6
ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ НАРКОЗАВИСИМОСТИ
Плашко Р.В. КФ МГЭИ, 5 курс.
Нормализация семейных отношений является одной из самых важ-нейших задач реабилитации наркозависимых и больных алкоголизмом, так как включение членов семьи в реабилитационный процесс, в 2-3 раза по-вышает его эффективность (Meyenberg R., 1988).
Для разработки обоснованной программы психологической поддержки наркозависимого подростка, необходимо исследование содержания и соци-ально-психологических механизмов формирования личностных изменений у подростков, а так же изучение специфики структуры внутрисемейных и ро-дительско-детских отношений в их семьях (РДО).
Предполагается, что у наркозависимых подростков личностные деформации формируются в среде подростков и в семье, т.е превалируют социально-психологические факторы на отношение человека к наркотикам.
Для достижения общей цели работы необходима разработка детальной характеристики сфер личностных деформаций, через рассмотрение их формирования в системе отношений подростка. В процессе работы в этом направлении были определены следующие сферы:
1. Сфера самосознания и самооценки (отношение к себе как к личности).
2. Сфера мотивации, отношение к причинам, порождающим опреде-ленное поведение.
3. Сфера общения, социальных отношений.
4. Сфера психологической защиты, особенности отношения к травми-рующим событиям и ситуациям, переживание удачных моментов жизни.
5. Морально-волевая сфера, особенности отношения к собственному по-ведению и поведению других людей.
6. Аффективно-эмоциональная сфера отношений к предметам и явлени-ям окружающего мира.
Испытуемыми выступили подростки в возрасте 15-18 лет, состоящие на учете у подросткового врача-нарколога психоневрологического диспансера г. Воркуты (экспериментальная группа) и 14-16 летние учащиеся средней об-щеобразовательной школы N 40 г. Воркуты (контрольная группа). В обеих группах было протестировано 48 человек. Экспериментальная группа состояла из 31 юноши и 17 девушек, контрольная из 22 юношей и 26 девушек.
Использовались констатирующий и сравнительный методы исследования. В качестве эмпирического метода использованы: для исследования личност-ных особенностей подростков в сфере самосознания и са-моотношения блок методик разработанных А.С. Спиваковской - перспектив-ные рисунки "Я" и "Каким я хочу быть" ("Я - реальное", "Я - идеальное" и модифицированные варианты методики Дембо-Рубинштейна).
Для изучения самоотношения подростка использовался стандартный бланк методики Дембо-Рубенштейна, на листе бумаги была изображена лестница из 10 ступеней. Мы выбрали, более общую шкалу - "плохой» - «хо-роший".
Для исследования особенностей развития мотивационной сферы под-ростков мы использовали методики "Изучение мотивов взаимодействия с взрослыми" и "Изучение мотивов поведения в ситуации выбора", разрабо-танные Ю.А. Афонькиной и Г.А. Урунтаевой.
Для диагностики коммуникативных навыков подростка с наркозави-симостью, определяющих особенности развития их социальных отношений, мы использовали метод научного наблюдения во время беседы с подростковым врачом-наркологом и на тренинговых занятиях у психотерапевта.
Для диагностики личностных особенностей подростков в сфере соци-альных отношений использовалась проективная психодиагностическая мето-дика Рене-Жиля. Посредством ее применения планировалось оценить соци-альную приспособленность подростков, особенности поведения в ситуации социального взаимодействия, а также их восприятие отношений в семье.
Для исследования осо6енностей реагирования на фрустрирующие си-туации подростков, как формы проявления их защитных механизмов, ис-пользовался вариант теста - ассоциации изображений Розенцвейга. Для выявления эмоциональных особенностей использовались результаты ин-терпретации проективных рисунков, в ходе наблюдения за общением нарко-зависимых подростков отмечались их эмоциональные реакции. В качестве дополнительного источника информации использовались анамнестические данные (anamnesis vitae, anamnesis morbi).
Для диагностики развития морально-волевых качеств подростков ис-пользовались методы наблюдения и беседы, касающейся осознания под-ростком нравственных основ поведения. Таким образом, в результате срав-нительного исследования личностных особенностей подростков, страдающих наркозависимостью, были выделены специфические характеристики лично-стного развития наркозависимых подростков и социально-психологические механизмы их формирования, содержание которых представлено в выводах:
1. Основным механизмом развития личностных изменений у наркоза-висимых подростков - является социальное сравнение. Оно определяет фор-мирование негативного самоотношения, преобладание эмоциональной на-правленности взаимодействия с взрослыми вследствие осознания соб-ственной неполноценности в ходе общения со сверстниками и ослабление коммуникативной направленности, несущей угрозу самооценке подростка.
2. Формирование самоотношения в структуре личности определяется со-циально-психологическим механизмом компенсации чувства неудовле-творенности собой, возникающего в социальном взаимодействии. Он реа-лизуется путем активизации коммуникативных отношений, что находит вы-ражение в связи между самооценкой подростка и его стремлением к ли-дерству в группе.
3. Стержневым моментом формирования личности наркозависимого подростка является усиление самозащитных тенденций, выражающееся в активном избегании травмирующих воздействий, а также в реализации эго-защитного типа реагирования в фрустрирующих ситуациях. Это определяет строение защитных структур наркозависимых подростков, а также особен-ности мотивации их взаимодействия со взрослыми.
В ходе работы по исследованию специфики и особенностей структуры отношений в семьях наркозависимых подростков изучалась структура пред-ставлений членов семьи друг о друге и о семье в целом, для этого ис-пользовалась методика написания проективного сочинения "Я и моя семья", а также проективный рисунок "Я и моя семья". При изучении вопросов, свя-занных с особенностями межличностной коммуникации в семье был исполь-зован метод беседы и взрослый вариант методики изучения способов реаги-рования на фрустрационные ситуации Розенцвейга. Изучая взаимопонимания в семейном общении, мы использовали модифицированный вариант методи-ки Розенцвейга. Испытуемым предлагалось выполнить задания, отвечая сна-чала за себя, а затем попробовать "угадать" ответы своего супруга. Прове-денное исследование выявило специфику развития структуры и взаимоотно-шений в семьях наркозависимых подростков, что дает основания сделать следующие выводы:
1. Семьи наркозависимых подростков отличаются недифференциро-ванностью и низкой структурированностью субъективных представлений о членах семьи по сравнению с семьями здоровых детей.
2. Для семей подростков с наркозависимостью, характерно наличие за-щитных тенденций, выраженных в нежелании решать или выносить на обсу-ждение существующие проблемы. Их развитие связано с деструктивным ти-пом семейной структуры.
3. В экспериментальных группах зафиксировано расхождение в субъ-ективном восприятии семьи между детьми и родителями "тенденция идеа-лизации" или "тенденция отрицания". Это подтверждает вывод о сущест-вовании и усилении защитных механизмов в семьях наркозависимых под-ростков.
4. В исследуемых группах различаются направленность и типы реакций в коммуникации. Родители наркозависимых подростков склонны к внешнеоб-винительным реакциям и ждут разрешения конфликтов от других людей. От-сутствие ответственности за разрешение ситуации ведет к восприятию ее как деструктивной и обусловливает деструктивный тип развития семьи.
5. Обнаружены значимые различия между семьями здоровых и нарко-зависимых подростков по параметру "конструктивность - деструктивность отношений". Это связано с меньшей интегрированностью семей последних.
6. Обнаружены значимые различия между семьями здоровых и нарко-зависимых подростков по параметру "здоровый образ жизни", с чем связано снижение критичности оценки наркомании, как явления.
Полученные в исследовании данные могут быть использованы для осуще-ствления индивидуального и дифференцированного подхода к наркозависи-мым подросткам в рамках комплексной борьбы с наркотизмом несовершен-нолетних и оказания им психосоциальной и медикосоциальной помощи
Список литературы.
1. Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике - СПб.: Питер Ком, 1999.
2. Курек Н.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактив-ными веществами в подростковом возрасте. - СПб.: Алетейя, 2006.
3. МКБ-10/IСD-10. Психические расстройства и расстройства поведения(FОО - F99) / (Класс V МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации). М., 1998
4. Словарь терминов, относящихся к алкоголю, наркотикам и другим психоактивным средствам. Женева: ВОЗ. 1996.
5. Соломзес ДЖ. А., Чебурсон В., Соколовский Г. Наркотики и общество. М.: Иллойн, 1998.
6. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. СПб.: Издательство «Питер», 2005.
7. Meyenberg R. Why do youth turn to drugs? Aspects of drug addiction prevention in and out of schoo1s. Alcoho1, drugs and tobacco: Prev. and control / Rea1 AND aspirate.: Proc 35 Th. Int. Kong. Alc. and Drug Depend, Oslo 31 Juli - 6 Aug. Abstr. - Lausanne. 1988. Р. 270.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |