениях граждан» (Изменения и дополнения: Закон от 1 ноября 2004 г. № 340-З).
В принципе документально все оформлено на должном уровне, даже продумано сколько дней в неделю, и сколько времени руководитель государственной организации должен уделять времени работе с гражданами, т.е. «не нужно изобретать велосипед», но как это работает на практике? В наши дни в государственных учреждениях появились стенды с широкой и звучной надписью «Одно окно», (появились они около 2-3 лет назад, но наконец-то в большинстве организаций их оформили на должном уровне). На таких информационных стендах размещается необходимая информация о структуре учреждения, порядке работы и времени отведенном на работу с гражданами, кое-где даже размещены фотографии руководителей и заместителей (пример: «Гомельский городской отдел по чрезвычайным ситуациям»). Действительно иногда очень сложно застать на месте прокурора района и тем более области или, к примеру, начальника отдела внутренних дел города, люди занятые, а на граждан и внимание обратить некому, как говорится - «Прокурор сам приедет, если что случится». Законодательство же предполагает постоянное нахождение руководителя либо его заместителя на рабочем месте во время, отведенное для работы с гражданами - если необходимо обратиться непосредственно к руководителю, заместителю, а если в перечне административных процедур предусмотрен Ваш вопрос, то необходимо только написать заявление (например, в приемной руководителя), и ждать письменного ответа до одного месяца (если не требуется проверочных действий). Также с положительной стороны можно отметить отмену оплаты за некоторые виды «справок» или им подобных документов.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |