Отдел образования Гомельского городского исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
«Гомельская городская многопрофильная гимназия № 14»
ул.Олимпийская, 18
Искусственное возобновление леса
Лесной проект
Авторы:
Дегтярёв Р. Л.
Мазурок Ю. С.
Череносова А. В.
Черствая И. Э.
Руководители:
Крупенькина Л. А.,
учитель биологии
Свириденко Т. М.,
учитель химии
Проект сопровождают:
Гомельский лесхоз, ул. Ленинградская, 42;
т.т. 39-51-36, 39-51-60;
Романовичское лесничество, т. 92-73-09
Гомель 2008
Оглавление
Введение
1. Характеристика лесничества
2. Выбор площадки под питомник
2.1 Характеристика пород
3. Сбор семян и плодов, хранение и посадка
3.1 Сбор плодов и семян
3.2 Хранение плодов и семян
3.3 Предпосевная подготовка семян
3.4 Подготовка почвы и посев семян
4. Реализация проекта
Заключение
Список использованных источников
Введение
Леса покрывают больше одной трети территории Республики Беларусь. Это наше национальное богатство, один из важнейших природных ресурсов.
Лес - важнейший фактор в экологическом равновесии живой природы. Все основные изменения в биосфере непосредственно связаны с деятельностью леса. Леса смягчают климат, регулируют состав воздуха, служат источником кислорода, фитонцидов.
Леса очищают околоземную атмосферу от пыли, углекислого газа, соединений азота и других вредных веществ, собирают и хранят влагу, предохраняя реки от обмеления и регулируя сток воды, защищают почву от разрушения, деревья укрепляют склоны оврагов. Лесные насаждения защищают поля и сады от сухих и холодных ветров, задерживают снег, от чего во многом зависит получение высоких урожаев сельскохозяйственных культур. И, наконец, лес - это здоровье и отдых людей, это - источник разнообразного ценнейшего сырья. [2]
Всем известно, что леса - легкие планеты. Деревья, растущие в лесах, как и любые другие зеленые растения, в процессе фотосинтеза создают органическое вещество, используя в качестве источника углерода углекислый газ, который они поглощают из атмосферы. Обратно же в атмосферу выделяется кислород. На одну молекулу поглощенного растением углекислого газа приходится одна молекула выделенного в атмосферу кислорода. [8]
Лес растет медленно. Например, сосна пригодна к использованию в возрасте 81 года, ясень - 101 года, дуб - 121 года.
Уже давно потребление лесных ресурсов превысило производительные силы природы, поэтому остро встаёт проблема совершенствования ведения лесного хозяйства, обеспечивающего непрерывное и рациональное использование и воспроизводство лесов.
В ходе работы над проектом наша научная группа преследовала цели:
1.Познакомиться с особенностью профессии лесовода.
2.Участвовать в закладке постоянного лесосеменного питомника на базе Романовичского лесничества.
При этом мы решали следующие задачи:
1.Исследовать возможности искусственного лесовосстановления.
2.Изучить этапы выращивания посадочного материала в питомнике.
1. Характеристика лесничества
Работы по реализации проекта будут проведены в Романовичском лесничестве, которое относится к Гомельскому лесхозу. Лесничество создано в 2000 году. Общая площадь лесничества равна 5009 га, в том числе, покрытая лесом - 4814 га. Площадь посаженных культур за время существования лесничества на месте вырубок составляет 920 га. На территории лесничества расположены: 2 га-сенокосы, 96 га-дороги, 88 га-болота. Для лесничества наиболее характерны типы лесов: хвойные, преимущественно сосняки, твердо-лиственные и мягко-лиственные. Сосняки занимают площадь 2405 га, из них: вересковые - 0,1%, брусничные - 0,1%, мшистые - 9%, орляковые - 20%, кисличные - 15%, черничные - 4%, а также - мокрые (ручейно-травянистые, долгомошные, осоковые) около 1,5%. Твердолиственные породы представлены дубом черешчатым, ясенем обыкновенным, кленом остролистным и занимают площадь 785 га. Среди мягколиственных пород распространены береза, осина, ольха, липа, площадь, ими занимаемая - 1624 га. Все леса, произрастающие на территории лесничества, делятся на две группы. Леса первой группы выполняют функции: санитарно-оздоровительную, рекреационную и водоохранную. Леса второй группы являются лесоэксплуатационными, где производится заготовка древесины. В год древесины вырубается на общей территории 30 га объемом 8000м3. Основной заготавливаемой породой является сосна, на втором месте береза и ольха. Дуб и ясень заготавливаются в небольших количествах.
2. Выбор площадки под питомник
Для восстановления лесных массивов используют питомники, в которых высевают семена древесных пород. Сеянцы выращиваются в течение 1-3 лет, а затем высаживают на постоянное место в лесу. Для создания питомника в Романовичском лесничестве выбран участок, расположенный на расстоянии 20 м от здания лесничества, с целью облегчения ухода за лесными культурами и при возникновении пожара для быстрого его устранения. Площадь участка составляет 0,2 га. Площадка хорошо освещена, т.к. рядом нет высокорослых растений. Почва супесчаная и богата питательными веществами, ранее на этом месте был расположен коровник (до 2000 года). Для посадки выбраны следующие породы деревьев: половина участка будет засажена сосной, дубом и ясенем - по 25%.
2.1 Характеристика пород
Сосна обыкновенная, хвойное вечнозеленое дерево из семейства сосновых. Высота 15-75 м, диаметр ствола 0,6-7,5 м. Крона молодых деревьев коническая, ветви расположены мутовчато и от ствола отходят горизонтально. С возрастом крона становится округлой или зонтиковидной. Хвоя сизоватая узкая, твердая, колючая, длиной 4-5 см, толщиной 1-2 мм, сохраняется на дереве от 2-х до 9-и лет. Кора толстая, серая, красно-бурая или черная. Шишки длиной 3-6см, продолговато-яйцевидные с буроватым оттенком, расположены по 1-3 на концах побегов. Сосна - ветроопыляемое растение. Семена похожи на орешки, крылатые, созревают на второй-третий год. Корневая система хорошо развита, с выраженным главным корнем, от которого широко расходятся боковые корни. Светолюбивая, быстрорастущая, долговечная (живет 300-500 лет) лесная порода, нетребовательная к плодородию почвы и влажности воздуха. Размножается семенами. Сосна используется для закрепления песков, образования лесопарковых массивов, в столярном и мебельном производстве, а также в строительстве. Фитонциды, выделяемые деревьями, уничтожают бактерии, поэтому в сосновых лесах строят санатории для реабилитации больных туберкулезом.
Дуб обыкновенный, вид листопадных деревьев, семейство буковых. Высота до 30- 40 м, диаметр ствола 1-1,5 м, у очень старых растений - до нескольких метров. Крона из толстых ветвей, обычно раскидистой формы. Кора стволов молодых деревьев и тонких веток - серая, гладкая, блестящая, с многочисленными чечевичками, старых - темно-серая, толстая, с глубокими трещинами. Листья лопастные, длиной 7-15 см, черешковые. Корневая система стержневая, достигает глубины 5 м. Цветение с 15-16 лет. Цветки мелкие, невзрачные, распускаются в апреле-мае, опыляются ветром. Размножаются дубы прикорневой порослью и желудями, которые распространяются главным образом животными. Дубы растут сравнительно медленно. Максимальный прирост ствола в высоту до 20-80 лет, впоследствии - в толщину. Древесина дуба, прочная и красивая, широко используется для изготовления паркета, мебели, столярном производстве. Продолжительность жизни дуба до 500 лет, некоторые живут 1000 и более лет. К почве неприхотливы, однако лучше растут и дают больше древесины на нормально влажных глубоких серых лесных почвах. На кислых почвах вытесняются елью. Для быстрого роста дубы нуждаются в боковом затенении и полном освещении.
Ясень обыкновенный - листопадное дерево, которое относится к семейству маслиновых. Высота до 30-50 м, диаметр ствола до 1,5 м. Крона компактная, неширокая, с возрастом высоко поднятая, широко-округлая, с изогнутыми молодыми ветвями. Кора у молодых деревьев зеленоватая или светло-коричневая, с возрастом становится серой или темно-коричневой, с четкими, не глубокими трещинами. Побеги с редкими беловатыми чечевичками. Листья большие непарноперистые, длиной до 40 см. Цветки ветроопыляемые, не имеют околоцветника, невзрачные. Плод - крылатая семянка (орешек). Древесина с красивым рисунком, очень упругая, гибкая, крепкая; используется в машино- и авиастроении, производстве мебели. Живет ясень до 150-350 лет. Цветет и плодоносит с 15-20 лет, в густых насаждениях позже. Размножение семенное и пневой порослью, в культуре также черенками. [3]
3. Сбор семян и плодов, хранение и посадка
3.1 Сбор плодов и семян
Семена сосны, дуба, ясеня созревают в разное время, поэтому и сроки сбора их различны. У дуба и ясеня семена находятся внутри плода, а у сосны - внутри шишек.
Сбор шишек сосны с деревьев производится в декабре-январе. Из шишек семена извлекают при помощи шишкосушилен, в которых поддерживается температура не более 500С. При нагревании шишки раскрываются и семена высыпаются. Извлеченные из шишек семена отделяют от крылышек. На территории Гомельского лесхоза есть Добрушская шишкосушилка, на которой производят обработку сосновых шишек.
Желуди дуба опадают после созревания семян. Их собирают в сентябре-октябре по мере опадания.
Плоды ясеня, крылатки, собирают в конце августа-начале сентября, срывая их с деревьев.
3.2 Хранение плодов и семян
Свежесобранные сосновые шишки, просушивают под навесом, а затем ссыпают в специальные шишкохранилища слоем не толще 1м.
Семена сосны, извлеченные из шишек и обескрыленные, хранятся в плотно закрытых бутылях. Если на семенах появляется налет, их высыпают, подсушивают, после чего опять помещают в бутыли. При таком хранении семена сохраняют всхожесть в течение 4-5 лет.
Крылатки ясеня обыкновенного хранят в проветриваемых помещениях в деревянных ящиках при температуре 0-5 С. Для лучшей сохранности, плоды пересыпают песком: слой семян 3-5см чередуют со слоем песка, толщиной до 3 см.
Способы хранения желудей разнообразны. В Романовичском лесничестве их хранят по методу И. С. Латоцкого. Для этого на сухом возвышенном месте роют яму глубиной 1,5м, шириной около 1 м и столько же длиной, которую называют погребом. Желуди укладывают слоями 3-4 см, чередуя со слоями песка толщиной около 5см. Каждый слой песка и желудей осторожно увлажняют. Верхний слой желудей должен находиться на расстоянии не более 0,5 м от поверхности почвы. Оставшееся пространство заполняют песком, а сверху насыпают сухие листья клена, дуба, березы. На листья набрасывают землю небольшим холмиком. Температура хранящихся в погребе желудей в течение зимы сохраняется на уровне 2-4 С. [7]
3.3 Предпосевная подготовка семян
Предпосевная обработка семян важна, т.к. от нее зависят сроки появления всходов и их количество на одном погонном метре, а также качество сеянцев.
Перед посевом семена сосны замачивают на 1-2суток в снеговой воде, а затем помещают в розовый раствор перманганата калия (концентрация 0,2 г/л) на 12 часов для дезинфекции. После этого семена заливают 0,001% раствором гетероауксина на 16-18 часов. Затем семена подсушивают до состояния сыпучести. После подсушивания семена готовы для посадки. Длительное хранение таких семян недопустимо.
Жёлуди дуба и семена ясеня высевают после обработки раствором фунгицида, например, 0, 01 % фундазолом. [1]
3.4 Подготовка почвы и посев семян
Предпосевная подготовка почвы направлена на создание ровной и рыхлой поверхности и проводится с целью сохранения влаги, воздухопроницаемости и борьбы с сорняками. Глубина обработки почвы 20-30см.
Семена высеваются безгрядковым строчным способом. Бороздки (строчки) группируются по 3-5 в ленты, между которыми оставляется более широкое пространство. Для посева семян сосны и ясеня рекомендуется пятистрочная схема с расстоянием между осями строк 20-25 см, при ширине строки 2-5 см и межленточного пространства 50-70 см. Для посева семян дуба используется трехстрочная схема, с расстоянием между осями строк 40-50 см при ширине строки 3-15 см и межленточного пространства 50-70 см. Глубина заделки семян сосны и ясеня 1-1,5 см, дуба - 5-7 см. [4]
Семена сосны всходят через 14-20 суток. Сеянцы достигают стандартных размеров в возрасте 2-3 лет.
Сеянцы дуба весьма требовательны к плодородию почвы, не выносят высокой кислотности, засоления или переувлажнения, что необходимо учитывать при их выращивании. Для формирования у сеянцев мочковатой системы прищипывают корешки у проросших желудей, подрезают корни у всходов на глубине 10-12 см от поверхности почвы. После подрезки растения поливают. В течение лета посевы пропропалывают, рыхлят, обрабатывают пестицидами против мучнистой росы. Сеянцы выращивают 1-2 года. С 1 га питомника получают 450-500 тыс. сеянцев.
Нормы расхода семян таковы, чтобы на один погонный метр приходилось 120 всходов сосны, 45 всходов дуба, 100 - ясеня. Посеянные семена присыпаются почвой, глубина заделки семян дуба - 5-7см, а сосны и ясеня - 2-3см. Семена обязательно вносятся во влажную почву.
4. Реализация проекта
Закладка постоянного лесосеменного питомника осуществлена в апреле 2008 года в рамках общереспубликанской акции «Неделя леса-2008», которая проходила с 7 по 12 апреля.
В течение лета будет осуществляться агротехнический уход, прополка, а осенью - окашивание.
На постоянное место в лесу растения будут высажены в возрасте одного года - ясень и дуб, двух лет - сосна.
Заключение
Лес - не только великое чудо, но и великое благо для человека, он требует нашей заботы и внимания, он нуждается в бережном отношении и охране. Очень важно, используя наши лесные богатства, сохранить их и приумножить. Выращиванием и искусственным возобновлением леса занимаются лесоводы. Лесовод должен познать природу леса и уметь оценить его по разным лесоводственным признакам. Лесоводы ведут учет леса, организуют за ним постоянный уход и его охрану. Они регулируют состав пород, их численность, соотношение и размещение по той или иной площади, учитывая климат, почвы и другие условия. Для быстрого возобновления леса создаются лесные питомники.
В дальнейшем наша творческая группа планирует принять участие в посадке молодых растений на постоянное место и исследовать особенности их роста в лесу.
Список использованных источников
1. Копытков В.В. - Современные технологии и агротехнические приёмы по выращиванию, хранению и транспортировке посадочного материала с использованием композиционных полимерных составов. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2007. - 147с.
2. Лесная энциклопедия, т.1 - М., Советская энциклопедия, 1985. - 631с.
3. Лесная энциклопедия, т.2 - М., Советская энциклопедия, 1986. - 563с.
4. Наставления по лесовосстановлению и лесоразведению в Республике Беларусь. - Мн.: Минлесхоз, 2006. - 134 с.
5. Петров В. В. - Мир лесных растений.- Мн.: Наука, 1987. - 167с.
6. Петухов М.П, Панова Е.А, Дудина Н.Х. Агрохимия и система удобрения. - М.: Агропромиздат, 1985. - 351с.
7. Справочник работника лесного хозяйства. - Мн.: Наука и техника, 1986. - 623с.
8. Энцыклапедыя прыроды Беларусі /у пяці тамах/. - Мн.: Беларуская савецкая энцыклапедыя імя Петруся Броукі, 1983.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |