Курсовая работа по предмету "Психология"


Психосоциальные аспекты реабилитации при наркозависимости



6

ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ НАРКОЗАВИСИМОСТИ

Плашко Р.В. КФ МГЭИ, 5 курс.

Нормализация семейных отношений является одной из самых важ-нейших задач реабилитации наркозависимых и больных алкоголизмом, так как включение членов семьи в реабилитационный процесс, в 2-3 раза по-вышает его эффективность (Meyenberg R., 1988).

Для разработки обоснованной программы психологической поддержки наркозависимого подростка, необходимо исследование содержания и соци-ально-психологических механизмов формирования личностных изменений у подростков, а так же изучение специфики структуры внутрисемейных и ро-дительско-детских отношений в их семьях (РДО).

Предполагается, что у наркозависимых подростков личностные деформации формируются в среде подростков и в семье, т.е превалируют социально-психологические факторы на отношение человека к наркотикам.

Для достижения общей цели работы необходима разработка детальной характеристики сфер личностных деформаций, через рассмотрение их формирования в системе отношений подростка. В процессе работы в этом направлении были определены следующие сферы:

1. Сфера самосознания и самооценки (отношение к себе как к личности).

2. Сфера мотивации, отношение к причинам, порождающим опреде-ленное поведение.

3. Сфера общения, социальных отношений.

4. Сфера психологической защиты, особенности отношения к травми-рующим событиям и ситуациям, переживание удачных моментов жизни.

5. Морально-волевая сфера, особенности отношения к собственному по-ведению и поведению других людей.

6. Аффективно-эмоциональная сфера отношений к предметам и явлени-ям окружающего мира.

Испытуемыми выступили подростки в возрасте 15-18 лет, состоящие на учете у подросткового врача-нарколога психоневрологического диспансера г. Воркуты (экспериментальная группа) и 14-16 летние учащиеся средней об-щеобразовательной школы N 40 г. Воркуты (контрольная группа). В обеих группах было протестировано 48 человек. Экспериментальная группа состояла из 31 юноши и 17 девушек, контрольная из 22 юношей и 26 девушек.

Использовались констатирующий и сравнительный методы исследования. В качестве эмпирического метода использованы: для исследования личност-ных особенностей подростков в сфере самосознания и са-моотношения блок методик разработанных А.С. Спиваковской - перспектив-ные рисунки "Я" и "Каким я хочу быть" ("Я - реальное", "Я - идеальное" и модифицированные варианты методики Дембо-Рубинштейна).

Для изучения самоотношения подростка использовался стандартный бланк методики Дембо-Рубенштейна, на листе бумаги была изображена лестница из 10 ступеней. Мы выбрали, более общую шкалу - "плохой» - «хо-роший".

Для исследования особенностей развития мотивационной сферы под-ростков мы использовали методики "Изучение мотивов взаимодействия с взрослыми" и "Изучение мотивов поведения в ситуации выбора", разрабо-танные Ю.А. Афонькиной и Г.А. Урунтаевой.

Для диагностики коммуникативных навыков подростка с наркозави-симостью, определяющих особенности развития их социальных отношений, мы использовали метод научного наблюдения во время беседы с подростковым врачом-наркологом и на тренинговых занятиях у психотерапевта.

Для диагностики личностных особенностей подростков в сфере соци-альных отношений использовалась проективная психодиагностическая мето-дика Рене-Жиля. Посредством ее применения планировалось оценить соци-альную приспособленность подростков, особенности поведения в ситуации социального взаимодействия, а также их восприятие отношений в семье.

Для исследования осо6енностей реагирования на фрустрирующие си-туации подростков, как формы проявления их защитных механизмов, ис-пользовался вариант теста - ассоциации изображений Розенцвейга. Для выявления эмоциональных особенностей использовались результаты ин-терпретации проективных рисунков, в ходе наблюдения за общением нарко-зависимых подростков отмечались их эмоциональные реакции. В качестве дополнительного источника информации использовались анамнестические данные (anamnesis vitae, anamnesis morbi).

Для диагностики развития морально-волевых качеств подростков ис-пользовались методы наблюдения и беседы, касающейся осознания под-ростком нравственных основ поведения. Таким образом, в результате срав-нительного исследования личностных особенностей подростков, страдающих наркозависимостью, были выделены специфические характеристики лично-стного развития наркозависимых подростков и социально-психологические механизмы их формирования, содержание которых представлено в выводах:

1. Основным механизмом развития личностных изменений у наркоза-висимых подростков - является социальное сравнение. Оно определяет фор-мирование негативного самоотношения, преобладание эмоциональной на-правленности взаимодействия с взрослыми вследствие осознания соб-ственной неполноценности в ходе общения со сверстниками и ослабление коммуникативной направленности, несущей угрозу самооценке подростка.

2. Формирование самоотношения в структуре личности определяется со-циально-психологическим механизмом компенсации чувства неудовле-творенности собой, возникающего в социальном взаимодействии. Он реа-лизуется путем активизации коммуникативных отношений, что находит вы-ражение в связи между самооценкой подростка и его стремлением к ли-дерству в группе.

3. Стержневым моментом формирования личности наркозависимого подростка является усиление самозащитных тенденций, выражающееся в активном избегании травмирующих воздействий, а также в реализации эго-защитного типа реагирования в фрустрирующих ситуациях. Это определяет строение защитных структур наркозависимых подростков, а также особен-ности мотивации их взаимодействия со взрослыми.

В ходе работы по исследованию специфики и особенностей структуры отношений в семьях наркозависимых подростков изучалась структура пред-ставлений членов семьи друг о друге и о семье в целом, для этого ис-пользовалась методика написания проективного сочинения "Я и моя семья", а также проективный рисунок "Я и моя семья". При изучении вопросов, свя-занных с особенностями межличностной коммуникации в семье был исполь-зован метод беседы и взрослый вариант методики изучения способов реаги-рования на фрустрационные ситуации Розенцвейга. Изучая взаимопонимания в семейном общении, мы использовали модифицированный вариант методи-ки Розенцвейга. Испытуемым предлагалось выполнить задания, отвечая сна-чала за себя, а затем попробовать "угадать" ответы своего супруга. Прове-денное исследование выявило специфику развития структуры и взаимоотно-шений в семьях наркозависимых подростков, что дает основания сделать следующие выводы:

1. Семьи наркозависимых подростков отличаются недифференциро-ванностью и низкой структурированностью субъективных представлений о членах семьи по сравнению с семьями здоровых детей.

2. Для семей подростков с наркозависимостью, характерно наличие за-щитных тенденций, выраженных в нежелании решать или выносить на обсу-ждение существующие проблемы. Их развитие связано с деструктивным ти-пом семейной структуры.

3. В экспериментальных группах зафиксировано расхождение в субъ-ективном восприятии семьи между детьми и родителями "тенденция идеа-лизации" или "тенденция отрицания". Это подтверждает вывод о сущест-вовании и усилении защитных механизмов в семьях наркозависимых под-ростков.

4. В исследуемых группах различаются направленность и типы реакций в коммуникации. Родители наркозависимых подростков склонны к внешнеоб-винительным реакциям и ждут разрешения конфликтов от других людей. От-сутствие ответственности за разрешение ситуации ведет к восприятию ее как деструктивной и обусловливает деструктивный тип развития семьи.

5. Обнаружены значимые различия между семьями здоровых и нарко-зависимых подростков по параметру "конструктивность - деструктивность отношений". Это связано с меньшей интегрированностью семей последних.

6. Обнаружены значимые различия между семьями здоровых и нарко-зависимых подростков по параметру "здоровый образ жизни", с чем связано снижение критичности оценки наркомании, как явления.

Полученные в исследовании данные могут быть использованы для осуще-ствления индивидуального и дифференцированного подхода к наркозависи-мым подросткам в рамках комплексной борьбы с наркотизмом несовершен-нолетних и оказания им психосоциальной и медикосоциальной помощи

Список литературы.

1. Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике - СПб.: Питер Ком, 1999.

2. Курек Н.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактив-ными веществами в подростковом возрасте. - СПб.: Алетейя, 2006.

3. МКБ-10/IСD-10. Психические расстройства и расстройства поведения(FОО - F99) / (Класс V МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации). М., 1998

4. Словарь терминов, относящихся к алкоголю, наркотикам и другим психоактивным средствам. Женева: ВОЗ. 1996.

5. Соломзес ДЖ. А., Чебурсон В., Соколовский Г. Наркотики и общество. М.: Иллойн, 1998.

6. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. СПб.: Издательство «Питер», 2005.

7. Meyenberg R. Why do youth turn to drugs? Aspects of drug addiction prevention in and out of schoo1s. Alcoho1, drugs and tobacco: Prev. and control / Rea1 AND aspirate.: Proc 35 Th. Int. Kong. Alc. and Drug Depend, Oslo 31 Juli - 6 Aug. Abstr. - Lausanne. 1988. Р. 270.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Учет и анализ доходов и расходов организации
Курсовая работа Курсовая работа по кормопроизводству
Курсовая работа Конкурентоспособность товара
Курсовая работа `Картофельная запеканка `
Курсовая работа Понятие и типы денежных систем. Денежная система Республики Беларусь
Курсовая работа Особенности бюджетного финансирования
Курсовая работа Влияние дидактических игр на процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста
Курсовая работа Анализ финансовых результатов сельскохозяйственного предприятия СПК "Звениговский"
Курсовая работа Проблемы и перспективы развития въездного туризма на примере Ленинградской области
Курсовая работа Финансы коммерческих организаций
Курсовая работа Анализ финансово-хозяйственной деятельности фирмы "Лойтер"
Курсовая работа Банковская система и ее роль в экономике.
Курсовая работа Бизнес планирование
Курсовая работа Планування та організація діяльності аграрного підприємства
Курсовая работа Способы обеспечения законности в государственном управлении