4
Содержание
Введение
Молодёжная преступность - это опасное негативное явление. Она является частью организованной преступности. При этом её опасность состоит, в частности, в том, что она является способом существования молодёжной криминальной среды. Её существование - это отражение той особой экономической и социальной ситуации, которая сложилась в России в последние десятилетия.
Познание молодёжной преступности - это не только ключ к разработке наиболее эффективных методов борьбы с ней, но и познание завтрашнего дня всей организованной преступности. В этой связи успешная борьба с молодёжной преступностью не только снизит криминальную напряжённость в стране, но и, по сути, будет является профилактикой организованной преступности завтрашнего дня. Именно этим и объясняется актуальность настоящего исследования, особенностей сути и методов борьбы с молодёжной преступностью.
Данное исследование является попыткой не только проанализировать сложившуюся в настоящее время ситуацию с молодёжной преступностью, но и заглянуть в возможное не только её будущее, но и организованной преступности в целом.
Проблема криминогенного влияния на молодежь в последнее время не может не беспокоить российскую общественность. Поколение, которое привыкли считать детьми, уже детьми не назовёшь - это молодёжь. Нельзя сказать, что настроения и образ жизни современной молодёжи могут дать обществу надежду на "светлое" будущее.
В России ежегодно совершаются молодежью и подростками около 81% преступлений. Только за два года (с 2008 по 2009 гг.) увеличение числа преступлений составило более 52%. Среди уголовных преступлений каждое четвертое осуществляется молодежью. Основываясь на этих данных, можно с уверенностью говорить о значительной степени вовлечённости молодежи в противоправную деятельность. По результатам социологических опросов почти 40% молодых респондентов лично совершали определенные правонарушения. Всё это говорит о том, что молодежная преступность в настоящее время активно прогрессирует. Она охватывает все основные молодежные группы как в социально-демографическом, так и в территориальном и профессионально-образовательном аспектах.
Итак, борьба с этим негативным социальным явлением важное дело для государства и общества, для которых соблюдение прав и свобод граждан - фундаментальные ценности, положенные в основу их организации и деятельности.
Одним из направлений этой борьбы является выявление, раскрытие и расследование конкретных преступлений, которые в своей массе составляют рассматриваемый вид преступности.
Борьба с молодёжной преступностью, конечно же, не сводится только к деятельности правоохранительных органов по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, составляющих это негативное социальное явление. Она многогранна и должна включать в себя целый комплекс мероприятий, предотвращающих криминализацию молодёжи. Причём, эти мероприятия не должны сводиться только к мерам уголовно-правового воздействия, а включать в себя действия, относящиеся к иным сферам деятельности государства и общества.
Как показывает практика, в данном направлении правоохранительной деятельности приходится сталкиваться со значительными трудностями, которые во многом обусловлены особенностями преступлений, составляющих молодёжную организованную преступность.
Данная работа имеет своей целью выяснить, что же такое молодёжная преступность и какие основные меры противодействия же ей существуют.
Ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть такой социальный феномен как молодёжная преступность;
2. Установить какую возрастную группу составляет молодежь;
3. Выявить основные предпосылки молодёжной преступности;
4. Выявить основные меры противодействия ей.
И в конце данной работы вывести заключение.
1. Молодежная преступность как социальный феномен
Говоря о таком социальном феномене, как молодёжная преступность, прежде всего необходимо уточнить, что мы подразумеваем под понятиями "молодёжь" и "преступность".
Общеизвестно, что жизнь отдельного человека, жизнедеятельность социальной группы или человеческого сообщества в целом - это непрерывный процесс.
Молодёжь- это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптацию к исполнению социальных ролей взрослых. Возрастные границы молодёжи размыты и подвижны.
Соответственно выделение в нем тех или иных этапов, стадий носит заведомо условный характер. Но очевидно в той же мере, что обойтись без этих условных границ и связанных с ними понятий невозможно ни в научных исследованиях, ни в социальной практике.
В связи с этим возникает вопрос, имеющий одновременно и концептуальное и операциональное значение для данного исследования: какую возрастную группу населения следует обозначать понятием "молодежь"?
Например, применяются такие определения: "молодежь" - это лица в возрасте 15-24 лет; "молодые люди" - в возрасте 10-24 лет. "Рабочая книга социолога" выделяет следующие периоды в жизни человека: до 7 лет; 8-15; 16-17; 18-25; 26-30; 31-40; 41-50; 51-60; 61 год и старше. Официальная демографическая статистика, в соответствии со схемами переписи населения, относит к молодежной группы 15-19; 20-24 и 25-29 лет.
А что касается авторов многих социологических работ, то они употребляют термин "молодежь", не поясняя о каком возрасте идет речь или слишком общими границами обозначая предмет анализа: "до 30 лет", "до 16 лет" и "старше 25 лет". Лишь в редких случаях позиция определяется с достаточной четкостью и в молодежный возраст включаются интервалы 18-24 года ("молодежь") и 25-29 лет ("молодые взрослые").
В криминологической литературе понятие "молодежь" Долгова, А. И. Криминология : учебное пособие для вузов / А. И. Долгова. - М.: ИНФРА - М, 2009. - С. 59 относится к числу известных и достаточно часто употребляемых. То же самое относится и к его производным (например, "молодежная субкультура", "молодежная преступность", "правонарушения молодежи" и т.д.).
Тем не менее, и здесь далеко нет единства в обозначении возрастных границ этого понятия. Очевидное последствие такой ситуации, а тем более игнорирования вообще точного обозначения указанных границ, - невозможность сопоставления результатов исследований.
Поскольку на данном этапе нет возможности выработать единые и тем более признаваемые всеми специалистами критерии, в процессе изложения всякий раз требуется недвусмысленно зафиксировать авторскую позицию относительно возрастных границ контингента, являющегося объектом изучения.
В настоящей работе понятием "молодежь" охватывается возрастной интервал от 18 до 29 лет включительно.
Молодежный контингент - это огромный по численности отряд населения. В 2009 г. людей в возрасте 15-29 лет в России было больше, чем населения например, в Бельгии, Дании или Голландии вместе взятых.
Каждый пятый житель нашей страны, и даже несколько больше, находится в молодежном возрасте. Уже одного этого факта более чем достаточно, чтобы оценить молодежь как объект анализа, заслуживающий самого пристального внимания со стороны самых различных специалистов-обществоведов, в том числе и криминологов.
Вместе с тем необходим дифференцированный подход к анализу молодежи как социально-демографической группы, не только огромной по своей массе, но и очень сложной и неоднородной по составу.
В этом смысле разделение исследуемого контингента на подгруппы по критерию возраста (18-24 и 25-29 лет) является далеко не единственно возможным вариантом дифференциации.
В качестве типологических критериев надо назвать: пол, место жительства (город, село), миграционные признаки, род занятий, материальную обеспеченность, образование, культурные ориентации, политические интересы, отношения к ценностям права, тип поведения и т.д.
Сложная внутренняя структура молодежного контингента чревата неизбежными внутренними противоречиями и даже конфликтами. Но наличие факторов не исключает множества общих черт и признаков, "скрепляющих" эту внутреннюю структуру и позволяющих говорить о качественной определенности понятия "молодежь" и достаточной целостности стоящей за ним социальной реальности.
Таким образом, молодежь представляет собой относительно самостоятельную социально-демографическую группу Карпухин, О. И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения: учебное пособие / М.: СОЦИС, 2006. - № 3. - С. 70, включающую в себя лиц в возрасте 18-29 лет, обладающую комплексом специфических свойств и признаков, которые позволяют идентифицировать ее как целостную социальную общность и в этом смысле - самостоятельный объект научного исследования.
Сущность и содержание исследуемого периода жизни, если обобщить, заключается в том, что молодые люди - это, с одной стороны, в значительной степени еще дети, подростки, а с другой - уже взрослые. И вместе с тем это сообщество людей, которые отличаются и от тех, и от других.
Молодежь как поколение переходного периода от детства и отрочества к статусу в полной мере взрослых людей можно представить себе как единство прошлого, настоящего и будущего.
В контингенте молодежи существует "группа повышенного риска", включающая в себя лиц, отягощенных грузом неблагополучия, сложившегося в детском и подростковом возрасте ("эхо пороков несовершеннолетия"). Эта группа постоянно пополняется, конечно, не только за счет взрослеющих и набирающихся криминального опыта неблагополучных подростков.
"Наследство", о котором идет речь, в молодежном возрасте чаще всего не остается неизменным, оно обогащается за счет приобретения уже самими молодыми людьми, нового и более "осмысленного" опыта противоправного поведения, а также в силу негативного влияния ближайшего окружения в процессе взросления.
Речь идет, в частности, о таких блоках проблем, как семейное неблагополучие (неудовлетворительные материальные и бытовые условия, искажения семейной структуры, нравственная атмосфера, дефекты педагогической позиции старших членов семьи), безнадзорность, школьная и трудовая незанятость, неблагополучие в состоянии здоровья, ранняя алкоголизация, приобщение к наркотикам и некоторые другие.
Таким образом, выделены те факторы, которые отличаются долговременным характером действия и в большинстве своем сказываются на всех последующих этапах жизни человека, но прежде всего - в молодежном возрасте.
Подход к молодежи как к поколению, имеющему свое собственное "лицо", и самостоятельному объекту научного изучения предопределяет и подход к пониманию социальной сущности молодежного криминального поведения.
Преступность той или иной социальной (в том числе и демографической) группы выражает "в снятом виде" особенности демографической и социальной характеристики соответствующего контингента, условий жизни членов этой группы, типичных, негативных и позитивных ситуаций, оказывающих "давление" на личность и условия ее формирования, и т.д.
Исходя из этого и с учетом целого ряда признаков, о которых идет речь в диссертации, делается вывод о научной необходимости выделения молодежной преступности как специфического, своеобразного объекта криминологического анализа.
Подобно преступности в целом, молодежная преступность выступает одновременно в двух ипостасях. Как статистическая величина она определяется показателями, характеризующими возраст молодых людей, совершивших преступления, а также абсолютными или относительными показателями числа таких деяний.
Что же касается реальной сущности молодежной преступности, то ее можно определить как социальную и нравственную "болезнь" молодого поколения и одновременно "болезнь" общества и государства, не способных обеспечить достаточно эффективное предупреждение процессов распространения ее среди молодых людей.
Преступность молодежи есть своего рода симптом болезненного состояния жизненно важных центров нашего общественного организма: экономики, политических структур, социальных механизмов, культуры, правовой системы и т.д. В этом смысле познание преступности молодежи способствует решению общесоциальных задач самого высокого уровня и, таким образом, выходит далеко за рамки чисто криминологических проблем.
Результаты исследования убеждают, что, во-первых, масштабы молодежной преступности и ее социальных последствий позволяют рассматривать ее в качестве одного из самых значимых криминальных факторов дестабилизации общественной системы.
Уже само по себе данное обстоятельство делает необходимым не только осознание опасности, но и концентрацию на этом направлении необходимых сил и средств, имеющихся в распоряжении общества.
Во-вторых, молодежная преступность - это не только неизбежное, но и специфическое зло. Эта специфика должна быть познана во всех своих основных чертах и положена в основу деятельности системы противодействия, без чего последняя не сможет стать эффективной.
Итак, преступность - это социальное явление, включающее совокупность преступлений (общественно опасных деяний, совершенных умышленно или неумышленно, за которые законом установлена уголовная ответственность), совершенных в данном обществе в данный период времени, и характеризующееся количественными (динамика, состояние) и качественными (структура, характер) показателями.
Сегодня в общественных науках, занимающихся проблемой преступности, выделяются основные мотивы криминального поведения:
участие в управлении государством и обществом;
тот или иной уровень удовлетворения материальных потребностей;
неограниченное самоутверждение, агрессивность;
безответственность.
Также выделяются основные ценностные ориентации криминального субъекта:
личное материальное благополучие;
неограниченная свобода своего "Я";
плановый интерес.
Все это, кроме участия в управлении государством и обществом, характерно и для молодежной преступности.
Что касается характера, то молодежная преступность имеет прежде всего групповой характер. Подавляющее большинство правонарушений среди молодежи совершается вместе со сверстниками, а нередко - со взрослыми.
Молодежная преступность сегодня переживает период сращивания, а зачастую и перерастания молодежных криминальных группировок во "взрослые" группы.
Можно говорить о том, что часть из этих группировок, существуя длительный период, "взрослеет" по мере увеличения возраста их членов.
Существует еще одна отличительная черта молодежной преступности. В современных условиях наблюдается рост публично совершаемых молодежью правонарушений. Поэтому не общежитие или общественный транспорт, а улицы, клубы, магазины стали сегодня основными местами правонарушений со стороны молодежи. При этом они совершаются открыто, а нередко с откровенным вызовом окружающим, поскольку, как правило, никакого отпора не получают и никем, кроме милиции, не пресекаются.
2. Основные формы молодёжной преступности
Сегодня сложно четко определить рамки криминальной молодежи, поскольку многие молодые люди, не будучи правонарушителями, уже преодолели "порог криминальности" в своем мышлении и поведении.
В социальном самочувствии молодежи превалирует повышенное чувство опасности и в то же время состояние безразличия к преступности.
Молодежь оказывается во многом беззащитной перед преступным воздействием. Поэтому одна часть молодежи "погружается" в мир криминальных отношений, а другая - пытается изолироваться от этого мира.
Итак, наиболее типичны иные виды правонарушений для молодежи Ветров, Н. И. Профилактика правонарушений среди молодежи : учебное пособие / Н. И. Ветров. - М.: ООО «Триада», 2005. - С. 40 (в %):
1. Драка - 66%
2. Хулиганство - 50%
3. Воровство - 45%
4. Вымогательство денег - 35%
5. Разбой - 15%
6. Мошенничество - 14%
7. Нападение на девушку с целью насилия - 13%
8. Убийство - 8%
9. Шантаж с целью наживы - 7%
10. Другие правонарушения - 3%
По характеру преступных посягательств молодежная преступность значительно отличается от общей преступности - здесь в большей степени превалируют насильственные и корыстно-насильственные преступления.
Среди указанных видов правонарушений при очевидности первенства драк и хулиганства обращают на себя внимание корыстные преступления - воровство, вымогательство денег, мошенничество. Как показывает анализ статистических данных и ответов несовершеннолетних правонарушителей, объем корыстных преступлений в настоящий период быстро растет: в каждом втором ответе молодых респондентов, испытавших на себе лично воздействие молодежной и подростковой преступности, содержится указание на виды корыстных правонарушений.
Проституция является особым видом молодёжной преступности. Проституция как социальное явление, присущее историческим формам общественной организации, возникнув в древнейшие времена, сохраняется до наших дней. При социализме была попытка ликвидировать эту форму "социального зла", с которым безуспешно боролись во все эпохи во многих странах мира. Однако удалось лишь загнать проституцию в подполье, и она продолжала существовать в латентной форме в течение всего периода советского общества.
Проституция выступает как особая форма отношений между субъектом сексуальных потребностей и тем, кто может ее удовлетворить за соответствующую плату. Чаще всего в самой проституции обвиняют тех. кто предоставляет сексуальные услуги. При этом мало изученными с социологической точки зрения являются причины появления в наше время значительного числа лиц женского пола, готовых торговать своим телом.
Материалы социологических исследований показывают, что подавляющее большинство проституток - женщины в возрасте от 12 до 34 лет, среди которых 23% несовершеннолетних. Большинство имеют образование в размере 9-ти классов, около 16% учатся в вузах.
Что же толкнуло этих женщин к тому, что они стали торговать своим телом? Наиболее распространенный ответ связан с тяжелым материальным положением.
Большое влияние оказывает система отношений проститутки со своими родителями.18% составляют - ссоры с родителями.
38% - в семьях, где постоянно употреблялись спиртные напитки. Пьянство выступало основной причиной бедности в семье и ссор между родителями. Конфликтная обстановка толкает ребенка на совершение побега из дома (известно более 70% такого случая).
Следовательно, главной причиной, толкающей к занятиям проституцией, является не материальное положение, а система отношений в родительской семье. Находясь под постоянным психологическим давлением, ребенок неизбежно теряет уважение к себе. Он начинает воспринимать себя как вещь, которой может распоряжаться более сильный, властный человек.
Возникает безразличие к своему физическому, психическому и социальному состоянию. Потеря собственного "Я" толкает женщин к тому, что они перестают воспринимать ценность своего телесного и психического здоровья.
В итоге возникает отношение к сексуальным контактам, как чисто механическому занятию, без каких-либо чувственно-эмоциональных переживаний, свойственных нормальным людям.
Негативным семейным фактором, толкающим девушек к проституции, являлось то, что 39% из них были свидетелями постоянных супружеских измен. Тем самым родители демонстрировали пример безразличия к ценностям любви, верности и супружеского долга. Скандалы, побеги из дома, измены родителей толкали ребенка к поиску любви и заботы на стороне, что приводило к ранним половым связям.
Среди других причин, толкнувших к проституции, являлись также: потеря работы, ссора с любимым, ссора с мужем, развод, необходимость заплатить долги и месть.
Как показал опыт, попав в проститутки, женщина не может выбраться с этого "социального дна", создать полноценную семью, воспитать детей и достойно прожить свою жизнь.
В настоящее время широко обсуждается вопрос о легализации проституции, поскольку, "загнанная в подполье", она является основным путем распространения ВИЧ-инфекции и венерических заболеваний, а эта мера позволила бы поставить её под строгий медицинский контроль.
3. Основные предпосылки молодёжной преступности
За прошедшее десятилетие в молодёжной среде произошли сложные процессы, свидетельствующие о переоценке культурных ценностей предыдущих поколений, нарушении преемственности в передаче социокультурного опыта.
Реалии, с которыми сталкивается современная молодёжь, весьма изменчивы. Изменчиво и отношение к ним со стороны молодых людей. Единственное, что пока не меняется в молодёжном сознании, - это фетишизация рынка.
Что же касается будущего, то многие молодые люди надеются на избранную ими профессию, хотя и очень страшатся безработицы. В целом в оценках и мнениях, касающихся предстоящей работы, преобладает прагматический подход. Большинство юношей и девушек полагает, что, хотя и важен общественно полезный, творческий смысл трудовой деятельности, нельзя забывать и о заработке. В поиске работы молодёжь склонна полагаться в основном на себя.
Поэтому для большей уверенности стремится получить высшее образование, овладеть иностранным языком, компьютером, приобрести навыки работы в бизнесе, умение правильно мыслить и действовать в условиях рыночной экономики, получить правовую подготовку.
В тройку самых престижных профессий, наряду с юридической и экономической, молодёжь уверенно включает специализацию менеджера и предпринимателя, а часть молодых людей - бандитизм и рэкет.
Молодёжь трезво оценивает отношение власти и общества к себе как безразличное или откровенно потребительское. Может быть, поэтому современное молодое поколение замкнулось в собственном мире. Оно поглощено внутренней проблематикой выживания в сложное и жестокое время.
Сегодня большая часть молодёжи предпочитает реализовывать свою активность в неполитических организациях. Основная форма таких организаций - так называемые тусовки, формирующиеся на основе общих интересов: спортивных, музыкальных и т.д.
Тусовки становятся формой объединения молодёжи, инструментом её социализации, находясь вне сферы влияния (образовательного, культурного, воспитательного) государства и общества.
Итак, первой предпосылкой молодежной преступности Пономарева, П. Г. Прогноз тенденций развития криминальной ситуации в России : учебное пособие / П. Г. Пономарева. - М: Знание, 2006. - С. 33 является безработица молодёжи. В большинстве стран мира молодые люди примерно вдвое чаще, чем представители старших возрастных групп, оказываются среди тех, кто ищет и не находит работы.
Россия - не исключение. Так, в 2009 г. молодёжь в возрасте 15-24 лет составляла около 51% трудоспособных, в составе экономически активного населения её доля равнялась 13,4%, занятых - 12%, а в числе безработных - 27%. И это притом, что молодёжь обладает весьма существенными преимуществами по сравнению с другими возрастными категориями трудоспособного населения.
Было установлено, что в качестве безработных регистрируется не более 20-25% молодёжи. По уровню образования незанятая молодёжь уступает большинству представителей других социальных групп.
Что касается взаимосвязи продолжительности безработицы молодых и уровня благосостояния семей, в которых они воспитывались, то здесь существует две тенденции.
Во-первых, незанятая молодёжь воспитывалась преимущественно в семьях со средним и низким уровнем благосостояния.
Во-вторых, у выходцев из малообеспеченных семей отмечается более продолжительный период безработицы. По своему отношению к собственному состоянию безработицы молодые люди делятся примерно на две равные группы: тех, кто оценивает отсутствие рабочего места как свою личную проблему и старается её решить, и тех, кто чего-то ждет и даже не пытается искать работу.
Впрочем, если учесть источники, из которых безработная молодёжь получает средства для жизни, то вопрос о её социальной пассивности проясняется.
Источники получения материальных средств молодых безработных (%):
1. Пособие по безработице 26,0
2. Помощь со стороны родителей, родственников 92,1
3. Доходы и продукты с личного хозяйства, огорода, дачного участка 11,3
4. Пенсии и другие государственные выплаты социально слабозащищенным гражданам 2,4
5. Заработок (временный, нерегулярный, случайный) 5,2
6. Доход от самозанятости, в том числе нелегального характера 14,4
Не может не броситься в глаза криминальное проявление деятельности незанятой молодёжи. Она зачастую склонна оправдывать использование незаконных средств для получения высоких доходов.
Можно сказать, что незанятая молодёжь неоднородна. При этом, "истинные безработные" (как зарегистрированные, так и незарегистрированные) составляют не более 50%. Далее следуют "пленники судьбы" или "обескураженные" - желающие трудиться, но прекратившие поиск работы, будучи убежденными в невозможности достичь цели, а также занятые в домашнем хозяйстве и уходом за детьми; их - 30-35%. И, наконец, устойчиво велика доля молодых "безработных по призванию" (около 20%), предпочитающих иждивенчество и криминальное поведение любой трудовой деятельности.
Поскольку незанятая молодёжь происходит преимущественно из семей со средним и низким уровнем дохода, длительное пребывание юношей и девушек в таком состоянии, по существу, означает их перемещение в так называемое преддонье, характеризующееся бедностью и ограниченностью потребления в пределах физиологического минимума. Отсюда - прямой путь в криминальный слой либо на "социальное дно".
Второй предпосылкой является - молодежь и наркотики. Во всем мире наблюдается появление целого спектра зависимостей, аналогичных наркотическим - "трудоголизм", "шоппинг", музыкальная и компьютерная "наркомания". Данные виды зависимостей имеют однотипную природу (уход от действительности в иллюзорный мир), вызываются сходными причинами (социальной отчужденностью, сбоями в адаптационных механизмах личности).
Нынешнее кризисное состояние российского общества приводит к тому, что высшее образование (даже престижное) не выступает гарантом социальной карьеры и материального благополучия выпускников.
В то же время "авантюрная" карьера, работа в предпринимательских кругах с темным (криминальным) прошлым представляются многим представителям молодежи быстрым "социальным лифтом", каналом, ведущим наверх.
Молодым людям остро не хватает ярких впечатлений; серость, обыденность бытия, лишенная положительных эмоций и удовольствий, подталкивает некоторых из них к употреблению наркотических и токсических веществ.
Употребление наркотиков можно рассматривать как складывающуюся молодежную субкультуру, овеянную ореолом таинственности, выполняющую функцию бегства от реальных проблем, трудностей, неустроенности в мир миражей и иллюзий.
Причем, у многих категорий молодежи нет недостатка в свободном времени. Коммерциализация досуговой сферы не позволяет многим молодым людям проводить свободное время интересно и с пользой для здоровья (физического и духовного).
Немаловажно знать, как же понимают сущность наркомании как социального явления сами молодые люди. Почти половина опрошенных отметили, что наркомания - это показатель кризиса и деградации нашего общества, общей ситуации в стране; часть респондентов считают, что молодежь обращается к наркотикам из-за низкого развития культуры, а другая часть - из-за распущенности современной молодёжи и слабой воли. Десятая часть студентов обратили внимание на связь между процветанием наркомании и глубокой криминализацией государственных структур.
Третьей предпосылкой является, комплекс проблем семьи. Роль семьи в жизнедеятельности общества определяется тем, что ей присущи, с одной стороны, черты социального института, а с другой - малой социальной группы. Как социальный институт семья характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. Как первичная малая группа она основана на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Имеется то, что несовершеннолетние преступники Ли, А. Н. Проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних : учебное пособие / А.Н. Ли. - М.: Норма, 2007. - С. 27 как правило вырастают в семьях, которые отличает низкий уровень материальной обеспеченности и общей культуры. Обычно и взрослые члены таких семей ориентированы на социальный образ жизни, предпочитают агрессивно, насильственно разрешать внутрисемейные конфликты. Конфликты в семье, родительский алкоголизм, напряженные интерперсональные отношения между членами семьи создают хроническую психотравматическую индивидуальность подростка, которая в ситуации дисгармонического типа воспитания, повторяющихся социально - отрицательных реакций деформирует личность, придаёт ей антиобщественную направленность. Пострадавшие от насилия дети рано приобщаются к употреблению алкоголя и наркотиков, легко становятся участниками криминальных акций.
Бывшие жертвы превращаются в насильников и происходит процесс воспроизведения жестокости.
Еще одной серьезной проблемой является недостаток внимания, уделяемого детям, причем это характерно не только для так называемых "неблагополучных" семей, но и для достаточно обеспеченных.
Сегодня специалисты с тревогой отмечают энергичное проникновение организованной преступности в молодежную среду.
Интенсивность вовлечения несовершеннолетних можно сравнить с эпидемией. Приемы используются самые разные: на уровне дворовой группы вовлечение происходит почти в ходе игры, умело подается романтика блатного мира, используются элементы игры в заурядной краже.
И все это происходит потому, что ребенок, которому родители в нужное время не уделили достаточно внимания, оказался на "улице", во "дворе" с его "авторитетами" и неписаными законами.
Заключение
В настоящее время молодежь - это одна из наиболее криминально пораженных категорий населения.
Преступность среди молодежи, так же является следствием нереагирования со стороны общественности и органов правоохраны на их правонарушающее поведение.
Необходимо, так же отметить, что криминализация молодежной среды, происходит на фоне таких негативных и потенциально опасных для России явлений (как упоминалось выше в работе) таких, как распространение наркомании и токсикомании, приобретающих эпидемический характер.
Поэтому сложившаяся ситуация как на территории РФ, так и в отельных регионах страны, в целом требует от правительства, институтов воспитания и правоохранительных органов - адекватного реагирования для борьбы с молодежной преступностью.
Подводя итог, хотелось бы сделать акцент на необходимости борьбы с молодёжной преступностью, и прежде всего ее профилактики.
Здесь можно выделить несколько приоритетных направлений:
ужесточение уголовного преследования взрослых, вовлекающих детей, подростков и молодежь в криминальные отношения, нравственно и физически растлевающих их посредством алкогольных напитков, наркотиков и токсичных веществ;
принятие специальных мер по трудоустройству и социально-профессиональной адаптации молодежи и подростков, отбывших наказание в местах лишения свободы;
сохранение и развитие сети молодежных и подростковых клубов, спортивных секций и кружков художественной самодеятельности;
оказание медицинской, социо-психологической и педагогической помощи молодежи и подросткам, прежде всего тем, кто имеет умственные и психические отклонения;
правовая пропаганда в учебных заведениях и средствах массовой информации.
Безусловно, сегодня не приходится рассчитывать на универсальность этих мер, однако предпринятые в комплексе, они, скорее всего, дадут положительный результат и помогут значительно сократить количество молодых людей, вовлеченных и вовлекаемых в преступную деятельность.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты:
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. - 64 с. - ISBN 5-94087-596-3.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 64-ФЗ последняя редакция 28.10.2009 г. с изменениями от 04.01.2010 г. // Справочно-правовая система "Консультант Плюс": [Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс".
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174 - ФЗ. с изменениями от 19.10.2009 г. // Справочно-правовая система "Консультант Плюс": [Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс".
Научная литература:
4. Ветров, Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи [Текст]: учебное пособие / Н.И. Ветров. - М.: ООО "Триада", 2005. - 105 с. - ISBN - 5-465-00451-3.
5. Галиакбаров, Р.Р. Совершение преступлений группой лиц [Текст]: учебное пособие / Р.Р. Галиакбаров. - Омск, 2001. - 104 с. - ISBN 5-99451-002-5.
6. Долгова, А.И. Криминология [Текст]: учебное пособие для вузов / А.И. Долгова. - М.: ИНФРА - М, 2009. - 310 с. - ISBN - 978-5-89123-931-9.
7. Дудин, Н.П. Судебное разбирательство дел в отношении несовершеннолетних [Текст]: учебное пособие / Н.П. Дудин, С. А, Луговцева. - СПб.: СПбЛТА, 2006. - 211 с. - ISBN - 5-331-45330-5.
8. Карпухин, О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения [Текст]: учебное пособие / М.: СОЦИС, 2006. - № 3. - 203 с. - ISBN - 5-661-45220-4-5.
9. Ли, А.Н. Проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних [Текст]: учебное пособие / А.Н. Ли. - М.: Норма, 2007. - 156 с. - ISBN - 5-330-45200-5.
10. Магомедов, Н.К. Детерминанты насильственной преступности в молодежной среде [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.К. Магомедов. - М.: Наука, 2008. - 201 с. - ISBN - 5 - 200-67110-7.
11. Пономарева, П.Г. Прогноз тенденций развития криминальной ситуации в России [Текст]: учебное пособие / П.Г. Пономарева. - М: Знание, 2006. - 87 с. - ISBN - 5-00980-441-3.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |