Курсовая работа по предмету "Педагогика"


Преобразования в системе образования в Башкортостане во второй половине XIX века



Преобразования в системе образования в Башкортостане во второй половине XIX века

Система образования является одним из важных показателей не только уровня образованности, но и социально-экономического и общественно-политического положения страны в процессе становления и развития человеческого общества того или иного государства.

Исследование данной проблемы важно и с точки зрения современного развития системы образования в России. Исторический опыт показало, что попытки русификации народов России обернулось провалом. И на сегодняшний день в современной России пытаются проводить точно такую же скрытную политику путем запрета в системе образования национально-регионального компонента в национальных республиках и автономных областях. Поэтому изучение уровня образованности башкирского народа во второй половине XIX века представляет интерес, как с научной, так и с практической точки зрения.

Во второй половине XIX в. происходит значительное развитие образования в крае. Дети башкир и татар обучались в мектебе и медресе. В Уфимской губернии было открыто 746 начальных школ, в том числе 396 русских, 88 русско-башкирских, 254 школы прочих национальностей и 8 русских классов при мектебах и медресе. (Очерки по истории Башкирской АССР, 1964, С. 263.) И так если мы рассмотрим только медресе и мектебе мы видим быстрый рост числа образовательных учреждений. Если в 1860 г. в Башкортостане насчитывало около 600, то концу XIX в. их численность достигла 1900. (Акманов, 2004, С. 440)

Крупным явлением в развитии просвещения в крае было открытие русско-башкирских школ. Эти школы были двухлетними и четырехлетними. Дети изучали русский язык, чистописание, арифметику, мусульманское вероучение. Но главной целью этих школ было русификация учащихся. Подобное направленность школ вызвало недовольство башкир и в том числе мусульманское духовенство. Количество учащихся в них к концу XIX в. заметно уменьшилось, некоторые русско-башкирские школы даже закрылись.

В 1900 г. Уфимской и Оренбургской губерниях насчитывалось 78 русско-башкирских и русско-татарских школ. При медресе имелось 15 русских школ.

Средняя общеобразовательная школа была представлена, прежде всего, Уфимской мужской гимназией. Программа обучения включала русский, латинский, немецкий и французские языки, чистописание, историю, математику, физику, географию, естествознание. Учебный курс длился 7 лет. Выпускники гимназии получали право поступления в университеты.

Стремление знать и учиться русской грамоте уже являлось требованием того времени, об этом свидетельствует и ряд документов, например: «Прошение башкира д. Юнашкулово М. Шарафитдинова председателю Златоусовской уездной земской управы Уфимской губернии о зачислении его сына в школу на казенный счет» от сентября 1892 г. В этом прошении говорится: «У меня явилось сердечное желание обучит русской грамоте своего сына Мирсаяфа, имеющему от роду 12 лет…». (Хрестоматия по истории Башкортостана…, 1996, С. 300) Из данного рассказа мы видим, что и даже некоторые муллы отдавали своих детей в русско-башкирские и русско-татарские школы, не зная истинные намерения правительства. Стремление некоторых башкир, обучать своих детей к русской грамоте в основном было связано, прежде всего с такими факторами, знание мировых и в том числе русского языка это было требование того времени уже не возможно было жить по старому, и они сами же от этого страдали при заполнении документов. К выше сказанному подтверждение находим и А-З. Валидова, М.И. Уметбаева, Р. Фахретдинов и др. Если сравнить, описание выше приведенных авторов, у всех примерно получается такая же одинаковая картина. А-З. Валидов пишет, что его отец, когда служил в армии, пострадал от не знания русского языка и из-за этого он не хотел чтобы и его детей ждала такая участь. И уже 6-7 летнем возрасте наряду с арабским и фарси его начали обучать и русскому языку. (Валидов, 1994, С. 33) О не знание башкирами элементарных законов, открытий и теорий в научной сфере, которых знали и пользовались европейцы и восточные народы уже многие столетие отраженно и трудах Р. Фахретдинова. Где он отмечает, что среди книг привезенных из хаджа, была книга по географии, составленная высшей степени оригениально, я полностью погрузился в изучение ее и почерпнул хотя бы краткой форме сведение о Земном шаре. Долго мучился, что бы понять трудное для меня теорию о вращение Земли вокруг Солнца. Разобравшись, рассказал об этом в медресе. Шакирды с начала смеялись. Говорили: Оказывается, мы тоже как тараканы ходим по потолку! Но затем поняли и были потрясены. Среди мусульман Бугульминского уезда, думаю, я был первым человеком, который начал говорить, что Земля есть одна из постоянно движущихся звезд, что она подобно другим звездам вращаться вокруг Солнца. (Баишев, 1996, С. 164-165) Примерно такое же описание мы находим и у М. Уметбаева. Он считает, что в системе образование среди мусульман не ощущается развитие. Европейский уровень развития научной и образовательной сфере получают лишь те люди, которые учатся в высших и средних учебных заведениях вместе с русскими, а их можно и пальцем пересчитать… С начальных классов обучение детей мусульман только на русском языки они видели опасность насильственной русификации. Дети должны обучатся с русскими, потому что только тогда они хорошо будут знать их ней язык и грамоту. И в итоге они не смогут поступить гимназии или учительские школы… Некоторые мусульмане которые имеют определенные знания и в том числе и я, считаем, что самый эффективный способ распространения знания европейского уровня среди башкир это перевод европейских книг и обучение на их нем родном языке. (Уметбаев, 1984, С. 104)

Однако, открывая русско-башкирские и русско-татарские школы, а так же обучая мусульман и других учебных заведениях исключительно на русском языке - царизм проводил скрытную политику русификации коренного народа. Но их ней замысел окончился провалом. Об этом свидетельствует и документальные источники, например в докладе министра народного просвещения «О прекращение приема новых воспитанников в Оренбургскую татарскую учительскую школу и о переводе Орской киргизской учительской школы в Оренбург. Высочайше утвержденный всеподданнейший доклад министра народного просвещения» от 27 июля 1889 г. В частности в данном источнике говориться, что ныне попечитель Оренбургского учебного округа донес министерству народного просвещения, что названное учебное заведения, как показал опыт 16 - летнего его существования, не оправдало возлагавших на оное надежд способствовать распространению между татарами-мусульманами образования в русском духе и сближать с русской народностью. Большинство воспитанников Оренбургской татарской учительской школы, в течение 4-летнего пребывания в школе, трудно овладевает русским языком, даже настолько, что бы свободно передавать на нем свои мысли и учить других. Главнейшею, и так сказать, основною причиною мало успешности означенных воспитанников в русском языке служит отсутствие желания изучать этот язык - как следствие влияния фанатической среды, из которой они выходят и в которую вновь вступают по окончание курса школе. Будучи назначенными учителями, татарских начальных училищах, они, при неустойчивом знании русского языка и, живя среди товарищей мусульман, не отрешаются от своих племенных предрассудков и совершенно и совершенно забывают русский язык. (Законы Российской империи о башкирах…, 1999, С. 538)

Таким образом, в второй половине XIX в. в народном образовании края произошли заметные сдвиги. Открылись новые начальные школы, гимназии. Стали возникать вольные крестьянские школы. Крупным явлением в развитии просвещения в крае было открытие русско-башкирских школ.

Список литературы

1. Баишев Ф.Н. Общественно-политические и нравственно-эстетические взгляды Ризы Фахретдинова. - Уфа, 1996.

2. Валидов А.З. Воспоминания: Борьба народов Туркестана и других восточных мусульман - тюрков за национальное бытие и сохранение культуры. - Кн. 1. - Уфа: Китап, 1994.

3. Законы Российской империи о башкирах, мишарях, тептярях и бобылях/ Сост., Ф.Х. Гумеров. - Уфа: Китап, 1999.

4. История Башкортостана с древнейших времен до наших дней. В 2-х т. Т.1./ Под ред. И.Г. Акманова. - Уфа, 2004.

5. Очерки по истории Башкирской АССР. В 2-х т. Т.1. Ч. 1. - Уфа, 1964.

6. Уметбаев М. Ядкарь. - Уфа, 1984.

7. Фархшатов М.Н. Народное образование на Южном Урале во второй половине ХIХ в. - Уфа, 1987.

8. Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период 60-90-е годы XIX в. - М.: Наука, 1994.

9. Хрестоматия по истории Башкортостана. /Сост., Ф.Х. Гумеров. - Уфа: Китап, 1996.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Трудовой коллектив в организации
Курсовая работа Понятие и стадии законотворческого процесса
Курсовая работа Холодильники и холодильное оборудование: устройство и эксплуатация
Курсовая работа Фразеологизмы и слова-символы в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"
Курсовая работа Диспепсия у теленка
Курсовая работа Методы оценки эффективности инвестиционных проектов
Курсовая работа Історія і розвиток глобальної мережі Інтернет в Україні і світі
Курсовая работа Анализ трудовых ресурсов предприятия на примере ОАО Южно-Уральский криолитовый завод
Курсовая работа Управление как система знаний
Курсовая работа Проблема аборта
Курсовая работа Организация транспортного хозяйства
Курсовая работа Продажа товаров и услуг
Курсовая работа Местное самоуправление в Российской Федерации на современном этапе
Курсовая работа Анализ эффективности использования материальных ресурсов
Курсовая работа Организация лизинговых операций в России