Курсовая работа по предмету "Религия и мифология"


Еще раз о мифологеме "дуб"



7

"…У священного дуба, который

вырос до самого неба, Лада пела

свои любовные песни и заговаривала"

(из древнерусского заговора любви)

Как известно, на процесс становления и развития культуры действуют самые различные факторы. Но, как правило, современные их признаки всегда покоятся на прошедших. Национальная специфика языка, поэтому, всегда, по сути, ретроспективна: поиск образца всегда обращен в проверенное прошлое, а живые инновации кажутся отходом от культуры, забвением национально-исторического опыта определенного народа. При этом традиция, как основа культуры, является не только продолжением, но и творческим отрицанием многих исторических крупиц опыта, накопленного поколениями и существующего в народной памяти. Однако собственно национальная окраска как раз этими крупицами опыта живет, достигая максимума в специфически-национальном, где этот опыт иногда оказывается замкнутым. Собственно говоря, наиболее ярка эта окраска в фольклоре, бытовом устройстве, в памятниках письменности древнерусского языка, где традиционно-национальны и специфичны и форма и содержание. Словом, язык, оказываясь наряду с формами быта, народной поэзией и памятниками письменности наиболее устойчивой частью национальных культур, уверенно хранит как специфически-национальное содержание и специфически-языковую форму выражения, так и инокультурные элементы.

Ощущение языковой культуры создается не только общечеловеческими факторами в национальном образе, в событиях и лицах истории народа, в народном сознании, но и в мифах, народных сказаниях, в картинах природы. В этом отношении лингвокультурный код "дуб" был явно небезразличен для развития и существования древнерусской культуры, древних обычаев и нравов русского народа. Прямо или косвенно из этого факта выводится сущность множества явлений - от объяснения многих "темных" мест русской истории (ведь места, например, народных судов издревле назначались среди лесов, под сенью священных деревьев, и что в шелесте их листьев искали предвещаний о грядущих судьбах) до современного ее состояния и развития.

В этом отношении лингвокультурный код "дуб", который является основой мифологического пространства национальной культуры у многих народов, широко представлен также в культуре русского народа. Еще А.Ф. Лосев отмечал, что "…простолюдины до сих пор убеждены, что где-то далеко (на востоке) есть страна вечного лета, насажденная садами из золотых и серебряных деревьев и оглашаемая песнями райских птиц, в которой реки текут молоком и медом, серебром и золотом…" (7, 131). В мифах и народных поверьях русского народа со всей достоверностью запечатлены религиозные (точнее, языческие) обряды и события древности, на которых можно положиться как на исторические свидетельства: для этого достаточно понять их язык и сделать поправку на возможные ошибки при переписывании (что часто встречается в древнерусской письменности), неверные толкования забытых обрядов, а также произвольные изменения, внесенные по моральным или политическим соображениям.

Судя по исследованиям ученых-этнографов, в памяти древних славян сказание о дубах существовало еще "до сотворения мира" и по преимуществу было связано преданиями о "мировом дереве". Так А.Н. Афанасьев писал: "В колядке карпатских руссов поется, что еще в то время, когда не было ни земли, ни неба, а только одно синее море (воздушный океан), среди этого моря стояло два дуба, а на дубах сидело два голубя: голуби спустились на дно моря, достали песку и камня, из которых и создались земля, небо и небесные светила… В одной из апокрифических повестей о создании вселенной также упоминается о железном дубе "еже есть первопосажден", на котором держится вода (воздушное море, небо), огонь (пекло, ад) и земля, а корень его стоит на силе Божией…" (1, 308). По свидетельству же заговоров, "…на море, на океане, на острове на Буяне стоит дуб мокрецкий, а под ними лежит змея Гарафена (Горыныч?) …" (8, 110). Другой эпитет, придаваемый этому дереву, однако, именует его святым. Так, любопытно следующее заклятие ратника, идущего на войну: "На святом окиян-море стоит … сырой дуб кре (я) ковистый, и рубит тот сырой дуб старый мастер муж своим булатным топором, и как с того сырого дуба щепа летят - такожде бы и от меня (имярек) валился на сыру землю борец-молодец по всякий день, по всякий час…" (1, 308-309).

По всей видимости, именно к указанному кругу образов восходит распространенное в дохристианской Руси предание о дубе как о мировом дереве. Следуя примеру "богов", собиравшихся решать судьбы человечества под всемирным деревом, древний русский народ также творил суд и правду под старыми дубами и глубоко верил, что все поставленные под их сенью приговоры изрекались по внушению "божества". Эти места считались "святилищем": сюда сходился народ (вече) с князем для судного приговора. Духовный регламент в числе суеверных (языческих) обрядов древних славян указывает следующий факт. Так, по мнению А.Н. Афанасьева, "еще Константин Порфирородный в своих сочинениях отмечал, что "русы, приходя на остров Св. Георгия, совершали жертвоприношения под большим дубом. Ср.: "Тако ж на ином месте попы с народом молебствуют перед дубом, и ветви оного дуба поп народу раздает на благословение…" (1, 310). В этом отношении ценный материал дает фольклор украинского народа. По исследованию Я.Е. Боровского, на Украине в так наз. Зеленую (Троицкую) неделю приготовляют игорный дуб, т.е. устанавливают на выгоне или площади длинную жердь с прикрепленным вверху колесом, всю увитую травами, цветами и лентами; вокруг ее окапывают небольшой ров и ставят срубленные березки. Между Киевом и Переяславлем, как отмечает исследователь, эта жердь называется "сухим дубом". Около нее совершаются игры, и поется обрядовая песня. Обряд же состоит в призывании весны, животворная сила которой приносит дождевые тучи и рядит леса в зелень и цветы. Далее Я.Е. Боровский отмечает, что по преданию украинского народа свои любовные песни Лада (кстати, как и у древнего русского народа Лада считалась богиней любви; в древнерусских памятниках письменности это слово употреблялось также в значении "супруга", "любимая" и т.п.) пела у высокого дуба (см. подробно: 2, 37-38). Как видим, в сказании украинского народа мифологема "дуб" является символом русского Перунова-дерева тучи. По исследованиям А.Н. Афанасьева, "сохранившиеся также в Литве предания и прусские хроники уверяют, что заповедные дубы Перкуна (= Перуна - А.З.), под сенью которых ставились и его кумиры, были постоянно зелены - и летом, и зимою; особенным почетом пользовались у литовцев старые, вековые дубы: их окружали оградами, и в эпоху обращения в христианство народ скорее соглашался на истребление идолов, чем на посечение этих деревьев…" (1, 310).

Утверждение о том, что у древних славян (в языческой Руси) дуб действительно почитался в качестве священного дерева, по данным Ю.Г. Ивакина, надежно подкрепляется как археологическими, так и письменными источниками. В распоряжении исследователей в настоящий момент находятся два дуба языческой эпохи явно мифологического, культового характера. Так Ю.Г. Ивакин пишет: "В 1909 г. в 8 км от устья Десны между Остром и Черниговом был поднят дуб, в ствол которого были врезаны четыре кабаньи челюсти - это однозначно говорит о том, что у славян-язычников он выступал в качестве объекта поклонения. В 1975 г. же аналогичный дуб, но на этот раз уже с девятью кабаньими челюстями, был найден в Днепре, чуть ниже устья Десны. Нижняя часть этого дуба, что весьма интересно, носит следы огня - это свидетельствует о том, что у его подножия горел священный огонь. С помощью радиоуглеродного анализа, кстати. Этот дуб датируется 750 ± 50" (5, 40-41). Аналогичную картину мы находим и в исследованиях Я.Е. Боровского, который также отмечает, что археологические раскопки капища Владимира 980 г. в Киеве, в пантеоне которого Перун также занимал главное место, были найдены следы дубовых дров вместе с костями животных, в основном, быков, а также свиней и птиц. А самое главное, как отмечает исследователь, были найдены ". обломки типичной для X века керамики, а в верхнем слое - боевого железного топора - символа грозного Перуна…" (2, 38-39). Следовательно, о связи мифологемы "дуб" именно с богом Перуном свидетельствуют источники различного характера: на острове Хортица русы молились Перуну как богу войны и мира, а вокруг него втыкали стрелы-атрибуты громовержца; новгородское святилище в Перыни с неугасимым огнем из дубового леса было посвящено Перуну; в киевском капище, судя по характеру жертв и найденному топору, он явно занимал доминирующее место (подробно см.: 5, 31-47; 7, 151-188).

Интересно, что под влиянием указанных нами мифических представлений, дуб, а равно как и другие деревья (например, осина, береза и т.п.), в которое ударила молния, получили во мнении древних славян-язычников те же целебные и живительные свойства, какие приписываются весеннему дождю и громовой стрелке. Так, А.Н. Афанасьев утверждает, что "…в Пронском уезде еще в конце прошлого столетия (т.е. в конце XVII века - А, З) существовал толстый дуб с проемною скважиною, пользовавшийся большим уважением в народе; сквозь его скважину протаскивали раза по три детей, больных грыжею, и вслед за тем обвязывали дерево поясом или кушаком… В Тульской губернии же поселяне старались отыскивать в лесных засеках старые дубы, при которых вытекали бы ключи; сдирают с их веток кору. Вымачивают ее в роднике и потом носят в ладанках - в предохранение от зубной боли…" (1, 311).

Однако вера древних славян-язычников в таинственно-чудесные и исцеляющие свойства растений и деревьев, в основном, носит смешанный религиозно-языческий характер. Наряду с тем, что мифологема "дуб" олицетворялась у древних славян с мировым деревом, на котором держится земля, она также ассоциировалась и с ведьмами и колдунами. Всем известно, что по старинным русским поверьям, ведьмы втыкают нож в дерево и тем самым заставляют течь из него молоко, т.е., вонзая острие молнии в дерево-тучу. Ведьмы проливают небесное молоко - дождь. Русский народный эпос знает также дуб, под которым бывают сборища духов, с его ветвей падает целебная роса и т.д. (подробно см.: 1, 307-311). В этом отношении достаточно вспомнить пушкинское вступление к поэме "Руслан и Людмила":

"У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит…

……………………………. .

Там русский дух…там Русью пахнет!"

В инокультурном пространстве мифологема "дуб" олицетворялась также с деревом богов. По исследованию И.И. Киреевой, дуб, как седьмое дерево, в кельтской культуре отождествлялось с деревом Зевса, Юпитера, Геракла, Дагды (предводителя древних ирландских богов), Тора и др. божеств грома. "Лицо Дуира, бога месяца дуба, обращено в две стороны потому, что он находится на поворотном пункте года, а это уравнивает его с богом-дубом Гераклом, который после смерти стал привратником богов. Его, наверное, можно отождествить с британским богом Хлиром (Хлутом, Нутом), богом моря. Хлир-бог доримского времени, и это позволяет нам утверждать, что он, подобно Янусу, был двуликим и покровительствовал Новому году, только год у кельтов начинался не зимой, а летом…" (6, 141). Как и древняя "религия" славян, так и друидов (см.: 6, 135-144), основанная на культе дуба, впоследствии будет сметена новой верой - христианством, а языческие боги будут томиться в забвении.

Отметим, что И.И. Киреева далее дает весьма интересные предположения насчет мифологемы "дуб" в лингвокультурном аспекте. Она пишет: "Слово "дуир" (название дуба в огаме), во многих европейских языках означает "дверь": древнекельтское "дорус", лат. "форус", греч. "тщура", нем. "Тур" произошли от санскритского "dwar", да и еврейская буква "Далетщ" также означает "дверь" (на месте буквы "л" в этом слове когда-то была буква "р")" - пишет И.И. Киреева (6, 141). Интересно, что в сербском языке связь между священным деревом и громовержцем подчеркивалось тем, что "дуб" назывался "грм", "грмов", а дубовый лес - "грмик". На Руси эта связь не менее отчетливо прослеживается также в топонимике. Так, жалуя Перемышльскому епископству село Рушевичи 3 октября 1302 г., галицко-волынский князь Лев Данилович так очертил грани-цы своего дарения: "А отъ тои горы до Перунова дуба горе Скломъ. А от Перу-нова Дуба до Белыхъ береговъ" (источник 1, 19). Как видим, само название Перунов Дуб ясно и недвусмысленно указывает, какому языческому богу было посвящено данное дерево.

Весьма интересный пример мы находим также и в юридических памятниках письменности древнерусского языка. Так, в Краткой редакции Русской Правды по Академическому списку середины XV в., представляющей основу средневекового русского феодального права, мы читаем: "А иже межу переореть любо перетес, то за обиду 12 гривне" (ст.34). И в Пространной редакции Правды по Троицкому списку II пол. XIV в. мы также находим аналогичные статьи: "Аже дуб подотнеть знаменьныи или межьныи, то 12 гривен продаже" (ст.73); "Аже бортъ дубъ подътнеть, то 3 гривны продаже, а за дерево полгривны" (ст.75) и др. Во всех этих статьях говорится о нарушении знаков собственности: деревья в лесу с пчелиными бортями или, скорее всего, участки леса с такими деревьями служили знаками обозначения княжеской собственности. Данные статьи отражают борьбу верви против наступления феодала на общинную земельную собственность ("раззнаменование" каралось высшей ставкой продажи - "12 гривен"). Среди деревьев русского леса, как известно, коннотативно отягощены: береза, дуб и осина. Дубы - наиболее заметные и долговечные деревья - в Древней Руси служили естественными ориентирами при установлении межи: на них наносились знаки собственности.

Данные статьи направлены против нарушения знаков собственности: участки леса с бортными деревьями ограничивались вырубленными на коре деревьев знаками; вокруг отдельных полей ("рольи") шли межи - нейтральные земельные полосы. Нарушение и уничтожение межей, как и установка "тына" (забора, ограды), нарушающего границы дворового участка ("дворной межи") наказывались продажей. В качестве "бортных деревьев" со знаками на коре использовали именно дуб, а это, как видим, не случайно. Дело в том, что предание о мировом дереве древние славяне по преимуществу относят к дубу: в их памяти сохранилось сказание о дубах, которые существовали еще "до сотворения мира". Первоначально слово "дуб" заключало в себе общее поня-тие дерева, что до сих пор слышится в производных "дубина", "дубинка", "дубец" - палка. Старинные древнерусские грамоты, определяя по этому священному дереву границы родовых владений, называли его Перуновым.

Следует отметить в итоге еще одно обстоятельство. Как известно, с принятием христианства на Руси многие элементы язычества, в том числе и культ священных деревьев, подвергся полному искоренению. Однако есть источники, свидетельствующие об исключительной силе почитания дубов даже после официального принятия христианства на Руси (после 988 г.). Так еще в петровскую эпоху, как отмечает Н.М. Гальковский, Феофан Прокопович в "Регламенте духовном" особо запрещал "пред дубом молебны петь". А в "Житие св. Яцека" отмечается, что киевляне тайно собирались на ближайшем к городу острове, где оказывали особое почтение находившимся там старым дубам (3, 54). Отметим, что, хотя и христианство в некоторой степени и смогло уничтожить прямые формы культа священных деревьев, но ему оказалось не под силу уничтожить восприятие дуба в качестве символизирующего Вселенную мирового дерева, свойственное едва ли не всем славянским народам. В этом отношении Е.В. Евсюков пишет: "…порою космос и космическая ось попросту отождествляются. В фольклоре это отразилось в виде загадки: "стоит дуб-стародуб, на том дубе-стародубе сидит птица-веретеница; никто не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица" (небеса и солнце)" (4, 165). Приведенное свидетельство также говорит о том, что когда-то Вселенная могла восприниматься как гигантское космическое дерево.

Таким образом, употребление мифологемы "дуб" в лингво-культурологическом пространстве была обусловлена объективными причинами: дуб во все времена присутствовал как на территории Древней Руси, так и в западно-славянских землях. Как самое могучее, крепкое и долговечное дерево он естественным образом связывался в мифологическом сознании с самым великим и могучим из богов - священным деревом Зевса и Юпитера. Более того, славяне-язычники воспринимали дуб не только как мировое дерево, но и как архетип всех земных деревьев. Древнерусские переводчики священного писания и прочей христианской литературы, кстати, словом "дуб" переводили те слова, которые в подлиннике обозначали дерево вообще. Следы подобного воспроизведения лингвокультурного кода "дуб" сохранились, как указали выше, и в современном русском языке. Все это, может быть и действительно указывает на то, что в "…языческом варианте "Голубиной книги" именно дуб был "всем древам мати"" (8, 400).

Литература

1. Афанасьев А.Н. Мифология Древней Руси. М.: Эксмо, 2005

2. Боровский Я.Е. Язычество древнего Киева // История, культура, этнография и фольклор славянских народов. IX Международный съезд славистов.М., 1983, с. 36-39

3. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Харьков, 1916, т.1.

4. Евсюков Е.В. Мифы о вселенной. Новосибирск, 1988

5. Ивакин Ю.Г. Священный дуб языческих славян // Советская этнография, 1979, № 2, с.31-47

6. Киреева И.И. Лингвокультурный код "флора" как мистическая основа кельтской культуры // Актуальные проблемы философии и филологии (сб. науч. ст). Самара: СФ МГПУ, 2006, с.135-144

7. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом аспекте. М., 1957.

8. Серяков М.Л. "Голубиная книга". Священное сказание русского народа. М.: Алетейа, 2001

9. Шиндин С.Г. Пространственная организация русского заговорного универсума: образ центра мира // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Заговор. М., 1993, с.109-121

Источники:

1. Грамоты XIV века. Киев, 1974

2. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т.1. Законодательство Древней Руси (под ред. В.Л. Янина). М.: Юридическая литература, 1984




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Организационная структура управления предприятием ресторанно-гостиничного бизнеса и методы ее оптимизации
Курсовая работа Договор купли-продажи: понятие, предмет и содержание
Курсовая работа Амнистия и помилование
Курсовая работа Проблемы и перспективы развития въездного туризма на примере Ленинградской области
Курсовая работа Основы программирования в среде Delphi 7.0
Курсовая работа Учет и анализ доходов и расходов организации
Курсовая работа Конкурентоспособность товара
Курсовая работа Курсовая работа по кормопроизводству
Курсовая работа `Картофельная запеканка `
Курсовая работа Понятие и типы денежных систем. Денежная система Республики Беларусь
Курсовая работа Особенности бюджетного финансирования
Курсовая работа Влияние дидактических игр на процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста
Курсовая работа Анализ финансовых результатов сельскохозяйственного предприятия СПК "Звениговский"
Курсовая работа Финансы коммерческих организаций
Курсовая работа Банковская система и ее роль в экономике.