Курсовая работа по предмету "Программирование, компьютеры и кибернетика, ИТ технологии"


On-line распознавание рукописных символов



Пушников А. А., ПС-569

Тезисы доклада на научно-практическую конференцию «Современные методы и средства автоматического управления техническими объектами»

On-line распознавание рукописных символов

В настоящее время, в связи с развитием миниатюрных компьютеров, таких как PDA, TabletPC, стоит проблема безклавиатурного ввода данных. Одним из альтернативных средств ввода является сенсорная панель. Был исследован способ метод распознавания рукописных символов с помощью искусственной нейронной сети.

Задача on-line распознавания состоит из трех основных этапов:

1. На этапе предварительной обработки данных выбираем основные признаки и преобразуем их в удобную для классификации форму, например вектор в каком-либо пространстве. В задаче on-line распознавания известен путь пера, в виде последовательности точек. Для упрощения классификатора, уменьшаем количество точек до некоторого фиксированного числа n. Такая выборка делает расстояния между точками практически одинаковыми, что позволяет не учитывать при распознавании размер символа. Для инвариантности символа относительно его положения на изображении, преобразуем входную последовательность в вектор синусов и косинусов углов между осями координат и прямой, соединяющей две соседние точки. В результате получаем вектор размерностью 2*(n -1).

2. На этапе классификации разделяем пространство входных векторов на отдельные области, в качестве классификатора используем нейронная сеть. Была исследована двухслойная нейронная сеть обратного распространения с логарифмической сигмоидной функцией активации нейронов. Число входов - 2*(n -1), число выходов равно числу символов. Такая нейронная сеть позволит получить на выходе оценку совпадения исследуемого образа с исходными.

При исследовании выбиралось: n=10, количество входных нейронов - 18, количество исследуемых символов - 4, количество выходных нейронов - 4. Схема нейронной сети представлена на рис. 1. График тренировки нейронной сети представлен на рис. 2. Изображения обучающих символов представлены на рис. 3. Изображение тестового символа представлено на рис. 4. В таблице 1 представлены выходы нейронной сети.

Рисунок 1 - Схема нейронной сети

Рисунок 2 - График тренировки нейронной сети

Рисунок 3 - Изображения обучающих символов. Линией обозначены выбранные точки, окружностями - введенные

Рисунок 4 - Изображение тестового символа. Линией обозначены выбранные точки, окружностями - введенные

Таблица 1. Выход нейронной сети для тестового символа.

№ выхода нейронной сети

Выход нейронной сети

Название обучающего символа, соответствующего данному выходу

1

0.9996

Символ «а»

2

0.0000

Символ «б»

3

0.0000

Символ «в»

4

0.0001

Символ «г»

3. На этапе принятия решения делаем вывод, на какой из обучающих символов более похож тестовый символ. Для этого выбираем символов, которому соответствует наибольшее значение выхода нейронной сети. Если же максимальное значение не превысит некоторое пороговое значение или несколько выходов будут иметь близкие значения, то делаем вывод, что введен неизвестный символ.

Исследованная модель уверенно распознает рукописные символы и позволяет сделать вывод о том является ли исследуемый символ одним из известных ранее.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Обучение элементам дизайна как условие развития детского изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
Курсовая работа Заключение под стражу
Курсовая работа Преступления против свободы личности
Курсовая работа Основные направления государственной молодежной политики в Березовском районе
Курсовая работа Анализ эффективности деятельности предприятия
Курсовая работа Неустойка и ее виды
Курсовая работа Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста на разных этапах развития
Курсовая работа Конкурентоспособность России
Курсовая работа Источники формирования капитала предприятия и его размещение
Курсовая работа Законодательное регулирование инвестиционной деятельности в РФ
Курсовая работа Профессиональная этика
Курсовая работа Статистические методы изучения качества и уровня жизни населения
Курсовая работа Социально-экономические последствия безработицы и методы ее преодоления
Курсовая работа Методики логопедических занятий с заикающимися дошкольниками
Курсовая работа Биржа труда и ее регулирование