11
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 28 «Ромашка»
городского округа Тольятти
Статья
К здоровью без лекарств
Донькина Н.М.
2010 г.
ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА -- ОСНОВА ЕГО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ
Долголетние наблюдения педагогов и исследования гигиенистов показали, что работоспособность, качество усвоения учебной программы, формирование умственных операций, развитие речи, овладение разнообразными умениями находятся в прямой зависимости от состояния здоровья.
Здоровье -- это не только отсутствие болезни, травм, физических дефектов. Здоровье -- более широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического, душевного (психического) и социального благополучия (такое определение выдвинуто Всемирной организацией здравоохранения). Следовательно, здоровым можно назвать лишь того, кто способен к трудовой и творческой деятельности, к полноценному выполнению социальных функций, к развитию духовных способностей.
Применительно к ребенку дошкольного возраста социальными функциями являются пребывание в детском коллективе, освоение программы воспитания и обучения, осуществление разнообразной игровой, учебной и трудовой деятельности. Физическое и психическое благополучие, являющееся составным компонентом понятия «здоровье», предполагает нормальное течение роста и развития ребенка.
Утрату ребенком способности к игровой и познавательной деятельности, невозможность находиться в детском коллективе следует рассматривать как потерю здоровья. При этом не обязательно наличие какой-либо болезни, которая безусловно задерживает развитие ребенка. Отклонение от нормального состояния может быть незаметным в повседневной жизни, замаскированным детской живостью и подвижностью: ребенок не чувствует его, взрослый о нем не подозревает. И лишь тогда, когда от ребенка требуют большого напряжения, скажем, решения трудных задач, отклонение начинает проявляться в виде отказа выполнить учебное задание, в изменении поведения и других признаках нарушения психической деятельности, объединяемых общим названием «пограничные состояния». Отклонения от нормального состояния могут наблюдаться со стороны всех органов и систем и в конечном счете привести к нарушению нормального роста и развития ребенка.
В Волгограде была разработана программа «Остров здоровья» по оздоровительной работе ДОУ, которая ведется по нескольким направлениям.
Первым направлением работы по заявленной программе «Остров здоровья» является комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами:
Осмотр детей специалистами детской поликлиники;
Регулярный осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;
Осмотр детей специалистами ПВЛ для выявления и диагностики нарушения опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие);
Диагностика речевого и внеречевого дыхания логопедом ДОУ;
Выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду;
*Диагностирование общей физподготовленности детей в начале и конце учебного года по нормативам.
Второе направление работы включает в себя рациональную организацию двигательной деятельности детей. К организационным условиям здесь относятся:
Преобладание циклических упражнений;
Ежедневные циклы физкультурных занятий:
традиционные;
тренировочные;
занятия-соревнования;
самостоятельные;
интегрированные с другими видами деятельности;
праздники и развлечения;
Занятия с использованием мини-тренажеров;
Ритмическая гимнастика;
Гимнастика после сна;
Ежедневный режим прогулок - 3-4 часа;
Обеспечение двигательной активности детей атрибутами и пособиями;
Создание необходимой развивающей среды;
Строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;
Проведение утренней гимнастики, физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;
Музыкальные занятия;
*Занятия по формированию здорового образа жизни.
Третье направление определяет систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящих до более интенсивных воздействий с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом используется комплекс процедур:
Босохождение;
Обширное умывание;
Ходьба босиком по мокрым дорожкам, «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);
Обмывание стоп ног;
Душ;
Полоскание рта водой комнатной температуры;
Воздушные ванны в облегченной одежде;
Гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.
Четвертое направление связано с осуществлением лечебно-профилактической работы. В его рамках проводятся следующие мероприятия:
Постоянный контроль осанки;
Контроль дыхания на занятиях по физ. воспитанию;
Контроль за нагрузками для переболевших детей и для детей, находящихся на диспансерном учете по поводу сопутствующих заболеваний (пиелонефрит, пороки сердца и пр.);
Подбор мебели в соответствии с ростом детей;
Профилактический прием иммуномодуляторов: дибазола, элеутерококка, оксолиновой мази для носа;
Сбалансированное питание;
Вакцинация против гриппа;
Потребление фитонцидов (чеснока и лука);
Употребление соков и фруктов (второй завтрак);
Установка комплексной очистки воды на пищеблоке детского сада;
Использование люстр Чижевского;
Использование очистителей воздуха;
Физиотерапия;
Ингаляции;
Кварцевание групп;
Прием поливитаминов;
Аэрофитотерапия;
Аэрозольтерапия;
Лечебная физкультура;
Массаж.
Пятым направлением является использование практически апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей с функциональными отклонениями в здоровье:
Элементы точечного массажа (Ци-гун);
Пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ;
Дыхательная и звуковая гимнастика по А. Стрельниковой;
Психогимнастика по методике М. Чистяковой;
Хождение по «дорожкам здоровья»;
Использование различных массажеров;
Звуковая гимнастика Лобанова;
Элементы упражнения хатха-йога;
Аромотерапия Г. Лавреневой;
Вибрационно-вокальные упражнения М. Лазарева;
Звуковая и вибрационная гимнастика Востокова;
Лечебные игры А. Галанова;
Театр физического развития и оздоровления Ефименко;
Игровой массаж А. Уманской и К. Динейки;
Антистрессовый и интеллектуальный массажи Фрица Ауглина;
Восточная гимнастика с элементами у-шу.
Шестым направлением считается комплекс психогигиенических мероприятий:
Психодиагностика;
Элементы аутотренинга и релаксации;
Элементы музыкотерапии (музыка сопровождает все режимные моменты - подобрана в соответствии с режимным моментом классическая и инструментальная музыка - Клайдерман, Джеймс Ласт, Вивальди и пр.);
*Индивидуальные и подгрупповые занятия в комнате психологической разгрузки, направленные на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы;
*Обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ.
Седьмым направлением является реабилитация и коррекционная работа:
Реабилитация детей, перенесших простудные заболевания дыхательных путей (щадящий режим, расчет физических нагрузок);
Коррекционная работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушений осанки;
Коррекционная работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию, со слабо сформированной стопой;
Индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений;
Коррекция психоэмоциональной сферы;
Упражнения и игры профилактического и коррекционного характера, рекомендованные для ДОУ;
Индивидуальная работа в спортзале и на прогулке, проводимая инструктором по физической культуре;
Индивидуальная работа в группе и на прогулке, проводимая воспитателями групп.
Восьмым направлением является консультативно-информационная работа:
Оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;
Открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий;
Активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ по мероприятиям годового плана;
Оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов;
Организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ, приглашенных специалистов;
Проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий.
Оздоровительные, реабилитационные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия должны осуществляться психологом, медицинскими работниками, воспитателями, инструктором по физ. воспитанию.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА В МДОУ ДЕТСКОМ САДУ ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ
I. Лечебно-профилактическая работа
Врач-педиатр. старшая медсестра.
Физиопроцедуры: КУФ, «Соллюкс».
Массаж: общий, лечебный.
ЛФК: дыхательная, нарушение осанки, плоскостопие.
Фитотерапия: аэрофитоингаляция, отвары, настои из трав.
Витаминотерапия: аскорбиновая кислота, ревит.
Иммуномодуляторы: декарис, дибазол, элеутерококк
II. Физкультурно-оздоровительная работа
Врач-педиатр, инструктор по физическому воспитанию, старший воспитатель.
Дополнительные физкультурные занятия специализированного воздействия.
Подвижные игры и физические дыхательные упражнения на свежем воздухе.
Утренняя зарядка с обязательным бегом и дыхательными упражнениями.
Дыхательные гимнастики во время режимных моментов в течение всего дня.
Дыхательная и звуковая гимнастика после сна.
Релаксационные техники.
Спортивные игры и соревнования.
Босохождение в теплый период года.
Элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Четкая организация теплового и воздушного режима в помещении (проветривание согласно графика).
Следить за рациональной одеждой детей (в групповых комнатах дети находятся в облегченной одежде, одежда для прогулок должна соответствовать времени года и характеру погоды).
Ежедневно проводить утреннюю гимнастику, организовывать с детьми подвижные игры и упражнения (в летний период проводить эти занятия на свежем воздухе).
Строго выполнять стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приема пищи, дневной и ночной сон, общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе.
Ежедневное пребывание детей на свежем воздухе.
Строго учитывать характер погоды при проведении подвижных игр, если температура ниже -15° С проводить с детьми игры с наиболее интенсивной двигательной нагрузкой, в теплую погоду -спокойные игры.
Уделять особое внимание беговым упражнениям для тренировки и совершенствования общей выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества с учетом заболеваемости туберкулезной интоксикацией и затухающими формами туберкулеза.
Исключить шумные игры за 30 минут до возвращения детей с прогулки.
Обеспечить условия для преобладания положительных эмоций во всех видах двигательной активнос7и и ежедневном распорядке дня ребенка.
Обеспечить спокойную обстановку в подготовке детей ко сну.
Строго соблюдать время, отведенное для сна.
Специальные меры закаливания: воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями для ног, плеч, туловища, рук, на дыхание (упражнения выполнять после сна, лежа в постели).
Полоскание рта кипяченной водой комнатной температуры после приема пищи. При каждом полоскании использовать около 1/3 стакана воды.
В летний период:
хождение босиком по траве, земле, асфальту;
игры детей с водой;
все виды занятий, кроме ИЗО, проводить на свежем воздухе.
использовать босохождение по нестандартному физкультурному оборудованию.
15.Проводить контрольное обследование детей в группах сада.
ЛИТЕРАТУРА
1. В.И. Теленчи «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет.
2. Е.Ю. Александрова «Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья».
3. А.П. Лаптев «Как закалять детей».
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |