33
Городская открытая научно-практическая конференция
Тема: Изучение воздействия пива на организм подростка
Оглавление
Введение, цели, задачи
Глава 1. Теоретическая часть
1.1.История изготовления пива
1.2. Химический состав пива
1.3. Причины употребления пива
1.4. Положительные свойства пива
1.5. Психологическое воздействие пива
1.6.Физиологическое влияние пива на организм человека
Глава 2. Исследовательская часть
Глава 3. Рекомендации
Глава 4. Литература
Приложения
Введение
В одном серьезном документе сказано: «Человек… является высшей ценностью». Стало быть, его как ценность надлежит надежно беречь. Вот этому и посвящена наша работа. Если же говорить более конкретно, то она - о вредном влиянии пива на организм человека. Но мы постараемся не ограничиваться только физиологической стороной дела, сообщив, как и на какие функции организма воздействует упомянутый напиток. Вначале попытаемся обратить ваше внимание на проблему не менее острую - воздействия пива на душу человека. Данная проблема возникла в результате активно насаждаемого и уже существенно внедрившегося в сознание наших людей «культа пива».
Мы вступили в третье тысячелетие… Кстати, вы не задумывались, как можно охарактеризовать нынешнее время? Может быть так, как сказано в одной современной басне?
Мы, слыхивал,
живем в эпоху Пива.
Пивной на нас пролился водопад.
«Эпоха пива» - характеристика довольно точная, особенно если иметь в виду бурную, вдруг проснувшуюся у многих граждан страсть к этому напитку. Все мы свидетели того, как к «живительной влаге» потянулись не только крепкие мужские руки, но и женские ручки, а также детские ручонки. Яростно хлынувшая на улицы наших городов и городков пивная «река» безжалостно увлекает в небытие тела и души наших соотечественников.
«Пивной поток людей,
как мух людей смывает…
Пивная жизнь прекрасна и легка!
Недаром детям -
слух такой гуляет -
Его пропишут вместо молока».
Сегодня непомерное и все возрастающее увлечение пивом населения, особенно молодежи, вызывает растущую тревогу.
Гипотеза: мы предполагаем, что пиво имеет не только положительное (утоляет жажду, и, выражаясь современным языком, повышает общий тонус организма, а также способствует более правильному обмену веществ), но оказывает и отрицательное влияние на организм человека, особенно подростка.
Цель работы: Изучить отрицательное влияние пива на организм подростка.
Задачи работы:
1. Познакомиться с историей и химическим составом пива.
2. Выяснить причины употребления пива.
3. Выяснить влияние пива на психологическом и физиологическом уровне.
4. Составить список рекомендаций родителям, учителям и учащимся по профилактике употребления пива несовершеннолетними.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. История изготовления пива
С древнейших времен люди занимались изготовлением ароматного слабоалкогольного пенистого напитка, с хмелевой горечью, больше известного нам под названием ПИВО.
Историки считают, что еще за 7 тысяч лет до н.э. в Вавилоне варили пиво из ячменного солода и пшеницы. Затем способ приготовления распространился в Древнем Египте, Персии, среди народов, населявших Кавказ и юг Европы, а позже - по всей Европе.
Древневавилонский царь Хаммурапи (1792-50 г.г. до н.э.), как известно, принял один из первых сводов законов из 282 параграфов. Некоторые из них впрямую касались самого пива. В частности, если пивоварка (тогда пиво варили только женщины) запросит за пиво цену, не соответствующую цене хлеба, а цену серебра высокой пробы, либо же дешевле цены хлеба, тогда ее необходимо оштрафовать или бросить в воду. А если кто продавал плохое пиво или же фальсифицированный под пиво напиток, его должно утопить в той же пивной бочке или казнить через питье этого напитка до смерти.
Известный древнегреческий ученый и историк Геродот называл пиво ячменным вином. Фракийцы же от Адриатики до Черного моря ежедневно употребляли светлое пиво. Они считали, что пиво не только утоляет жажду, но и, выражаясь современным языком, повышает общий тонус организма, а также способствует более правильному обмену веществ.
В Англии в IV веке н.э. изготовляли уже 19 сортов пива, а вместо хмеля в качестве вкусовых добавок использовали мед, корицу, вереск. Центром же пивоварения в Средние века была Фландрия.
В IX-XII веках пивоварение уже широко было распространено на территории Киевской Руси, а затем и в Новгородских землях. Причем из найденных документов того времени известно, что пиво варили из ячменного солода и хмеля, которые используются по сей день.
Сначала его варили для домашнего потребления, затем по мере развития товарного производства, пиво становится предметом обмена и торговли.
1.2. Химический состав пива
Ни одно СМИ не сообщает, что по вредности для организма пиво может сравниться с самогоном, так как в процессе спиртового брожения и в пиве, как и в самогоне, в полном объёме сохраняются сопутствующие алкоголю побочные продукты брожения. Это альдегиды, сивушные масла, метанол, изопропиловый спирт, эфиры, нитразамины, и другие не менее ядовитые соединения, содержание которых в пиве в десятки и сотни раз превышает уровень их допустимой концентрации в водке, полученной из спирта высшей очистки. Среди них -- и психотропные вещества, которые относятся к нелегальным наркотикам.
Основные компоненты пива. Пиво, представляет собой натуральный алкогольный напиток, который содержит большое количество соединений, образующихся в процессе ферментации и поступающих в него из растительного сырья. Основными компонентами пива являются вода (91-93%), углеводы (1,5-4,5%), этиловый спирт (3,5-4,5%) и азотсодержащие вещества (0,2-0,65%). Прочие компоненты обозначают как минорные.
Углеводы пива (около 26 г/л) на 75-85% состоят из декстринов. На простые сахара (глюкоза, сахароза, фруктоза) приходится 10-15% от общего количества углеводов. И лишь 2-8% углеводов представлены другими, сложными сахарами (полисахариды, фрагменты пектина и др.).
Этиловый спирт (около 30 г/л), наряду с углеводами, является главным компонентом, обеспечивающим калорийность этого напитка, которая составляет около 400-450 ккал/л. Для сравнения: калорийность молока, кока-колы или фруктовых соков колеблется в пределах 600-700 ккал/л. Учитывая это, нельзя согласиться с бытующим представлением о том, что умеренное потребление пива способствует увеличению массы тела и даже способно привести к ожирению. Вместе с тем, пиво обладает способностью стимулировать аппетит и способствовать избыточному потреблению пищи.
Азотсодержащие вещества пива представлены в основном полипептидами и аминокислотами. Большая часть их поступает в напиток из солода. Лишь 20-30% аминокислот являются продуктами жизнедеятельности дрожжей. В пиве представлены все основные аминокислоты. Однако, их пищевая ценность из-за малого количества незначительна.
Минорные соединения пива. Минорные, или присутствующие в незначительных количествах компоненты пива классифицируют следующим образом: минеральные соединения, витамины, органические кислоты, фенольные соединения, горькие вещества, ароматические соединения, биогенные амины и эстрогены.
Минеральные соединения поступают в напиток из солода, других исходных материалов и с водой. В биологически значимых количествах в пиве присутствуют ионы калия, натрия, кальция, магния, фосфора, серы и хлора. Пиво отличается от других алкогольных напитков и, в частности, от вина высоким содержанием калия (160 - 450 мг/л). Пиво, употребляемое в количестве 1 л в день, способно примерно на 30% обеспечить суточную потребность в этом элементе. При этом в пиве относительно мало натрия (около 120 мг/л). Данное обстоятельство используют некоторые врачи, которые рекомендуют пациентам, страдающим гипертонической болезнью и нуждающимся в ограничении натрия, пить пиво в умеренном количестве - 0,5-1,0 л в день.
По содержанию кальция (около 80 мг/л), магния (около 80 мг/л), фосфора (около 140 мг/л), а также железа, меди, цинка и других, содержание которых не превышает 1 мг/л, пиво почти не отличается от апельсинового сока. Наличие в пиве кобальта, применяемого в качестве стабилизатора пивной пены, оказывает разрушительное действие.
Витамины поступают в пиво в основном из солода, богатого витаминами группы В. Поэтому в пиве, в отличие от натурального вина, содержится довольно большое количество вит. В1, или тиамина (0,005-0,15 мг/л) и вит. В2, или рибофлавина (0,3-1,3 мг/л). Употребление пива в количестве 1 л в день способно обеспечить 40-60% суточной потребности в этих витаминах. Пиво богато и другими витаминами. Содержание вит. С или аскорбиновой кислоты составляет 20-50 мг/л. Аскорбиновую кислоту в пиво часто добавляют в процессе производства для предотвращения процессов спонтанного окисления других компонентов. 1 л пива примерно на 70% обеспечивает суточную потребность в этом витамине. В пиве относительно мало вит. В6 или пиридоксина (0,4-1,7 мг/л), пантотеновой кислоты (0,4-1,7 мг/л) и биотина (около 5 мг/л).
Фенольные соединения. Содержание полифенолов в пиве примерно в 10 раз ниже, чем в натуральном виноградном вине и колеблется в пределах 150-300 мг/л. Около 90% фенольных соединений поступает в пиво из солода, а остальные - из хмеля. Среднее содержание полифенолов и их отдельных представителей отражено [1]. Фенольные соединения пива можно отнести к наиболее ценным в биологическом отношении его компонентам. Следует отметить также, что потребление пива и крепких алкогольных напитков ассоциируется с повышенным риском развития злокачественных образований в нижних отделах мочевыводящих путей, что также связывают с низким содержанием полифенолов. Вместе с тем, установлено, что фенольные соединения, обеспечивают его бактерицидное, бактериостатическое действие и облегчают абсорбцию минеральных веществ и других компонентов пищи.
Ароматические соединения пива. Аромат и цвет пива, помимо горьких веществ, определяют и другие соединения, поступающие в напиток из хмеля и входящие в состав хмелевого масла. На сегодняшний день идентифицировано более 70-и компонентов, отнесенных к этому классу веществ. Сведения о способности этих веществ оказывать биологическое действие отсутствуют.
Биогенные амины провоцируют развитие гипертензии, вызывают головную боль и могут привести к поражению почек.
1.3. Причины употребления пива
Распространению пьянства способствуют живучие алкогольные традиции, питейные ритуалы. Какие только поводы для выпивки не используют любители времяпрепровождения с рюмочкой в руке! Праздники. Приятные события. Печальные происшествия. Приобретение новой вещи. Окончание учебного года. Поступление на работу…
Помимо питейных традиций возникновению склонности к пьянству в немалой степени способствует неумение иных молодых людей правильно, увлекательно, с пользой для себя и для общества проводить свободное время. Здесь надо говорить не столько об организации досуга молодых людей, сколько о воспитании у них потребности в содержательных видах времяпрепровождения, о воспитанности духовности.
Одни прибегают к употреблению спиртных зелий по той причине, что алкоголь создает обманчивое чувство повышенного самодовольства и мнимого благополучия, иллюзию избавления от всех невзгод и от напряжения, ложное чувство прилива сил и повышения настроения. Другими пиво употребляется как средство, якобы облегчающее контакты, способствующее сложившейся традиции общению людей в часы досуга. Питейные ритуалы и обычаи - это своеобразный ложный способ приобщения к представлениям и интересам того или ионного малого коллектива. Порой юнец, желающий стать «своим» в компании, пьет заодно со всеми, скрывая естественное отношение к алкоголю. Лишь бы стать здесь в один ряд с другими. Раз, второй, третий выпьет через силу, а тем, глядишь, уже и не без некоторого удовольствия потянулся к рюмке. Это еще раз свидетельствует о своего рода избирательности в юношеском возрасте: некоторые молодые люди гораздо легче поддаются отрицательному влиянию меньшинства с отклоняющимся поведением и не склонны воспринимать положительные традиции большинства в непосредственном окружении.
Немалую роль в раннем употреблении пива играют и условия семейного воспитания, семейные традиции. У 52 из 100 молодых людей, страдающих хроническим алкоголизмом, констатированы неблагоприятные условия воспитания, связанные с постоянными конфликтами, создаваемыми главным образом отцами-пьяницами. Многие пациенты воспитывались без отцов, с которыми матери развелись опять таки по причине пьянства. Дети в таких семьях часто были лишены должного внимания и надзора. Иногда родственники прямо поощряли употребление пива детьми и подростками. Да, такой семейной атмосфере, такой ситуации не позавидуешь. Нужно сказать себе: «Нет, пива не пью!» Трудные условия воспитания - еще не оправдание наших пороков. Каждый способен сам выковывать свой характер, выбрать жизненный путь. Боритесь за свое счастье. Не раскисайте. Будьте требовательны к себе и снисходительны к недостаткам ваших родителей. Родителей не выбирают…
Кроме перечисленных факторов распространению пивного алкоголизма способствуют плохая организация культурно-массовой работы, недостаточное внимание в некоторых семьях к воспитанию у молодых людей самодисциплины, чувства ответственности перед близкими, перед всем обществом, неумение привить молодежи разнообразие и верно сориентированные интересы.
Каждый человек - хозяин своей судьбы, каждый просто обязан всерьез заняться самовоспитанием, укреплением воли, повышением своего образовательного уровня, рациональной организацией собственного досуга. Стремление к самосовершенствованию всегда найдет горячую поддержку в нашем обществе. Так что нет оправдания тем, кто добровольно выбирает самый легкий и коварный из всех путей - путь пьянства, бездомного стремление как-нибудь убить время. Тем более что этот, поначалу чрезвычайно легкий, путь приведет рано или поздно к пропасти.
1.4. Положительные свойства пива
«У спирта много лиц. Это продукт питания, жидкость и топливо, а также дезинфицирующее и болеутоляющее средство, средство возбуждения и успокоения и, наконец, средство улучшения самочувствия, которое, однако, может одурманивать и вызывать зависимость», - так характеризует алкоголь создатель издания «Журнал исследований алкоголя» Марк Келлер.
Несомненно, пиво обладает рядом положительных свойств. Одним из таких свойств является облегчение отношений между людьми. Далеко не каждый человек по характеру является общительным. Для многих общение ограничено узким кругом людей, а расширить число своих приятелей и знакомых они не способны. В состоянии же легкого, приятного опьянения даже стеснительный человек смелеет, и может легко заговорить с человеком, с которым он еще не знаком.
Пиво обладает эйфоризирующим эффектом (улучшение настроение, создание благодушно-беспечного эмоционального фона); успокаивающим (седативным) действием (небольшие количества спиртного улучшают сон); уменьшает страх и тревогу (в прошлой войне солдатам перед атакой давали спиртное, и многих это избавляло от чувства страха); снимает психическое напряжение; повышает аппетит (в прошлом веке врачи рекомендовали ослабленным, болезненным детям и женщинам пить перед едой немного кагора или другого вина); анальгезирующим действием (облегчает боль); свойством корригировать некоторые особенности характера человека (робость, нерешительность, застенчивость).
1.5. Психологическое воздействие пива
Запретили употребление пива в общественных местах. Но запретили, похоже, только на бумаге. А в реальности как ходил народ по улицам, гордо держа заветную бутылку или банку, так и ходит. Запрет вышел, теперь многие надеются, что со временем все это закончится. Но телевизионная реклама успела сделать свое дело. Она приучила молодых людей к новому виду «культурного» досуга. Теперь парни и девушки, собираясь вместе, уже практически автоматом делают, «как учили»: в руках у каждого бутылка пива. Реклама развила у молодежи условный рефлекс: собрались вместе - возьмите по бутылочке. А идти по улице с бутылкой пива (как в западном кино!) так же модно и «культурно», как если бы вы шли с сигаретой.
Пиво как способ времяпрепровождения. Пиво весьма подходящий напиток, чтобы «убить» время и, прикрывшись пивной пеной, скрыться от реальных дел. Судите сами - его пьют долго, помногу, ведя «под пивко» неспешные разговоры. И, что весьма ценно, за длительное время «приема» можно не упиться «вусмерть».
Пиво как способ антивоспитания. Активной пивной рекламой у нас уже воспитана значительная возрастная группа - от 16 до 30 лет. Это так называемое «пивное поколение». Характерным атрибутом их жизни стала батарея пивных бутылок, особенно когда группа молодых людей «тусуется» и «оттягивается».
Надо отдавать себе отчет в том, что аудитория, во все глаза смотрящая и все душой впитывающая предлагаемый ей образ жизни и стиль поведения, - это подростки от 10 до 15 лет. Пацаны, из всех сил стремящиеся стать «ух, какими!», внимают каждому слову и каждому движению тех, кто по их разумению, таким уже стал. Эти «старшие» всерьез воспринимаются юнцами как люди, знающие толк в жизни и умеющие идти по ней уверенной поступью и с высоко поднятой головой. А «кумиры», понимая (хотя, может быть, даже и нет) силу своего влияния на подрастающую поросль, своим поведением подсказывают ей, как уже сейчас можно приблизиться к заветной мечте: сожми в руке бутылку, «дерни» «из горла» и уже сейчас станешь таким, каким хочешь!
«Воспитательное» воздействие «пивцов» на подростков продолжается без видимых помех. Повторяем: пиво пьют на глазах у детей - и на улице, и в общественном транспорте. А между тем каждый день и каждый час открытого употребления в общественных местах алкогольного напитка под названием «пиво» убивает юные души. Дети, воспитанные против нашей воли «старшими товарищами» в духе «пивного братства», имеют реальные шансы в недалеком времени стать такими же, как те, и постоянно пребывать в состоянии «легкой поддатости».
Сейчас часто повторяют: пиво страшно тем, что «открывает двери водке». Это, конечно же, так. Но мы уверены, что и оно само по себе способно натворить немало бед. Пиво может превратить человека в существо, перед которым закроются в жизни многие двери, а открытой останется лишь одна - в бездну.
1.6. Физиологическое влияние пива на организм человека
Ожирение. Пиво пробуждает аппетит за счет алкоголя и других содержащихся в нем веществ. Прием значительных порций пива может привести к нарушению углеводно-жирового обмена в организме, и ожирение не заставит себя долго ждать. Уменьшение выработки организмом мужского полового гормона (метилтестостерона) приводит к непропорциональному увеличению в организме женских половых гормонов, поэтому происходит не просто ожирение, а ожирение по женскому типу: жир откладывается на бедрах, шее, плечах и груди. Мужчина постепенно приобретает женские очертания, а потребление женщинами пива приводит к излишней полноте.
Подавление либидо (полового влечения). Упомянутый выше гормон метилтестостерон стимулирует половое влечение. Недостаток его в крови постепенно приводит к развитию безразличия к противоположному полу.
Потеря эластичности сосудов. В условиях повышенного давления крови в сосудистой системе стенки кровеносных сосудов, теряя свою эластичность, начинают выпячиваться и выбухать по типу варикоза: гладкая мускулатура сосудов ослабевает, стенки их растягиваются, становятся дряблыми и не способными к активному сжатию Особенно опасно развитие этого явления в сосудах сердечной мышцы.
«Пивное сердце». Такой термин существует в медицине, и касается он чаще всего так называемых «пивняков» - любителей побаловать себя немалыми количествами «безвредного» напитка. Большой объем выпитой жидкости приводит к увеличению объема крови в организме. По причине необходимости перекачивать увеличенное количество крови сердечная мышца в условиях перегрузки, естественно, переутомляется. Сердце, стремясь вобрать в себя увеличенный объем крови, растягивается. Стенки его со временем истончаются. Сердечная мышца ослабевает. Сердце становится большим по объему, но мало работоспособным - «пивным», как называют его медики.
Однако это не единственный фактор возникновения «пивного сердца». Есть данные, что употребление пива приводит к дефициту витамина В1, а недостаток этого витамина также способствует ослаблению и перерастяжению сердечной мышцы. Свою роль играет и кобальт, содержащийся в пиве в качестве пенообразующей добавки.
Вкупе все это приводит к следующему: сердце становится гипертрофированным, то есть увеличенным в размере, дряблым и провисшим. Сила сокращения сердечной мышцы снижается, для поддержания нормального артериального давления увеличивается частота его сокращений, а это нежелательно, так как сердце в результате преждевременно «изнашивается». Итогом может быть полная его остановка.
«Пивной» живот. Употребление большого количества жидкости приводит к растяжению мышечной стенки желудка. Естественно, это ведет к увеличению мышечного давления брюшной стенки. В результате мышечные волокна растягиваются, снижается их тонус. Добавим сюда уменьшение физической нагрузки на брюшной пресс по причине обыкновенной лени и получим идеальное «жирохранилище» в области талии. Жир, как известно, - это энергетический резерв нашего организма. А резерв хранится в месте, где им никто без надобности не воспользуется. Если это место - талия, тогда жировые накопления отложатся именно там. В итоге на животе образуется огромный сальник.
Увеличение объема брюшной полости позволяет кишечнику также увеличиваться в объеме - его стенки растягиваются, а их тонус от такого растяжения, естественно, снижается. Снижение тонуса кишечника (так называемая «атония») ослабляет его перистальтику (способность стенок кишечника, сокращаясь, проталкивать его содержимое в направлении «выхода»), ухудшает кишечное пищеварение: возникают запоры и вздутие кишечника. Итогом длительных запоров может стать геморрой.
Из-за замедления продвижения по кишечнику пищевых масс происходят чрезмерное всасывание воды их них и последующее затвердевание. Это приводит к образованию в толстом кишечнике каловых камней, которые в свою очередь становятся серьезным препятствием для опорожнения кишечника.
Гастрит и язва желудка. Пиво содержит угольную кислоту, а это значит, что, попав в желудок, оно увеличивает его кислотность. Повышенная кислотность усиливает раздражение слизистой оболочки желудка, от чего она может воспалиться. Воспаление слизистой оболочки желудка и называется гастритом. Не леченный или плохо леченый гастрит может привести к возникновению такого серьезного дефекта, как язва желудка.
Желчно-каменная болезнь. Пиво обладает релаксирующим, то есть расслабляющим действием. Именно поэтому для него характерен мочегонный эффект: расслабляя сфинктер мочевого пузыря, пиво способствует оттоку мочи из него. Но надо иметь в виду, что расслабляющее действие пива сказывается также и на мускулатуру желчных протоков. Расслабленная гладкая мускулатура названных органов становится неспособной к активным сокращениям, которые необходимы для обеспечения продвижения желчи к кишечнику. Возникает так называемая «дискинезия желчевыводящих путей», приводящая к застою желчи в желчном пузыре. Из-за застоя желчи ухудшается кишечное пищеварение.
В самом желчном пузыре концентрация желчи в результате застоя начинает повышаться. В итоге соли, содержащиеся в ней, выпадают в осадок в виде кристаллов. Кристаллы постепенно увеличиваются в размерах. Сначала они образуют так называемый «песок», а затем, с течением времени, мелкие песчинки превращаются в средние и крупные камни - конкременты. Попадание камней в желчевыводящие пути приводит к травматизации их внутренних стенок, что сопровождается сильными резкими коликами.
Но может произойти и полная закупорка желчевыводящих путей. Тут уж - и сильные опоясывающие боли, и тяжесть в правом подреберье (из-за нарастания давления в желчном пузыре), и желтуха (из-за нарушения оттока из желчного пузыря желчь начинается поступать в кровь). Довольно часто в таких случаях для удаления камней требуется хирургическое вмешательство, так как закупорка желчевыводящих путей может привести к разрыву желчного пузыря, а это крайне опасно для жизни человека.
Исследования, проведенные во многих странах, свидетельствуют, что хронический алкоголизм развивается в 3-4 раза быстрее от употребления пива, чем от крепких алкогольных изделий. Вред пива для человеческого организма очень обширен. Гибель клеток головного мозга (которые, отмирая, выходят с мочой), нарушение функций спинного мозга, миокардиодистрофия, цирроз печени, гепатит, панкреатит, гастрит, невропатии, поражение зрительного и слухового анализаторов. Доказана также корреляция между ежесуточным потреблением пива и повышением артериального давления. Одним из тяжелых осложнений при пивном алкоголизме является молочно-кислый ацидоз и гипонатриемия.
Глава 2. Исследовательская часть
Итак, объектом исследования является подросток, а предметом исследования - негативное влияние пива на организм подростка.
Анкета:
1.Ваш пол:
а) мужской; б) женский
2.Когда вы впервые узнали вкус пива?
а) до школы; б) до 5-го класса; в) до 8-го класса; г) до 11-го класса;
д) по окончании средней школы.
3. Приятным ли было первое впечатление от принятого пива?
а) да б) нет в) не помню г) затрудняюсь ответить
4.Когда вы последний раз употребляли пиво?
а) вчера б) неделю назад в) месяц назад г) не употребляю
5.Как вы относитесь к рекламе пива?
а) положительно б) отрицательно в) равнодушен
6.Способствует ли пиво снятию душевного напряжения? (ваше мнение)
а) да б) нет в) иногда г) другое_________________
7.Может ли современное застолье обойтись без пива?
а) да б) нет в) другое______________________
8.Часто ли вы употребляете пиво?
а) ежедневно б) 1-2 раза в неделю в) 2-3 раза в неделю г) очень редко д) не употребляю
9.Легко ли вам отказаться от пива?
а) да б) нет в) иногда г) затрудняюсь ответить
10.Случались ли с вами неприятные последствия, связанные с употреблением пива?
а) да б) нет в) затрудняюсь ответить.
11.Ваше личное отношение к употреблению пива?
а) лучше не пить совсем; б) уверен в безвредности нечастых выпивок; в) следует пить, соблюдая чувство меры; г) думаю, иногда позволительно немного выпить;
д) для здорового человека алкоголь безвреден; е) не могу ответить
12.Вы встретили уважаемого вами человека в состоянии сильного опьянения. Ваша реакция:
а) пройду мимо, меняя о нем мнение; б) окажу посильную помощь, испытывая разочарование;
в) посочувствую, пройду мимо; г) окажу посильную помощь «с кем не бывает»; д) не представляю такое.
13.Способны ли вы к самоконтролю в состоянии алкогольного опьянения?
а) да б) нет в) затрудняюсь ответить.
14.Видели ли вы своих родителей в состоянии сильного алкогольного опьянения?
а) да б) нет г) затрудняюсь ответить.
15.Считаете ли вы что пиво это зло?
а) да б) нет
16.Какое количество денег вы тратите на приобретение пива в месяц (в среднем)?
а) много (почти все) б) достаточно много в) мало г) не трачу совсем
17.Свободное время без употребления пива - напрасно потерянное время.
а) всегда б) иногда в) никогда г) затрудняюсь ответить
18.Как по-вашему, кого любит пьяный?
а) себя б) алкоголь в) другого человека г) никого
19.Трезвость общества это:
а) иллюзия б) реальность.
Результаты анкетирования
Исследование потребляющих пиво школьников восьмых - одиннадцатых классов на основе анкетирования выявило следующие факты:
1. Впервые вкус пива до школы узнали - 24 ученика,
до 5-го класса - 24 чел,
до 8-го класса - 68 чел,
до 11-го класса - 11 чел,
по окончании средней школы - 7 чел.
2. Первое впечатление от принятого пива было приятным для 10 чел,
не приятным для 80 чел,
не помнят, что чувствовали - 48 чел,
затрудняются ответить - 23 чел.
3. В последний раз пиво употребляли вчера - 24 чел,
неделю назад - 67 чел,
месяц назад - 36 чел,
не употребляют - 21 чел.
4. К рекламе пива относятся положительно - 8 чел,
отрицательно - 35 чел,
равнодушны - 69 чел.
5. Пиво способствует снятию душевного напряжения для 34 чел,
не способствует для 21 чел,
иногда способствует для 56 чел.
6. Современное застолье может обойтись без пива для 62 чел,
не может - для 21 чел.
7. На вопрос часто ли вы употребляете пиво ответили так:
ежедневно - 4 чел,
1-2 раза в неделю - 24 чел,
2-3 раза в неделю - 4 чел,
очень редко - 68 чел,
не употребляют - 45 чел.
8. Легко отказаться от пива - 68 чел,
не легко - 34 чел,
иногда легко - 32 чел,
затрудняются ответить - 13 чел.
9. Личное отношение к употреблению пива учениками:
лучше не пить совсем - 34 чел,
уверены в безвредности нечастых выпивок - 7 чел,
следует пить, соблюдая меру - 23 чел,
думают, иногда позволительно немного выпить - 24 чел,
для здорового человека алкоголь безвреден - 4 чел,
не могут ответить - 4 чел.
10. На вопрос «Вы встретили уважаемого вами человека в состоянии сильного опьянения. Ваша реакция» ответили так:
пройду мимо, меняя о нем мнение - 8 чел,
окажу посильную помощь, испытывая разочарование - 13 чел,
посочувствую, пройду мимо - 17 чел,
окажу посильную помощь - "с кем не бывает" - 45 чел,
не представляю такое - 24 чел.
11. К самоконтролю в состоянии алкогольного опьянения способны - 89 чел,
не способны - 8 чел,
затрудняются ответить - 18 чел.
12. В состоянии сильного алкогольного опьянения видели своих родителей - 57 чел,
не видели - 68 чел,
затрудняются ответить - 9 чел.
13. Пиво - это зло для 19 человек,
не зло - для 98 чел.
14. На вопрос «Какое количество денег вы тратите на приобретение пива в месяц?» ответили так:
много (почти все) - 4 чел,
достаточно много - 7 чел,
мало - 68 чел,
ни трачу совсем - 69 чел.
15. На вопрос «Как по-вашему, кого любит пьяный?» ответили так:
себя - 24 чел,
алкоголь - 36 чел,
другого человека - 23 чел,
никого - 75 чел.
16. Трезвость общества - это:
иллюзия - для 85 чел,
реальность - для 86 чел.
Вывод: Алкоголизм очень быстро «молодеет», т.к. подростки начинают употреблять пиво уже в средней, а некоторые даже в начальной школе. Основными причинами его употребления являются подражание старшим (старшеклассникам или своим родителям). Печальный факт - примерно 1/3 опрошенных учеников видели своих родителей в состоянии сильного алкогольного опьянения. Также не все учащиеся знакомы с серьезными последствиями употребления пива, а, следовательно, употребляют его, не задумываясь.
Очень важна ферментативная функция белков, так как они ускоряют течение биохимических реакций в сотни миллионов раз. Эти функции зависят от различных факторов: температуры, давления, концентрации раствора, ионизации, радиации, алкоголя. Выясним, что происходит с белком под действием пива.
Опыт № 1: Нарушение свойств белков при воздействии на них пивом.
Цель: доказать, что спирт денатурирует белки, необратимо нарушает их структуру и свойства.
Оборудование:
Штатив, 2 пробирки, бюретки на 10 мл, пипетка, яичный белок, профильтрованный через вату, вода, 80-90-процентный раствор NaOH, 1-процентный раствор CuSO4.
Ход опыта:
В две пробирки я налила по 1-2 мл яичного белка. В одну из них добавила 8 мл воды, а в другую - столько же спирта и взболтала. Сравнивая содержимое пробирок, я заметила, что в первой пробирке белок растворяется, так как яичный белок относится к легкорастворимым белкам (поэтому он хорошо усваивается).
В спирте белки не растворяются: спирт отнимает от белков воду. В результате этого нарушаются структура, свойства белка и его функции.
Для доказательства необратимого изменения белков под влиянием спирта я провела в обеих пробирках биуретовую реакцию (реакцию на растворимый белок). Для этого в пробирки я добавила по 3 мл 10-процентного раствора NaOH, а также по 3 капли 1-процентного раствора CuSO4. При самых незначительных следах белка в растворе окраска должна быть фиолетовой. При наличии растворимого белка - лиловой, так как продукты расщепления белка дают розовый цвет. При полном отсутствии растворимых белков окраска должна быть синей (цвет гидрата окиси меди). В пробирке, не содержащей спирт, развивалась лиловая окраска, свидетельствующая о наличии растворенного белка. В пробирке, куда был добавлен спирт, в растворе белка не обнаружилось. Это означает, что под действием спирта нарушилось важное свойство белка - растворимость.
Вывод: пиво необратимо нарушает структуру и свойства белка.
Опыт № 2. Нарушение свойств фермента каталазы при воздействии различных факторов.
Цель: Выяснить, что произойдет с ферментом каталазой, если подействовать на него водой, пивом, высокой и низкой температурой.
Оборудование: Штатив, 4 пробирки, картофель
Ход работы:
Взяла 8 пробирок. В первые 4 пробирки положила небольшое количество измельченного картофеля. В другие 4 пробирки - измельченные кусочки мяса (говядина). Первую и пятую пробирку поместила в морозильную камеру холодильника. Вторую и шестую пробирки - в банку с горячей водой (t = 80-900). В третью и седьмую пробирки добавила воды (2 мл). В четвертую и восьмую пробирки добавила пиво («Балтика 9»-2 мл). Через 30 минут достала все пробирки и в каждую капнула небольшое количество пероксида водорода.
Наблюдения: В пробирках № 3 и № 7 наблюдала выделение пузырьков, т.е. фермент каталаза расщеплял пероксид водорода. В остальных пробирках реакцию выделения кислорода не наблюдала, т.к. структура (IV-III) ферментов была нарушена.
Вывод: пиво необратимо нарушает структура и свойства белка.
Интервью с профессором кафедры патологической анатомии им. П.Г. Подзолкова Зыковой Ларисой Дмитриевной
Мединститут Г. Красноярска
К.: Как вы можете узнать на вскрытии, был человек зависимым от алкоголя или нет?
Л. Д.: Это легко можно определить по состоянию печени. Печень алкоголика - зернистая, с мелкими пузырьками, печень здорового человека - гладкая.
Вследствие употребления алкоголя происходит разрастание соединительной ткани по всему организму.
К.: Каковы основные последствия злоупотребления алкоголем?
Л. Д.: Хондропатия, патология сердца, острые поражения печени. Что касается беременных женщин, употребляющих алкоголь - возможны такие последствия как заячья губа у ребенка, могут не сформироваться некоторые значительные функции, такие как двигательная функция; глаз может быть, но он не видит.
К.: Как вы относитесь к тому, что сегодня многие молодые люди употребляют спиртные напитки, чаще всего пиво?
Л. Д.: Я отношусь к этому очень негативно! Это безобразие нужно прекратить! Нельзя даже пить эту «Coca-Cola», она также сильно вредна, как и пиво! Страшное дело! Нельзя этого допускать! Никогда!
Глава 3. Рекомендации
Пиво не только утоляет жажду и помогает облегчению отношений, но и ведет к ожирению, подавлению полового влечения, потере эластичности сосудов, желчнокаменной болезни, гастриту и язве желудка… Поэтому следует начать контролировать процесс употребления этого напитка подростками. Я предлагаю следующие меры по профилактике употребления пива несовершеннолетними:
Для администрации школ (зам. директора по воспитательной работе):
1. Начинать антиалкогольное просвещение и воспитание одновременно с началом учебного процесса (с 1-го класса).
2. Стимулировать общественную активность учащихся через тематические общешкольные мероприятия социально-позитивного досуга школьников.
3. Ввести элективный курс с 5-го класса «Здоровый образ жизни»
Для психолого-валеологической службы:
1. Осуществить комплексный подход к содержанию программы первичной профилактики потребления алкоголя, объединяющий ее биологический, психологический, социальный и духовный компоненты.
2. Провести с несовершеннолетними, входящими в группу риска по потреблению алкоголя, не только групповую, но и индивидуальную медико-воспитательную работу.
Для классных руководителей:
1. Организовать и активизировать самостоятельное участие учащихся разных классных коллективов в профилактической работе.
2. Использовать не только время, отведенное на специальные занятия, но и создать в учебном заведении атмосферу трезвости, используя различные формы внеклассной деятельности.
Для преподавателей:
1. Использовать в преподавании такой методический прием, как «обучение во время обучения».
2. Устанавливать междпредметные связи, позволяющие активно применять данный прием в целях проведения первичной профилактики потребления пива несовершеннолетними.
Для родителей:
1. Проводить беседы с ребенком, внушать ему, что он личность, которая не может подвергаться влиянию алкоголя.
2. Эффективно совместно с ребенком проиграть, прорепетировать его поведение в той ситуации, когда ему навязывают первый стакан спиртного.
Для учащихся:
1. Вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, посещать секции, участвовать в интеллектуальных, спортивных, творческих мероприятиях различного уровня.
2. Прислушаться к мнению родителей, классных руководителей и специалистов разных областей по данному вопросу.
3. Иметь свое мнение и вовремя сказать «нет!».
Результатом проведения профилактической работы должно стать образование «валеологического пространства», «климата» психического здоровья и трезвости в образовательном учреждении и начинать формирование здорового образа жизни нужно с 1-го класса школы, так как процесс социального учения, активной выработки психологических и социальных установок у детей начинается с 8-9 лет.
Глава 4. Литература
1. Анкета
2. Д. Еникеева «Книга для пьющего человека». 1998 г.
3. Журнал «ОБЖ. Основы Безопасности жизни» 12004 (91)
4. www.helpmedoc.ru/info0.php?dir=1&pid=23&rid=88
5. loneedom.ru/items/2273.asp
6. www.medi.oglib.ru/bgl/5028.html
7. www.newsru.com
8. www.vz.ru
Приложения
Таблица 1
Компоненты |
Среднее содержание, мг/л |
|
Суммарное количество Антоцианидины Катехины Эпикатехины Рутин Кверцетин Кверцетрин Хлорогеновая кислота Каффеиновая кислота Куиновая кислота Р-кумариновая кислота Феруловая кислота Синапиковая кислота Камферол Мирицитрин Галлиевая кислота |
150 - 300 46 5 - 55 9 - 24 1 - 6 5 - 125 1 2 - 20 2 - 20 1 - 5 1 - 7 2 - 21 1 - 20 5 - 20 1 5 - 29 |
Фенольные соединения пива
Федеральный закон от 30 декабря 2001 г.
№ 195-ФЗ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
об административных правонарушениях (КоАП РФ)
(извлечение)
Статья 20.20 |
Статья 20.22 |
|
1. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах, за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа продукции в разлив, влечет наложение административного штрафа в размере оплаты от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда. Примечание. Под алкогольной и спиртосодержащей продукцией понимается продукция с объемным содержанием этилового спирта более 12 процентов. Комментарий к ст. 20.20 Штраф налагает милиция. |
Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общественного пользования, в других общественных местах влечет наложение штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда. Комментарий к ст. 20.22. Штраф налагает комиссия по делам несовершеннолетних. |
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Договор ренты |
Курсовая работа | Финансовая устойчивость страховых компаний |
Курсовая работа | Организация налогового учёта в организации |
Курсовая работа | Анализ эффективности использования трудовых ресурсов |
Курсовая работа | Оперативное планирование производства предприятия |
Курсовая работа | Самооценка младших школьников |
Курсовая работа | Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования |
Курсовая работа | Бронхиальная астма |
Курсовая работа | Учет и анализ финансовых результатов деятельности автотранспортной организации |
Курсовая работа | Управление социальной защиты населения на уровне муниципального образования |
Курсовая работа | Психологические проблемы одомашнивания животных |
Курсовая работа | Учёт и анализ доходов и расходов коммерческого предприятия на примере ООО "СуперСтрой-Уфа" |
Курсовая работа | Учет и анализ выпуска готовой продукции |
Курсовая работа | Процедуры набора и отбора персонала |
Курсовая работа | Основные средства предприятия. Показатели эффективности их использования |