Курсовая работа по предмету "Литература"


Анализ стихотворения О.Э. Мандельштама "Внутри горы бездействует кумир…"



«Внутри горы бездействует кумир…»

Внутри горы бездействует кумир

В покоях бережных, безбрежных и счастливых,

А с шеи каплет ожерелий жир,

Оберегая сна приливы и отливы.

Когда он мальчик был и с ним играл павлин,

Его индийской радугой кормили,

Давали молока из розоватых глин

И не жалели кошенили.

Кость усыпленная завязана узлом.

Очеловечены колени, руки, плечи,

Он улыбается своим тишайшим ртом,

Он мыслит костию и чувствует челом

И вспомнить силится свой облик человечий.

Анализ стихотворения О. Э. Мандельштама

«Внутри горы бездействует кумир…»

Белов Андрей (Череповец)

Стихотворение было написано в период с 10-го по 26-е декабря 1936-го года, т. е. оно входит во «вторую воронежскую тетрадь», создававшуюся О. Э. Мандельштамом в исключительно тяжелых условиях и ставшую одной из лучших книг (так - книгой - назвал ее Б. Л. Пастернак) поэта. (По воспоминаниям Н. Штемпель, Мандельштам, будучи в Воронеже, говорил: «…если вам есть что сказать, скажете при всех обстоятельствах и вместо десяти нудных томов напишете один» Штемпель Н. Е. Мандельштам в Воронеже // Новый мир. - 1987. - №10. - С. 217..)

Текст этот интересен тем, что допускает огромное количество разнообразных, даже взаимоисключающих, интерпретаций. Можно проанализировать его имманентно, действительно как стихотворение о неком кумире, сделанном из слоновой кости, а можно, например, и такое толкование существует, увидеть здесь намек на фигуру Сталина, скрытого за кремлевскими стенами, «в покоях бережных», и пытающегося «вспомнить свой облик человечий» и т.д.

Стихотворение состоит из трех строф, первые две из которых равны по своему объему (четверостишия), в последней же - добавлена одна дополнительная строка (aBaaB), что сделано автором, в частности, именно для создания эффекта концовки (такой прием часто используется в финальных строфах). Задержанная во времени, завершающая стихотворение строка звучит более убедительно, тем более, что строка эта необычайно важна для смысла текста в целом (ее, метафорически говоря, вес больше веса других стихов).

Последняя строка диссонирует со всем остальным текстом, посвященным описанию, в принципе, счастливой жизни: сначала жизни бездействующего кумира, у которого «с шеи каплет ожерелий жир», затем дается ретроспективное обращение к его детству («с ним играл павлин», «его индийской радугой кормили»), и вновь - синхронное повествованию описание статуи («улыбается своим тишайшим ртом»). Завершающая же строка как бы сбивает читателя с толку: для нас так и остается непонятным, доволен кумир своею бездеятельной жизнью или нет, почему он «вспомнить силится свой облик человечий»? По всей видимости, у кумира никогда человеческого облика и не было (детство его - это детство статуи: ему «давали молока из розоватых глин», «не жалели кошенили»), но опять же неясно, как эта черта его характеризует: придает она трагический оттенок стихотворению, или, возможно, сатирический? В тексте прямого ответа на данный вопрос мы не найдем.

С точки зрения ритмики стихотворение также достаточно интересно. Оно написано ямбом, преимущественно шестистопным, однако строгой заданности количества стоп в строке в нем нет, размер стиха меняется: 1. 5656; 2. 6564; 3. 66666. Среднее количество языковых ударений на строку - четыре, т. е. в стихотворении имеется большое количество пиррихиев, и в целом оно, конечно, несколько тяготеет к акцентной системе (хотя это лишь тяготение, не более).

Язык стихотворения - очень насыщенный, образные. Автор использует метафорические эпитеты («покои бережные»), метафоры («ожерелий жир», «сна приливы и отливы»), необычно яркие сочетания слов, позволяющие ему многократно усилить эстетическое воздействие на читателя («кость усыпленная завязана узлом» и др.).

Стихотворение «Внутри горы бездействует кумир…», безусловно, является одним из шедевров О. Э. Мандельштама и одной из загадок его творчества, причем загадка эта, на самом деле, заключается, в большей мере, не в идейном содержании текста и не в его творческой истории, тоже по-своему интересных (о чем было сказано выше), но в пластике и совершенстве поэтического языка О. Э. Мандельштама, точнее - в удивительном и таинственном для нас способе достижения этих пластики и совершенства, в том впечатлении, которое за их счет создается.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Эффективность менеджмента и пути ее повышения
Курсовая работа Изучение феномена тревожности у студентов первого курса
Курсовая работа Программное обеспечение бизнес-планирования
Курсовая работа Управление персоналом предприятия
Курсовая работа Организация автотранспортного предприятия
Курсовая работа Нетрадиционные уроки при преподавании технологии в школе
Курсовая работа Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте
Курсовая работа Финансовая отчетность организации (предприятия)
Курсовая работа Межбанковские расчеты
Курсовая работа Методы управления персоналом: административные, экономические, социально-психологические
Курсовая работа Оценка состояния российского рынка ценных бумаг
Курсовая работа Особенности межличностного общения в подростковом возрасте
Курсовая работа Административное правонарушение
Курсовая работа Современные направления развития менеджмента
Курсовая работа Анализ формирования и использования собственного капитала организации