Курсовая работа по предмету "Психология"


Концептуальная система личности



8

Концептуальная система личности

Каждая личность развивает свой уникальный и характерный лишь себе образ мира, мировоззрение (Weltanschauung). И понимание этой концептуальной системы и ее особенностей позволит специалистам сферы психического здоровъя организовать и реализовать психотерапию более компетентно и эффективно. Концепция «Концептуальной системы личности» - основная теоретическая основа «Концептуальной психотерапии».

От «образа мира» к «концептуальной системе личности»

Многозначное понятие «образа мира» встречается в ряде трудов западных психологов, среди которых следует отметить выдаюшегося психиатра, основателя аналитической психологии C.G. Jung. Образ мира, в его концепции, предстает динамическим образованием, который может все время меняться так же, как и мнение человека о себе. Каждое открытие, каждая новая мысль, информация придают образу мира личности все новые очертания (Богпомочева, 2006; с. 5).

Термин «образ мира» в отечественной (советской) психологии появился благодаря А.Н. Леонтьеву, который отмечал, что сама проблема восприятия в психологической науке должна ставиться как «проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности. Что, иначе говоря, психология образа (восприятия) есть конкретно-научное знание о том, как в процессе своей деятельности индивиды строят образ мира - мира, в котором они живут, действуют, который они сами переделывают и частично создают; это - знание также о том, как функционирует образ мира, опосредствуя их деятельность в объективно реальном мире.» (Леонтьев, 1983; с. 254). В работах Е.Ю. Артемьевой образ мира представляется как «интегратор» следов взаимодействия человека с объективной действительностью (Богпомочева, 2006; с. 6). С позиций современной психологии образ мира определяется как целостная многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности, система «которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие» (Богпомочева, 2006; с. 6). В отношении сущности образа мира, О.А. Богпомочева отмечает: «образ мира генерируется всеми познавательными процессами, являясь в этом смысле их интегральной характеристикой» (Богпомочева, 2006; с. 6). При этом образ мира - «не склад инструментов, приемов и программ», а живое начало, которое постоянно апробируется в деятельности, чтобы получить подтверждение своей адекватности миру (курсив мой - Б.А.). По утверждению С.Д. Смирнова, образ мира личности является универсальной формой организации его знаний, определяющей возможности познания и управления поведением (Богпомочева, 2006; с. 6). По мнению Г.А. Берулавы, образ мира воплащается для человека в устойчивости его поведения, которое проявляется в конкретных действиях, оценках, поступках (Богпомочева, 2006; с. 7).

Обобщая результаты высшеперечисленных исследований многоуважаемых коллег и собственных теоретико-практических, клинических исследований мы находим, что для данной, обсуждаемой научно-объективной действительности (образа мира), наиболее подходящей, на наш взгляд, является обозначение «концептуальная система личности» (Person Conceptual System). А выбор данного терминологического обозначения объясняется тем, что понятие «концептуальная система личности» наиболее точно и комплексно отражает наше видение проблемы и сущность развиваемой нами концепции. И далее в данной работе я попытаюсь в общих чертах расскрыть основные стороны концепции концептаульной системы личности, которая является основной теоретической основой Концептуальной психотерапии.

Сущность концептуальной системы личности

Выражаясь детально, концептуальная система личности (далее - КСЛ) представляет из себя многоуровневое, целостное понимание, интерпретация внутреннего и внешнего мира, субъектно-субъективного и субъектно-объективного, определенное эмоциональное отношение к интерпретациям и их оценка (когнитивно-аффективная реакция), а также организация жизнедеятельности адекватно этим же интерпретациям. Однако высшесказанное не предполагает, что КСЛ сводится лишь к системе интерпретации или к отдельным конструктам личности. КСЛ включает в себя также весь внутренний мир личности, его мысли и знания, его отношения, эмоции и переживания, идеалы и мечты, и т. д. К нашему видению КСЛ, также, более или менее ближе концепция «карты мира» развиваемой в нейролингвистическом программировании (далее НЛП), согласно которой у каждого человека есть своя, субъективная «карта мира», на которой изображено все, что происходит вокруг и имеет для нас значение, все то, что мы принимаем на веру или ощущаем всеми чувствами. Иногда в рамках НЛП, а тем более в гештальттерапии, это понятие обозначается также «опытом», или суммой представлений о действительности (Олдер и Хэзер, 2000; Перлз, 2004; Перлз, Хефферлин и Гудмэн, 1993). По отношению КСЛ будет также верным и то положение, что «карта (субъективное, ограниченное восприятие) - не территория (действительность)», т. е. мы просто не в состоянии постигнуть действительность, объективную реальность в полной мере, такой, как она есть. Ведь между миром и любой конкретной моделью или репрезентацией мира неизбежно имеется различие, также модели мира, создаваемые каждым из нас, также отличаются одна от другой (Bandler & Grinder, 1975).

Продолжая о природе КСЛ, следует отметить, что это понятийная система, феноменологическо-семантическое пространство, своего рода многомерная ментальная карта всего того, что находится внутри - и вне «Себя», участки которой обладают специфичным и различным друг от друга психическим содержанием и активностью. КСЛ это «Свой мир» личности где действуют свои законы мышления и поведения, где есть свое специфичекое понимание смысла и цели жизни, социальных норм, ценностей и явлений, отдельных людей, общества, вселенной и т. д. Это «мир» где каждый объект (предмет, явление, ситуация…), будь оно жизненно важное для личности или нет, имеет свой смысл и назначение, это «мир» где личность сама устанавливает причинно-следственные связи. КСЛ это первая и последняя, единственная и незаменимая реальность личности.

Естественно, КСЛ нельзя рассматривать в разрыве от сознания и деятельности личности так как она является своего рода и условием и продуктом активности личности. Более того, КСЛ - бытие которое субъективно и есть сама личность. В этом отношении, выражаясь поэтичным языком рубинштейновской философии - «…бытие обступает нас со всех сторон, и нам из него никуда «не уйти»…», ибо мы и есть это бытие. «Мир бытия, в котором мы находимся, - это его непосредственная данность, неотступность, очевидность, его неустранимость, со всех сторон нас объемлющая, его неотменяемость» (Рубинштейн, 1957; с. 269).

В отличии от дифференцированной, объяснительной психологии восприятия, установок, потребностей и остальных психических явлений и реалий, концепция КСЛ это личностно-ориентированный, комплексно-субъектный подход к проблеме познания бытия, действительности. Концепция КСЛ это психология личности с позиций личности, субъектная психология или психология субъектного познания мира, т. е. объективный взгляд на внутриличностное, который (взгляд) презентируется семантикой данного субъекта. Следовательно, правомерно утверждать также, что концепция КСЛ в этом отношении удовлетворяет требования, или выражаясь по иному, соответствует принципам индивидуально-психологической и личностно-центрированной методологии (Адлер, 2002; Роджерс, 1999). «Индивидуальность», «субъективность» и «холистичность» - основные характеристики концепции КСЛ. Несколько развивая данную тему, можно также добавить, что КСЛ - и есть самая главная характеристика индивидуальности: «Индивидуальность объясняется с помощью того факта, что каждая самопрезентирующая субъективность сосредоточена на самом себе и представляет мир как целое своим собственным уникальным способом» (Хабермас, 1989; с. 36).

Многоуважаемая И.Г. Малкина-Пых излагая в одном из своих работ понятие «модель мира», в принципе характеризует ее (модель мира) таким же, каким является наше видение КСЛ. А пишет И.Г. Малкина-Пых следующее: «Каждый человек разрабатывает собственную уникальную модель мира, исходящую из комбинации генетически обусловленных факторов и его личного опыта. «Модель» включает в себя все переживания и все обобщения, относящиеся к тем переживаниям, а также все правила по которым применяются эти обобщения. Некоторые части этой модели притерпевают определенные изменения по мере физиологического развития и в соотвтствии с новым опытом, в то время, как другие части этой модели представляются ригидными и неизменными» (Малкина-Пых, 2008; стр. 59).

И естественно, что КСЛ опредляет не только поведение человека но и в определенной мере целеобразование и потребностно-мотивационную сферу, хотя стоит отметить, что взаимосвязь и взаимовлияние последних является диалектической. С этой точки зрения уместно высказыванеие В.Е. Кемерова, о том, что: «Мировоззрение личности оказывается как бы геометрией социального пространства, определяющей вектор вероятного поведения индивида в той или иной ситуации» (Кемеров, 1977; стр. 166).

Генезис и реконструкция концептуальной системы

КСЛ, несомненно, не может являтся прирожденной данностю, а организовывается и развивается паралельно с развитием личности, в результете активного взаимодействия с окружающей средой в предметной деятельности, в общении. Еще византийский богослов 4 в. Василий Великий заметил, что некая реальность способна генерировать иную реальность, закономерности существования которой не сводимы к аналогичным характеристикам порождающей реальности. (Маслова, 2007; стр. 172). В этом отношении КСЛ именно та реальность, которая «порождается» объективной действительностю, и особенности которого (КСЛ) проявляются уже в детском возрасте - определяя сущность и направленность восприятия социальной действительности и познания вообще (Бегоян, 2008; 2009b; 2009c).

В течении всей жизни человек камень за камнем строит образ мира, свою концептуальную систему, он как бы в процессе социализации, адаптации постепенно интернализирует то что «вне его». Посредством восприятия, перцептивных, точнее познавательных процессов человек постепенно интернализирует объективно существующий мир, и делает это по своему, преломляя это через свою собственную личность. Именно в процессе взаимодействия с миром, в процессе активной адаптации, социализации человек конструирует свой образ мира, свою концептуальную систему, которая и есть сам мир для него самого - «существуют не созерцание и его предмет как идеальное отношение, а реальное взаимодействие человека с внешним материальным миром» (Рубинштейн, 1957; с. 354).

Как было отмечено чуть выше, процесс генезиса, конструкции и реконструкции КСЛ происходят паралелльно развитию личности, в процессе адаптации. L. Wittgenstein (1889-1951) - австрийско-британский философ, профессор Кембриджского университета, aвтор термина «картина мира», утверждал, что: «решение встающей перед тобой жизненной проблемы - в образе жизни, приводящем к тому, что проблематичное исчезает. Проблематичность жизни означает, что твоя жизнь не соответствует форме жизни. В таком случае ты должен изменить свою жизнь и приспособить ее к этой форме, тем самым исчезнет и проблематичное» (Грицанов, 2002). Т.е. гармоничное и адекватное развитие личности предполагает и сплетено с динамическим процессом конструирования и постоянного корректирования «модели мира», концепции бытия. Однако для личности его образ мира, его концептуальная система и есть объективный мир, объективная реальность. По этому поводу С.Л. Рубинштейн отмечает: « «Я» и для самого себя, и объективно выступает первично не как абстрактный субъект познания, а как конкретная реальность человека» (Рубинштейн, 1957; стр. 267).

Исследование концептуальной системы личности

КСЛ это многомерное психическое целостное, неделимое пространство которое включает в себя Я-концепцию. Это своего рода соединение Я-концепции и «Не-Я-концепции» (все кроме Я) личности. Образ мира есть по существу гештальт, каждый элемент которого тоже по природе является гештальтом, точнее неким гештальт-концептом, и следовательно принцип исследовеания КСЛ тоже должно быть холистическим. Методологическими основами наших исследований КСЛ являются также три важнейших открытия, которые сделала наука XX века в области осмысления собственных границ, и которые так хорошо описаны в книге В.П. Руднева «Прочь от реальности: Исследования по философии текста» (Руднев, 2000; стр. 9). Ниже излагаем их же:

1. Объективная действительность шире любой описывающей ее системы; или иначе, «мышление человека богаче его дедуктивных форм» (Налимов, 1979; стр. 72). Этот принцип был доказан К. Godel в теореме о неполноте дедуктивных систем (Godel, 1931).

2. И поэтому, для того чтобы адекватно описать какой-либо объект действительности, необходимо, чтобы он был описан в двух противоположных системах описания. Это - принцип дополнительности, сформулированный Н. Бором в квантовой механике (Бор, 1961), а затем перенесенный на любое научное описание (Лотман, 2000). Однако стоит добавить, что для решения данной проблемы - адекватности - в исследовании КСЛ руководствуются Трехлокусным подходом который подразумевает описание и интерпретирование объекта в 3х разных понятийно-семантических системах (Бегоян, 2009e).

3. Невозможно одновременно точно описать два взаимозависимых объекта. Это - расширенное понимание так называемого соотношения неопределенностей Вернера Гейзенберга, доказывающего невозможность одновременного точного измерения координаты и импульса элементарной частицы (Гейзенберг, 1989; Гейзенберг, 2005). Философский аналог этого принципа был сформулирован L. Wittgenstein в его последней работе «О достоверности»: «Для того чтобы сомневаться в чем бы то ни было, необходимо, чтобы нечто при этом оставалось несомненным. Этот принцип можно назвать «принципом дверных петель»» (Руднев, 2000; Стр. 9).

Для исследования - для оценки, дескрипции, дифференцации и презентации КСЛ - в рамках Концептуальной Психотерапии (Conceptual Psychotherapy), исползьуется метод Теория Системы Реальностей Личности (TPRS - The Theory of а Person Reality System) (Бегоян, 2009a, 2009d). А также, для оценки «сценария развития» КСЛ можно использовать метод «Анализ планов» (Plan Analysis) разработанный F. Caspar (Caspar, 1995; Caspar et al., 2005).

Концептуальная система личности и психотерапия

В заключенни хотелось бы сделать акцент на исследовательском, диагностическом, и вообще терапевтическом значениии концепции КСЛ. Исследование КСЛ позволит наиболее точно понять мир человека, насколько это возможно адекватно интерпретировать его мотивы и чувства. Исследование КСЛ в процессе терапии облегчит оценку проблем клиента, диагностику и раскрытие его ресурсов. Всвязи с этим И.Г. Малкина-Пых пишет: «Несуществует двух одинаковых моделей мира. Все мы разрабатываем свои соотвтственные и уникальные модели мира. Это уточнение очень важно иметь ввиду, поскольку сбор точной информации является фундаментальным аспектом для любой эффективной терапевтической ситуации. Отдавая себе отчет в том, что все коммуникации являются метафорическими и основываются на уникальном опыте (курсив мой - Б.А.), мы можем помнить о том, что по этой причине они не полны, и что именно слушатель является тем, кто состовляет представление об услышанном и вообще обо всей предъявленной ему информации» (Малкина-Пых, 2008; стр. 59).

В биодинамической концепции J.Н. Masserman модель мира предстает под именем «концепции действительности» - выявление которой, согласно J.Н. Masserman, является первой задачей психотерапии, так как именно «концепцией действительности» и ориентируется индивид и в силу последнего же незакономерное или неадекватное поведение представляется единственно возможным и рациональным. Данный подход J.Н. Masserman весьма оправдан и применим в рамках Концептуальной Психотерапии. Именно поэтому начальной стадией и одним из ипостасей Концептуальной Психотерапии является Концептуальный Психонализ (Conceptual Psychoanalysis) главной задачей которого является выявление особенностей КСЛ («концепция действительности» - J.Н. Masserman; «образ мира» - А.Н. Леонтьев) клиента.

Список литературы

1. Адлер А. (2002) Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 214 с.

2. Бегоян А.Н. (2008) Феномен «воображаемого партнера» - игра или галлюциноз? // Психология - наука будущего: Материалы II международной конференции молодых ученых, 30-31 октября 2008 г., Москва / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко, А.С. Обухова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 543 с.; с. 40-43.

3. Бегоян А.Н. (2009a) Образ мира и система реальностей личности // Молодежь и наука: реальность и будущее: Материалы II Международной научно-практической конференции, 3 марта 2009 г., г. Невинномысск / Ред.кол.: В.А. Кузьмищев, О.А. Мазур, Т.Н. Рябченко, А.А. Шатохин: в 9 томах. - Невинномыск: НИЭУП, 2009. - Том II: психология. - 2009. - 541 с.; с. 69-72.

4. Бегоян А.Н. (2009b) Конструирование ребенком альтернативной / желаемой реальности // Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 23-25 апреля 2009 года, Санкт-Петербург / Под науч. ред. Н.?В. Гришиной - СПб: Издат-во С.-Петерб. ун-та, 2009. - 360 с.; с. 14-16.

5. Бегоян А.Н. (2009c) Феномен «воображаемого партнера» // «ЕВРАЗИЯ» научно-методический журнал, # 1-2 (2-3), 2009, с. 13-18, Ереван (на армянском).

6. Бегоян А.Н. (2009d) Античнофилософские истоки концептуальной психотерапии // Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук: сборник статей Международной научной конференции: в 5 т. / под ред. Е.В. Дегтярева, Д.А. Теплых. - Магнитогорск: МаГУ, 2009. - Вып. 4. - Т.3. - 155 с.; с. 141-145.

7. Бегоян А.Н. (2009e) Проблема исследования личности: терхлокусный подход // Современные проблемы науки, образования и производства: Материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, специалистов, преподавателей и молодых ученых, 29 мая 2009: В 2 т. Т.1. - Н. Новгород: НФ УРАО, 2009 - 448 с.; с. 70-72.

8. Бергер П., Лукман Т. (1995) Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: «Медиум».

9. Богпомочева О.А. (2006) Особенности образа мира у одаренных подростков // Психологическая наука и образование, #4, 2006.

10. Бор Н. (1961) Атомная физика и человеческое познание. - М.: Издательство иностранной литературы.

11. Гейзенберг В. (1989) Физика и философия. М.: Наука.

12. Гейзенберг В. (2005) Избранные философские работы: Шаги за горизонт. Часть и целое. СПб.: Наука.

13. Грицанов А.А. (2002) (сост. и гл. науч. ред.) История философии. Энциклопедия, Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом.

14. Даллакян К.А. (1998) Воля как феномен энвайронментального отношения, Уфа: «Талер».

15. Кемеров В.Е. (1977) проблема личности: методология исследования и жизненный смысл, М.: Политиздат.

16. Леонтьев А.Н. (1983) Избранные психологические произведения: В 2_х т. Т. 2_М.: Педагогика.

17. Лотман Ю.М. (2000) Культура как коллективный интеллект и проблема искусственного разума // Лотман Ю.М. Семиосфера. - С.-Петербург: «Искусство-СПБ».

18. Малкина-Пых И.Г. (2008) Справочник практического психолога, М.: Эксмо.

19. Маслова В.А. (2007) Поэтический текст как возможный мир и виртуальная реальность // Текст. Язык. Человек: материалы ІV Международной научной конференции, 15 - 16 мая 2007 г., Мозырь: В 2 ч. Ч. 1. / Отв. ред. С.Б. Кураш, В.Ф. Русецкий. - Мозырь: УО «МГПУ им. И.П. Шамякина».

20. Налимов В.В. (1979) Вероятностная модель языка: О соотношении естественных и искусственных языков. М.: Наука.

21. Налимов В.В. (2003) Вероятностная модель языка: О соотношении естественных и искусственных языков. 3_изд. Томск_М.: Водолей.

22. Олдер Г., Хэзер Б. НЛП. Вводный курс. Полное практическое руководство. Пер. с англ. - К.: «София», 2000. -224 с.

23. Перлз Ф. Теория гештальттерапии - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004 - 384 с.

24. Перлз Ф., Хефферлин Р., Гудмэн П. Опыты психологии самопознания: практикум по гештальттерапии, М.: 1993, - 240 с.

25. Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. К.: «Ваклер», 1999.

26. Рубинштейн С.Л. (1957) Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. - М.: Изд-во АН СССР.

27. Руднев В.П. (2000) Прочь от реальности: Исследования по философии текста. II. - М.: «Аграф».

28. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. № 2, 1989, с. 35-40.

29. Bandler, R. & Grinder, D., The Structure of Magic Vol. 1, Science and Behavior Books, Palo Alto, CA, 1975.

30. Caspar, F. (1995). Plan Analysis. Toward optimizing psychotherapy. Seattle: Hogrefe-Huber.

31. Caspar, F., Grossmann, C., Unmussig, C., & Schramm, E. (2005). Complementary therapeutic relationship: Therapist behavior, interpersonal patterns, and therapeutic effects. Psychotherapy Research, 15 (1-2), 91-102.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Правоохранительная деятельность таможенных органов РФ
Курсовая работа Управление оборотными средствами
Курсовая работа Эффективность использования оборотных средств
Курсовая работа Игровая деятельность младших школьников с задержкой психического развития
Курсовая работа Договор имущественного страхования
Курсовая работа Экономические показатели деятельности торгового предприятия
Курсовая работа Структурно-семантические особенности пословиц и поговорок, отражающих межличностные отношения
Курсовая работа Бухгалтерский учет хозяйственных процессов
Курсовая работа Экономическое обоснование путей обновления оборудования на предприятии
Курсовая работа Нетарифные ограничения внешней торговли
Курсовая работа Формы организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования
Курсовая работа Внедрение системы менеджмента качества в деятельность аптечных организаций
Курсовая работа Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия на примере ОАО "Завод ЖБК -1"
Курсовая работа Управление финансами
Курсовая работа Анализ себестоимости услуг и продукции, пути ее снижения