Курсовая работа по предмету "Социология и обществознание"


Конфликтология и практика медиации: перспективы развития


32

Содержание

  • Введение
    • Глава 1 Социальный конфликт: теоретико-методологический аспекты анализа
    • 1.1 Конфликт как социально-философская категория
    • 1.2 Типы конфликтов, его структура и основные методы разрешения
    • Глава 2 Философия и практика медиации и ее значение для разрешения конфликтов
    • 2.1 Медиация: социально-исторический аспект
    • 2.2 Условия использования, границы и цели медиации
    • Заключение
    • Список использованных источников

Введение

В последнее время цивилизация сталкивается со всё большим количеством конфликтов различной направленности: социальных, политических, экономических, культурных, этнических, религиозных и других. С одной стороны, в этом нет ничего удивительного, поскольку, по мнению современного американского ученого Льюиса Козера, "в социальной структуре любого типа всегда имеется повод для конфликтной ситуации, поскольку время от времени в ней вспыхивает конкуренция отдельных индивидов или подгрупп по поводу дефицитных ресурсов…" [1, С.543]. Следует заметить, что и современная глобализация, и информатизация предполагают постоянную смену старых парадигм и систем мировоззрения, что также неизбежно провоцирует кризисные явления, ведет к увеличению количества конфликтов в обществе.

Однако, постоянно увеличивающееся число конфликтов, в орбиту которых попадает столкновение различных культур и мировоззрений, рост масштабов кровавых конфликтов (международного терроризма, религиозного экстремизма) актуализирует вопрос не только о природе конфликтов, но и о путях их разрешения. Особый смысл этот вопрос имеет для специалистов-управленцев.

В наши дни управленцы различных уровней находятся перед непростым выбором того инструментария, который наиболее применим для успешного выхода из того или иного конфликта, выбора тех методов - насильственных или ненасильственных - которые, разрешая конфликт следует использовать.

Поскольку разрешение некоторого конфликта всегда является более или менее длительным процессом, постольку основной проблемой, стоящей перед многими гуманитарными науками, изучающими конфликт, является проблема поиска оптимальных стратегий выхода из конфликта, его регулирования. Эта стратегия всегда так или иначе увязана еще с одной проблемой - источников и причин конфликтов. В разное время проблема источников и причин конфликтов понималась по-разному.

Задаваясь вопросом о том, с чем связано такое большое количество конфликтов в наши дни, известный немецкий ученый Ральф Даррендорф видел их основную причину в борьбе за ограниченные политические ресурсы: власть, престиж, авторитет [2, c.87]. С этим следует согласиться, поскольку сегодня во всем мире заметна возросшая политизация общества, и в наши дни не редкость, что, например, те или иные религиозные и культурные организации преследуют политические цели, и потому всё большее количество людей оказываются вовлечёнными в противостояние различных властных структур. Согласно другому не менее авторитетному современному ученому Толкоту Парсонсу, конфликт - "социальная болезнь", т.е. не естественное, а ненормальное состояние общественного организма. Аналогичной точки зрения придерживаются и другие учёные школы социальных отношений. Кто же из современных ученых прав?

Как мне представляется, в современных дискуссиях о причинах конфликтов более правы те ученые, которые ориентированы не на метафизическое, а на философское диалектическое мировоззрение, согласно которому противоречие, как писал еще Гегель, является корнем любого развития.

В наш синергетический век со старым, известным уже Гераклиту диалектическим тезисом о природе конфликтов нужно обязательно считаться, а использование недиалектических механизмов коммуникации и отношения к конфликту вряд ли позволит современному человечеству найти путь от хаоса к порядку.

Целью исследования является анализ природы социальных конфликтов и инструментария их разрешения.

Изучение темы в контексте новейших отечественных и зарубежных исследований позволяет конкретизировать данную цель через постановку и решение следующих задач:

проанализировать основные теоретические взгляды на сущность и природу возникновения конфликта, основные способы его разрешения;

раскрыть смысл конфликта как социально-философской категории;

изучить наиболее предпочтительные методы преодоления конфликта;

осветить природу такого нового метода разрешения конфликта как практика медиация.

В соответствии с этими задачами в первой части работы будет дано определение понятия "социальный конфликт", освещена его динамика, описаны основные виды конфликтов, а также способы их преодоления.

Во второй части работы будет рассмотрена сравнительно новая практика урегулирования различных видов конфликтов - медиация.

Несмотря на то, что с точки зрения диалектической философии практика медиации абсолютно новой не является, достаточно очевидно, что сегодня, привлекая к разрешению некоторой проблемы нейтрального посредника, стороны конфликта также осуществляют и анализ выбора наиболее подходящего варианта завершения конфликта. С этой точки зрения, практика медиации, которая некоторыми современными учеными рассматривается как абсолютно новая социальная технология, в соответствии с которой конфликт - точка роста новых отношений, такое состояние противоречия, которое может быть разрешено через формулировку позиции истинных интересов субъектов конфликта, требует специального социально-философского изучения.

Медиация, действительно, является специфическим способом разрешения любых конфликтов в силу целого ряда особенностей, таких как: защита интересов каждого участника; ориентировка на нахождение согласия; учёт динамики человеческих взаимоотношений и др. Но исчерпывается ли она этим? [3, c.46]

Для правильного понимания замысла работы, также следует иметь в виду, что упор в ней сделан на межгрупповые, а не на межличностные конфликты. Межличностные конфликты во многом есть следствие борьбы различных социальных ролей внутри одного человека, в то время как межгрупповые - конфликты интересов двух или более групп. Именно такие конфликты представляют интерес для социальной философии и социологии, политологии и юриспруденции.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и библиографический список.

Глава 1. Социальный конфликт: теоретико-методологический аспекты анализа

1.1 Конфликт как социально-философская категория

Определение сущности понятия "конфликт" предполагает проведение различия между широким и узким смыслом этого слова.

В широком смысле, конфликтом принято называть столкновение взглядов, идей, мнений и убеждений, которые находятся между собой в состоянии противоречия. Рассматривая "конфликт" в широком смысле слова, всегда важно понять, какие взгляды и убеждения соответствуют действительности, а какие являются ложными.

Что касается конфликта в узком смысле слова, то им обозначаются такие противоречия, возникающие внутри личности, а также между индивидами, социальными группами, нациями и т.п., которые отражают столкновение их конкретных интересов.

Несмотря на то, что природой конфликтов стали интересоваться еще философы в Древнем мире, наибольший систематизированный вклад в ее осмысление внесли представители трех основных современных социально-философских концепций конфликта: концепции позитивно-функционального конфликта (Л. Козер); конфликтной модели общества (Р. Даррендорф); общая теории конфликта (Кеннет Боулдинг).

В соответствии с первой концепцией, в любом обществе имеется социальное расслоение, существует неравенство его членов, что, в свою очередь, ведёт к психологической неудовлетворённости его членов. Таким образом, основной причиной социального конфликта Л. Козер видит напряжённость между индивидами и группами, порождённую социальным неравенством. Во главу угла здесь ставится именно материальная неудовлетворённость и необеспеченность, что, безусловно, объясняет причину большого количества конфликтов, но, по-видимому, все же не является исчерпывающим.

Свои взгляды на сущность и причины конфликта Л. Козер изложил в известном труде "Функции социального конфликта", который можно отнести к социально-философским, или, по крайней мерер, междисциплинарным научным исследованиям.

В концепции Козера причина конфликта усматривается также в разнице в ожиданиях индивидов и социальных групп и наличествующей реальностью, которая не соответствует их представлениям о справедливости. Указанное противоречие побуждает многих индивидов включиться в борьбу за справедливость, которая может быть восстановлена через захват ими более высокого социального статуса, власти, авторитета. В этой концепции социальный конфликт будет устраняться насильственными методами, которые включают в себя как нейтрализацию, так и физическое уничтожение соперника.

Козер делает упор на позитивные функции конфликта, на его стабилизирующую роль в поддержании динамического равновесия социальной системы. Постоянный поиск данного равновесия и побуждает систему к непрерывному развитию, за счёт чего и достигается её внутренняя стабильность [4, c.166].

Иных взглядов на природу и сущность конфликта придерживается концепция конфликтной модели общества, разработанная Ральфом Даррендорфом (прежде всего в работе "Классы и классовые конфликты в индустриальном обществе"). [5, c.4].

В соответствии с этой концепцией, причиной конфликта является принуждение одних членов социума другими, что ведёт к неравенству социальных позиций по отношению к источникам власти. [2, c.32] У Даррендодфа основной причиной конфликта является неравенство в политической, а не в экономической сфере жизни общества [6, c.54]. Вовлечение во власть новых слоёв общества вызывает изменения социальной структуры, а преодоление конфликта ведёт к расширению прав и свобод более широких пластов социума [7, c.152].

Что касается общей теории конфликта Кеннета Боулдинга, то этот современный ученый видит основную причину не в социально-экономических условиях существования индивидов, но в самой конфликтной природе человека. Иными словами, природа человека включает в себя механизм борьбы со своим видом за лидерство и первенство. Таким образом, общественная жизнь не может существовать вне конфликта, и основной задачей изучения конфликта Боулдинг считает создание его общей теории.

Её построение возможно прежде всего потому, что все конфликты имеют общие образцы развития, схожую динамику, проходят одни и те же витки развития. Прогнозирование и управление конфликтами является основной целью их изучения в концепции общей теории конфликта.

В общей теории конфликта Кеннета Боулдинга выделено два аспекта социального конфликта, то есть, его фундаментальной структуры - статический и динамический. Статический аспект конфликта - раскрывается через анализ субъектов, вовлечённых в конфликт (сторон конфликта) и отношений между ними (причин, побудивших развитие противоречий). Данные категории не зависят от развития конфликта и в определённой степени являются причиной его возникновения.

Что касается динамического аспекта, то сюда следует отнести интересы сторон, поощряющие конфликтное поведение людей, динамику развития конфликта как ответы сторон на внешние вызовы.

Как видно из анализа приведённых выше концептуальных точек зрения на природу и сущность конфликта, функции конфликта также могут разниться в зависимости от взглядов на него.

По Л. Козеру, функциями конфликта являются снятие напряжённости между сторонами, получение объективной информации об окружающей среде и силах соперника, сплачивание социальной группы перед лицом опасности. Немаловажной функцией здесь также будет являться нормотворчество, создание новых социальных законов и институтов в результате успешного преодоления конфликта. Иными словами, конфликт несёт ряд позитивных функций при успешном своём разрешении. На другие функции конфликта обращают внимание Даррендорф и Боулдинг.

Вместе с тем, все эти концепции роднит тот факт, что в основе любого конфликта лежит противоречие. Именно его и нужно считать отправной точкой для возникновения и развития конфликта. Тем не менее, не всякое противоречие вызывает конфликт. В малых группах, где существует большая эмоциональная связь между участниками (например, в семье или музыкальной группе), любые конфликты могут сглаживаться уже на стадии своего появления, поскольку для их дальнейшего существования они могут являться губительными. Однако данное исключение скорее подтверждает правило. Однажды появившись, противоречие в культурном уровне, социально-экономических отношениях и в семье, и в музыкальной группе будет вызывать конфликт раз за разом, пока не будет устранено.

Что же необходимо для преодоления противоречий? По мнению Ральфа Даррендорфа, их успешное регулирование и преодоление возможно при наличии трёх важных составляющих:

1) признание различных точек зрения;

2) высокая организованность конфликтующих сторон;

3) наличие правил игры.

Иными словами, нельзя преодолеть конфликт, если одна из сторон продумывает сложный шахматный ход, а другая использует доску в качестве оружия. Здесь нужно принимать во внимание тот факт, что именно конструктивное решение конфликта будет являться успешным. Насильственные способы разрешения конфликта нельзя считать успешным его урегулированием в силу того, что они не устраняют причин конфликта, а только усиливают социальную напряжённость между субъектами. Об этих и других способах конфликта более обстоятельно рассказывается в следующей части моей работы.

Оценивая современную социально-философскую ситуацию с изучением конфликта на Западе, российский учёный-конфликтолог Д.П. Зеркин в своей работе "Основы конфликтологии" верно отмечает: "В западной политологии сложилась одна из главных парадигм - парадигма конфликта, наряду, между прочим, с парадигмами согласия и плюрализма" [8, c. 20].

Таким образом, в современной гуманитарной науке конфликт в соответствии с диалектическим мировоззрением чаще всего рассматривается как проявление противоречий, вражды, несогласия и при этом обычно верно показывается "корыстная" сущность конфликта, когда он служит необходимым и оправданным для достижения целей и задач определённых социальных групп. Такое понимание конфликта, с одной стороны, является достаточно циничным, но с другой, будучи диалектическим, оно наиболее полно даёт исследователю представление, что же такое конфликт на самом деле.

Рассуждая далее о такой социально-философской категории, как конфликт, нельзя не подчеркнуть его субъектную составляющую. На поверхности ведь именно субъект зачастую ассоциируется с конфликтом, хотя объективные противоречия, управляющие его поведением для понимания природы конфликта еще более важны. Тем не менее, именно конфликтность того или иного человека, социальных групп, их конкуренция и борьба обычно воспринимаются в качестве причины существования конфликта. На наш взгляд, именно в первозданной субъектности конфликта проявляется его природно-естественное происхождение.

С другой стороны, исходя из основных современных научных взглядов на сущность и природу конфликта, любая конфликтная ситуация на ранних этапах своего существования является управляемой. Более того, ею можно и необходимо управлять.

Таким образом, социально-философское изучение природы конфликта показывает, что под конфликтом можно понимать такой вид явного или скрытого противостояния, при котором стороны стремятся захватить ограниченные ресурсы, на которые претендует как минимум ещё одна сторона. Разные учёные относят к таким ресурсам и деньги, и власть, престиж, авторитет, духовные и культурные ценности, взгляды и идеи, однако сущность конфликта как борьбы за ресурсы остаётся неизменной. Следовательно, с социально-философской точки зрения конфликт является объективной необходимостью, с которой нужно не бороться, но познавать ее природу и использовать в своих интересах.

О том, как разрешать конфликтные ситуации с наибольшей пользой для конфликтующих сторон, рассказывается в следующей части моей работы.

1.2 Типы конфликтов, его структура и основные методы разрешения

Говоря о типах конфликтов, нельзя не упомянуть определённое идейное затруднение, которое мешает провести чёткое разграничение одних видов конфликтов от других. Понимание конфликтов в широком смысле делает невозможным сопоставить появление противоречий в живой и неживой среде, внутри личности и между социальными группами и так далее. То есть, необходимо разграничивать конфликты именно в узком смысле, понимания под ними особое взаимодействие в процессе деятельности (управленческой, производственной и других). Как уже отмечалось, в моей работе рассматриваются в основном межгрупповые конфликты. Что же такое сторона межгруппового конфликта - социальная группа. Это - любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями. В каждой социальной группе воплощаются некоторые специфические взаимосвязи индивидов между собой и обществом в целом в рамках определенного исторического контекста.

Межгрупповые конфликты существенно отличаются от межличностных также и тем, что, обычно, попадая в группу, поведение человека меняется. Каждый индивид оказывает влияние на члена группы, и в совокупности их поведение является более сложным, чем просто сумма поведения каждого члена группы.

Межгрупповой конфликт отличается от других основных видов конфликта ещё и другими своими отличительными особенностями.

Он имеет:

объективный характер развертывания;

способность вовлекать в "силовое поле конфликта" массы людей независимо от их желания и даже осознания сути и целей конфликта;

институциализацию конфликта;

наличие "структурного насилия";

при разрешении таких конфликтов преобладает направленность на институциональные изменения, а не на изменение поведения участников;

возможно появление дополнительных источников конфликта в виде самой принадлежности к той или иной социальной группе;

имеется заведомо большие издержки существования и разрешения конфликтов;

имеется существенно большая инерция сохранения конфликтной ситуации, даже если ее основания угасают.

Немаловажным является тот факт, что некоторая социальная группа может быть формальной либо неформальной. Очевидно, что формализованность контактов в группе и между группами также влияет на степень и глубину развития конфликта. Социальная группа может быть малой, средней либо большой, и количество участников, вовлечённых в группу, их возраст, уровень образования, наличие культурных ценностей также влияет на возникновение и развитие конфликта.

Принимая конфликты за оконченное действие внутри определённой социальной группы, конфликты можно разделить на конструктивные и деструктивные.

Если конструктивный конфликт, то есть тот, который был разрешён с использованием нужного инструментария, несёт позитивные последствия, такие как развитие, учёт интересов большего количества социальных групп, то деструктивный - обнажает негативные тенденции. Зародившись, конфликт, однако, обычно не является ни ярко выражено конструктивным, ни деструктивным. Можно сказать, что степень его созидательности зависит от методов разрешения. В качестве примера можно взять конфликт в процессе управления, когда работники выдвигают нанимателю ряд требований по улучшению условий труда. С одной стороны, наниматель может уволить всех несогласных работников и нанять новых. Такой исход конфликта будет являться деструктивным: во-первых, люди потеряют рабочие места, во-вторых, производство либо выполнение работ (услуг) на какое-то время будет остановлено. Но самое главное негативное последствие состоит в том, что конфликт никуда не исчезнет и может проявиться в аналогичной ситуации с любыми другими работниками.

Для конструктивного исхода, наниматель должен провести глубокую аналитическую работу, понять, как образовался конфликт, какие есть пути выхода из него, после чего выбрать наиболее оптимальный из них. Кроме того, подобные конфликты полезны для организации, так как позволяют выявить все её слабые стороны, в том числе и в психологической сфере между участниками управленческих процессов.

В формальных группах по направленности конфликты делятся на горизонтальные (между подчинёнными и равнозначными субъектами), вертикальные (между начальством и подчинёнными), а также смешанные. По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены внешними условиями, на которые человек не в состоянии повлиять, вторые вытекают из природы и характера взаимоотношений людей, то есть, в таких конфликтах люди являются не только субъектами, но и причиной конфликта.

По сфере разрешения конфликтов их можно подразделять на те, что разрешаются в деловой сфере, и те, что разрешаются в личностно-эмоциональном поле.

Очень часто в некоторых социальных группах лидеры предпочитают не замечать конфликты в силу различных причин, а подчинённые субъекты не спешат выносить свои конфликты на всеобщее обозрение. Либо, напротив, конфликт подавляется в зародыше, что также негативно сказывается на социальной группе в целом. Такие подавленные конфликты называются латентными и представляют большую угрозу для общества, поскольку именно они являются очагами больших социальных потрясений. На мой взгляд, любой конфликт необходимо переводить в открытую плоскость.

Что касается структуры конфликта, то она включает в себя несколько элементов. Их можно выделить даже несмотря на тот факт, что конфликт - это процесс, а не константа, поскольку именно за счёт структуры обеспечивается целостность элементов конфликта. В структуру конфликта входят следующие составляющие:

1) объект конфликта (противоречие, в результате проявления которого возник конфликт);

2) участники конфликта (субъекты - индивиды, социальные группы, государства);

3) социальная среда, условия конфликта;

4) субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.

Динамика конфликта включает в себя три основные стадии.

Первая стадия - накопление и обострение противоречий из-за резкого расхождения интересов, ценностей, установок; фрустрация, неудовлетворенность, угрозы. На этой стадии нужно включаться в конфликт, направляя его в нужное русло, устранять противоречия, работать с субъектами конфликта. Как и болезнь, конфликт тяжело определяется на начальной стадии, но проще преодолевается.

Вторая стадия - острые разногласия, разрушение прежней структуры, нормальных связей; атака одной из сторон своего противника через открытое противоборство. Именно на этой стадии, в результате неразрешённости, могут начаться непоправимые последствия, трудности, неустранимые противоречия, что может привести к физическому устранению одной из сторон конфликта.

Третья стадия - тенденция к нормализации конфликта и ликвидации его как такового. На ней происходит либо смена существующего статуса и преодоление противоречия, либо всё возвращается к предконфликтному состоянию.

Отмечу, что знание различных типологий конфликтов существенно дополняет знание его причин. Вместе с тем, предлагая свое видение данных проблем, автор отдает себе отчет в дискуссионности данных вопросов, существовании о них широкой литературы и не стремится к тому, чтобы просто принять участие в данной дискуссии. Его интересует в большей степени не столько причины, сколько методы устранения конфликтов. Так или иначе, причину конфликта установить бывает тяжелее, нежели решить его [9, c.81].

Возвращаясь к вышесказанному, отмечу, что конфликт может быть разрешён с применением различных действий: насильственных, ненасильственных, протестных (неповиновение, проведение забастовок, митингов) и др.

Первый тип действий предполагает подавление одной из сторон конфликта. Способом разрешения конфликта здесь может быть принуждение сторон к согласию, репрессии (насильственные карательные действия), увольнение конфликтующих сторон либо их выживание из социума, подавление, запугивание одной из сторон конфликта. Однако это, на мой взгляд, крайности выхода из конфликта, которые не могут и не должны использоваться руководителями. Грамотный управленец понимает, что в его организации всегда должны присутствовать несогласные люди, субъекты с альтернативной точкой зрения на происходящее. Это помогает организации развиваться, искать нестандартные выходы из сложившихся ситуаций, помогает найти решение сложных проблем [9, c.115].

Ненасильственные методы при решении конфликта несут большее количество позитивных сторон и помогают не только разрешить сиюсекундный конфликт, но и предотвратить их появление в дальнейшем. Сюда можно отнести поиск консенсуса (решения, которое удовлетворяет все стороны без потерь для сторон), компромисса (такого решения, когда каждая из сторон поступается частью претензий в пользу другой стороны).

В качестве примера можно сослаться на такие известные конфликты в процессе управления, при которых работники выдвигают нанимателю следующие требования:

увеличение заработной платы;

дополнительный выходной день ежемесячно;

бесплатный транспорт для работников.

Наниматель, разрешая возникающие на такой основе конфликты может применить или насильственные действия - уволить работников либо пригрозить им расторжением контракта, или использовать ненасильственные, удовлетворив их требования полностью либо частично. Например, выполнив только одно из заявленных требований, пусть даже самое незначительное (бесплатный транспорт для работников), наниматель существенно увеличит в их глазах свой авторитет.

Как следует из вышесказанного, для разрешения конфликта могут применяться различные стратегии, связанные с применением насилия либо отказом от применения оного и т.д. На мой взгляд, урегулирование конфликта должно проистекать в русле отказа от силовых и односторонних действий, уважения противоборствующих сторон, принятия ими правил игры. Конфликт может быть разрешён даже на поздней стадии его развития путём устранения противоречий, вызвавших конфликт [10, c.32-38].

1.3 Динамика и функции социального конфликта

Рассуждения о причинах возникновения, типах конфликта и основных способах его разрешения не могут быть полными, если обойти стороной динамику и функции данного социально-философского феномена.

Логика исторического развития свидетельствует: наличие антагонистических социальных классов, социальных страт общества порождает масштабные социальные конфликты. Можно вспомнить в этой связи Великую Октябрьскую революцию, которая при определенных условиях могла бы даже стать глобальной. В наши дни всемирно-исторические конфликты стали как бы менее напряженными в плане вовлечённости в них антагонистически настроенных субъектов, однако самих конфликтов стало больше. Чем более развито общество, тем больше оно пронизано конфликтами [11, c.46]. Одни и те же субъекты могут быть вовлечены в противоречия с различными социальными группами, то есть общество сегодня обычно не поделено пополам на две части, представленные полярными взглядами, а скорее разбито на много малых групп, участники которых в одних вопросах конфликтны, а в других - нет. Современная неантагонистическая модель общества оказывается залогом его устойчивости и здорового развития, такого развития, когда конфликты не подавляются, а разбиваются на много маленьких частей.

В динамике развертывания межгруппового конфликта обычно может быть выделено несколько стадий, например, таких:

1) объективные отношения, составляющие основу конфликта (конфликтная ситуация);

2) осознание целей как несовместимых (возникновение конфликта);

3) выбор путей достижения целей каждой из сторон;

4) прямое конфликтное взаимодействие (эскалация и нивелирование конфликта);

5) завершение конфликта [12, c.24].

Как видно из приведённого описания динамики конфликта, разрешить межгрупповой конфликт в полном смысле слова можно только пропустив его через все стадии развития. Как уже отмечалось, например, подавление одной из конфликтующих сторон на первых трёх стадиях губительно скажется на развитии общества и не устранит конфликт, который проявится вновь в схожих условиях.

Межгрупповой конфликт отличается также насыщенностью, напряженностью и разнообразием связей между различными субъектами. В нем формируется особая микросоциальная среда, в которой индивиды взаимодействуют как представители общностей, отождествляют себя со своей группой и противопоставляют себя чужой. Этот социальный феномен называется феноменом "мы и они". Сочетание групповой сплоченности, эмоционально-действенной идентификации и групповой враждебности.

Учитывая сложный характер социальных отношений и развития конфликта, динамика развития социального конфликта может быть расширена и включать в себя следующие элементы и фазы:

1) Причина конфликта: несовпадение интересов (объективное противоречие); [13, c.174].

2) Факторы, влияющие на возможность разрастания, причины конфликта (обострение объективного противоречия);

3) Осознание субъектами конфликта противоречивости интересов (конфликтная ситуация);

4) Инцидент (повод) для конфликта;

5) Реакция субъектов на конфликт:

а) Пассивная (конфликт не происходит);

б) Активная (конфликт происходит): деструктивный уровень - конструктивный уровень;

6) Управление конфликтом;

а) Происходит;

б) Не происходит;

7) Функциональные (позитивные) последствия;

8) Дисфункциональные (негативные) последствия;

9) Регулирование и разрешение конфликта.

Как видно из приведённой выше динамики конфликта, в зависимости от выбранных мер устранения противоречий либо причины противоречий, описанных в предыдущей части, конфликт может развиваться различными путями. От непосредственного развития конфликта будут зависеть и его функции [14, c.29].

Функции межгруппового конфликта имеют общий и специальный характер. Они связаны с типом и уровнем конфликта. Могут быть выделены следующие функции:

а) интегративная функция (участники конфликта сплачиваются на основе выявления друг у друга общих черт, качеств, идей, взглядов; успешное разрешение противоречия помогает достигнуть большей сплочённости членов команды);

б) коммуникативная функция (происходит обмен информацией между субъектами конфликта и участниками групп, стороны должны обозначить свою позицию, своё видение проблемы и убедить другую сторону в том, что данное видение соответствует действительности);

в) мобилизационная функция (каждая группа стремится использовать все свои силы и резервы для успешного преодоления конфликта, что показывает её истинные возможности либо опровергает мнимый потенциал);

г) деструктивная функция (происходит отмирание нежизнеспособных структур, взглядов, идей, организаций и т.д., которые мешали обществу развиваться);

д) конструктивная функция (на месте исчезнувших феноменов и ценностей появляются новые, более соответствующие объективной реальности) [15, c.36 - 37].

Баланс негативного и позитивного начал в структуре каждого конкретного социального конфликта, конечно, разный, и зависит он в первую очередь от выбранного инструментария, от той стратегии, которую займут стороны для успешного разрешения конфликта.

Размышляя о функциях конфликта, хотелось бы затронуть особенности конструктивных и деструктивных разрешений конфликтов. Разрешить конфликт конструктивно значит устранить недостатки, причины конфликта. Это неизбежно совершенствует действующую социальную модель (производство, управление, распределение обязанностей). Постоянный поиск и разрешение противоречий на ранней стадии их возникновения - показатель большого мастерства и мудрости социальной группы. Однако сделать это удаётся не всегда в силу различных обстоятельств, прежде всего субъективного характера. И тогда конфликт превращается в деструктивный. Причиной этому могут быть неправильные действия субъектов конфликта, неспособность принять чужие взгляды, идеи, нежелание пойти на компромисс либо найти консенсус и т.п.

Таким образом, межгрупповой конфликт имеет сложную динамику и выполняет ряд важных функций, среди которых - не только мобилизация имеющихся у группы сил, средств, но и интеграция её членов на основе общей цели и т.д., и т.п. Например, в зависимости от выбранных средств и поставленной цели, конфликт может нести как конструктивную, так и деструктивную функцию.

В реальной жизни не всегда исход конфликта отвечает соображениям справедливости и законности, и даже неверно выбранная методика его преодоления может разрушить высокоразвитую организацию, которая могла бы иметь большой потенциал для дальнейшего развития. В истории человечества часто бывало так, что более развитую цивилизацию уничтожали дикие племена. С этой точки зрения, в наши дни без серьезной социально-философской подготовки и использования конфликтологических знаний невозможно рассчитывать на успешное преодоление все вновь и вновь возникающих глобальных и локальных противоречий.

Глава 2 Философия и практика медиации и ее значение для разрешения конфликтов

2.1 Медиация: социально-исторический аспект

В соответствии со взглядами современного российского учёного Савчука Валерия Владимировича, который занимается проблемами медиафилософии, медиа - это нечто, находящееся по середине, то есть некое промежуточное состояние, занимаемое между двумя или несколькими субъектами. В современном мире "медиа" внедрено в большое количество понятий и категорий: медиареальность, медиакультура, медиаобщение. Иными словами, понятие и категория посредничества вышло за рамки своего первоначального значения и стало самостоятельным социально-философским феноменом.

В своей работе я делаю упор на медиацию в разрешении конфликтов и преодолению конфликтных ситуаций. Таким образом, категория "медиация" используется как активная практика, сущность которой нуждается в определении и осмыслении. По словам В.В. Савчука, медиапространство из посредника становится средой, которая переводит символическую и знаковую информацию на язык, понятный другой стороне. Как следует из первой части моей работы, именно коммуникация, нахождение общего языка является необходимым шагом на пути к разрешению конфликта.

Понятие "медиация" происходит от латинского "mediare" - "посредничать". Данный термин на протяжении столетий широко использовался применительно к дипломатам, а также сторонам, которые действуют в интересах другого человека или социальной группы. Однако с ходом времени значение данного термина существенно изменилось. В США понятие "медиация" активно употребляется с 70-х годов, примерно с того же времени оно активно используется в Западной Европе (Франции, Германии, Италии).

Медиация - это участие в конфликте нейтральной незаинтересованной стороны, которая авторитетна для всех конфликтующих участников. Если описать деятельность медиаторов в двух словах, то они ведут процесс выяснения всех обстоятельств конфликта, проблемы.

При этом медиатор делает все возможное - из этого и состоит технология медиации - чтобы позиция и за ней стоящие чувства, пожелания, интересы, потребности сторон сначала были озвучены и учтены, затем были услышаны и поняты всеми, аргументы отработаны, и, наконец, выработано общее решение - выход из конфликтной ситуации, который устроит все стороны. В этом заключается, например, отличие медиации от судебного решения конфликта. Если однозначное решение спорного вопроса в чью-то пользу предполагает наличие обиженной стороны, то медиация помогает удовлетворить интересы всех сторон.

Стоит отметить, что подобной деятельностью в развитых странах занимаются только на профессиональной основе, а круг решаемых при этом вопросов достаточно широк, начиная от политических проблем, касающихся всего общества, заканчивая конфликтами по поводу выплат компенсации при сокращении работников на производстве, то есть частными делами и др.

Медиация является специфическим способом разрешения любых конфликтов в силу целого ряда особенностей, таких как защита интересов каждого участника, ориентировка на нахождения согласия, учёт динамики человеческих взаимоотношений.

Как утверждает российский специалист в области медиации, Г. Похмелкина, "медиация дает цивилизованные и гуманные средства восстановления нарушенной способности граждан к мирному сосуществованию" [16, c.4-6]. Можно согласиться с тем, что когда в конфликт вмешивается третье, незаинтересованное лицо (уже после того, как непосредственные субъекты конфликта исчерпали все свои ресурсы), это помогает сохранить большинство накопленного положительного опыта предконфликтной коммуникации.

В наши дни во многих странах Европы и в Соединённых Штатах Америки уже действуют центры медиации, а сама профессия медиатора является достаточно престижной и популярной. В рамках этой новой профессии специалистами обсуждается вопрос: что можно отнести к медиации, помимо сложившейся к этому времени ее классической формы. Анализ показывает, что некоторые виды посредничества при разрешении конфликтов причислять к медиации было бы неправильно, потому что при этом не соблюдаются правила медиации. Кристоф Бесемер в книге "Практика медиации. Опыт США" следующим образом характеризует развитие медиации в США за последние 20-30 лет, называя основные сферы применения медиации:

Судопроизводство (применительно к искам по незначительным денежным суммам, бракоразводным процессам и в вопросах раздела имущества);

социальная работа волонтёрских центров (часто с неоплачиваемой работой ее сотрудников), занимающихся коммунальными конфликтами и конфликтными ситуациями между гражданами данного сообщества в сотрудничестве с региональными судебными органами, полицейскими участками и церковью;

частная практика и семейные консультации, центры по делам молодежи и т.п., которые занимаются разрешением семейных конфликтов;

урегулирование трудовых и экономических конфликтов (отношения, которые решать в судебном порядке сторонам конфликта невыгодно);

различные уровни политики (при разрешении деликатных конфликтов между различными этническими, национальными, культурными общностями, при разрешении конфликтов между трудовыми коллективами, корпорациями и т.д.).

В странах США и Западной Европы практика медиации на протяжении уже нескольких десятилетий используется достаточно широко. Она стала особой профессией, для работы в которой нужно иметь не только юридическое, но и психологическое образование.

Открытым, однако, остаётся вопрос, почему именно данная методика разрешения конфликтов получила такую популярность. Как мне представляется, наиболее вероятно, что основная причина популярности медиации заключается, как в её эффективности и соответствии диалектической европейской ментальности. В самом деле, при медиации уважаются права каждой стороны, что соответствует идеям гуманного и демократического развития общества [17, c.44-46].

Практика медиации является перспективным направлением для использования в разрешении конфликтов различного уровня и должна иметь широкое распространение в социуме, поскольку она - атрибут гражданского общества. Её содержание заключается в том, что практически любой конфликт может решить третья сторона, заинтересованная в самом факте такого исхода конфликта, который удовлетворяет всех субъектов, вовлечённых в противоречие. Иными словами, она получает вознаграждение за результат, а не за сам факт своих действий.

2.2 Условия использования, границы и цели медиации

Несмотря на кажущуюся простоту использования, проведение медиации требует наличия определённого количества условий. Во-первых, конфликт должен достигнуть той стадии, когда его уже невозможно разрешить без привлечения постороннего лица, то есть медиатора. Иными словами, все инструменты дипломатического исхода должны уже быть исчерпаны. Во-вторых, все стороны конфликта должны иметь мотивацию, то есть желание привлекать медиатора. Учитывая, что в хозяйственных и имущественных спорах в западных странах данная услуга платная, не каждая сторона согласится привлекать третью сторону, предпочитая традиционное обращение в суд.

Таким образом, можно вывести третье необходимое условие для применения практики медиации - высокое социокультурное развитие сторон конфликта. Они должны обладать определённым нравственным и культурным потенциалом, чтобы понимать: худой мир лучше доброй войны. Иными словами, прибегать к насильственным способам разрешения конфликта неприемлемо [18, c.47].

В зарубежной литературе также указываются и другие необходимые условия для успешного использования медиации. Среди них - ответственность за самого себя у каждого участника; принципиальная готовность к соглашению; готовность принять несогласие другой стороны и др. Медиация, однако, не всесильна. Здесь следует отметить, что существуют мнимые конфликты, когда одна или несколько сторон не заинтересованы в его преодолении. Такие конфликты не могут быть разрешены в силу отсутствия противоречия между сторонами и выполняют совершенно другие функции [19, c.32].

Обобщая вышесказанное, отмечу, что для применения медиации отношения между сторонами должны быть сохранены, а также необходимо существование стремление к разрешению конфликта. На мой взгляд, остальные условия использования практики медиации можно отнести ко второстепенным, а с помощью медиатора всегда предпринимается попытка установить истинные причины конфликта и предложить все возможные варианты его разрешения.

Использование практики медиации, помимо определённых условий, предполагает ряд ограничений, то есть своего рода необходимых действий для применения. К ним можно отнести добровольность; наличие позиций у сторон конфликта (то есть, ни одна сторона не самоустраняется от поиска выхода из конфликта); запрет на применение насильственных и односторонних действий. В то же время, медиация предполагает свободный выход из диалога на любой стадии своего использования, отказ от других инструментов урегулирования конфликта (судебное производства) до выхода из диалога.

Удивительно, но факт - несмотря на кажущуюся утопичность такой практики, её применение достаточно широко. Развитие и использование медиации возможно только при соблюдении всех необходимых условий и формальностей, в рамках границ, заявленных медиаторами. При этом должно преобладать не стремление победить противоположную сторону любой ценой и унизить её, но именно найти выход из сложившегося положения.

Раскрытие условий для применения медиации было бы неполным, если не упомянуть цели, ради которых данная практика применяется. Первой и самой важной целью использования медиации можно считать налаживание опосредованного диалога между сторонами конфликта. Медиатор сглаживает и устраняет языковые и иные коммуникационные барьеры, переводя различную информацию в ту плоскость, которая понятна другой стороне и не является для неё унизительной.

Ещё одной важной целью использования медиации является ее результат. Результат - это конкретное соглашение, которое устраивает все стороны конфликта. Субъекты конфликта оставляют за собой право не принять данное решение и отказаться от его исполнения, если оно им не подходит.

Однако, если конфликт достаточно сложный (к примеру, межэтнический либо религиозный), то не только само его разрешение будет являться целью использования медиации. Немаловажным будет являться положительная динамика улучшения отношений между сторонами конфликта. Каждый участник должен быть услышан, и все остальные стороны должны относиться к нему с уважением. Это помогает остановить дальнейшее распространение конфликта, то есть препятствует его эскалации.

Немаловажной целью использования медиации будет являться дальнейший поиск решения конфликтной ситуации даже после достижения соглашения. Соглашение всегда может быть пересмотрено, поскольку является добровольным, в отличие от судебного решения.

Подводя итоги, хочу отметить, что для успешного использования медиации необходимо наличие определённых условий (добровольность, отказ от односторонних и насильственных действий), целей и границ использования. Медиация возможна только тогда, когда есть решение, удовлетворяющее все стороны конфликта.

Добровольность использования является залогом возможного прекращения поиска выхода из конфликта по решению одной из сторон, уважительное отношение к сторонам конфликта помогает избежать конфликтных ситуаций в будущем.

Поскольку в нашей стране идет непрекращающаяся работа по формированию гражданского общества, постольку у теории и практики медиации в нем имеются большие перспективы, изучение которых может быть предметом самостоятельного исследования.

Заключение

Построение сильной и процветающей Беларуси - магистральная линия развития нашего общества. Движение в этом направлении возможно лишь на путях укрепления эффективности общественного производства, совершенствования гражданского общества, освоения новых форм разрешения социальных конфликтов. Последнее, в свою очередь, невозможно без обращения к социально-философским, а также конфликтологическим, политологическим, правовым и др. научным представлениям о природе конфликта, его типах, структуре, элементах, функциях, динамике и особенностях разрешения.

Проведенный мною анализ показал, что под конфликтом можно понимать такой вид явного или скрытого противостояния социальных субъектов, при котором стороны стремятся захватить ограниченные ресурсы, на которые претендует как минимум ещё одна сторона. Среди ресурсов, за которые в ходе конфликта идет борьба находятся деньги и власть, престиж, авторитет, духовные и культурные ценности, взгляды и идеи и пр. Социальный конфликт в этом отношении является такой объективной необходимостью, с которой нужно не бороться, но считаться, а также использовать в своих интересах.

Исследование показало, что физическое уничтожение либо нейтрализация одной из сторон конфликта не устраняет самой сути противоречий, которые приводят к возникновению конфликтной ситуации.

Вот почему на современном этапе развития человечества должны преобладать ненасильственные способы разрешения конфликтов, к которым можно отнести, например, поиск компромисса, консенсуса, согласия между враждующими сторонами [20,c.111].

Одной из новых и, к сожалению, до сих пор остающейся в тени не только в нашей жизни, но и в науке форм преодоления конфликта является практика медиации.

Данная практика является перспективным направлением для использования в разрешении конфликтов различного уровня. Данная практика - социальная технология и атрибут гражданского общества, саморегулирующейся системы взаимодействия, которая может и должна получить у нас широкое распространение. Вместе с тем, простое и механическое перенесение практики медиации на нашу почву н евозможно, и предполагает предварительное налаживание и сознательное проведение в сфере образования и управления белорусским обществом сложной и кропотливой работы по формированию и воспитанию команды медиаторов - такой стороны разрешения некоторого конфликта, которая была бы заинтересована в самом факте такого исхода конфликта, который удовлетворяет всех субъектов, вовлечённых в него.

Еще одним социально-философским условием утверждения практики медиации в Беларуси является утверждение диалектического отношения к конфликтам и конфликтным ситуациям, в соответствии с которым конфликт - позитивное явление, ведущее к развитию общества и освобождению его от нежизнеспособных структур. Основанные на диалектике контроль и диагностика конфликтных ситуаций с помощью передовых социальных технологий должны стать залогом дальнейшего развития белорусского государства и гражданского общества.

Список использованных источников

1. Козер, Л. Функции социального конфликта // Американская социологическая мысль / Л. Козер. - Москва, 1996. - 732 с.

2. Дарендорф, Р. Современный социальный конфликт / Р. Дарендорф. - Москва, 1988, 288 с.

3. Каменков, В.С. Экономика и правосудие: Вопросы теории и практики / В.С. Каменков. - Минск: Харвест, 2006. - 688 с.

4. Козер, Л. Функции социального конфликта. / Л. Козер. - Москва: Идея пресс, 2000. - 205 с.

5. Тимофеева Л.Н. Политическая конфликтология / Л.Н. Тимофеева. - 468 c.

6. Кармин, А.С. Конфликтология. / Под ред.А.С. Кармина // Конфликтология. - Москва: 2003. - 320 с.

7. Аттило, А.Г. Введение в теорию конфликтов. / А.Г. Аттило. Политология: вчера и сегодня Вып.3, М., 1991. С.152 - 372 с.

8. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций. Серия "Учебники и учебные пособия" / Д.П. Зеркин. - Ростов-н/Д: "Феникс", 1998. - 480 с.

9. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии. / С.М. Емельянов. - Санкт-Петербург: Питер, 2004. - 400 с.

10. Бабосов, Е.М. Конфликтология: Учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. - Минск: ТетраСистемс, 2000. - 464 с.

11. Бабосов, Е.М. Конфликтология: учебное пособие для вузов / Е.М. Бабосов. - Минск: Амалфея, 2009. - 364 с.

12. Крисберг, Л. Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования) / Л. Крисберг - Москва: Эдиториал УРСС, 1999 - 186 с.

13. Психология: Словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Москва: Политиздат, 1990. - 431 с.

14. Калашников, Д.В., Эфиров, С.А. Книжное обозрение // Социологические исследования. Апрель 2001. № 4. - 186 с.

15. Семенова, Н.В. Классификация функций конфликтов в отечественной и зарубежной общей и юридической конфликтологии / Н.В. Семенова. // Актуальные проблемы теории правовой системы общества. Выпуск 3. - Ярославль, 2003. - 160 с.

16. Мета Г., Похмелкина Г. Знакомство с теорией, методом и профессиональными технологиями / Составители Г. Мета, Г. Похмелкина. - Москва: изд-во “VERTE”, 2004. - 320 с.

17. Романенко М.А. Медиация как форма альтернативного разрешения правовых конфликтов // Тенденции и противоречия развития российского права на современном этапе: Сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2006. - 150 с.

18. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - Москва: ЮНИТИ, 1999. - 551 с.

19. Турэн А. Социальные движения, революция, демократия / А. Турэн // Свободная мысль. - 1991. - № 14. - 158 с.

20. Маценов, Д.Н. Западные политологи о межнациональных отношениях в СССР // МЭиМО. - 1991. - № 8. - 263 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Договорные взаимоотношения и партнерские связи в предпринимательской деятельности
Курсовая работа Создание педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности
Курсовая работа Валютные операции коммерческого банка
Курсовая работа Технология изготовления сварной конструкции "Рама"
Курсовая работа Брачный договор как способ регулирования имущественных отношений супругов
Курсовая работа Типы семей и стили семейного воспитания
Курсовая работа Роль налогов в формировании доходов бюджета РФ
Курсовая работа Рынок ценных бумаг
Курсовая работа Охрана труда
Курсовая работа Развитие ипотечного кредитования в России
Курсовая работа Характеристика качеств личности руководителя
Курсовая работа Происхождение, сущность, функции денег
Курсовая работа Номенклатура дел виды, роль и значение
Курсовая работа Особливості роботи соціального педагога в закладах пенітенціарної системи
Курсовая работа Кавказская война 1817-1864 годов