Курсовая работа по предмету "Спорт и туризм"


Туризм как вид деятельности человека


111

ТУРИЗМ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Раздел 1. Туризм как вид рекреационной деятельности

1.1 Свободное время, досуг, рекреация в структуре

деятельности человека

Рассматривая туризм как вид рекреационной деятельности необходимо провести уточнение таких понятий как «свободное время», «досуг» и «рекреация». Определение смысловых границ данных понятий позволит на основании предлагаемых дефиницийий более последовательно и конкретно рассмотреть и проанализировать процессы и явления, происходящие в сфере туризма в современных российских условиях. Важно уточнить содержательную сторону и те подходы, которые существуют к определению интересующих нас понятий.

Выражение «свободное время» впервые появилось в начале XX века, когда начинает развиваться оригинальное научно-прикладное социо-лого-статистическое исследование бюджетов времени. В большинстве стран мира вместо термина «сво-бодное время» используется термин «досуг». Для выяснения соотношения понятий «свободное время», «досуг» и «рекреация» мы считаем необходимым рассмотреть понятия «время» и «социальное время».

В.М. Пича отмечает: «Время - этим понятием измеряется практически любой процесс, происходящий в окружающем нас мире, выражая длитель-ность и последовательность всего сущего, время непрерывно, вечно присуще природе в целом, вместе с тем любая конкретная форма материи ограничена и преходяща во времени. Временем измеряется и жизнь отдельного человека и человеческого общества в целом». Культура досуга / В.М. Пича, И.В. Бестужев-Лада, В.М. Димов и др. - Киев, 1990. - С.8-9. Следовательно «свободное время», «досуг», «рекреация» представляют собой совокупность видов деятельности, осуществляемых в определенный отрезок времени.

Диалектико-материалистическая позиция по поводу выявления сущно-сти времени выражается Ф. Энгельсом следующим образом - «Основные формы всякого бытия, - есть суть пространства и время». Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.46. - Ч.II. - М., 1969. - С. 221. Время - это атри-бут всего материального, включая социальное пространство и населяющих его людей. Определение времени как всеобщей формы существования дви-жущейся материи имплицирует вывод о существовании физического, биоло-гического и социального времени.

Время как таковое описывается через чередование материальных объ-ектов и их состояний. Так, время суток, время года - это чередование поло-жений Земли по отношению к другим космическим объектам и, в первую очередь, по отношению к Солнцу. При этом надо иметь в виду, что исполь-зуемая шкала - это интеллектуальная конструкция: люди отбирают из мира вещей и явлений те, которые будут использованы для измерения времени как чередование этих вещей и состояний. Относительность интеллектуальных конструкций проявляется в их изменчивости: представление людей об их со-держании меняется от эпохи к эпохе, от культуры к культуре (например, сол-нечный и лунный календари), уточняется по мере развития науки. Неделя имела различную длительность в разных странах и в разные эпохи (5-10 дней). И, быть может, через тысячу лет или даже раньше нынешние представления о струк-туре времени покажутся наивными и далекими от действительности. Таким образом, очевидно, что летоисчисление - социальная конструкция. Исходная точка отсчета лет выбирается в зависимости от культурного контекста. Отсюда на-личие разных летоисчислений в разных культурах. Таким образом, время относительно. Оно определяется через природу тех объектов, которые ис-пользуются для его структурирования. Человеческое сознание может схва-тить поток времени, осмыслить и структурировать его только посредством объектов, используемых в качестве единиц счета. Время имеет много изме-рений, поскольку нет и не может быть единой шкалы для его измерения.

Социальное время структурируется с использованием уже не космических, а социальных объектов и их состояний. Социальное время из-меряется с помощью шкалы общественной практики. Социальное простран-ство - это порядок расположения социальных позиций, а социальное время порядок их чередования. Социальное время, тем самым - это последо-вательность действий людей, их групп и институтов. Единицей социального времени является интервал, совпадающий с единицей какой-то деятельности. В традиционном земледельческом обществе ключевой единицей выступал сезон полевых работ и перерывы между ними. Именно ритм социальной жизни, по словам Э. Дюркгейма, лежит в основе категории времени. См.: Durkheim E. The Elementary Forms of the Religius Life. - London,1915

Структура социального времени - это социальная конструкция, по-скольку она определяется выбором точек отсчета, которые в свою очередь зависят от представлений о важности событий. Конструирова-ние социального времени происходит на основе системы ценностей. Разные ценностные системы приводят к формированию разных структур социаль-ного времени, ибо ритм социальной жизни - это порождение определенной социальной практики, воспринимаемой через определенную систему ценно-стей.

Для более подробного рассмотрения социального времени необходимо рассмотреть его характеристики. В.С. Поликарпов, на наш взгляд, представил наиболее полные характеристики социального времени. Поликарпов В.С. Время и культура. - Харьков, 1987. - С. 9-14.

1) Наличие гаммы ритмов социального времени в рамках фундаменталь-ного ритма общественно-экономической формации.

2) Многомерность. Практическая деятельность является специфиче-ским способом бытия чело-века. Благодаря ей человек выходит за рамки на-личного бытия и «погружа-ется» в сферу возможностей;

3) Качественная неоднородность. Это одна из специфических черт различных моментов социально-исторического про-цесса;

4) Относительность. В любом обществе, дифференцированном на классы и социальные слои, существует многообразие социальных ритмов, поскольку каждый ритм, собственное время и способ его исполь-зования, соответствующий потребностям класса.

5) Относительная обрати-мость. Социальное время необратимо, однако оно обладает относительной обратимостью в субъективном аспекте.

6) Детерминация будущим. Че-ловеческая деятельность в определен-ной мере детерминирована будущим, так как на нее оказывает влияние кон-тинуум возможностей, существующий в настоящем.

7) Детерминация социальной формой движение материи. Со-циаль-ное время детерминировано человеческой деятельностью, обществен-ным производством, системой функционирующих общественных отноше-ний.

8) Разновременность настоящего. С точки зрения традиционной хро-но-логии «настоящее» в динамически развивающейся общественной системы начинается разновременно, так как в разное время происходит трансформа-ция различных уровней подсистем системы - экономики, политического уст-ройства, культуры, религии и пр.

9) Знаковый характер существования со-циального времени. Предмет-ный мир культуры, который имеет знаково-сим-волические системы, является специфическим способом существования мо-дусов социального времени (прошлого и будущего), причем их интерпрета-ции изменяются в зависимости от потребностей и интересов общественной системы.

10) Вариативный ха-рактер информационной емкости. Отличие со-ци-ального времени от природ-ного состоит в его изменчивой информацион-ной емкости.

11) Субъективный аспект. Социальное время является формой целепо-лагающей предметно-пре-образующей деятельности человека.

12) Ценно-стный характер. Время как форма человеческого бытия является и бо-гатст-вом, и ценностью.

Свободное время является одной из форм социального времени, или, иначе говоря, единицей социального времени. С ним связаны такие виды деятельности, как саморазвитие личности, овладение ею достижениями культуры и создание культурных ценностей.

В настоящее время в науке среди исследователей нет единства взглядов по ключевым вопросам изучения свободного времени. Основная трудность, с которой приходится сталкиваться, - это обозначение содержательных и функциональных границ понятия в самой концепции социального времени общества. В современной литературе существуют разнообразные исследо-вательские подходы к этой проблеме, которые условно можно разделить на три группы. Представители первой (В.Д. Патрушев, И.В. Чернов) - глав-ным образом экономисты, которые, в соответствии с разработанной ими концепцией, рассматривают свободное время как часть внерабочего вре-мени, связанного преимущественно с воспроизводством рабочей силы, формированием нового типа работника.См.: Патрушев В.Д. Использование совокупного времени общества. - М., 1978. - С.198-200; Чернов И.В. Бюджет времени и организация труда. - Ростов н/ Д, 1981. - С. - 113-117.

Вторая группа исследователей В.А. Артемов, Г.П. Орлов, В.Н. Лаври-ненко Артемов В.А. Социальное время: Проблемы изучения и использования. - Новосибирск, 1987 - С. 167-168; Орлов Г.П. Свободное время и личность. - Свердловск, 1983 - С.123. в основном философы и социологи, так же рассматривают свободное время как часть внерабочего времени, но направленного не столько на со-вершенствование человека как работника, сколько на его всестороннее раз-витие.

Сторонники третьего концептуального подхода Ю.Н. Лобанов, А.В. Мялкин рассматривают свободное время за пределами труда на производстве и практически сводят его к внерабочему времени, которое предназначено для отдыха и развития трудящихся.

Уже на основании указанных трактовок можно говорить о значимости свободного времени в жизнедеятельности отдельных людей и общества в целом. В связи с этим свободное время, на наш взгляд, представляет собой самоценный ресурс для восста-новления сил и развития личности человека. Досуг, в свою очередь, выступает структурным элементом свободного времени. Но мы считаем необходимым разграничивать понятия «свободное время» и «досуг».

Этимологически слово «досуг», на английском «liсеге», означает по-зволение, разрешение. От последнего берет начало английское слово licsense (разрешение) и французское loisir (свободное время). Таким образом, слово leisure означает свободу действий. Именно так определяется данный термин в Оксфордском словаре. Здесь приведены следующие значения: 1) свобода де-лать нечто специфическое или подразумеваемое, 2) возможности, откры-вающиеся вне сферы профессиональной деятельности, 3) возможность рас-поряжаться временем по своему усмотрению, 4) дискуссия, общение. Кэндо. Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Личность. Культура. Общество. - 2000. - Т. - II. Вып.1(2) - С.288.

Слово «досуг» в русском языке употреблялось уже в XV веке. Древне-славянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следова-тельно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь. Дробинская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л., 1983. - С.7-8.

Конкретные исторические условия придают особую специфику в понимание досуга. Для первобытного племени досуг означал одно, для древних гре-ков - другое, для деятелей Ренессанса или Просвещения - третье, для нынеш-них россиян - четвертое. Возможно, что первобытные люди и пуритане не проводили резкого различия между трудом и досугом, поскольку первые, удовлетворив элементарные потребности в пище, значительную часть вре-мени проводили в отдыхе, играх, сакральных ритуалах и т.д., а вторые сво-бодно избирали изнурительный труд в качестве главной добродетели.

Греки считали работу (скульптора или художника) функцией досуга, поскольку творчески работать мог только свободный гражданин, но не раб, а современная цивилизация понимает досуг как отсутствие работы. Это свиде-тельствует о диаметральности расстановки культурных акцентов двумя ци-вилизациями. В Афинах досуг был первичен, а труд - вторичен.

Достаточно глубоко проблему досуга рассмотрел Аристотель «Вся че-ловеческая жизнь, - писал он, - распадается на занятие и досуг.., а вся дея-тельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное... Ведь нужно, чтобы граждане имели возможность заниматься делами и вести войну, но, еще предпочтительнее, наслаждаться миром и пользоваться досугом. Совершать все необходимое и полезное, а еще больше того прекрасное. Досуг неотъемлемая составная часть жизни человека в связи с потреблением благ, ощущением удовлетворенности, счастья, блажен-ства, и т.п. Досуг не просто свободное время, а время, заполненное разнооб-разными занятиями: философскими умосозерцаниями, играми, упражне-ниями, забавами, вызывающими ощущение приятности и удовлетворения, искусством, музыкой, беседами, общением и т.д. Досуг требует многих предметов широкого потребления, поэтому рабы не имеют досуга. Количе-ство и качество досуга зависит от форм государственного устройства. Сча-стье царей - в досуге, тираны же заинтересованы в его отсутствии». Аристотель. Никомахова этика. Политика / Аристотель. Соч. В 4тт. Т.4. - М., 1981. - С.163-164. Отсут-ствие досуга Аристотель связывал с свободой. Он рассматривал вопросы досуга, касаясь политиков, воинов и очень осторожно говорил о досуге низ-ших слоев общества - землевладельцев, ремесленников и др., потому что их занятия не создают возможностей для благородных и высоких форм деятельности.

Римляне отошли от идеальных представлений о досуге, свойственных грекам. В латинском языке досуг описывается через понятие «otium», а биз-нес - через понятие «negotium». Римляне еще больше закрепили свойственное грекам негативное представление за трудом, а позитивное - за досугом. Од-нако на первое место у римлян, отличавшихся экономичностью, чистотой быта, усердием в работе, прилежанием, был поставлен труд, а не досуг. До-суг стал рассматриваться как время, свободное от работы.

Средневековые христиане, продолжая римскую традицию, еще более сузили понятие досуга. С одной стороны, они подчеркивали божественный характер созерцания, с другой стороны - придавали вторичное значение до-сугу, а первичное труду. Св. Бенедикт провозгласил, что праздность - враг духа. Монахи и миссионеры, в поте лица осваивавшие новые земли, созда-вавшие монастырское хозяйство, пахавшие землю наравне с крестьянами, считали труд добродетелью, а лень - грехом. Таким образом, средневековые христиане, вслед за римлянами сделали второй шаг в сторону от древнегре-ческого понимания досуга. Кэндо Т. Цит. Соч. - С.289.

Интересным, на наш взгляд, кажется и отношение различных религи-озных течений к досугу. Начиная с XV века, Европа переживает революцию в социальной сфере, выразившуюся в том, что коммерция и занятие трудом стали тем каналом, через который большие массы населения, прежде всего, мелкая буржуазия и интеллигенция, продвинувшись в верхние слои социаль-ной структуры, приобщались к массовому досугу. Прежде, чем буржуазии удалось сломать старую сословную структуру и построить классовую, наи-лучшим образом приспособленную для нее, ей пришлось произвести куль-турную революцию в сознании. Результатом явилась новая религия - протес-тантизм, возвеличившая физический труд до уровня религиозной ценности. Та самая коммерческая деятельность, которая послужила мощным каналом вертикальной мобильности для буржуазии, теперь получила освящение в созданной ею религии. Католицизм, стоявший на защите старой сословной системы, оправдывавший возможность заниматься творчеством для избран-ного меньшинства (духовенство, дворянство, развивавших сакральную и светскую культуру), оказался тормозом для культурного прогресса. Кальви-низм стимулировал людей заниматься упорным трудом, отвлекая их от праздного досуга. На его фундаменте сформировалась господствовавшая по-следние столетия система ценностей трудового общества. Если католицизм ориентировал людей преимущественно на загробную жизнь, которая и счи-талась истиной, то протестантизм XVII века вернул людей к земле, станку, магазину, утверждая, что только через усердный труд при жизни человек по-лучает право на истинную жизнь.Там же. С. 293. Таким образом, мы видим, что различные религиозные течения оказали определенное воздействие на форми-рование досуга как сферы жизнедеятельности людей.

Досуг как современное понятие сформировался в периоды ин-дустриального и постиндустриального развития общества. Дело в том, что для обеспечения досуга большинства занятого населения в самом обществе необходим ряд социально-экономических и культурных условий. В качестве наиболее существенных из них Т.Т. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают следующие.

Во-первых, общество перестает управлять организацией досуга посредством общих ритуальных обязанностей. По крайней мере, некоторые из видов досуговой деятельности должны не попадать под категорию коллек-тивного обязательного ритуала, а стать неотъемлемой заботой каждого инди-видуума даже тогда, когда выбор его в этом вопросе может детерминиро-ваться социальной необходимостью.

Во-вторых, деятельность, которой человек зарабатывает на жизнь, стоит в стороне от других ее видовКиселева Т.Г., Красильников Ю.Д., Основы социокультурной деятельности. - М., 1995. - С. 38.. Она организуется таким образом, что ее легко можно отделить как теоретически, так и практически от свободного времени.

Эти два необходимых условия обеспечения досуга характерны для об-раза жизни людей только в индустриальном и постиндустриальном обществе. В рамках этого периода оказались четко разделенными, регламентирован-ными досуг и труд, досуг и учеба. Именно общества такого типа через увели-чение производительности и интенсивности труда смогли обеспечить сокра-щение продолжительности рабочего и увеличение свободного времени, его концентрацию в конце дня, недели, в виде отпуска.

Долгое время как отечественные, так и зарубежные специалисты тесно связывали и чуть ли не отождествляли свободное время с досугом. До сих пор среди исследователей не выработана единая концепция досуга и не опре-делены содержательные границы свободного времени общества и личности. Так, например, в кратком словаре по социологии под общей редакцией Д.М. Гвишиани и Н.И. Лапина отмечается, что «досуг - синоним слова «свободное время».Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. - М., 1988. - С.60 Позиция, которой придерживается Г.И. Минц, принципиально иная - «Досуг - часть свободного времени. К досугу относятся только те часы, ко-торые используются для отдыха и развлечений. Время, отдаваемое учебе, общественной работе, детям и разным творческим занятиям, является частью свободного времени, но к досугу не относится».Минц Г.И. Свободное время: желаемое и действительное. М., 1978. - С.4 Согласна с этим мнением и А.П. Владимирова, которая отмечает, что «досуг» несомненно, шире «от-дыха», хотя зачастую оба термина сводятся друг к другу, в зависимости от того, какой вид времяпрепровождения конкретно рассматривается. Некото-рые понимают досуг как отдых, и в этом случае первое понятие несет в себе два оттенка: оно может обозначать отрезок свободного от работы времени и период отдыха человека.Владимирова А.П. Труд и рекреация / Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей: Тез. докл. респ. межвуз. науч. конф. Ч. II. - Гродно, 1992. - С. 152

Причиной совмещения понятий досуг и свободное время заключается в том, что некоторые исследователи чрезмерно сужают понятие свободного времени, так как не включают в фонд свободного времени деятельность, на-правленную на поддержание жизни человека (время для личной гигиены, время для работы по дому и т.д.) и необходимые затраты времени, связанные с работой (время на дорогу до работы и обратно).

Например, Б.А. Грушин полагает, что свободное время является только «частью внерабочего, которое остается у человека за вычетом разного рода непреложных затрат».Грушин Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы. - М., 1967. - С. 100. В кратком словаре по социологии находим, что су-щественным призна-ком, констатирующим наличие свободного времени, яв-ляется «очищение» его от разного рода непреложных, необходимых затрат. Краткий словарь по социологии. - М., 1989. - С. 299 Они сводят деятельность в свободное время к определенному набору занятий, направленных на всестороннее развитие личности. На наш взгляд, данная исследовательская концепция имеет сущест-венные недос-татки. Свободное время не может быть использовано только для развития личности, потому что в данный период жизнедеятельности человек реали-зует свои естественно-физиологические потребности (питание, сон, пассив-ный отдых).

Правда, здесь может возникнуть вполне закономерная трудность в определе-нии таких понятий как «необходимая деятельность», «непреложная деятель-ность». Данное затруднение вполне преодолимо. Соглашаясь с Б.А. Трегубовым, отметим, что необходимая деятельность, свя-занная с рабочим временем имеет такие признаки как ее технологическая и юридическая регламентация. Например: время регламентируется следующим образом рабочее время с 08.00 часов до 17.00 часов, перерыв 12.00 часов до 13.00 часов, подобные промежутки времени традиционно называют рабочим временем, за преде-лами которых человек волен самостоятельно распоряжаться своим временем.

Поэтому для разведения понятий «досуг» и «свободное время» необхо-димо определить содержательную и функциональную характеристики чело-веческой деятельности в эти периоды. А.И. Кравченко, автор социологиче-ского словаря, разводит эти сферы времяпрепровождения по следующим со-держательным параметрам: «Досуг - та часть свободного времени (оно явля-ется частью внерабочего времени), которым человек располагает по своему усмотрению. Досуг входит как составная часть в категорию «свободное время», которое, в свою очередь, выступает частью внепроизводственного времени. Последнее включает: время на домашний труд и самообслуживание, время на сон и еду, время на передвижение к месту работы и обратно, сво-бодное время, затрачиваемое на учебу, воспитание, общественную деятель-ность». Кравченко А.И. Социология: словарь. - М., 1997. - С. 37-38 В.М. Пича, И.В. Бестужев-Лада, В.М. Димов дают следующее оп-ределение свободного времени - это «такое время, которое не поглоща-ется непосредственно производительным трудом, а остается свободным для удовольствий, для досуга... для свободной деятельности и развития». Культура досуга / В.М. Пича, И.В. Бестужев - Лада, В.М. Димов и др. - К., 1990. - С.3

Некоторые исследователи, например А.Б. Мискевич, отмечают, что свободное время - это часть внерабочего времени, которая остается после выполнения обязанностей по дому и представляет собой как досуг, так и время для более возвышенной деятельности. Именно в свободное время, при правильной его организации, человек восстанавливает свои физические силы, готовясь к производительному труду, реализует свои творческие спо-собности, удовлетворяет эстетические потребности, соприкасаясь с прекрас-ным, занимается физической культурой и спортом. Мискевич А. Б. Человек в свободное время: Мнение социолога. - Мн., 1989. - С. 9-13.

Определяя ведущие ценности идеального общества, К. Маркс в каче-стве основной его ценности называл свободное время: «Свободное время представляющее собой как досуг, так и время для более возвышенной дея-тельности, превращает того, кто им обладает, в иного субъекта, и в качестве этого, иного субъекта он и вступает затем в непосредственный процесс про-изводства».Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.-46, Ч.II. - М., 1969. - С.221.

К. Маркс выделяет в свободном времени два важнейших структурных элемента: 1) досуг, выполняющий восстановительные функции (отдых, развлечения, семейное и товарищеское общение); 2) более возвышен-ную деятельность, связанную с развитием человека, с раскрытием его спо-собностей (учеба, участие в потреблении и создании духовных ценностей). В «Капитале» К. Маркс высказывает положение, раскрывающее сущность свободного времени: «свободное время, время, которым можно располагать, есть само богатство; отчасти для потребления продуктов, отчасти для свободной деятельности, не определяемой, подобно труду, под давлением той внешней цели, которая должна быть осуществлена и осуществление ко-торой является естественной необходимостью или социальной обязанностью, как угодно». Маркс К., Энгельс Ф. Цит. соч. - М., 1969. - С. 265-266.

Сферы досуга и свободного времени в научном исследовании отлича-ются не только по содержательному наполнению, но и по функциональной нагрузке. Функциональная значимость досуговой деятельности выражается, прежде всего, в ее эффекте, который может предстать как в материально-предметной, так в ориентационной и коммуникативной формах. Главным качеством, характеризующим эффективность досуга, является уровень само-сознания и степень самореализации индивида. Эффект представляет собой не только качественную, но и количественную характеристику поведения инди-вида. Он обозначает эмоциональную, познавательную и теоретическую на-сыщенность деятельности.

Автор ряда работ, посвященных изменениям, происходящим в совре-менном обществе, раскрывающих, в том числе, проблемы свободного вре-мени и досуга, директор социологического центра по изучению досуга Ж. Дюмазедье рассматривает досуг как «совокупность занятий которым лич-ность может предаваться по доброй воле, чтобы отдыхать, развлекаться, раз-вивать свою информированность или образование,... будучи свободным, от выполнения профессиональных, семейных и гражданских обязанностей».Dumazedier J. Tempssociaux. Temps libre. - Montreal, 1982 - P.29.

Несмотря на то, что у Ж. Дюмазедье «досуг четко разграничивается с такими видами деятельности, как религиозные, общественные, семей-ные и другие обязанности», среди функций, выполняемых досугом, он наряду с отдыхом и развлечением выделяет функцию развития личности. Этот момент является важным, поскольку свидетельствует о том, что досуг не ассоциируется с бесполезным проведением времени, исключительно с «ничегонеделанием».Dumazedier J. Ver une civilization du loisir? - P., 1962 - P.347. Кроме того, Ж. Дюмазедье отмечает, что «высвобож-денное» от профессионального труда время, ранее воспринимавшееся лишь как дополнительное к нему и необходимое для воспроизводства рабочей силы, «постепенно стало приобретать все более самостоятельное значение, становясь решающим фактором для создания новых коллективных ценно-стей».Dumazedier J. Tempssociaux. Temps libre. - Montreal, 1982 - P. 344.

Эта точка зрения подтверждается и М. Капланом, который, оп-ределяя сущность досуга, говорит и о «приобщении к ценностям куль-туры». Kaplan M. Leisure in Amerika: A social Inquiry. - N.Y., 1960. - P. - 24 Солидарен с этой позицией и А. Шопенгауэр, который называл досуг венцом человеческого существования, так как, только он делает чело-века полным обладателем своего «я». Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. - М., 1990 - С.195.

Досуг - это деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному вы-бору, а не по причине материальной необходимости. Досуг - это деятель-ность, которой люди занимаются просто потому, что она им нравится. Вме-сте с тем учеными не отрицается, что все же основное предназначение до-суга - рекреация. Именно необходимость в восстановлении физических и мо-рально-психологических сил определяет потребность в досуге. Немецкий ученый Г. Клут считает: «Свободное время начинается там, где открывается возможность создать противоположный работе мир, с его собственными ценностями и притязаниями, такой мир, в котором активность человека на-правлена на отдых, на смягчение напряжения, на самого себя». Цит. по Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Досуг: действительность и иллюзия. - Свердловск, 1970 - С. 232. Б.А. Трегубов, определяет свободное время как часть внерабочего времени, направ-ленную на всестороннее и гармоничное развитие личности. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление. - СПб., 1991. - С. 44-56.

Современная социология располагает широким диапазоном досуговых концепций, которые мы считаем необходимым рассмотреть. Наиболее полно концептуальные модели досуга классифицированы М.Капланом и Дж. Шиверс. Кэндо Т. Цит. Соч. - С.195.

В рамках гуманистической концептуальной модели досуг рассматривается как цель жизни и идеал. Досуг в данном случае характеризуют как созерцание, удо-вольствие, состояние свободы, условие существования человека. Особо под-черкивается, что досуг - это путь к счастью и радости. Данные определения близки к греческому идеалу досуга как способности души быть свободной.

Терапевтическая модель рассматривает досуг как действенное средство физической реабилитации и влияния на психическую структуру человека. Представитель данной модели Т. Веблен рассматривал досуг как средство, инструмент восстановления сил.

Количественная модель рассматривает досуг как время, остающееся после работы. Она долгое время доминировала как у зарубежных, так и у отечественных исследователей.

Институциональная модель отличала различия в досуговой деятельно-сти на основе ценностных установок в сфере религии, образования, культуры и политики и изучала соответствующие им сообщества и объединения по ин-тересам и формам работы.

Экзистенциальная модель рассматривала досуг как действие в окружающем мире возможностей. Один из ярких представителей при-держивающийся данной модели досуговой деятельности Дж. Нейлингер, он считал, что досуг является единственной сферой, где человек может достичь самореализации, удовольствия и удовлетворения. Эта модель учитывает и влияние социальных факторов на стиль жизни и ценностные ориентации, оп-ределяющие развитие индивидов.

Модель досуга как функции досуговых мероприятий. Наиболее крупным пред-ставителем этого направления является французский социолог Ж. Дюмазедье, который во многом отождествляет досуговую деятельность с рекреацией. Он изучает досуг как средство расслабления, удовлетворения, свободного вы-бора, расширение сферы познания и спонтанного участия в общественной жизни, проявления творческих возможностей.

Социальная модель досуга акцентирует внимание на формах участия различных групп в досуговых мероприятиях социального плана и поведенче-ские характеристики её участников.

Основным признаком досуга во всех концепциях становится «свобода для» интересной деятельности, а не «свобода от» правил человеческого общежи-тия. Другим является определенный набор занятий предназначенных для от-дыха, развлечений, физического и духовного развития человека.

Отмечая многомерность методологических подходов и исследования досуга целесообразно рассматривать их не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие. Такой подход дает возможность выявить специфиче-ские признаки досуговой деятельности. Таковыми являются следующие.

«Очищение» досуговой деятельности от разного рода необходи-мых, непреложных затрат. Болгарский ученый Л. Николов показывает невоз-можность приме-нения понятия «непреложные затраты» в сфере свободного времени. Он аргументирует неправомерность понятия «чистоты досуга» раз-ным от-ношением воспитателя и родителя к своей деятельности во время про-гулок с детьми; киномеханика и зрителя во время киносеанса и др.Николов Н. Структуры человеческой деятельности / Пер. с болг. - М., 1984. - С.162.

Самоценность досугового времяпрепровождения, которое ощуща-ется индивидом как цель и основная ценность. А.Д. Гордон и Э.В. Клопов обосновывают подход к выявлению признаков досуговой деятельности, кото-рый свя-зан с ее осмыслением как само-ценной или самоцельной. При таком подходе основным признаком, характери-зующим деятельность во время до-суга, является специфический характер процесса, способ осуществления дея-тельности. При этом выделяется очень важный социально-психологиче-ский аспект в анализе признаков досуговой деятельности, объективная значи-мость которой, несомненно, зависит от личностной оценки ее индивидом Гордон Л.Д., Клопов Э.В. Человек после работы. Социальные проблемы быта и внерабочего времени. - М., 1972. - С. 80.

Использование взаимозаменяемости занятий, свобода выбора ва-рианта деятельности или бездеятельности. При этом следует от-метить, что свобода выбора деятельности разграничена объективными и субъективными факторами: наличием социальной инфраструктуры, доступностью форм досуга и отношением субъекта к духовным ценностям. Кроме того, она обусловлено состоянием здоровья, семейным положением, возрастом и др. Несмотря на это, важнейшим признаком досуговой деятель-ности является воз-можность выбора варианта действия. Так человек может не только выбирать чем заниматься, но и вообще ничем не заниматься. Л. Николов по этому поводу замечает: «С одной стороны, дея-тельность, осуществляемая во время досуга, является следствием свобод-ного выбора, с другой она, кроме этого ничем другим не отличается от обяза-тельной, не-обходимой деятельности». Николов Н. Цит. соч.. - С.162. Вследствие этого можно отметить, что сущность свободной деятельности во время досуга сводится к одному из его признаков - свободе выбора.

Общественная ценность досуговой деятельности, которая определя-ется степенью всестороннего развития личности. Основным признаком досуговой деятельности является «свобода для» а не «свобода от».

Следует заметить, что предло-женная дифференциация признаков досу-говой деятель-ности весьма условна, относительна. В самом деле, свобода пе-ремены занятий не может быть осуществлена, например, без свободы их вы-бора. В свою очередь, свобода выбора окажется иллюзорной, если человек не располагает временем, освобожденным от необходимой деятельности. Обобщая вышесказанное необходимо отметить, что только в неразрыв-ном единстве и диалектической взаимосвязи всех признаков реализуется сущ-ность досуга.

Для выявления сущности и структуры досуга необходимо, на наш взгляд рассмотреть досуг как одну из форм жизнедеятельности личности. В этом случае нужно проанализировать все формы человеческой жизнедея-тельности, так как они взаимодополняют друг друга.

Досуг является структурным компонентом повседневной жизнедея-тельности человека. Согласно точке зрения Е.Ф. Молевича, повседневную жизнедеятельность человека, обеспечивающую его ес-тест-венное и социаль-ное воспроизводство как индивида и личности, можно све-сти к четырем ос-новным формам социально необходимой де-ятельности - трудовой, бытовой, досуговой и сексуальной.Молевич Е.Ф. Общая социология. - М., 2003. - С. 312-315. Все четыре формы, по его мнению, атрибу-тивно при-сущи обществу на всех этапах его развития, но атрибутив-ность эта разно-по-рядкова: бытовая и досуговая формы жизнедеятельности присущи любому человеку как нечто индивидуально совершенно необ-ходимое: вне этих форм жизнедеятельности невозможно само поддержа-ние жизни чело-века. Трудовая и сексуальная формы жизнедеятельности столь же всеобщи в плане их обще-ственного проявления, но не всеобщи в отношении их присут-ствия в жизни конкретных людей: здесь они могут быть, а могут и отсутство-вать в силу многообразных социальных и есте-ственных обстоятельств (воз-раст, здоро-вье, особенности статуса, образа жизни, ментальности и т.д.).

На наш взгляд, сферу повседневной жизнедеятельности личности можно разделить на две основные подсистемы: трудовую и внерабочую (сферу свободного времени). Последняя, в свою очередь, делится на бытовую и досуговую. Все указанные формы жизнедеятельности людей объективно рав-но-ценны для бытия общества, ибо оно возможно лишь с наличием их всех. Но логически в меру масштаба и значимости решаемого круга задач на первый план среди них выдвигается, безусловно, труд. Наличие трудовой жиз-недеятельности по определению предполагает наличие свободного от труда времени. Именно в это время реализуются другие основные виды дея-тельно-сти. Однако наличие трудовой деятельности вовсе не является опреде-ляю-щим признаком констатирующим наличие свободного времени. Появив-шийся феномен безработицы позволяет говорить о том, что в современном обществе появилась новая социальная группа «безработные», у ко-торых су-ществует только свободное время, отвечающее всем признакам, констати-рующим его наличие. Не станем углубляться в проблему свободного времени безработных, так как ее изучение не входит в задачи нашего иссле-дования.

Если из общей совокупности календарного времени личности и об-ще-ства - суток, недели, месяца, года - вычесть рабочее время, т. е. время, за-трачи-ваемое на общественно-организованный труд, то остаю-щийся массив вре-мени получает название внерабочего времени личности и общества. Это время тратится следующим образом: во-первых, на деятельность, необхо-димо сопутствующую трудовой занятости личности: передвижение до работы и обратно, подготовка к работе и приведение себя в порядок после нее и т.д. Во-вторых, и главным образом, - на бытовую и досуговую сферы жизне-дея-тельности, которые играют огромную роль в жизни, как человека, так и общества, и как уже отмечалось, обладают строго атрибутивной природой своего существования: вне этих сфер жизнеде-ятельности общественная жизнь не-возможна, ибо именно в рамках этих сфер жизнедеятельности про-исходит удовлетворение многих необходимых для жизни человека матери-альных и ду-ховных потребностей.

Таким образом, анализ существующих подходов к определению понятий свободного времени и досуга позволяет сделать вывод о том, что свободное время является частью внерабочего времени остающееся у человека за вычетом непреложных затрат (проезд до работы и обратно, домашний труд, личная гигиена) направленное на восстановление сил и удовлетворение социокультурных потребностей.

Досуг - это часть свободного времени, совокупность занятий, ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине мате-риальной необходимости. В зависимости от выбора конкретных форм дея-тельности, досуг может заключать возможности самосовершенствования и развития.

Неслучайно при рассмотрении «досуга» и «свободного времени» мы практически не касались такого понятия как «рекреация». Если свободное время и досуг некоторые исследователи склонны отождествлять по тем или иным причинам, то рекреация, также являясь частью свободного времени, как правило, отождествляется с понятием «отдых». По сути, это несколько различные обозначения одного и того же явления. Отдых может быть представлен различными видами: сон, развлечения, экскурсии.

Как отмечает Орлов А.С. «Отдых - вполне самостоятельная сфера человеческого бытия». Орлов А.С. Социология рекреации. - М., 1995.- С.3. Обычно отдых представляет собой фазу, заключающую трудовую деятельность. В обыденном смысле понятие «отдых» применяется в двух значениях: как состояние покоя (процесс отдыха) и как свободное от работы время необходимое для восстановления сил.

Рекреация представляет собой часть свободного времени направленную на восстановление сил в специализированных комплексах. Таким образом, основное отличие «отдыха» от «рекреации», заключается в том, что рекреационная деятельность осуществляется на специализированных территориях, ориентированных именно на восстановление сил, в основном за пределами постоянного проживания.

Рекреация (от лат. recreato - восстановление) было введено в обиход, медицинскую и научную литературу римлянами. Рекреация - «отдых от службы, учения, праздники, каникулы». Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.,1995. - С.30.

По мнению Акимовой Л.А. «Рекреация - это специфический вид биологической, социальной и физической активности сопровождающийся переживанием рекреационного эффекта». Акимова Л.А. Социология досуга. - М., 2003. - С.23. Рекреационный эффект, в свою очередь, представляет собой результат рекреационной деятельности человека.

Под рекреационной деятельностью понимается разнообразная деятельность людей, ориентированная на восстановление собственных сил в соответствии с личными социокультурными потребностями, осуществляемая на специализированных территориях. Рекреационная деятельность характеризуется временем, в рамках которого происходит восстановление (физических, психических, интеллектуальных) сил человека. Как справедливо отмечает И.В. Зорин, по функциям в процессе воспроизводства жизненных сил человека рекреацию можно подразделить на простую (компенсация) и расширенную (развитие сил). В реальной жизни, как замечает исследователь, можно выделить четыре формы рекреации.

Инклюзивная - в течение рабочего дня (прикрытие век, микропаузы в работе мышц - психосоматическое расслабление).

Ежедневная - в конце рабочего дня.

Еженедельная - в конце рабочей недели.

Отпускная - в конце рабочего года.

Функции этих четырех форм воспроизводства жизненных сил человека, по мнению И.В. Зорина различны: (1) - компенсаторная, (2) - компенсаторно-расширенная, (3) - расширенно-кмпенсаторная, (4) - расширенная. Зорин И.В. Рекреационная сущность экологического туризма // Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический жирнал. - № 11. - 2002. - С. Как мы видим, прослеживается диалектическое единство всех четырех форм рекреации они составляют единое целое рекреационной деятельности.

Рассматривая рекреационную деятельность, Л.А. Акимова обращает внимание на то, что в рекреационных теориях выделяется несколько направлений.

Идеоматическое, отождествляющее рекреацию с игрой, проявлением инстинкта «имитации».

Реалистическое, требующее в рекреационной деятельности соблюдение традиций и дисциплины.

Прагматическое, применяющее психологию к объяснению рекреационного поведения.

Экспериментальное, обучающее людей рекреационной деятельности. Акимова Л.А. Цит. соч. - С. 24.

Необходимо отметить, что выделяют разнообразные критерии рекреационной деятельности. Д.В. Николаенко разделяет рекреационную деятельность по следующим параметрам:

- по продолжительности (на туризм и экскурсии), все, что занимает в рекреационной деятельности менее 24 часов - есть экскурсия; более 24 часов - туризм;

- по месту проведения (иностранный и внутренний виды туризма). См.: Николаенко Д.В. Рекреационная география. Симферополь - СПб., 2001.

Для восстановления физических и психологических сил человека необходима особая социокультурная инфраструктура в сочетании с особыми природно-климатическими особенностями территорий. Совокупность природных и социокультурных предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории получило название рекреационный потенциал. В обыденном понимании это - наличие на определенной территории уникальных объектов или ресурсов, например: соли и минералы мертвого моря, грязи, нарзаны или водопады, голубые озера и т.д.

Рассматривая рекреацию как вид деятельности необходимо выделить объект и субъект рекреации.

Под объектом рекреации понимается совокупность природно-климатических и социо-культурных условий для рекреационной деятельности человека. Это могут быть материальные предметы, уникальные природно-климатические особенности местности.

Под субъектом рекреации понимаются люди - рекреанты, ведущие рекреационную деятельность.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что рекреация - часть свободного времени направленная на восстановление сил человека на специализированных территориях, в основном за пределами постоянного места жительства. В то время как досуговая деятельность не ограниченна территориальными рамками. Иными словами, рекреационное время - это часть свободного времени, используемого для рекреационной деятельности, удовлетворения рекреационных потребностей.

На наш взгляд, в структуре рекреационной деятельности условно можно выделить свободное время (имеется в виду время, свободное от основной рекреационной или восстановительной деятельности) и досуг (просмотр ТВ, чтение газет и журналов, посещение развлекательных мероприятий, общение с друзьями), т.е. деятельность, не носящая рекреационного характера. Рекреационная деятельность в определенное время и в определенных условиях выступает в качестве основной, поэтому соответственно часть времени свободная от основной деятельности по определению будет являться свободным временем рекреанта.

Социологическим инструментом изучения количества времени затра-чиваемого на те или иные виды деятельности, будь то труд, досуг, рекреационная деятельность, домашний труд, выступает «бюджет времени» - структурированный дневник, в который люди заносят через равные интервалы времени в течение рабочего дня все, что они делают. С его помощью изучают рабочее и свободное время. При этом досуг выступает категорией, фиксирующей лишь то время из суток, которое остается у человека за вычетом рабочего времени и времени, затрачиваемого на обязательные внепроизводственные виды деятельности.

Исследование бюджетов времени - это оригинальное научно-приклад-ное направление социолого-стати-стических исследований, развивающееся с 1920-х годов. Оно имеет свой предмет, методологию, специфическую мето-дику и технику сбора анализа информации и широкую область практиче-ского применения. В России с са-мого начала в данной области исследований господствовали и до сих пор до-минируют деятельностный и структурно-функциональный под-ходы.

Структурно-функциональный подход предполагает выявление содержания и структурных компонентов, а также их функциональной нагрузки в общей системе жизнедеятельности личности. Необходи-мость применения субъектно-деятельностного подхода связана с тем, что основной целью свободного времени и его компонентов является воспроизводство социального субъекта, соответствующего социокультурным характеристикам конкретного общества. Данная методология позволяет вы-явить место личности в системе жизнедеятельности и проанализировать особенности поведения различных субъектов.

Нужно сказать, что субъектно-деятельностный подход широко приме-няется в современных социальных исследованиях. Он исходит из понимания деятельности как специфически человеческого способа отношения к миру, процесса творческого преобразования действительности, в котором человек выступает как субъект деятельности, а осваиваемые им явления мира - как ее объекты. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. При этом формы и способы деятельности не только выступают в качестве движущей силы общественного развития, но и сами опосредованы конкретно-историческими условиями существования со-циума. Если основанием деятельности является сознательно формулируемая цель, то основание самой деятельности лежит в сфере мотивов и ценностей соответствующей культуры. Принцип деятельности как источника происхо-ждения многообразных продуктов культуры и форм социальной жизни сыг-рала важную методологическую роль в становлении ряда социальных наук См.: Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М., 1986. - С. 134-137..

Социальная деятельность в теоретической социологии рассматривается как способ существования и развития самого человека, форма его взаимодей-ствия с природной и общественной средой. Деятельностный подход в социо-логии основан на изучении структуры и функций социальной субъектности в данном конкретном обществе. В наиболее развернутой форме он представлен в теориях социального действия (М. Вебер и др.), где рассматривается соот-ношение рациональных компонентов целеполагающей деятельности с ее ценностными установками и ориентациями.

Существует множество оснований классификации деятельности. В со-циологии наибольшее распространение получила классификация по сферам общественной жизни: экономической, политической, религиозной и т.д. По-мимо принадлежности к сферам общественной жизни деятельность класси-фицируют по способам взаимодействия ее структурных элементов. В связи с эти выделяют следующие виды деятельности:

по уровню общности субъекта (индивидуальная, групповая, дея-тельность всего общества);

по характеру объекта (природная, социальная, направленная на са-мого субъекта или на другого);

по результату (преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная);

по средствам (практическая, духовная).

Кроме этого существует разделение по формам деятельности (произ-водство и потребление) и по типам деятельности (продуктивная и репродук-тивная) См.: Николов Л. Структуры человеческой деятельности. - М., 1984. - С. 154..

Время рассматривается как природно-социальный ресурс деятельности людей, необходимый для удовле-творения их общественных и личных по-требностей. Все виды деятельности различных социальных групп населения, их продолжительность определя-ются преимущественно социально-экономи-ческими потребностями индиви-дов, семей, формирующимися при опреде-ленном уровне развития эконо-мики, социальной структуры, отношений, при определенных условиях труда, быта и отдыха. Система потребностей удовле-творяется системой деятельно-сти. Поэтому при изучении того или иного элемента жизнедеятельности со-циальной группы (например, домашнего труда, занятий в свободное время) необходимо определить его место в об-щей системе повседневной деятельно-сти. Этот важнейший методологический принцип, применяемый в исследо-ваниях бюджетов времени, отличает их от «небюджетных» исследований деятельности, где тот или иной ее вид (на-пример, досуг) обычно изучается вне связи с другими.

По существу, исследования бюджетов времени - это, прежде всего, изучение повседневной деятельности различных социальных слоев, по-скольку с помощью показателей распределения времени на занятия мы полу-чаем возможность фиксировать и анализировать действия людей в сферах труда, быта, рекреации, образования и досуга. Эти действия отражаются в их наборе, про-должительности, частоте, периодичности, локализации в пространстве и других характеристиках. Такой временной подход есть и предпосылка ра-ционализации повседневной деятельности или ее отдельных видов.

Все важнейшие политические и социально-экономические изме-нения, происходящие в обществе, в структуре занятости населения и усло-виях жизни, отражаются на реальном поведении людей и использовании ими бюджета времени в целом или отдельных его частей. Но для более полного понимания реального повеления людей требуются изучение и учет ценност-ных ориентации, мотивации, отношения к тем или иным видам деятельности, удовлетворенности условиями и результатом осуществления разных видов занятий.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Структурно-семантические особенности пословиц и поговорок, отражающих межличностные отношения
Курсовая работа Управление оборотными средствами
Курсовая работа Эффективность использования оборотных средств
Курсовая работа Управление качеством
Курсовая работа Анализ эффективности производства зерна на примере РУСП Совхоз-комбинат Мир
Курсовая работа Экономические показатели деятельности торгового предприятия
Курсовая работа Сравнительный анализ современных антивирусных программ
Курсовая работа Бухгалтерский учет хозяйственных процессов
Курсовая работа Формы организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования
Курсовая работа Игровая деятельность младших школьников с задержкой психического развития
Курсовая работа Инфляция при оценке инвестиционных проектов
Курсовая работа Формирование личности
Курсовая работа Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия на примере ОАО "Завод ЖБК -1"
Курсовая работа Разработка рекламной кампании продукта
Курсовая работа Нетарифные ограничения внешней торговли