7
Министерство Образования Российской Федерации
Костромской Государственный Университет
имени Н.А. Некрасова
Институт Педагогики и Психологии
Кафедра Социальной Психологии
Научная работа
на тему
Связь между фотографиями человека и степенью его экстравертированности
Кострома
2006
Введение
Всем известно, что лучшая память о каком-либо событии - это фотография. Но только ли о событиях может она рассказать? Думаю, фотография способна на большее! Например, я задала себе вопрос: может ли фотография рассказать о психологических особенностях человека? Например, существует ли связь между количеством «групповых» и «портретных» фотографий человека со степенью его экстравертированности?
Цель исследования: выявить наличие связи между характером фотографий испытуемого и степенью его экстравертированности.
Задачи исследования:
· изучить фотографии испытуемого;
· посчитать количество «групповых» и «портретных» фотографий;
· проанализировать характер эмоционального состояния испытуемого на преобладающих типах фотографий;
· провести методику на определение экстраверсии-интраверсии;
· сопоставить результаты методики с результатом анализа фотографий.
Объект исследования - отражение типа характера на фотографиях. В качестве предмета исследования рассматривались «групповые» и «портретные» фотографии.
В исследовании были использованы методики:
1. Тест-опросник Г. Айзенка EРi, адаптирован А.Г. Шмелевым.
В качестве гипотез исследования выступило несколько предположений:
§ у испытуемого с экстравертированным типом характера преобладают «групповые» фотографии;
§ у испытуемого с интравертированным типом характера преобладают «портретные» фотографии;
§ у амбиверта «групповых» и «портретных» фотографий примерно поровну;
§ степень экстравертированности испытуемого влияет на количество людей вокруг.
Ход исследования
В исследовании принимал участие молодой человек. Возраст - 20 лет. Было проанализировано 312 его фотографий, сделанных в период с июля 2004 года по сентябрь 2006 года.
Для удобства использовались таблица №1 для «групповых» фотографий и таблица №2 для «портретных» фотографий, в которые вносились соответствующие данные по ходу просмотра снимков.
Таблица №1 (пример)
№ фото |
Количество человек в кадре |
Эмоциональное состояние исследуемого человека |
Окружение |
Место в групповом снимке |
|
1 |
2 |
веселое, радостное |
друзья |
крайнее |
|
2 |
4 |
приподнятое |
однокурсники |
центральное |
|
3 |
6 |
позитивное |
коллеги по работе |
||
4 |
8 |
нейтральное, безразличное |
участники общественной деятельности |
||
5 |
10 |
грустное, печальное |
семья |
||
6 |
20 |
знакомые |
|||
одноклассники |
Таблица №2 (пример)
№ фото |
Эмоциональное состояние исследуемого человека |
Окружающая обстановка |
|
1 |
веселое, радостное |
природа |
|
2 |
приподнятое |
места для отдыха и развлечений |
|
3 |
позитивное |
домашняя обстановка |
|
4 |
нейтральное, безразличное |
улица |
|
5 |
грустное, печальное |
учебные помещения, процесс |
|
6 |
в гостях |
||
7 |
работа |
||
|
общественная деятельность |
Заполнив таблицы и подсчитав все данные, я получила следующие количественные результаты.
1. «Групповые» фотографии составляют 53% от общего числа снимков.
§ Среднее количество человек на фото - 4.
§ Исследуемый человек занимает центральное место на 22% всех «групповых» снимков. Место между краем и центром группы - на 41% снимков. Крайнее место - на 37% снимков.
§ Превалирует приподнятое эмоциональное состояние - 41%. Веселое, радостное - 30%, позитивное - 28%, нейтральное, безразличное - 2% и грустное, печальное настроение на данных фотографиях отсутствует.
§ В окружении исследуемого человека преобладают друзья - 62%. Однокурсники составляют 10%, бывшие одноклассники - 9%, участники общественной деятельности - 7%, неблизкие знакомые - 6%, члены семьи и коллеги по работе - по 3%.
2. «Портретные» фотографии составляют 47% от общего числа снимков.
§ Преобладает приподнятое эмоциональное состояние - 38%. Позитивное - 34%, веселое, радостное - 19%, нейтральное, безразличное - 8% и грустное, печальное настроение - 1%.
§ На данных снимках присутствуют следующие виды окружающих условий: домашняя обстановка - 25%, места отдыха и развлечений - 23%, природа и улица - по 14%, исследуемый человек в гостях - 12%, общественная деятельность - 7%, учебный процесс - 3%, рабочая обстановка - 2%.
Для определения экстраверсии-интраверсии испытуемого в исследовании использовался тест-опросник Г. Айзенка EРi, адаптированный А.Г. Шмелевым. По результатам опросника исследуемый - амбиверт. Из 24 возможных баллов, соответствующих степени сверх экстраверсии, т.е. 100%, испытуемый набрал 14 баллов, что составляет 58%. Что касается фотографий, то «групповых» среди них 53%. Из полученных данных можно сделать вывод о том, что в данном случае степень экстравертированности исследуемого человека, выраженная в процентах, практически совпадает с количеством «групповых» фотографий, так же выраженным в процентном отношении.
Таблица №3. 1 - сопоставление степени экстравертированности испытуемого с количеством «групповых» фотографий. 2 - сопоставление степени интравертированности испытуемого с количеством «портретных» фотографий.
По результатам общего анализа фотографий можно сделать следующее заключение: постоянный круг общения у исследуемого составляют в среднем 4 человека. Это друзья, которые присутствуют на большинстве снимков. Однако контакты не ограничиваются только кругом друзей (что, пожалуй, было бы свойственно интравертам). В них входят и другие группы. Однако человек не стремится занять центральное место в группе, не доминирует в ней. Чаще он где-то между центром и краем. Думаю, такое место в группе характерно для амбивертов, которые не стремятся быть «душой компании», но и не уходят в сторону от группы.
Обстановка на «портретных» фотографиях говорит о том, что индивидуальные снимки в основном делаются дома (как в месте родном и защищенном от посторонних проникновений) и в местах отдыха и развлечений. Домашние снимки отличаются разнообразием поз, оттенками эмоциональных состояний. Они чем-то напоминают фотосессию, отражающую непохожесть человека на себя в разные моменты его жизни. Возможно, они делаются, чтобы познать какие-то свои составляющие, скрытые от других; чтобы запечатлеть какое-то важное внутреннее состояние. Думаю, эту особенность можно отнести к проявлению интраверсии у данного человека. По фотографиям в местах отдыха и развлечений, куда, как правило, ходят с близкими и значимыми людьми, можно сказать о том, что у исследуемого человека узкий круг таких значимых людей. Это тоже проявление интраверсии.
По эмоциональному состоянию на снимках видно, что приподнятое настроение превалирует на обоих типах снимков. А вот веселое и радостное преобладает на «групповых» фото почти в два раза. Это может говорить о том, что из узкого круга общения исследуемый обращается в группу для эмоциональной разрядки, для получения новых позитивных ощущений.
Таблица №4.
Выводы по данному испытуемому
1. Степень экстраверсии-интраверсии практически совпадает с количеством снимков «групповых» и «портретных».
2. У амбиверта снимков обоих типов почти поровну.
3. Степень экстраверсии влияет на количество человек вокруг. У амбиверта количество соответствует малой группе.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |