Горовая Кристина Алексеевна. Ростовская обл. п. Чертково 346000 ул.Набережная,15
Тел:8-863-(217)2-23-60
Уч-ца 10 Б класса МОУ Чертковская средняя
школа №2
Ул.Комсомольская,23 Тел:8-863(217)-2-14-53
Руководитель: Черноусова Елена Маратовна.
ВВЕДЕНИЕ:
У всех вас, наверное, назреет вопрос о том, почему я выбрала именно эту тему, а не иную.
Однажды я задумалась о том, как жили раньше наши предки, какие у них были удачи, провалы, тупики и мне стало очень интересно, чем отличается наше время от того, когда жили наши бабушки и дедушки.
Военные годы - это страшные, кровавые годы, когда была нехватка буквально всего.
Я поставила перед собой цель узнать у дедушки о том страшном, незнакомом для всех нас времени. Пусть сейчас 21 век, но каждый из нас должен помнить, дорожить и беречь свою историю. Я считаю, для каждого картины той жизни должны быть интересны, увлекательны. Мы должны интересоваться, общаться с нашими предками и не прерывать эту святую связь. Различные воспоминания, старые фотографии, документы для меня очень важны. Я хочу продолжать и дальше свои исследования в области нашей родной истории.
Мы сами строим свою жизнь, складываем биографию, свою историю.
«Жили, выживали. История страны в воспоминаниях моего дедушки».ФОТО№8
ЕЩЁ ПЕЧАЛЬЮ МИР ПРОСТУЖЕН,
ИСПОДТИШКА РАЗИТ БЕДА.
ТЫ ДОЛЖЕН БЫТЬ КОМУ-ТО НУЖЕН ВСЕГДА
КАК ХЛЕБ ИЛИ ВОДА.
БЫТЬ ДОБРЫМ НАДО ПО ПРИВЫЧКЕ,
НЕ ПО РАСЧЁТУ ПРИГОДИСЬ
ХОТЯ БЫ МАЛЕНЬКОЙ СИНИЧКЕ
ПУСТИ ЕЁ ИЗ КЛЕТКИ ВВЫСЬ!
Глава 1 Дедушка и его дружная семья
Мой дедушка ДРЮКОВ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ родился 15 апреля 1937 года, в Слободе Маньково-Калитвенское Чертковского района. Его семья состояла из пяти человек. Два брата, которые были чуть старше, помогали матери справляться плаксой Алёшкой. Их семья отличалась от всех семей по улице. Она была пронизана светом и любовью. Никогда из уст отца либо матери не могли проскочить нецензурные слова. Они не знали, что это такое. Вот именно на этом месте я и хочу сказать то, что семьи сейчас и тогда имеют множество различий. Наверное, как раньше так уже не будет. Увы! Мой дед, глядя на некоторые семьи, до боли ему знакомые, берётся за голову. Где же мир среди братьев, сестёр? Где же он?
Отец, Михаил Прокопьевич, растил лошадей и переправлял их в хутор Нежданный для различных военных действий. Переехав в этот хутор в 1941 году, милая семья поселилась в небольшом зашарпанном домике с соломенной крышей.
В этот самый хутор входило всего 12 дворов Нежданный был небольшим хутором, но народ, каким - то образом, весь в нём размещался. Даже выращивал птицу, свиней, овец. Каждый старался прокормить свою семью, как мог, если получалось, оставить что то и себе.
Глава 2. Нападение на Советский Союз
22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Весть о начале войны заставила весь Советский народ встать на защиту Отечества. Это героический подвиг всего народа, всей страны. До того пока не началась война дедушка жил в полноценной, настоящей и любящей семье. Но его отца забрали в армию, на службу.И мать, Мария Фёдоровна, с тремя детьми осталась одна. Как дедушка, так и его братья Николай и Степан, очень изменились. Мать стала замечать, что больно ни только ей, но и её детям. Она старалась показаться им весёлой ,ни о чём плохом не думавшей ,но дети всё понимали и знали ,что когда мама уложит их спать закрывается в дальней комнате и плачет. Слыша далеко издаваемый плач ,на глазах ребят уже блестели слезы. Они хотели помочь матери ,но чем? Когда дедушке было 5 лет ,они с братьями ходили собирать колосья и многие растения. Вставали очень рано под крики петухов. Проходили дни ,недели ,месяца ,года ,но отец с войны не возвращался. ПО улицам хутора пока ещё не гремели бомбёжки ,но ходить по ним было очень страшно. Люди знали ,что немцы дойдут и сюда. Мать с тремя детьми ,трусившись ,проходили улицы ,добирались до станции. Стояли у поезда с надеждою в душе на то ,что отец выйдет ,но этого не случалось. И так каждый раз. Дети и мать с горечью в душе отправлялись обратно.
Но всё равно все они жили с надеждой , что их отец вернётся жив и невредим. Дедушка с ребятами начали ходить в школу, которая в то время называлась «Краснооктябрьская». Учебников не было ,уроки учили по записям ,которые делали во время объяснения учителя. А если у кого и оказывался один учебник ,то всем классом собирались , читали вслух и таким образом усваивали материал. В зимнюю , холодную пургу дедушка с братьями пропускали интересные и нужные для них занятия в школе и шли работать. Их нанимали люди и они возили на быках различные вещи ,зерно и многое другое. Но кроме горсти зерна бедные мальчишки взамен ничего не получали. А вот самое страшное - приближался голод. Вот тогда-то дед и ощутил на себе в первый раз, что такое голод. Они ели пшённую крупу, зерно, в общем всё, что можно было найти. Немцы начали приходить на хутор Нежданный по два раза зимой и летом. Но они приходили так, что этих 4-х раз за год народу и так хватало. Немцы брали в плен всех, кто попадался им на глаза и запирали всех под замок на хуторе Кравцовском, который находился недалеко от хутора Нежданный. Эти страшные, коварные и ужасные люди, не боясь бога, издевались, били и оскорбляли наших. И это всё происходило на глазах детей, на глазах моего деда. Дедушка с братьями и дворовыми ребятами носили еду голодным, измождённым пленным односельчанам. Немцы позволяли ребятне забрасывать через высокий железный забор то, что они принесли. А бывало, что гитлеровцы забирали всё вкусное, а пленным доставался один хлеб.
3.Итальянские войска
Однажды, прогуливаясь, неподалёку от дома, дедушка заметил, как итальянские войска направились в сторону Щедровки и готовились к нападению на их хутор. Мой дедушка хоть и был мал, но он был очень сообразительным и умным ребенком. Мог сразу по одежде определить от куда родом этот человек, так как мать часто рассказывала ему о традициях и нравах других народов. Вот тогда то, дед и почуял неладное, он только ринулся бежать, как увидел, что на краю Кравцовского хутора показались советские танки. Они развернулись и, не сбавляя ход, начали громить итальянцев. За несколько минут наши танки смели врагов, не оставив от них и следа. Наши войска наступали через хутор Валявский. Узнав, что в х.Нежданном находятся фашисты, наши завернули на хутор, чтобы его освободить. Итальянцы, заметив наши танки, вызвали по радио авиацию и началась бомбежка. Вражеские лётчики обстреливали всё, что находилось на земле. Во время передышки, фашисты заставляли детей приносить им воду .Ребятня ставили на санки бочку и тянули. Случалось, что их заставал бой, тогда они ложились на землю и пережидали обстрел. ПО словам дедушки, к ним в огород упала бомба. Кроме коровы, которая паслась поодаль, всё было сметено взрывной волной и летняя кухня, и сарай. Огромная воронка осталась от вражеской бомбы. Когда дедушка смотрел на неё, он всегда вспоминал те ужасные минуты, когда ты понимаешь, как хочется жить. Но всё таки наша армия измотала немцев. У них закончились продовольствие и боеприпасы, было много раненых. Обессиленные, они покинули наш край. Это случилось ранним утром 16 января 1943 года.
После вечернего боя
Вдруг странная настала тишина.
Уходит вражеский израненный Обоз
Потом громкоголосое»Ура!»
Как на параде, раздалось
И русская, родная речь
Ворвалась в утренний Рассвет
Таких запомнившихся встреч
Не виделось за много лет:
Зачем к нему припал щекой,
Обнял, целуешь, как родной?
Ведь папа чей-то он, не твой,
А может дедушка кому-то Молодой?
Откуда знать тогда могли,
Мы, дети, страшной той Войны!
Стихотворение Колесниковой В.А. Учительницы школы №29(3),ветерана Великой Отечественной Войны.
Глава 4. Послевоенное время, трудное время
После пережитых ужасов, дедушка с ребятами охотно пошли учиться, а после уроков и в выходные дни они помогали взрослым восстанавливать разрушенные избы, работали на поле. НА быках пахали огромный огород, засаживали его всем, что только могли найти у себя в закромах: пшеница, овес, картофель, овощи. Осенью, собрав скудный урожай, они думали, как прожить до следующей весны, ведь нужно было отложить семена на посев и питаться всей семье. В семье четыре человека: мать и трое маленьких детей. Каждому из них нужно постирать, что-то заштопать, привести в порядок свою избу: побелить, подложить соломы на пол, чтобы теплее было зимой, так как деревянных полов не было .И все эти заботы ложились на хрупкие материны плечи. Братья как могли, помогали своей матери, ходили полоть колхозное поле, давая тем самым ей заниматься домашними делами. За то, что дети работали в колхозе, матери отмечались трудодни. НА каждый трудодень выдавалось 200 граммов пшеницы, а на отчётном собрании начислялось немного денег. Можно представить, как этого было мало, чтобы прокормить троих сыновей, да и себе малость оставить. Хотя бывало, что мать не доедала, отдавая всё детям. Колхозников облагали налогами буквально на всё, что у них было: на деревья, птиц, овец, коров, свиней. Бывало, что и сам председатель забирал для себя шерсть, мясо. Бедному народу почти ничего не оставалось. Всех лошадей, которые были бойкими забрали на фронт. НА хуторе из крупных животных остались одни коровы, сто голов, по десятку на каждую доярку. Дедушкина мама тоже подрабатывала дояркой. ФОТО № 7
Хоть войне и пришёл конец, но послевоенное время-это время очень трудное.
В 1947 году была нехватка хлеба. Причиной этому была сильная засуха. НА солнце выгорали не только хлеба, но и другие посевы, овощи. Люди голодали. Потом была денежная реформа. Выпустили облигации государственного займа. Это был лист бумаги с номером серии и номером самой облигации. Все это, по словам деда, ещё больше обезденеживало народ. После четырёх классов дедушка работал скотником. Когда ему исполнилось 16 лет, он стал работать на колёсных прицепах, копнителях, собирал по полю солому.
Глава 5. Призыв в армию
В 1956 году дедушку призывают в армию. Со слезами на глазах, провожала его мать, не дождавшись отца, боялась потерять и сына. Дед тоже плакал, но это были слёзы жалости к матери, ведь она столько пережила горя, да и он не хотел оставлять ей одну, без поддержки старшего сына.
Молодого призывника отправили в Шахты, на распределительный пункт, откуда его направили в Прудбой, недалеко от Сталинграда, где он проходил курс молодого бойца. После КМБ, деда перевели служить в Германию. Там он пробыл до 1958 года.
Глава 6. С чем встретился дедушка после войны
Мой дедушка служил в артелерийских войсках, связистом. Когда в 1958 году Хрущёв объявил о сокращении армии, дед лежал в госпитале, жаловался на сильные боли в области желудка, и по болезни он попадает под сокращение. Моему дедушке предлагалось остаться работать в госпитале, но он отказался.
Он уезжает на Камчатку, там устраивается на работу, на рыбный траулер, засольщиком, засаливал рыбу. Но его всё же тянуло домой, к своей матери и братьям.
Осенью 1959 года, женившись, дед перебирается в Чертково. Здесь он пошёл работать на маслозавод, а его жена, Таисия, на пищевик.
В 1970 году у дедушки врачи обнаруживают пропадную язву желудка,»подарок» от армии. Его кладут в больницу, на операцию и удаляют 2/3 желудка. С тех пор боли в животе его не беспокоили.
Где и кем только не работал мой дедушка, везде его вспоминают с теплотой и уважением и самое важное, дед всегда был и остаётся человеком, который уважает всех окружающих, всегда поможет советом иль делом .Его друзья, да и просто товарищи удивляются этой доброте, спокойствию и чистоте его слова. В 1997-м он выходит на пенсию и посвящает всё своё свободное время любимым занятиям: охоте и рыбалке.
После смерти жены, в 2002 году, он теряет зрение. Сначала на правый глаз, а через три года и на левый. Сейчас он практически ничего не видит. Просматривая старые фото, я объясняла ему кто на них изображён, а он рассказывал мне где это было и как давно. Некоторые фотографии он не помнит и очень печалится. А я смотрю на него и вижу, как уже по его морщинкам скатываются слёзы и ему хочется рассмотреть снимки самому, без моей помощи, но к сожаленью это не возможно. Никто из врачей не даёт гарантии, что после операции к нему вернётся зрение и не ухудшится состояние организма в целом. Я поинтересовалась у дедушки: «Чем же люди того времени отличаются от сегодняшних?»
-Тем, внучка, что раньше народ был единым, чего не встретишь сейчас. Война, голод-всё это ужасно и я считаю, что это и есть настоящее горе. Сегодня люди готовы вцепиться друг другу в глотку. Это неправильно! Почти у каждого есть дом, семья, где всегда ждут и любят, еда, одежда и всё необходимое для нормальной жизни! А пенсия? Заплатил за газ, свет, воду ичто даже на лекарство не остается. Повышают пенсию, повышают и цены так, что эти прибавки становятся незаметными.
Молодёжи хочу пожелать :Уважайте своих родных, берегите себя и не делайте зла другим.
Перед моими глазами ваши предки строили ступеньки к вашей сегодняшней жизни. Так будем же помнить, дорожить ими и не разрушать то, что они создали!» - говорит он.
Страна переживала сложное время перемен. на многих захоронениях выросли многоэтажные дома. Как было раньше, так и сейчас, у каждого из нас есть свои планы, надежды на лучшее.
МЫ САМИ СТРОИМ СВОЮ ЖИЗНЬ, СКЛАДЫВАЕМ БИОГРАФИЮ, СВОЮ ИСТОРИЮ!
Заключение
Мое отношение ко всему происходящему
Послушав своего дедушку, меня переполнило множество эмоций и впечатлений. Несмотря на все неудачи, тупики, голод, дедушка дожил до того времени, чтобы поделиться всем тем накопившемся, что у него накопилось за все его военные годы. Каждая история любого, пережившего войну, трагическая, душераздирающая. Познакомившись с рассказом, я сравнила наше время, с тем страшным, суровым временем. Получается сейчас ни так уж всё и плохо. Выслушав деда, я поняла и осознала очень многое и, что послевоенная повседневность очевидцам запомнилась в серо-зелёном цвете: на улицах городов то и дело мелькали гимнастерки, шинели и другая одежда, в которой угадывались те же перешитые гимнастерки и шинели.
Танкистский шлем, и офицерская планшетка была предметом мечтаний тысяч мальчишек, а люди в ватниках и видавших виды сапогах даже для столицы были нормальным явлением. Порванные башмаки немедленно превращались в почти неразрешимую проблему, а иногда и целую трагедию. Покупка отреза на платье или новое пальто для большинства людей стала событием.
Для поколений, чья жизнь протекала на фоне войны, нищеты, голода, страха, спокойный быт ассоциируется не с тупой сыростью и духовным убожеством, а с миром, покоем и достоинством человека. Чтобы сохранить это достоинство, от человека требовалось немало жизненных сил. Ведь реальный быт для большинства складывался из барачно-коммунального жилья, из бесконечного стояния в очередях, из отоваривания карточек, получения лимитов, талонов, ордеров и т.п.Не надо забывать, что большая часть жизни многих людей, к прошлому которых мы обращаемся, прошла в таких условиях, когда существование в бараке или в коммунальной квартире часто лишало их даже маленького кусочка скрытой личной жизни, к которой так тянется человек. Тогда человеческая жизнь определялась наличием квадратных метров в коммунальной квартире, зависела от пары тёплых варежек, куска хлеба.
Узнавая что-то новое из истории в книгах, из уст наших предков мы окунаемся в мир, который нам не знаком, но о котором даже страшно и подумать. Нельзя назвать человеком того, кто безразлично относится к рассказанному.
С прошлым не стоит окончательно прощаться. Детство, особенно военное, рано или поздно напомнит о себе. Дело не в ностальгии. Память должна разрешиться воспоминанием, как мысль словом. Ей нужны слушатели, бумага с пером, наконец, какой-то предмет. Она должна на что-то натолкнуться, от чего-то отразиться. Город 30-х годов сохраняется памятью бывших мальчишек и девчонок.
Глубоко неверна, более того, вредна и безнравственна точка зрения, будто историю творят одни только великие люди. Например, мой дедушка он обычный служивший человек, не имел высших чинов. Но как можно без эмоций отнестись к его рассказам. Пострадало огромное количество людей, которые никогда не стали бы записывать пережитое.Это и раскулаченные крестьяне, и люди, осуждённые по многочисленным сталинским указам за опоздание на работу, невыполнение трудодней, за мелкие хищения(как говорили в народе»за колоски»).Разыскать таких людей, записать их рассказы-задача большой исторической важности.
Просматривая семейный альбом, моё внимание привлекли старые фотографии, потому что, глядя на них, как будто попадаешь в другое время.
Литература
1.А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России 20 век, учебник для 9-го класса.Москва «просвещение»2002г .
2. Эудженио Корти. Немногие возвратившиеся записки офицера итальянского экспедиционного корпуса 1942-1943г.Москва центрполиграф 2002г
Приложение
Жив народ, пока жива его
историческая память.
А на севере области Ростовской,
У железнодорожного полотна, Раскинулся мой посёлок Чертково,
У побратимого украинского села. Чертковцы видели годы тяжкие, Революцию суровую прошли,
Великую Войну Отечественную,
В муках и страданьях перенесли.
А теперь по улицам Чертково,
Те, что всегда летом в живых цветах, Праздники встречают чертковцы,
С улыбкой весёлой на устах.
Сияй, цвети мой посёлок славный,
И пусть растут твои жилые корпуса,
И на работу пусть шагают важно, Служащий и рабочий его величества труда!
И нет в посёлке той квартиры,
Где бы не было весёлой детворы,
Для них открыты ясли, школы. Вузы.
На просторах всей страны!
О моём посёлке чертковцам всё мило.
И цветы и даже утренняя росса,
И протяжные гудки электровозов, Которые ведут тяжеловесы поезда!
Стихотворение собственного сочинения.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Экономическая политика, экономическая стратегия РФ |
Курсовая работа | Управление конфликтами в организации |
Курсовая работа | Анализ эффективного использования материальных ресурсов |
Курсовая работа | Организация управления малым предприятием |
Курсовая работа | Педагогические условия организации самостоятельной работы учащихся |
Курсовая работа | Финансовое планирование на предприятии |
Курсовая работа | Банкротство (несостоятельность) юридических лиц |
Курсовая работа | Анализ производства продукции растениеводства |
Курсовая работа | Оценка производственных мощностей предприятия |
Курсовая работа | Реструктуризация предприятия |
Курсовая работа | Институциональное направление в экономике |
Курсовая работа | ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КРАЖУ ПО УК РФ |
Курсовая работа | Анализ финансового состояния предприятия |
Курсовая работа | Стратегическое управление организацией на примере ОАО "РЖД" |
Курсовая работа | Негосударственные пенсионные фонды в РФ. Современное состояние. Перспективы развития |